Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / BRANCH OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF STUDENTS / EMPLOYMENT / PROFESSIONAL WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Галина Анатольевна, Михайлова Елена Янверовна

Введение. Статья посвящена проблеме профессиональной мотивации выпускников НГУ имени П.Ф. Лесгафта по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Актуальность исследования обусловлена важной ролью обеспечения отрасли физической культуры и спорта квалифицированными трудовыми ресурсами. Цель исследования: изучение факторов, влияющих на профессионально-карьерные ожидания студентов 2 курса бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Методы и организация исследования: социологический опрос в форме анкетирования, обобщение и анализ эмпирических данных. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анкетирования студентов и анализа полученных результатов определены и сгруппированы факторы, формирующие профессионально-карьерные ожидания будущих молодых специалистов. Обоснована возможность повышения профессиональной мотивации выпускников через акцентированное формирование профессионального мировоззрения в ходе обучения. Выводы. Профессионально-карьерные ожидания студентов бакалавриата НГУ им. П. Ф. Лесгафта складываются под воздействием факторов положительного и отрицательного влияния. Анкетирование показало, что воздействие положительных факторов обусловило высокий уровень мотивации студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Более 20% опрошенных не имеет четких планов будущей трудовой деятельности, в результате чего отрицательные факторы способны воспрепятствовать формированию у студентов профессионально-карьерных ожиданий по профилю образования. Основным вектором роста профессиональной мотивации выпускников Университета является формирование профессионального мировоззрения на основе усиления практической направленности учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андросова Галина Анатольевна, Михайлова Елена Янверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF PROFESSIONAL AND CAREER EXPECTATIONS OF FUTURE BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE

Introduction. The article is devoted to the problem of professional motivation of the graduates of P. F. Lesgaft NSU in the direction of training 49.03.01 "Physical culture". The relevance of the research is due to the important role of providing the field of physical culture and sports with qualified labor resources. The purpose of the study: to study the factors that affects the professional and career expectations of the students of the 2nd year of bachelor's degree in the direction of training 49.03.01 "Physical culture". Research methods and organization: sociological survey in the form of a questionnaire, generalization and analysis of empirical data. Research results and discussion. Based on the conducted survey of the students and analysis of the results obtained, the factors that form the professional and career expectations of future young professionals are identified and grouped. The article substantiates the possibility of increasing the professional motivation of graduates through the focused formation of the professional worldview during training. Conclusions. Professional and career expectations of the undergraduate students of NSU named after Р. F. Lesgaft are formed under the influence of factors of positive and negative influence. The survey showed that the impact of positive factors caused high level of motivation of the students to the professional activities in the field of physical culture and sports. More than 20% of the respondents do not have clear plans for future employment, as a result of which the negative factors can prevent students from forming the professional and career expectations for the profile of education. The main vector of increasing the professional demand for University graduates is the formation of the professional outlook based on strengthening the practical orientation of the educational process.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

3. Сейранов, С.Г. Введение в менеджмент физической культуры и спорта / С.Г. Сейранов. - Москва : Физкультура и спорт, 1995. - 119 с.

4. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - Москва : Добросвет, 2000. - 569 с.

REFERENCES

1. Aliev, E.G., Andreev, O.S. and Demin, A.A. (2011), "Interrelation of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (80), pp. 16-19.

2. Andreev, S.N. (2007), "The evolution of mini-football (futsal) into a modern stand-alone version of classic football", Theory and methodology of football, No. 1, pp. 6-7.

3. Seyranov, S.G. (1995), Introduction to the management of physical culture and sports, Physical culture and sport, Moscow.

4. Yadov, V.A. (2000), Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, Moscow.

Контактная информация: aleksa.v19@gmail.com

Статья поступила в редакцию 08.07.2020

УДК 331.5

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Галина Анатольевна Андросова, кандидат экономических наук, доцент, Елена Янве-

ровна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме профессиональной мотивации выпускников НГУ имени П.Ф. Лесгафта по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Актуальность исследования обусловлена важной ролью обеспечения отрасли физической культуры и спорта квалифицированными трудовыми ресурсами. Цель исследования: изучение факторов, влияющих на профессионально-карьерные ожидания студентов 2 курса бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Методы и организация исследования: социологический опрос в форме анкетирования, обобщение и анализ эмпирических данных. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анкетирования студентов и анализа полученных результатов определены и сгруппированы факторы, формирующие профессионально-карьерные ожидания будущих молодых специалистов. Обоснована возможность повышения профессиональной мотивации выпускников через акцентированное формирование профессионального мировоззрения в ходе обучения. Выводы. Профессионально-карьерные ожидания студентов бакалавриата НГУ им. П. Ф. Лесгафта складываются под воздействием факторов положительного и отрицательного влияния. Анкетирование показало, что воздействие положительных факторов обусловило высокий уровень мотивации студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Более 20% опрошенных не имеет четких планов будущей трудовой деятельности, в результате чего отрицательные факторы способны воспрепятствовать формированию у студентов профессионально-карьерных ожиданий по профилю образования.

Основным вектором роста профессиональной мотивации выпускников Университета является формирование профессионального мировоззрения на основе усиления практической направленности учебного процесса.

Ключевые слова: отрасль физической культуры и спорта, профессиональные ожидания студентов, трудоустройство, профессиональное мировоззрение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p10-14

FACTORS OF PROFESSIONAL AND CAREER EXPECTATIONS OF FUTURE BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE

Galina Anatolyevna Androsova, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Elena Yanverovna Mikhailova, the candidate of economic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

Introduction. The article is devoted to the problem of professional motivation of the graduates of Р. F. Lesgaft NSU in the direction of training 49.03.01 "Physical culture". The relevance of the research is due to the important role of providing the field of physical culture and sports with qualified labor resources. The purpose of the study: to study the factors that affects the professional and career expectations of the students of the 2nd year of bachelor's degree in the direction of training 49.03.01 "Physical culture". Research methods and organization: sociological survey in the form of a questionnaire, generalization and analysis of empirical data. Research results and discussion. Based on the conducted survey of the students and analysis of the results obtained, the factors that form the professional and career expectations of future young professionals are identified and grouped. The article substantiates the possibility of increasing the professional motivation of graduates through the focused formation of the professional worldview during training. Conclusions. Professional and career expectations of the undergraduate students of NSU named after Р. F. Lesgaft are formed under the influence of factors of positive and negative influence. The survey showed that the impact of positive factors caused high level of motivation of the students to the professional activities in the field of physical culture and sports. More than 20% of the respondents do not have clear plans for future employment, as a result of which the negative factors can prevent students from forming the professional and career expectations for the profile of education. The main vector of increasing the professional demand for University graduates is the formation of the professional outlook based on strengthening the practical orientation of the educational process.

Keywords: branch of physical culture and sports, professional expectations of students, employment, professional worldview.

Поставленная в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» задача увеличить долю систематически занимающихся физической культурой и спортом граждан до 55% населения обусловливает необходимость соответствующего роста численности квалифицированных тренерских кадров [4]. Однако в среднем не более 75% из общего числа выпускников спортивных вузов устраивается на работу по специальности в течение года после выпуска [1]. По результатам самообследования, в 2019 году удельный вес трудоустроившихся выпускников НГУ им. П.Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений 49.00.00 «Физическая культура и спорт» составил 77% [2]. Данный показатель не конкретизирует долю принятых на работу в организации физической культуры и спорта, что чревато расхождением реальных показателей востребованности выпускников с данными официальной статистики и требует повышения достоверности информационной базы за счет применения инструментов социологических исследований.

Проведенные нами исследования в форме анкетирования студентов и аналитической обработки результатов имеют целью изучение ожиданий студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург относительно будущей трудовой деятельности, а также выявление факторов, влияющих на характер этих ожиданий. Объектом исследования стали студенты 2-го курса бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» факультета летних олимпийских видов спорта в количестве 112 человек, получающие образование по очной форме обучения.

Согласно данным анкетирования (таблица 1), 75% второкурсников связывает свои карьерные ожидания с деятельностью в организациях физической культуры и спорта. Существенным резервом оптимизации показателей трудоустройства выпускников являются 20,5% респондентов, которые пока не определилась в своих намерениях.

Таблица 1 - Распределение ответов студентов на вопрос: «Намерены ли Вы сделать карьеру в области физической культуры и спорта?»_

Варианты ответа Да Нет Затрудняюсь ответить

% 75 4,5 20,5

По нашему мнению, большое значение имеет выявление и анализ факторов, формирующих перспективные профессионально-карьерные ожидания студентов. Совокупность этих факторов можно подразделить на две группы: факторы положительного и отрицательного влияния, т.е. способствующие и препятствующие профильному трудоустройству.

Одним из основных факторов, определяющих профессиональный выбор будущего специалиста в пользу сферы физической культуры и спорта, выступает наличие спортивных разрядов и званий, свидетельствующих о том, что человек занимался спортом с раннего детства и поступил в Университет, желая продолжить свою спортивную деятельность на профессиональном уровне. К таким студентам относится 50% опрошенных.

Важную роль играет принадлежность студента к спортивной семье, в которой ребенок изначально воспитывается в системе спортивно-ценностных ожиданий - среди анкетируемых доля желающих продолжать семейные традиции составила около 18%.

Бурное развитие отрасли физической культуры и спорта в последние десятилетия -расширение географии спорта, появление все новых видов спорта, превращение соревнований в масштабные красочные шоу, динамичное расширение сети спортивных сооружений - обеспечило привлекательность отрасли для 10,7% анкетируемых студентов.

Распространение принципов здорового образа жизни, развитие адаптивного направления физической культуры и спорта, стимулирование роста охвата всех слоев населения регулярными занятиями физической культурой и спортом также относится к числу факторов профессиональной мотивации: 9,8% опрошенных считают работу в сфере физической культуры и спорта социально важной.

Весомое значение имеют характеристики ВУЗа, в котором осуществляется профессиональное становление будущего специалиста. Богатая история, учебные и научные традиции, профессионализм профессорско-преподавательского состава, высокие профессиональные достижения выпускников НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург оказывают существенное мотивирующее воздействие на профессиональные ожидания студентов. В то же время имеет место ряд факторов, отрицательно влияющих на профессионально-карьерные планы будущих выпускников Университета. Их воздействием объясняется тот факт, что более пятой части выпускников не имеют возможности или желания трудоустраиваться согласно полученному образованию. Главное место среди указанных факторов занимает предлагаемый уровень заработной платы.

В структуре отраслевой оплаты труда значительную роль играет система стимулирующих выплат к базовому окладу, на которые не может рассчитывать молодой специалист, поскольку они устанавливаются при наличии выслуги лет, отраслевых нагрудных знаков «Отличник физической культуры и спорта», «Почетный работник физической культуры» и т.п., ученой степени кандидата наук, почетного звания «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», почетного знака «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», почетных спортивных званий СССР и России и т.д. [3]. Санкт-Петербург предоставляет широкие возможности альтернативного трудоустройства, обусловливая межотраслевую мобильность выпускников с образованием бакалавра физической культуры. Воспользоваться этими возможностями предполагают 4,5% респондентов, которые после окончания университета намерены работать или продолжить обучение в другой области, и 11,6% из числа неопределившихся, которые не исключают такой вероятности.

К числу отрицательных факторов, влияющих на профессиональные ожидания студентов, относятся региональные проблемы, которые порождают стремление молодежи

уезжать в Санкт-Петербург для получения лучшего образования и дальнейшего успешного трудоустройства. Тем самым образуются диспропорции в территориальном распределении трудовых ресурсов отрасли: избыточное предложение специализированной рабочей силы на рынке труда Санкт-Петербурга и отток молодого населения из регионов, усугубляющий региональные противоречия. Так, доля иногородних студентов среди опрошенных составила 74%, при этом 66,2% из них планируют осуществлять свою трудовую деятельность в организациях Санкт-Петербурга (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение ответов иногородних студентов на вопрос: «Вы намерены трудоустраиваться в Санкт-Петербурге?»_

Варианты ответа Да Нет Пока не знаю

% 66,2 2,5 31,3

Непредвиденным фактором корректировки профессиональных планов будущих бакалавров становится эпидемия СОУГО-19, обусловившая глубокий социально-экономический кризис мирового масштаба. Сфера физической культуры и спорта относится к отраслям, деятельность которых была приостановлена в период действия сани-тарно-ограничительных мер, при этом ситуация усугубляется высокой степенью неопределенности и непредсказуемости развития событий. Можно предположить, что в результате длительного простоя в работе физкультурно-спортивных организаций снизятся потребности в трудовых ресурсах за счет сокращения частного сектора отрасли, что повлияет на трудоустройство выпускников, в первую очередь иногородних. В перспективе велика вероятность того, что отсутствие свободных вакансий на фоне материальных и жилищных проблем обусловят отток молодых специалистов из Санкт-Петербурга и, возможно, из отрасли.

Таким образом, под влиянием названных факторов сложилось четкое разграничение профессиональных планов студентов. Анкетирование показало совпадение официального показателя занятости выпускников НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург со структурой сложившихся карьерных устремлений студентов 2 курса. С другой стороны, 20,5% анкетируемых, не определившихся с выбором сферы деятельности, в целом соответствуют доле выпускников, не охваченных профильным трудоустройством, и в перспективе могут пополнить ряды последних.

Полная нейтрализация отрицательных факторов, влияющих на карьерные ожидания студентов, находится за пределами возможностей Университета, поскольку названные факторы носят макроэкономический характер. Отсюда следует, что одной из главных задач университета является целенаправленная работа по формированию профессионального мировоззрения как комплекса специальных знаний, ценностных критериев и принципов у той части студентов, которая не имеет четких планов и предпочтений относительно своей трудовой деятельности после окончания учебы. Ключевым направлением модернизации содержания учебного процесса должно стать расширение практического использования получаемых знаний. Воздействие на профессиональную мотивацию будущего специалиста, воспитание готовности к непрерывному обучению, адаптивности к изменениям внешней среды обеспечит реальные возможности повышения востребованности выпускников университета.

ВЫВОДЫ

Профессионально-карьерные ожидания студентов бакалавриата НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург складываются под воздействием ряда факторов, которые оказывают положительное и отрицательное влияние.

Анкетирование показало, что воздействие положительных факторов обусловило высокий уровень мотивации студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Однако более 20% опрошенных не имеет четких планов относительно будущей трудовой деятельности, в результате чего отрицательные факторы спо-

собны воспрепятствовать формированию у студентов соответствующих получаемому образованию профессионально-карьерных ожиданий.

Отрицательные факторы носят макроэкономический характер и не могут быть устранены в ходе обучения. Поэтому основным вектором повышения профессиональной мотивации выпускников университета является формирование профессионального мировоззрения студентов на основе усиления практической направленности учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего профессионального образования / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - URL : http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2018/_vpo/inst.php?id=1755 (дата обращения 05.06.2020).

2. Отчет о результатах самообследования ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» за 2019 год // Министерство спорта Российской Федерации. ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». - URL : http://lesgaft.spb.ru/ru/content/rezultaty-samoobsledovaniya-obrazovatelnoy-organizacii-v-sootvetstvii-s-prikazom-minobrnauki (дата обращения 04.06.2020).

3. Об утверждении Методических рекомендаций по применению системы оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта (с изменениями на 23 января 2020 года) : распоряжение Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга от 1 ноября 2017 года N 478-р // КонсультантПлюс : сайт. - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=326728&fld=134&dst=100009,0& rnd (дата обращения 11.06.2020).

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года (проект) // Министерство спорта Российской Федерации. - URL : https://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения 5.06.2020)

REFERENCES

1. Information and analytical materials on the results of monitoring the effectiveness of educational organizations of higher professional education, available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring /2018/_vpo/inst.php?id=1755. Accessed 05.06.2020.)

2. Lesgaft national state University of physical culture, sport and health, St. Petersburg (2019), Report on the results of self-examination Lesgaft national state University of physical culture, sport and health, St. Petersburg for 2019, available at: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/rezultaty-samoobsledovaniya-obrazovatelnoy-organizacii-v-sootvetstvii-s-prikazom-minobrnauki. (accessed 4.06.2020.)

3. Order of the Committee for physical culture and sport of Saint Petersburg of November 1, 2017 N 478-p, Оп approval of Methodological recommendations for the application of the system of remuneration of employees of state institutions of Saint Petersburg in the field of physical culture and sport (as amended on January 23, 2020), available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=326728&fld=134&dst=100009,0& rnd. (accessed 11.06.2020).

4. The Ministry of sports of the Russian Federation (2020), Strategy for the development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2030 (project), available at: https://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (accessed 5.06. 2020).

Контактная информация: g.androsova@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.