Научная статья на тему 'Музей истории НГПУ как особое педагогическое пространство'

Музей истории НГПУ как особое педагогическое пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ИСТОРИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП МУЗЕЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / HISTORY MUSEUM / EDUCATIONAL TYPE OF MUSEUM / MUSEUM EDUCATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзюба Елена Марковна

В статье анализируется роль вузовского музея истории как особого образовательного пространства. На примере истории формирования концепции музея НГПУ и его современного состояния оценивается образовательный потенциал музея в подготовке студентов-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзюба Елена Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The museum of NNSPU history as a special educational area

The article analyses the role of the university history museum as a special educational area. Using the example of the conception development of NNSPU museum and its modern state the article evaluates the pedagogical opportunities of the museum from the point of view of the modern competence approach to training teachers.

Текст научной работы на тему «Музей истории НГПУ как особое педагогическое пространство»

7. ЦАНО. Ф. 120. Оп. 5. Ед. хр. 19.

8. ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 1. Ед. хр. 33.

9. ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 1. Ед. хр. 70а.

10. ЦАНО. Ф. 377. Оп. 1. Ед. хр. 1162.

11. ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 1. Ед. хр. 76.

12. ЦАНО. Ф. 377. Оп. 1. Ед. хр. 1137.

13. ЦАНО. Ф. 377. Оп. 1. Ед. хр. 1213.

14. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (далее -ГОПАНО). Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 35.

15. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 28.

16. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 30.

17. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 44.

18. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 43.

19. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 45.

20. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 59.

21. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1а. Ед. хр. 6.

22. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 111.

23. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 112.

24. ГОПАНО. Ф. 932. Оп. 1. Ед. хр. 149.

KUZNETSOV A, SAPON V. "HOTBED OF TEACHERS' CORNFIELD" The article deals with the history of the Nizhny Novgorod State Pedagogical Institute in the early decades of its existence. The authors present new archival data about how actively educational and research activities at this higher educational institution developed in spite of painful political and ideological changes in the country.

Keywords: Nizhny Novgorod State Pedagogical Institute, educational and research activities, higher education reforms.

Е.М. ДЗЮБА, профессор, директор музея

Музей истории НГПУ как особое педагогическое пространство

В статье анализируется роль вузовского музея истории как особого образовательного пространства. На примере истории формирования концепции музея НГПУ и его современного состояния оценивается образовательный потенциал музея в подготовке студентов-педагогов.

Ключевые слова: музей истории, образовательный тип музея, музейная педагогика, культурно-просветительское и педагогическое пространство.

Новая модель высшего образования в педагогическом вузе предполагает формирование у студентов необходимых в практической деятельности учителя компетенций. Современный педагог, школьный учитель видится как специалист, обладающий широкой гуманитарной эрудицией. Его профессиональная ориентация определяется вниманием к духовно-нравственным и культурно-историческим традициям прошлого. В то же время образовательные концепции требуют от педагога прежде всего практи-ко-ориентированных подходов к цели учебного процесса. В этом смысле использование в работе преподавателя обширных возможностей, которые предоставляет музейное дело, поможет современному педагогу

решать в своей учебной и воспитательной деятельности практические задачи, т.е. ориентировать ученика или студента в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним конкретный предмет, модуль, учебная дисциплина.

В современных образовательных учреждениях идея создания школьного музея набирает обороты. Так, во многих школах Нижнего Новгорода существуют музеи истории школы, проводятся тематические выставки (например, «История простой вещи »), юбилейные выставки, посвященные победе в Великой Отечественной войне. Большую работу в этом плане проводит Дворец Творчества Юных им. В.П. Чкалова. К числу недавних значимых для города событий следует отне-

сти открытие в школе № 19 г. Нижнего Новгорода уникального музея, посвященного жизни и творчеству русского писателя-эмигранта Е.Н. Чирикова.

Музей образовательного типа, каким, как правило, является музей истории учебного заведения, позволяет вести с учениками/ студентами многоплановую экскурсионную работу, формировать у них навыки научно-практического исследования и архивной работы. Таким образом, обладая полифункциональностью, музей начинает играть роль не только культурно-просветительного, но и педагогического центра. Следовательно, возникает особое пространство музейной педагогики, внутри которого каждый посетитель рассматривается как активный субъект познавательного процесса. Эта идея актуализировалась в отечественной науке на рубеже 80-90-х годов XX в., когда в Москве и Санкт-Петербурге открылись научно-практические центры музейной педагогики, творческая лаборатория «Музейная педагогика». В настоящее время в этой области ведут исследовательскую работу Российский институт культуры и Московский институт развития образовательных систем - МИРОС; много лет существует объединение музейных педагогов под руководством Е.Г. Вансловой.

В структуре НГПУ музей истории представляет собой именно такое особое пространство - площадку для разработки различных идей в педагогической области, в том числе в сфере музейной педагогики. Работа музея истории НГПУ, взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студенческой аудитории в рамках музейного пространства позволяют охватить широкий спектр педагогических задач, в том числе касающихся формирования компетентностного подхода к обучению. В связи с этим следует обозначить несколько позиций, характеризующих музей истории НГПУ как 1) собственно музейную площадку, хранилище архивных материалов и запасников истории вуза;

2) учебную аудиторию, а также территорию для проведения архивной практики;

3) место проведения научно-исследовательской работы.

В 2010 г. музей истории НГПУ отметил свое 40-летие. В его фондах хранятся материалы по истории развития учебных заведений, являющихся предшественниками современного педагогического вуза. Если Нижегородский государственный педагогический университет уже прошел 100-летний путь развития, то история, например, Нижегородской губернской мужской гимназии началась еще раньше - в 1807 г.

Современный музей возник на базе ис-торико-мемориальной экспозиции, посвященной семье Ульяновых, и был открыт 21 апреля 1970 г. В музейной экспозиции тех лет так же, как и в нынешнем музее истории НГПУ, реализована концепция образовательного и воспитательного центра в вузе и городе. Она отражала важные этапы становления гимназического образования, большинство экспонатов относились к началу деятельности выдающегося педагога-демократа Ильи Николаевича Ульянова, быту молодой семьи, служебной и педагогической деятельности коллег Ильи Николаевича по гимназии в 60-х годах XIX в.

У истоков создания музея семьи Ульяновых стояла группа ученых историко-филологического факультета. В состав рабочего комитета по созданию музея входили доцент кафедры истории СССР К.Н. Хамов, профессор кафедры литературы Л.М. Фарбер, доцент кафедры истории СССР, краеведИ.А. Кирьянов. Секретарем комиссии была доцент кафедры всеобщей истории Э.Г. Воденисова.

В начале 1985 г. было принято Положение о музее семьи Ульяновых как межфакультетском подразделении института, непосредственно подчиненном ректору и действующем в составе кафедры истории СССР.

Музей вел экскурсионную, научно-исследовательскую и воспитательную работу. Был выпущен путеводитель - «Музей семьи Ульяновых», автор которого - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России В. В. Ниякий (Горький, 1988). Переиздание путеводителя - «Нижегородские годы семьи Ульяновых» -осуществлено им в 1990 г.

Образовательный и просветительский характер музея позволял вузу проводить значительную воспитательную работу. В 1985 г. почетным гостем музея стал известный педагог-новатор, член-корреспондент Академии педагогических наук Ш. Амо-нашвили, высоко оценивший «маленький музей». По словам педагога, «музей обогатил его полезными знаниями о прошлом Нижнего Новгорода» [1].

В начале 90-х гг. началось преобразование музея семьи Ульяновых в развернутую музейную экспозицию в здании на ул. Ульянова, 1 - в Нижегородском государственном педагогическом институте/университете. В эти годы директором музея был доцент кафедры истории России В.В. Ниякий, в начале 2000-х директором музея истории НГПУ стала доцент кафедры современной истории России, кандидат исторических наук Э.М. Фильченкова. К этому периоду относится формирование новой концепции музея истории НГПУ. Экспозиция дополняется материалами Нижегородской гу-

бернской мужской гимназии, архивными источниками, личными вещами и материалами гимназистов (например, похвальными грамотами гимназиста Павла Виноградова). В настоящее время музейная экспозиция представляет собой историю развития образования и образовательных учреждений, восприемником которых считается современный НГПУ. Трансформация экспозиции проходила сравнительно легко, так как и прежняя концепция музея строилась на внимании к педагогической и образовательной деятельности И.Н. Ульянова. Своеобразное генеалогическое древо НГПУ позволяет проследить этапы становления и развития учебных заведений, стоявших у истоков современного вуза.

Экспозиция музея хранит документальный рассказ о деятельности учебных заведений-предшественников НГПУ (в том числе мужской губернской гимназии, учительского института, педагогического института), планах учебной работы, жарких спорах о возможностях и путях развития системы образования, о преподавателях и учениках гимназии, составивших ее славу. Так, в стенах гимназии учился, а затем служил учителем истории П.И. Мельников-Печерский, ее закончили знаменитые историки С. Ешевский и К. Бестужев-Рюмин, композитор М.А. Балакирев, писатель П.Д. Боборыкин, философ В.В. Розанов.

В 1980-90-е гг. директором музея и сотрудниками кафедр истории России, истории современной России, общей педагогики собирается и анализируется материал, связанный с биографией учителей, директорского корпуса (К.И. Садоков, И.С. Баранов, Г.Г. Шапошников, П.И. Мельников) и выпускников губернской гимназии (Степан Ешевский, Константин Бестужев-Рюмин, Василий Розанов, Семен Франки др.).

Создается экспозиция, собираются и обрабатываются архивные материалы, посвященные директорам и ректорам учительского института и педагогического института-университета: В.К. Беллюстину,

В.К. Либединскому, Д.Г.Лурье, П.И. Шуль-пину, Н.П. Кирееву и др.

Появляется выставочная витрина, отражающая развитие вузовской науки в послевоенные годы, становление ведущих научных школ педагогического института в 1950-70-е гг. XX в., когда здесь работали выдающиеся ученые: проф. Л.М. Фарбер -один из основоположников горьковедения, И.И. Ермаков - проректор по учебной работе, декан филологического факультета, специалист по изучению творчества М.А. Шолохова, проф. М.Я. Ермакова - ведущий специалист по изучению творчества Ф.М. Достоевского; историки - член-корреспондент АН СССР С.И. Архангельский и Н.М. Добротвор; астроном проф. В.В. Рад-зиевский; географ Л.Л. Трубе; химик Г.А. Разуваев; математики И.Р. Брайцев, В.В. Репьев; биолог, лауреат Государственной премии СССР за 1980 г. проф. Е.С. Шалды-бина и др. В профессорской галерее размещен потрет крупнейшего русского философа А.Ф. Лосева, который в 1919-21 гг. читал лекции на литературно-историческом факультете института.

На современном этапе экспозиционные материалы музея истории НГПУ обогащают новые поступления. Экспозиция и запасники музея пополняются за счет документов и личных вещей, подаренных музею бывшими выпускниками и преподавателями вуза, их семьями: это гимнастерка, зачетные книжки, студенческие билеты, письма с фронтов Великой Отечественной войны, рисунки и фотографии военных лет, географические атласы и карты 1938 г., принадлежавшие студентам первого выпуска географического факультета (1941 г.), студенческие стихи предвоенных лет.

В музее хранится книжный фонд (200 ед.), состоящий из научных трудов ученых вуза; публикации, посвященные истории института, преподавателям и студентам вуза; книги, принадлежащие выпускникам гимназии.

В 2005-06 гг. были частично обновлены

музейные стенды, которые позволили разместить для показа посетителям вновь поступившие экспозиционные материалы. В 2007 г. музею истории НГПУ переданы материалы музея развития образования Нижегородской области, принадлежавшие Нижегородскому институту развития образования. Эти фонды в основном находятся в запасниках (238 ед.).

В музее истории НГПУ и на факультетах университета продолжается работа по сбору материалов, связанных с историей развития образования, гимназии и вуза, научных направлений, сформировавшихся в вузе. Об этом свидетельствуют мемориальные доски, расположившиеся на фасаде здания университета, посвященные математику А.М. Ляпунову, философу В.В. Розанову, знаменитому полярнику, начальнику Гидрометеослужбы СССР Е.К. Федорову. Результатом этой работы стал ряд научно-исследовательских статей, монографий, коллективных монографий, очерков. Среди них публикации ректора НГПУ проф. Л.Е. Шапошникова о философском наследии В.В. Розанова, материалы о годах его жизни в Нижнем Новгороде, работы о Нижегородской губернской мужской гимназии доц. Э. М. Фильченковой, вышедшие в составе Розановской энциклопедии [2], коллективный труд «Нижегородский педагогический. Страницы истории» [3], коллективная монография «Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования »[4].

В последние годы особое значение в работе музея приобретает сотрудничество с кафедрой русской литературы (зав. кафедрой - проф. В.Т. Захарова), ставшей инициатором проведения международной конференции «Нижегородский текст русской словесности ». В концепции конференции значительное место занимает взаимодействие с музеем, исследование творчества русских писателей, вышедших из стен нижегородской гимназии и педагогического института. Экспозиционный материал, связанный с

творчеством П.И. Мель-никова-Печерского, П.Д. Боборыкина, В.В. Розанова, Н.И. Кочина, подчас определяет научную проблематику в работе не только сложившегося, но и начинающего исследователя -студента и аспиранта.

Музей истории НГПУ проводит проф-ориентационные экскурсии с абитуриентами вуза, консультативные экскурсии со школьными исследовательскими группами. В течение 2009-2011 гг. музей истории НГПУ принимает участие в проектах нижегородского Дворца творчества юных им. В.П. Чкалова (конкурс школьных музеев боевой славы города - к 65-летию Победы; проект по работе со школьными исследовательскими группами - «Научные школы вуза»). На базе музея истории НГПУ работали ряд школьных исследовательских групп, изучавших научную деятельность ученых педагогического института/университета. Отметим творческие конкурсные работы, посвященные жизни и педагогическому служению выдающихся ученых: математика И.Р. Брай-цева, лингвистов Н.М. Каринского и И.А. Калинина, астронома В.В. Радзиевского. Работы поисковых исследовательских групп (школы №27 и №149 г. Нижнего Новгорода) получили апробацию на конференции, приуроченной к 100-летию НГПУ и проведенной кафедрой общей педагогики.

На рубеже нового столетия в истории Нижегородского государственного педагогического университета музей продолжает активное сотрудничество с преподавателями, студентами, школьниками города в различных областях исследовательской и педагогической деятельности.

Литература

1. Цит по: В.В. Ниякий. Музей семьи Ульяно-

вых в Горьковском государственном педагогическом институте (путеводитель). Горький, 1988. С. 5.

2. Розановская энциклопедия / Сост. и гл.

ред. А.Н. Николюкин. - М.: ОССПЭН, 2008.

3. Нижегородский педагогический. Страни-

цы истории. Н. Новгород, 2001.

4. Нижегородская школа XVIII - начала XX

века: Очерки истории образования. Н. Новгород, 2003.

DZYUBA E. THE MUSEUM OF NNSPU HISTORY AS A SPECIAL EDUCATIONAL AREA

The article analyses the role of the university history museum as a special educational area. Using the example of the conception development of NNSPU museum and its modern state the article evaluates the pedagogical opportunities of the museum from the point of view of the modern competence approach to training teachers.

Keywords: history museum, educational type of museum, museum education, cultural and educational area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.