Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / «УНИВЕРСИТЕТЫ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА» / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЛЮДИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Зульфия Нурмухаметовна

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях увеличивается продолжительность жизни, а деятельность «университетов третьего возраста» ориентирована на достижение достаточно высокого качества жизни у людей старшего поколения. Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть сущность феномена «университет третьего возраста» как организации непрерывного профессионального образования для взрослых. Авторы полагают, что цель социально-педагогической работы заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для жизнедеятельности людей старшего поколения. Раскрыта сущность феномена «университеты третьего возраста», которые рассматриваются как организации, способствующие достижению высокого качества жизни среди людей старшего поколения посредством вовлечения их в образовательную, социальную, спортивную деятельность. Классифицированы проекты некоммерческих организаций (НКО), проводящих социально-педагогическую работу с людьми старшего поколения. Очевидно, непрерывное профессиональное образование взаимосвязано с непрерывным профессиональным развитием, что обусловлено их интегративной целостностью. В современных условиях акцент делается на обучающееся общество («learning society») как на общество, способное к длительному обучению, непрерывному пополнению и распространению знаний. Доказано, что у лиц с высоким уровнем адаптации наблюдается высокая степень эмоционального комфорта (58 %), это позволяет им успешно адаптироваться в социуме. Статья предназначена для ученых-исследователей в области непрерывного профессионального образования и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFELONG (PROFESSIONAL) EDUCATION AS A FACTOR OF SUCCESS IN PREPARATION COMPETITIVE SPECIALISTS IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The relevance of the article is due to the fact that in the modern conditions the life expectancy increases, and activity of «The universities of the third age» (U3A) is focused on achievement of rather high quality of life at people of the senior generation. The purpose of the article is to reveal the essence of the phenomenon «The university of the third age» (U3A) as the organizations of continuous professional education for adults. It is formulated by authors that the purpose of social and pedagogical work of «The university of the third age» is in creating maximum comfortable conditions for activity of people of the senior generation. The essence of the phenomenon «The universities of the third age» (U3A) is revealed which is in the organizations promoting quality achievement of life among people of the senior generation by means of their involvement in educational, social, sports activity. Projects of non-profit organizations (NPO) which are engaged in social and pedagogical work with people of the senior generation are classified. It is noted that continuous professional education is interconnected with continuous professional development that is due to their integral unity. It is offered that in modern conditions the emphasis is placed on the «learning society», as on the society capable to continuous study, replenishment and dissemination of knowledge. It is proved that people with the high level of adaptation have a high level of emotional comfort (58 %), that allows them to adapt successfully in society. The article is intended for researchers in the field of continuous professional education and practicing teachers.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 378

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-75-80 EDN: KZAHZC

Непрерывное профессиональное образование как фактор успешности в подготовке конкурентоспособных специалистов в эпоху цифровизации

Зульфия Нурмухаметовна Сафина

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ЧОУ ВО «Институт государственного администрирования». 198332, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 80 cats.schura@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5493-1167

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях увеличивается продолжительность жизни, а деятельность «университетов третьего возраста» ориентирована на достижение достаточно высокого качества жизни у людей старшего поколения. Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть сущность феномена «университет третьего возраста» как организации непрерывного профессионального образования для взрослых. Авторы полагают, что цель социально-педагогической работы заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для жизнедеятельности людей старшего поколения.

Раскрыта сущность феномена «университеты третьего возраста», которые рассматриваются как организации, способствующие достижению высокого качества жизни среди людей старшего поколения посредством вовлечения их в образовательную, социальную, спортивную деятельность. Классифицированы проекты некоммерческих организаций (НКО), проводящих социально-педагогическую работу с людьми старшего поколения. Очевидно, непрерывное профессиональное образование взаимосвязано с непрерывным профессиональным развитием, что обусловлено их интегративной целостностью. В современных условиях акцент делается на обучающееся общество («learning society») как на общество, способное к длительному обучению, непрерывному пополнению и распространению знаний. Доказано, что у лиц с высоким уровнем адаптации наблюдается высокая степень эмоционального комфорта (58 %), это позволяет им успешно адаптироваться в социуме. Статья предназначена для ученых-исследователей в области непрерывного профессионального образования и педагогов-практиков.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование; конкурентоспособность; «университеты третьего возраста»; продолжительность жизни; качество жизни; люди старшего поколения; цифровизация образования

Для цитирования: Сафина З. Н. Непрерывное профессиональное образование как фактор успешности в подготовке конкурентоспособных специалистов в эпоху цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 75-80. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-75-80. https://elibrary.ru/kzahzc

Original article

Lifelong (professional) education as a factor of success in preparation competitive specialists in the era of digitalization

Zulfiya N. Safina

Doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogy and psychology, PEI HE «Institute of state administration». 198332, Moscow, Leninsky avenue, 80 cats.schura@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5493-1167

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that in the modern conditions the life expectancy increases, and activity of «The universities of the third age» (U3A) is focused on achievement of rather high quality of life at people of the senior generation. The purpose of the article is to reveal the essence of the phenomenon «The university of the third age» (U3A) as the organizations of continuous professional education for adults. It is formulated by authors that the purpose of social and pedagogical work of «The university of the third age» is in creating maximum comfortable conditions for activity of people of the senior generation. The essence of the phenomenon «The universities of the third

© Сафина З. Н., 2022

age» (U3A) is revealed which is in the organizations promoting quality achievement of life among people of the senior generation by means of their involvement in educational, social, sports activity. Projects of non-profit organizations (NPO) which are engaged in social and pedagogical work with people of the senior generation are classified. It is noted that continuous professional education is interconnected with continuous professional development that is due to their integral unity. It is offered that in modern conditions the emphasis is placed on the «learning society», as on the society capable to continuous study, replenishment and dissemination of knowledge. It is proved that people with the high level of adaptation have a high level of emotional comfort (58 %), that allows them to adapt successfully in society. The article is intended for researchers in the field of continuous professional education and practicing teachers.

Keywords: Lifelong Learning (LLL); competitiveness; Universities of Third age (U3A); life expectancy; quality of life; people of senior generation; digitalization of education

For citation: Safina Z. N. Lifelong (professional) education as a factor of success in preparation competitive specialists in the era of digitalization. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(4): 75-80. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-75-80. https://elibrary.ru/kzahzc

Введение

Актуальность проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов-профессионалов в условиях цифровизации не вызывает сомнения, что обусловлено следующими факторами: необ-ходимостю своевременного кадрового обеспечения отраслей науки, экономики и социальной сферы; высокими требованиями к подготовке современных специалистов на рынке образовательных услуг; спецификой профессиональной деятельности, осуществляемой в условиях многозадачности и неопределенности. Подготовка конкурентоспособных специалистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с программой «Концепция модернизации российского образования на период до 2030 года», согласно которой увеличивается роль университетов различного уровня для подготовки специалистов, способных работать в условиях высокой информационной насыщенности.

В процессе подготовки компетентных специалистов, согласно научной позиции В. И. Колыхматова, решаются следующие задачи: 1) повсеместное применение цифровых технологий, использование цифровых ресурсов; 2) формирование ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности у современных специалистов, совершенствование цифровой культуры; 3) поддержка развития системы непрерывного (профессионального) образования [Колыхматов, 2020]. Согласно научной позиции Е. Ю. Левиной современный мир разделился на «цифровых аборигенов», которые в совершенстве владеют цифровыми технологиями и используют их в своей профессиональной деятельности, и «цифровых мигрантов», у которых не сформированы базовые

навыки работы с персональным компьютером (ПК) [Левина, 2019].

В современных условиях специалисту необходимо постоянно повышать свою квалификацию, прослеживается тенденция к самосовершенствованию. Это необходимо для того, чтобы уметь работать в условиях многозадачности и неопределенности. Соответственно, возрастают требования к профессиональным компетенциям специалиста: он должен обладать сочетанием Hard skills (знания и практические навыки), Soft skills (умение эффективно взаимодействовать, организовывать деятельность) и Self skills (умение самоорганизации) [Левина, 2021].

Непрерывное профессиональное образование взаимосвязано с непрерывным профессиональным развитием специалиста. Т. М. Трегубова полагает, что успешность профессиональной деятельности во многом зависит от умения специалиста обучаться на протяжении всей жизни, самосовершенствоваться. По ее мнению, традиционные модели профессионального развития уже не работают в современных условиях, необходим поиск альтернативных моделей, которые соответствовали бы Концепции обучения в течение всей жизни [Трегубова, 2020].

В современных условиях в России и мире акцент делается на образование взрослых, в частности лиц возраста 55+. В России и в мире широкое распространение получили «Университеты третьего возраста» (Universities of Third age-U3A), деятельность которых ориентирована на поддержание когнитивного и психологического благополучия (psychological and cognitive well-being) людей старшего поколения и достижения ими достаточно высокого качества жизни [Formosa, 2019].

Как отмечает Т. И. Целевич, ситуация в России и в мире постепенно начинает меняться: дополнительное образование (Университеты «третьего возраста») становится одной из ведущих форм социальной активности пожилого человека и важнейшей сферой его деятельности» [Целевич, 2021, с. 225].

Обзор литературы

В современной отечественной литературе [Александрова, 2018; Васильева, 2021; Макарова, 2017; Иванова, 2019] отмечается, что цель социально-педагогической работы «Университет третьего возраста» заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для жизнедеятельности людей старшего поколения, поддерживать их когнитивные способности, раскрыть их творческий потенциал, обеспечить достаточный уровень здоровья.

В работах зарубежных исследователей [Gierszewski, 2021; Adamo, 2017; Rynkowska, 2020; Kobylarek, 2022] старение рассматривается как естественный жизненный процесс, приводится статистика, иллюстрирующая увеличение продолжительности жизни в Европейских странах, раскрывается феномен «daddy boom», свидетельствующий о значительном увеличении числа пожилых людей, численность которых составляет 10-15 % численности населения Европы.

Методы исследования

В процессе нашего исследования были использованы следующие теоретические методы: анализ отечественной литературы по проблеме исследования; системный анализ, позволяющий выявить закономерности повышения эффективности проведения социально-педагогической работы в контексте «Университетов третьего возраста».

В качестве практических методов были использованы включенное наблюдение, интервьюирование людей старшего поколения.

Результаты и дискуссия

Помимо «Университетов третьего возраста», различные некоммерческие организации (НКО) проводят с людьми старшего поколения социально-педагогическую работу, которая способствует сохранению когнитивного здоровья, достижению психологического и эмоционального комфорта, поддержанию физической активности. Обозна-

чим основные социально-ориентированные проекты, проводимые некоммерческими организациями.

1. Проект «Комплексная программа поддержки для старшего поколения «Путь к здоровому долголетию» (грант Министерства экономики): знания об укреплении физического здоровья, улучшении психоэмоционального состояния, развитии творческого потенциала, профилактике возрастных изменений и болезней, когнитивного развития, улучшения памяти, популярной психологии.

2. Проект «Программа по сохранению когнитивного здоровья старшего поколения «Живой ум» (грант Министерства труда): проведение интеллектуальных и творческих прикладных занятий, направленных на тренировку мозга и улучшение физического состояния, на увеличение энергии, бодрости тела и улучшение настроения с учетом возрастных ограничений.

3. Проект «Программа поддержки женщин старшего возраста «Сияние серебра» (грант Финансово-промышленной группы):

— занятия, ориентированные на то, чтобы люди старшего поколения (в особенности женщины) чувствовали себя гармонично и комфортно на протяжении жизненного периода «серебряный возраст», это поможет им повысить самооценку, приобрести уверенность в себе и своих когнитивных, эмоциональных, физических, коммуникативных возможностях;

— проведение психологических тренингов и гармонизирующих занятий. Проведение творчески прикладных занятий.

4. Проект «Развитие центров активности серебряного волонтерства «Молоды душой» на территории Республики Татарстан» (РРЦ грант Министерства труда): командообразование; эффективные коммуникации; психология общения; маркетинг в социальных сетях (SMM).

Т. М. Трегубова отмечает, что в современных условиях актуальна модель обучения «learning society», которая предполагает такое информационное взаимодействие, которое ускорило бы генерацию и трансляцию знаний [Трегубова, 2015]. Такая модель является актуальной и для университетов третьего возраста, поскольку одна из их приоритетных задач — популяризация знаний о поддержании физического и когнитивного здоровья человека.

Ряд зарубежных ученых, исследующих различные аспекты университета третьего возраста (модели университетов, цифровые возможности людей старшего поколения, обучающихся в университетах; программы поддержания «активного долголетия») [Jun, 2014; Sobral, 2021; Zadworna, 2020] полагают: несмотря на то, что в мире можно наблюдать динамику увеличения продолжительности жизни (этот феномен называется «intensive aging»), можно применить превентивные меры по подержанию здоровья.

Заключение

Экспериментально установлено, что у лиц с высоким уровнем адаптации наблюдается высокая степень эмоционального комфорта (58 %), что позволяет им успешно адаптироваться в социуме. Чтобы преодолеть социальную изоляцию, людям старшего поколения следует включяться в социально-педагогическую деятельность университетов третьего возраста [Fakoya, 2020]. Это позволяет им поддерживать жизненный тонус старшего поколения, сохранять когнитивные функции, кроме того, стабилизируется психологическое состояние, улучшается физическое здоровье.

Esmeralda Costo Veloso, рассматривая историю университетов третьего возраста в Португалии, отмечает, что наиболее приемлемой является британская модель, поскольку она независима от системы дополнительного профессионального образования (ДПО), основана на деятельности частных организаций, которые нередко управляются людьми старшего поколения [Veloso, 2017].

Библиографический список

1. Александрова С. М. Университет третьего возраста как новая форма обслуживания граждан пожилого возраста // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях : материалы Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ : Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2018. С. 8-12.

2. Васильева И. Л. Университет «третьего возраста» как фактор продления активности пожилых людей / И. Л. Васильева, Т. В. Михайлова // Modern Science. 2021. № 1-2. С. 236-240.

3. Иванова Е. А. Университет «третьего возраста» как форма работы с пожилыми людьми / Е. А. Иванова, Н. С. Морова // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : материалы Международной научно-практической конференции. Уфа : Вестник науки, 2019. С. 248-252.

4. Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования : учеб-метод. пособие. Санкт-Петербург : ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020.135 с.

5. Левина Е. Ю. Цифровизация — условие или эпоха развития системы высшего образования? // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 4-9.

6. Левина Е. Ю. Старые новые тренды образования: конверсия университетов / Е. Ю. Левина, Л. А. Шибанкова // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 4 (36). С. 18-29.

7. Макарова О. А. «Университет третьего возраста» как образовательный ресурс лиц пожилого возраста // Образовательный кластер региона: синтез обучения и личностного развития : материалы Межрегиональной научной конференции. Ижевск : Бон Анца, 2017. С. 63-66.

8. Трегубова Т. М. Профессиональное развитие педагогов: концептуальные идеи и бенчмаркинг лучших практик // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

2020. № 2 (107). С. 200-209.

9. Формирование моделей компетенций в дополнительном профессиональном образовании: вопросы теории и инновационная практика : коллективная монография / Ф. Ш. Мухаметзянова, Т. М. Трегубова, Г. А. Шайхутдинова, А. Р. Масалимова, Л. А. Шибанкова, Е. В. Гутман, П. И. Захарова. Казань : Данис, ИПППО РАО, 2015. 144 с.

10. Целевич Т. И. Дополнительное образование пожилых людей в Университете «третьего возраста» // Горизонты образования : материалы II Международной научно-практической конференции. Омск : Омский государственный педагогический университет,

2021. С. 224-227.

11. Adamo Ch. E., Esper M. T., Bastos G. C. F. C., de Sousa I. F., de Almeida R. J. University of the Third Age: the impact of continuing education on the quality of life of the elderly. Rev. Bras. Geriatr. Gerontol. 20 (4), 2017. 545-555.

12. Fakoya O. A., McCorry N. K., Donnelly M. Loneliness and social isolation interventions for older adults: a scoping review of reviews. Public health.20, 129, 2020. 1-14.

13. Formosa M. Universities of the Third Age // Encyclopedia of Gerontology and Population Aging: monograph. Germany: Springer, 2019. 1-6.

14. Gierszewski D. & Kluzowicz J. The role of the University of the Third Age in meeting the needs of older adult learners in Poland, Gerontology & Geriatrics Education. 42:3, 2021. 437-451.

15. Jun, S-K. and Evans, K. Learning Organizations for Older People: comparing models of learning in the University of Third Age (U3A) in the UK and the Senior University (SU) in Korea. World Studies in Education, 15 (2), 2014. 53-72.

16. Kobylarek A., Blaszczy 'nski K., Slosarz, L., Madej, M., Carmo, A., Hlad, L'., Kralik, R., Akimjak, A., Judak, V, Maturkanfc, P.; et al. The Quality of Life among University of the Third Age Students in Poland, Ukraine and Belarus. Sustainability, 14, 2022, 1-13.

17. Rynkowska D. Universities of the Third Age and Their Role in Education and Preventive Gerontology. European Journal of Sustainable Development, 9, 3, 2020.58-66.

18. Sobral S. R., Sobral M. Computer Education and Third Age Universities: A Systematic Review. Int. J. Environ. Res. Public Health, 18, 2021, 1-15.

19. Veloso E. C. Learning for older adults in Portugal: Universities of the Third Age in a state of change. Australian journal of adult learning. 57, 3, 2017. 458-473.

20. Zadworna M. Healthy aging and the University of the Third Age — Health behavior and subjective health outcomes in older adults. Archives of Gerontology and Geriatrics. 90, 2020. 1-8.

Reference list

1. Aleksandrova S. M. Universitet tret'ego vozrasta kak novaja forma obsluzhivanija grazhdan pozhilogo vozrasta = University of the third age as a new form of service for elderly citizens // Social'naja bezopasnost' i social'naja zashhita naselenija v sovremennyh uslovijah : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ulan-Udje : Burjatskij gosudarstvennyj universitet imeni Dorzhi Banzarova, 2018. S. 8-12.

2. Vasil'eva I. L. Universitet «tret'ego vozrasta» kak faktor prodlenija aktivnosti pozhilyh ljudej = «Third age university» as a factor in prolonging older people's activity / I. L. Vasil'eva, T. V. Mihajlova // Modern Science. 2021. № 1-2. S. 236-240.

3. Ivanova E. A. Universitet «tret'ego vozrasta» kak forma raboty s pozhilymi ljud'mi = «Third age university» as a form of working with older people / E. A. Ivanova, N. S. Morova // Sovremennye tendencii i innovacii v nauke i proizvodstve : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa : Vestnik nauki, 2019. S. 248-252.

4. Kolyhmatov V I. Professional'noe razvitie pedagoga v uslovijah cifrovizacii obrazovanija = Professional development of the teacher in the context of education digitalization : ucheb-metod. posobie. Sankt-Peterburg : GAOU DPO «LOIRO», 2020.135 s.

5. Levina E. Ju. Cifrovizacija — uslovie ili jepoha razvitija sistemy vysshego obrazovanija? = Digitalization is a condition or era of development of the higher education system? // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019. № 5. S. 4-9.

6. Levina E. Ju. Starye novye trendy obrazovanija: konversija universitetov = Old new education trends: university conversion / E. Ju. Levina, L. A. Shibankova // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2021. Vyp. 4 (36). S. 18-29.

7. Makarova O. A. «Universitet tret'ego vozrasta» kak obrazovatel'nyj resurs lic pozhilogo vozrasta «University of the Third Age» as an educational resource for the elderly // Obrazovatel'nyj klaster regiona: sintez obuchenija i lichnostnogo razvitija : materialy Mezhregional'noj nauchnoj konferencii. Izhevsk : Bon Anca, 2017. S. 63-66.

8. Tregubova T. M. Professional'noe razvitie pedagogov: konceptual'nye idei i benchmarking luchshih praktik = Professional development of teachers: conceptual ideas and benchmarking of best practices // Vestnik ChGPU im. I. Ja. Jakovleva. 2020. № 2 (107). S. 200-209.

9. Formirovanie modelej kompetencij v dopolnitel'-nom professional'nom obrazovanii: voprosy teorii i innovacionnaja praktika : kollektivnaja monografija = Formation of competency models in additional vocational education: questions of theory and innovative practice: collective monograph / F. Sh. Muhametzjanova, T. M. Tregubova, G. A. Shajhutdinova, A. R. Masalimova, L. A. Shibankova, E. V. Gutman, P. I. Zaharova. Kazan' : Danis, IPPPO RAO, 2015. 144 s.

10. Celevich T. I. Dopolnitel'noe obrazovanie pozhilyh ljudej v Universitete «tret'ego vozrasta» = Additional education of the elderly at the University of the «third age» // Gorizonty obrazovanija : materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk : Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2021. S. 224-227.

11. Adamo Ch. E., Esper M. T., Bastos G. C. F. C., de Sousa I. F., de Almeida R. J. University of the Third Age: the impact of continuing education on the quality of life of the elderly. Rev. Bras. Geriatr. Gerontol. 20 (4), 2017. 545-555.

12. Fakoya O. A., McCorry N. K., Donnelly M. Loneliness and social isolation interventions for older adults: a scoping review of reviews. Public health.20, 129, 2020. 1-14.

13. Formosa M. Universities of the Third Age // Encyclopedia of Gerontology and Population Aging: monograph. Germany: Springer, 2019. 1-6.

14. Gierszewski D. & Kluzowicz J. The role of the University of the Third Age in meeting the needs of older adult learners in Poland, Gerontology & Geriatrics Education. 42:3, 2021. 437-451.

15. Jun, S-K. and Evans, K. Learning Organizations for Older People: comparing models of learning in the University of Third Age (U3A) in the UK and the Senior University (SU) in Korea. World Studies in Education, 15 (2), 2014. 53-72.

16. Kobylarek A., Blaszczy 'nski K., Slosarz, L., Madej, M., Carmo, A., Hlad, L'., Kralik, R., Akimjak, A., Judak, V., Maturkanfc, P.; et al. The Quality of Life among University of the Third Age Students in Poland, Ukraine and Belarus. Sustainability, 14, 2022, 1-13.

17. Rynkowska D. Universities of the Third Age and Their Role in Education and Preventive Gerontology. European Journal of Sustainable Development, 9, 3, 2020.58-66.

18. Sobral S. R., Sobral M. Computer Education and Third Age Universities: A Systematic Review. Int. J. Environ. Res. Public Health, 18, 2021, 1-15.

19. Veloso E. C. Learning for older adults in Portugal: Universities of the Third Age in a state of change. Australian journal of adult learning. 57, 3, 2017. 458-473.

20. Zadworna M. Healthy aging and the University of the Third Age — Health behavior and subjective health outcomes in older adults. Archives of Gerontology and Geriatrics. 90, 2020. 1-8.

Статья поступила в редакцию 10.05.2022; одобрена после рецензирования 01.06.2022; принята к публикации 23.06.2022.

The article was submitted on 10.05.2022; approved after reviewing 01.06.2022; accepted for publication on 23.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.