Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267). Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 23-28.
Л. Р. Газизулина
СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ БАЗОВОГО СЛОЯ ВАРИАНТОВ КОНЦЕПТОВ «НАСИЛИЕ» И «VIOLENCE»
Данная статья основана на результатах ассоциативного эксперимента, проведенного с участием российских и американских информантов как носителей языка. Целью работы является синтез базовых слоев вариантов концептов НАСИЛИЕ и VIOLENCE в русской и американской концептосферах, их сопоставление, анализ и выявление симметрии и асимметрии.
Ключевые слова: концепт, ассоциативный эксперимент, базовый слой, симметрия, асимметрия.
Исследование концептов - одна из наиболее актуальных тем в современном языкознании. Представленное исследование осуществлено в рамках концептологии как части когнитивной лингвистики. Концептология — междисциплинарное направление, посвященное комплексному изучению языка, сознания и культуры. Основной единицей изучения в концептологии является концепт. Концепт - это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Под концептом может пониматься национальный ментальный образ (идея, символ), который имеет сложную систему объективации1.
В ходе интенсивного развития концептологических исследований в лингвистике возникло множество взаимодополняющих и частично пересекающихся определений концепта. Концепт рассматривается как «понятие практической (обыденной) философии»2, «оперативная единица в мыслительных про-цессах»3, «спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера»4, как «отклик на предшествующий языковой опыт человека»5.
Одним из важнейших социально-значимых концептов современной культуры является концепт НАСИЛИЕ. Проблема насилия, его причины, формы и сферы проявления всегда привлекала к себе внимание исследователей. Можно констатировать, что насилие - это междисциплинарное понятие, т. к. является объектом изучения в психологии, социологии, политологии, истории, лингвистике. В человеческом обществе имеется две основные сферы
проявления насилия: одна из них - взаимоотношения различных этносоциальных общностей (племен, народов, государств); другая
- отношения внутри той или иной социальнополитической структуры.
На материале русского и английского языков в рамках когнитивной лингвистики и когнитивно-дискурсивного подхода концепт НАСИЛИЕ еще не являлся самостоятельным объектом лингвистических исследований. Являясь структурой высокой социальной значимости, концепт НАСИЛИЕ сохранил возможность неоднозначной оценки, обусловленной ее ситуативностью. Данные факторы определяют использование различных моделей категоризации, а также многообразие корреляций в русской и английской концептосферах.
Условием контрастивного анализа концепта является семное описание номинирующих его лексем. Семное описание может быть осуществлено с применением ряда методов. В нашем исследовании мы использовали анализ словарных дефиниций и компонентный анализ лексем насилие и violence, где дефиниционный анализ выступает как один из инструментов выявления сем. Фактически мы используем результаты компонентного анализа, проведенного составителями толковых словарей.
Для осуществления компонентного анализа нами были взяты за основу дефиниции «Большого толкового словаря русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова: 1) применение грубой физической силы или морального давления, например, Применить насилие при задержании преступника; Со следами насилия на лице; Насилие над личностью; Избавление от произвола и насилия; 2) О противоестественном воздействии, оказываемом на что-либо; Так не говорят, это насилие над синтаксисом русского языка! История не терпит насилия;
Дорого же обойдется человеку насилие над природой; Испытать на себе насилие политики налогообложения6.
Анализ толкований показывает, что отражённый в словарной статье денотатно-сигни-фикативный центр концепта НАСИЛИЕ включает два основных компонента: физическое воздействие; принуждение.
Семный анализ лексемы violence был проведен на основе дефиниций словаря Webster’s Online Dictionary: Noun существительное 1. An act of aggression (as one against a person who resists) агрессивное действие (например против того, кто оказывает сопротивление); 2. The property of being wild or turbulent состояние буйства или неистовства; 3. A turbulent state resulting in injuries and destruction etc. состояние буйства, приводящее к травмам и разрушению и т. п. 4. The quality or state of being violent; highly excited action, whether physical or moral; vehemence; impetuosity; force качество или состояние злости; действия в состоянии крайнего возбуждения, физические или психические; горячность; импульсивность; натиск. 5. Injury done to that which is entitled to respect, reverence, or observance; profanation; infringement; unjust force; outrage; assault оскорбление, нанесенное тому, кто заслуживает уважения, благоговения и почтения; осквернение; посягательство; неправомерное применение силы; произвол; нападение. 6. Ravishment; rape; con-stupration изнасилование, надругательство. Verb глагол 1. To assault; to injure; also, to bring by violence; to compel нападать, ранить, принуждать силой1.
Сопоставление словарных дефиниций показало, что лексемы насилие и violence совпадают в следующих значениях: применение физической силы и принуждение. Различия заключаются в наличии таких компонентов в значении лексемы violence как ярость, буйство, агрессия, оскорбление; в лексеме насилие выявляется смысл, который является существенным для русского языка и отсутствует в английском -моральное давление, противоестественное давление.
Наиболее эффективным методом изучения концептов является лингвистический эксперимент, и прежде всего ассоциативный эксперимент в двух его разновидностях - свободный и направленный. Ассоциативный эксперимент имеет своей целью построение ассоциативного поля стимула (описание совокупности реакций, упорядоченных по убыванию частот-
ности), которое далее выступает как материал для семантической интерпретации8.
В ходе данного исследования был проведен свободный ассоциативный эксперимент (САЭ), в котором участвовали 115 человек в возрасте от 18 до 65 лет (студенты, преподаватели, инженеры, пенсионеры). Информантам был предложен вопрос: «Напишите, пожалуйста, первое пришедшее в голову слово (ассоциацию) со словом насилие», на который они должны реагировать первыми словами, приходящими на ум, при этом их выбор не ограничен классифицирующими признаками. Участие в эксперименте представителей разных полов, возрастов и профессий исключает вероятность подмены национальных особенностей концепта групповыми. В ходе проведения ассоциативного эксперимента соблюдались следующие требования: 1) незаинтересованность информантов в результатах эксперимента; 2) анонимность участников; 3) неограниченность в количестве ассоциаций; 4) ограниченность длительности латентного периода (30 секунд)9.
Существует ряд возможностей интерпретации реакций, полученных в результате проведенного САЭ. Обычно выделяют синтагматические (грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула), парадигматические (принадлежащие к одному грамматическому классу со словом стимулом) родо-видовые отношения, реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом, клишированные и личные10.
Согласно данной классификации все полученные нами ответы можно распределить по группам. Наиболее объемным оказался класс парадигматических реакций - существительные в именительном падеже (108); синтагматические реакции представлены глаголами (1), именами собственными (2), прилагательными (5), причастиями (1); к родо-видовым отношениям мы отнесли такие реакции как жестокость (22), принуждение (8); к клишированным реакциям мы отнесли физическое (2), сексуальное; реакций, имеющих фонетическое сходство со стимулом, не зафиксировано.
Лексико-семантический анализ полученных ассоциатов позволил выявить признаки, на основании которых были выделены следующие группы:
1) существительные, номинирующие
- субъект насилия: маньяк 2, мужчина 2, убийца 1, психически больной , насильник 2, урод;
- результат насильственных действий: боль 8, убийство, 8 преступление 4, избиение 4, изнасилование 4, рукоприкладство 2, смерть 2, мучение 2, побои, несвобода, кровь, драка, удар, горе, грабеж;
- эмоционально-оценочное состояние: жестокость 22, принуждение 8, страх 3, зло 3 ужас 2, издевательство 2, агрессия 2, безжалостность, бесчеловечность, унижение, стресс, бессилие, доминирование, угнетение;
- область применения насилия: ОПГ, концлагерь, фашизм;
- объект насилия: девушка, женщина, жертва;
- орудие: оружие 1;
2) глагол: убивать 1;
3) прилагательные: сексуальное, вынужденное;
4) имена собственные: Гитлер, Настя;
5) наречие: чудовищно.
Семантическая интерпретация ассоциатов,
наполняющих базовый слой русского варианта концепта НАСИЛИЕ, показала наличие 8 тематических групп (слотов), реализуемых при помощи следующих языковых единиц:
1) оценка / характеристика (32): жестокость 22, преступление 4, зло 3, несправедливость, безжалостность, бесчеловечность, чудовищно, диагноз;
2) физическое воздействие (25): убийство 8, смерть 2, убивать, удар, драка, побои, рукоприкладство 2, избиение 4, мучение 2, кровь, грабеж;
3) человек (15): мужчина 2, маньяк 2, убийца 2, насильник 2, психически больной, женщина, девушка, урод, жертва, Гитлер, Настя;
4) принуждение (14): принуждение 8, угнетение, доминирование, несвобода, издевательство 2, унижение;
5) эмоции / ощущения (10): страх 3, агрессия 2, ужас 2, горе, бессилие, стресс;
6) сексуальное насилие (7): изнасилование 4, сексуальное, маньяк 2;
7) динамичный образ (3): ОПГ, фашизм, концлагерь;
8) артефакт (1): оружие.
На следующем этапе исследования полученные ассоциаты были классифицированы как образные, понятийные и ценностные согласно классификации В. И. Карасика11.
Из приведенной ниже таблицы видно, что наиболее плотно номинирован уровень понятий (58% вербализаций). Реакции уровня понятия свидетельствуют о высокой значимости насилия как социально-политического фено-
мена, а также о том, что россияне рассматривают насилие как жестокое обращение (ответ жестокость наиболее частотный (22)), принуждение, преступление.
Таблица 1 Базовый слой концепта НАСИЛИЕ в русской концептосфере
Образ (38% вербализаций)
Боль 8, страх 3, маньяк 2, мужчина 2, убийца
2, ужас 2, насильник 2, смерть 2, мучение 2, агрессия 2, женщина, девушка, ОПГ, концлагерь, фашизм, психически больной, кровь, драка, горе, убийца 2, оружие, Гитлер, Настя, бессилие, жертва, стресс, диагноз,
Понятие(58% вербализаций)
Жестокость 22, принуждение 8, убийство 8, преступление 4, избиение 4, изнасилование 4, зло 3, рукоприкладство 2, побои, грабеж, несвобода, угнетение, унижение, доминирование, убивать, удар, побои, физическое 2, сексуальное, вынужденное, издевательство
Оценка (4% вербализаций)
несправедливость, безжалостность, бесчеловечность, чудовищно, урод
Доминирование в содержании рассматриваемого варианта концепта ассоциатов уровней понятия и образа свидетельствует о понятийнообразном статусе русского варианта концепта НАСИЛИЕ. Околоядерный слой и периферия рассматриваемого варианта концепта также характеризуются преобладанием реакций-понятий и образов.
Следует отметить, что большое количество ассоциатов связано с физическим воздействием: убийство, избиение, побои, удар, грабеж, убийца, маньяк, рукоприкладство и др. (39% от общего числа). Этот слот совпадает с выделенным по результатам анализа лексикографических источников ЛСВ физическое воздействие
- действие, направленное на разрушение, причинение боли; способ доминирования. Вторым выделенным нами в словарях планом значения лексемы насилие является принуждение. Этому ЛСВ соответствуют такие реакции, как принуждение, угнетение, несвобода, концлагерь (12%). Третий ЛСВ - сексуальное насилие, эксплицирован в ходе эксперимента такими лексемами, как изнасилование, сексуальное, маньяк (10%).
Значение лексемы насилие содержит три ЛСВ, тогда как в сознании россиян концепт
НАСИЛИЕ имеет больше составляющих в соответствии с выделенными слотами. При этом большая часть слотов варианта концепта не соотносится с ЛСВ: 1) эмоции / ощущения;
2) оценка / характеристка; 3) человек; 4) артефакт; 5) динамичный образ.
Присутствие в содержании концепта элементов, вербализующих отрицательные эмоции, позволяет говорить о присутствии определенных коннотаций в структуре значения слова. Наличие семантических слотов, зафиксированных в словарях, является показателем симметрии между русским вариантом концепта НАСИЛИЕ и одноименной лексемой; наличие семантических слотов, не зафиксированных в словарях - дополнительным подтверждением того факта, что содержание концепта шире лексического значения.
Синтез базового слоя варианта концепта VIOLENCE в американской концептосфе-ре. Синтез базового слоя варианта концепта VIOLENCE проводился с использованием метода свободного ассоциативного эксперимента среди жителей США. Информантам (150 человек), мужчинам и женщинам от 18 до 73 лет было предложено ответить на вопрос «What are the first words that occur to you when you hear or see the word VIOLENCE?» (Какие первые слова приходят Вам на ум, когда вы слышите или видите слово «насилие»?). Обработка результатов включала ранжирование ответов по частотности, лексико-семантическую и когнитивную интерпретацию ассоциатов, выделение ядерных и периферийных признаков.
Полученные ответы были распределены по классам: а) парадигматические реакции - существительные в именительном падеже (73);
б) синтагматические реакции - глаголы (23), имена собственные (4), прилагательные (7), причастия (8); в) родо-видовые реакции (5); г) клишированные реакции (3). Реакций, имеющих фонетическое сходство со словом-стимулом, не зафиксировано.
Лексико-семантический анализ полученных ассоциатов позволил выявить признаки, на основании которых были выделены следующие группы:
1) существительные, номинирующие
- субъект насилия: a criminal [здесь и далее перевод автора] преступник 4, a gang банда 4, a thug убийца 1, a male мужчина 1, a mob шайка 1;
- результат насильственных действий: war война 11, pain боль 7, blood кровь 6, death смерть 6, murder убийство5, crime преступле-
ние 4, suffering страдание 3, rape изнасилование 2, explosion взрыв 1, destruction разрушение
1, terrorism терроризм 2, injury повреждение 1, trauma травма 1, abortion аборт 1;
- эмоционально-оценочное состояние: anger злоба 8, rage ярость 4, brutality жестокость 4, horror ужас 2, danger опасность 2, power сила
2, cruelty жестокость 1, sense of impunity чувство безнаказанности 1, prejudice ущерб 1, aggression агрессия 1;
- область применения насилия: television телевидение 1, sex секс 1, religion религия 1, video games видео игры 1, WWE match матч по борьбе 1;
- орудие: gun огнестрельное оружие 3, knife нож 1;
2) глаголы
- физического воздействия: to murder убить 4, to fight драться 3, to kill убить 2, to stab колоть 1, to strike ударять 1, to hurt причинять боль 1, to abuse жестоко обращаться 1, to attack нападать 1, to torture мучить 1, to mug нападать (сзади) 1;
- эмоционально-оценочного отношения: to suffer страдать, to hate ненавидеть;
3) прилагательные: violent насильственный
3, malicious злобный, evil злой, physical физический, passive пассивный, active активный, domestic домашний, destructive разрушительный;
4) имена собственные: America Америка, USA США, Flint (Home town) Флинт (родной город), Al-Qaida Аль-Каида, Hitler Гитлер.
Когнитивная интерпретация ассоциатов, наполняющих базовый слой американского варианта концепта VIOLENCE, показала наличие 10 тематических групп, реализуемых при помощи следующих языковых единиц:
1) действие 27 (kill / murder убить, hurt приносить боль, beat бить);
2) результат 24 (blood кровь, death смерть, pain боль);
3) эмоции, ощущения 16 (horror ужас, anger злоба, hate ненависть);
4) динамические образы 15 (war война, sex секс, video games видео игры);
5) человек 12 (Hitler Гитлер, male мужчина, women женщины);
6) оценка / характеристика 14 (bad плохой, evil злой, cruel жестокий), (active активный, physical физический, domestic домашний);
7) артефакт 4 (gun огнестрельное оружие 3, knife нож);
8) организация людей 4 (gang банда, mob шайка, Al-Qaida Аль-Каида);
9) местность 3 (America Америка, USA США, Flint (Home town) Флинт (родной город)).
На следующем этапе исследования полученные ассоциаты были классифицированы на образные, понятийные и ценностные (см. таблицу 2).
Таблица 2
Базовый слой варианта концепта VIOLENCE в американской концептосфере
Образ (72% вербализаций)
war война 11, anger злоба 8, pain боль 7, blood кровь 6, death смерть 6, horror ужас 2, a criminal преступник 4, a gang банда 4, rage ярость 4, gun огнестрельное оружие 3, danger опасность 2, power сила 2, a thug убийца, cruelty жестокость, sense of impunity чувство безнаказанности, prejudice ущерб, sex секс, video games видео игры, television телевидение, a male мужчина, a knife нож, a mob шайка, to hate ненавидеть, explosion взрыв, destruction разрушение, terrorism терроризм, injury повреждение, trauma травма, aggression агрессия, abortion аборт, suffering страдание, hatred ненависть, Hitler Гитлер, male мужчина, women женщины, America Америка, USA США, Flint (Home town) Флинт (родной город)
Понятие(20% вербализаций)
murder убийство5, to murder убить 4, brutality жестокость 4, crime преступление
4, suffering страдание 3, to fight драться 3, rape изнасилование 2, to kill убить 2, people hurting others люди, причиняющие боль другим, passive and active violence пассивное и активное насилие, an act of harm, whether it be psychological, physical, emotional, or spiritual or all of the above, done to other or others акт нанесения вреда, будь то психологический, физический, душевный или все вместе, причиненный другому человеку или людям, disrespect for life неуважение к жизни, to stab колоть, to strike ударять, to hurt причинять боль, to abuse жестоко обращаться, to attack нападать, to torture мучить, to mug нападать (сзади), kill / murder убить, hurt приносить боль, beat бить
Оценка (8% вербализаций) violent насильственный 3, bad плохой, evil злой, cruel жестокий, malicious злобный, destructive разрушительный, I hate violence! я ненавижу насилие
Как видим, наиболее частотными являются реакции образного характера (war война 11, anger злоба 8, pain боль 7, blood кровь). На данном уровне мелиоративные реакции не присутствуют, т. е. на уровне образного восприятия отсутствует биполярность рассматриваемого варианта концепта. Реакции информантов весьма разнообразны, охватывают различные сферы жизни (секс, телевидение, религия), что свидетельствует в пользу актуальности рассматриваемого концепта.
Ядро базового слоя варианта концепта VIOLENCE в американской концептосфере является образным, так как именно к этому уровню относится доминирующее количество ассоциатов (72%). Околоядерный слой и периферия рассматриваемого варианта концепта также характеризуются преобладанием реакций-образов.
Таким образом, ядро, околоядерный слой и периферия базового слоя варианта концепта VIOLENCE в американской этноконцептосфе-ре являются образными.
Анализ реакций, образующих базовые слои вариантов концепта НАСИЛИЕ и VIOLENCE, показал, что параллельные реакции присутствуют на всех уровнях базового слоя. Например. боль, страх, мужчина - на уровне образов; жестокость, принуждение - на уровне понятий; плохое, жестокое - на уровне оценок.
На основании проведенного эксперимента и последующего количественного анализа можно сделать вывод, что русский вариант концепта НАСИЛИЕ является понятийным; американский вариант VIOLENCE - образным.
Симметрия между рассматриваемыми концептами на уровне понятия состоит в том, что на данном уровне присутствуют реакции с негативной коннотацией или реакции-определения насилия. Например, в американском варианте: murder, brutality, crime, an act of harm; в русском - жестокость, принуждение, убийство, преступление.
Образная составляющая содержания исследуемых концептов также содержит параллели. Так, в обоих этносах насилие ассоциируется с динамичными образами драки, людьми, физическими ощущениями (боль) и негативными эмоциями, а также с символами-атрибутами насилия.
Когнитивная интерпретация ассоциатов показала количественную асимметрию в следующих тематических группах: оценка / характеристика (в русской концептосфере 32 реакции,
в американской - 14); динамические образы (в русской концептосфере 3 реакции, в американской - 15); принуждение (в русской концептосфере 14 реакций, в американской - 0).
Наличие семантических слотов, зафиксированных в словарях, является показателем симметрии между вариантами концептов НАСИЛИЕ и VIOLENCE и одноименными лексемами; наличие семантических слотов, не зафиксированных в словарях, - дополнительным подтверждением того факта, что содержание концептов шире лексического значения.
Таким образом, несмотря на некоторую асимметрию, наличие большого количества совпадающих реакций в содержании ядер концептов позволяет предположить, что исследуемые феномены симметричны по своему содержанию. Наличие большого количества семантических параллелей в содержании рассматриваемых концептов позволяет причислить их к числу универсальных, социально-значимых, общечеловеческих концептов.
Примечания
1 См.: Пименова, М. В. Проблемы когнитивной лингвистики и концептуальных исследований на современном этапе // Ментальность и язык : коллект. моногр. / отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово : КемГУ, 2006. С. 81.
2 Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М. : Наука, 1988. С. 3.
3 Кубрякова, Е. С. Язык и знание : на пути получения знаний о языке : части речи с когнитивной точки зрения : роль языка в познании мира. М. : Языки славян. культур, 2004. С. 316.
4 Залевская, А. А. Когнитивный подход к слову // Языковое сознание : содержание и функционирование : XIII междунар. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. М., 2000. С. 39.
5 Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста : антология / ред. В. П. Нерознак. М. : Academia, 1997. С. 4-5.
6 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт,
2000. С. 599.
I Словарь английского языка : Webster’s Online Dictionary with Multilingual Thesaurus Translation. URL : http://www.websters-online-dictionary.org/definitions/violence.
8 Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж,
2001. С. 191.
9 См.: Горошко, Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М. ; Харьков : Ра-Каравелла, 2001. С. 320.
10 См.: Белянин, В. П. Психолингвистика : учебник. М. : Флинта; Моск. психолого-соци-ал. ин-т, 2004. С. 204-212.
II См.: Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена,
2002. С. 3-16.