Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА "СЛОВО И МУЗЫКА" В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И МУЗЫКОВЕДЕНИИ (К 25-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ А. В. МИХАЙЛОВА)'

ПРОБЛЕМА "СЛОВО И МУЗЫКА" В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И МУЗЫКОВЕДЕНИИ (К 25-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ А. В. МИХАЙЛОВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО И МУЗЫКА / АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ МИХАЙЛОВ / НОВЫЕ ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕРБАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО НАЧАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мельникова Е. В.

Статья посвящена новым аспектам изучения традиционной для музыкознания проблемы «слово и музыка», которые, с одной стороны, инициированы самим творчеством современных композиторов, с другой - всплеском интереса к данной проблематике благодаря, во многом, научной деятельности А. В. Михайлова и его комплексному подходу в изучении данного вопроса. Совместная конференция филологов и музыковедов, организованная Михайловым в 1993 году, где учёным был сделан доклад «Слово и музыка: музыка как событие в истории слова», стала новым этапом в разработке этой весьма актуальной проблематики. Одно из её направлений - новые виды взаимодействия вербального и музыкального начал. На основе анализа самой современной музыковедческой литературы автором статьи обосновывается перспективность разработки этой научной темы и необходимость теоретических обобщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF “WORD AND MUSIC” IN CONTEMPORARY MUSICAL ART AND MUSICOLOGY (ON THE 25TH ANNIVERSARY OF THE DEATH OF A.V. MIKHAILOV)

The article is devoted to new aspects of the study of the traditional for musicology problem of “word and music”, which, on the one hand, were initiated by the very work of contemporary composers, on the other hand, - a surge of interest in this topic due, in many respects, to the scientific activities of A. V. Mikhailov and his comprehensive approach to studying this issue. The joint conference of philologists and musicologists, organized by Mikhailov in 1993, where the scientist made a report: “Word and music: music as an event in the history of the word”, became a new stage in the development of this very topical issue. One of its directions is new types of interaction between verbal and musical principles. Based on the analysis of the most modern musicological literature, the author of the article substantiates the prospects for the development of this scientific topic and the need for theoretical generalizations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА "СЛОВО И МУЗЫКА" В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И МУЗЫКОВЕДЕНИИ (К 25-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ А. В. МИХАЙЛОВА)»

УДК 78.072.2(470):781(470)

Елена Владимировна Мельникова

Аспирант кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, руководитель литературно-музыкального отдела Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА «СЛОВО И МУЗЫКА» В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И МУЗЫКОВЕДЕНИИ (к 25-летию со дня смерти А. В. Михайлова)

Статья посвящена новым аспектам изучения традиционной для музыкознания проблемы «слово и музыка», которые, с одной стороны, инициированы самим творчеством современных композиторов, с другой - всплеском интереса к данной проблематике благодаря, во многом, научной деятельности А. В. Михайлова и его комплексному подходу в изучении данного вопроса. Совместная конференция филологов и музыковедов, организованная Михайловым в 1993 году, где учёным был сделан доклад «Слово и музыка: музыка как событие в истории слова», стала новым этапом в разработке этой весьма актуальной проблематики. Одно из её направлений - новые виды взаимодействия вербального и музыкального начал. На основе анализа самой современной музыковедческой литературы автором статьи обосновывается перспективность разработки этой научной темы и необходимость теоретических обобщений.

Ключевые слова: слово и музыка, Александр Викторович Михайлов, новые виды взаимодействия вербального и музыкального начал.

Для цитирования: Мельникова Е. В. Проблема «слово и музыка» в современном музыкальном искусстве и музыковедении (к 25-летию со дня смерти А. В. Михайлова) // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2020. - Вып. 23. - С. 25-30.

Александр Викторович Михайлов - универсальный учёный, соединявший в своих исследованиях методологические принципы целого ряда гуманитарных наук: филологии, лингвистики, философии, искусствоведения, культурологии. Михайлов работал в Институте мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, возглавляя отдел комплексных теоретических проблем. В 1990 годы Александр Викторович читал лекции в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Он воспринимал музыку в широком культурном контексте. Подобный комплексный подход оказался чрезвычайно важен для музыковедения.

Особое место в сфере научных интересов Михайлова занимала проблема «слово и музыка». В 1993 году он организовал совместную конференцию филологов и музыковедов, где учёным был сделан доклад «Слово и музыка: музыка как событие в истории слова» [4]. Это во многом определило новый этап в разработке данной проблемы в современном музыкознании.

Ещё во второй половине XX века стало ясно, что традиционный подход к изучению вокальных сочинений, и шире, проблемы «слово и музыка», не может охватить всех тех новаторских явлений, экспериментов, которые представлены в творчестве современных композиторов. Поэтому новые ракурсы изучения проблемы «слово

и музыка», намеченные Михайловым (например, идея «умолчанного», «скраденного» слова и «умолчанной», «скрытой» музыки) стали на тот момент чрезвычайно перспективными для учёных.

Важно отметить, исследовательский интерес к проблематике «слово и музыка» в новейшем искусстве исходил зачастую не от музыковедов, а от самих композиторов, что было связано с поиском новой выразительности. О нетрадиционных формах взаимодействия слова и музыки, чаще по поводу собственного творчества, немало высказывались Л. Берио [14], Л. Ноно [16], В. Лютославский, К. Пендерецкий, С. Райх, М. Кагель [см. 15], Д. Лигети, К. Штокхаузен [17], С. Губайдулина, И. Соколов, Я. Судзиловский.

В современном композиторском творчестве указанная проблема приобретает новые аспекты, понятие «слово и музыка» значительно расширяется. Речь идёт о новых видах взаимодействия вербального и музыкального начал, возникающих на пути от слова к музыке, либо от музыки к слову. В некоторых композициях ХХ века «словом» может являться и такой «текст», который не состоит из связных слов или такой, который в процессе озвучания расчленяется на элементы, компоненты, они переструктурируются, соединяются, контрапунктируют, комбинируются по вертикали и по горизонтали. То есть это может быть «текст», состоящий из междометий, отдельных фонем, даже непроизносимый вербальный текст. А также - различные словесные и внесловесные проявления человеческого голоса: крик, смех, плач, мычание, рычание, кашель, стоны, свист, вздохи и другие звуки.

Что касается музыкальной науки, то нельзя сказать, чтобы данная тема ею вовсе не затрагивалась, но и в достаточно ощутимый объект исследования она пока не оформилась.

В музыковедческой литературе отдельные упоминания о нетрадиционных

видах взаимодействия «слова» и музыки в современной композиции чаще всего связаны с творчеством какого-либо конкретного композитора. Примером могут служить ставшие классическими работы Л.В. Кириллиной о Л. Берио и Л. Ноно [2], В. Н. Холоповой о Р. Щедрине [12],

A. В. Ивашкина о Кш. Пендерецком [3], С. И. Савенко о Д. Лигети [8] и другие, а также работы последних лет, такие как: «Концепты звука и слова в произведениях

B. Тарнопольского конца XX - первого десятилетия XXI века» А. В. Третьяковой [10], «Соотношение текстовой и музыкальной структур в „Секвенции III" Лучано Берио»

A. В. Никулиной [5], «Взаимодействие музыки и литературы в творчестве П. Булеза, Л. Берио, Дж. Джойса» Н. А. Хрущёвой [13].

Заметим, что в ряде новых учебных пособий для музыкальных вузов - таких как «Формы музыкальных произведений»

B. Н. Холоповой [11], «Музыкальные формы ХХ века» Г. В. Григорьевой [1], «Теория современной композиции» коллектива авторов из Московской консерватории [9] -по сравнению с предыдущим временем -специфика формообразования в музыке второй половины ХХ века затрагивается более активно.

Так, Григорьева в своём учебном пособии, отмечая изменения, которые претерпело само отношение композиторов к слову, выделяет две новые, противоположные по направленности, тенденции: «С одной стороны, возникает ряд сочинений, вводящих вокальный компонент без текста, лишь в качестве краски. С другой -текст становится фоническим элементом, включаясь в общую систему выразительных средств (использование гласных и согласных звуков вне структуры слова и его смысла). Возникает заметная эмансипация текста как содержательного и структурного компонента, ведущая к созданию текстовых форм параллельно с музыкальными формами» [1, 100]. Обращает на себя внимание мысль автора о достижении

Мельникова Е. В. Проблема «слово и музыка» в современном музыкальном искусстве и музыковедении.

в современной вокальной музыке «нового синкретизма».

В учебном пособии «Теория современной композиции», в главе «Новый звук и нотация», автором которой является М. И. Катунян, рассматриваются разные типы «новых звуков», разделяемых по происхождению, и отдельно выделены «звуки человеческого голоса» (третий раздел главы). Здесь упоминаются различные эксперименты с голосом, а также «нетрадиционные приёмы пения», к которым Катунян относит глиссандо, экмелическое пение, сонорные эффекты, «использование различных акустических и артикуляционных свойств гласных и прилегающих согласных (выполняющих функцию частотных фильтров: шипящие - низкие частоты, свистящие - высокие частоты), обертоновое (спектральное) пение», а также использование звуков, напоминающих плач, свист и т. д. [9, 58]. Ряд нетрадиционных решений в современной вокальной музыки упомянут ещё в некоторых разделах учебника: «Новый контрапункт» (автор Т. С. Кюрегян), «Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления» (автор Г. В. Григорьева).

В целом можно констатировать, что на страницах учебников перечисляются и описываются многие из используемых современными композиторами приёмов работы со словом, с человеческим голосом, однако нигде не ставится задача систематизировать эти приёмы или иным образом обобщить интересующие нас явления современной вокальной музыки. Поэтому можно сказать, что степень внимания в учебной литературе к нетрадиционным формам взаимодействия словесного и музыкального начал всё же не соответствует значимости данного феномена в художественной практике.

За последние годы в периодических профильных изданиях, в сборниках статей, среди диссертационных исследова-

ний появился ряд работ, посвящённых отдельным аспектам интересующей нас проблематики. Так, например, Владислав Олегович Петров разрабатывает теорию нового, сформировавшегося во второй половине ХХ столетия музыкального, по его квалификации, «жанра инструментальной композиции со словом», который, как считает исследователь, не является разновидностью вокального искусства. «В произведениях этого жанра, - пишет он, - можно установить определённую интеграцию вербального и музыкального начал: инструментальное произведение благодаря наличию дополнительного источника смысла -слова - выражает авторскую идею более полно и доступно для слушателей» [6, 15]. В работах Петрова рассматриваются вопросы теории и истории обозначенного им нового «жанра», его особенности и специфические черты, выявляются функции используемых текстов. Внимание уделяется политекстовому взаимодействию, а также содержательному уровню фонем и фонемных рядов на примере произведений Дж. Кейджа, М. Кагеля, Дж. Кра-ма, Б. Фернихоу, А. Вустина, Ф. Ржевски, С. Губайдулиной, С. Слонимского и Ф. Караева.

Демонстрируемые исследователем музыкальные произведения представляют различные приёмы и методы работы с текстом. В большей степени Петров рассматривает нетрадиционные формы взаимодействия музыкального и вербального начал с точки зрения того, какую смысловую нагрузку несёт введение текста в инструментальное сочинение. В меньшей степени исследователя интересует типо-логизация различных видов работы композиторов со словом. Само название нового «жанра» - «инструментальная композиция со словом» - не совсем точно, так как в статьях речь идёт и об использовании отдельным фонем и фонемных рядов, а также крика, свиста и других проявлений человеческого голоса. Нет пояснения,

что именно подразумевается под «словом» в названии постулируемого «жанра».

В работах Настасьи Алексеевны Хрущёвой рассматриваются сочинения ряда современных композиторов, связанные с текстами Дж. Джойса. Новаторское творчество писателя, безусловно, оказало ощутимое воздействие на музыкальную культуру ХХ века. Многие приёмы - такие как техника монтажа, словесные «гибриды», текстовая полифония - активно, по мнению автора работы, заимствовались композиторами и инспирировали их творческие поиски. Сама тема исследования (связь с текстами Джойса) ограничивает автора в обзоре форм проявления нетрадиционных видов взаимодействия музыкального и вербального начал в произведениях с другими текстами, а возможность их систематизации, видимо, не предусматривалась изначально.

В своей диссертации [13] Хрущёва предпринимает попытку выстроить общую классификацию, по формулировке автора, «возможных параллелей между музыкой и литературой», «сложных взаимосвязей музыкальных и литературных парадигм». При этом в работе исследуется только один из возможных аспектов связи музыки и слова - заимствование «методов работы с материалом одним искусством у другого, проявляющееся на структурно-техниче-скомуровне»: речь идёт о точных аналогиях между музыкальными и литературными формами (например, структура фуги в романе Джойса, принцип строения «Книги» Малларме в «Молотке без мастера» Буле-за). Таким образом, как можно видеть, исследователь не рассматривает виды новых, свойственных современной музыке, приёмов работы композиторов с материей «слова», обращаясь прежде всего к уровню общей структуры произведения.

Александр Сергеевич Рыжинский анализирует хоровую музыку Л. Ноно, Б. Ма-дерны и Л. Берио: характер взаимодей-

ствия слова и музыки, особенности фактурной и тембровой организации произведения, новаторские приёмы работы с вокальными тембрами, а также отход от традиционных типов изложения, преобразование хоровой звучности [7]. Автор прослеживает связь между хоровыми опусами итальянских композиторов и сочинениями представителей новой венской школы. В работах исследователя сделана попытка создать типологию основных фактурных приёмов, получивших распространение в авангардной хоровой музыке. Диссертация наполнена тонкими наблюдениями, отличается глубоким проникновением в избранный материал. Вместе с тем, задачи полнее охватить сами явления нетрадиционного взаимодействия музыки и слова здесь тоже не ставится.

Таким образом, на сегодняшний день не удаётся обнаружить ни одной музыковедческой работы, специально посвящён-ной задаче обзора самой панорамы нетрадиционных форм взаимодействия слова и музыки в творчестве современных композиторов - работы обобщающего характера. Также не приходится говорить о сложившемся терминологическом и аналитическом аппарате в изучении этих форм. Вместе с тем, как представляется, данная проблематика является интереснейшим предметом для исследования.

Со дня ухода из жизни Александра Викторовича Михайлова прошло уже четверть века. Но идеи, которые учёный заложил в своих работах, актуальны до сих пор. Они позволили под новым углом взглянуть на традиционную для музыкознания проблему «слово и музыка». Одним из актуальных и перспективных направлений видится исследование новаторских форм взаимодействия вербального и музыкального начал, которое на основе изучения новейшей вокальной музыки позволило бы выйти к теоретическим обобщениям.

Мельникова Е. В. Проблема «слово и музыка» в современном музыкальном искусстве и музыковедении... ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева Г. В. Музыкальные формы XX века. ^рс «Анализ музыкальных произведений» : учеб. пособие для студентов вузов. Москва : Владос, 2004. l75 с.

2. XX век. Зарубежная музыка : Очерки : Документы. Вып. 2 / под ред. М. Арановского и А. Баевой. Москва : Музыка, l995. l27 с.

3. Ивашкин А. В. Kшиштоф Пендерецкий : моногр. очерк. Москва : Совет. композитор, l983. l26 с.

4. Михайлов А. В. Слово и музыка: музыка как событие в истории Слова // Слово и музыка : материалы науч. конф. памяти А. В. Михайлова / ред.-сост. Е. И. Чигарёва, Е. М. Царёва, Д. Петров. Москва : Моск. консерватория, 2008. Вып. l. С. 6-23.

5. Никулина А. Соотношение текстовой и музыкальной структур в «Секвенции III» Лучано Бе-рио // Музыкальная академия. 20l8. № 2. С. l94-209.

6. Петров В. О. Фонемы и фонемные ряды в современной инструментальной музыке // Musicus. 20l3. № 2. С. l5-20.

7. Рыжинский А. С. Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX века : дис. ... д-ра искусствоведения. Москва, 20l6. 387 с.

8. Савенко С. И. Приключения в воображаемом пространстве. Заметки о творчестве Д. Лигети // Советская музыка. l987. № 6. С. ll0-ll7.

9. Теория современной композиции : учеб. пособие для студентов вузов / отв. ред. В. С. Ценова. Москва : Музыка, 2005. 624 с.

10. Третьякова А. В. Kонцепты звука и слова в произведениях В. Тарнопольского конца XX - первого десятилетия XXI века : дис. . канд. искусствоведения. Москва, 20l2. 200 с.

11. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Лань, 200l. 496 с.

12. Холопова В. Н. Путь по центру. Юзмпозитор Родион Щедрин. Москва : Юзмпозитор, 2000. 3l0 с.

13. Хрущёва Н. А. Взаимодействие музыки и литературы в творчестве П. Булеза, Л. Берио, Дж. Джойса : дис. . канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 20l4. 233 с.

14. Berio L. Poesia e musica - un'esperienza // Incontri Musicali. l959. № 3 (agosto). P. 98-lll.

15. Heile B. The music of Mauricio Kagel. London ; New York : Routledge, 20l6. 209 p.

16. Nono L. Text - Musik - Gesang (l960) // Luigi Nono: Texte, Studien über seine Musik / hrsg. von Jürg Stenzl. Zürich : Atlantis Musikbuch-Verlag, l975. S. 4l-60.

17. Stockhausen K. Sprache und Musik // Darmstädter Beiträge zur Neuen Musik / hrsg. von Wolfgang Steinecke. Mainz : Schott, l958. Bd. l. S. 65-74.

Elena V. Melnikova

Urals Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF "WORD AND MUSIC" IN CONTEMPORARY MUSICAL ART AND MUSICOLOGY (on the 25th anniversary of the death of A.V. Mikhailov)

Abstract. The article is devoted to new aspects of the study of the traditional for musicology problem of "word and music", which, on the one hand, were initiated by the very work of contemporary composers, on the other hand, - a surge of interest in this topic due, in many respects, to the scientific activities of A. V. Mikhailov and his comprehensive approach to studying this issue. The joint conference of philologists and musicologists, organized by Mikhailov in 1993, where the scientist made a report: "Word and music: music as an event in the history of the word", became a new stage in the development of this very topical issue. One of its directions is new types of interaction between verbal and musical principles. Based on the analysis of the most modern musicological literature, the author of the article substantiates the prospects for the development of this scientific topic and the need for theoretical generalizations.

Keywords: word and music; Alexander Viktorovich Mikhailov; new types of interaction between verbal and musical principles.

For citation: Melnikova E. V. Problema«slovoimuzyka»vsovremennommuzykal'nom iskusstveimuzykovedenii (k 25-letiyu so dnya smerti A. V. Mikhaylova) [The problem of "word and music" in contemporary musical art and musicology (on the 25th anniversary of the death of A. V. Mikhailov)], Muzyka v sisteme kul'tury : Nauchnyy vestnik Ural'skoy konservatorii, 2020, iss. 23, pp. 25-30. (in Russ.).

REFERENCES

1. Grigorieva G. V. Muzykal'nye formy XX veka. Kurs «Analiz muzykal'nykh proizvedeniy» : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Musical forms of the twentieth century], Moscow, Vlados, 2004, 175 p. (in Russ.).

2. Aranovsky M., Baeva A. (eds.) XX vek. Zarubezhnaya muzyka : Ocherki : Dokumenty. Vyp. 2 [XX century. Foreign music: Essays and documents, iss. 2], Moscow, Muzyka, 1995, 127 p. (in Russ.).

3. Ivashkin A. V. Kshishtof Penderetskiy : monograficheskiy ocherk [Krzysztof Penderecki. Monographic sketch], Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1983, 126 p. (in Russ.).

4. Mikhaylov A. V. Slovo i muzyka: muzyka kaksobytie v istorii Slova [Word and Music: Music as an Event in the History of the Word], E. I. Chigareva, E. M. Tsareva, D. Petrov (eds.-comp.), Slovo i muzyka : materialy nauch. konf. pamyatiA. V. Mikhaylova, Moscow, Moskovskaya konservatoriya, 2008, iss. 1, pp. 6-23. (in Russ.).

5. Nikulina A. Sootnoshenie tekstovoy i muzykal'noy struktur v «Sekventsii III» Luchano Berio [The ratio of text and musical structures in "Sequence III" by Luciano Berio], Muzykal'naya akademiya, 2018, no. 2, pp. 194-209. (in Russ.).

6. Petrov V. O. Fonemy i fonemnye ryady v sovremennoy instrumental'noy muzyke [Phonemes and phonemic series in contemporary instrumental music], Musicus, 2013, no. 2, pp. 15-20. (in Russ.).

7. Ryzhinsky A. S. L. Nono, B. Maderna, L. Berio: puti razvitiya ital'yanskoy khorovoy muzyki vo vtoroy polovine

XX veka : dis.... d-ra iskusstvovedeniya [L. Nono, B. Maderna, L. Berio: the development of Italian choral music in the second half of the 20th century: Dissertation], Moscow, 2016, 387 p. (in Russ.).

8. Savenko S. I. Priklyucheniya v voobrazhaemom prostranstve. Zametki o tvorchestve D. Ligeti [Adventure in an imaginary space. Notes on the work of D. Ligeti], Sovetskaya muzyka, 1987, no. 6, pp. 110-117. (in Russ.).

9. Tsenova V. S. (ed.) Teoriya sovremennoy kompozitsii : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Theory of modern composition: Textbook], Moscow, Muzyka, 2005, 624 p. (in Russ.).

10. Tretyakova A. V. Kontsepty zvuka i slova v proizvedeniyakh V. Tarnopol'skogo kontsa XX-pervogo desyatiletiya

XXI veka : dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Concepts of sound and words in the works of V. Tarnopolsky at the end of the XX - first decade of the XXI century: Dissertation], Moscow, 2012, 200 p. (in Russ.).

11. Kholopova V. N. Formy muzykal'nykh proizvedeniy : uchebnoe posobie [Forms of Musical Works: A Study Guide: Textbook], St.-Petersburg, Lan', 2001, 496 p. (in Russ.).

12. Kholopova V. N. Put'po tsentru. KompozitorRodion Shchedrin [Center path. Composer Rodion Shchedrin], Moscow, Kompozitor, 2000, 310 p. (in Russ.).

13. Khrushcheva N. A. Vzaimodeystvie muzyki i literatury v tvorchestve P. Buleza, L. Berio, Dzh. Dzhoysa : dis.... kand. iskusstvovedeniya [The interaction of music and literature in the works of P. Boulez, L. Berio, J. Joyce: Dissertation], St.-Petersburg, 2014, 233 p. (in Russ.).

14. Berio L. Poesia e musica - un'esperienza [Poetry and music-an experience], Incontri Musicali, 1959, no. 3 (august), pp. 98-111. (in Italian).

15. Heile B. The music of Mauricio Kagel, London, New York, Routledge, 2016, 209 p.

16. Nono L. Text - Musik - Gesang (i960) [Text - Music - Singing (i960)], Jürg Stenzl (ed.) Luigi Nono: Texte, Studien über seine Musik, Zurich, Atlantis Musikbuch-Verlag, 1975, pp. 41-60. (in German).

17. Stockhausen K. Sprache und Musik [Language and music], Wolfgang Steinecke (ed.), Darmstädter Beiträge zur Neuen Musik, Mainz, Schott, 1958, vol. 1, pp. 65-74. (in German).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.