Научная статья на тему 'СМЫСЛОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В СПОРТИВНОМ ДИСКУРСЕ'

СМЫСЛОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В СПОРТИВНОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ МАССМЕДИА / СПОРТИВНАЯ ЗЛОСТЬ / СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД / ПОЛИСЕМИЯ / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВИСТИКА ЭМОЦИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бердышева Н.Ю., Муртазина Г.Х., Бойкова Н.Г., Каражаева М.Б., Голокова М.С.

Цель исследования - оценить восприятие фразеологизма «спортивная злость» в молодежной аудитории. Методика и организация исследования. Семантическое поле фразеологизма «спортивная злость» позволило определить исследование, проведенное в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. В рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» направления подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» проводилось анкетирование студентов очной формы обучения. В опросе приняли участие 180 человек разной направленности подготовки: бокс, кикбоксинг, тхэквондо, легкая атлетика, танцевальный спорт, фигурное катание. Результаты исследования и выводы. Лингвостилистический анализ медиатекстов и опрос студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербур позволили прийти к выводу о том, что фразеологическое сочетание «спортивная злость», изначально обладающее семантикой отрицательной оценки, претерпевает смысловые преобразования в медийном пространстве и спортивном дискурсе в целом. Частотное употребление данного фразеологизма в речи спортсменов привело к преобладанию положительно оценочной коннотации в его лексическом значении. Большую роль в этом процессе играют средства массовой коммуникации, которые способствуют закреплению за сочетанием «спортивная злость» значения положительной оценки. Таким образом, социокультурные изменения в обществе напрямую отражаются в языке средств массовой информации и оказывают существенное влияние на изменение лексической нормы современного русского литературного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бердышева Н.Ю., Муртазина Г.Х., Бойкова Н.Г., Каражаева М.Б., Голокова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS OF POPULAR TERMS AND MEANINGS IN SPORTS-SPECIFIC CONTEXTS: OPINION POLL

Objective of the study was to analyze meanings of the term ‘sports aggression’ in the sporting young people’s communities. Methods and structure of the study. The authors run an opinion poll of the Lesgaft National State University full-time sporting students’ (n=180) groups to analyze the modern semantic field of the term sports aggression, with the students sampled from the Russian Language and Speech Culture course under 49.03.01 Physical Education discipline. We sampled the academic boxing, kickboxing, taekwondo, athletics, sport dance and figure skating groups Results and conclusions. Linguistic and stylistic analyses of the Lesgaft National State University students’ opinion poll data give reasons to conclude that the term sports aggression traditionally perceived as negative undergoes semantic transformations in the national mass media and sports communities. Growing use of this term in sports media and communities has transformed its perceived meaning into positive. A special role has been played in this process by mass culture that promoted and consolidated positive connotations of the term sports aggression. This means that language of the national mass media naturally transforms with the ongoing socio-cultural transformations with the relevant implications for the modern colloquial and literate Russian language.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В СПОРТИВНОМ ДИСКУРСЕ»

смысловыЕ преобразования фразеологизмов в спортивном дискурсе

УДК/UDC 796:81

Поступила в редакцию 13.02.2020 г.

Информация для связи с автором: yournetnata@gmail.com

Кандидат филологических наук Н.Ю. Бердышева1 Кандидат педагогических наук, доцент Г.Х. Муртазина1 Кандидат филологических наук, доцент Н.Г. Бойкова1 Кандидат филологических наук М.Б. Каражаева1 Кандидат филологических наук М.С. Голокова1 1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

TRANSFORMATIONS OF POPULAR TERMS AND MEANINGS IN SPORTS-SPECIFIC CONTEXTS: OPINION POLL

PhD N.Y. Berdysheva1

PhD, Associate Professor G.Kh. Murtazina1

PhD, Associate Professor N.G. Boykova1

PhD M.B. Karazhaeva1

PhD M.S. Golokova1

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - оценить восприятие фразеологизма «спортивная злость» в молодежной аудитории.

Методика и организация исследования. Семантическое поле фразеологизма «спортивная злость» позволило определить исследование, проведенное в НГУ им. П.Ф. Лесгафта. В рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» направления подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» проводилось анкетирование студентов очной формы обучения. В опросе приняли участие 180 человек разной направленности подготовки: бокс, кикбоксинг, тхэквондо, легкая атлетика, танцевальный спорт, фигурное катание. Результаты исследования и выводы. Лингвостилистический анализ медиа-текстов и опрос студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербур позволили прийти к выводу о том, что фразеологическое сочетание «спортивная злость», изначально обладающее семантикой отрицательной оценки, претерпевает смысловые преобразования в медийном пространстве и спортивном дискурсе в целом. Частотное употребление данного фразеологизма в речи спортсменов привело к преобладанию положительно оценочной коннотации в его лексическом значении. Большую роль в этом процессе играют средства массовой коммуникации, которые способствуют закреплению за сочетанием «спортивная злость» значения положительной оценки. Таким образом, социокультурные изменения в обществе напрямую отражаются в языке средств массовой информации и оказывают существенное влияние на изменение лексической нормы современного русского литературного языка.

Ключевые слова: спортивные массмедиа, спортивная злость, синонимический ряд, полисемия, психолингвистика, лингвистика эмоций.

Annotation

Objective of the study was to analyze meanings of the term 'sports aggression' in the sporting young people's communities.

Methods and structure of the study. The authors run an opinion poll of the Lesgaft National State University full-time sporting students' (n=180) groups to analyze the modern semantic field of the term sports aggression, with the students sampled from the Russian Language and Speech Culture course under 49.03.01 Physical Education discipline. We sampled the academic boxing, kickboxing, taekwondo, athletics, sport dance and figure skating groups Results and conclusions. Linguistic and stylistic analyses of the Lesgaft National State University students' opinion poll data give reasons to conclude that the term sports aggression traditionally perceived as negative undergoes semantic transformations in the national mass media and sports communities. Growing use of this term in sports media and communities has transformed its perceived meaning into positive. A special role has been played in this process by mass culture that promoted and consolidated positive connotations of the term sports aggression. This means that language of the national mass media naturally transforms with the ongoing socio-cultural transformations with the relevant implications for the modern colloquial and literate Russian language.

Keywords: sports media, sports aggression, synonymic array, polysemy, psycholinguistics, emotionality linguistics.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. В современном русском литературном языке происходят изменения, которые затрагивают смысло-образующие лексические единицы и их коннотации [5, 6]. Например, такие слова, как лихой и монстр, в публичном пространстве приобрели новый смысл: «смелый, храбрый, удалой» [3, 7]. Подобные семантические преобразования касаются терминологии в сфере физической культуры и спорта, в частности слов синонимического ряда «спортивная агрессия» (СА) и «спортивная злость» (СЗ). Использование слов агрессия и агрессор было характерно прежде всего для политического дискурса советских печатных СМИ. С точки зрения международного права агрессия - это «применение

вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства», «открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [1]. Следует отметить, что исследованию состояния СА/СЗ в спорте придается большое значение как в работах отечественных, так и зарубежных авторов [2, 8, 9]. Правомерно ли использование слов СА/СЗ, изначально определяющих негативные понятия зла, жестокости, враждебности в сфере спорта? Е. П. Ильин приводит следующее определение: «Спортивная злость - это эмоциональное состояние раздражения с оттенком агрессивности, направленная либо на себя (как досада из-за неудачного

действия, оплошности, неверно принятого решения), либо на других (на спортивного судью, незаслуженно наказавшего спортсмена; на зрителей, кричащих оскорбления в адрес спортсмена или команды; на тренера, "маринующего" спортсмена на скамейке запасных, и т. д.)» [4, с. 7]. Автор считает, что «некоторые спортсмены преднамеренно вызывают у себя злость на соперника, с которым вне соревнований даже дружат». В эмоциональном плане СЗ может помогать мобилизации, сосредоточенности спортсмена, но бывает и так, что она «как бы ослепляет спортсмена - тогда его поведение и тактика утрачивают гибкость, он начинает действовать шаблонно, упрямо стремясь доказать повторением одних и тех же действий свою правоту себе и другим».

Эти фразеологизмы можно встретить в средствах массовой коммуникации, в универсальных и отраслевых СМИ. Часто словосочетания спортивная злость и спортивная агрессия в средствах массовой коммуникации используются со значением положительной оценки. Например, футбол. Салахов: Спортивная злость всегда присутствует (amfr.ru, 13.02.2019); конькобежный спорт. Валерий Муратов: Спортивная злость и азарт помогли Кулижникову установить рекорд мира (matchtv.ru, 10.03.2019); Спортивная злость или надлом? Что сработает в матче «Спартак» - «Зенит» (Sportbox.ru, 1.09.2019) и т. д.

Лингвостилистический анализ вышеприведенных заголовков привел к выводу о том, что в семантике сочетания спортивная злость происходит сдвиг в эмоционально-оценочный ряд другого порядка.

Цель исследования - оценить восприятие фразеологизма спортивная злость молодежной аудиторией.

Методика и организация исследования. Семантическое поле фразеологизма спортивная злость позволило определить исследование, проведенное в НГУ им. П. Ф. Лес-гафта. В рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» направления подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» проводилось анкетирование студентов очной формы обучения. В опросе приняли участие 180 человек разной направленности подготовки: бокс, кикбоксинг, тхэквондо, легкая атлетика, танцевальный спорт, фигурное катание.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса студентов НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург «Оцените употребление в публичной речи понятия спортивная злость: нормально, нейтрально, допустимо, положительно, недопустимо, отрицательно» - показаны на рис. 1, 2.

Они демонстрируют разницу в восприятии понятия спортивная злость между теми, кто обучается по направлениям бокса, кикбоксинга, тхэквондо, и теми, кто обучается по направлениям легкой атлетики, танцевального спорта и фигурного катания.

Исследование показало, что большинство студентов осмысливает номинации спортивная злость, спортивная агрессия как необходимую составляющую соревновательного процесса. Около половины опрошенных соотносят эти

25

20

устойчивые словосочетания с негативными эмоциями спортсмена по поводу своих неудач, при этом негативные эмоции могут быть направлены или на себя, или на соперника, или на судей.

Сто процентов респондентов сообщили о том, что сталкивались с этими номинациями на тренировках во время сборов и в средствах массовой информации в контексте комментария спортивных соревнований.

На вопрос о допустимости речевой агрессии у спортивных комментаторов и журналистов мнения студентов разделились в зависимости от вида спорта, который комментируется. При этом у студентов есть понимание, что журналисты используют речевую агрессию умышленно для придания остроты определенным моментам в соревнованиях и для поддержания интереса аудитории. Ответы на вопрос «Как вы понимаете значение словосочетания "спортивная злость"»? позволили сформировать два основных синонимических ряда с противоположной коннотацией.

Положительная коннотация: азарт, битва, борьба, возмущение, воля, заряженность, кураж, мотивация, настрой, пре-возмогание, раж, самокритика, сила, собранность, стойкость, соперничество, стремление, сражение, твёрдость, уверенность, упрямство, упорство, чрезмерное старание, эмоциональный пик, энергетический пик, энергия, холодный разум.

Отрицательная коннотация: агрессия, бешенство, враждебность, гнев, досада, злоба, месть, недовольство, негодование, ненависть, нетерпимость, неудача, обида, отчаяние, ожесточение, помеха, провал, раздражение, свирепость, ярость.

Завершающий вопрос анкеты (является ли употребление в публичной речи понятия спортивная злость нормальным, нейтральным, допустимым, положительным, недопустимым, отрицательным?) показал полное приятие этого словосочетания как нормального, допустимого в медийном пространстве и даже добавляющего необходимую выразительность тексту.

Вывод. Лингвостилистический анализ медиатекстов и опрос студентов НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург позволили прийти к выводу о том, что фразеологическое сочетание спортивная злость, изначально обладающее семантикой отрицательной оценки, претерпевает смысловые преобразования в медийном пространстве и спортивном дискурсе в целом. Частотное употребление данного фразеологизма в речи спортсменов привело к преобладанию положительно-оценочной коннотации в его лексическом значении. Большую роль в этом процессе играют средства массовой коммуникации, которые способствуют закреплению за сочетанием спортивная злость значения положительной оценки. Таким образом, социокультурные изменения в обществе напрямую отражаются в языке средств массовой информации и оказывают существенное влияние на изменение лексической нормы современного русского литературного языка.

нейтрально допустимо положительно недопустимо отрицательно

Рис. 1. Результаты опроса студентов, обучающихся по направлениям бокса, кикбоксинга, тхэквондо

Рис. 2. Результаты опроса студентов, обучающихся по направлениям легкой атлетики, спортивных бальных танцев, фигурного катания

№2 • 2021 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.

2. Закаморный С.О. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов: дис. ... канд. пед. наук / С.О. Закаморный; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2012. - 192 с.

3. Ильин Д.Н. Развитие лексической семантики. Процессы позити-вации / негативации значения слова в русском языке / Д.Н. Ильин.

- Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2018. - 150 с.

4. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008.

- 590 с.

5. Кириллова Н.Б. Медиалогия / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2015. - 424 с.

6. Муртазина Г.Х. Прецедентный феномен в спортивной топонимике / Г.Х. Муртазина, Н.Г. Бойкова, Н.Ю. Бердышева и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 9. - С. 50-52.

7. Панкратова О.А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса: дис. ... канд. филолог. наук / О.А. Панкратова. -Волгоград, 2005. - 204 с.

8. Смирнова В.В. Динамика личностных характеристик спортсменов в процессе психологического сопровождения (на примере борцов высокой квалификации): дис. ... канд. психол. наук / В.В. Смирнова. - СПб., 2012. - 252 с.

References

1. Kuznetsov S.A. Bolshoy tolkovy slovar russkogo yazyika [Great Dictionary of Russian language]. St Petersburg: Norint publ., 2000. 1536 p.

2. Zakamornyiy S.O. Formirovanie u studentov fizkulturnogo vuza kompetentsii v profilaktike i korrektsii agressii sportsmenov [Formation of physical education university students' competence in prevention and correction of athletes' aggression]. PhD diss.. Siberian state un-ty of physical culture and sports. Omsk, 2012. 192 p.

3. Ilyin D.N. Razvitie leksicheskoy semantiki. Protsessy pozitivatsii. negativatsii znacheniya slova v russkom yazyke [Development of lexical semantics. Positive processes. Negative meaning of the word in Russian]. Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University publ., 2018. 150 p.

4. Ilyin E.P. Psikhologiya sporta [Sports Psychology]. St. Petersburg: Piter publ., 2008, 590 p.

5. Kirillova N.B. Medialogiya [Medialogy]. Moscow: Akademicheskiy proekt publ., 2015. 424 p.

6. Murtazina G.Kh., Boykova N.G., Berdysheva N.Yu. et al. Pretsedentny fenomen v sportivnoy toponimike [Precedent phenomenon in sport toponymy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 9. pp. 50-52.

7. Pankratova O.A. Lingvosemioticheskie kharakteristiki sportivnogo diskursa [Linguosemiotic characteristics of sports discourse]. PhD diss.. Volgograd, 2005. 204 p.

8. Smirnova V.V. Dinamika lichnostnykh kharakteristik sportsmenov v protsesse psikhologicheskogo soprovozhdeniya (na primere bortsov vysokoy kvalifikatsii) [Dynamics of personal characteristics of athletes in psychological support process (case study of elite wrestlers)]. PhD diss.. St Petersburg, 2012. 252 p.

9. Kavussanu M. Moral behaviour in sport: A critical review of the literature. International Review of Sport and Exercise Psychology, 2008. - № 1, P. 24-138.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

модель популяризации олимпииского движения посредством информационно-телекоммуникационных технологий сети «интернет»

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Дивинская1 Кандидат педагогических наук А.Е. Дивинская1 Магистрант Д.И. Гончаренко1

1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

УДК/UDC 796.092.1

Ключевые слова: олимпизм, олимпийское движение, идеалы и ценности олимпизма, популяризация олимпийского движения.

Введение. История олимпийского движения, как всемирного культурно-спортивного события, отражает и эволюцию информационных технологий. Приобщение различных групп населения нашей страны к идеалам и ценностям олимпизма является сложной социально-педагогической проблемой. С учетом этой ситуации на первый план выходит проблема поиска новых форм, средств, методов и подходов привлечения внимания, улучшения восприятия информации, обеспечивающих усиление интереса различных групп населения, особенно молодежи, к олимпийской тематике.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать модель популяризации олимпийского движения посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий сети «Интернет».

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе при помощи анализа содержания видеороликов на различных онлайн-платформах удалось выяснить, в каком виде должна быть предоставлена информация пользователю, чтобы привлечь его интерес. На втором этапе был создан сценарий, снят видеоролик и опубликован на сервисе для создания и просмотра коротких видео - «ШТок». На третьем этапе планируется подготавливать новые сценарии видео, осуществлять публикации видеозаписей не реже 3 раз в неделю.

Результаты исследования и их обсуждение. Модель популяризации олимпийского движения посредством

OLYMPIC MOVEMENT POPULARIzATION MODEL VIA INFORMATION AND TELECOMMUNICATION INTERNET TECHNOLOGIES

PhD, Associate Professor E.V. Divinskaya1 PhD A.E. Divinskaya1 Master student D.I. Goncharenko1

Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Поступила в редакцию 24.12.2020 г.

информационно-телекоммуникационных технологий сети «Интернет» строится на публикации научно-популярных видеороликов на онлайн-платформах, таких как «TikTok», «Instagram», «YouTube», «Telegram», социальная сеть «ВКон-такте», «Facebook».

После публикации нашего видеоролика на платформе «TikTok» под хештегом «олимпийское движение» в первые сутки его посмотрели и положительно оценили свыше 300 человек. Сейчас по хештегу «олимпийское движение» насчитывается свыше 4000 просмотров, что свидетельствует о возможности подобных сервисов охватить большую аудиторию проблематикой олимпийского движения.

Вывод. Таким образом, предлагаемая модель популяризации олимпийского движения с применением информационно-телекоммуникационных технологий сети «Интернет» позволит создать условия привлекательности и доступности научно-популярной информации по олимпийской тематике, осуществить просветительскую функцию, способствовать приобщению к идеалам и ценностям олимпизма различных социально-демографических групп населения и, что немало важно, поможет педагогам и преподавателям различных учебных заведений говорить на языке молодежи.

Использованная литература

1. Лубышева Л.И. Инновационная модель олимпийского образования младших школьников на основе информационно-коммуникационных технологий / Л.И. Лубышева, Р.В. Абрамов // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 87-89.

Информация для связи с автором: divinanna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.