Научная статья на тему 'СМЫСЛОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА "НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ": СУТЬ, ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ, ЭТАПЫ, ПРОЯВЛЕНИЕ НА УРОВНЯХ ПРИНЦИПА И ПРОЦЕССА'

СМЫСЛОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА "НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ": СУТЬ, ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ, ЭТАПЫ, ПРОЯВЛЕНИЕ НА УРОВНЯХ ПРИНЦИПА И ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / УРОВНИ ПРИНЦИПА / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Двоеглазов С.И., Забайкин Ю.В.

В 70-х годах ХХ века непрерывное образование в ранге прогрессивной идеи приобрело законодательную определенность в ряде документов ЮНЕСКО и в законе США (Lifelong Learning Act; 1976 г.) как обучение в течение жизни. На протяжении 70-90-х годов ХХ века непрерывное образование практически реализовывалось на основе принципов концепции Т. Хюсена (Husen T. The Learning Society. L.; Methuen, 1974 г.) "Общество, которое учится" (learning society). Выделением доминирующего акцента в раскрытии сути непрерывного образования как сложного феномена предусмотрено акцентирование внимания на рассмотрении непрерывного образования и как принципа, и как процесса. Детализируем указано. В частности, непрерывное образование, выступая важнейшим социально-педагогическим принципом, "отражает современную тенденцию построения образования как целостной системы, которая направлена на развитие личности и составляет условие социального прогресса. По сути, речь идет о новом взгляде на образование, о новом подходе к пониманию значения образования в современной жизни". Рассмотрение непрерывного образования, как процесса, требует определения ряда принципов, с соблюдением которых выстраивается непрерывное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Двоеглазов С.И., Забайкин Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC EXPLICATION OF THE PHENOMENON OF "CONTINUING EDUCATION": THE ESSENCE, PURPOSE, FUNCTIONS, STAGES, MANIFESTATION AT THE LEVELS OF PRINCIPLE AND PROCESS

In the 70s of the twentieth century, continuing education in the rank of a progressive idea acquired legislative certainty in a number of UNESCO documents and in the US law (Lifelong Learning Act; 1976) as lifelong learning. Throughout the 70-90s of the twentieth century, continuing education was practically implemented on the basis of the principles of the concept of T. Husen (Husen T. The Learning Society. L.; Methuen, 1974) "The society that learns" (learning society). Highlighting the dominant emphasis in the disclosure of the essence of continuing education as a complex phenomenon provides for an emphasis on the consideration of continuing education both as a principle and as a process. We detail the specified. In particular, continuing education, acting as the most important socio-pedagogical principle, "reflects the current trend of building education as an integral system that is aimed at personal development and is a condition for social progress. In fact, we are talking about a new look at education, a new approach to understanding the importance of education in modern life." The consideration of continuing education as a process requires the definition of a number of principles, in compliance with which continuous education is built.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА "НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ": СУТЬ, ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ, ЭТАПЫ, ПРОЯВЛЕНИЕ НА УРОВНЯХ ПРИНЦИПА И ПРОЦЕССА»

Смысловая экспликация феномена "непрерывное образование": суть, цель, функции, этапы,

проявление на уровнях принципа и процесса

Семен Иванович Двоеглазов

кандидат экономических наук, Директор Старооскольского филиала МГРИ, Доцент кафедры производственного и финансового менеджмента Российский государственный геологоразведочный университет Москва, Россия dvoeglazov@mgri.ru 0000-0000-0000-0000

Юрий Васильевич Забайкин

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления бизнесом и сервисных технологий Российский биотехнологический университет Москва, Россия 89264154444@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 10.09.2022 Принята 27.10.2022 Опубликована 15.11.2022

С> 10.25726/a7070-3402-9777-d

Аннотация

В 70-х годах ХХ века непрерывное образование в ранге прогрессивной идеи приобрело законодательную определенность в ряде документов ЮНЕСКО и в законе США (Lifelong Learning Act; 1976 г.) как обучение в течение жизни. На протяжении 70-90-х годов ХХ века непрерывное образование практически реализовывалось на основе принципов концепции Т. Хюсена (Husen T. The Learning Society. L.; Methuen, 1974 г.) "Общество, которое учится" (learning society). Выделением доминирующего акцента в раскрытии сути непрерывного образования как сложного феномена предусмотрено акцентирование внимания на рассмотрении непрерывного образования и как принципа, и как процесса. Детализируем указано. В частности, непрерывное образование, выступая важнейшим социально-педагогическим принципом, "отражает современную тенденцию построения образования как целостной системы, которая направлена на развитие личности и составляет условие социального прогресса. По сути, речь идет о новом взгляде на образование, о новом подходе к пониманию значения образования в современной жизни". Рассмотрение непрерывного образования, как процесса, требует определения ряда принципов, с соблюдением которых выстраивается непрерывное образование.

Ключевые слова

непрерывное образование, процесс, уровни принципа, исследование.

Введение

Анализ отечественных и зарубежных источников, в частности таких как: Рекомендации № 2006/962/ЕС Европейского Парламента и Совета от 18.12.2006 года "О основные профессиональные навыки, необходимые для получения образования в течение всей жизни"; Рекомендации Европейского Парламента и Совета № 2008/C 111/01 от 23.04.2008 года "Об установлении Европейской квалификационной структуры для возможности получить образование в течение всей жизни"; Решение Европейского парламента и Совета № 1720 от 15.11.2006 г. "О создании программы действий в области

обучения в течение жизни", выявлено, что касательными к понятию "непрерывное образование" являются понятия:

- "образование на протяжении всей жизни" (Lifelong Education) - это целенаправленные процессы обучения, воспитания, развития и саморазвития, а также результат этих процессов, который не характеризуется статичностью, поскольку претерпевает постоянное обновление, расширение, углубление, уточнение на всех этапах физиологического существования индивида;

- "обучение для жизни" (Later Life Training) и "обучение в течение всей жизни" (Lifelong Learning) - это деятельность того, кто учится, то есть ученика (взрослого ученика), из усвоения информации, необходимой для эффективного осуществления познавательной, учебной и профессиональной деятельности в непосредственном или опосредованном взаимодействии с тем, кто учит;

- "непрерывное обучение" (Lifelong Learning) - "вся учебная деятельность, осуществляемая на протяжении всей жизни, с целью улучшения знаний, навыков и компетентностей в пределах личной, гражданской, социальной и (или) перспективы, связанной с занятостью" (Making a European Area of Lifelong Learning a Realit, Брюссель, 21.11.2001 г. COM (2001));

- "перманентное образование" (education permanente) - от лат. рermanent - постоянный, франц. permanent - постоянный, непрерывный; образование, которое осуществляется непрерывно, происходит постоянно).

Материалы и методы исследования

На основе анализа толкований понятия "непрерывное образование", приведенных в научных источников, можем сделать вывод о том, что трактовка сути непрерывного образования осуществлена с различными акцентами, в частности такими:

- доминирующий акцент на сложности феномена (целенаправленная деятельность и принцип, который пронизывает и объединяет всю систему образования, все каналы воспитательного воздействия; специально организованное обучение и самообразование в течение жизни;

- доминирующий акцент на процессе (целенаправленный, последовательный процесс, который сопровождает всю человеческую жизнь; закономерность общественного развития, в котором процесс образования каждого индивида как самоценности является основным ресурсом создания подлинно гуманистического общества; непрерывный и целенаправленный процесс; процесс, который охватывает всю жизнь человека; процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира ;

- доминирующий акцент на динамике процесса (образование в течение всей жизни, что предполагает постоянный переход на более высокие уровни, качественный и количественный прогресс;

- доминирующий акцент на семантическом поле понятия "образование" (образование в течение жизни);

- доминирующий акцент на психических образованиях человека (целенаправленное получение и совершенствование человеком знаний, умений, навыков, способностей в течение всей жизни; основа всестороннего развития личности, поступательного обогащения ее творческого потенциала; условие постоянного развития индивидуального опыта человека в процессе усвоения социального опыта на всех этапах жизненного пути).

Принципы непрерывного образования они определяют:

1) учитывая экономический контекст: принцип демократизации, принцип доступности, принцип качества, принцип универсальности, принцип финансового обеспечения, принцип целенаправленности, принцип эффективности, принцип комплексности, принцип интеграции, принцип диверсификации, принцип управляемости, принцип сбалансированности теории и практики;

2) с акцентированием внимания на педагогическом процессе: целостность, открытость, доступность, гибкость, самоорганизованность, сопоставимость полученных квалификаций и возможность их дополнения (Данильчук, 2008).

Результаты и обсуждение

В научных трудах отражен различный контент формулировка цели непрерывного образования, как формирование у граждан осознанной потребности постоянно повышать свой образовательно-профессиональный уровень, обеспечения доступа к образовательным услугам независимо от социальной самоидентификации и места проживания); содействие творческой активности личности в течение всей жизни; постепенное развитие ее творческого потенциала и всестороннего обогащения духовного мира (Барышникова, 2018); выживания в современном социуме и самореализация в течение жизни; постоянное удовлетворение потребностей личности и общества в образовании; целенаправленное получение и совершенствование знаний, умений, навыков, способностей в течение всей жизни (Ильин, 2009); систематическое обновление знаний, совершенствование профессиональной подготовки, удовлетворение растущих духовных потребностей (Авдеева, 2012); предоставление каждому субъекту возможности реализовать собственный маршрут получения образования; обеспечение конкурентоспособности каждого человека, предотвращения досрочном ее изъятию из активной профессиональной деятельности (Данильчук, 2008).

Анализ научных источников способствовал классификации функций непрерывного образования по следующим критериям:

1) институционально-профессиональный критерий (социальная, экономическая, координационная, селективная, стимулирующая, ориентационная, мотивационная и адаптационная);

2) личностный критерий (просветительская, компенсаторная, культуротворческая, стимулирующая, ориентационная, мотивационная и адаптационная);

3) критерий определения роли в развитии общественного устройства и экономики (социальная, экономическая (получение экономического блага));

4) критерий исследования педагогического направления (диагностическая, адаптационная, познавательная, развивающая, воспитательная, культурологическая, компенсаторная (Современные, 2021);

5) полидеятельностный критерий (социокультурная, развивающая, общеобразовательная, компенсаторная, адаптивная, экономическая.

Важным аспектом раскрытия сути непрерывного образования, как процесса, является рассмотрение этапов его развертывания.

Следует отметить, что на основе анализа научной литературы нами выделены два подхода к их определению:

- I подход-определение этапов осуществляется на основе широкого понимания сути феномена, то есть целостного видения этого процесса, синоним "образование на протяжении всей жизни";

- II подход-определение этапов осуществляется на основе узкого понимания сути феномена, рассмотрения непрерывного образования в рамках профессиональной подготовки и профессиональной деятельности (другими словами непрерывное профессиональное образование) (Коротаева, 2022).

Непрерывное профессиональное образование включает в себя такие этапы: начальный -профессионально-ориентационная; основной - профессионально-формовочный, последипломный -профессионально-сопровождающий); допрофессиональная подготовка (профильная школа); базовая профессиональная подготовка (бакалавриат) и профессиональное совершенствование (обучение по квалификационному уровню специалиста или магистра) (Барышникова, 2018).

Смысловая экспликация феномена "непрерывное образование" показала:

- разноаспектное его толкование (в данной статье речь шла о непрерывном образовании как принципе и как процессе, который осуществляется с конкретной целью и выполняет определенные функции);

- непрерывное образование как процесс разворачивается поэтапно; определение этапов осуществляется на основе широкого понимания сути феномена (это целостное видение процесса, который разворачивается от рождения ребенка и продолжается в течение его жизни) или узкого

(рассмотрения непрерывного образования в рамках профессиональной подготовки и профессиональной деятельности (другими словами непрерывное профессиональное образование));

- необходимость в упорядочении понятий, используемых в научных источниках в контексте непрерывного образования.

С целью реализации указанного нами выделены:

1) синонимические родовые понятия - "непрерывное образование", "перманентное образование", "образование в течение всей жизни" (Lifelong Education);

2) синонимичные видовые понятия - "обучение для жизни" (Later Life Training), обучение в течение всей жизни" (Lifelong Learning), "непрерывное обучение" (Lifelong Learning));

3) понятие, благоустроенные в системе "родовое - видовое": "непрерывное образование" ("перманентное образование", "образование в течение всей жизни" (Lifelong Education) - "обучение для жизни" (Later Life Training) ("обучение в течение всей жизни" (Lifelong Learning), "непрерывное обучение" (Lifelong Learning)).

Содержание термина "непрерывное образование" включает, по меньшей мере, следующие компоненты: саму систему образования (формальную и неформальную), систему неформального образования (культурно-образовательные и воспитательные учреждения), все образовательные мероприятия, осуществляемые после завершения формального образования (Отекина, 2017).

Другими словами, сущность принципа непрерывного образования заключается в понимании образовательной системы как целостной, охватывающей все звенья на разных этапах жизнедеятельности человека, начиная от дошкольного до последипломного образования, профессии, специальности, повышения квалификации, самообразования, то есть речь идет о последовательный и взаимосвязанный процесс образования человека в течение всей жизни. Это закономерно усиливает роль личностной ориентации в непрерывном образовании (Отекина, 2017).

Непрерывное профессиональное образование рассматривается как совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети учреждений, которые реализуют их, и органов управления образованием. Многоуровневая и многоступенчатая система профессионального образования позволяет обеспечивать подготовку специалистов различных уровней квалификации, преемственность профессионально-образовательных программ от первичной профессиональной подготовки до последипломного образования (Авдеева, 2012). Программа каждой ступени является логическим продолжением предыдущих по известным дидактическим принципом восхождения от простого к более сложному.

Разноуровневая подготовка предполагает получение знаний, умений и навыков будущими специалистами различных специальностей, в т. ч. и учителей начальной школы. Как следствие, сегодня остро встает проблема кардинального реформирования высшего образования в области начального образования. То есть непрерывная подготовка учителей начальной школы к работе в условиях инклюзивного обучения охватывает систему подготовки будущих учителей начальной школы в вузе и системе последипломного педагогического образования (Валиев, 2020).

Процесс подготовки педагогических кадров предусматривает поэтапное овладение субъектами образования необходимых компетенций, что дает им право осуществлять профессиональную деятельность в образовательных учреждениях и учреждениях, связанных с обучением, воспитанием и развитием человека. Следовательно, непрерывное образование означает не только образование на протяжении всей жизни, но и предполагает постоянный переход на более высокие уровни, качественный и количественный прогресс человека в оперировании своими профессиональными знаниями и умениями, приобретение жизненного и профессионального опыта (Попова, 2022).

Именно поэтому в структуре системы непрерывной подготовки учителей начальной школы к работе в условиях инклюзивного обучения мы выделяем следующие этапы (уровни):

1. Исходно-профессиональный этап - профессиональная подготовка в вузе (бакалавриат).

2. Системно-профессиональный этап-продолжение профессионального образования в вузе (магистратура).

3. Акме-профессиональный этап-повышение квалификации в системе последипломного педагогического образования, постоянное осуществление самообразовательной деятельности.

Заключение

Мы считаем, что непрерывная педагогическая подготовка учителей начальной школы должна быть направлена на гуманизацию и демократизацию учебного процесса, расширение и углубление содержания образовательных программ подготовки учителей начальной школы, актуализацию инновационных технологий обучения, ориентированных на личность.

Анализ теоретических источников и научных исследований обозначенной нами проблемы дает возможность утверждать, что в современных условиях все большую актуальность приобретают исследования влияния непрерывного педагогического образования на формирование, целенаправленное развитие и совершенствование личности в течение всей жизни.

Список литературы

1. Авдеева С.М. О подходах к оценке информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы // Образовательная политика. 2012. № 4 (60). С. 102-111.

2. Барышникова Е.В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24). С. 259-263.

3. Валиев И.Н. Влияние интернета на сознание и психику молодежи // Научный электронный журнал Меридиан, 2020. № 1 (35). С. 231-233.

4. Данильчук Е.В., Петрова Т.М. Дистанционные образовательные технологии сущность и перспективы развития // Труд и социальные отношения. 2008. №2 С. 294-297.

5. Ильин Г.Л. Развивающее обучение или развивающее образование? // Педагогика и психология образования. 2009. № 4. С. 90-101.

6. Коротаева Е.В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 181 с.

7. Отекина Н.Е. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии // Инновационная наука. 2017. №4-2. С. 127-128.

8. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 126 с.

9. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Л.Л. Рыбцова и др.; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. М.: Издательство Юрайт, 2021. 92с.

Semantic explication of the phenomenon of "continuing education": the essence, purpose, functions, stages, manifestation at the levels of principle and process

Semyon I. Dvoeglazov

Candidate of Economic Sciences, Director of the Starooskolsky branch of MGRI, Associate Professor of the Department of Production and Financial Management Russian State Geological Exploration University Moscow, Russia dvoeglazov@mgri.ru 0000-0000-0000-0000

Yuri V. Zabaykin

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Business Management and Service Technologies Russian Biotechnological University Moscow, Russia 89264154444@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Received 10.09.2022 Accepted 27.10.2022 Published 15.11.2022

i 10.25726/a7070-3402-9777-d

Abstract

In the 70s of the twentieth century, continuing education in the rank of a progressive idea acquired legislative certainty in a number of UNESCO documents and in the US law (Lifelong Learning Act; 1976) as lifelong learning. Throughout the 70-90s of the twentieth century, continuing education was practically implemented on the basis of the principles of the concept of T. Husen (Husen T. The Learning Society. L.; Methuen, 1974) "The society that learns" (learning society). Highlighting the dominant emphasis in the disclosure of the essence of continuing education as a complex phenomenon provides for an emphasis on the consideration of continuing education both as a principle and as a process. We detail the specified. In particular, continuing education, acting as the most important socio-pedagogical principle, "reflects the current trend of building education as an integral system that is aimed at personal development and is a condition for social progress. In fact, we are talking about a new look at education, a new approach to understanding the importance of education in modern life." The consideration of continuing education as a process requires the definition of a number of principles, in compliance with which continuous education is built.

Keywords

oontinuing education, process, levels of principle, research.

References

1. Avdeeva S.M. O podhodah k ocenke informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti vypusknikov osnovnoj shkoly // Obrazovatel'naja politika. 2012. № 4 (60). S. 102-111.

2. Baryshnikova E.V. Psihologicheskaja bezopasnost' predmetno-razvivajushhej sredy v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii // ANI: pedagogika i psihologija. 2018. №3 (24). C. 259-263.

3. Valiev I.N. Vlijanie interneta na soznanie i psihiku molodezhi // Nauchnyj jelektronnyj zhurnal Meridian, 2020. № 1 (35). S. 231-233.

4. Danil'chuk E.V., Petrova T.M. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii sushhnost' i perspektivy razvitija // Trud i social'nye otnoshenija. 2008. №2 S. 294-297.

5. Il'in G.L. Razvivajushhee obuchenie ili razvivajushhee obrazovanie? // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2009. № 4. S. 90-101.

6. Korotaeva E.V. Obrazovatel'nye tehnologii v pedagogicheskom vzaimodejstvii : uchebnoe posobie dlja vuzov. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2022. 181 s.

7. Otekina N.E. Jelektronnoe obuchenie, distancionnye obrazovatel'nye tehnologii // Innovacionnaja nauka. 2017. №4-2. S. 127-128.

8. Popova S.Ju., Pronina E.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Kejs-stadi : uchebnoe posobie dlja vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2022. 126 s.

9. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie dlja vuzov / L.L. Rybcova i dr.; pod obshhej redakciej L.L. Rybcovoj. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2021. 92s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.