Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / "СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ" / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / "SOFT POWER" / "SPORTS DIPLOMACY" / FOREIGN AFFAIRS / HUMANITARIAN COOPERATION / INTERNATIONAL SPORTS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермилова В.В., Закревская Н.Г., Путятова Э.Г., Мальцева С.Г.

Цель исследования - выяснение способов и путей формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения» в вузе физической культуры и спорта, средствами «спортивной дипломатии». Методика и организация исследования. В 2019 г. кафедра социальных технологий и массовых коммуникаций в спорте НГУ им. П.Ф. Лесгафта провела дискуссию среди бакалавров и магистров (42 человека), обучающихся по направлению «Международные отношения», направленность - «Физическая культура и спорт в системе международных отношений» на тему: «Роль спортивной дипломатии в международных отношениях» в соответствии с темой НИР, реализуемой на кафедре. Цель опроса - выяснить знания студентов о роли «спортивной дипломатии» как результативном инструменте «мягкой силы», способе решения определенных внешнеполитических задач, влияющих на создание положительного имиджа государства. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования установлено: «спортивная дипломатия» способна сыграть значительную роль в развитии профессиональных компетенций студентов, а участие последних в спортивных мега-проектах дает возможность их практического применения. Изучение проблемы выявило, что, невзирая на значительное количество научных работ, посвященных «спортивной дипломатии», задача рассмотреть её роль в формировании профессиональных компетенций студентов была поставлена впервые. Существенной задачей, стоящей перед преподавательским корпусом, является подготовка специалистов, способных работать в международных спортивных организациях разного уровня,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING PROFESSIONAL COMPETENCES IN SPORTS UNIVERSITY STUDENTS IN SPORTS DIPLOMACY SPHERE

Objective of the study was to determine ways and means of formation of professional competency in the students majoring in international relations at the physical culture and sports university by means of "sports diplomacy". Methods and structure of the study. In 2019, the Social Technologies and Mass Communications Department of Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health hosted a round table "Role of sports diplomacy in international relations" as part of the department’s research project with the participation of the bachelors and masters (n=42) in international relations, direction - "Role of physical culture and sports in international relations". The survey was aimed to estimate the level of the students’ knowledge about sports diplomacy as an effective tool of ";soft power", a way to solve certain foreign policy problems that influence the creation of a positive image of the state. Results and conclusions. The study found the following: sports diplomacy may play a significant role in the development of students’ professional competency, and their participation in sports mega-projects gives the possibility to apply this competency in practice. The case study revealed that, despite the considerable number of scientific works devoted to sports diplomacy, it was the first time that the task of considering its role in the formation of students’ professional competency was assigned. An important task that faces the teaching staff is to train specialists who would be capable of working in international sports organizations at different levels, expanding international sports and cultural contacts. The article examines the results of the survey conducted among the students of Lesgaft National State University.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 20.04.2020 г.

t

Информация для связи с автором: ya.vika6406@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Ермилова1

Доктор педагогических наук, доцент Н.Г. Закревская1

Кандидат исторических наук, доцент Э.Г. Путятова1

Кандидат философских наук, доцент С.Г. Мальцева1

1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

BUiLDiNG PROFESSIONAL COMPETENCES iN SPORTS UNiVERSiTY STUDENTS iN SPORTS DiPLOMACY SPHERE

PhD, Associate Professor V.V. Ermilova1

Dr. Hab., Associate Professor N.G. Zakrevskaya1

PhD, Associate Professor E.G. Putyatova1

PhD, Associate Professor S.G. Maltseva1

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

□ и

Аннотация

Цель исследования - выяснение способов и путей формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения» в вузе физической культуры и спорта, средствами «спортивной дипломатии».

Методика и организация исследования. В 2019 г. кафедра социальных технологий и массовых коммуникаций в спорте НГУ им. П.Ф. Лесгафта провела дискуссию среди бакалавров и магистров (42 человека), обучающихся по направлению «Международные отношения», направленность - «Физическая культура и спорт в системе международных отношений» на тему: «Роль спортивной дипломатии в международных отношениях» в соответствии с темой НИР, реализуемой на кафедре. Цель опроса - выяснить знания студентов о роли «спортивной дипломатии» как результативном инструменте «мягкой силы», способе решения определенных внешнеполитических задач, влияющих на создание положительного имиджа государства. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования установлено: «спортивная дипломатия» способна сыграть значительную роль в развитии профессиональных компетенций студентов, а участие последних в спортивных мега-проектах дает возможность их практического применения. Изучение проблемы выявило, что, невзирая на значительное количество научных работ, посвященных «спортивной дипломатии», задача рассмотреть её роль в формировании профессиональных компетенций студентов была поставлена впервые. Существенной задачей, стоящей перед преподавательским корпусом, является подготовка специалистов, способных работать в международных спортивных организациях разного уровня,

Ключевые слова: «мягкая сила», «спортивная дипломатия», международные отношения, гуманитарное сотрудничество, международные спортивные организации.

Annotation

Objective of the study was to determine ways and means of formation of professional competency in the students majoring in international relations at the physical culture and sports university by means of "sports diplomacy". Methods and structure of the study. In 2019, the Social Technologies and Mass Communications Department of Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health hosted a round table "Role of sports diplomacy in international relations" as part of the department's research project with the participation of the bachelors and masters (n=42) in international relations, direction - "Role of physical culture and sports in international relations". The survey was aimed to estimate the level of the students' knowledge about sports diplomacy as an effective tool of "soft power", a way to solve certain foreign policy problems that influence the creation of a positive image of the state. Results and conclusions. The study found the following: sports diplomacy may play a significant role in the development of students' professional competency, and their participation in sports mega-projects gives the possibility to apply this competency in practice. The case study revealed that, despite the considerable number of scientific works devoted to sports diplomacy, it was the first time that the task of considering its role in the formation of students' professional competency was assigned. An important task that faces the teaching staff is to train specialists who would be capable of working in international sports organizations at different levels, expanding international sports and cultural contacts. The article examines the results of the survey conducted among the students of Lesgaft National State University.

Keywords: "soft power', "sports diplomacy', cooperation, international sports organizations.

foreign affairs, humanitarian

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL ' -о с

ra

^

О (U .с I—

Введение. В современном мире спорт стал частью международного гуманитарного сотрудничества, способом культурного обмена, демонстрируя многообразие интернациональных контактов. Отражая все грани международных отношений, спорт в определенной степени стал их частью, вовлекая в международную спортивную деятельность широкий круг государственных и негосударственных акторов, в целом, идет процесс «дипломатизации» спорта [3]. С вовлечением спорта в сферу международных отношений связан феномен

«спортивной дипломатии», ставшей в последнее время эффективной гуманитарной технологией и обусловленный целым рядом обстоятельств, прежде всего появлением новых моделей дипломатии и дипломатической системы.

Цель исследования - выявить способы и пути формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения» в вузе физической культуры и спорта, средствами «спортивной дипломатии».

58

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь I November

Роль «спортивной дипломатии» в международных отношениях (n=42)

Формулировки вопросов Количество от всех опрошенных

да нет не уверен

Считаете ли Вы понятие «спортивная дипломатия» устоявшимся термином? 40 1 1

Согласны ли Вы с утверждением, что главная цель спортивной дипломатии - снискание расположения: спортивные контакты, направленные на созидательные, а не на разрушительные цели? 34 5 3

Как Вы считаете, способствует ли спортивная дипломатия формированию положительного имиджа государства в мире? 37 3 2

Считаете ли Вы, что спортивная дипломатия способствует достижению взаимопонимания между странами и народами? 33 6 3

Разделяете ли Вы мнение, что спортивная дипломатия способствует установлению и улучшению дипломатических отношений между странами? 34 2 6

Вы согласны с утверждением, что цель спортивной дипломатии - это демонстрация определенных внешнеполитических целей, задач или намерений государства? 28 10 4

Полагаете ли Вы, что крупные спортивные соревнования (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы) способствуют продвижению идей мира, развития и благополучия? 37 5 -

Как Вы думаете, способствует ли деятельность Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ (МФГС) усилению роли спортивной дипломатии? 9 29 4

Методика и организация исследования. В 2019 г. кафедра социальных технологий и массовых коммуникаций в спорте НГУ им. П. Ф. Лесгафта провела дискуссию среди бакалавров и магистров (42 человека), обучающихся по направлению «Международные отношения», направленность -«Физическая культура и спорт в системе международных отношений» на тему: «Роль спортивной дипломатии в международных отношениях» в соответствии с темой НИР, реализуемой на кафедре (см. таблицу).

Выступая на прошедшем в октябре 2019 г VIII Международном спортивном форуме «Россия - спортивная держава», Президент РФ В. В. Путин объявил о подготовке правительством новой «Стратегии развития физкультуры и спорта на 2021-2030 гг.». При этом он отметил, что особое место в этом документе следует уделить укреплению международного взаимодействия в спортивной сфере [1]. Данный доклад можно рассматривать как некую программу действия отечественной «спортивной дипломатии».

Международные спортивные организации, способствуя продвижению гуманитарных ценностей, содействуют активизации государственных и негосударственных контактов на всех международных уровнях [2]. Федеральный образовательный стандарт по направлению подготовки «Международные отношения» предполагает овладение студентами целым рядом профессиональных компетенций, среди которых: участие в работе международных организаций, неправительственных и общественных структур, использование на практике навыков дипломатического и делового протокола [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Усвоению студентами профессиональных компетенций в НГУ им. П. Ф. Лесгафта способствует ряд специальных дисциплин: «Физическая культура и спорт в сфере международных отношений», «Международная спортивная деятельность», «Олимпийское движение», «Международные спортивные организации», «Спортивная политика России».

Значительным и перспективным направлением студенческих исследований в последнее время стали проблемы, связанные с развитием студенческого спорта, олимпийского образования, деятельностью ЮНЕСКО в продвижении идеалов «честной игры» в молодёжной среде. Выпускные и научные работы студентов, исследующих процесс формирования положительного имиджа государства и участие в спортивных мега-событиях, стали результатом опыта, который приобрело отечественное волонтерское и спортивное движение в связи с проведением в России крупных спортивных соревнований. В результате исследования анализировались знания

студентов о «спортивной дипломатии» в процессе формирования профессиональных компетенций (см. таблицу).

Проведенное анкетирование выявило, что данная тема является актуальной и важной, по мнению 92,7 % опрошенных; 88 % респондентов считают спортивную дипломатию автором формирования положительного имиджа государства в мире; 80,9 %о опрошенных полагают, что спортивная дипломатия способствует установлению и улучшению дипломатических отношений между странами. Главной целью спортивной дипломатии является завоевание расположения: спортивные контакты, направленные на созидательные цели.

Выводы. «Спортивная дипломатия» играет значительную роль в формировании профессиональных компетенций у специалистов, способных работать в международных спортивных организациях разного уровня, решать проблемы расширения международных культурных и спортивных контактов, влиять на формирование положительного имиджа России в мировом сообществе.

Литература

1. Выступление на пленарном заседании Владимира Путина 10 октября 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/61768 Форум «Россия -спортивная держава» (Дата обращения: 26.10.2019).

2. Ермилова В.В. Физическая культура и спорт в системе международных отношениях: монография / В.В. Ермилова, Э.Г. Путято-ва, С.Г. Мальцева и др. - СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 69.

3. Наумов А.О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» / А.О. Наумов // Мировая политика. - 2017. - № 4. - С. 32-43.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки (специальности) 41.03.05 - «Международные отношения» и уровню высшего образования бакалавра, утвержденный приказом Минобрнауки России от 15.06.2017 № 555.

References

1. Vystuplenie na plenarnom zasedanii Vladimira Putina 10 oktyabrya 2019 goda [Speech at the plenary session of Vladimir Putin on October 10, 2019] [Electronic resource]. Available at: http://www.kremlin. ru/events/president/news/61768 Forum «Rossiya - sportivnaya der-zhava» (Date of access: 26.10.2019).

2. Ermilova V.V., Putyatova E.G., Maltseva S.G. et al. Fizicheskaya kultu-ra i sport v sisteme mezhdunarodnykh otnosheniyakh [Physical education and sports in system of international relations]. St. Petersburg: Lesgaft NSU publ., 2019. P. 69.

3. Naumov A.O. Sportivnaya diplomatiya kak instrument «myagkoy sily» [Sports diplomacy as an instrument of "soft power"]. Mirovaya poli-tika. 2017. No. 4. pp. 32-43.

4. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart po napravleniyu podgotovki (spetsialnosti) 41.03.05 - «Mezhdunarodnye otnosheni-ya» i urovnyu vysshego obrazovaniya bakalavra, utverzhdenny prika-zom Minobrnauki Rossii ot 15.06.2017 # 555 [Federal state educational standard in (specialty) 41.03.05 - "International relations" and bachelor higher education level approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 15.06.2017 No. 555].

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.