Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДИАЛОГЕ СЛОВА И МУЗЫКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДИАЛОГЕ СЛОВА И МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СЛОВО И МУЗЫКА / ДИАЛОГ / ПОЭТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глушкова В., Зарицкий В., Андриевская Г.

Человек формируется как личность в процессе овладения ценностно-смысловым богатством культуры. Главным каналом распространения произведенных и аккумулируемых ею смыслов -знаний, ценностей и значений - в современном обществе являются средства массовой информации. В статье рассматриваются российские периодические издания 2010-х годов (научнопопулярные, критико-публицистические, литературно-художественные, а также ориентируемые на охват многообразной социально-политической и культурной проблематики) в аспекте, связанном с репрезентацией на их страницах разнообразных сопряжений слова и музыки в пространстве современной культуры. При этом слово и музыка предстают важнейшими способами духовного освоения человеком окружающего пространства, ключевыми коммуникативными кодами, обеспечивающими возможность продуктивного обмена актуальным опытом переживания действительности и множественных взаимодействий с ней. Анализ обширной совокупности публикаций, относящихся к различным жанрам и фигурирующих в современной российской периодической печати, показывает, что заявленная проблематика фиксируется журналистским сообществом. В частности, авторами соответствующих очерков и статей обозначаются «метафорические» сопряжения слова и музыки («поэзия музыкального звука», «музыка поэзии» и др.). Помимо этого освещаются многогранные «диалоги» слова и музыки в различных ответвлениях песенного искусства (фольклор, массовая и эстрадная песня ХХ века), «полихудожественные» синтезирующие процессы, связанные с активным взаимодействием музыки и драматического театра, музыки и кинематографа. Вместе с тем, вопреки ее культурологической и социальной значимости, данная проблематика дефакто не представлена в средствах массовой информации в виде развернутых, обращенных к широкой аудитории научно-популярных диалогов или аналитико-критических комментариев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY MASS MEDIA ON A DIALOGUE BETWEEN WORD AND MUSIC

A person is formed as a personality in the process of mastering the axiology and semantic richness of culture. The main channel of dissemination of the meanings produced and accumulated by culture - knowledge, values and meanings - in modern society is the mass media. The article discusses the Russian periodicals of 2010s (popular scientific, critical-publicistic, literary and belles-lettres, as well as editions which are guided by inclusion of varied social-political and cultural problems) in the aspect of representation in the pages of perspective mates of words and music in the space of contemporary culture. Moreover word and music as the most important ways of spiritual human exploration of the surrounding space, as a key communicative codes ensuring human productive transmission of his actual experience of reality, experience diverse interactions with her. The analysis of a voluminous set of publications which belong to various genres and appear in the modern Russian periodical press shows that the stated problems are fixed by the journalistic society. In particular the authors of appropriate essays and articles emphasize some metaphorical conjugations of word and music ("poetry of musical tone", "music of poetry", etc.). Furthermore, the many-sided "dialogues" between word and music in the various spheres of the song art (folklore, popular and variety song of the 20th century), "poly-artistic" synthesizing processes to be connected with active interactions of music and drama theatre, music and cinematography. At the same time they virtually are not presented in the media, regardless of its cultural and social significance, in the form of a detailed popular science dialogues or analytical and critical commentaries addressed to a wide audience.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДИАЛОГЕ СЛОВА И МУЗЫКИ»

АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

WI СТОЛЕТИЯ ASPECTS OF MUSICAL CULTURE OF THE TWENTY-FIRST CENTURY

■1 ■» « I»

УДК 78.072.3 Б01: 10.52469/20764766_2021_02_35

В. Г. ГЛУШКОВА

Белгородский университет кооперации, экономики и права В. Д. ЗАРИЦКИЙ, Г. П. АНДРИЕВСКАЯ

Белгородский государственный институт искусств и культуры

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДИАЛОГЕ СЛОВА И МУЗЫКИ

Человек формируется как личность в процессе овладения ценностно-смысловым богатством культуры. Главным каналом распространения произведенных и аккумулируемых ею смыслов -знаний, ценностей и значений - в современном обществе являются средства массовой информации. В статье рассматриваются российские периодические издания 2010-х годов (научно-популярные, критико-публицистические, литературно-художественные, а также ориентируемые на охват многообразной социально-политической и культурной проблематики) в аспекте, связанном с репрезентацией на их страницах разнообразных сопряжений слова и музыки в пространстве современной культуры. При этом слово и музыка предстают важнейшими способами духовного освоения человеком окружающего пространства, ключевыми коммуникативными кодами, обеспечивающими возможность продуктивного обмена актуальным опытом переживания действительности и множественных взаимодействий с ней. Анализ обширной совокупности публикаций, относящихся к различным жанрам и фигурирующих в современной российской периодической печати, показывает,

что заявленная проблематика фиксируется журналистским сообществом. В частности, авторами соответствующих очерков и статей обозначаются «метафорические» сопряжения слова и музыки («поэзия музыкального звука», «музыка поэзии» и др.). Помимо этого освещаются многогранные «диалоги» слова и музыки в различных ответвлениях песенного искусства (фольклор, массовая и эстрадная песня ХХ века), «полихудожественные» синтезирующие процессы, связанные с активным взаимодействием музыки и драматического театра, музыки и кинематографа. Вместе с тем, вопреки ее культурологической и социальной значимости, данная проблематика де-факто не представлена в средствах массовой информации в виде развернутых, обращенных к широкой аудитории научно-популярных диалогов или аналитико-критических комментариев.

Ключевые слова: российские средства массовой информации, периодические издания, современная культура, коммуникативные процессы, слово и музыка, диалог, поэтика взаимодействий.

Для цитирования: Глушкова В. Г., Зарицкий В. Д., Андриевская Г. П. Современные средства массовой информации о диалоге слова и музыки // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 35-45. DOI: 10.52469/20764766_2021_02_35

V. GLUSHKOVA

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law V. ZARITSKIY, G. ANDRIEVSKAYA

Belgorod State Institute of Arts and Culture

CONTEMPORARY MASS MEDIA ON A DIALOGUE BETWEEN WORD AND MUSIC

A person is formed as a personality in the process of mastering the axiology and semantic richness of culture. The main channel of dissemination of the meanings produced and accumulated by culture - knowledge, values and meanings - in modern society is the mass media. The article discusses the Russian periodicals of 2010s (popular scientific, critical-publicistic, literary and belles-lettres, as well as editions which are guided by inclusion of varied social-political and cultural problems) in the aspect of representation in the pages of perspective mates of words and music in the space of contemporary culture. Moreover word and music as the most important ways of spiritual human exploration of the surrounding space, as a key communicative codes ensuring human productive transmission of his actual experience of reality, experience diverse interactions with her. The analysis of a voluminous set of publications which belong to various genres and ap-

pear in the modern Russian periodical press shows that the stated problems are fixed by the journalistic society. In particular the authors of appropriate essays and articles emphasize some metaphorical conjugations of word and music ("poetry of musical tone", "music of poetry", etc.). Furthermore, the many-sided "dialogues" between word and music in the various spheres of the song art (folklore, popular and variety song of the 20th century), "poly-artistic" synthesizing processes to be connected with active interactions of music and drama theatre, music and cinematography. At the same time they virtually are not presented in the media, regardless of its cultural and social significance, in the form of a detailed popular science dialogues or analytical and critical commentaries addressed to a wide audience.

Key words: Russian mass media, periodicals, contemporary culture, communicative processes, word and music, dialogue, poetics of interactions.

For citation: Glushkova V., Zaritskiy V., Andrievskaya G. Contemporary mass media on a dialogue between word and music // South-Russian Musical Anthology. 2021. No. 2. Pp. 35-45. DOI: 10.52469/20764766_2021_02_35

» 9 is

Человек формируется как личность в процессе расширения собственного опыта жизни, мысли и чувства, в процессе овладения ценностно-смысловым богатством культуры. В современном обществе главным каналом распространения произведенных и аккумулируемых культурой смыслов - знаний, ценностей и идей - являются средства массовой информации. Как отмечают исследователи, сегодня «СМИ - это не только эффективный инструмент, обеспечивающий потребности общества в сборе информации, ее обработке и доставке широким социальным аудиториям <...>, но и востребованная технология производства значений, технология формирования и модери-рования когнитивного, ценностного-смыслового и эмоционального пространства общества»

[1, с. 93]. От того, каким образом используются возможности СМИ и их информационные площадки, зависит культурный статус общества, характер усваиваемых им социальных норм, убеждений и ценностных установок. Осуществляемое посредством СМИ вовлечение широких аудиторий в мир культуры, искусства и творчества, их приобщение к осмыслению ключевых механизмов культуры, к опыту постижения процессов взаимодействия ее содержательных форм являются важной социально-просветительской задачей общества, связанной с формированием его художественно-эстетического сознания, совокупности его идей и взглядов, чувств и настроений, традиций и практик.

Предметом анализа в данной статье являются особенности освещения в современных рос-

сийских СМИ проблематики взаимодействия слова и музыки как двух важнейших способов духовного освоения человеком окружающего его пространства, как двух ключевых коммуникативных кодов, обеспечивающих возможность продуктивного обмена актуальным опытом взаимодействия с действительностью.

В фокусе исследовательского внимания находились российские периодические издания - газеты и журналы: как научно-популярные, критико-публицистические и литературно-художественные, охватывающие спектр вопросов, связанных с различными сторонами культурной жизни общества, прежде всего в области музыкального, литературно-поэтического, театрального и кинематографического творчества (среди этих изданий - «Культура», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», «Оркестр», «Книжное обозрение», «Российский писатель», «Литературная Россия», «День литературы», «Театр», «Искусство кино», «Коммерсант Weekend», «Ex Libris НГ», «Слово», «Нева» и др.), так и ориентированные на широкую общественно-политическую проблематику и адресованные разным слоям современного российского общества («Российская газета», «Известия», «Независимая газета», «Огонекъ», «Комсомольская правда», «Фома», «Белгородские известия» и некоторые другие).

Актуальность обращения к предметному полю, сформированному сопряжением понятий «диалог - слово - музыка - СМИ», обусловлена тем, что оно связано с осмыслением векторов текущего духовно-мировоззренческого поиска общества и тех культурных процессов, в которых оно на данный момент представлено. Сегодня, в условиях стремительной социальной динамики, когда меняются культурные практики общества, его смыслообразующая среда и языки, при помощи которых описывается опыт переживания окружающего мира, представляется востребованным человек, тяготеющий к осознанию феномена культуры, к осмыслению приоритетных особенностей взаимодействия и многообразных пересечений ее содержательных форм. Современный человек должен адекватно воспринимать происходящие в культуре процессы, гибко интерпретировать диалектику взаимодействия разных культурных кодов, образуемых пересечениями слова и музыки, постигать создаваемое на этой основе полимодальное эстетическое пространство и функционирующие в нем художественные образы, точно улавливать как понятийно-смысловую, так и образно-эмоциональную их составляющую, интонацию, тембр, ритм. Способность к интерпретативной практи-

ке, к оценочному толкованию различных фактов культуры является важным аспектом культурной компетенции, формирование которой в рамках больших социальных аудиторий обеспечивается в процессе широкого общественного диалога, развертываемого, как известно, средствами массовой информации.

По мнению отечественного киноведа и культуролога Д. Дондурея, «в последнее время становится все более очевидным существенное снижение интереса к глобальным просветительским установкам, которые на протяжении нескольких столетий формировали мировую культуру, создавая общецивилизационный культ знания, гуманизма, поклонения великим идеалам и именам, вдохновляющим миллионы. Кажется, что поколеблено многовековое служение главной цели - развитию личности, заботам о ее возвышении, просветлении, усложнении. Эта миссия чуть ли не исчезает, дискредитированная глобальными интересами рынка» [2]. Приведенное высказывание перекликается со словами выдающегося австрийского музыканта Н. Арнонкура: «Современный... человек, как правило, больше интересуется автомобилями или самолетами, чем какими-то скрипками, куда большее значение придает схеме электронного устройства, чем симфонии. Тем не менее, цена, которую мы платим за теперешние удобства, чересчур высока: мы безрассудно пренебрегаем интенсивностью жизни ради комфорта, забывая о существовании ценностей, потеря которых необратима» [3].

Слово и музыка в их пересечениях

В различных концепциях, формулировках, идеях и высказываниях относительно многообразных «соприкосновений» слова и музыки, их динамического взаимодействия, притяжения и отталкивания обнаруживается богатейший опыт творческой мысли человека, направленной на постижение культурно-эстетических основ бытия. С точки зрения сущностных параметров слова и музыки, если воспользоваться перефразированным высказыванием М. Мамардашвили, можно сказать, что очевидными оказываются «как различие между ними, так и те возможные связи, в какие они могут вступать друг с другом, связи, в общем напряженные и драматические, каковыми они являются независимо от каких-либо реальных культурных кризисов в ту или иную историческую эпоху <...>. Существует... постоянное напряжение между ними, лежащее в самой сути этих двух феноменов и не привносимое какими-нибудь конкретными драматическими обстоятельствами» [4, с. 38].

Проблемы взаимосвязи слова и музыки в культуре, их взаимообусловленного сопряже-

ния и сущностного «стремления друг к другу» [5, с. 21], взаимного тяготения и отталкивания, обогащения и отрицания еще не обрели в науке полномасштабного осмысления. При этом прослеживается длительная история художественно-эстетического и аналитико-критиче-ского рассмотрения упомянутых проблем. Ин-термедиальность как феномен взаимодействия в культуре разных кодов, указывает Л. Кайда, восходит к «...древности, как и само естественное соприкосновение разных видов искусств. Мысли древних риторов о загадочных отношениях между словом и музыкой и сегодня являются животворными истоками новейших концепций, потому что живы корни вечного явления синтеза искусств» [6, с. 7]. Традицию изучения поэтики интермедиальности в аспекте взаимопересечений слова и музыки формировали философы, критики и исследователи, поэты и музыканты.

Известны многочисленные высказывания представителей разных искусств относительно сущностных черт того вида творческой деятельности, в котором реализуются их духовные и эстетические устремления. Так, немецкий поэт, «романтик и бунтарь» Г. Гейне, называя слово «певучим пламенем», способным преобразовать мир, утверждал, что «музыка начинается там, где заканчиваются слова», что музыка - это особый вид искусства, в котором «с помощью звуков и музыкальных средств можно рассказать даже о том, чего не передать словами». Его современник, создатель классических опер «Русалка» и «Каменный гость» А. Даргомыжский, на которого огромное влияние оказала литература, в одном из писем сформулировал ключевой принцип собственного творчества: «Я не намерен низводить. музыку до забавы. Хочу, чтобы звук выражал слово» [7, с. 55]. М. Мусоргский, один из крупнейших новаторов в истории русской музыки, так сформулировал принцип своего творческого поиска: «.моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее, т. е. звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны, без утрировки и насилования, сделаться музыкой, правдивой, точной, но художественной, высоко художественной. Вот идеал, к которому я стремлюсь <...>» [8, с. 100]. Позднее К. Дебюсси, отличавшийся, как известно, способностью создавать посредством звуковых образов практически не передаваемое словом «настроение в цвете», говорил о том, что музыка «ближе всего к природе», что «только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать

их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию» [9, с. 223].

В XX - начале XXI столетий аналитико-кри-тическое осмысление разных аспектов соприкосновения слова и музыки представлено в обширнейшем корпусе научных работ отечественных и зарубежных исследователей [5; 6; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18].

На естественное сопряжение слова и музыки как двух ключевых кодов культуры и двух важнейших способов одухотворения действительности обращал внимание итальянский культуролог и историк У. Эко [14, рр. 205-206]. О «структурной интерференции этих двух сфер деятельности человека» размышляет У. Перси, замечая при этом, что сферы слова и музыки «невозможно изучать строго раздельно из-за их естественных взаимопересечений»; впрочем, «несмотря на близость этих двух сфер, их нельзя смешивать, так как изучение каждой требует достаточно специфической компетентности. У музыки [и у слова] есть своя миссия» [11, с. 5, 207].

Проблема взаимосвязи слова и музыки занимает особое место в научных работах филолога и искусствоведа А. В. Михайлова. Исследователь, обнаруживая тончайшие связи между словом и музыкой, замечает: «.мы знаем, что настоящий смысл музыки непереводим на слова. И это все же не освобождает нас от необходимости все снова и снова подходить и подбираться к музыке со словами <...>. Слово тоже уставлено на музыку...» [5, с. 10, 13].

Взаимодействие слова и музыки исследует С. П. Шер, выделяя следующие группы:

1) «симбиоз слова и музыки» (вокальная музыка - оперы, оратории, кантаты, песни) как их динамическое со-положение и взаимозависимость;

2) «литература в музыке», то есть музыкальные произведения, возникшие под влиянием литературного текста (например, Соната-фантазия «По прочтении Данте» Ф. Листа) и не включающие вербальный код в свою структуру; однако полноценное восприятие этих произведений, их доступность для слушательской аудитории требуют словесного сопровождения, раскрывающего программное содержание музыки; 3) «музыка в литературе» (характерный образец - «Контрапункт» О. Хаксли), в которой при помощи языковых средств (в частности, звукоподражательных слов) и стилистических приемов (фоники, ритма, паузы, акцентирования, интонации, тембра) осуществляется «приближение» к музыке [17, S. 11].

Слово и музыка, несомненно, создают «...собственные семантические пространства, в кото-

рых воплощаются не только интенции и мировоззренческие установки автора, его культура и стиль интеллектуального и эмоционального переживания действительности, не только национальная традиция и эпоха, которые определяют характер циркулирующих в обществе смыслов и идей <...>, но и особенности коммуникативной технологии, особенности того медиума, того посредника, при помощи которого автор репрезентирует свое сознание, свой опыт жизни, свое мироощущение и миропонимание, свой стиль и вкус, свой мировоззренческий и эстетический выбор, однако в динамическом взаимодействии партий слова и музыки, в особенностях этого уникального в культуре "дуэта", обнаруживается многообразие способов духовного освоения мира человеком» [19, с. 45].

Культурный диалог представителей экспертного знания - как практиков, так и теоретиков - закономерно требует развертывания, при посредничестве СМИ, в рамках широкой общественной дискуссии. Это позволит привлечь к нему заинтересованное внимание разных социальных аудиторий и включить указанный диалог, на правах содержательного элемента, в просветительский проект общества.

Освещение диалога слова и музыки в СМИ

Предпринятый нами анализ опубликованных за последние несколько лет разножанровых материалов в российских СМИ - в изданиях, как специализирующихся в области культуры, так и обращенных к более широкому спектру социальных вопросов, - показал, что при всей культурологической значимости проблематики интер-медиальности (в частности, сопряжения слова и музыки) в современных СМИ, на наш взгляд, явно не хватает развернутых аналитико-критических и публицистических материалов, комментирующих стилистико-эстетический и прагматический эффект соотнесенности и со-настроенности этих двух феноменов. Основное внимание в СМИ сосредоточено на функционировании и специфике самого творчества, возникающего в процессе художественно-эстетической переработки многообразного интеллектуального и эмоционального опыта общества. Указанная творческая деятельность осуществляется в различных художественных сферах (литературно-поэтической, музыкальной, театральной, кинодраматургической), различие которых обнаруживается и в технологическом, и в кодовом, и в жанрово-стилистическом аспектах. На оффлайн- и он-лайн-страницах периодических российских изданий широко освещаются вопросы культуры как «практики жизни» (Ю. Лотман) и проявле-

ния в разных содержательных и кодовых формах (вербальной и музыкально-акустической) духовного мира человека.

Авторами разножанровых публикаций являются не только специалисты, аккумулирующие экспертное знание в сфере культуры, музыки и литературно-поэтического творчества (культурологи, музыковеды, филологи), но и журналисты, а также представители широкой культурной и академической общественности.

Безусловно, особенно богаты подобными материалами периодические издания, которые рассчитаны на музыковедов, искусствоведов, культурологов, на учащуюся молодежь, студентов и аспирантов музыкальных вузов, а также на всех тех, кто серьезно интересуется процессами творчества. Подобные издания, благодаря требованиям своей аудитории, ориентируются на развернутый научно-популярный диалог о культуре, на аналитико-критическое комментирование современной культурной ситуации в России и за ее пределами, на освещение книжных новинок, музыкальных и театральных постановок, кинопремьер и т. п. Среди этих газет и журналов -«Культура», «Оркестр», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», «Книжное обозрение», «Театр», «Искусство кино» и др. В перечисленных изданиях фигурируют публикации, посвященные разным аспектам как литературно-поэтического, так и музыкального творчества в их самобытности и уникальности, во всем многообразии их содержательно-стилистических форм. Характеризуются жизнь и деятельность выдающихся музыкантов, писателей и поэтов, представителей культуры, мэтров исполнительского искусства и ярко заявивших о себе молодых музыкантов, педагогов, чей преподавательский опыт заслуживает внимания коллег и широкой культурной общественности, подвергаются анализу и критическому осмыслению состоявшиеся концерты, музыкальные спектакли, а также литературные новинки.

Например, журнал «Музыкальная академия», принадлежащий к числу ведущих музыковедческих изданий России, освещает на своих страницах практически все стороны культурной жизни в области композиторского и исполнительского творчества. Достаточно упомянуть публикацию С. Пасынковой «Леонид Половинкин: штрихи к портрету композитора», на протяжении которой, в частности, подчеркивается мысль о том, что требование к произведению «быть понятным» аудитории может иметь самые разные, в том числе политико-идеологические, мотивации [20, с. 94-95].

Известный журнал «Музыкальная жизнь» в своей нынешней деятельности опирается на более чем полувековую традицию профессионального и, в то же время, доступного широкой аудитории серьезного аналитико-критического «диалога» о проблемах отечественной и зарубежной музыки. В указанном «диалоге» участвуют известные композиторы и музыканты-исполнители современности (например, в 2010-е годы - Д. Хворостовский, В. Спиваков, Г. Рождественский, Б. Стрейзанд и др.), талантливая артистическая молодежь, обмениваясь мнениями о текущей музыкальной (и в целом художественной) жизни России и зарубежных стран - от столиц до «периферийных» регионов. При этом важнейшей задачей становится эстетическое воспитание человека, формирование у аудитории обширного кругозора, необходимого для понимания актуальных процессов, происходящих в музыкальной культуре. Успешному решению соответствующей задачи способствуют не только информирование, но и комментированное рецензирование специалистами и критиками наиболее крупных, значимых музыкально-театральных постановок и концертных программ как академического, так и эстрадного, популярно-массового характера. Подтверждением сказанному может служить коллективная рецензия на оперу Н. Римского-Корсакова «Садко», поставленную в Большом театре Д. Черня-ковым. Один из авторов публикации, В. Дудин, рассуждая о творческом своеобразии российского режиссера, обращает внимание на такой его прием, как вовлечение слушателя в процесс «самостоятельного реконструирования» мифов культуры [21, с. 4].

На страницах журнала регулярно появляются публикации о литературе, живописи, театре, которые зачастую осмысляются сквозь призму жанровых взаимодействий, включая многообразные связи с музыкой, что позволяет журналу воссоздать целостное «полихудожественное» пространство культуры. Особенно это характерно для публикаций, посвященных анализу оперного или песенного искусств в аспекте музыкально-словесного синтеза. Отметим, в частности, рецензию «Вальс для Лары» О. Русановой на мировую премьеру оперы Д. Кривицкого «Доктор Живаго» по одноименному роману Б. Пастернака («Музыкальная жизнь», 2019, № 2), а также аналитико-критический отзыв Б. Фрумкина «В студии Высоцкий был победителем» («Музыкальная жизнь», 2018, № 3).

Публикации подобного рода широко представлены и в журналах «Искусство кино» и «Театр». Упомянем, к примеру, статью А. Хитрова «Шесть песен о разном», в которой автор, раз-

мышляя о роли музыки в театральном спектакле, указывает: «в театре, по определению это не просто музыка, а музыка плюс что-то еще» [22]. В своей публикации «Мастер подземного пения» Д. Тарасова, рассуждая о музыкально-песенном ряде, встроенном в художественное полотно фильма «Мертвые не умирают», приводит слова композитора Й. ван Виссема относительно творческого процесса кинорежиссера Дж. Джармуша: «Когда он пишет сценарии к фильмам <...>, в этот момент в голове у него звучит музыка, - и ее тональность влияет на сценарий больше, чем что бы то ни было» [23]. Однако развернутого комментария относительно поэтики взаимодействия слова и музыки в этих статьях мы не находим.

Заметим, что российские журналы и газеты, ориентированные на широкую социальную аудиторию, также не отказываются от заинтересованного разговора о важнейших культурных событиях (и в России, и за рубежом) о сущности культуры, литературы и музыки, их духовной ценности и значимости в жизни человека и общества. Среди указанных изданий фигурируют «Литературная газета», «Культура», «Ex Libris Независимая газета», журналы «Коммерсантъ Weekend», «Фома» и др. Так, на страницах «Коммерсантъ Weekend» С. Ходнев утверждает: «Правда, наверное, в том, что композиторская музыка Нового времени (и опера как ее флагман) хотела быть немножко всем сразу: ученой и демократичной, царственной и общепонятной. А более универсального средства для этого, чем индивидуальный поющий голос, как не было, так и нет» [24].

Авторами публикаций в перечисленных изданиях являются не только исследователи, критики и журналисты, композиторы и исполнители, чей профессиональный взгляд формирует высокий интеллектуальный уровень публичной дискуссии, но и неспециалисты, обладающие широким музыкальным и общекультурным кругозором, неравнодушные к проблемам художественной культуры и к эстетическим аспектам жизни человека.

Одной из важнейших дискуссионных площадок, способствующих широкому развертыванию публичного диалога, заинтересованному обмену мнениями между представителями тех сообществ, для которых принципиально важным является постижение механизмов культурной коммуникации и особенностей бытия в культуре современного человека, остается «Литературная газета». Целью подобных дискуссий, организуемых на страницах данного издания, является формирование у человека и общества установки на целенаправленное расширение собственно-

го культурного кругозора и углубление опыта эмоционального переживания действительности. Показательна в этом аспекте публикация «Музыка - всегда автопортрет.» Ю. Данилина: «Каждый звук и аккорд - как мазок кисти на импрессионистском полотне, а секундные паузы -поэтический фон, глубокий и впечатляющий» [25].

В печатных российских СМИ регулярно появляются размышления относительно сущности искусства, его роли в жизни общества, высказывания относительно возможностей музыки или слова, их смыслового и выразительного потенциала. Упомянем, к примеру, статьи и эссе З. Курбатовой «Искусство требует стен» («Огонекъ», 2017, № 41), С. Новичковой «Музыка не знает границ» («Литературная газета», 2016, № 39), А. Урбан «Есть и слова, и мысли» («Ех Libris Независимая газета», 2020, № 11). Православный журнал «Фома», стремящийся быть востребованным людьми самых разных взглядов, обращается к проблеме и слова, и музыки сквозь призму духовной жизни. Об этом свидетельствует, в частности, публикация А. Митрофановой «Музыку, как и веру, нельзя просчитать» («Фома», 2016, № 12).

Большое количество публикаций в российской периодической печати посвящено песенной культуре, представленной самыми разнообразными формами. Как известно, в песне слово и музыка находятся в неразрывном единстве, ведут многосложный диалог. Подтверждением сказанному может служить публикация О. Муштаевой «Звон души моей - частушка» («Белгородские известия», 2012, 15 мая). Особое внимание при этом уделяется феномену авторской песни. В журналистском разговоре о ней отмечается тот творческий и идейно-стилистический потенциал, благодаря которому авторская песня не только вписывается в культурную традицию общества, но и формирует ее. Об этом, в частности, говорится в публикации М. Захарчука «Мы довоевываем в своих песнях» («Литературная газета», 2018, № 3).

В периодических изданиях, безусловно, есть публикации, в которых непосредственно заявлены метафоры взаимодействия слова и музыки (например, «музыка слова», «музыка поэзии», «поэзия звука», «поэзия музыки»), однако поэтика их синтеза не становится предметом развернутого эстетико-критического комментария. К примеру, в статье Л. Тарасовой «Тихая музыка слов» соответствующая метафора, к которой обращается автор, фиксируя особенности инди-

видуального стиля отечественной поэтессы, не сопровождается дополнительными комментариями: «Самое же главное, что остались стихи, которые еще ждут своих исследователей, что есть родственники, издающие книги Надежды Болтянской, что есть, наконец, читатели, которым еще предстоит познакомиться с творчеством пока не очень известного, но замечательного и, вне всяких сомнений, значительного поэта. И со временем тихая музыка слов обязательно зазвучит» [26].

В заключение отметим, что значимость рассматриваемой нами проблематики имеет и научное, и социальное измерение. Важным направлением для российских СМИ становится освещение и осмысление культурной панорамы жизни во всем многообразии ее содержательных форм. Однако, как нам представляется, при всем понимании значимости публичного диалога о поэтике сопряжения слова и музыки, сегодня все же не хватает развернутых научно-популярных или аналитико-критических материалов, комментирующих для широкой аудитории эстетический эффект синтеза слова и музыки в культуре. Поэтика взаимодействия слова и музыки пока остается вне фокуса активного внимания журналистов; между тем, сегодня именно благодаря им в открытой публичной дискуссии общество определяет духовный путь, по которому оно будет двигаться в перспективе своих целей и задач. «Будущее не только предсказуемо, но и моделируемо, нужно только включить в социальный проект решение задачи» [27, с. 177], связанной с формированием способности человека к пониманию действительности, к осознанию художественного опыта своей жизни, мысли и души.

Научно-междисциплинарные и философ-ско-культурологические дискуссии, в которых участвуют специалисты-гуманитарии, стремящиеся к осмыслению многообразных «соприкосновений» слова и музыки, еще ожидают своего последовательного развертывания в контексте публичного диалога на страницах СМИ. И это представляется необходимым решением, поскольку в осмыслении механизмов упомянутого взаимодействия заинтересованы не только представители экспертного «цеха», но и широкие круги населения, общество в целом, которое не может равнодушно воспринимать явления, связанные с эстетической культурой человека и его духовной способностью к пониманию и эстетическому переживанию художественного произведения.

» ЛИТЕРАТУРА

1. Полонский А. В. Интолерантность и ее виды в дискурсе современных российских СМИ // Przegl^d rusycystyczny. 2020. № 1. S. 92-104.

2. Дондурей Д. Б. Завершилась ли эпоха Просвещения? // Искусство кино. 2008. № 1. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2008/01/n1-article2/ (дата обращения: 10.02.2021).

3. Арнонкур Н. Музыка языком звуков: Путь к новому пониманию музыки. URL: https://book-scafe.net/read/arnonkur_nikolaus-muzyka_yazy-kom_zvukov_put_k_novomu_ponimaniyu_muzy-ki-200713.html#p1 (дата обращения: 12.02.2021).

4. Мамардашвили М. К. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований: сб. ст. М.: Наука, 1982. С. 38-57.

5. Михайлов А. В. СЛОВО и МУЗЫКА: Музыка как событие в истории Слова // Слово и музыка: Памяти А. В. Михайлова: материалы науч. конф. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. [Вып. 1.] С. 6-23.

6. КайдаЛ. Г. Эстетический императив интермедиального текста: Лингвофилософская концепция композиционной поэтики. М.: Флинта - Наука, 2016. 128 с.

7. Даргомыжский А. С. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Пг.: Госиздат, 1922. 184 с.

8. Мусоргский М. П. Литературное наследие: [в 2 т.] / сост. А. А. Орлова, М. С. Пекелис. М.: Музыка, 1981. [Т. 1:] Письма. Биографические материалы и документы. 400 с.

9. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М.-Л.: Музыка, 1964. 278 с.

10. Ковалевский Г. В. «Пиковая дама» П. И. Чайковского на либретто М. И. Чайковского: к проблеме взаимодействия музыки и слова в художественной концепции целого // Вестник РХГА. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pikovaya-dama-p-i-chaykovskogo-na-libretto-m-i-chaykovskogo-k-probleme-vzaimodeystviya-muzyki-i-slova-v-hudozhestvennoy-kontseptsii-tselogo (дата обращения: 12.03.2020).

11. Перси У. «Не пой, красавица, при мне.»: Культурная территория русского романтизма. М.: Аграф, 2003. 336 с.

12. Полонский А. В., Андриевская Г. П. Музыкальный текст и становление языка его описания в русской культуре // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 4. С. 18-23.

13. Чигарева Е. И. А. В. Михайлов о проблеме слова и музыки // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

a-v-mihaylov-o-probleme-slova-i-muzyki (дата обращения: 23.01.2020).

14. Eco U. La musica e la macchina [Music and Machine]. In: Apocalittici e integrati: comunicazio-ni di massa e teorie della cultura di massa [Terrible and Integrative: Mass Communications and the Theory of Mass Culture]. Milano: Bompiani, 1964. Pp.205-206.

15. Margulis E. H., Levine W. H., Simchy-Gross R., Kroger C. Expressive intent, ambiguity, and aesthetic experiences of music and poetry // PLoS ONE. 2017. No. 7 (July). URL: https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC5528260/ (дата обращения: 12.10.2020).

16. Omigie D. Music and literature: are there shared empathy and predictive mechanisms underlying their affective impact? // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. URL: http://www.frontiersin.org/ (дата обращения: 12.10.2020).

17. Scher S. P. Einleitung: Literatur und Musik Entwicklung und Stand der Forschung // Literatur und Musik: Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparativistischen Grenzgebietes. Berlin: E. Schmidt, 1984. S. 9-26.

18. Wolf W. Intermediality Revisited Reflections on Word and Music Relations in the Context of a General Typology of Intermediality // Word and Music Studies. Amsterdam - New York: Rodopi, 2002. Vol. 4: Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage. Pp. 16-29.

19. Полонский А. В. Текстовая парадигма современности: Рукопись. Белгород, 2019. 204 с.

20. Пасынкова С. А. Леонид Половинкин: штрихи к портрету композитора // Музыкальная академия. 2019. № 4. С. 80-105.

21. [Ходнев С. И., Дудин В. С. и др.] Квест по «Садко»: Премьера в Большом глазами критиков // Музыкальная жизнь. 2020. № 2. С. 2-7.

22. Хитров А. С. Шесть песен о разном // Театр. 2013. № 15. URL: http://oteatre.info/issues/ (дата обращения: 25.12.2020).

23. Тарасова Д. А. Мастер подземного пения: Музыкальная карьера Джима Джармуша // Искусство кино. 2019. № 5. URL: https://kinoart.ru/cards/ master-podzemnogo-penya-muzykalnaya-kari-era-dzhima-dzharmusha (дата обращения: 15.01.2021).

24. Ходнев С. И. Из чего состоит опера: Ария // Коммерсант Weekend. 2018. № 21. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3657918 (дата обращения: 25.12.2020).

25. Данилин Ю. А. Музыка - всегда автопортрет... // Литературная газета. 2016. № 16 (11 фев-

раля). URL: http://lgz.ru/article/ (дата обращения: 27. Глушкова В. Г. Деловые отношения: рус-10.02.2021). ский этнокультурный идеал: монография. Бел-

26. Тарасова Л. И. Тихая музыка слов // Литера- город: Кооперативное образование, 2008. 208 с. турная газета. 2017. № 7 (22 февраля). URL: http:// lgz.ru/article/ (дата обращения: 15.01.2021).

REFERENCES

1. Polonskiy A. Intolerantnost' i eyo vidy v diskurse sovremennykh rossiyskikh sredstvakh masslovoy informatsii [Intolerance and its kinds in discourse of contemporary mass media]. In: Prze-gl^d rusycystyczny [Russian Philology Review]. 2020. No. 1. S. 92-104.

2. Dondurey D. Zavershilas' li epokha Prosveshcheniya? [Is the Age of the Enlightenment Concluded?] In: Iskusstvo kino [The Art of Cinematography]. 2008. No. 1. URL: https://old. kinoart.ru/archive/2008/01/n1-article2/ (date of application: February 10, 2021).

3. Arnonkur N. Muzyka yazykom zvukov: Put' k novomu ponimaniyu muzyki [Music by Language of Sounds: A Way to the New Comprehension of Music]. URL: https://bookscafe.net/read/arnonkur_ nikolaus-muzyka_yazykom_zvukov_put_k_ novomu_ponimaniyu_muzyki-200713.html#p1 (date of application: February 12, 2021).

4. Mamardashvili M. Nauka i kul'tura [Science and Culture]. In: Metodologicheskie problemy istoriko-nauchnykh issledovaniy: sbornik statey [Methodological Problems of Historical-Scientific Research: collected articles]. Moscow: Nauka, 1982. Pp. 38-57.

5. Mikhaylov A. SLOVO i MUZYKA: Muzyka kak sobytie v istorii Slova [WORD and MUSIC: Music as Event in the History of Word]. In: Slovo i muzyka: Pamyati A. Mikhaylova: materialy nauchnykh konferentsiy [Word and Music: In Memory of A. Mikhailov: materials of research conferences]. P. Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 2002., 2002. [Issue 1.] Pp. 6-23.

6. Kayda L. Esteticheskiy imperativ intermedial'nogo teksta: Lingvofilosofskaya kontseptsiya kompozitsionnoy poetiki [Aesthetic Imperative of Inter-medial Text: Linguistic-philosophical Concept of Composition Poetics]. Moscow: Flinta - Nauka, 2016. 128 p.

7. Dargomyzhskiy A. Avtobiografiya. Pis'ma. Vospominaniya sovremennikov [Autobiography. Letters. Reminiscences of Contemporaries]. Petrograd: Gosizdat, 1921. 184 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Musorgskiy M. Literaturnoe nasledie: [v 2 t.] / sost. A. Orlova, M. Pekelis [Literary Heritage: in 2 vol. Comp. by A. Orlova, M. Pekelis]. Moscow: Muzyka, 1981. [Vol. 1:] Pis'ma. Biograficheskie

materialy i dokumenty [Letters. Biographical materials and documents]. 400 p.

9. Debyussi K. Stat'i, retsenzii, besedy [Articles, reviews, conversations]. Moscow-Leningrad: Muzyka, 1964. 278 p.

10. Kovalevskiy G. "Pikovaya dama" P. I. Chaykovskogo na libretto M. I. Chaykovskogo: k probleme vzaimodeystviya muzyki i slova v khudozhestvennoy kontseptsii tselogo ["Queen of Spades" by P. Tchaikovsky on Libretto by M. Tchaikovsky: Towards the Problem of Interaction between Music and Word in Artistic Concept of the Whole]. In: Vestnik Russkoy Khristianskoy Gumanitarnoy Akademii [Bulletin of Russian Christian Academy of Humanities]. 2019. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pikovaya-dama-p-i-chaykovskogo-na-libretto-m-i-chaykovskogo-k-probleme-vzaimodeystviya-muzyki-i-slova-v-hudozhestvennoy-kontseptsii-tselogo (date of application: March 12, 2020).

11. Persi U. «Ne poy, krasavitsa, pri mne...»: Kul'turnaya territoriya russkogo romantizma ["Don't Sing for Me, Fair Beauty.": A Cultural Territory of Romanticism]. Moscow: Agraf, 2003. 336 p.

12. Polonskiy A., Andrievskaya G. Muzykal'nyj tekst i stanovlenie yazyka ego opisaniya v russkoy kul'ture [Musical Text and Formation of Its Descriptive Language in the Russian Culture]. In: Nauka. Iskusstvo. Kul'tura [Science. Arts. Culture]. 2014. No. 4. Pp. 18-23.

13. Chigaryova E. A. Mikhaylov o probleme slova i muzyki [A. Mikhailov on the Problem of Word and Music]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvenno-go universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2017. No. 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-v-mihaylov-o-probleme-slova-i-muzyki (date of application: January 23, 2020).

14. Eco U. La musica e la macchina [Music and Machine]. In: Apocalittici e integrati: comunicazio-ni di massa e teorie della cultura di massa [Terrible and Integrative: Mass Communications and the Theory of Mass Culture]. Milano: Bompiani, 1964. Pp. 205-206.

15. Margulis E. H., Levine W. H., Simchy-Gross R., Kroger C. Expressive intent, ambiguity, and aesthetic experiences of music and poetry. In: PLoS ONE.

2017. No. 7 (July). URL: https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC5528260/ (date of application: October 12, 2020).

16. Omigie D. Music and literature: are there shared empathy and predictive mechanisms underlying their affective impact? In: Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. URL: http://www.frontiersin.org/ (date of application: October 12, 2020).

17. Scher S. P. Einleitung: Literatur und Musik Entwicklung und Stand der Forschung [Introduction: Development of Literature and Music, and Condition of Its Researches]. In: Literatur und Musik: Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparativistischen Grenzgebietes [Literature and Music: A reference book on the theory and practice of some comparative researches in their border spheres]. Berlin: E. Schmidt, 1984. S. 9-26.

18. Wolf W. Intermediality Revisited Reflections on Word and Music Relations in the Context of a General Typology of Intermediality. In: Word and Music Studies. Amsterdam - New York: Rodopi, 2002. Vol. 4: Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage. Pp. 16-29.

19. Polonskiy A. Tekstovaya paradigma sovre-mennosti: Rukopis' [Textual Paradigm of Modernity: Manuscript]. Belgorod, 2019. 204 p.

20. Pasynkova S. Leonid Polovinkin: shtrikhi k portretu kompozitora [Leonid Polovinkin: The Features to the Portrait of the Composer]. In: Muzykal'naya akademiya [Music Academy]. 2019. No. 4. Pp. 80-105.

21. [Khodnev S., Dudin V. i dr.] Kvest po «Sadko»: Prem'era v Bol'shom glazami kritikov [Quest on

"Sadko": The Premiere in Bolshoi Theatre in Eyes of Critics]. In: Muzykal'naya zhizn' [Musical Life]. 2020. No. 2. Pp. 2-7.

22. Khitrov A. Shest' pesen o raznom [Six Songs about Different Things]. In: Teatr [Theatre]. 2013. No. 15. URL: http://oteatre.info/issues/ (date of application: December 25, 2020).

23. Tarasova D. Master podzemnogo peniya: Muzykal'naya kar'era Dzhima Dzharmusha [A Master of Subterranean Singing: Music Career of Jim Jar-musch]. In: Iskusstvo kino [The Art of Cinematography]. 2019. No. 5. URL: https://kinoart.ru/cards/ master-podzemnogo-penya-muzykalnaya-kari-era-dzhima-dzharmusha (date of application: January 15, 2021).

24. Khodnev S. Iz chego sostoit opera: Ariya [This is Opera Consists of: Aria]. In: Kommersant Weekend [Busyness Man Weekend]. 2018. No. 21. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3657918 (date of application: December 25, 2020).

25. Danilin Yu. Muzyka - vsegda avtoportret... [Music Is Always a Self-portrait.]. In: Literaturnaya gazeta [Literary Paper]. 2016. No. 16 (February 11). URL: http://lgz.ru/article/ (date of application: February 12, 2021).

26. Tarasova L. Tikhaya muzyka slov [A Suppressed Music of Words]. In: Literaturnaya gazeta [Literary Paper]. 2017. No. 7 (February 22). URL: http://lgz.ru/article/ (date of application: January 15, 2021).

27. Glushkova V. Delovye otnosheniya: russkiy etnokul'turnyj ideal: monografiya [Business Relations: Russian Ethno-Cultural Ideal: monograph]. Belgorod: Kooperativnoe obrazovanie, 2008. 208 p.

Глушкова Валентина Геннадьевна

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и деловых коммуникаций Белгородский университет кооперации, экономики и права Россия, 308023, Белгород valentina.glushkova@gmail.com ORCID: 0000-0003-2719-8590

Valentina G. Glushkova Ph.D. (Philology), Associate Professor, Head of the Russian Language and Business Communications Department Belgorod University of Cooperation, Economics and Law Russia, 308023, Belgorod valentina.glushkova@gmail.com ORCID: 0000-0003-2719-8590

Зарицкий Владимир Денисович

профессор кафедры оркестровых инструментов Белгородский государственный институт искусств и культуры Россия, 308033, Белгород zaritskiy46@mail.ru ORCID: 0000-0002-0365-7433

Vladimir D. Zaritskiy

Professor at the Orchestral Instruments Department Belgorod State Institute of Arts and Culture Russia, 308033, Belgorod zaritskiy46@mail.ru ORCID: 0000-0002-0365-7433

Андриевская Галина Петровна

преподаватель кафедры теории музыки и вокально-хорового искусства Белгородский государственный институт искусств и культуры Россия, 308033, Белгород noob45_91@mail.ru ORCID: 0000-0001-5266-558X

Galina P. Andrievskaya

Lecturer at the Music Theory and Vocal-Choral Art Department Belgorod State Institute of Arts and Culture Russia, 308033, Belgorod noob45_91@mail.ru ORCID: 0000-0001-5266-558X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.