УДК 159.98:330.341.1 И. В. Пахно
ББК 88.4 кандидат психологических наук, доцент,
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ
Рассмотрение инновационного потенциала личности через категории различных наук расширяет его объяснительную модель. В данной работе приводятся примеры исследования инновационного потенциала личности с позиций различных подходов и психологических школ: украинской, сибирской и байкальской (иркутской). Байкальская школа, которой в статье уделено наибольшее внимание, изучает социально-психологические детерминанты инновационного потенциала личности и группы. Не решенной остается проблема выявления личностных качеств людей с высоким и низким инновационным потенциалом, возрастных особенностей его развития. Приводится описание исследования инновационного потенциала 30 новаторов на дальневосточной железной дороге. Используя в качестве психодиагностических инструментов биографическое интервью, пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста («Большая пятерка»), методику особенностей проявления инновационного потенциала личности (В. К. Калин, Ю. А. Власенко), получены следующие результаты: выделены устойчивые качества инновационной личности (упорство, целеустремленность, настойчивость, творческий подход к делу, любознательность, усидчивость, терпение, стремление к совершенству и ответственность). Доказано, что респонденты с высоким уровнем инновационного потенциала личности любое изменение ситуации принимают за вызов и пытаются ответить на него, они умеют работать в команде, их взаимодействие с миром социально обусловлено и подкреплено ценностями.
Ключевые слова: инновационный потенциал; инновационный потенциал личности; новаторы; качества инновационной личности.
I. V. Pakhno
PhD in Psychology, Associate Professor, Far Eastern State Transport University
INNOVATIONAL POTENTIAL OF THE PERSONALITY AS INTERDISCIPLINARY CATEGORY
Studying innovational potential of the personality by means of categories of various sciences enlarges its concept. This article demonstrates how innovational potential of the personality is approached at by Ukrainian, Siberian and Baikal (Irkutsk) psychological schools. Focusing more on Baikal psychological school, the author studies socio-psychological determinants of innovational potential of the personality and of the group. The problem that remains unsolved is that of determining personality traits of people with high and low innovational potential and age peculiarities of its development. The article also describes the research that dealt with innovational potential of 30 innovators at the Russian Far East railways. Using such psychological instruments as biography interview, five-factor personality model of McCrae-Costa (The Big Five), the method of demonstration features of innovational potential of the personality (V. Kalinin, Yu. Vlasenko), the author determines lasting qualities of innovative personality (stubbornness, tenacity, persistence, creativity, inquisitiveness, diligence, patience, perfectionism, and responsibility), and proves that respondents with high innovational potential are challenged by any change in a situation and react to it, they are also good team-workers, their interaction with the world around is socially determined and supported by values.
Keywords: innovational potential; innovational potential of the personality; innovators; qualities of innovative personality.
© И. В. Пахно, 2013
Термин «инновационный потенциал» сейчас очень популярен. Инновационная проблематика развивается на пересечении социологических, философских, психологических наук и это естественным образом приводит к заимствованию понятий, смысловых трактовок, языковых форм. Для многих воззрений на инновации характерна односторонность методологических подходов и методических средств. Новые культурные, политические, экономические, да и просто жизненные реалии, требуют нового уровня исследования и методов его осуществления. Поэтому необходимо подойти к исследованию инновационного потенциала (ИП) как междисциплинарной категории, что подразумевает создание целостного системного представления об инновационном потенциале личности (ИПЛ) как процессе, выделение системообразующего фактора, который в конкретных ситуациях определяет особенности его проявления.
Если обратиться к материалам по инновационной проблематике, то наибольшее количество статей представляет ИП как экономическую категорию. В наиболее распространенном определении данной категории предусматривается, что ИП является совокупностью финансовых, кадровых, информационных и материально-технических возможностей и иных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, это готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) нововведение.
Инновационный потенциал часто соотносят с трудовым и человеческим потенциалом. Такие исследования проведены В. Н. Белкиным, Б. М. Генки-ным, В. П. Журавлевым, А. Я. Кибановым, В. А. Киселевой, С. К. Мордови-ным, Е. А. Неживенко, Ю. Г. Одеговым, С. В. Шекшней. Развитие концепций трудового потенциала и проблема управления инновационным потенциалом корпораций рассматривалась в трудах Г. Д. Ковалева, Ю. П. Морозова,
A. И. Пригожина, Б. Санто, И. М. Степнова, Р. А. Фатхутдинова, Д. Хей,
B. П. Горшенина и др.
В. П. Горшенин в своей диссертации «Управление инновационным потенциалом персонала корпорации» отмечает, что отсутствие научно-обоснованного подхода к анализу инновационного потенциала персонала и формированию принципов управления его развитием приводит к сложностям при диагностике результатов деятельности корпораций. Особенно это необходимо в процессе внедрения инноваций при выработке стратегий развития, к субъективизму при долгосрочном технико-экономическом прогнозировании динамики научно-технического прогресса и разработке стратегии управления подготовкой персонала» [2].
Из приведенных примеров можно сделать вывод, что феномен «инновационный потенциал» должен «принадлежать» чему-либо или кому-либо. Это не только относится к инновационному потенциалу отраслей, краев и организаций, но и к человеку. ИПЛ является категорией психологии и, как системный процесс, исследуется на стыке сразу нескольких областей психологического знания — экономической психологии, психологии личности и психологии труда. Социально-экономические, личностные и организационные детерминанты определяют направленность изучения инновационного потенциала личности. В литературе нет четкого разделения и описания детерминант. Вероятно, эту научную задачу еще необходимо решать.
Личностные детерминанты, чаще всего, рассматриваются как побудительные силы инновационного мышления и поведения. Инновационные процессы всегда имеют своих носителей, а реализация инноваций связана со значительными изменениями в сфере сознания в целом. С тех пор, как в 1962 г. Эвереттом Хагеном было введено в научный оборот понятие «инновационной личности», ученые, чаще всего, рассматривают два вопроса: отношение личности к новво-ведениям (Г. М. Андреева, А. Л. Журавлев, А. И. Пригожин, В. П. Поздняков,
A. Д. Карнышев, Т. А. Терехова и др.) и психологическая готовность человека к принятию системного нововведения (В. И. Долгова, Б. Санто, Б. Твисс,
B. Е. Клочко, Э. В. Галажинский и др.).
Другой вопрос — инновационный характер деятельности, в котором как в зеркале отражаются инновационные качества личности. Ю. И. Карпова считает, что инновационная деятельность может быть направлена как на преобразование внешнего мира, способов взаимодействия с ним, так и на внутренний мир человека, на способы его взаимодействия с самим собой. Тогда предметом его деятельности становятся личностные структуры: ценности, смыслы, мотивы, цели, нравственные позиции. Перечисленные личностные образования составляют основу побудительных структур деятельности, и их преобразование неизбежно влияет на изменение исполнительских структур деятельности — способов, средств деятельности и, следовательно, внешних результатов деятельности. Соответственно, наряду с традиционно понимаемыми средствами инновационной деятельности, выделяются и личностные средства деятельности, например, рефлексия. В инновационной деятельности человек реализует имманентно присущую ему творческость. Тогда готовность к инновационной деятельности можно рассматривать как некую сформированность личностного ресурса человека, обеспечивающую свободу его интеллектуальной самореализации в условиях изменяющейся социальной реальности [3].
Ю. А. Власенко (Евдокимова) в своей диссертации «Психологический анализ инновационного потенциала личности» представляет ИПЛ как «ресурсный компонент взаимодействия человека с миром» [1]. Описывая реализацию ИПЛ в феноменологическом пространстве инновационного взаимодействия человека с миром, автор представляет различные планы анализа в системе внешних (культурных, социальных, средовых (природных)) и внутренних (субъектно детерминированных, сугубо личностных) условий. Если причины изменений лежат во внешнем мире, то они вынуждают человека к изменениям, приспособлению к условиям среды, в этом случае человек выступает как пассивный объект изменения. Если же причины изменений личностно детерминированы, относятся к сфере личностной активности и преобразовательной деятельности, тогда человек выступает в качестве «подлинного автора» своей жизни, ее субъекта. Отсюда вытекает возможность определить тип инновационного взаимодействия человека с миром по степени активности и пассивности (вынужденности), преобразующей или приспособительной стратегии. И, следовательно, выделить активно-преобразовательный или пассивно-приспособительский способ реализации инновационного потенциала личности. Автор замечает: «Одна из главных трудностей при описании инновационного потенциала личности заключается в том, чтобы внутреннюю логику развития инновационного потенциала личности раскрыть в единстве с системой внешних условий и отношений» [1].
Социально-экономические детерминанты ИПЛ активно исследуются на кафедре социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права под руководством профессора А. Д. Кар-нышева, который, обосновывая модель инновационных потенциалов личности и группы, включает такие личностные качества, как инициативность, настойчивость и последовательность, отсутствие боязни ошибок, готовность брать на себя ответственность и др. [10]. Т. А. Терехова выявила, что ведущими переменными инновационного потенциала студентов являются креативность (в большей степени оригинальность), адаптивность, толерантность к двусмысленности, предприимчивость, чувство новизны, ориентация на новый опыт и тяга к приключениям. Студенты с высоким уровнем инновационного потенциала обладают оригинальностью и уникальностью мышления; эмоционально-положительным отношением к себе как к личности и будущему профессионалу и к сокурсникам; стремятся к профессиональному развитию (чувство
новизны); уверены в возможности достижения поставленных профессиональных целей; обладают предприимчивостью, находчивостью, страстностью, толерантностью к двусмысленности, тягой к приключениям, ориентацией на новый опыт, чувствительностью к рутине, внутренним локусом контроля [8]. Эти положения подтверждаются в экспериментальных условиях психологического тренинга, а также при создании инновационной среды [9].
В исследованиях, которые представляет сибирская научная школа под руководством В. Е. Клочко, проводится работа по операционализации понятия ИПЛ, а также психологии инновационного поведения в рамках системной антропологической психологии, позволяющие рассматривать инновационный потенциал личности в контексте понимания механизмов саморазвития человека как открытой самоорганизующейся системы [4; 5].
Инновационный потенциал человека представляется состоящим из трех основных блоков, иерархически связанных между собой. Он включает в себя:
1. Личностные качества: толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива).
2. Компетенции: проектная компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность.
3. Витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни) [4, с. 196].
В другом источнике «Под инновационным потенциалом мы понимаем интегральную системную характеристику человека, определяющую его способность: 1) генерировать новые формы поведения и деятельности, используя те возможности, которые открываются ему в сложной динамике ценностно-смысловых измерениях его жизненного пространства; 2) обеспечивать режим саморазвития как стратегический фактор жизнеосуществления» [5, с. 154].
Характеристикой «человеческого фактора» инновационных процессов являются целевые ориентации основных групп участников, выражающиеся в их позиции по отношению к нововведению. Российский ученый В. В. Сазонов утверждает, что исходной в инновационной ситуации является позиция ин-новатора, который выдвигает новую идею и настаивает на ней. Все остальные позиции менее обязательны. Один и тот же член организации может попадать одновременно в несколько позиций. Позиции группируются по двум линиям противопоставления: отрицающие и поддерживающие инновацию; потенциальные разработчики и потенциальные пользователи [7].
П. Меррилл рассматривает роль новаторского типа как условие эффективности инновационного процесса. Он считает, что в группе новаторов должно быть распределение ролей, у новатора же одиночки эти роли не только должны гармонично сочетаться, но и по ходу инновационного процесса сменять друг друга. Он выделяет: творцов (создающих возможности), следопытов (реализующих путь от возможности к решению), доработчиков (применяющих решения на практике), делателей (внедряющих решения). Данные роли являются ключевыми для инновационного процесса и совпадают с его этапами [6].
Не решенной остается проблема выявления личностных качеств людей с высоким и низким инновационным потенциалом, возрастных особенностей его развития.
В эмпирическом исследовании, проведенном в 2012-2013 гг. на Дальневосточной железной дороге — филиале ОАО РЖД приняло участие 30 профессионалов- новаторов. Рабочий стаж в среднем составляет 25 лет, каждый является автором и исполнителем от 2 до 60 рационализаторских предложений.
Мы использовали три психодиагностических инструмента: биографическое интервью, пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста («Большая пятерка»), методику изучения особенностей проявления инновационного потенциала личности (В. К. Калин, Ю. А. Власенко).
Интервью не только подтвердило основные характеристики личности новаторов, измеряемые с помощью пятифакторного личностного опросника МакКрае-Коста, но и выявило специфику профессиональной деятельности и наиболее типичные биографические процессы.
Все респонденты вспоминали, что в юности они посещали технические кружки, мастерили своими руками, проявляли творческий подход к делу и любознательность: «Мне нравилось что-то делать самому, конструировать что-то», «В детстве часто болела, и меня никуда не брали. Я сидела дома, разбирала и собирала старые патефоны и аппараты» Рассказывая о своей семье и людях, оказавших наибольшее влияние, новаторы больше всего говорили об отцах, дедушках, их совместной деятельности, наставниках на работе. Нередко респонденты вспоминали и о необычных стремлениях в юности. Это были путешествия и занятия фотографией. Опыт первых изобретений описывают так: «Приятно было, чувство самовыражения в тот момент, когда изобретение оправдало себя», «Испытываешь гордость, что я могу». Важным для респондентов является интерес, а денежное вознаграждение уходит на второй план. Условия труда во время создания нового, которые описывают респонденты, не всегда комфортные и подходящие. В таких условиях важна независимость и командная работа. На вопрос «Чем вызвано такое упорство?», самые частые ответы: «Не паханое море проблем», «Чтобы было удобно и безопасно». Можно сделать вывод, что упорство — одно из важных качеств личности новатора. Сами новаторы отмечали свою исполнительность, ответственность: «Получил задачу — надо ее сделать», «Важно качество». Целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, терпение, как имеющиеся в наличии качества личности, присущи также всем новаторам, без исключения. Вот как они себя характеризуют: «Не могу сидеть на месте», «Всегда добиваюсь своего». Интересны характеристики, которые описывают ценности новаторов: «Без образования никуда», «Самое главное облегчить труд человека», «Делаешь для себя и для других людей».
В результате проведенного интервью можно сделать вывод, что упорство, целеустремленность, настойчивость, творческий подход к делу, любознательность, усидчивость, терпение, стремление к совершенству и ответственность являются важными качествами личности новаторов
Результаты пятифакторного личностного опросника МакКрае-Коста дали возможность составить общую картину психологического портрета личности, определить способ анализа устойчивого субъективного отношения респондента к тем или иным сторонам собственной личности. Таким образом, для новаторов характерно доминирование характеристик, связанных с ответственным и добросовестным выполнением профессиональной деятельности. При этом респонденты придают большое значение таким характеристикам, как стремление к утверждению общечеловеческих ценностей, способностей.
Используемый нами многопрофильный опросник особенностей проявления инновационного потенциала личности (В. К. Калин, Ю. А. Власенко), позволяет осуществлять диагностику интегрального показателя ИПЛ, возможностей обнаружения новой информации, адекватной оценки нового явления, эффективной инновационной деятельности и типов реализации этих возможностей. Реализация ИПЛ осуществляется по принципу доминантности того или иного аспекта (аксиологического (А), праксеологического (П) или гносеологического (Г)) во взаимодействии человека с миром можно выделить шесть стратегий разрешения инновационных ситуаций, соответственно — шесть способов обнаружения, оценивания нового и непосредственного взаимодействия с ним. Ре-
зультаты методики свидетельствуют о том, что новаторы демонстрируют высокий уровень ИПЛ (95 %). Наибольший вклад в реализацию инновационных возможностей вносит гносеологический компонент (75,2 % случаев), человек при столкновении с новым ориентируется, в первую очередь, на имеющуюся у него информацию. Данные корреляционного анализа позволяют констатировать, что в группе новаторов между основными факторами «Большой пятерки» и компонентной структуры ИПЛ установлены взаимосвязи. Подтверждается, что чем сильнее у респондентов выражена черта практичности, тем менее негативно они настроены на всякое изменение жизненной ситуации, их оценка перемен не директивна (г = -0,473*).Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Новаторы упорно работают и проявляют завидную настойчивость, воплощая в жизнь свои планы. Всякое изменение они принимают за вызов и новую информацию, которые требуют осознания и решения. Также взаимосвязаны умение работать в команде и уровень ИПЛ. Чем выше уровень ИПЛ, тем больше респонденты представляют себя обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Взаимодействуя с другими, респонденты с высоким уровнем ИПЛ предпочитают сотрудничать с людьми и ответственно выполнять взятые на себя обязательства (г = 0,467*). Отношение новаторов к жизни, практичность определены через реализацию выбираемых личностью способов взаимодействия с миром (г = 0,408*). Испытуемые в инновационной ситуации опираются на механизмы, которые, в начале профессиональной деятельности были установкой, затем закрепились и стали осознаваться как ценность (0,435*).
В заключение хочется отметить, что если заботиться об эффективности инноваций, то серьезно и основательно необходимо исследовать воспроизводство, саморазвитие и все большее наращивание ресурсных сил новаторов, через обеспечение если не максимального, то достижимо высокого уровня реализации их инновационного потенциала. Поэтому важны исследования не просто работника, как части внедрения инноваций, представляющего часть экономического ресурса, а работника как субъекта труда, который данные инновации продуцирует и внедряет.
Итак, на современном этапе развития психологии особую актуальность приобретают исследования междисциплинарных связей, уникальных интегральных социально-психологических феноменов, которым и является инновационный потенциал личности.
Список использованной литературы
1. Власенко Ю. А. Психологический анализ инновационного потенциала личности : дис. ... канд. психол. наук / Ю. А. Власенко. — Симферополь, 2003. — 187 с.
2. Горшенин В. П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: дис. ... д-ра экон. наук. — Челябинск, 2006. — 357 с.
3. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики : учеб. пособие / Ю. А. Карпова. — СПб. : Питер, 2004. 192 с.
4. Клочко В. Е. Психология инновационного поведения / В. Е. Клочко, Э. В. Гала-жинский. — Томск : Изд-во ТГУ, 2009. — 240 с.
5. Клочко В. Е. Особенности операционализации понятия «Инновационный потенциал личности» / В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 339. — С. 151-154.
6. Меррилл П. Поколение инноваций. Как создать инновационный процесс и инновационную культуру : пер. с англ. / П. Меррил. — М. : Стандарты и качество, 2009. 200 с.
7. Сазонов Б. В. Деятельностный подход к инновациям / Б. В. Сазонов // Социальные факторы нововведений в организационных системах : тр. семинара. — М.: ВНИИСИ, 1980.
8. Терехова Т. А. Исследование инновационного потенциала личности студентов как психолого-экономическая категория / Т. А. Терехова // Экономическая психоло-
гия: актуальные теоретические и прикладные исследования: материалы 11-й между-нар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. Д. Карнышева. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. — С.187-200.
9. Терехова Т. А. Развитие инновационного потенциала личности в социально-психологическом тренинге / Т. А. Терехова, И. В. Пахно // Психология в России и за рубежом : материалы междунар. заоч. науч. конф. / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — СПб. : Реноме, 2011. — С. 82-87.
10. Ушаков Д. В. Компетенции, креативность и предприимчивость как основы инновационных потенциалов личности и группы / Д. В. Ушаков, А. Д. Карнышев // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции : материалы 10-й юбилейной междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. Д Карнышева. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — С. 378-393.
References
1. Vlasenko Yu. A. Psikhologicheskii analiz innovatsionnogo potentsiala lichnosti. Kand. dis. [Psychological analysis of innovational potential of the personality. Cand. Dis.]. Simferopol, 2003. 187 p.
2. Gorshenin V. P. Upravlenie innovatsionnym potentsialom personala korporatsii. Doct. dis. [Managing innovational potential of personnel at corporation. Dr. Dis.]. Chelyabinsk, 2006. 357 p.
3. Karpova Yu. A. Vvedenie v sotsiologiyu innovatiki [Introduction in sociology of innovatics]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 192 p.
4. Klochko V. Ye., Galazhinskii E. V. Psikhologiya innovatsionnogo povedeniya [Psychology of innovational behavior]. Tomsk, TGU Publ., 2009. 240 p.
5. Klochko V. Ye., Krasnoriadtseva О. М. Peculiarities of «innovative potential of personality» operational definition. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta -Bulletin of Tomsk State University, 2010, no. 339, pp. 151-154 (in Russian).
6. Merrill P. Innovation Generation: Creating an Innovation Process and an Innovative Culture. ASQ Quality Press, 2008. 242 p. (Rus. ed.: Merrill P. Pokolenie innovatsii. Kak sozdat innovatsionnyi protsess i innovatsionnuyu kulturu. Moscow, Standarty i kachestvo Publ., 2009. 200 p.)
7. Sazonov B. V. Pragmatic approach to innovations. Sotsialnye faktory novovvedenii v organizatsionnykh sistemakh [Social factors of innovations in organizational systems]. Moscow, VNIISI Publ., 1980 (in Russian).
8. Terekhova T. A. Studying innovational potential of the personality of students as psychological and economic category. Ekonomicheskaya psikhologiya: aktualnye issledovaniya i innovatsionnye tendentsii : materialy 11-i mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Economic psychology: essential theoretical and practical researches: proceedings of the 11th international research and practice conference]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2010. Pp. 187-200 (in Russian).
9. Terekhova T. A., Pakhno I. V. Development of innovational potential of the personality in socio-psychological training . Psikhologiya v Rossii i za rubezhom : materialy mezhdunarodnoi zaochnoi nauchnoi konferentsii [Psychology in Russia and abroad: proceedings of international remote scientific conference]. Saint Petersburg, Renome Publ., 2011. Pp. 82-87 (in Russian).
10. Ushakov D. V., Karnyshev A. D. Competencies, creativity and initiative as bases for innovational potentials of the personality and of the group. Ekonomicheskaya psikhologiya: aktualnye issledovaniya i innovatsionnye tendentsii: materialy 10-i yubileinoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Economic psychology: essential researches and innovative trends: proceedings of the 10th international research and practice conference]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2009. Pp. 378-393 (in Russian).
Информация об авторе
Пахно Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, e-mail: [email protected].
Author
Pakhno Irina Vladimirovna — PhD in Psychology, Associate Professor, Dep-t of Psychology, Far Eastern State Transport University, 47 Seryshev st., 680021, Khabarovsk, Russia, e-mail: [email protected].