Научная статья на тему 'Смысловое наполнение инновационного потенциала личности'

Смысловое наполнение инновационного потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
369
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ / СТРУКТУРНО-УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НАРРАТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ / INNOVATIVE POTENTIAL / SEMANTIC FILLING / STRUCTURAL AND-LEVEL MODEL OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY / COMPONENT STRUCTURE / EMPIRICAL RESEARCH / NARRATIVE INTERVIEW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белан Маргарита Александровна

В статье рассматривается смысловое наполнение и структура инновационного потенциала личности. По итогам анализа моделей инновационного потенциала личности разных исследователей, авторами произведено создание и описание собственной структурной модели инновационного потенциала личности как отдельной системы. Смысловое наполнение инновационного потенциала личности раскрывается в предложенной уровневой модели, включающей в себя элементный, компонентный, субсистемный, системный и метасистемный уровень. Каждый из элементов ценен и необходим в структуре и обоснованно является системообразующим элементом. Из них складывается интегральная категория личностных смыслов. В эмпирическом исследовании изучены нарративы опрашиваемых новаторов, где проявляется комплекс взаимосвязанных смыслов, отмеченных важностью для респондентов актов творчества, ценностей внедрения идей, внутренней свободы. Смысловым наполнением инновационного потенциала исследуемых респондентов можно отметить ценности любви к своему делу и внутренней свободы, значимые смысловые образования, включающие стремление к нонконформизму, к индивидуальному стилю инновационной деятельности в рамках своей профессии, к повышению когнитивных навыков и креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic filling of the personal innovative potential

The article considers semantic filling and structure of innovative potential of the personality; describes authors structural model of innovative potential of personality (IPP) as separate system after analyzing models of innovative potential of different researchers. Semantic filling of innovative potential of the personality reveals in the offered-level model including element, component, subsystem, system and metasystem level. Each element is valuable and necessary in structure and reasonably is a backbone element and results from tiers that construct integral category of personal meanings. The empirical research analyses narratives of the interrogated innovators where the complex of the interconnected meanings noted by importance for respondents of creativity acts, values of implemented ideas, internal freedom. Using semantic filling of innovative potential of the studied respondents it is possible to note values of love to the business and internal freedom, the significant semantic formation including aim to nonconformism, to individual style of innovative activity within the profession to improve cognitive skills and creativity.

Текст научной работы на тему «Смысловое наполнение инновационного потенциала личности»



УДК 159.923.3:159.9.072.43

DOI 10.17150/2225-7845.2015.7(1)36-42

М.А. Белан

Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Российская Федерация

CМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается смысловое наполнение и структура инновационного потенциала личности. По итогам анализа моделей инновационного потенциала личности разных исследователей, авторами произведено создание и описание собственной структурной модели инновационного потенциала личности как отдельной системы. Смысловое наполнение инновационного потенциала личности раскрывается в предложенной уровневой модели, включающей в себя элементный, компонентный, субсистемный, системный и метасистем-ный уровень. Каждый из элементов ценен и необходим в структуре и обоснованно является системообразующим элементом. Из них складывается интегральная категория личностных смыслов. В эмпирическом исследовании изучены нарративы опрашиваемых новаторов, где проявляется комплекс взаимосвязанных смыслов, отмеченных важностью для респондентов актов творчества, ценностей внедрения идей, внутренней свободы. Смысловым наполнением инновационного потенциала исследуемых респондентов можно отметить ценности любви к своему делу и внутренней свободы, значимые смысловые образования, включающие стремление к нонконформизму, к индивидуальному стилю инновационной деятельности в рамках своей профессии, к повышению когнитивных навыков и креативности.

Ключевые слова. Инновационный потенциал, смысловое наполнение, структурно-уров-невая модель инновационного потенциала личности, компонентный состав, эмпирическое исследование, нарративное интервью.

M. A. Belan

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

SEMANTIC FILLING OF THE PERSONAL INNOVATIVE POTENTIAL

Abstract. The article considers semantic filling and structure of innovative potential of the personality; describes authors' structural model of innovative potential of personality (IPP) as separate system after analyzing models of innovative potential of different researchers. Semantic filling of innovative potential of the personality reveals in the offered-level model including element, component, subsystem, system and metasystem level. Each element is valuable and necessary in structure and reasonably is a backbone element and results from tiers that construct integral category of personal meanings. The empirical research analyses narratives of the interrogated innovators where the complex of the interconnected meanings noted by importance for respondents of creativity acts, values of implemented ideas, internal freedom. Using semantic filling of innovative potential of the studied respondents it is possible to note values of love to the business and internal freedom, the significant semantic formation including aim to nonconformism, to individual style of innovative activity within the profession to improve cognitive skills and creativity. Keywords. Innovative potential, semantic filling, structural and-level model of innovative potential of the personality, component structure, empirical research, narrative interview.

Проблема изучения инноваций долгое время рассматривалась как проблема способностей и мотивации инновационной деятельности (С. Р. Яголковский, А. Д. Кар-нышев) [1; 2; 12], а также проблема инновационного поведения (исследования В. Е. Клоч-ко и Э. В. Галажинского) [5]. В последнее же время все чаще изучается проблема раскрытия внутреннего потенциала, направленного на результативное внедрение инноваций. Среди научных исследований неоднократно

отмечены попытки показать, что структура инновационного потенциала личности уже раскрыта в контексте закономерностей функционирования мотивационной, когнитивной, волевой сфер, а также индивидуально-психологических особенностей и способностей личности.

Вследствие многогранности, неоднозначности и «несводимости» феномена инновационный потенциал к простейшим явлениям человеческой и общественной жизни, рассмо-

Ш

трим в данной статье смысловое наполнение и структуру инновационного потенциала личности.

Инновационный потенциал личности в

нашей работе представлен как ресурс, способствующий принятию, внедрению и практическому применению нестандартного решения.

Ряд современных исследователей занимались созданием и описанием моделей в формате различных концепцией инновационного потенциала личности.

Одна из таких — это модель слагаемых инновационного потенциала личности А. Д. Карнышева и Д. В. Ушакова, которая структурно содержит три составляющие: профессиональные компетенции, креативность, предприимчивость. В общем плане модель инновационных потенциалов личности и группы можно «составить» из трех частей, внутри в каждой из которых сосредоточены конкретные «слагаемые» специфической на-правленности[1; 3].

Исследователи проблемы инновационного поведения в науке В. Е. Клочко и Э. В. Га-лажинский утверждают, что инновационный потенциал человека можно представить состоящим из трех основных блоков, иерархически связанных между собой. Он включает в себя:

1. Личностные качества, такие как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива).

2. Компетенции, прежде всего такие, как проектная компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность.

3. Витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни) [4, с. 196].

Для создания и описания собственной структурной модели инновационного потенциала личности (ИПЛ) как отдельной системы, мы опираемся на системный подход в психологии, представленный в работах Г. П. Щедровицкого, В. Е. Клочко, Э. В. Гала-жинского[11; 4]. На современном этапе развития психологической науки проблематика системного подхода получила новую интерпретацию в исследованиях А. В. Карпова [3; 7].

Обобщенная структурно-уровневая модель организации инновационного потенциала личности представлена на рисунке и включает: элементный, компонентный, субсистемный и системный уровни.

Обобщенная структурно-уровневая модель организации инновационного потенциала личности

Предложенная нами модель организации инновационного потенциала личности раскрывается от элементного до метасистемного уровня [3; 8].

На первом этапе организации ИПЛ нашей задачей является провести системное описание, как самого объекта, так и всех его составляющих в контексте анализа научной литературы и анализа собранных эмпирических данных. В данном случае, инновационный потенциал — это объект систематизации множества данных, относящихся к конкретной личности.

Организация структуры ИПЛ на элементном уровне разворачивается до компонентного уровня и представлена в нашей модели следующими составляющими: компонент мотивов, компонент самооценки, смысловой компонент и коммуникативный компонент.

Далее компонентный уровень разворачивается до трех категорий: когнитивной категорией, смысловой категорией и категорией внедрения. Компоненты природных свойств и способностей составляют когнитивную категорию, компоненты коммуникативных качеств и мотивов составляют категорию внедрения, а компоненты самооценки и личностных ценностей составляют категорию смысла.

Щ

Таблица 1

Структурные составляющие инновационного потенциала личности

Элементы Компоненты Категории Системные позиции

Готовность личности к изменения Компонент моти- Когнитивная

Мотивы достижения и признания вов — побуждение Смьи

Личностные смыслы к определенной

Смысловые установки деятельности, включая потребности §

Креативность s я

Инновационность интересы и т.п. к ш

Волевая регуляция Смысловая S Я к „ ш л н К О G

Чувство интереса Компонент само- 'S

Поиск смысла оценки Л К

Сдвиг мотива на цель о к G н и

Смыслообразующие мотивы Смысловой компо- 'S К у

Личностные ценности нент ь к S г

Выход за пределы ситуации Коммуникативный компонент О s я се

Конформность

Коммуникативная компетентность И О

Развитие смысловой сферы к к

Индивидуальный стиль инновационной деятельности Внедренческая S

При этом смысловое всех составляющих является сквозным в структуре ИПЛ и покрывает все элементы других компонентов системы ИПЛ [3; 10].

Смысловая категория предполагает описание инновационного потенциала личности через призму смысла как единицы анализа личности и смысловых образований. Воплощением идеи многомерной системной организации смысловых образований стало введенное А. Г. Асмоловым понятие динамической смысловой системы (ДСС). ДСС обладает собственным внутренним движением, определяемым сложными иерархическими отношениями между составляющими динамической смысловой системы — смыслами, смысловыми установками. В обобщенной структурно-уров-невой модели ИПЛ смысловая категория раскрывается в двух компонентах [3; 6].

Использование идеи компонентного состава в психологическом системном исследовании возможно в различных аспектах. Инновационный потенциал, как объект исследования — комплексный и к нему применимы понятия структурности. Компоненты структуры инновационного потенциала возникают на определенном уровне организации, в известной степени базируются на других ее уровнях и тесно с ними взаимосвязаны. В создании картины компонентного уровня инновационного потенциала личности мы будем опираться на структуру личности, в которой выделяются 6 параметров, а также те содержательные характеристики, которые,

на наш взгляд, составляют комплексы из различных элементов системы ИПЛ на компонентном уровне:

- природные, прежде всего психофизиологические свойства человека;

- мотивы как побуждения к определенной деятельности, включая потребности интересы и т.п.

- способности как ресурсы намеченной деятельности, фундамент знаний, умений навыков, а также условия успеха

- самооценка, которая выступает, с одной стороны, как показатель уверенности/неуверенности в себе, а — с другой, в качестве «датчика», обратной связи эффективности процесса деятельности

- коммуникативные качества, дающие человеку и проявлять себя перед другими и устанавливать с ними эффективные контакты для реализации совместных целей или, возможно, и для конкурирования с ними.

- личностные смыслы, как отрефлекси-рованные, принятые личностью смысловые образования, ценности, другие смысловые составляющие.

Таким образом, смысловое наполнение инновационного потенциала личности раскрывается в предложенной модели только при наличии элементов внутри компонентного состава. Каждый из элементов ценен и необходим в структуре и обоснованно является системообразующим элементом, из которых складывается интегральная категория личностных смыслов. Подобный анализ сочетания вну-

три смыслового компонента разных элементов системы уже был проведен в литературе Д. А. Леонтьевым, А. В. Серым, М. А. Яницким [5; 6]. По схеме анализа теоретических источников, следует отмечать каждый из элементов в структуре компонента личностных смыслов. Согласно анализу уровневой организации личностных смыслов, А. В. Серый определяет их как устойчивые личностные образования, опосредующие всю жизнедеятельность человека [6]. На этом уровне смыслы выступают в виде ценностных ориентаций личности, основная функция которых заключается в интегрировании личности в новые условия социальной жизни. В отличие от адаптации, под которой мы понимаем процесс приспособления, направленный на поддержание жизнедеятельности человека в определенных условиях, интеграция предполагает активное, осознанное поддержание определенного напряжения для творческой реализации своих возможностей в условиях социального взаимодействия. Интеграция предполагает достаточно высокий уровень сформирован-ности «Я-концепции», соответственно осмысленного отношения к своим способностям и социальным ролям, другим людям и миру в целом. Временная перспектива включает на компонентном уровне долгосрочное планирование, основанное на осмысленном отношении к личностному опыту и объективной действительности. «Соответственно личностные конструкты должны носить системный характер, предполагающий способность обобщения, основанную на различении процесса и результата деятельности. Такой уровень когнитивной сложности предполагает наличие восприимчивых конструктов и способность «метафорического» осмысливания, позволяющих творчески и гибко подходить к решению жизненных задач» [3].

Эмпирическое исследование смыслового наполнения инновационного потенциала личности проводилось в Байкальском регионе с 2010 по 2014 г. Для первого этапа исследования взаимосвязи значимых личностных ценностей и уровня инновационного потенциала респондентов были выбраны представители трех групп. Основанием для выбора послужила разная направленность инновационной деятельности респондентов. По данному принципу в группу испытуемых вошли учителя и инженерно-технические работники, а также безработные. Для второго этапа исследования — качественного анализа смыслового

компонента в структуре инновационного потенциала личности в роли респондентов были выбраны несколько инженерно-технических работников и учителей и один респондент без постоянного места работы. В качестве метода исследования нами было выбрано нарративное интервью, которое проходило от 1,5 до 3 часов совокупного времени с одним человеком. Все интервью были расшифрованы очень близко к истинной лингвистике рассказчика, сохранены паузы, междометия, усмешки и шутки. Из шести респондентов один транскрипт был выбран для представления в данной статье. Формат интервью был выбран как свободная, непринужденная беседа, содержащая серию вопросов о новаторстве [9]. Нарративное интервью — полуструктурированное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Мы смогли увидеть, что в нарративах опрашиваемых новаторов проявляется комплекс взаимосвязанных смыслов, отмеченных важностью для респондентов актов творчества, ценностей внедрения идей, лояльности и любви к собственной профессии [9]. Социально — психологическое исследование больших групп методом нарративного анализа должно обращаться к нарративам отдельных членов группы, достигая обобщения не за счет механического суммирования, а посредством определения общей макросоциальной характеристики всей совокупности нарративов — способа нарра-ции и единых смысловых кодов, обнаруживающихся в отдельных повествованиях. Исходя из этого, мы выбрали 3 тематических блока, по которым разделили текстовое наполнение бесед с респондентам — когнитивная составляющая инновационного потенциала личности, регулятивная составляющая и поведенческая составляющая (табл. 2).

В интерпретации транскрипта интервью выбранного респондента использованы семиотические триады Ч. Пирса из которого состоит событие. Знак связывает три коррелята в триадическом отношении, называемый также репрезентантом. Объект, к которому отсылает знак и интерпретанту. Эти три коррелята связываются в значении знака [6].

Такая триадная структура события позволяет раскрыть смысловое наполнение события и выявить значимые коды, присущие данному рассказчику. В данном рассказе можно выделить несколько смысловых триад [8] (табл. 3).

Психология в экономике и управлении. Psychology in Economics and Management,

2015. Т. 7, № 1. С. 36-42 \JJ 2015, vol. 7, no. 1, pp. 36-42

Таблица 2

Представленность индикаторов типологий по тематической классификации

Уровень ИПЛ Когнитивный блок Регулятивный блок Поведенческий блок

Свобода То есть когда я знаю свои границы и другие знают мои границы. Ну, как бы не нарушают, и не ограничивают Мне важно ощущение того, что я куда-то развиваюсь, что я узнаю новое, что я внутри честна сама с собой, по крайнее мере стремлюсь Это мои проблемы, мне нужно их решать самому, а не вешать на других.. .Если бы люди умели так делать, то стали бы счастливее, свободнее от зажатостей... Не пытались бы свою внутреннюю пустоту, которая образуется, когда долго носишь маски, заполнить совершенно ненужными вещами. миллионами новых айфонов и еще чего-то

Помощь другим людям Они тоже в чем-то ограничены в свободе Я человек, наверное, мало ориентированный на общество, — я такой интроверт интровертыч, если что-то, что у меня есть может помочь другому человеку, и я это вижу, вот никогда в жизни я это не зажму, — всегда готова делиться Меня беспокоило то, что людей что-то беспокоит, а они не могут решить эту ситуацию никак и не добиваются никакого результата. и никто не может им помочь

Стремление к созиданию Это была моя идея, хотя в итоге, она, конечно, вышла мне боком... (смеется)... моя же собственная идея. Но все равно мне приятно, что вся вот эта система до сих пор там функционирует Ну, опять же, это потому что мне надо, вот мне надо, чтобы ансамбль в свое время собрался, я потом ходила там, искала помещение, периодически всех пинала там, — давайте собираться, Меня берет гордость за то, что люди, которые развивают это дальше, сделали это по моей разработке, никак ее не меняя

Ценности Самое ценное это задачи и способы их достижения Хотя... в пирожках тоже есть польза. Если считать себя новатором, то я могу назвать новаторами всех своих коллег и могу тебя назвать новатором, тогда ценность этого слова пропадает Жилось ей на самом деле трудно, но для нее существовала значимая ценность, — ценность конкретно супружеского долга и супружеской жизни. При всем том, ценность достаточно социальная, так как со своим супругом она была до этого знакома всего 4 месяца

Таблица 3

Семиотические триады Ч. Пирса в нарративном анализе

Фраза респондента Репрезентанта Объект Интерпретанта

Помню, один чувак увидел мою картину из интернета, и пишет мне: шлите мне свои картины, — я заплачу вам деньги Чувак из интернета Посторонний человек в сети интернет Просьба о продаже картины, которая не продается, а выложена лишь как демонстрация творчества

Картина называется «маленькие взрослые» Картина Художественное творчество, созданное рассказчиком Парадоксальность и противоречивость прослеживается не только в названии картины, но и в этом постороннем человеке, который у «чужой» художницы хочет, как в детстве «обменять» что-то свое, значимое и важное на «взрослые» деньги

В ней я рисовала совершенно свои личные фишки — просто мои любимые образы В картине только образы автора Рассказчик Четкость и умение рассказчика выразить свои чувства

Это было так классно осознавать, — что когда ты делаешь что-то, вкладываешь в это что-то свое, какие-то свои переживания, прямо выкладываешь часть себя желания и эмоции, — а человек находит в этом что-то абсолютно свое, и вообще совершенно иное Осознание автора: «ты в творчество вкладываешь свое, а другой человек извлекает свое» Инсайт, осознание рассказчика, — выводы, сделанные им Факт очень большой ценности и значимости созданного рассказчиком для постороннего человека. Чувства, вызванные творчеством в другом человеке

Лев всегда говорит, что я, когда занимаюсь хенд-мейдом, ему очень нравится процесс. Есть сначала куча-куча листов картона плотного, а я начинаю что-то из него изготавливать и раз, из груды бумажек появляется что-то прикольное Процесс изготовления из бумажек чего-то стоящего Рассказчик, ее муж, создание творческих изделий из бумаги Переход в рассказе к значимому для рассказчика объекту — мужу, говорит о мотиве признания и значимости быть оцененной любимым человеком

Те смысловые установки, которые спо- респондентов можно отметить ценности

собствуют, несмотря на трудности и давле- любви к своему делу и внутренней свободы,

ние толпы, создать и осуществить внедре- значимые смысловые образования, вклю-

ние своей или совместной идеи, помогают чающие стремление к нонконформизму, к

носителям расширять, углублять и напол- индивидуальному стилю инновационной

нять свой инновационный потенциал. Та- деятельности в рамках своей профессии, к

ким образом, смысловым наполнением повышению когнитивных навыков и креа-

инновационного потенциала исследуемых тивности.

Список использованной литературы

1. Карнышев А. Д. Инновация как социально психологический и личностный феномен / А. Д. Карнышев // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии. — Иркутск : Изд-во БГуЭП, 2010. — С. 14-19.

2. Карнышев А. Д. Экономическая психология и содержательный анализ инноваций / А. Д. Карнышев // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции : материалы 10-й Юбилейной междунар. науч.- практ. конф. / под общ. ред. А. Д. Карнышева. — Иркутск : Изд-во БГуЭП, 2009. — С. 111-128.

3. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики / А. В. Карпов. — М. : Ин-т психологии РАН, 2004. — 506 с.

4. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Гала-жинский ; под ред. Г. В. Залевского. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. — 154 с.

5. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2002. — С. 56-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Серый А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности : учеб. пособие / М. С. Яницкий, А. В. Серый. — Новокузнецк, 2010. — 102 с.

7. Терехова Т. А. Инновационный потенциал личности (психологические исследования) / Т. А. Терехова, И. В. Пахно. — Хабаровск, 2014. — 228 с.

8. Терехова Т. А. Инновационный потенциал личности как социально-психологический феномен / Т. А. Терехова // Инновационный потенциал человека как ресурс социально-экономического развития региона : материалы межрегиона. науч.-практ. конф. — Чита : Изд-во Чит. гос. ун-та, 2009. — С. 6-14.

9. Терехова Т. А. Нарративный анализ как понимающий метод / Т. А. Терехова, С. К. Ма-лахаева // Гуманитарный вектор. Сер. Педагогика. Психология. — 2015. — № 1 (41). —

10. Терехова Т. А. Инновационность личности как экономизированный вариант творчества / Т. А. Терехова // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: материалы 10-й Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — С. 393-406.

11. Щедровицкий Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. — М. : Шк. Культ. Политики, 1995. — 800 с.

12. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы / С. Р. Ягол-ковский. — М. : Ин-т психологии РАН, 2010. — 272 с.

1. Karnyshev A. D. Innovation as socially psychological and personal phenomenon. Aktual'nye problemy sotsial'noi i ekonomicheskoi psikhologii [Actual problems of social and economic psychology]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2010, pp. 14-19. (In Russian).

2. Karnyshev A. D. Ekonomicheskaya psychology and substantial analysis of innovations. In Karnyshev A. D. (ed.). Ekonomicheskaya psikhologiya: aktual'nye issledovaniya i innovatsionnye tenden-tsii. Materialy 10-i Yubileinoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Economic psychology: actual researches and innovative tendencies. Materials of the 10th Anniversary International Scientific-Practical Conference]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2009, pp. 111-128. (In Russian).

3. Karpov A. V. Metasistemnaya organizatsiya urovnevykh struktur psikhiki [Metasystem organization of-level structures of mentality]. Moscow, Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2004. 506 p.

4. Klochko V. E., Galazhinskii E. V., Zalevskii. G. V. (ed.). Samorealizatsiya lichnosti: sistemnyi vzglyad [Self-realization of the personality: system view]. Tomsk State University Publ., 2000. 154 p.

С. 143-152.

References

щ

5. Leontyev D. A. Lichnostnoye in the personality: Personal potential as self-determination basis. In Bratus' B. S., Leontyev D. A. (eds). Uchenye zapiski kafedry obshchei psikhologii MGU imeni M. V. Lomonosova [Scientific notes of Department of the general psychology of MSU]. Moscow, Smysl Publ., 2002, pp. 56-65. (In Russian).

6. Seryi A. V., Yanitskii M. S. Diagnostika urovnya razvitiya tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti [Diagnostics of a level of development of the valuable and semantic sphere of the personality]. Novokuznetsk, 2010. 120 p.

7. Terekhova T. A., Pakhno I. V. Innovatsionnyi potentsial lichnosti (psikhologicheskie issledovaniya) [Innovative potential of the personality (psychological researches)]. Khabarovsk, 2014. 228 p.

8. Terekhova T. A. Innovative potential of the personality as social and psychological phenomenon. Innovatsionnyi potentsial cheloveka kak resurs sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona. Materi-aly mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Innovative Potential of the Person as Resource of Social and Economic Development of the Region. Materials of the interregional scientific and practical conference]. Chita State University Publ., 2009, pp. 6-14. (In Russian).

9. Terekhova T. A., Malakhayeva S. K. The narrative analysis as the understanding method. Gumanitarnyi vektor. Seriya Pedagogika. Psikhologiya = Humanitarian vector. Series Pedagogics. Psychology, 2015, no. 1 (41), pp. 143-152. (In Russian).

10. Terekhova T. A. Innovatsionnost of the personality as ekonomizirovanny option of creativity. In Karnyshev A. D. (ed.). Ekonomicheskaya psikhologiya: aktual'nye issledovaniya i inno-vatsionnye tendentsii. Materialy 10-i yubileinoi mezhdunarodnoi nauchno- prakticheskoi konferentsii [Economic psychology: actual researches and innovative tendencies. Materials of the 10th Anniversary International Scientific-Practical Conference]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2009, pp. 393-406. (In Russian).

11. Shchedrovitskii G. P. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, Shkola Kul'turnoi Politiki Publ., 1995. 800 p.

12. Yagolkovskii S. R. Psikhologiya innovatsii: podkhody, modeli, protsessy [Psychology of innovations: approaches, models, processes]. Moscow, Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2010. 272 p.

Информация об авторе

Белан Маргарита Александровна — аспирант, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: mar-belan@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Белан М. А. Смысловое наполнение инновационного потенциала личности / М. А. Белан // Психология в экономике и управлении. — 2015. — T. 7, № 1. — С. 36-42. — DOI : 10.17150/2225-7845.2015.7Щ.36-42.

Author

Belan, Margarita A. — Postgraduate Student, Department of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law, 664003, Russian Federation, Irkutsk, Lenin Str., 11, e-mail: mar-belan@mail.ru.

Reference to article

Belan M. A. Semantic filling of the personal innovative potential. Psikhologiya v ekonomike i up-ravlenii = Psychology in Economics and Management, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 36-42. DOI: 10.17150/2225-7845.2015.7(1).36-42. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.