УДК 070.447; 37.013
DOI 10.52575/2712-7451 -2023 -42-3 -410-421
СМИ о «перекрестках культуры»: слово и музыка
1 Глушкова В.Г., 2 Полонский А.В. , 3 Зарицкий В.Д., 3Андриевская Г.П.
1 Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия, 308023, г. Белгород, ул. Садовая, 116а [email protected]; 2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; 3 Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, 308033, г. Белгород, ул. Королева, д. 7
Аннотация. В современном обществе ключевым каналом распространения культурных смыслов -знаний, ценностей, норм и правил - являются средства массовой информации. Предметом аналитического разбора в статье является российская периодическая печать последнего десятилетия в аспекте репрезентации на ее страницах проблематики, связанной с публичным диалогом о сопряжении в культуре слова и музыки как важнейших способов духовно-мировоззренческого освоения человеком социального пространства, как ключевых культурно-коммуникативных кодов, обеспечивающих в обществе полиформатный ценностно-смысловой диалог. Проведенный анализ широкого корпуса разножанровых публикаций в современных российских СМИ позволяет сделать вывод о том, что проблематика сопряжения слова и музыки находится в поле зрения журналистского сообщества, однако она, имея особую культурную значимость, не становится предметом развернутого, обращенного к широким аудиториям аналитико-критического комментария и научно-популярного диалога.
Ключевые слова: российские СМИ, культура, слово, музыка, диалог, поэтика взаимодействия
Для цитирования: Глушкова В.Г., Полонский А.В., Зарицкий В.Д., Андриевская Г.П. 2023. СМИ о «перекрестках культуры»: слово и музыка. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3):
410-421. DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-3-410-421
Mass Media About "Crossroads of Culture": Word and Music
Abstarct. Culture is the spiritual basis of man and society. In modern society, the key channel for the dissemination of cultural meanings - knowledge, values, norms and rules - are the media. "Scanning" the current contexts of social life and extracting information from them, providing the necessary information exchange in society and an actual value-semantic dialogue, broadcasting the meanings, opinions and ideas formulated by different social audiences, the media model the cultural status of a person, determine the
1
1 Valentina G. Glushkova, 2Andrey V. Polonskiy © , 3 Vladimir D. Zaritskiy, 3 Galina P. Andriyevskaya
1 Belgorod University of Cooperation, Economics & Law, 116 a, Sadovaya St, Belgorod 308023, Russia valentina.glushkova@gmail .com;
2 Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod 308015, Russia;
3 Belgorod State University of Arts and Culture, 7 Koroleva St, Belgorod 308033, Russia
3
2
© Глушкова В.Г., Полонский А.В., Зарицкий В.Д., Андриевская Г.П., 2023 410
manner of his life, strategies for understanding past experience and designing the future. The media is consonant with the time, with all its successes and problems, a document in which the words and judgments of different people, different subjects are read, including in the common national-cultural space their unique experience of intellectual and evaluative comprehension of various issues and circumstances of life. The subject of the analytical analysis in the article is the Russian periodical press of the last decade in the aspect of the representation on its pages of issues related to public dialogue about the conjugation of words and music in culture as the most important ways of spiritual and ideological development of social space by a person, as key cultural and communicative codes that provide a multi-format value and semantic dialogue in society. The analysis of a wide body of multi-genre publications in the modern Russian media allows us to conclude that the problems of the conjugation of words and music are in the field of vision of the journalistic community, however, having a special cultural significance, it is not included as one of the mandatory semantic elements in a broad public discussion, does not become the subject of a detailed, broad-based audiences of analytical and critical commentary and popular science dialogue.
Keywords: Russian mass media, culture, word, music, dialogue, poetics of interaction
For citation: Glushkova V.G., Polonskiy A.V., Zaritskiy V.D., Andriyevskaya G.P. 2023. Mass Media About "Crossroads of Culture": Word and Music. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(3): 410-421 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-3-410-421
Введение
Культура - духовный базис человека и общества, совокупность знаний, нравственных смыслов и ценностей. Как говорил Д.С. Лихачев, культура - это «огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией» [Лихачёв, 2006, с. 94]. В современном обществе ключевым каналом распространения культурных смыслов являются средства массовой информации. «Сканируя» текущие контексты социального бытия и извлекая из них информацию, обеспечивая в обществе необходимый информационный обмен и актуальный ценностно-смысловой диалог, транслируя сформулированные разными социальными аудиториями значения, мнения и идеи, средства массовой информации моделируют культурный статус человека, определяют манеру его жизни, стратегии осмысления прошлого опыта и конструирования будущего. СМИ стали той «культурно-смысловой средой, тем ключевым контекстом, где обретают свои культурно-идеологические формы все социальные процессы, где получают содержательную разработку все формы социальной мысли, где вызревает переживаемое и закрепляемое в сознании людей в виде поведенческих и нравственно -эстетических эталонов знание о мире, о текущей жизни и о самом себе» [Полонский, 2018, с. 188].
СМИ - это созвучный времени, со всеми его успехами и вызовами, документ, в котором прочитываются слова и суждения разных людей, разных социальных субъектов, включающих в национально-культурное пространство свой уникальный опыт интеллектуального и оценочного осмысления самых разных вопросов и обстоятельств жизни. Вовлечение при помощи средств массовой информации широких аудиторий в публичный диалог о культуре, расширение способности человека видеть и понимать ключевые процессы культуры, особенности ее содержательных форм в их сущностных проявлениях и пересечениях, является важнейшей просветительской задачей общества, которая требует постоянного исследовательского внимания и осмысления.
Цель нашего исследования - рассмотреть особенности разворачиваемого в российских СМИ диалога о «слове и музыке», о тех «перекрестках культуры», знание и понимание которых необходимо широким аудиториям.
Актуальность обращения к предметной сфере «СМИ о диалоге слова и музыки» обусловлена тем, что она непосредственным образом связана с усиливающимся вниманием
в обществе к вопросам культуры и духовно-мировоззренческому поиску фундаментальных парадигм жизни, обеспечивающих гармоничное развитие человека и общества. Современный человек должен быть «культурно грамотным», должен понимать процессы, которые определяют особенности его стиля жизни, мысли и чувства, должен уметь «читать» культурные коды и содержательно интерпретировать их взаимодействие, их пересечение, понимать полимодальное художественно-эстетическое пространство культуры и его образы, совмещающие разные режимы их восприятия. «Современный же человек, - как заметил выдающийся австрийский дирижёр и хормейстер, философ и музыковед Н. Арнонкур, - как правило, больше интересуется автомобилями или самолетами, чем какими-то скрипками, куда большее значение придает схеме электронного устройства, чем симфонии. Тем не менее цена, которую платим за теперешние удобства, высоковата: безрассудно пренебрегаем интенсивностью жизни ради комфорта, забывая о существовании ценностей, потеря которых необратима» [Арнонкур, 2009, с. 2].
Способность к оценочно-смысловому прочтению разных фактов культуры в их взаимосвязи и взаимопереходах является важнейшим компонентом культурной компетенции человека, которая формируется в значительной степени в контексте широкого мировоззренческого диалога, разворачиваемого в средствах массовой информации, поэтому аналитико-критический разбор мировоззренческих идей и ценностных смыслов, вынесенных на страницы СМИ, сегодня особенно значим. Как говорил В.Г. Белинский, «мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» [Белинский, 1957, с. 291-292]. Мы заинтересованно, с пристрастием «допрашиваем» и наше настоящее, чтобы сформировать объективное представление не только о нем, но и о будущем.
Объект и методы исследования
В фокусе аналитико-критического разбора в статье находится современная российская периодическая печать (газеты и журналы последнего десятилетия) в аспекте репрезентации на ее страницах проблематики, связанной с публичным диалогом о сопряжении в культуре слова и музыки как важнейших способов духовно-мировоззренческого освоения человеком социального пространства, как ключевых культурно-коммуникативных кодов, обеспечивающих в обществе полиформатный ценностно-смысловой диалог.
Эмпирическую базу исследования сформировали разножанровые публикации в период 2011-2023 гг. в российской периодике: (1) в литературно-художественных, критико-публицистических и научно-популярных изданиях, в которых освещаются и анализируются разные аспекты культурной жизни общества (среди них такие газеты и журналы, как «Культура», «Музыкальная жизнь», «Оркестр», «Литературная газета», «Книжное обозрение», «Литературная Россия», «Российский писатель», «Искусство кино», «Новая юность», «Наш современник», «Слово», «Нева» и некоторые другие), а также (2) в изданиях, ориентированных на освещение широкой общественно-политической проблематики, на информацию о важнейших событиях на международном, федеральном и региональном уровне, предназначенную всем слоям общества, большинству профессиональных и возрастных групп читателей, в том числе тех, кто живет в обстоятельствах интенсивного погружения в интернет-среду («Российская газета», «Известия», «Вечерняя Москва», «Огонекъ», «Комсомольская правда», «Фома», «Коммерсантъ», «Санкт-Петербургские ведомости», «Белгородские известия», «ОнОнас»).
Исследование осуществлено на основе сочетания описательно-аналитического метода с проблемно-тематическим и оценочно-смысловым анализом публикаций, что обеспечило получение как теоретической, так и практической информации, необходимой для раскрытия предметной сферы. Экспертно-теоретический анализ научных источников позволил определить степень актуальности в современном российском обществе вопросов культуры и пересечения ее содержательных форм.
«Перекрестки культуры»: слово и музыка
Проблемы взаимосвязи и взаимодействия в культуре слова и музыки как важнейших культурно-коммуникативных кодов, их взаимного притяжения и отталкивания, их взаимной поддержки и отрицания имеют долгую историю осмысления - научного, аналитико-критического и художественно-эстетического. В многообразных теоретических построениях, эстетических суждениях и художественных высказываниях относительно пересечений в культуре слова и музыки, их многоаспектного динамического диалога обнаруживается богатейший опыт творческой, аналитико-философской мысли, направленной на постижение «перекрестков культуры» и художественно-эстетических принципов жизни. Как отмечает Л.Г. Кайда, «интермедиальность как феномен взаимодействия в культуре разных кодов» восходит к «древности, как и самое естественное соприкосновение разных видов искусств. Мысли древних риторов о загадочных отношениях между словом и музыкой и сегодня являются животворными истоками новейших концепций, потому что живы корни вечного явления синтеза искусств» [Кайда, 2016, с. 7]. Осмысление диалога слова и музыки как важнейших кодов культуры имеет долгую традицию, которую формировали как те, кто из многообразия жизни создает эстетически выверенную и чувственно воспринимаемую реальность, то есть поэты, писатели, музыканты, так и те, для кого целью является изыскание истинного знания о действительности, - философы, критики и исследователи.
Немецкий поэт-гуманист, «романтик и бунтарь» Генрих Гейне, сделавший повседневный язык способным к поэтическому высказыванию, называл слово «певучим пламенем», которое может изменить мир, может придать ему другой образ, и утверждал при этом, что там, где слова утрачивают свою силу, начинается музыка, что музыка - это искусство, средствами которого «можно рассказать даже о том, чего не передать словами» [Metzner, 1992, p. 382]. В свою очередь Клод Дебюсси, французский музыкант, отличавшийся, как известно, способностью не только глубоко чувствовать фактуру музыкального текста, но и создавать при помощи звуковых художественных образов непередаваемое словом «настроение в цвете», утверждал, что музыка «ближе всего к природе» и что она обладает возможностью отразить «всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию» [Дебюсси, 1964, с. 223].
Писатель и философ, критик и музыкант В.Ф. Одоевский, без которого «невозможно исчерпывающим образом представить себе историю русской культуры» и вклад которого в литературную и музыкальную сферы является по истине фундаментальным [Перси, 2003, с. 78], утверждал, что музыка способна передавать более тонкие, более глубокие чувства, чем обычные слова, которые можно собрать в словарь, музыкальные же значения свести в словарь невозможно [Одоевский, 1956]. А.С. Даргомыжский, русский композитор, автор «Русалочки» и «Каменного гостя», человек, на которого огромное влияние оказала литература, участник литературно-музыкальных вечеров в салоне князя Владимира Одоевского, в одном из своих писем следующим образом определил ключевой для себя принцип творчества: «Я не намерен низводить... музыку до забавы. Хочу, чтобы звук выражал слово. Хочу правды» [Даргомыжский, 1922, с. 55]. М.П. Мусоргский, композитор, в творчестве которого выразительно звучат интонации разговорного русского слова, один из самых ярких новаторов в русской музыкальной культуре XIX века, утверждал, что «музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех её тончайших изгибах, т.е. звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой» [Мусоргский, 1971, с. 142].
Аналитико-критическое осмысление разных аспектов пересечения слова и музыки нашло свое отражение в широчайшем круге научных работ и эстетико-философских эссе как отечественных, так и зарубежных авторов [Eco, 1964; Scher, 1984; Степанова, 1999;
Махлина, 2000; Михайлов, 2002; Wolf, 2002; Перси, 2003; Арнонкур, 2009; Динилина, 2008; Стародубцев, 2009; Omigie, 2015; Кайда, 2016; Чигарева, 2017; Margulis et al., 2017; Ковалевский, 2019] и др. U. Eco в частности, отмечал естественность сопряжения слова и музыки как важнейших кодов культуры, двух способов одухотворения действительности [Eco, 1964, p. 205-206]. На «структурную интерференции этих двух сфер деятельности человека» и на «естественную склонность музыки к "вторжению"» обращает внимание в своих исследованиях У. Перси, подчеркивая, что сферы слова и музыки, «невозможно изучать строго раздельно из-за их естественных взаимопересечений», однако «несмотря на близость этих двух сфер, их нельзя смешивать, так как изучение каждой требует достаточно специфической компетентности.. .У музыки <как и у слова> есть своя миссия» [Перси, 2003, с. 5, 207]. А.В. Михайлов, указывая на тончайшие связи между словом и музыкой, пишет: «Мы знаем, что настоящий смысл музыки непереводим на слова. И это все же не освобождает нас от необходимости все снова и снова подходить и подбираться к музыке со словами. Слово тоже уставлено на музыку...» [Михайлов, 2002, с. 10, 13].
В работах S.P. Scher выделяется несколько групп, объединенных по способу взаимодействия слова и музыки: 1) «симбиоз слова и музыки» как их динамическое соположение и созависимость (например, вокальная музыка - опера, оратории, кантаты, песни); 2) «литература в музыке», то есть музыкальные произведения, которые возникли под влиянием литературного текста и которые не включают в свою структуру словесный ряд, однако для того, чтобы быть понятыми своим аудиториям, требуют обязательного словесного комментария, в котором раскрывается содержание музыкального произведения; 3) «музыка в литературе», когда при помощи языковых средств (например, звукоподражательных слов) и совокупности стилистических приемов (фоники, ритма, паузы, акцентирования, интонации, тембра) осуществляется «приближение» к музыке» [Scher, 1984, p. 11].
Слово и музыка, несомненно, создают «собственные семантические пространства, в которых воплощаются не только интенции и мировоззренческие установки автора, его культура и стиль интеллектуального и эмоционального переживания действительности, не только национальная традиция и эпоха, которые определяют характер циркулирующих в обществе смыслов и идей. но и особенности коммуникативной технологии, особенности того медиума, того посредника, при помощи которого автор репрезентирует свое сознание, свой опыт жизни, свое мироощущение и миропонимание, свой стиль и вкус, свой мировоззренческий и эстетический выбор, однако в динамическом взаимодействии партий слова и музыки, в особенностях этого уникального в культуре "дуэта", обнаруживается многообразие способов духовного освоения мира человеком» [Полонский, 2019, с. 45].
Проблематика «СМИ о диалоге слова и музыки», к которой давно обращено экспертное сообщество, находит также свое воплощение в сфере СМИ в формате просветительской дискуссии, нацеленной на формирование культурной компетенции современного человека.
СМИ о диалоге слова и музыки
Анализ публикаций показал, что в современных российских СМИ в рамках проблематики «СМИ о диалоге слова и музыки» основное внимание уделяется прежде всего вопросам культуры как поликодового способа воспринимать мир и говорить о нем, а также специфике творчества - словесного и музыкального - как проявления в разных содержательных, хотя и взаимосвязанных формах духовного освоения мира человеком. Анализируемая проблематика не случайно особенно широко представлена в изданиях, ориентированных на специалистов, а также на тех, для кого сфера культуры является значимой в профессиональном отношении, кто ориентирован на аналитико-критическое комментирование культурной жизни как в России, так и за ее пределами.
Авторами опубликованных материалов являются как статусные специалисты в сфере культуры и творчества (философы, культурологи, литературоведы, лингвисты,
музыковеды, арт-критики), чей профессионально-экспертный взгляд формирует высокий интеллектуальный уровень публичной дискуссии, так и журналисты, а также представители культурной и академической общественности, чьи интересы связаны с проблемами творчества и знакового посредничества в коммуникативных практиках человека.
В фокусе внимания российских СМИ оказываются важнейшие культурные события, такие, как книжные выставки, новинки художественной литературы, музыкальные и театральные постановки, кинопремьеры, а также жизнь и деятельность выдающихся музыкантов, писателей и поэтов, мастеров исполнительского искусства, творческий опыт которых заслуживает общественного осмысления.
На страницах российских СМИ широко представлены материалы, посвященные размышлениям относительно сущности искусства и его роли в жизни общества, относительно выразительных возможностей слова и музыки, их коммуникативного потенциала. Среди широко корпуса примеров приведем следующие публикации: З. Курбатова «Искусство требует стен» [Курбатова, 2017], С.И. Новичкова «Музыка не знает границ» [Новичкова, 2016], С. Ходнев «Из чего состоит опера» [Ходнев, 2018], А. Митрофанова «Музыку, как и веру, нельзя просчитать» [Фома, 2017] и др. Интересна также публикация Светланы Пасынковой «Леонид Половинкин: штрихи к портрету композитора» в журнале «Музыкальная академия», одном из ведущих в России музыковедческих изданий. Автор этого творческо-биографического портрета, говоря о талантливом музыканте первой половины ХХ века Л.А. Половинкине, приводит его слова, в которых отражается его видение особенностей музыкального искусства: «Заражение + удивление - это два психологических результата (почти всегда суммированных), кот[орые] достигаются всякой музыкой» [Пасынкова, 2019].
Авторитетный в мире культуры и искусства критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь» свою ключевую задачу видит в эстетическом воспитании человека, в формировании у него багажа знаний, который сегодня необходим для понимания процессов, происходящих в культуре и в сфере музыкального творчества. Журнал нацелен на серьезный, осмысленный в ценностном отношении разговор о музыке, ее специфике и ее истории, представленной в том числе именами известных и только начинающих музыкантов - композиторов, дирижеров и солистов, о текущей художественно-музыкальной жизни в России и за рубежом, в столицах и регионах. «В Симфоническом оркестре Северо-Кавказской филармонии имени В. И. Сафонова - новый главный дирижер. Им стал известный российский виолончелист и дирижер Николай Шугаев, в прошлом окончивший Московскую консерваторию... Он также имеет диплом солиста в консерватории della Svizzera Italiano (Лугано)»» [Кривицкая, 2023].
В журнале «Музыкальная жизнь» публикуются материалы, посвященные художественной литературе, живописи, театру, опере, в которых акцентируется внимание на жанровом взаимодействии, на взаимосвязи музыки и слова, что позволяет осмыслить полимодальное пространство культуры. Прежде всего это прочитывается в публикациях, посвященных профессиональному разбору произведений оперного или музыкально-песенного искусства, специфика которых определяется соединением в единое целое слова, музыки и сценического действа. В качестве примера приведем рецензию «Вальс для Лары», подготовленную журналистом, музыкальным критиком Ольгой Русановой на премьеру в Концертном зале Мариинского театра оперы Давида Кривицкого «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака [Русанова, 2019].
Одной из важнейших дискуссионных площадок для тех, кому важен собственный поиск ответов на вопросы о культуре, о ее кодах и практиках, остается верная своей просветительской традиции «Литературная газета». Целью дискуссий, разворачиваемых на ее страницах, является формирование у человека и общества в целом установки на необходимость расширения своего культурного кругозора, углубления опыта интеллектуального и эмоционального переживания действительности, понимания разных
способов ее раскрытия. Показательна в этом аспекте передовая статья «Год словесности, а не словес», в которой говорится о роли слова: «Мы неслучайно поместили на первой полосе ёлку, сложенную из книг. 2015-й объявлен Годом литературы, годом слова, годом книги. Наша страна вступает в Новый год в непростое время. Нам предстоит многое сделать, многое преодолеть, многое изменить, чтобы остаться страной Пушкина, Толстого, Чехова, Шолохова. И это хорошо, что трудный 2015-й - год словесности. Главное, чтоб он не стал годом пустых словес» [Год словесности., 2014]. Назовем также публикацию Юрия Данилина «Музыка всегда автопортрет»: «Каждый звук и аккорд - как мазок кисти на импрессионистском полотне, а секундные паузы - поэтический фон, глубокий и впечатляющий» [Данилин, 2016].
На страницах российских СМИ находит свое отражение и проблематика «культурных перекрестков», в частности пересечения двух важнейших кодов культуры - слова и музыки. Знаковым, как нам кажется, примером является публикация под названием «Слово в музыку вернется» в «Литературной газете», рассказывающая о Собиновском музыкальном фестивале в Саратове и прошедшем в его рамках Всероссийском конкурсе поэтических работ «Музыка слова» [Головач, 2007].
Материалы, в которых звучат идеи «синтеза различных искусств» [Кайда, 2016, с. 11], находим также в таких журналах, как «Искусство кино» и «Театр». Так, Антон Хитров, журналист и театральный критик, в свой публикации «Шесть песен о разном», размышляя о театре и о роли в нем музыки, замечает, что «в театре... по определению не просто музыка, а музыка плюс что-то еще» [Хитров, 2014]. В журнале «Искусство кино» Дарья Тарасова в публикации «Мастер подземного пения: Музыкальная карьера Джима Джармуша», говоря о кинематографических достоинствах и встроенном в художественное полотно музыкально-песенном ряде фильма «Мертвые не умирают», вспоминает слова голландского композитора и лютниста Йозефа ван Виссема относительно творческой манеры режиссера фильма Джима Джармуша: «Когда он пишет сценарии к фильмам... в этот момент в голове у него звучит музыка, - и ее тональность влияет на сценарий больше, чем что бы то ни было» [Тарасова, 2019].
На страницах «Литературной газеты» в публикации «Слова и музыка Сергея Прокофьева» своими размышлениями делится известный писатель и музыковед Мария Залесская: «Есть такое понятие - музыкальный писатель. Не только музыковеды-теоретики, но и многие композиторы обращались к художественному слову, сами сочиняли либретто для своих опер, занимались музыкальной критикой, писали даже целые философские трактаты. Но в подавляющем большинстве на первый план они всегда ставили музыку. Так, к примеру, Моцарт настаивал на том, что для него как для композитора "поэзия - послушная дочь музыки"... Прокофьев чувствовал музыку как литературу, а литературу - как музыку»» [Залесская, 2021].
Значительный корпус публикаций в российской печати посвящен разнообразным формам песенного творчества, в котором, как известно, слово и музыка оказываются во взаимной обусловленности, в диалоге друг с другом создавая единое смысловое пространство. В качестве примера назовем публикации О. Муштаевой «Звон души моей -частушка» [Муштаева, 2012] и М. Захарчука «Мы довоевываем в своих песнях» [Захарчук, 2018].
О диалоге слова и музыки, к которому обращаются периодические издания, свидетельствуют и представленные в публикациях метафоры, такие, например, как «музыка слова», «музыка поэзии», «поэзия звука», «поэзия музыки». Пример такой метафоры находим, в частности, в статье Л. Тарасова «Тихая музыка слов». Автор говорит о «музыке слов», рассуждая об особенностях стиля поэтессы: «Самое же главное, что остались стихи, которые ещё ждут своих исследователей, что есть родственники, издающие книги Надежды Болтянской, что есть, наконец, читатели, которым ещё
предстоит познакомиться с творчеством пока не очень известного, но замечательного и, вне всяких сомнений, значительного поэта. И со временем тихая музыка слов обязательно зазвучит» [Тарасова, 2017].
Таким образом, проблематика «диалог слова и музыки» представлена на страницах российских СМИ, однако она не всегда получает развернутое историко-эстетическое осмысление. В СМИ, на наш взгляд, все же не хватает развернутых аналитико-критических и публицистических материалов, комментирующих эффект соотнесенности и сонастроенности двух ключевых кодов культуры - слова и музыки, -при всей культурологической значимости этой практики. СМИ фокусируют свое внимание на специфике самого творчества - словесного или музыкального, возникающего в процессе художественно-эстетической переработки многообразного интеллектуального и эмоционального опыта общества и представленного в своих разных художественных формах.
Выводы
Проведенный анализ корпуса разножанровых публикаций в современной российской прессе позволяет сделать вывод о том, важнейшим направлением для российских СМИ становится осмысление культуры как духовного базиса человека и общества, а также освещение культурной панорамы жизни во всем многообразии ее содержательных форм. Проблематика «диалог слова и музыки» также оказывается в поле зрения СМИ, однако она, имея особую культурную значимость, не включается в широкую публичную дискуссию в качестве одного из обязательных смысловых элементов, не становится предметом развернутого, обращенного к широким аудиториям аналитико-критического комментария и научно-популярного диалога.
Заметим, что проблематика диалога слова и музыки, проблематика «перекрестков культур» имеет не только теоретическое значение, но и важное социальное звучание, связанное с формированием культурной компетенции человека, однако развернутых научно-популярных или аналитико-критических материалов, комментирующих в СМИ для широкой аудитории эстетический эффект синтеза слова и музыки в культуре все же сегодня не хватает. Взаимопересечение слова и музыки пока остается вне фокуса активного внимания СМИ, хотя именно при их заинтересованном посредничестве сегодня общество в открытой, публичной дискуссии определяет свой духовный путь. «Будущее не только предсказуемо, но и моделируемо, нужно только включить в социальный проект решение задачи» [Глушкова, 2008, с. 177], связанной с формированием способности человека к пониманию усложняющейся действительности, к осознанию художественно-эстетического опыта своей жизни, мысли и души.
Научные и философско-культурологические дискуссии, к которым обращаются специалисты, исследователи в процессе осмысления многообразных «соприкосновений» слова и музыки, ждут своего «перевода» в развернутый публичный диалог на страницах СМИ, поскольку в понимании механизмов этого взаимодействия заинтересованы не только представители экспертного знания, но и широкие круги населения, общество в целом, которое не может быть равнодушным к эстетическому выбору человека и его духовной способности к пониманию и эмоциональному переживанию художественного произведения.
Список источников
Арнонкур Н. 2009. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки. Пер. с нем.
И. Приходько. Харьков, 101 с. (Harnoncourt N. 1982. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen
Musikverstandnis, Essays und Vortrag. Salzburg, Residenz Verlag, 282 s.)
Белинский В.Г. 1957. Избранные философские сочинения. Т. 2. Москва, Объединение
государственных книжно-журнальных издательств, 594 с. Год словесности, а не словес. 2014. Литературная Газета, 30 декабря 2014, № 51-52 (6492). URL:
https://pub.wikireading.ru/166169 Головач Н. 2007. Слово в музыку вернется. Литературная Газета, 1 января 2007. URL:
https://www.lgz.ru/article/slovo-v-muzyku-vernyetsya/ Данилин Ю. 2016. Музыка всегда автопортрет ... Литературная газета, 11 февраля 2016. URL:
https://www.lgz.ru/article/-6-6541-11 -02-2016/muzyka-vsegda-avtoportret/ Даргомыжский А.С. 1922. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Под ред.
Н. Финдейзена. Пг., Гос. академическая филармония, 202 с. Дебюсси К.А. 1964. Статьи. Рецензии. Беседы. Пер. с франц. А. Бушен. Под ред. Ю. Кремлева. Москва, Музыка, 277 с.
Залесская М. 2021. Слова и музыка Сергея Прокофьева. Литературная газета, 21 апреля 2021. URL:
https://zotych7.nvej ournal.com/2580048.html Захарчук М. 2018. Мы довоевываем в своих песнях. Литературная газета, №3-4 (6628), 24 января
2018. URL: https://lgz.ru/article/my-dovoyevyvaem-v-svoikh-pesnyakh/ Кривицкая Е. 2023. Николай Шугаев: Живу между севером и югом. Музыкальная жизнь, 2 (782).
URL: https://muzlifemagazine.ru/nikolay-shugaev-zhivu-mezhdu-severom-i-yug/ Курбатова З. 2017. Искусство требует стен. Огонек, 16 октября 2017, № 41, с. 34. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3434177 Лихачёв Д.С. 2006. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. Под ред. Д.Н. Бакуна. М.,
Российский Фонд Культуры, 336 с. Митрофанова А. 2017. Дмитрий Коган: Музыку, как и веру, невозможно просчитать. Фома, 7 октября 2017, № 12. URL: https://foma.ru/dmitriy-kogan-muzyiku-kak-i-veru-nevozmozhno-proschitat.html
Мусоргский М.П. 1971. Литературное наследие: письма, биографические материалы и документы.
Под ред. М.С. Пеклиса. М., Музыка, 359 с. Муштаева О. 2012. Звон души моей - частушка. Белгородские известия, 15 мая 2012. URL:
https://belwesti.ru/15.5.12-13846.html Новичкова С.И. 2016. Музыка не знает границ. Литературная газета, 5 октября 2016, № 39. URL:
https://lgz.ru/article/-39-6569-5-10-2016/muzyka-ne-znaet-granits/ Одоевский В.Ф. 1956. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов. В кн.: В.Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. Под ред. Г.Б. Бернандта. М., Государственное музыкальное издательство: 346-368. Пасынкова С. 2019. Леонид Половинкин: штрихи к портрету композитора. Музыкальная академия,
4(768). URL: https://mus.academy/articles/leonid-polovinkin-shtrikhi-k-portretu-kompozitora Русанова О. 2019. Вальс для Лары. Музыкальная жизнь, 28 февраля 2019. URL:
https://muzlifemagazine.ru/vals-dlya-lary/ Тарасова Д. 2023. Мастер подземного пения: Музыкальная карьера Джима Джармуша. Искусство кино, 22 января 2023. URL: https://kinoart.ru/cards/master-podzemnogo-penya-muzykalnaya-kariera-dzhima-dzharmusha Тарасова Л.И. 2017. Тихая музыка слов. Литературная газета, 22 февраля 2017, № 7 (6587). URL:
http:// lgz.ru/article/ (дата обращения: 15.01.2021). Хитров А. 2014. Шесть песен о разном. Театръ, 25 июня 2014. URL: https://oteatre .info/shest-pesen-o-nbsp-raznom/
Ходнев С. 2018. Из чего состоит опера. Weekend, 28 сентября 2018, № 33, с. 28. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3750287 Metzner G. 1992. Heine in der Musik: Bibliographie der Heine-Vertonungen. 12 Bände. B. 9: Heine in der Musik: Werke, A-D. Schneider, Tutzing.
Список литературы
Глушкова В.Г. 2008. Деловые отношения: русский этнокультурный идеал. Белгород, Кооперативное образование, 208 с.
Данилина Г.И. 2008. Слово и музыка: новый взгляд на «соблазн сравнения». В кн.: Слово и музыка. Материалы научных конференций памяти А.В. Михайлова (Москва, 1 января - 31 декабря
2008 г.). Под ред. Е.И. Чигаревой, Е.М. Царевой, Д.Р. Петрова. М., Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского: 262-267.
Кайда Л.Г. 2016. Эстетический императив интермедиального текста. Лингвофилософская концепция композиционной поэтики. М., Флинта, Наука, 128 с.
Ковалевский Г.В. 2019. «Пиковая дама» П.И. Чайковского на либретто М.И. Чайковского: к проблеме взаимодействия музыки и слова в художественной концепции целого. Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2: 356-364. DOI: 10.25991/VRHGA. 2019.20.3.034
Махлина С.Т. 2000. В. Ф. Одоевский о языке музыки. В кн.: Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 27-28 июля 2000 г.). Под ред. Т.В. Артемьевой, М.И. Микешина. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Центр истории идей: 102-110.
Михайлов А.В. 1995. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А.Н. Скрябина. В кн.: Нижегородский скрябинский альманах. Под ред. Т.Н. Левой. Нижний Новгород, Нижегородская ярмарка: 118-149.
Перси У. 2003. «Не пой, красавица, при мне.»: культурная территория русского романтизма. Пер. с итал. У. Перси, Я. Токарева. Под ред. А. Полонского. М., Аграф, 336 с.
Полонский А.В. 2018. Медиалект: язык в контексте медийной культуры. Современный дискурс-анализ, 3-1 (20): 189-198.
Полонский А.В. 2019. Текстовая парадигма современности. Рукопись. Белгород, 204 с.
Полонский А.В., Андриевская Г.П. 2014. Музыкальный текст и становление языка его описания в русской культуре. Наука. Искусство. Культура, 4 (4): 18-23.
Стародубцев В.В. 2009. Слово и музыка. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 3: 93-102.
Степанова И.В. 1999. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. Москва, Изд-во «Московская консерватория», 288 с.
Eco U. 1964. La musica e la macchina. In.: Eco U. Apocalittici e integrati: comunicazioni di massa e teorie della cultura di massa. Milano, Casa Editrice Valentino Bompiani: 205-206.
Margulis E.H., Levine W.H., Simchy-Gross R., Kroger C. 2017. Expressive intent, ambiguity, and aesthetic experiences of music and poetry. PLoS One, 12(7): e0179145. DOI: 10.1371/journal.pone.0179145
Omigie D. 2015. Music and literature: are there shared empathy and predictive mechanisms underlying their affective impact? Frontiers in Psychology, 6. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01250.
Scher S.P. 1984. Einleitung: Literatur und Musik Entwicklung und Stand der Forschung. In: Literatur und Musik: Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes. Ed. S.P. Scher. Berlin, E. Schmidt: 9-26.
Wolf W. 2002. Intermediality Revisited Reflections on Word and Music Relations in the Context of a General Typology of Intermediality. In: Bernhart W. Word and Music: Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage (Word and Music Studies 4). Eds. S. Aspden, S. M. Lodato. Amsterdam-N.Y., Rodopi: 13-34.
References
Glushkova V.G. 2008. Delovye otnosheniya: russkiy etnokul'turnyy ideal [Delivery offer: Russian ethnocultural ideal]. Belgorod, Publ. Kooperativnoe obrazovanie, 208 p.
Danilina G.I. 2008. Slovo i muzyka: novyy vzglyad na «soblazn sravneniya» [Word and music: a new look at the "temptation of comparison"]. In: Slovo i muzyka [Word and music]. Materials of scientific conferences in memory of A.V. Mikhailova (Moscow, January 1 - December 31, 2008). Eds. E.I. Chigareva, E.M. Tsareva, D.R. Petrov. M., Publ. Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. P.I. Chaykovskogo: 262-267.
Kayda L.G. 2016. Esteticheskiy imperativ intermedial'nogo teksta. Lingvofilosofskaya kontseptsiya kompozitsionnoy poetiki [Aesthetic imperative of intermedial text. Linguistic and philosophical concept of compositional poetics]. Moscow, Publ. Flinta, Nauka, 128 p.
Kovalevskiy G.V. 2019. Ludwig van Beethoven and his oeuvre in the perception of Pyotr Ilyich Tchaikovsky. Review of the russian christian academy for the humanities, 2: 356-364 (in Russian). DOI: 10.25991/VRHGA.2019.20.3.034
Makhlina S. T. 2000. V.F. Odoevskiy o yazyke muzyki [V.F. Odoevsky about the language of music]. In: Rossiyskaya utopiya epokhi Prosveshcheniya i traditsii mirovogo utopizma [Russian utopia of the
Enlightenment and the traditions of world utopianism]. Proceedings of the international conference, (St. Petersburg, July 27-28, 2000). Eds. T.V. Artem'eva, M.I. Mikeshin. Filosofskiy vek: Almanac, 13. St. Petersburg, Publ. Sankt-Peterburgskiy Tsentr istorii idey: 102-110.
Mikhaylov A.V. 1995. Ob oboznacheniyakh i naimenovaniyakh v notnykh zapisyakh A.N. Skryabina [On designations and names in musical notations by A.N. Scriabin]. In: Nizhegorodskiy skryabinskiy al'manakh [Nizhny Novgorod Scriabin almanac]. Ed. T.N. Levaya. Nizhniy Novgorod, Publ. Nizhegorodskaya yarmarka: 118-149.
Persi U. 2003. «Ne poy, krasavitsa, pri mne...»: kul'tumaya territoriya russkogo romantizma ["Don't sing, beauty, in front of me...": the cultural territory of Russian romanticism]. Per. from Italian U. Percy, Ya. Tokarev. Ed. A. Polonsky. Moscow, Publ. Agraf, 336 p.
Polonskiy A.V. 2018. Medialect: language in the context of media culture. Sovremennyy diskurs-analiz, 3-1(20): 189-198.
Polonskiy A.V. 2019. Tekstovaya paradigma sovremennosti [Textual paradigm of modernity]. Manuscript. Belgorod, 204 p.
Polonskiy A.V., Andriyevskaya G.A. 2014. Music text and formation of language its description in the russian culture. Science. Arts. Culture, 4(4): 18-23 (in Russian).
Starodubtsev V.V. 2009. The word and music. Moscow University Bulletin. Series 7: Philosophy, 3: 93-102 (in Russian).
Stepanova I.V. 1999. Slovo i muzyka. Dialektika semanticheskikh svyazey [Word and music. Dialectics of semantic connections]. Moscow, Publ. Moskovskaya konservatoriya, 288 p.
Chigareva E.I. 2017. A.V. Mikhaylov and the issue of the word and music. Bulletin of Kemerovo state university of culture and arts, 38: 90-97 (in Russian).
Eco U. 1964. La musica e la macchina [Music and the machine]. In: Eco U. Apocalittici e integrati: comunicazioni di massa e teorie della cultura di massa [Apocalyptic and integrated: mass communications and theories of mass culture]. Milan, Publ. Valentino Bompiani: 205-206.
Margulis E.H., Levine W.H., Simchy-Gross R., Kroger C. 2017. Expressive intent, ambiguity, and aesthetic experiences of music and poetry. PLoS One, 12(7): e0179145. DOI: 10.1371/journal.pone.0179145.
Omigie D. 2015. Music and literature: are there shared empathy and predictive mechanisms underlying their affective impact? Frontiers in Psychology, 6. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01250.
Scher S.P. 1984. Einleitung: Literatur und Musik Entwicklung und Stand der Forschung [Introduction: Literature and music development and status of research]. In: Literatur und Musik: Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes [Literature and Music: A handbook on the theory and practice of a comparative border area]. Ed. S.P. Scher. Berlin, Publ. E. Schmidt: 9-26.
Wolf W. 2002. Intermediality Revisited Reflections on Word and Music Relations in the Context of a General Typology of Intermediality. In: Bernhart W. Word and Music: Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage (Word and Music Studies 4). Eds. S. Aspden, S. M. Lodato. Amsterdam-N.Y., Rodopi: 13-34.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось.
Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 24.06.2023 Received June 24, 2023
Поступила после рецензирования 06.09.2023 Revised September 06, 2023
Принята к публикации 10.09.2023 Accepted September 10, 2023
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Глушкова Валентина Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и деловых коммуникаций, Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород, Россия.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Valentina G. Glushkova, Candidate of Philology, Associate Professor, Head of the Department of Russian Language and Business Communications, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia.
Полонский Андрей Васильевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики института общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия.
ОЯСЮ: 0000-0002-2678-6203
Зарицкий Владимир Денисович, профессор, заведующий кафедрой оркестровых инструментов, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия.
Андриевская Галина Петровна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры вокально-хорового искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия.
Andrey V. Polonskiy, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Journalism Department of the Institute of Social Sciences and Mass Communications, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia.
<&ORCID: 0000-0002-2678-6203
Vladimir D. Zaritskiy, Professor, Head of the Department of Orchestral Instruments of Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russia.
Galina P. Andriyevskaya, Candidate of Art History, lecturer of the Department of Vocal and Choral Art of Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russia.