Научная статья на тему 'Смыслонесущие функции правосознания'

Смыслонесущие функции правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2294
977
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ / ПРАГМАТИЧЕСКАЯ / ОПИСАТЕЛЬНАЯ / FUNCTIONS OF JURIDICAL CONSCIOUSNESS WORLD OUTLOOK'S / INFORMATION'S / PROGNOSIS'S / AXIOLOGIC'S / COMMUNICATIVE'S / PRAGMATICS' / DESCRIPTIVE'S / JURIDICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Юрий Анатольевич

Правовое сознание, будучи духовной структурой, интегративной категорией духовно-ценностного освоения правового бытия, имеет присущие ему функции. Назначение правосознания в жизнедеятельности общества и человека проявляются в его функциях, которые определяют его сущность, являются смыслонесущими образованиями и раскрывают природу этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SENSE FUNCTIONS OF JURIDICAL CONSCIOUSNESS

Juridical consciousness, being a spiritual structure and integration category of spiritual valuable realization of juridical being has its usual functions. The purpose of juridical consciousness in public and people's work displays its functions determining its essence and being formations which have sense and explain the nature of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Смыслонесущие функции правосознания»

УДК 340.11

Ю.А. КУЗЬМИН

СМЫСЛОНЕСУЩИЕ ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Ключевые слова: правосознание, функции правосознания - мировоззренческая, информационная, прогностическая, аксиологическая, коммуникативная, прагматическая, описательная.

Правовое сознание, будучи духовной структурой, интегративной категорией духовно-ценностного освоения правового бытия, имеет присущие ему функции. Назначение правосознания в жизнедеятельности общества и человека проявляются в его функциях, которые определяют его сущность, являются смыслонесущими образованиями и раскрывают природу этого феномена.

Yu.A. KUZMIN

THE SENSE FUNCTIONS OF JURIDICAL CONSCIOUSNESS

Key words: juridical consciousness, functions of juridical consciousness - world outlook’s, information’s, prognosis’s, axiologic’s, communicative’s, pragmatics’, descriptive’s.

Juridical consciousness, being a spiritual structure and integration category of spiritual -valuable realization of juridical being has its usual functions. The purpose of juridical consciousness in public and people’s work displays its functions determining its essence and being formations which have sense and explain the nature of this phenomenon.

Правосознание как сложный и многоаспектный социальный и психологический феномен обладает функционально-структурными качествами, которые проявляются в индивидуальных, групповых особенностях субъектов социальных отношений. Оно является необходимым элементом достижения социально значимых целей как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. Правосознание формирует самобытную юридическую картину народа, которая отражает характер каждой страны, общества. Функции правосознания в жизнедеятельности общества и человека определяют его сущность и раскрывают природу этого феномена.

В понимании функций правосознания в юридической и философской литературе нет единого мнения. Перечислим некоторые точки зрения. Например,

Н.Л. Гранат выделяет следующие функции правосознания: 1) познавательную;

2) оценочную; 3) регулятивную. Под первой функцией понимается осмысление правовой действительности [2].

Некоторые авторы считают, что существуют и другие функции правосознания. Так, например, Е.А. Лукашева, анализируя функцию правового моделирования, отмечает в частности, что «результатом познавательного и прогностического процесса является формирование определенных моделей (правил поведения)» [3]. Н.А. Бура придерживается мнения, что есть функция «развития правовой науки» [1]. В.А. Щегорцев выделяет регулятивную, идеологическую, нормативно-прогностическую функции правосознания. Он также считает, что есть функция правового моделирования [6].

На наш взгляд, авторы оставили без внимания мировоззренческую, аксиологическую, объяснительно-описательную, прагматическую, воспитательную функции правосознания.

1. Мировоззренческая функция. Согласно нашему убеждению, в системе функций правосознания в качестве определяющей роли выступает мировоззренческая функция. Все другие функции правового сознания являются «производными», т.е. они находятся в зависимости от мировоззренческой функции, ибо, не имея общих мировоззренческих позиций и юридических знаний, невозможно рассуждать о правовом сознании и его функциях.

В советской и современной философской литературе имеются различные определения мировоззрения, в них рассматриваются его уровни и роль в жизни обществ и человека. На наш взгляд, наиболее верное и полное определение мировоззрения дается в «Философском энциклопедическом словаре». В нем отмечается, что мировоззрение «есть система взглядов на объективный мир, место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания действительности, ценностные ориентации» [5].

Мировоззрение - это социально-исторический феномен, процесс выработки которого объясняется общественной потребностью. Мировоззрение как явление интегральное, выражает особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру. Оно раскрывает чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя. Главная функция мировоззрения - быть и оставаться духовным каркасом структуры личности.

По своей структуре и содержанию мировоззрение - явление весьма сложное и противоречивое. Оно формируется только на основе знаний, которые составляют информационную сторону мировоззрения. Знания могут быть повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные. Знания ведут к истине, и, в конце концов, у человека уточняются и шлифуются убеждения.

Знания обретают мировоззренческий смысл лишь тогда, когда они получают ценностную оценку. Человек живёт в мире ценностей, которые могут быть экономическими, моральными, социальными, общечеловеческими и личными. В ценностном сознании формируются нравственные нормы, т.е. понимание добра и зла, справедливости и несправедливости, равенства и неравенства и т.п.

В структуре мировоззрения идеалы, жизненные цели занимают особое место. Идеалы, как огоньки надежды, цель и смысл жизни, стремление к чему-то благородному и достойному, окрыляют человека, придают ему силу и оптимизм.

Идея права, идеала, справедливости, высшей правды представляет собой выражение общечеловеческих правовых ценностей. Индивидуальное, групповое, общественное правосознание со всей необходимостью должно быть нацелено на данный социально-правовой идеал, так как при нарушении целеполагающих функций правовое сознание теряет своё смыслонесущее качество духовного мира и превращается в духовно убогое деформированное мировоззрение. Чтобы избежать подобных явлений, правосознание направляет человеческое поведение на формирование определенных социально значимых, духовно-нравственных идеалов и ценностей.

Целью правосознания является формирование идеальной правовой модели права, правопорядка, законности, правотворчества, правореализации, которые обеспечивают действие механизма правового регулирования во всех сферах социальной действительности.

Знания, ценности, идеалы получают свою жизненность лишь тогда, когда они, будучи основой мировоззрения, обретают качество убеждения. Убежденность является составляющим элементом мировоззрения и потому образует его стержень, раскрывает устойчивую и психологическую установку человека. Главное в убеждении - это уверенность в правоте своих взглядов. Руководствуясь убеждениями и ради их выполнения, человек подчиняет свои чувства, совесть, волю и поступки. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека, он решает, как ему быть, как поступить, какой вид деятельности выбрать. Жизненная позиция - это окончательный выбор форм человеческой деятельности. Ми-

ровоззрение - не простая сумма суждений и умозаключений. В его формировании и функционировании участвуют не только разум, но и человеческие эмоции.

2. Информационно-познавательная функция. Эта функция имеет цель ознакомления субъекта права с определенными правовыми сведениями. Система правовых знаний есть не что иное, как формы, ступени познания объективной юридической реальности, непосредственно вплетенные в ткань жизнедеятельности общества, людей, которые составляют основание и форму организации их бытия.

Информационно-познавательная модель, как мысленно представляемая система, которая, отражая или воспроизводя объект, дает нам новую информацию о нем, является условием проверки правовых знаний и их систематизации.

Правовая информация отвечает следующим требованиям:

1) целесообразность информации, четкость, ясность, непротиворечивость знаний;

2) полнота, целостность и достоверность сведений, т.е. отвечает требованиям объективной и абсолютной истины;

3) динамичность, т.е. информация, знания развиваются, совершенствуются, чтобы учитывать новые потребности общества и отражение объективных закономерностей развития и функционирования, т.е. всесторонне, объективное познание действительности;

4) стабильность, т.е. необходимо учитывать требование диалектики единства устойчивости и изменчивости, опираясь на устойчивость;

5) совпадение норм права с господствующими информационно-регулятивными массивами общества (мораль, обычаи и т.д.) и защищенность, т.е. охрана права государством.

3. Прогностическая функция. «Прогноз» происходит от греческих слов «pro» и «gnosis» и переводится как «предвидение», «предсказание» будущего посредством построения вероятностных моделей будущего. Прогностическая функция правосознания выражает его социальную значимость как духовного феномена, при помощи которого вполне возможно спрогнозировать дальнейшие тенденции развития права как социального института, а также правовой системы, юридической культуры, государственности, правовой реальности в целом. Социально-юридический прогноз, возможность выйти за рамки прошлого и настоящего, спроектировать правовое будущее - это одна из важнейших функций правосознания, общественного сознания в целом.

4. Аксиологическая функция. «Axia» с греческого переводится как «ценность». Ценности функционируют в структуре правового сознания. Они имеют самостоятельный статус, обязательно выступают в качестве актуально функционирующей системы ценностей, тем самым выполняют аксиологическую функцию. Человек живет в мире ценностей - материальных, моральных, социальных и др. Бывают ценности общечеловеческие, общественные и личные. Ценностное сознание выражает особое отношение людей ко всему происходящему с учетом их целей, интересов, потребностей и смысла жизни. Формирование правоаксиологического сознания выступает в качестве духовной цели, правовой культуры в системе юридических реалий, является своеобразным юридическим путеводителем для субъектов социальной деятельности, критерием разграничения лучшего и худшего, положительного и отрицательного с точки зрения права, позволяет выбрать верный путь.

5. Коммуникативная функция естественного языка, с помощью которого общаются, описываются, получают знания о правовой действительности. Язык способствует не только коммуникации, развертыванию диалога, но и взаимо-

пониманию между людьми, опосредует человеческое общение. Общение является средством, с помощью которого взаимодействуют общественное, индивидуальное, групповое правосознание людей. Они в своей повседневной жизни обмениваются между собой знаниями, чувствами, делятся переживаниями и другими душевными состояниями. Язык как средство обмена мыслями, средство общения между людьми является материальной оболочкой мышления. Речь представляет собой процесс общения, обмена мыслями, чувствами, который осуществляется с помощью языка. Но надо заметить, что речь - это не мышление, иначе, как отметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были быть величайшими мыслителями.

6. Объяснительная и описательная функции правового сознания, моделей восприятия общественных явлений, раскрывают связи и отношения, существующие в системе «гражданин - общество - право».

Модели выполняют функцию отражения и объяснения. Они помогают человеку объяснить те или иные явления социальной действительности, выступают в роли не только средств интерпретации, но и способа объяснения и описания явлений. Объяснить - значит выяснить какое-либо событие, явление, предмет, факт путем установления причин и условий, целей их происхождения, функционирования, а также предполагает адекватное построение системы представлений. Описание - это упорядоченное изложение обстоятельств, событий и явлений, чтобы о них иметь четкое и ясное представление. Если объяснение не занимает должного места, то описание является ведущим и основным, которое осуществляется на основе аналогий.

7. Прагматическая функция (с греч. «pragma» - дело, действие) выступает в качестве основания для выработки программ в повседневной практической деятельности человека, решения жизненно важных проблем, возникающих в различных ситуациях. Информация воспринимается и используется для выработки того или иного вида, сценария поведения. Творческая активность правосознания объясняется тем, что мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека. Активная роль правосознания проявляется и в его способностях воздействовать на общественное бытие, чтобы изменить действительность в соответствии с желаниями людей, реформировать, расстаться с устаревшими правовыми нормами и прокладывать новые пути, исходя из сегодняшних и будущих потребностей.

Юридическая картина действительности создает определенное состояние, которое характеризуется принятием определенной установки ради практических действий, выступает как представление о целях, которые человек пытается достичь. Эта картина выражает стратегическую модель, планы действий, направленные на достижение целей, определяет тактическое поведение человека.

8. Воспитательная функция. Вышеназванные функции имеют прямое отношение к проблемам правового воспитания человека. Из всех функций, выполняемых правосознанием, на наш взгляд, самое основное - это воспитание человека. Воспитание - процесс формирования и воспроизводства определенных качеств в мировоззрении и образе жизни личности. Воспитание всегда являлось постоянным спутником общества.

Воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения человека во все сферы жизни общества. Оно характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:

1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения человека к условиям общественной жизни и производства, а также необходимостью воспроизводства собственной, личной жизни индивида.

2. Воспитание - категория вечная, необходима и общая. Оно появляется вместе с возникновением общества и существует, пока живет само общество. В воспитании отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как составную часть этого процесса и обучение, и образование человека.

3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером, смыслонесущими целями в жизни общества.

Высоко оценивая педагогическую, воспитательную функцию права, Л.И. Пе-тражицкий писал, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении и подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное и импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще, в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)» [4].

Воспитательная функция правосознания нацелена на формирование правовых знаний, убеждений, ценностных установок, ориентаций и мотивов поведения личности при помощи обучения, правовой пропаганды, юридической агитации, правового обучения, самосовершенствования.

Целью юридического воспитания является формирование у человека правовой инициативы, самостоятельности, чувства уверенности в сфере права, юридической практики. Человек с юридическим знанием грамотно, с пониманием ориентируется в правовой области жизни общества и допускает меньше ошибок в этой сфере жизнедеятельности. Правовая социализация личности является важной задачей юридического воспитания граждан, которая реализуется в результате проведения правовой воспитательной работы, а также и других факторов, как, например, человеческое общение, влияние массовой информации, семьи, трудового коллектива и др.

Необходимо отметить, что в правовом сознании социальные нормы выступают в качестве культурных ценностей, социальных регуляторов, так как без нормативных систем, как, например, права, морали, религии, традиций и т.п., невозможна жизнедеятельность в обществе. Все правовые регуляторы находятся в такой тесной взаимосвязи, что сложно провести грань между ними.

Таким образом, познание природы действия функций правосознания имеет большое практическое значение. Правовое сознание, выполняя смыслонесущие функции, определяет их социальную роль и значимость в жизни общества и индивида, позволяет более полно и объективно познать и осмыслить правовую действительность. Вышеназванные функции определяют уровень развития в государстве законности, правового и общественного порядка, а также формируют индивидуальное правосознание граждан, так как положительное отношение к закону, праву будет способствовать реализации предписаний юридических норм. Мир социальных отношений, окружение ценностей культуры, правовое сознание, их уровень упорядочивают человеческое поведение, которое осуществляется на основе совершенствования человеком собственного выбора, основанного на сознательной воле. При всей открытости человеческого выбора, он отнюдь не является хаотичным или произвольным. Выбор человека упорядочен масштабом человеческих смыслов, правовых норм, имплицированных в самой правовой культуре предельных ценностных ориентаций.

В условиях российской действительности существует острая необходимость совершенствования правосознания граждан, чтобы это сознание было созидающим и творящим, укрепляло правопорядок. В решении этой проблемы большую роль может сыграть систематическое воспитание у граждан лучшего понимания, духовного принятия правовых ценностей, ибо право, правосознание, его функции представляют собой социальную ценность, важный регулятор общественных отношений, без которого оно не может нормально существовать и развиваться.

Литература

1. Бура Н.А. Функции общественного правосознания / Н.А Бура. Киев: Наукова думка, 1986. С. 33-86.

2. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура / Н.Л. Гранат // Теория государства и права / под ред. Н.А. Катаева и В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С. 329.

3. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность / Е.А. Лукашева. М.: Юридическая литература, 1973. С. 105.

4. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии / Л.И. Петражицкий. СПб., 1909. С. 3.

5. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра, 1983. С. 375.

6. Щегорцев В.А. Социология правосознания / В.А. Щегорцев. М.: Мысль, 1981. С. 100.

КУЗЬМИН ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anhen21rus@mail.ru).

KUZMIN YURIY ANATOLYEVICH - senior teacher, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.