Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальной роли'

Эмпирическое исследование проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальной роли Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ДЕЛАТЕЛЬ / ТВОРЕЦ / СЛЕДОПЫТ / ДОРАБОТЧИК / INNOVATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY / INNOVATION PROCESS / SOCIAL ROLES / DOER / CREATOR / STALKER / REFINER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терехова Татьяна Александровна

Рассматривается влияние социальных ролей на проявление инновационного потенциала личности. Дается анализ проявления инновационного потенциала личности в двух возрастных группах: до 25 лет и старше 40 лет. Представлено соотношение социальных ролей в инновационном процессе в зависимости от возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF DEMONSTRATION OF PERSONAL INNOVATIVE POTENTIAL IN THE CONTEXT OF A SOCIAL ROLE

The article studies influence of social roles on demonstration of innovative potential of personality. The author analyzes demonstration of personal innovative potential by people of two age groups: under 25 and over 40 years old, and shows the shares of social roles in the innovation process and their dependence on age.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальной роли»

(N

СО

тН

О

(N

УДК 316.6 Т. А. Терехова

ББК 88.5 доктор психологических наук, профессор,

Байкальский государственный университет экономики и права

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ*

Рассматривается влияние социальных ролей на проявление инновационного потенциала личности. Дается анализ проявления инновационного потенциала личности в двух возрастных группах: до 25 лет и старше 40 лет. Представлено соотношение социальных ролей в инновационном процессе в зависимости от возраста.

Ключевые слова: инновационный потенциал личности; инновационный процесс; социальные роли; делатель; творец; следопыт; дора-ботчик.

T.A. Terehova

Dr.habil. (Psychology), Professor, Baikal State University of Economics and Law

EMPIRICAL STUDY OF DEMONSTRATION OF PERSONAL INNOVATIVE POTENTIAL IN THE CONTEXT OF A SOCIAL ROLE

ssi

2sê

KS г

НА

Ой"

^ 1

5s Ü

^ Л £

« я I 8sî ЕнО а

£м§|

МО I

аи-|

нее

К

н

н

о

н

PQ

СО

Н

The article studies influence of social roles on demonstration of innovative potential of personality. The author analyzes demonstration of personal innovative potential by people of two age groups: under 25 and over 40 years old, and shows the shares of social roles in the innovation process and their dependence on age.

Keywords: innovative potential of personality; innovation process; social roles; doer; creator; stalker; refiner.

Как сущностная категория инновационный потенциал характеризует способность человека к осмысленному, дифференцированному восприятию инноваций в образе мира, с которым он взаимодействует [3]. Как динамическая характеристика инновационный потенциал отражает генерализированное свойство личности осуществлять активно-преобразовательный способ взаимодействия с миром, определяя перспективу отношения человека к миру и самому себе [4].

Эмпирическое исследование проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальной роли было проведено на базе ООО «Сибгеомаш» (г. Иркутск), организация занимается производственной деятельностью (изготовлением инструмента, для буровых компаний). Выборку исследования составили 60 чел. — мужчины от 25 до 55 лет.

В исследовании были использованы:

- опросник П. Меррилла на выявление роли в инновационном процессе;

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ «Этнопсихологические ресурсы формирования межкультурной компетентности студентов с учетом особенностей регионов (на примере Восточной Сибири и Забайкалья)» (проект № 12-06-00903).

© Т. А. Терехова, 2013

%

М - методика изучения особенностей проявления инновационного по-

тенциала личности Ю. А. Власенко, В. К. Калина.

В опроснике П. Меррилла рассматривается роль новаторского типа СО | как условие эффективности инновационного процесса. Меррилл счита-

^ ет, что в группе новаторов должно быть распределение ролей, у новатора

5^ же одиночки эти роли не только должны гармонично сочетаться, но и по

ходу инновационного процесса сменять друг друга. Он выделяет: творцов (создающих возможности), следопытов (реализующих путь от возможности к решению), доработчиков (применяющих решения на практике), делателей (внедряющих решения). Данные роли, ключевые для инновационного процесса и совпадают с этапами данного процесса. Им предложен опросник для выявления доминирующей роли [5].

Автор опросника считает, что инновационная деятельность — это командное взаимодействие и только сотрудничество единомышленников, каждый из которых выполняет роль, наиболее подходящую ему в инновационном процессе, помогает принести наибольшую пользу в многогранном мире инноваций.

Методика изучения особенностей проявления инновационного потенциала личности Ю. А. Власенко и В. К. Калина [2] позволяет выявить:

- интегральный показатель инновационного потенциала личности (ИПЛ);

- компонентный состав ИПЛ: возможность обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем (гносеологический аспект ИПЛ (Г)); возможность адекватной оценки нового явления (аксиологический аспект ИПЛ (А)); возможность эффективно действовать в новой ситуации (праксеологический аспект ИПЛ (П));

- типы реализации разных инновационных возможностей: осмысленно-интенсивный (ОИ) и формально-накопительский (ФН) типы реализации инновационной возможности обнаружения новой информации;

§ЦЦ¥ позитивно-дифференцированный (ПД) и негативно-генерализованный

; (НГ) типы реализации инновационной возможности адекватной оценки

нового явления; инициативно-преобразовательный (ИП) и вынужденному § приспособительский (ВП) типы реализации возможности к продуктив

^ ^ | ной инновационной деятельности.

^ | - значение ИПЛ на разных уровнях взаимодействия человека с ми-

1 ром: природном (средовом); социальном; культурном; организации собс-

[н нГ

| На первом этапе исследования выборка с помощью методики П. Мер-

н

о

I | рилла была разделена на четыре группы в зависимости от исполнения

мо 5

к®3 тов выполняют роль делателя (до 25 лет — 56 %; старше 40 лет — 38 %):

менеджеры по проектам, производственники, практики, — умеющие оценить экономическую целесообразность новации, довести начатое до

23 конца. Наименьшее количество респондентов (до 25 лет — 8 %; старше

40 лет — 2 %) выполняют роль творца. Следопытов оказалось среди респондентов до 25 лет — 22 %, а в возрасте старше 40 лет — 5 %. Доработ-чиков — до 25 лет — 4 %, а в возрасте старше 40 лет — 55 %.

1^ Распределение респондентов по ролям в инновационном процессе по-

казало, что в группе до 25 лет больше людей, внедряющих решения, и творцов, создающих возможности. Тогда как в группе старше 40 лет пре-

Н обладают в большей степени доработчики, т. е. люди реализующие ре-

шения на практике в реальном производственном процессе. Несмотря на

СО

тН

О

«К1

2нё Яч > нД

ОЙ"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

разное соотношение новаторских ролей в рассматриваемых возрастных группах, инновационная деятельность — это командное взаимодействие и только сотрудничество единомышленников, каждый из которых выполняет роль, наиболее подходящую ему в инновационном процессе, поможет принести наибольшую пользу в многогранном мире инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторым этапом нашего исследования было исследование особенностей проявления инновационного потенциала личности с помощью методики Ю. А. Власенко, В. К. Калина. На основе кластерного анализа были построены следующие корреляционные плеяды в зависимости от возраста (рис.).

И — возможность обнаружения новой информации

О — возможность адекватной оценки нового явления

Д — возможность эффективно действовать в новой ситуации

П — реализация ИПЛ на уровне взаимодействия с природой

С — реализация ИПЛ на уровне взаимодействия с социумом

К — реализация ИПЛ на уровне взаимодействия с культурой

ОЖ — реализация ИПЛ на уровне организации собственной жизни

СУ — социальная установка

СС — социальный стереотип

ОПС — определение проблемной ситуации

ФЗ — формулировка задачи по разрешению проблемной ситуации РЗ — решение задачи в рамках проблемной ситуации

Р < 0,05

Р < 0,01

Корреляционные плеяды для групп до 25 лет (а) и свыше 40 лет (б) (прямыми и пунктирными линиями обозначены прямые и обратные связи соответственно)

Статистический анализ полученных данных по разным возрастным выборкам демонстрирует следующую специфику в функционировании структуры ИПЛ.

В возрастной группе до 25 лет к ведущим компонентам, вносящим наибольший вклад в ИПЛ, относятся: возможность адекватной оценки нового явления, которая, как правило, носит позитивно-дифференцированный характер, и возможность осмысленно-интенсивного поиска новой информации.

Проявление ИПЛ на уровне организации собственной жизни в большей степени детерминируется культурой, с которой взаимодействует

а

%

СО молодой человек, несколько меньшее, но также значительное влияние

оказывает социальное взаимодействие, сильна возможность к инновационному взаимодействию с природой как средой. В следующий по СО | степени выраженности кластер вошли: возможность к инновационной

^ деятельности, имеющая преимущественно инициативно-преобразова-

5^ тельный характер; способность к обнаружению проблемной ситуации,

формулировке и решению задач по ее разрешению, реализация которых происходит с преимущественной опорой на социальную установку и часто носит конфликтный характер. В отдельный, имеющий наименьшее влияние на успешную реализацию ИПЛ, кластер входят: функционально-накопительский, негативно-генерализованный и вынужденно-при-способительский типы реализации инновационных возможностей, связанные с социальными стереотипами, являющимися неэффективными при инновационном взаимодействии человека с миром.

В возрастной группе старше 40 лет значение позитивно-дифференцированного отношения, оценки новых явлений и событий также существенно, но первоочередным уровнем реализации ИПЛ здесь выступает организация личностью собственной жизни. Этот факт соответствует разработанной в 1950-х гг. С. Л. Рубинштейном концепцию личности как субъекта жизни. Способность строить свои отношения с миром, выбирать жизненную позицию характеризует личность на высшем уровне ее развития. Личность в качестве субъекта организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Интегрированность ИПЛ, которая состоит в реализации личностью различных инновационных возможностей и типов их осуществления, с возрастом уменьшается. На это указывает значительное уменьшение статистически достоверных связей в структуре ИПЛ (см. рис.).

Преобладающая роль такого социально-психологического механизма реализации ИПЛ как СУ (социальные установки) особенно выражена ; в группе молодых испытуемых (до 25 лет). С возрастом таких связей ста-

новится меньше.

ой I В старшей группе остается статистически достоверная корреляция

^1 между СУ и возможностью осуществления инновационной деятельнос-

й* | ти. Эти данные, вероятно, указывают на то, что в молодом возрасте ши-

о*! рокое использование механизма социальной установки лежит в основе

в активного поиска эффективных способов взаимодействия с миром в са-

| мых различных сторонах жизни. А в старшем возрасте такой поиск уже

в завершен. И остается сформированной и активно используется связь СУ

йо I с инновационной деятельностью. В старшей возрастной группе испыту-

к®Э емые в инновационной ситуации опираются на те механизмы, которые

уже закрепились в жизни.

Попытка объяснить полученный парадоксальный факт уменьшения степени интегрированности ИПЛ с возрастом может быть реализована в следующем направлении. Как показано в работах С. Л. Рубинштейна, любое прогрессивное развитие — есть преобразование низшего по мере возникновения высшего, а не надстраивание второго над первым.

Опираясь на мысль С. Л. Рубинштейна, что основным для развития психических процессов и личности в целом является интеграция, со Б. Г. Ананьев в своих трудах приходит к выводу, что развитие — это воз-

Нрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных блоков, систем и структур [1].

СО

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

оК

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

Следовательно, продуктивным, на наш взгляд, является предположение, что развитие ИПЛ реализуется не через становление его внут-риструктурных новообразований, а через реализацию конкретно выбираемых личностью способов взаимодействия с миром, в укреплении связей инновационных возможностей с психологическими механизмами их реализации.

Рассмотрим проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальных ролей. Значимые положительные корреляционные связи определены между возможностью обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем (Г) и умением проращивать семена идей и находить ответы, умением разрабатывать стратегические планы (следопыт) (г = 0,675; p < 0,05); между возможностью обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем (Г) и умением инициировать идеи, основанные на анализе рынка (г = 0,765;p < 0,01); между возможностью адекватной оценки нового явления (А) и умением инициировать идеи, основанные на анализе рынка (творец) (г = 0, 659; p < 0,05); между возможностью эффективно действовать в новой ситуации (П) и умением оценить экономическую целесообразность новации, довести начатое до конца (делатель) (г = 0,762; p < 0,05) и умением превращать абстрактные идеи в практические методы (доработчик) (г = 0,798; p < 0,05).

В целом, в исследуемой выборке преобладает позитивно-дифференцированный тип, при котором типы реализации инновационной возможности адекватны оценке нового явления. Среди особенностей доминирования различных инновационных возможностей доминирующим оказался АГП, где в качестве субдоминанты и фона выступают, соответственно, возможность к обнаружению новой информации (Г) и продуктивной инновационной деятельности (П).

Процесс реализации ИПЛ можно представить как единство трех актуализируемых личностью в процессе взаимодействия с миром потенций:

- к обнаружению новой информации;

- к адекватной оценке нового явления;

- к инновационной деятельности, на разных уровнях этого взаимодействия (с природой как средой, социумом, в рамках культуры и в организации человеком собственной жизни).

Нами выявлены и описаны существенные структурные, количественные и качественные особенности проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальных ролей в процессе профессиональной деятельности. Социальные роли новаторского типа не могут быть плохими или хорошими, все они соответствуют этапам инновационного процесса, поэтому для успешной реализации бизнес-проектов в команде новаторов должно быть оптимальное сочетание всех без исключения ролей: следопыт, делатель, творец, доработчик.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2004. — 272 с.

2. Власенко Ю. А. Методологические основы построения психологической теории инновационных процессов / Ю. А. Власенко // Сборник научных работ Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова. — Киев, 2001. — Вып. 12. — С. 29-34.

3. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики / Ю. А. Карпова. — СПб. : Питер, 2004. — 215 с.

4. Клочко В. Е. Психология инновационного поведения / В. Е. Клочко,

Э. В. Галажинский. — Томск: Изд-во ТГУ, 2009. — 245 с.

5. Меррилл П. Поколение инноваций. Как создать инновационный процесс и инновационную культуру / П. Меррилл ; пер. с англ. Ю. В. Сырбу. — М. : Стандарты и качество, 2009. — 434 с.

1. Ananev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On problems of the contemporary human study]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 272 p.

2. Vlasenko Yu. A. Methodological fundamentals of developing the psychological theory of innovational processes. Sbornik nauchnykh rabot Natsionalnogo pedagogicheskogo universiteta im. M.P. Dragomanova - Collective volume of scientific papers of National Pedagogical University named after M.P. Dragomanov. Kiev, 2001. Iss. 12, pp. 29-34 (in Russian).

3. Karpova Yu. A. Vvedenie v sotsiologiyu innovatiki [Introduction to sociology of innovation studies]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 215 p.

4. Klochko V. E., Galazhinskiy E. V. Psikhologiya innovatsionnogo povedeniya [Psychology of innovative behavior]. Tomsk, TGU Publ., 2009. 245 p.

5. Merrill P. Innovation Generation: Creating an Innovation Process and an Innovative Culture. Wisconsin, ASO Quality Press, 2008. 217 p. (Russ. ed.: Merrill P. Pokolenie innovatsiy. Kak sozdat innovatsionnyy protsess i innovatsionnuyu kulturu. Moscow, Standarty i kachestvo Publ., 2009. 434 p.).

Терехова Татьяна Александровна — доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: terehovata@mail.ru.

Author

Terehova Tatyana Aleksandrovna — Dr.habil. (Psychology), Professor, Dep-t of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law,

11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: terehovata@mail.ru.

H

H

о

H P3

CO

H

References

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.