Научная статья на тему 'СМС-рассылки и административная ответственность'

СМС-рассылки и административная ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕИМУЩЕСТВА / ОБЪЕМЫ И СХЕМЫ СМС-РАССЫЛОК / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / BENEFITS SCHEME / THE VOLUME AND SMS-MAILING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зедгенизова Ирина Ивановна

Цель анализ рынка СМС-рассылок. Метод аналитический обзор. Результат перспективы развития. Выводы: 1) в условиях развития мобильного маркетинга СМС-рассылки являются перспективным каналом маркетинговой коммуникации и получат дальнейшее развитие; 2) во избежание негативных последствий СМС-рассылки необходимо строго соблюдать требования законодательства РФ и регламентирующих документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMS-MAILING AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The aim-market analysis of SMS mailing. Method and analytical review. The result is a development perspective. Conclusions: 1) in the context of the development of mobile marketing SMS mailings are promising channel of marketing communications and will be further developed; 2) in order to avoid the negative consequences of SMS distribution should be strictly observed the requirements of Russian legislation and regulations.

Текст научной работы на тему «СМС-рассылки и административная ответственность»

УДК 342.9

СМС-РАССЫЛКИ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Зедгенизова Ирина Ивановна

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск

e-mail: 54irina@bk.ru

SMS-MAILING AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Irina Zedgenizova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines The East-Siberian branch of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice», Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Цель - анализ рынка СМС-рассылок. Метод - аналитический обзор. Результат - перспективы развития. Выводы: 1) в условиях развития мобильного маркетинга СМС-рассылки являются перспективным каналом маркетинговой коммуникации и получат дальнейшее развитие; 2) во избежание негативных последствий СМС-рассылки необходимо строго соблюдать требования законодательства РФ и регламентирующих документов.

ABSTRACT

The aim-market analysis of SMS mailing. Method and analytical review. The result is a development perspective. Conclusions: 1) in the context of the development of mobile marketing SMS mailings are promising channel of marketing communications and will be further developed; 2) in order to avoid the negative consequences of SMS distribution should be strictly observed the requirements of Russian legislation and regulations.

Ключевые слова, преимущества; объемы и схемы СМС-рассылок; административная ответственность.

Keywords: benefits scheme; the volume and SMS-mailing; administrative responsibility.

СМС-рассылка — это универсальный, удобный и недорогой способ связи с клиентами и сотрудниками, применяемый в различных сферах деятельности человека. Ее используют магазины и детские центры, кафе и салоны красоты, медицинские центры и туристические компании и т. д. СМС-рассылка имеет широкий спектр применения и может быть полезна не только частным компаниям, но и государственным учреждениям, физическим лицам. Это относительно новое растущее направление в рекламном бизнесе, которое предусматривает использование мобильных телефонов, что является средством прямой коммуникации с клиентом.

Высокая популярность СМС-услуг обусловлена преимуществами данного вида маркетинга перед другими способами рекламы.

Во-первых, низкая стоимость. По сравнению с другими видами маркетинга, СМС-рассылка на сегодняшний день является самым выгодным способом рекламирования товаров и услуг.

Во-вторых, персонализация. СМС-рас-сылка направлена на конкретную целевую

аудиторию, когда прочие способы рекламирования ориентированы на широкую публику.

В-третьих, основной целью СМС-услуг является поддержание связей с постоянными, а значит, проверенными клиентами, что повышает их заинтересованность. Основной же целью прочих рекламных средств является привлечение новых клиентов и покупателей.

В-четвертых, СМС-сервис многофункционален, что позволяет использовать рассылки для: уведомления клиентов о проходящих акциях (распродажи, скидки, специальные предложения); оповещения о значимых новостях компании; дополнительного информирования и отправки важных напоминаний; поздравления с праздниками и др.

Многие компании используют дополнительные функции СМС-сервиса: отбор по различным параметрам (скидка, вид услуги и так далее); обращение к клиенту по имени; рассылка по совпадению даты (например, для поздравлений или напоминания о записи к специалисту).

Эффективность рассылки определяется по разным параметрам в соответствии с ее целе-

вым назначением. Возможность отслеживания статуса сообщений позволяет постоянно совершенствовать клиентскую базу, что ведет к высоким показателям эффективности. Считается, что 99 % поступающих на телефон сообщений прочитываются абонентами.

При существующей клиентской базе в рассылке заинтересован как отправитель, так и получатель информации, что повышает деловой имидж компании и укрепляет ее позиции на рынке.

Динамика рынка СМС-рассылок в России по данным РАЭК представлена на рис. 1.

Как следует из диаграммы, в 2014 г. из-за введенных операторами связи блокировок А2Р рассылок с коротких номеров рынок СМС-рассылок «обвалился». Перевод рекламных и информационных рассылок на прямые договоры позволил консолидировать бизнес легальных СМС-агрегаторов, что привело к некоторому оздоровлению рынка и снижению объема СМС-спама.

млрд. шт

48,9 49,1 -

2013 2014 2015 2016 2017 (прогноз)

Рис. 1. Динамика развития рынка СМС-рассылок

Структура потребителей СМС-рассылок представлена следующим образом: клиенты операторов связи — 17 %, клиенты СМС-агрегаторов — 83 %. Доля СМС-трафика, приходящаяся на банки и ритейл, составляет примерно 90 % от совокупного количества СМС-сообщений (50 и 42 % соответственно). Государственные структуры генерируют 3—4 % совокупного СМС-трафика [6].

Перспективы рынка СМС-рассылок в России можно сформулировать как:

1. Медленный рост рынка СМС-рассылок: не более 5 % в год.

2. Рост электронной коммерции и, соответственно, СМС-рассылок от этого сегмента рынка.

3. В долгосрочной перспективе — снижение уровня спама и рост доверия к инструменту СМС-рассылок.

4. Рост стоимости СМС-рассылок.

С развитием интернет-технологий стали возникать опасения, что сетевые решения могут серьезно потеснить СМС-рассылки на рекламном рынке. Доступность целевой аудитории через электронную почту, социальные сети, службы мгновенных сообщений открывала широкие перспективы для появления новых маркетинговых приемов и методов.

Но вместе с этим активно создаются современные программно-цифровые решения, позволяющие органично совместить эффективность СМС-рассылок с технологиями их осуществления через Интернет. В настоящее время существует немало программ и веб-сервисов, которые предусматривают возможность массовой отправки сообщений несколькими щелчками мыши. При этом предлагается ряд дополнительных, расширенных и сопутствующих услуг. Например, можно сформировать любой отчет о проведенных рекламных кампаниях, настроить автоматическую отправку СМС-сообщений через определенные интервалы времени, отслеживать статус каждого из них и т. д.

Интерфейсы и инструментарий подобных приложений и веб-сайтов предельно просты, специальное обучение не требуется. Уже сегодня вполне возможно отправлять более миллиона сообщений в сутки, при этом гарантируется сохранность и секретность базы телефонных номеров, а также прочих конфиденциальных сведений. Данное направление СМС-рассылок постоянно совершенствуется: появляются новые, более эффективные программно-цифровые возможности, создаются новые сервисы и услуги [5].

По мнению J's on&P artners Consulting, участников рынка СМС-рассылок можно разбить на 3 категории: операторы и официальные агрегаторы, «серые» агрегаторы, «черные» агрегаторы (рис. 2).

В первую группу входят операторы сотовой связи, предоставляющие услуги СМС-рассылок, а также их официальные партнеры, работающие с ними напрямую в рамках договорных отношений. Преимуществом этой группы является возможность принять большой объем СМС-сообщений. Диапазон стоимости услуг СМС-рассылок операторов сото-

2(14)/2017

Глаголъ

правосудия

вой связи варьируется от 0,20 руб. до 1,35 руб. в зависимости от объема СМС-рассылок.

Рис. 2. Схема реализации СМС-рассылок

Цена одного СМС-сообщения у официальных агрегаторов, как правило, зависит от оператора абонента, получающего эти сообщения. Стоимость одного сообщения варьируется от 6,5 коп. (на номера абонентов региональных операторов при большом объеме сообщений) до 80 коп. (на номера абонентов «большой тройки» при невысоком объеме сообщений).

Во вторую группу входят агрегаторы, напрямую не работающие с операторами сотовой связи, являющиеся их «субпартнерами». Клиентская база «серых» СМС-агрегаторов схожа с клиентской базой СМС-рассылок операторов сотовой связи и официальных СМС-агрегаторов. Отличительной чертой «серых» СМС-агрегаторов по сравнению с операторами и официальными агрегаторами является наличие пула субпартнеров, которые рассылают свои потоки рассылок с номеров данного агрегатора, при этом не всегда такие рассылки являются согласованными и легальными.

Стоимость услуг «серых» агрегаторов так же, как и у официальных агрегаторов, зависит от оператора абонента, получающего сообщение, и количества отправленных за одну рассылку СМС и варьируется от 0,1 до 1,06 руб.

Помимо СМС-рассылок, некоторые «серые» СМС-агрегаторы предлагают своим клиентам услуги СМС-рекламы. Агрегатор предоставляет базу клиентов для рассылки рекламно-информационных сообщений. Клиент, как правило, может выбрать определенную группу (детализацию) для рассылки своих рекламных сообщений.

Для третьей группы характерны низкие цены — существенно ниже рыночных. Как правило, такие компании не афишируют свое местонахождение, не имеют официальных офисов и контактных лиц, скрываются за скупым веб-интерфейсом для покупки рассылок. В эту категорию входят как агрегаторы, так и СМС-шлюзы, которые предоставляют своим клиентам услуги массовых рассылок. Большее количество СМС-спама приходит именно через «черных» СМС-агрегаторов [4].

Учитывая преимущества данного вида маркетинга, у коммерческих структур возникает соблазн наладить удобный и недорогой способ связи со своими клиентами. Однако федеральные власти серьезно регулируют этот процесс. 21 октября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"» [3]. Новыми требованиями законодательства теперь при рассылке СМС-сообщений организациям (операторам) необходимо обязательное согласие абонента на получение СМС-сообщений. Без разрешения на получение СМС-сообщений от получателя такая рассылка признается незаконной.

Исключения составляют:

— информирование получателя в связи с перенесением абонентского номера;

— во исполнение требований законодательства РФ приостановление оказания услуг, оповещение о задолженности, сообщение о включении роуминга, инициатива органов исполнительной власти и т. п.

Новым Законом об СМС-сообщениях вводится понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи. Законодатель определил его как автоматическую передачу абонентам коротких текстовых сообщений по сети подвижной радиотелефонной связи или передачу абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российским системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсете -

вом взаимодеиствии с иностранными операторами связи.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ [1] на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи. Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается. Исключение составляет заключение оператором связи договоров в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.

В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных Законом о связи, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг, оператор имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения. В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.

Абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право его сохранить в пределах территории, определенной Правительством РФ, при условии расторжения действующего договора и погашения задолженности, если она имеется, и заключения нового договора с другим оператором подвижной радиотелефонной связи. Стоит помнить о том, что новый оператор не имеет права взимать плату за использование сохраненного абонентского номера больше чем 100 руб.

Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе,

или оператор подвижной радиотелефонной связи, в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи, не докажет, что такое согласие было получено (ст. 44.1 Закона о связи).

Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом такого договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Рассылка, осуществляемая с нарушением требований, установленных Законом о связи, является незаконной. Исключение составляют:

— рассылка сообщений в целях информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера;

— иные сообщения, рассылку которых оператор связи обязан осуществлять в соответствии с законодательством РФ, а также рассылки сообщений по инициативе федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций и других органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством.

Другая рассылка СМС-сообщений без получения согласия от абонента запрещена (п. 3 ст. 44.1 Закона о связи).

Особенности оказания услуг связи установлены в ст. 45 Закона о связи. Во всех случаях замены абонентского номера оператор связи обязан известить абонента и сообщить ему новый номер не менее чем за 60 дней, если необходимость замены не была вызвана непредвиденными или чрезвычайными обстоятельствами.

Оператор связи без согласия в письменной форме абонента не вправе изменять схему включения его оконечного оборудования, работающего на отдельной абонентской линии. Абонент вправе требовать переключения абонентского номера, а оператор связи при наличии технической возможности обязан переключить абонентский номер на абонентскую линию в помещении, расположенном по другому адресу и находящемся во владении данного абонента. Следует учитывать, что переклю-

2(14)/2017

Глагол Ъ

правосудия

чение абонентского номера является уже дополнительной услугой.

В случае прекращения у абонента права владения и пользования помещением, в котором установлено оконечное оборудование (телефонизированное помещение), договор об оказании услуг связи с абонентом прекращается. При этом оператор связи, с которым прекращается договор об оказании услуг связи, по требованию нового владельца телефонизированного помещения в течение 30 дней обязан заключить с ним договор об оказании услуг связи. В случае если в телефонизированном помещении остались проживать члены семьи абонента, договор об оказании услуг связи переоформляется на одного из них.

Законом об СМС-сообщениях добавлено, что абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи.

Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.

Обязанности операторов закреплены также в Законе о связи, а именно в статье 46 данного закона; оператор связи обязан:

— оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством РФ, правилами, стандартами, лицензией и договором об оказании услуг связи;

— нести расходы на проектирование, построение, реконструкцию сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие;

— соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его

маршрутизации, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам;

— представлять статистическую отчетность;

— предоставлять по запросам федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий информацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах развития сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи и др.;

— прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований Закона о связи рассылку (пункт введен Законом об СМС-сообщениях);

— осуществлять условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.

Заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должно осуществляться полномочным лицом. Нарушение такого требования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (ст. 13.29 КоАП РФ).

Помимо указанных административных наказаний следует учитывать, что рассылка СМС-сообщений без получения согласия на такое получение, включая всевозможную рекламу, акции и т. д., тоже ведет к негативным последствиям, например к возмещению отправителем морального вреда, который может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Данный перечень исчерпывающим не является, причинение морального вреда в каждом конкретном случае устанавливается судом с учетом фактических обстоятельств дела.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда о том, что получение СМС-сообщений рекламного содержания в отсутствие согласия на их получение может вызывать беспокойство, раздражение, приводить к формированию негативных ощущений и эмоций и дискомфортному состоянию в целом.

Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ [2] — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Пунктом 1 ст. 18 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспро-странитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установ-

ленных ст. 18 данного Закона, несет рекламораспространитель.

Поэтому следует учитывать, что рассылка любой рекламы, акций, предложений и т. д. без получения согласия на такую рассылку ведет к неблагоприятным последствиям. Поэтому лицу, распространяющему такую информацию, следует либо заручиться анкетой, в которой будет проставлено такое согласие абонента, либо получить согласие в электронной форме, либо посредством любой обратной связи, на основании которой возможно в будущем ссылаться на получение согласия получателя.

Выводы:

1. В условиях развития мобильного маркетинга СМС-рассылки являются перспективным каналом маркетинговой коммуникации и получат дальнейшее развитие.

2. Во избежание негативных последствий СМС-рассылки необходимо строго соблюдать требования законодательства РФ и регламентирующих документов.

Список литературы

1. О связи : федер. закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ // Российская газета. — 2003. — № 135.

2. О рекламе : федер. закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Российская газета. — 2006. — № 51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» : федер. закон от 21.07.2014 № 272-ФЗ // Российская газета. — 2014. — № 166.

4. Машинистов Р. Обзор рынка СМС-рассылок в России и перспективы его развития [Электронный ресурс]. - URL: https://telekomza.ru/2014/02/17/ obzor-iynka-sms-rassylok-v-rossii-i-perspektivy-ego-razvitiya/.

5. Перспективы СМС-рассылки в условиях быстрого развития интернет-технологий [Электронный ресурс]. — URL: https://instam.ru/materials/articles /perspektivy-sms-rassylki-v-usloviyah-bystrogo-razvitiya-internet-tehnologij/.

6. Тенденции рынка СМС-рассылок в 2016 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://spark.ru/ startup /targetsms/blog/20012/tendentsii-rinka-sms-rassilok-v-2016-godu..

2(14)/2017 Глагол Ъ

правосудия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.