Научная статья на тему 'Смоленскому педагогическому колледжу - 90!'

Смоленскому педагогическому колледжу - 90! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЕЯ: ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нетребенко Лариса Викторовна

Автором рассматривается прошлое и настоящее Смоленского педагогического колледжа, история создания музея, а также исследовательская деятельность студентов через проектную технологию на материалах музея СПК. Обращается внимание на использование данных материалов в воспитательной работе кураторами студенческих групп и преподавателями на уроках педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смоленскому педагогическому колледжу - 90!»

ИНФОРМАЦИЯ

Л.В. Нетребенко

СМОЛЕНСКОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ - 90!

Как можно осуществлять исследовательскую деятельность студентов на материалах музея образовательного учреждения через проектную технологию?

Аннотация. Автором рассматривается прошлое и настоящее Смоленского педагогического колледжа, история создания музея, а также исследовательская деятельность студентов через проектную технологию на материалах музея СПК. Обращается внимание на использование данных материалов в воспитательной работе кураторами студенческих групп и преподавателями на уроках педагогики и психологии.

Ключевые слова: педагогический потенциал музея, социальные функции музея: документирования, образования и воспитания; исследовательская деятельность, проектная технология, музейно-педагогическая деятельность.

Смоленскому педагогическому колледжу - 90!

7 сентября 2011 года Смоленскому педагогическому колледжу, экспериментальной площадке кафедры экспериментальной деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, исполняется 90 лет.

За свою долгую жизнь учебное заведение определило судьбы 87 поколений выпускников (11950 человек, из них 124 -иностранных учащихся), среди которых немало талантливых педагогов, чья жизнь и труд опре-

деляют современное лицо образования Смоленщины. За это время Смоленский педагогический колледж стал не только крупным образовательным, но и культурным центром региона.

В колледже трудится 28 преподавателей - выпускников разных лет и специальностей, есть и педагогические династии.

Колледж является динамично развивающейся образовательной структурой, обеспечивающей профессиональную подготовку специалистов за счет использования новых методик, инновационных программ и технологий, модернизации образовательного процесса.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

75

ИНФОРМАЦИЯ

Учебный процесс в колледже осуществляется на основе интеграции учебной работы студентов с их научной работой и практической деятельностью.

Работа педагогического коллектива колледжа по обеспечению высокого качества преподавания была отмечена Министерством образования РФ, и с 2004 года колледж получил статус «Базовый колледж в Центральном Федеральном Округе» (приказ Министерства образования РФ № 1414 от 01.04.2004 «Об итогах конкурса по определению базовых педагогических колледжей в рамках Программы модернизации педагогического образования»). Колледж пользуется авторитетом среди абитуриентов и выпускников учебного заведения.

Огромное внимание уделяется повышению квалификации педагогов колледжа и их аттестации. Система повышения квалификации в последние пять лет сформировалась в соответствии с работой экспериментальной площадки, созданной на базе колледжа при АПКиППРО (г. Москва). Ежегодно проводятся курсы ПК, творческие семинары, работают три экспериментальные лаборатории под началом Сиденко А. С., руководителя площадки, доцента АПКиППРО, кандидата педагогических наук. Особое место отводится самообразованию педагогов. Темы самообразования связаны с экспериментальной работой колледжа и представлены в форме «Зеркала инновационных преобразований».

В настоящее время педагогический коллектив начал работать над составлением учебных программ в соответствии со стандартами третьего поколения, основанных на модульно-компетентностном подходе.

В этой работе ведущая - кафедра педагогики, психологии и общественных дисциплин, члены которой входят в состав экспериментальных лабораторий и Совета музея СПК. Кафедра, являясь ровесницей образовательного учреждения, имеет богатую историю и традиции. Большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности, в которую вовлечены преподаватели, аспиранты и студенты.

Традиционным стало проведение внеаудиторной работы со студентами в форме научно-практических студенческих конференций по психолого-педагогическим и социальным проблемам, «Психологических чтений», педагогических аукционов, деловых игр, конкурсов, открытых классных часов, экскурсий.

Деятельность музея в учебной и воспитательной работе Смоленского педагогического колледжа

Музей - научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, выполняющее на основе музейных предметов функции документирования, образования и воспитания.

Работа музея организуется Советом музея, в состав которого входят преподаватели и студенты ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж».

Деятельность музея отражена в Программе музея «Смоленский педагогический колледж: история и современность», его план работы включается в общий план учебно-воспитательной работы Смоленского педагогического колледжа, утверждаемый директором ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж».

Социальные функции музея

1. Функция документирования. В музейных фондах комплектуется, собирается музейная информация о событиях, фактах, связанных с историческим прошлым и настоящим ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», через музейные предметы, которые классифицируются в определённую систему в экспозициях и фондах.

2. Функция образования и воспитания. Музей -действенное средство распространения знаний, популяризации педагогических традиций, воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма.

Музей Смоленского педагогического колледжа был создан в 1983 г., а первая экспозиция музея открылась в 1986 г.

Профиль музея - общественный, исторический, педагогический (история учебного заведения - Смоленского педагогического колледжа).

Подготовка к открытию музея велась долгие годы. Буквально по крупицам историю восстанавливали преподаватели и студенты, т. к. довоенный архив педагогического училища, подготовленный к эвакуации, полностью погиб во время бомбёжки города в 1941 году. Воспоминания, аттестаты, письма, фотографии, личные вещи стали музейными предметами.

С 1941 по 1943 гг. Смоленск находился в оккупации, в здании педагогического училища был немецкий госпиталь. 25 сентября 1943 года Смоленск и Смоленская область были полностью освобождены от фашистов (сейчас в этот день в Смоленске двойной праздник - «День освобождения от немецко-фашистских захватчиков» и «Праздник города», которые отмечаются ежегодно).

В сентябре 1944 года училище открылось и был сделан набор учащихся. С этого времени вновь стал создаваться архив учебного заведения.

За время работы музея в учебном заведении были созданы три постоянно действующие стационарные экспозиции.

В 2007 году директором Кольцовой О. С. было принято решение о создании новой экспозиции, её новом оформлении. Приказом директора был назначен руководитель музея - Нетребенко Л. В., сформирован Совет музея, куда вошли: Сатушева Татьяна Григорьевна -преподаватель истории, выпускница педагогического училища 1965 г., работающая в учебном заведении с этого же года, Буравлёва Регина Ивановна - преподаватель музыкального отделения, зав. кафедрой дирижирования и вокала, Борисова Татьяна Владимировна, выпускница 2002 г., - преподаватель информатики, Пугачёва Елена Александровна - преподаватель изобразительной деятельности, Полторацкая Нина Леоновна,

76

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИНФОРМАЦИЯ

выпускница 1981 г., - заместитель директора по воспитательной работе, Соловьёва Галина Валентиновна -заведующая воспитательной работой, преподаватель русского языка и литературы. В создании новой экспозиции музея также принимали участие преподаватели Надирашвили Галина Леонидовна - преподаватель музыкального отделения, Бондаренкова Ольга Петровна - преподаватель изобразительной деятельности, Гришко Ирина Викторовна - преподаватель методики труда и изобразительной деятельности, Слончакова Светлана - художник-оформитель, Александрова Галина Николаевна, выпускница 1973 г., - преподаватель дошкольного отделения, Смирнова Алла Яковлевна, выпускница 1962 г, - завуч по практике на дошкольном отделении, Петрова Елена Владимировна, выпускница 1988 г., - преподаватель педагогики на дошкольном отделении. В Совет музея вошли и студенты 4 и 5 курсов специальности «Преподавание в начальных классах» и «Информатика».

И вот долгожданное событие - на 22.04.2008 г. назначено открытие новой экспозиции музея истории педагогического колледжа, которое было и началом совещания, конференции директоров педагогических колледжей ЦФО, проводимых на базе колледжа.

На открытии экспозиции музея колледжа присутствовали:

Блинов В. И. - Руководитель Центра профессионального образования ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва);

Сиденко А. С. - зав. кафедрой экспериментальной деятельности АПК и ППРО, кандидат педагогических наук, куратор экспериментальной площадки Смоленского педагогического колледжа (г. Москва);

Малютенко Л. Н. - начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке, кандидат педагогических наук, выпускница Смоленского педагогического училища 1973 г.;

Довгий Т. П. - заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке, кандидат философских наук, профессор СмолГУ выпускница Смоленского педагогического училища 1970 г.;

Кодин Е. В. - ректор СмолГУ, доктор педагогических наук, профессор;

директора педагогических колледжей ЦФО, директора базовых школ города Смоленска, представители музея-мемориала «Катынь».

На стендах представлена история Смоленского педагогического колледжа с момента создания учебного заведения, в 1921 г., и до настоящего времени.

Каждый стенд освещает десятилетие, которое представлено архивными документами, фотографиями директоров, педагогического состава этого времени, отделениями, которые работали или были открыты в этот период, фотографиями учебного процесса, практики, выдающимися, известными выпускниками, фотокопиями их аттестатов, дипломов, их книгами, нотными текстами, а также грамотами, которыми награждено учебное заведение в этот период времени.

Современный этап представлен структурой СПК, дипломами и медалями колледжа, благодарственными письмами, кубками и медалями в разделе воспитательной работы и спортивной жизни. Три стенда посвящены подразделениям колледжа: «Школе искусств», «Центру развития семьи и детства».

История колледжа интересна и богата. Несомненно, она требует её сохранения и продолжения. Эту функцию и выполняет музей истории Смоленского педагогического колледжа.

Музей поставил перед собой следующие задачи: обеспечение преемственности социального и нравственного опыта поколений преподавателей и студентов Смоленского педагогического колледжа, повышение педагогического потенциала музея, повышение качества учебно-воспитательной работы по нравственному, гражданскому, патриотическому воспитанию студентов. Основными направлениями работы для осуществления этих задач стали: фондовая работа, экспозиционная, научно-просветительская, экскурсионная, консультационная, оформление музейных изданий.

Через экскурсии для студентов осуществляется воспитание уважения и устойчивого интереса к педагогической профессии, изучение системы профессионального педагогического образования, воспитание интереса к самостоятельным исследованиям и общественно полезной деятельности. Экспозиционные фонды используются в профориентационной работе.

С момента открытия новой экспозиции музея вновь стала осуществляться поисковая работа. В данный момент она сосредоточена на изыскании сведений о репрессированных преподавателях и выпускниках с 1937 по 1953 гг. Этот этап истории не отражён в архиве учебного заведения и музея. Общение с сотрудниками мемориала «Катынь», музея политических репрессий позволило озвучить некоторые фамилии преподавателей и студентов того времени и причины их арестов. Работа в этом направлении была также связана с встречами и беседами с выпускниками довоенных лет, оставшимися в живых, перепиской с ними.

С 2008 по 2011 гг. создаются презентации мероприятий колледжа «Современный колледж», аудиозаписи радиопередач на ГТРК, видеофильмы о ветеранах Великой Отечественной войны, тематические видеоэкскурсии, электронная версия музея истории, интерактивный музей, проходят тематические выставки, связанные со знаменательными датами страны и колледжа. Музей участвовал в 1-й областной выставке-ярмарке научно-технического творчества молодёжи «НТТМ 2009» с проектом «Электронный музей истории Смоленского педагогического колледжа» (28.03.2008 г.).

В 2011 г. музей принял участие во Всероссийском конкурсе музейно - педагогических программ учреждений профессионального образования, проводимом Федеральным музеем профессионального образования, и был сертифицирован.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

77

ИНФОРМАЦИЯ

Особая роль отводится музею во время ежегодных вечеров встреч с выпускниками. Музеем педагогического колледжа были подготовлены выпуски газеты «Новости СПК». Музей сотрудничает с другими музеями нашего города, участвует в совещаниях руководителей музеев при Совете директоров СПО и НПО города Смоленска и области, последнее из которых проходило на базе Смоленского педагогического колледжа. Участники семинара ознакомились с опытом работы музея Смоленского педагогического колледжа, с его современной экспозицией.

У Совета музея много планов, связанных с педагогическим потенциалом музея, повышением его социокультурной деятельности, направленной на формирование личности обучающихся и повышение качества образовательного процесса.

Из книги отзывов

«... Замечательный музей, замечательное событие - открытие новой экспозиции. Спасибо за сохранение истории и воспитание гостей на материалах истории. Процветания и блага коллективу - продолжателю истории учебного заведения.»

С уважением Т Б. Захараш, г. Ростов-на-Дону, Донской педагогический колледж,

22.04.2008 г.

«... В 1969 году закончила учёбу в этом замечательном заведении, называемом «педагогическое училище». Как приятно была удивлена музеем. Благодарна его создателям. Молодцы! Всё замечательно оформлено, увидела много знакомых лиц. Окунулась в атмосферу своей юности, особенно когда увидела себя и своих однокурсников на фото. Охватила гордость за педагогический колледж. Огромное спасибо за сохранённую историю жизни нашего учреждения.»

20.05.2008 г, Смирнова Л. П.,

выпускница 1969 г.

«... Милый мой, родной мой, педагогический колледж! (а, в общем - то, педагогическое училище), как ты мне дорог! Как много значишь ты в моей жизни, как много сделал ты для меня!»

Выпуск 1981 г, Тараканова Галина, 2009 г.

«Педагогическому колледжу процветания, преподавателям и студентам здоровья, благополучия, радости и достижения поставленных целей в жизни».

Выпускник школьного отделения 1978 г, подполковник запаса С. Полозов, 27.03.2010 г.

«... Участники научно-практического семинара «Проблемы изучения православной культуры» в рамках программы «Алтарь Отечества» выражают глубокую благодарность и признательность коллективу и администрации, студентам педагогического колледжа г. Смоленска за гостеприимство,

высокий творческий потенциал, великий труд по духовнонравственному воспитанию студентов. Желаем здоровья, успехов, новых педагогических открытий, благодарных учеников и благополучия. Низкий Вам поклон. СПАСИБИЩЕ за наших деточек!!!»

г. Москва, ГОУ СПО СК № 38, Домбровская Л. Д., МГКБИТ, Семёнова Е. А., ГОУТК-14, Никитина А. В.

2011 г.

«... Музей вызвал восхищение. Не знали, что у колледжа столько заслуг.» (группа 1.46, 2011 г.)

«... Поразила богатая история учебного заведения.» (группы 1.09, 1.16, 2011 г.)

«... Чувство гордости за учебное заведение, в котором будем учиться.» (группы 1.04.1, 1.04.2, 2011 г.)

Проектная технология в музейнопедагогической деятельности Смоленского педагогического колледжа

Исследовательская деятельность студентов в Смоленском педагогическом колледже разнообразна по содержанию и связана с психолого-педагогическими проблемами обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, начальных классах, в социальной работе, в управленческой деятельности, в области информационных технологий, преподавания иностранного языка и др., она также осуществляется на материалах музея.

В комплексной музейно-педагогической программе «Смоленский педагогический колледж: история и современность» отражены цели и задачи музейно-педагогической деятельности, которая включает в себя и исследовательскую работу.

Интересным вариантом реализации исследовательской деятельности музея является проектная технология. Проектная технология успешно используется в широком диапазоне проблемных задач. Это:

• исследовательские проекты, которые ставят целью изучение истории Смоленского педагогического колледжа. Студенты не только приобретают знания по истории среднего профессионального образования, педагогики и психологии, но и должны погрузиться в ту или иную историческую эпоху, изучая «Антологию воспоминаний выпускников» или работая с архивами, развивая познавательную компетенцию.

• творческие проекты, создание виртуального музея истории Смоленского педагогического колледжа и интерактивного музея требуют от студентов и дизайнерского видения проекта.

Студенты, входящие в Совет музея, составляют творческие группы, работающие над конкретным проектом. Вместе с преподавателями оформляют паспорт проекта, портфолио проекта, проектную папку.

78

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

ИНФОРМАЦИЯ

Цели программы 9 формирование личности студентов; 9 удовлетворение её образовательных потребностей; 9 повышение качества учебно-воспитательной работы по нравственному, гражданскому, патриотическому воспитанию студентов; 9 обеспечение преемственности социального и нравственного опыта поколений преподавателей и студентов СПК; 9 повышение педагогического потенциала музея, 9 уровня его социокультурной деятельности

Задачи программы 9 Воспитание уважения и устойчивого интереса к педагогической профессии через понимание её сущности и социальной значимости 9 Изучение истории учреждения профессионального образования и системы профессионального педагогического образования 9 Воспитание любви к педагогическому колледжу, желание вписать новую страницу в его историю 9 Воспитание интереса к самостоятельным исследованиям и общественно полезной деятельности 9 Популяризация педагогических традиций СПК 9 Организация системы сбора и хранения музейной информации о событиях, фактах, связанных с историческим прошлым и настоящим ОГОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»

Основные направления и ожидаемые результаты Повышение педагогического потенциала музея, его интеграция в образовательное пространство СПК. Повышение уровня социокультурной деятельности музея, направленной на формирование личности обучающихся и повышение качества образовательного процесса. Воспитание уважения и устойчивого интереса к педагогической профессии через понимание её сущности и социальной значимости. Изучение истории учреждения профессионального образования и системы профессионального педагогического образования. Воспитание любви к педагогическому колледжу, желание вписать новую страницу в его историю. Воспитание интереса к самостоятельным исследованиям и общественно полезной деятельности. Популяризация педагогических традиций СПК. Организация системы сбора и хранения музейной информации о событиях, фактах, связанных с историческим прошлым и настоящим ОГОУ СПО Смоленский педагогический колледж». Подготовка экскурсоводов, которая ведётся в двух направлениях: подготовка экскурсоводов из числа студентов для ведения обзорных и тематических экскурсий по музею истории колледжа и экскурсоводов-краеведов Проведение экскурсий по городу для гостей колледжа. Закрепление знаний и выработка навыков проводится на практических занятиях и применяется в профессиональной педагогической деятельности студентов. Создание методической разработки «Использование материалов музея Смоленского педагогического колледжа в учебно-воспитательном процессе СПК». В программе дана тематика экскурсий для кураторов групп, которая сориентирует их посещение данного музея в течение учебного года. Программа снабжена экскурсионно-лекционным справочником Смоленского государственного музея-заповедника (с выходными данными всех музеев и галерей г. Смоленска), их тематикой.

Заслуживает особого внимания совместный опыт в лицах», «История одного года», где реализуются преподавателя психологии, педагогики, руководителя межпредметные связи, используются информацион-музея СПК Нетребенко Л. В. и Борисовой Т. В., препо- ные технологии.

давателя информатики, члена Совета музея, под ру- Технология педагогического проектирования эф-ководством которых были защищены курсовые и ди- фективно реализует проблемный метод обучения. Пре-пломные проекты: «Интерактивный музей истории подаватель ставит задачу, выдаёт исходные данные Смоленского педагогического колледжа», «История и определяет конечные результаты.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.