Научная статья на тему 'Смысловое значение концепта агрессия'

Смысловое значение концепта агрессия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1533
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессия / лингвистика / концепт. / aggression / linguistics / concept.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Караванов А.А., Устинов И.Ю.

В статье рассматриваются подходы к смысловомуопределению концепта агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses approaches to the semantic definition of the concept of aggression.

Текст научной работы на тему «Смысловое значение концепта агрессия»

Территория науки, 2013, № 2

Караванов А.А., Устинов И.Ю.

СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПТА АГРЕССИЯ

Воронежский экономико-правовой институт, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и

Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: агрессия, лингвистика, концепт.

Аннотация: в статье рассматриваются подходы к смысловому определению концепта агрессии.

Keywords: aggression, linguistics, concept.

Abstract: The article discusses approaches to the semantic definition of the concept of aggression.

События, происходящие в последнее время в нашей стране и за рубежом, зачастую обусловливаются повышенной агрессивностью в поведении людей. В связи с этим представляется актуальным обращение к проблеме выявления смыслового содержания понятия «агрессия» в целях однозначной интерпретации данного феномена в рамках научного анализа.

На наш взгляд, определенную помощь в осознании смыслового значения понятия «агрессия» может оказать теория когнитивной лингвистики, интенсивно разрабатываемая Н.Д. Арутюновой, З.Д. Поповой, Ю.С. Степановым, И.А. Стерниным, Е.С. Кубряковой, Дж. Лакоффом, В.Н. Телия, Г. Томпсоном, Ф. Унгерером, Б. Хайне, Х.-Й. Шмидтом и др. Основываясь на данной теории, мы полагаем, что концепт «агрессия» имеет многокомпонентную и многослойную организацию, которая может быть выявлена посредством анализа языковых средств ее репрезентации.

Полевое описание концепта, как правило, производится в терминах ядра и периферии. К ядру нами будут относиться прототипические слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью (наиболее яркие первичные образы, имплицитные конструкты), а более абстрактные признаки составят периферию анализируемого концепта. При этом заметим, что периферийный статус того или иного абстрактного признака свидетельствует не о малой его значимости в поле концепта, а указывает на меру удаленности от ядра по критерию конкретности и наглядности образного представления.

Концепт как единица структурированного знания о каком-либо феномене имеет определенную, но не жесткую организацию: он состоит из компонентов (когнитивных признаков), которые образуют

81

Территория науки, 2013, № 2

различные концептуальные слои. В условиях вербализации концепта его признаки предстают как семы - семантические (смысловые) компоненты, а концептуальные слои иногда могут совпадать с семемами - значениями слова (однако, как отмечает И.А. Стернин, далеко не всегда, поскольку концептуальных слоев обычно больше, чем семем). Отношения между слоями производны, т.е. уровень абстрактности каждого последующего слоя выше, чем предыдущего. Периферия состоит из слабо структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных когнитивных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, детерминируемых культурой и менталитетом той или иной социальной группы.

Мы придерживаемся точки зрения о том, что этимология слова «агрессия» имеет латинские корни - aggredio (чаще aggredior). Оно суть сочетания слова «ag», трактуемого перед повтором буквы «g» тождественно «ad»: от первого лица как предлог, ограничивающий пространство, время, определяющий число, цель, направленность или склонность, сходство или средство, - «на, к, до, около, в», а от второго лица - в значении приставки, обусловливающей направленность, начинательность, дополнительность или присоединение, и слова «gredior» - «шаг». То есть в буквальном смысле «aggredior» -«приступать», «двигаться на», «бросаться».

В первоначальном значении слова «быть агрессивным» сигнифицировались как «двигаться в направлении цели» (T. Maccius Plautus ок. 254-184 гг. до н.э.), позднее латинское слово «aggressio» (от причастия agressus - приступивший, нападавший) трактуется как «нападение» (Aurelius Augustinus 354-430 гг. н.э.).

Толковый словарь французского языка П. Робера дефинирует агрессию (фр. agression) как «нападение с использованием силы», а agressif (-ve) - наступательный, вызывающий.

Оксфордский словарь английского языка определяет агрессию (англ. aggression) как «следствие чувства гнева или антипатии, приводящее к враждебному нападению; неспровоцированное нападение».

В современных американских словарях национального варианта английского языка агрессия трактуется как «неспровоцированное нападение; вторжение; привычное агрессивное действие или применение; первичный инстинкт, обычно связанный с эмоциональными настроениями, чтобы выполнить действие насильственным способом; насильственное действие или образ действия (как неспровоцированное нападение), особенно когда есть намерение доминировать или подчинять себе; практика совершения

82

Территория науки, 2013, № 2

нападений или вторжений: особенно, неспровоцированное нарушение одной страной территориальной целостности другой; враждебное, вредное или разрушительное поведение или перспектива такого поведения, особенно вызванного фрустрацией».

Словарь иностранных слов в немецком языке под редакцией Г. Кемпке объясняет агрессию (нем. aggression) как «вооруженное нападение государства на одно или несколько других государств» и как «следствие аффекта, выражающееся в бесцеремонном, насильственном поведении, которое направлено на причинение ущерба людям, повреждение вещей».

В китайском языке слово «агрессия» (кит. fil^) имеет порядка 8-ми

коннотаций (fi^ftS, Ш^ШШ, и др.) в зависимости от

сферы приложения и коррелирует с такими понятиями и словосочетаниями как «разрыв экономических отношений», «конфискация бюрократического капитала и передача крестьянам помещичьей земли», «осуществление действий во всех направлениях», «развернуться вовсю», «тотальная война», «вторгаться, занимать, посягать на чужую территорию», «преступное нападение, нарушение, контрафакция», «неспровоцированное нападение».

Не менее многочисленны интерпретации агрессии (япон. fi ^) в

японской языковой культуре: - захват, взятие приступом, занятие

(в смысле занимать позицию, город); - захватническая война,

вторжение и др.

В арабском языке агрессия (араб. ь)) ассоциируется с

«совершением действия против воли».

Исходя из смысла представленных коннотаций, можно сделать вывод о том, что в современных иностранных языках понятие «агрессия» используется в значении близком, но не тождественном первоначальному. Это обусловлено многообразием форм проявления данного феномена, находящих отражение в сознании индивидов, участвующих в различных интеракциях, как на межличностном уровне, так и на уровне социальных групп.

К настоящему времени отечественными исследователями в различных отраслях научного знания предложено множество определений анализируемого дефиниендума.

Заметим, что, как указывают лингвисты, в русском языке сначала появилось прилагательное «агрессивный» (встречается с 1865 г.) -производное от основы заимствованного из французского языка слова

83

Территория науки, 2013, № 2

agressif, -ve (встречается с 1795 г.). Непосредственно понятие «агрессия» было имплементировано в русский речевой оборот в 19111913 гг. (переоформление фр. agression) и изначально определялось как «нападение одного государства на другое с целью захвата территории, уничтожения или ограничения его независимости и насильственного подчинения его населения захватчику».

На сегодняшний день первоначальный в русском языке смысл вкладывается в понятие агрессии военными специалистами и юристами-международниками - это «любое незаконное с точки зрения Устава ООН действие одного государства, направленное против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической, экономической, идеологической, информационной и т.д. независимости другого государства или народа (нации)».

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в «Толковом словаре современного русского языка» дефинируют агрессию как открытую неприязнь, вызывающую враждебность.

Согласно «Психологическому словарю» под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова агрессия - это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)». С.Ю. Головин придерживается мнения, что агрессия - это «индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы».

Конфликтологи А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов формулируют свою точку зрения на сущность агрессии следующим образом - это «целенаправленное деструктивное индивидуальное или коллективное поведение, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический или психологический вред, ущерб другому человеку или группе людей». С.Б. Давлетчина дает определение агрессии как форме поведения участников конфликта, характеризующейся враждебностью.

Социологи трактуют агрессию как «действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т.д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту».

Криминальная агрессия операционально дефинируется Ф.С. Сафуановым как «форма поведения (конкретное действие), реализующая какое-либо намерение или побуждение по отношению к

84

Территория науки, 2013, № 2

потерпевшему (мотивированное действие) и связанная с этим намерением (побуждением) определенным смысловым отношением, объективно направленная на причинение вреда (ущерба) его жизни или здоровью».

Мы полагаем, что все вышеприведенные определения позволяют сделать вывод о том, что базовый слой рассматриваемого концепта представляет собой своеобразный чувственный образ: агрессия -нападение, наступление, ущерб, целенаправленное устремление. Этот чувственный образ выступает единицей универсального предметного кода (УПК), которая делает данный концепт доступным для мыслительных операций. Поэтому он и может быть определен как кодирующий.

Универсальный предметный код субъективен, поскольку образуется у каждого человека как отражение его неповторимого (индивидуального) чувственного жизненного опыта. Его единицы - это нейрофизиологические образования, кодирующие в биоэлектрической форме все знания индивида и хранящие их в его долговременной памяти. Это образы, схемы, картины, чувственные представления, эмоциональные состояния, которые объединяют и дифференцируют элементы знаний индивида в памяти по различным основаниям. Структурируясь в сознании в более крупные комплексы, они создают сложные картины - картины мира.

Активизация отдельных элементов сложных ментальных картин (картин мира), выделение в их структуре некоего отдельного признака ситуации представляют собой предикации, объективирующие состоявшуюся мысль.

Как отмечает И.А. Стернин, базовый образ может исчерпывать содержание концепта в том случае, если он отражает конкретные чувственные ощущения и представления, или осмысливается индивидами на чрезвычайно примитивном уровне. В сложных же концептах на базовый образ наслаиваются дополнительные когнитивные признаки.

Множество признаков способствует образованию относительно автономных концептуальных слоев, которые накладываются друг на друга в порядке от более конкретных к более абстрактным. Они отражают развитие концепта и его отношения с другими концептами, дополняют его ядро.

Концептуальные слои, как нами уже отмечалось, суть следствие познания индивидом окружающего мира, т.е. результат его когниции. Они образуются когнитивными признаками. Совокупность ядра (базового слоя), дополнительных когнитивных признаков и

85

Территория науки, 2013, № 2

концептуальных слоев составляют объем концепта. При этом важно заметить, что многочисленных концептуальных слоев может и не быть, однако базовый когнитивный слой с чувственно-образным ядром есть всегда, иначе концепт не может фиксироваться в УПК как дискретная единица мышления (смысловая отдельность), а следовательно, не может функционировать.

Согласно теории когнитивной лингвистики модели концептов могут быть одноуровневыми, многоуровневыми и сегментными.

Результаты лексико-семантического анализа слов с корнем «агрессия» позволяют выделить наличие следующих основных сем в их семной структуре: «нападение», «применение силы», «незаконное применение силы», «захват», «подчинение», «насильственное подчинение (удержание)», «уничтожение», «ограничение независимости (действия)», «открытая неприязнь», «враждебное поведение (отношение)» и т.д.

Анализ синонимического ряда слов с корнем «агрессия» позволяет нам сделать вывод о двух сторонах процесса агрессии: субъект агрессии - захватчик, нападающий, завоеватель, т.е. тот, кто действует незаконно, против общепринятой морали, и объект (либо предмет) агрессии - живое существо, в отношении которого совершается нападение, насилие или вещь, подвергаемая захвату, незаконному удержанию (при условии, что она имеет индивидуального или коллективного собственника). Двусторонность агрессии находит свое отражение в семе «противник», подтверждающей ее бинарность (противник - не противник; свой - чужой), а также семах «наступление на что-нибудь», «выпад против кого-либо», обусловливающих ее целенаправленное действие.

Резюмируя изложенное выше, мы полагаем, что полевая модель концепта «агрессия» может быть представлена как сегментная, включающая в себя:

1) ядро или прототипическую единицу УПК (они могут быть как групповыми так и индивидуальными) - образ нападающего, наступающего, целеустремленного человека;

2) концептуальные слои, обволакивающие ядро, в последовательности от менее абстрактных к более абстрактным (признаки этих слоев лежат в основе достигаемого взаимопонимания между исследователями того или иного концепта, при этом их количество и содержание в сознании тех или иных индивидов различно) - несдержанность, нетерпимость, зло, намерение причинить ущерб, страдание, боль, дискомфорт и т.д.;

3) сегменты, в системе которых осмысливается концепт -

86

Территория науки, 2013, № 2

психологическая, военная, социальная, спортивная, криминальная, деловая агрессия, аутоагрессия и т.д.;

4) интерпретационное поле, содержащее оценки и трактовки УПК, исходя из национального, группового и индивидуального сознания, например, «бей своих, чтоб чужие боялись», «кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» и т.п.

Таким образом, семантическая структура понятия «агрессия» весьма неоднозначна, поскольку этот лингвокультурный концепт представляет собой образование, в котором базовый чувственный слой окружен несколькими концептуальными слоями, далеко не равноправными по степени абстракции. Более того, сегменты его системы различаются по своему содержанию в соответствии с характером человеческой деятельности. Следовательно, ни одно из приведенных ранее определений агрессии не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным, поскольку ее дефиниенс в каждом отдельно взятом случае несет на себе отпечаток аксиологической модальности исследователей, обусловленной наличием концептуальных слоев, отражающих развитие понятия в той или иной отрасли научного знания.

Учитывая, что каждый из выделенных сегментов представляет собой систему когнитивных признаков, или, как указывал И.А. Стернин, «дискретных элементов», в понятии «агрессия» можно выделить основные предикаты и психологические паттерны, позволяющие отличать его от близких по смыслу понятий:

- интенсивная активность, стремление к самоутверждению, лидерству, власти;

- стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами;

- присвоение, насильственное овладение материальным или идеальным объектом (в том числе властью над другими людьми);

- враждебность, атака, ущерб, разрушение и т.д.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2006. - С. 9.

2. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ 2005. - С. 4.

3. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. - М.: Смысл, 1993. - 456 с.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.

87

Территория науки, 2013, № 2

5. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике.

- Воронеж: Истоки, 2001. - 192 с.

6. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. - М.: Смысл, 2003. - С. 92.

7. Словарь военных терминов, применяемых в уставных документах ВС РФ стратегического и оперативного звеньев управления / Сост. В.Д. Заболотин. - М.: ВАГШ ВС РФ, 1998.

8. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1999.

- Т 1. - С. 28.

9. Dictionnaire alphabetique et analogique de la langue frangaise de Paul Robert. - 2-me edition. - Vol. 1, Vol. 9. - Paris, 1991.

10. Kempcke G. Worterbuch Deutsch als Fremdsprache / von Gunter Kempcke. Unter Mitarb. von Barbara Seelig... - Berlin; New York: de Gruyter, 2000.

11. The Oxford English Dictionary. - 2-nd edition. - Vol. 1, Vol. 19. -Oxford, 1989.

Сорокин Б.Ф.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: психология творчества, творческие способности, психика.

Аннотация: в статье рассматриваются научно-методические

аспекты психологии творчества.

Keywords: psychology of creativity, creativity, psyche.

Abstract: The article deals with the scientific and methodological aspects of the psychology of creativity.

Творчество, как свойство и функция человеческой психики, возникает в процессе взаимодействия человека с м^ом (внешним и внутренним); оно играет ведущую pоль в pегуляции его деятельности и необходимо для пpеднамеpенного успешного постpоения субъектом некоторого набоpа конфетных форм этой деятельности.

Проблема состоит также в о^еделении специальных типов творческой способности. Наличие таковой еще не означает ее актуальной действительности, ибо нужно, во-пеpвых, чтобы она имела достаточную степень своей pазвитости; во-втоpых, - условия ее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.