Научная статья на тему 'Смысловой опыт личности как гуманитарный компонент содержания современного образования'

Смысловой опыт личности как гуманитарный компонент содержания современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысловой опыт личности как гуманитарный компонент содержания современного образования»

СМЫСЛОВОЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ КАК ГУМАНИТАРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Г. Белякова

Центральная роль смыслового компонента в процессе освоения культурного опыта обоснована в ряде философских, культурологических, психологических исследований. В настоящее время признано, что целостная картина мира является результатом осмысления мира человеком через призму культуры. Сама же культура выступает как форма бытия, порожденная деятельностью человека и исходная для его собственного развития. Культура выступает как вся система смыслов человеческого бытия, как идеальных, так и опредмеченных. А. А. Пелипенко (1999, 2001), отмечает, что между человеком и миром всегда наличествует опосредующая призма культуры, поэтому проблему смысла нужно формулировать не в плоскости, что есть мир, человек или объект, а как то или иное нечто функционирует в пространстве смыслов. Смысл, рождающийся и функционирующий в структурах сознания, есть универсальная самоорганизационная форма культуры. На уровне индивидуального сознания смысл представляет собой дискретное переживаемое сознанием состояние, могущее быть объективированным посредством выражения в кодифицированных системах культуры. В соотношении с культурными смыслами (значениями) «смысл - это ценностно переживаемое значение, иноположенное (выраженное) в кодах (знакообразах), которое социально транслируясь, реализуется в контексте культуры», в то время как значение является семантической компонентой смысла (2001). Таким образом, культурное пространство как пространство смыслов всегда заключает в себе осмысленное отношение субъекта к действительности.

Человек, по мнению А. Ю. Агафонова (2000), есть смысловая модель мира, соединение «четырех смысловых сфер (биосфера, когнитивная сфера, социальная сфера, духовная сфера). Согласно теории психологических систем (В. Е. Клочко, А. А. Веряев), человек предстает как многомерный мир, рождающийся в процессе взаимодействия человека с действительностью, как «очеловеченное» пространство, возникающее в результате интеграции в нем объективных и субъективных измерений. Человек сочетает в себе «образ мира» (субъективную компоненту), «образ жизни» (деятельностную компоненту) и саму действительность - многомерный мир человека, выступающий как онтологическое основание его жизни, определяю-

452

щий сам образ жизни и определяемый ею. При этом человек, благодаря освоению мира в форме смысла, ценности, выступает не в противопоставлении объективному миру, а в единстве с ним. Смысл как важнейшая постнеклассическая категория позволяет установить важнейшие взаимосвязи, возникающие в процессе взращивания и творческого саморазвития человека в культуре. Смысловой опыт личности в контексте образовательного процесса выступает как центральный интеграционный компонент, обеспечивающий вхождение обучающегося в культурное поле, его самоидентификацию и дальнейшее саморазвитие. Мы разделяем точку зрения А. А. Веря-ева (2000), рассматривающего содержание образования как малую семиосферу, выступающую средством формирования внутренней культуры личности на основе личностно-смысловых интеграционных процессов.

Сложившийся в процессе осмысления действительности способ понимания мира и себя в мире представляет собой особый опыт субъекта, включающий не только освоенные знания и способы преобразования мира, но прежде всего смысловое отношение человека к миру, опосредованное ценностями культуры. Смысловой опыт личности в качестве важнейшего гуманитарного компонента содержания образования органически связан со знаниевым и деятельностно-практическим опытом, но имеет особый статус, поскольку он определяет систему личностно-значимых отношений, выстраивающихся в соответствии с теми конкретными смыслами, которые придает человек знанию, деятельности, событиям и явлениям действительности. Становление смыслового опыта личности обеспечивается рядом особых условий в образовательном процессе. Прежде всего, смысловой опыт личности, включающий в свой состав осмысленное знание, представляет собой результат особой деятельности - «работы понимания», по определению В. П. Зинченко (1997). При более широкой трактовке понимания как процесса образования смысла можно утверждать, что смыслотворческая деятельность человека заключается в том, что он, основываясь на культурном содержании, строит свой собственный индивидуально-личностный опыт знания, умения и понимания мира, его проблем и противоречий, перспектив, включая собственный жизненный проект.

Возможности для освоения содержания образования обучающимися на уровне осмысленного личностно ценного знания складываются при условии организации учебно-воспитательного взаимодействия в форме смыслоактуализирующего диалога, расширения гуманитарной компоненты содержания образования, стимулирова-

453

ния смыслообразования на уровне педагогической ситуации посредством специальных процедур, формирования ценностноразвивающей среды конкретного образовательного учреждения. К общим условиям смыслообразования относятся продуктивный ценностно-смысловой контекст урока, включающий диалогичность общения, сплоченность классного коллектива, гуманистические установки педагога, определяющие стиль педагогического общения, смысло- и целеполагание в контексте социально-личностнозначимых ситуаций, использование потенциала гуманитарных текстов, межпредметной интеграции содержания образования, использование процедур, стимулирующих осознание и принятие личностной ценностно-смысловой позиции обучающимися. Специфические условия смыслообразования определяются интерпретационным потенциалом учебных текстов, степенью готовности участников педагогического взаимодействия к включению в диалог смыслов, их актуальными потребностями и смысловыми установками.

Особенности профессионально-педагогических задач в условиях реализации модели смыслоориентированного образования в свою очередь определяют содержание специальной подготовки педагога, которая должна обеспечить его способность и готовность к осмысленной, экологичной работе с ценностно-смысловой сферой обучающихся, владение методологическими знаниями о закономерностях организации смыслопорождающего диалога, сформирован-ность умения создавать продуктивный ценностно-смысловой контекст освоения содержания образования. Интегративным выражением смыслоориентированной компетентности педагога является его особая педагогическая позиция, содержащая в себе концентрированное выражение системы педагогических смыслов. Педагогическая позиция складывается в процессе восприятия, понимания и творческой реинтерпретации ценностей педагогической культуры, их принятия педагогом в качестве оснований собственной профессионально-педагогической деятельности.

Ценностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие реализации модели образования смысловой направленности обеспечивает широкое вовлечение культурного опыта в содержание образования в единстве предметных и ценностных составляющих, возможности его освоения и творческого развития на основе различных форм смыслоактуализации. Ее системообразующим компонентом является «культура понимания», включающая осмысленные ценности, цели и средства образовательной деятельности, ценностно-смысловое единство педагогиче-

454

ского коллектива, проявляющееся на уровне ментальности и поддерживаемое нормативным характером принятых ценностей, их реальным функционированием в условиях конкретного образовательного учреждения.

Результатом образовательного процесса, ориентированного на формирование и развитие смыслового опыта личности, является становление у обучающихся многомерного ценностноопосредованного понимания ситуаций, событий, явлений, самовосприятия, развитие способности осмысленно производить ценностноопосредованный выбор на базе освоенного предметного знания, повышение уровня учебно-познавательной мотивации и эмоциональной вовлеченности в учебную деятельность, активизация творческой деятельности на базе освоенного знания.

455

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.