Научная статья на тему 'СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА САКРАЛЬНОЙ ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ'

СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА САКРАЛЬНОЙ ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
400
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / САКРАЛЬНАЯ ИСЛАМСКАЯ АРХИТЕКТУРА / СЕМИОТИКА / КРИТЕРИЙ ПОЛЕЗНОСТИ / ХИКМА / ДЖАМАЛЬ / КИБЛА / CULTURAL CONTEXT / SACRED ISLAMIC ARCHITECTURE / SEMIOTICS / UTILITY CRITERION / HIKMA / JAMAL / QIBLA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Билялова Л. М.

В статье проанализированы смысловые особенности культурного контекста сакральной исламской архитектуры. Исследована исламская традиция, где интеллектуальность и духовность неразделимы и представляют ипостаси целостности. Установлено, что создание произведений исламской сакральной архитектуры опирается на знание, которое имеет духовный характер: «хикма» (мудрость) содержится во внутреннем измерении Корана. Математическая природа исламской архитектуры является внешним отражением числовой символикой букв, слов и ритмов айатов Корана. Исламская архитектура ставит своей задачей передать красоту и мудрость в художественных формах. Рассмотрены два принципа исламской традиции, которые используются в исламской сакральной архитектуре. В их основе лежит интеллектуальная составляющая. Проанализирован основополагающий принцип сакрального мусульманского зодчества - критерий полезности - «джамаль», где красивым может быть только полезное. Критерий полезности раскрывается посредством эстетических категорий: джамал, джалал и сифат. Они представляют понятия-символы: джамал - божественно совершенная красота, которую символизирует купол мечети; джалал - божественное величие, которое подчеркивает высота минарета; сифат - божественное имя, каллиграфически выведенное на внешних стенах мечети. Ориентация архитектурных форм мечети подчинена сакральной геометрии. Одним из ведущих понятий здесь является кибла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC FEATURES OF THE CULTURAL CONTEXT OF THE SACRAL ISLAMIC ARCHITECTURE

The article analyzes the semantic features of the cultural context of sacred Islamic architecture. The Islamic tradition is studied, where intellectuality and spirituality are inseparable and represent the hypostasis of integrity. It has been established that the creation of works of Islamic sacred architecture is based on knowledge that is spiritual in nature: “hikma” (wisdom) is contained in the internal dimension of the Qur'an. The mathematical nature of Islamic architecture is an external reflection of the numerical symbolism of the letters, words and rhythms of the ayats of the Quran. Islamic architecture aims to convey the beauty and wisdom in artistic forms. Two principles of Islamic tradition that are used in Islamic sacred architecture are considered. They are based on the intellectual component. The fundamental principle of sacred Muslim architecture - the criterion of usefulness - “Jamal”, where only the useful can be beautiful, is analyzed. The utility criterion is revealed through aesthetic categories: jamal, jalal and sifat. They represent concepts-symbols: Jamal - the divinely perfect beauty, which is symbolized by the dome of the mosque; jalal - divine greatness, which emphasizes the height of the minaret; Sifat is a divine name, calligraphically printed on the external walls of the mosque. The orientation of the architectural forms of the mosque is subject to sacred geometry. One of the leading concepts here is qibla.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА САКРАЛЬНОЙ ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ » ♦

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 5 (71). 2019. № 3. С. 92-98

УДК: 008:726:28-523

СМЫСЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА САКРАЛЬНОЙ ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Билялова Л. М.

Крымский университет культуры, искусств и туризма, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: lenara_77@mail.ru

В статье проанализированы смысловые особенности культурного контекста сакральной исламской архитектуры. Исследована исламская традиция, где интеллектуальность и духовность неразделимы и представляют ипостаси целостности. Установлено, что создание произведений исламской сакральной архитектуры опирается на знание, которое имеет духовный характер: «хикма» (мудрость) содержится во внутреннем измерении Корана. Математическая природа исламской архитектуры является внешним отражением числовой символикой букв, слов и ритмов айатов Корана. Исламская архитектура ставит своей задачей передать красоту и мудрость в художественных формах. Рассмотрены два принципа исламской традиции, которые используются в исламской сакральной архитектуре. В их основе лежит интеллектуальная составляющая. Проанализирован основополагающий принцип сакрального мусульманского зодчества - критерий полезности - «джамаль», где красивым может быть только полезное. Критерий полезности раскрывается посредством эстетических категорий: джамал, джалал и сифат. Они представляют понятия-символы: джамал - божественно совершенная красота, которую символизирует купол мечети; джалал - божественное величие, которое подчеркивает высота минарета; сифат - божественное имя, каллиграфически выведенное на внешних стенах мечети. Ориентация архитектурных форм мечети подчинена сакральной геометрии. Одним из ведущих понятий здесь является кибла.

Ключевые слова: культурный контекст, сакральная исламская архитектура, семиотика, критерий полезности, хикма, джамаль, кибла.

Постановка проблемы

Современное теоретическое понимание культуры ставит задачу осмысления понятия «контекст», «культурный контекст». Общеизвестно, что в культурном контексте как производится, так и воспроизводится смысл культуры. Следует подчеркнуть, что смысл не одномерен. Во внутренних реалиях произведений культуры отражается смысловой ряд и смысловые особенности искусства, в т. ч. и в сакральной исламской архитектуре. В этой связи понятие «культурный контекст» предполагает рассмотрение произведений культуры как результат действия законов смыслообразования.

Культурологические особенности исламской сакральной архитектуры исследовались многими учеными: Мухаммад Фарук аль Набхан, Инайат Хан

Хазрат, Дахлян ас Сайд, Ахмад ибн Зайний, Али Мансур Абдаллах Мурси, Сухи аль Салих и др. Заметный вклад в изучение данной проблемы внесли М. Пиотворский, З. Левин, Р. Мавлютов, Н. Амиров, Б. Шифдар. Ш. Шукуров и др. Представляют интерес труды иностранных ученых по данной теме. Так, архитектурные особенности исламской мечети рассматривали Н. Ардалан, Р. Хилленбранд, К. Норберг-Шульц, Д. Акбар, М. Аль-Асад, У. Аль-Хамис, Ш. Алибхай, А. Арель и др. Более глубокого изучения требуют культурные контексты соотношение таких понятий как «хикма», «джамаль», «кибла», на которых в основном и основано исламское искусство. Недостаточно изучена специфика и архитектурно-художественная ориентации исламской сакральной архитектуры, отражающая систему духовных координат ислама.

Вместе с тем, следует отметить, что смысловые культурологические особенности исламской сакральной архитектуры исследованы не полностью. Так, требуют более глубокого изучения «культурные контексты» таких понятий как хикма и джамал, на которых основано традиционное исламское искусство. Недостаточно глубоко изучена специфика архитектурно-художественной ориентации исламской сакральной архитектуры, отражающая систему духовных координат ислама. Теоретическая неразработанность этих вопросов и их практическая значимость определили тему данной статьи.

Цель статьи: проанализировать смысловые ряды и изучитьсмысловые особенности культурного контекста сакральной исламской архитектуры, определить ее особенности.

Изложение основного материала.

Изучение данной проблемы требует рассмотрения понятия «контекст» и «культурный контекст». Термин «контекст» обычно понимается продолжением ткани текста. Пришедшее из лингвистики, понятие «контекст» является смыслообразующей категорией, которая широко используется, например, при изучении литературных и архитектурных произведений. Контекст (от лат. СопЬех^) - тесная связь, соединение, законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения исторических и культурных условий, позволяющих уточнить смысловое значение изучаемого произведений, в т. ч. и архитектурного произведения.

Проанализируем смысловые особенности культурного контекста сакральной исламской архитектуры. Исламское зодчество - это художественная вселенная, основанная на главном источнике исламской духовности - им является священная книга мусульман - Коран, который содержит Логос «Слово» как знание. Следует подчеркнуть значение и значимость интеллектуального знания в исламе. Об этом свидетельствуют многие хадисы: «Первое, что сотворил Бог, - Разум», «Религия есть собственно Разум», «Нет религии у того, кто не владеет Разумом».

В исламе подчеркивается связь между искусством и знанием, что подтверждается высказываниями художников, строителей и архитекторов о том, что искусство рождается от «брака» между умением и мудростью. Создание произведений исламской сакральной архитектуры опирается на знание, которое

имеет духовный характер. Исламские зодчие называли его хикма - мудрость, которая содержится во внутреннем измерении Корана [2].

Следует подчеркнуть, что в исламской традиции интеллектуальность и духовность неразделимы, они представляют ипостаси единой реальности. В этой связи, хикма, на которой основано исламское искусство, есть не что иное, как интеллектуальный аспект исламской духовности, воплощенный в исламской сакральной архитектуре черезматематическую природу.

Используется для исламской архитектуры математика, протекающая сквозь суры Корана. Его математическая структура раскрывает поразительную близость интеллектуальных и духовных интересов ислама и математики. В известном смысле, математическая природа исламской архитектуры есть внешнее выражение математикой того, что сокрыто в числовой символике букв и слов Корана. Культурологическое изучение исламского сакрального зодчества свидетельствует о его тесной связи с текстами Корана, с его духовным смыслом, размером стихов, звуков, слов и рифмы. Исламская архитектура ставит своей задачей передать эту красоту в художественных формах [3].

Следовательно, главным носителем духовной идеи ислама является Слово и число Корана, художественно представленные в виде архитектурных форм. Интеллектуальный характер исламского искусства неоспорим. Исламская сакральная архитектура не имитирует видимые формы природы, а отражает скрытые смыслы. Она опирается не на систему логических умозаключений, а на scientia sacra (сакральную), основанную на внутренней, духовной сущности постигаемых явлений.

Реализуется это благодаря духовности, исходящей из исламской традиции. В этой связи рассмотрим два принципа традиции, на которых базируется исламская сакральная архитектура. В основе обоих принципов лежит интеллектуальная составляющая. Так, на основе геометрических построений был выработан универсальный принцип создания художественной архитектурной формы логическим преобразованием простого в сложное, используя приемы ритмического повтора простых фигур (квадрата, круга, треугольника) [4].

Принцип ритмического повтора одинаковых или подобных элементов, симметрии и зеркальности композиции архитектурных форм исходит из коранического образа неустанной созидательной работы Бога, который «впервые производит творение, потом повторяет его» (Коран, 30:10/11). Примером может служить ритмическая разбивка пространства мечети при помощи арок и колонн отвечает ритмам космического существования, которые регулируют фазы человеческой жизни, исходящие от Бога и к Нему возвращающиеся. Как сказано в кораническом стихе: «Поистине, мы все во власти Бога, и лишь к Нему мы возвратимся» (Коран 2:156).

Следует отметить, что использование сакральной геометрии является художественным способом передачи гармоничного, универсального порядка, установленного Аллахом на Земле. Коран учит, что мир создан мудро, как целостная гармония, строго упорядоченная система, где «в геометрии проявляется Всевышний». В Коране дан образ Бога - Устроителя и Организатора вселенной,

который все «сотворил и соразмерил... распределил и направил» (Коран 87:2, 3). Видимое проявление божественной силы воплощает сакральная геометрия, как синтез формы и числа. Именно через форму и число, а не через разнообразие образов проявляется величие Бога в исламе. Поэтому божественное присутствие достигается в тех произведениях искусства, в основе которых лежат форма и число, а не изобразительные украшения [5, Р. 139]. Видимое проявление божественной силы воплощает сакральная геометрия, как синтез формы и числа.

Так, числовая символика прослеживается в восьмеричном поясе, служащим опорой куполу мечети и символизирующему ангельский чин. Восемь - магическое число Неба. В исламе престол, управляется миром, который поддерживают восемь ангелов. Их символика соответствует восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита. Кроме того, восемь - симметричная цифра, представляющая собой повернутый знак бесконечности (символическое выражение числа бесконечности на Древе Жизни - восьмерка), она таит раздвоенность и означает одновременно два мира - материальный и духовный [6, С. 201].

В основе второго принципа исламской традиции также лежит интеллектуальная составляющая, в частности в осмыслении «пустоты». В понимании пустоты как несуществующего, тьмы, неведения (джахилийя) в значении неверия, противостоящего существующему, свету, ведению, или знанию. Заполнениепустоты определяет методику творческого процесса, строго подчиненного идее пространства как схемы и символа макрокосма, структура которого наилучшим образом может быть выражена языком геометрии. Поэтому язык сакральной геометрии широко используется в исламском сакральном зодчестве.

Таким образом, первой смысловой особенностью культурного контекста исламской сакральной архитектуры становится ее интеллектуальный характер, где символика архитектуры основана на текстах Корана и представлена семиотическим осмыслением архетипов земного мира, воплощенным в художественную архитектурную форму.

Следующим аспектом в изучении смысловых особенностей культурного контекста исламского сакральной архитектуры является критерий полезности, ибо в Коране постоянно подчеркивается полезность мудрой деятельности Творца. Полезность и целесообразность стали главными критериями красоты. Критерий полезности стал одним из основополагающих принципов мусульманской культуры. В архитектуре, которую философ аль-Фараби (872-950 гг.) относил к «науке искусных приемов», этот принцип открыл путь широкому использованию опыта и традиций, успешному развитию инженерной мысли и развитию исламской сакральной архитектуры, отвечающей идеям Ислама. Критерий полезности закладывает краеугольное положение мусульманского искусства - джамаль: красивым может быть только полезное.

Согласно Корану, красота - высшее по своей духовной ценности проявление творческой деятельности Аллаха: «Он сотворил небеса и землю поистине и придал вам форму (саввара) и наипрекраснейшие для вас образы» (сура 35). Истинная красота, несущая в себе идею Бога и выражающая абсолютную правильность, полезность и мудрость его творчества - это красота внутренняя, облеченная

метафорой «скрытого сокровища». Понимание «скрытого сокровища», как «мира тайных образов» произведений исламской архитектуры, защищено завесой «мира явленных образов». Однако завесу можно поднять, если идти путем интеллектуальных усилий и неустанного поиска, ибо сказано в Коране: «Вернитесь обратно и ищите света!» (Коран 57:13).

Следовательно, мусульманин посредством архитектурных форм, постигал бытие разумением, красота для его была не только эстетической данностью, но и основой разумения Истины. Основа духовного разумения отведена «интеллектуальному видению» и степени «зоркости». Главным становится уровень проницательности (бинаи) человека, «умозрения», т.е. проникновение во внутреннюю сущность «вещи».

Благодаря критерию полезности вобласти архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий: джамал, джалал и сифат. Эти категории представляют понятия-символы: джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети; джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета; сифат - божественное имя, выраженное красотой каллиграфии на внешних стенах мечети. Эти категории объединены и воплощены в совершенных архитектурных формах мечети.

Таким образом, вторым в смысловых особенностях культурного контекста исламской сакральной архитектуры становится критерий полезности джамаль: красивым может быть только полезное.

Следующим аспектом в смысловых особенностях культурного контекста исламской сакральной архитектуры является рассмотрение архитектурных объектов, как части системы духовных (смысловых) координат человека.

Культовая архитектура ислама, в частности мечети, имеет геометрически выраженные черты горизонтальной направленности. В исламе существует одна главная, глобальная точка отсчета - Кааба, все мечети ориентированы на нее. Горизонтальная сакральная связь с ней оказывает большое влияние на архитектуру мечети. Осевая композиция - кибла организует пространство мечети, вводит в единую универсальную систему духовных ценностей и духовных координат, созданных исламской цивилизацией. Кааба задает территориальную систему духовных координат ислама, становясь точкой отсчета этой системы. Мусульмане всего мира как бы находят свои духовные координаты через Каабу. Кааба избрана как направление молитвы или кибла мусульман. Кибла определяет не только ориентацию мечети или целого города, но и восприятие самого пространства.

Человеку, по его природе, необходима определенная система ценностей, ценностных ориентаций. Поэтому Кааба - это не просто религиозный центр ислама, это точка отсчета системы духовных координат ислама, которая задает, горизонтальный, духовный вектор молитвы. Именно сакральная геометрия и ориентация архитектуры вводит мусульманина в единую универсальную систему пространственных связей, и, следовательно, в единую универсальную систему духовных ценностей и духовных координат.

Символику горизонтального, духовного вектора можно проследить на примере семиотического анализа исламской айванной арки ее форме, которую безошибочно

отличают от неисламской. Она представляет собой скульптурный символ ислама. Ее форма смотрится как недосказанная и несколько нелогичная. Для сравнения целесообразно привести сжатое сопоставление айванной и готической арок. Арку Кельнского готического собора вписана в готическую архитектуру собора и несет в себе идею динамического устремления вверх, к небу. Стрельчатые арки начинаются снизу фасада и заканчиваются логичной формой острого шпиля, устремленного к небу. Движение к небу «читается» совершенно четко, взгляд не останавливается, а скользить вверх [4]. Исламская же айванная арка, «упираясь» в горизонтальную линию, несет символику «недосказанности», начатое в ней движение вверх прерывается. Семиотическое прочтение «недосказанной» формы этой арки определяет сущность исламского вероучения, иллюстрируя пример покорности [4]. Ислам в переводе с арабского, как известно, и означает «покорность». Помимо идеи покорности, прочитывается идея «запрета движения вверх» как знак. В таком случае, если форме запрещается движение вверх, тогда ей остается движение по горизонтали. Таким образом, в статичной архитектурной форме айванной арки побеждает статика, чем иллюстрируется исламская идея «покорности».

Вертикальное же сакральное направление в архитектуре мечети представлено минаретами и куполом. В классической купольной мечети высшая точка купола символизирует Единого, сам купол - символ Духа. Купол в пространственной структуре мечети выступает как вертикальная доминанта, выводящая во внешний мир внутреннее сакральное пространство мечети [1].

Итак, в сакральной исламской архитектуре символически воплощены два разнонаправленных вектора: религиозный, один - «тянет» архитектуру в горизонтальном направлении к Мекке, и другой - вертикальный - организует ориентиры в пространстве и несет функцию онтологической оси, киблы

Таким образом, третьимв смысловых особенностях культурного контекста исламской сакральной архитектуры становится ее архитектурно-художественная ориентация - кибла, отражающая систему духовных координат ислама.

Выводы

1. Нами проанализированы смысловые особенности культурного контекста исламской сакральной архитектуры и выявлена их специфика. К смысловым особенностям культурного контекста исламской сакральной архитектуры следует отнести: хикма, джамаль и кибла.

2. Ведущее положение здесь отводится хикме - мудрости, которая содержится во внутреннем измерении Корана. Хикма, как основополагающая особенность культурного контекста представляет собой интеллектуальный аспект исламской духовности, воплощенный в исламской сакральной архитектуре черезматематическую природу.

3. Согласно джамаль - красивым может быть только полезное.

4. Кибла задает систему и онтологию сакральной геометрии.

Список литературы

1. Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв. / М. С. Булатов. - М.: Наука, 1978. - 341с.

2. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. / Д. Е. Еремеев. - М.: Прогресс, 1990. - 147 с.

3. Рукайя Максуд. Ислам / Рукайя Максуд. - М.: Наука, 2005. - 216 с.

4. Шукуров Ш. М.. Искусство и тайна / Ш. М. Шукуров. - М.: Искусство, 1999. - 79 с.

5. Т. Burckhardt. The Art of Islam. - London, 1976. - 139 р.

6. Lawlor R. Sacred geometry. - N.Y., 1982. - 264 p.

Bilyalova L. M. Semantic Features of the Cultural Context of the Sacral Islamic Architecture //

Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. -2019. - Vol. 5 (71). - № 3. - P. 92-98.

The article analyzes the semantic features of the cultural context of sacred Islamic architecture. The Islamic tradition is studied, where intellectuality and spirituality are inseparable and represent the hypostasis of integrity. It has been established that the creation of works of Islamic sacred architecture is based on knowledge that is spiritual in nature: "hikma" (wisdom) is contained in the internal dimension of the Qur'an. The mathematical nature of Islamic architecture is an external reflection of the numerical symbolism of the letters, words and rhythms of the ayats of the Quran. Islamic architecture aims to convey the beauty and wisdom in artistic forms. Two principles of Islamic tradition that are used in Islamic sacred architecture are considered. They are based on the intellectual component. The fundamental principle of sacred Muslim architecture - the criterion of usefulness - "Jamal", where only the useful can be beautiful, is analyzed. The utility criterion is revealed through aesthetic categories: jamal, jalal and sifat. They represent concepts-symbols: Jamal - the divinely perfect beauty, which is symbolized by the dome of the mosque; jalal - divine greatness, which emphasizes the height of the minaret; Sifat is a divine name, calligraphically printed on the external walls of the mosque. The orientation of the architectural forms of the mosque is subject to sacred geometry. One of the leading concepts here is qibla.

Keywords: cultural context, sacred Islamic architecture, semiotics, utility criterion, hikma, jamal, qibla.

References

1. Bulatov M. S. Geometricheskaja garmonizacija v arhitekture Srednej Azii IX-XV vv [Geometric Harmonization in the Architecture of Central Asia of the 9th-15th Centuries]. M., Science, 1978, 341 p.

2. Yeremeyev D. E. Islam: obraz zhizni i stil' myshlenija [Islam: Lifestyle and Way of Thinking]. M., Progress, 1990, 147 p.

3. Rukayya Maksud. Islam [Islam]. M., Science, 2005, 216 p.

4. Shukurov Sh. M. Iskusstvo i tajna [Art and Mystery] M., Art, 1999, 9 p.

5. Burckhardt Т. The Art of Islam. London, 1976, 139 р.

6. Lawlor R. Sacred Geometry. N.Y., 1982, 264 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.