ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Спам мешает нам! Хачатурова С. С.
Хачатурова Седа Сейрановна /Khachaturova Seda Seiranovna — кандидат экономических наук, доцент,
кафедра информационных технологий, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются причины распространения и борьбы со спамом. Мы очень часто получаем информацию рекламного характера. Существуют различные способы борьбы со спамом, среди них основными являются технические и юридические.
Ключевые слова: спам, проблема, борьба, закон, реклама, юридические методы, информация.
Широчайшее распространение информационных технологий последние десятилетия, по сути, положило начало новой эры - эры информации [2]. Это создало условия получения практически любой информации, а также увеличило возможности общения людей друг с другом.
Однако не вся информация выбирается нами самими, часть навязывается без нашего согласия. Мы очень часто получаем информацию рекламного характера, массово рассылаемую через мобильные сети и интернет, т.е. получаем спам. Извлечение из Постановления Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (ред. от 03.02.2016) «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» - спам - это телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и/или пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.
Причины распространения спама вполне очевидны. Это, прежде всего, ничтожно малая стоимость производства спама, а мобильные сети и интернет есть сегодня везде [4].
Существуют различные способы борьбы со спамом, среди них основными являются технические и юридические. Борьба со спамом техническими средствами позволяет снизить количество не запрошенной информации, но при этом она не противодействует спаму как явлению [5]. Для достижения этой цели необходимо воспользоваться юридическими методами.
В законодательстве РФ есть ряд законов, которые позволяют бороться со спамом. Федеральный закон № 38 «О рекламе», Федеральный закон № 126 «О связи» и Федеральный закон № 272 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи». Ещё можно обратиться к Федеральному закону № 152 «О персональных данных» [4].
В законе «О рекламе» прописано, что распространение рекламы по сетям электросвязи - телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной, допустимо только при условии предварительного согласия абонента или адресата. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия, если ее отправитель не докажет, что оно было получено, причем в письменном виде [1].
Согласно закону № 272 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», рассылка SMS-рекламы без согласия абонента признана незаконной. Распространитель SMS-рассылок обязан заключать договор с мобильным оператором. Юридическое лицо, рассылающее SMS-рекламу, получает штраф согласно КоАП РФ в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, если не сможет предоставить доказательств согласия клиента на получение рекламных сообщений [3].
Подводя итог необходимо отметить, что, несмотря на все сложности, параллельно с развитием антиспам-технологий надо и далее развивать законодательную базу для борьбы со спамом, переводя спамера в положение преступника по отношению к обществу. Тем самым не только наказывая, но и создавая моральную атмосферу неприятия в обществе деятельности спамеров.
Литература
1. Попов Р. М. Некоторые проблемы правового регулирования спама. Гражданин и право, 2013. № 7. С. 77-84.
2. Парфенов Н. П., Стахно Р. Е. Технология защиты персональных данных // Наука, техника и образование, 2016. № 4 (22). С. 15-16.
3. Хачатурова С. С. Жихарева Ю. П. Осторожно, фишинг! // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-4. С. 793-795.
4. Хачатурова С. С. Хранение и защита информации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 2-1. С. 63-65.
5. Хачатурова С. С. Персональные данные под защиту! // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 5-4. С. 666-668.
107