Научная статья на тему 'СМИ как источник информации при создании рекомендательных библиографических ресурсов для развития научного мировоззрения'

СМИ как источник информации при создании рекомендательных библиографических ресурсов для развития научного мировоззрения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рекомендательные библиографические ресурсы / сообщения из СМИ / научное мировоззрение / научная грамотность / гражданская наука / проекты гражданской науки / научное волонтерство / advisory bibliographic resources / mass media reports / scientific worldview / scientific literacy / citizen science / citizen science projects / scientific volunteering

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юкляевская Анна Вячеславовна

Распространение и обновление рекомендательных библиографических ресурсов, популяризирующих научные знания среди общественности, становится одной из важнейших задач библиотеки. Цель статьи – показать возможность использования сообщений средств массовой информации (СМИ) как одного из источников для создания таких библиографических ресурсов. Представлены полученные автором результаты мониторинга 146 российских СМИ с использованием базы данных «Медиалогия» (69 федеральных, 77 региональных), проводившегося в марте – апреле 2023 года. Анализ сообщений в СМИ позволил выявить объекты (организации, персоны, названия проектов), участвующие в коммуникации науки и общества. В результате исследования сформирован перечень 334 сообщений, ставших наиболее заметными информационными поводами. Эти сообщения могут послужить объектами библиографического описания, а также фактографической информацией при создании рекомендательных библиографических ресурсов (списков, обзоров, информационных бюллетеней, дайджестов, баз данных, путеводителей), направленных на повышение осведомленности общества о развитии науки и распространение научной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Reports as a Source of Information for Creating Advisory Bibliographic Resources for the Development of Scientific Worldview

Dissemination and updating advisory bibliographic resources on scientific knowledge, promoting a deep understanding of scientific problems by the public are becoming most important tasks of the library. The purpose of the article is to show the possibility of using messages from the mass media as one of the sources for creating such bibliographic resources. The author presents the results of monitoring 146 Russian media using the Medialogy database (69 federal, 77 regional), conducted in March – April 2023. These analyzed media reports have allowed the identification of objects (organizations, persons, project names) involved in the communication of science and society. As a result of the study, a list of 334 messages served as the most notable informational occasions has been formed. These messages can be the objects of bibliographic description, as well as factual information for creation advisory bibliographic resources (lists, reviews, newsletters, digests, databases, guidebooks) aimed at increasing public awareness of the development of science and disseminating scientific literacy.

Текст научной работы на тему «СМИ как источник информации при создании рекомендательных библиографических ресурсов для развития научного мировоззрения»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 070:019.922:001

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-2-51-59

СМИ как источник информации при создании рекомендательных библиографических ресурсов для развития научного мировоззрения

А. В. Юкляевская

Юкляевская Анна

Вячеславовна,

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102, Россия, младший научный сотрудник отдела научной библиографии

ORCID: 0000-0001-9837-9423 e-mail: YuklyaevskayaA@spsl.nsc.ru

Аннотация. Распространение и обновление рекомендательных библиографических ресурсов, популяризирующих научные знания среди общественности, становится одной из важнейших задач библиотеки. Цель статьи - показать возможность использования сообщений средств массовой информации (СМИ) как одного из источников для создания таких библиографических ресурсов. Представлены полученные автором результаты мониторинга 146 российских СМИ с использованием базы данных «Медиалогия» (69 федеральных, 77 региональных), проводившегося в марте - апреле 2023 года. Анализ сообщений в СМИ позволил выявить объекты (организации, персоны, названия проектов), участвующие в коммуникации науки и общества. В результате исследования сформирован перечень 334 сообщений, ставших наиболее заметными информационными поводами. Эти сообщения могут послужить объектами библиографического описания, а также фактографической информацией при создании рекомендательных библиографических ресурсов (списков, обзоров, информационных бюллетеней, дайджестов, баз данных, путеводителей), направленных на повышение осведомленности общества о развитии науки и распространение научной грамотности.

Ключевые слова: рекомендательные библиографические ресурсы, сообщения из СМИ, научное мировоззрение, научная грамотность, гражданская наука, проекты гражданской науки, научное волонтерство

Для цитирования: Юкляевская А. В. СМИ как источник информации при создании рекомендательных библиографических ресурсов для развития научного мировоззрения // Библиосфера. 2024. № 2. С. 51-59. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-2-51-59.

ш I-О х с ш

X

ш

CL

Статья поступила в редакцию 19.04.2024 Принята для публикации 29.05.2024

© А. В. Юкляевская, 2024

51

Media Reports as a Source of Information for Creating Advisory Bibliographic Resources for the Development of Scientific Worldview

Anna V. Yuklyaevskaya

Yuklyaevskaya Anna Viacheslavovna,

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 15 Voskhod St., Novosibirsk, 630102, Russia,

Junior Researcher, Department of Scientific Bibliography

ORCID: 0000-0001-9837-9423 e-mail: YuklyaevskayaA@spsl.nsc.ru

Received 19.04.2024 Accepted 29.05.2024

Abstract. Dissemination and updating advisory bibliographic resources on scientific knowledge, promoting a deep understanding of scientific problems by the public are becoming most important tasks of the library. The purpose of the article is to show the possibility of using messages from the mass media as one of the sources for creating such bibliographic resources. The author presents the results of monitoring 146 Russian media using the Medialogy database (69 federal, 77 regional), conducted in March - April 2023. These analyzed media reports have allowed the identification of objects (organizations, persons, project names) involved in the communication of science and society. As a result of the study, a list of 334 messages served as the most notable informational occasions has been formed. These messages can be the objects of bibliographic description, as well as factual information for creation advisory bibliographic resources (lists, reviews, newsletters, digests, databases, guidebooks) aimed at increasing public awareness of the development of science and disseminating scientific literacy.

Keywords: advisory bibliographic resources, mass media reports, scientific worldview, scientific literacy, citizen science, citizen science projects, scientific volunteering

Citation: Yuklyaevskaya A. V. Media Reports as a Source of Information for Creating Advisory Bibliographic Resources for the Development of Scientific Worldview. Bibliosphere. 2024. № 2. P. 51-59. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2024-2-51-59.

Введение

Научные знания как основа для просвещения и развития общества помогают овладевать базовыми умениями и навыками, позволяющими лучше понимать окружающий мир, принимать обоснованные решения, быть в курсе новых идей и концепций. Научное понимание людьми происходящих вокруг явлений формируется при постоянном вовлечении общественности в сферу исследований и технологий. Этому процессу способствуют в том числе проекты гражданской науки, предоставляющие возможность широкой аудитории активно участвовать в изысканиях.

Проблема состоит в том, что информация о гражданской науке и ее проектах рассеяна по разным источникам, и это препятствует осведомленности общественности о практических результатах в данной области и вовлеченности в процессы получения нового знания. Возникает 3 необходимость создания ресурсов, объединяюсь щих такую информацию, - и ими могут стать § рекомендательные библиографические ресурсы ос (РБР), обладающие потенциалом для популя-ос ризации знаний, формирования интереса к их 5 получению, помощи в самообразовании.

Важным источником информации для организации и структурирования информа-52 ции о публикациях на любую тему, в том числе

и гражданской науки, могут послужить СМИ. Актуальность создания РБР на основе сообщений из СМИ связана со следующими факторами:

1) СМИ являются одним из основных источников нового знания при подготовке библиографических ресурсов, открывающих доступ к актуальной, доступной информации;

2) сообщения из СМИ часто содержат новости, исследования и аналитические материалы по различным темам, что обогащает библиографические ресурсы и делает их более разнообразными;

3) создание библиографических ресурсов на основе сообщений из СМИ позволяет отслеживать и документировать изменения в общественном мнении, развитие событий и трендов в той или иной области знания;

4) публикации в СМИ часто содержат ссылки на источники информации, которые могут быть полезными для дополнительного изучения темы или проведения исследований.

Зачастую информация из СМИ служит одним из основных источников новостей и данных, поэтому включение ее в библиографические ресурсы позволяет пользователям получить всестороннее представление о материале по определенной теме.

Отметим, что идея использования сообщений из СМИ при создании РБР не нова. Так, в конце 1980-х гг. в методических рекомендациях

Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина по составлению РБР при выборе темы пособия советовалось учитывать «особое внимание к теме со стороны средств массовой информации» (Рекомендательно-библиографическое..., 1987). В то же время примеры практической реализации этой идеи не приводятся.

Разные виды СМИ (газеты, радио, телевидение) как каналы рекомендательной библиографии рассматривались М. Г. Вохрышевой (1973), Л. М. Иньковой (1973), А. П. Куликовой (1973), С. Д. Колегаевой (1973). Т. И. Белоусова (2023) отметила ценность изучения газеты как вида издания, которое предоставляет не только важную текстовую информацию, но и богатый иллюстративный материал. М. Г. Вохры-шева (2019) обосновала необходимость создания «медиабиблиографических» ресурсов для описания информационных источников (фильмов, аудио- и видеозаписей, книг, журналов и т. д.), помогающих пользователям находить и выбирать нужный им контент в современном медийном мире. Фактически эта идея реализована в БД «Медиалогия»1.

Сообщения российских СМИ о гражданской науке в системе «Медиалогия» (2019-2023)

В марте - апреле 2023 г. автором настоящей статьи были изучены информационные сообщения за период с 1 января 2019 г. по 11 апреля 2023 г. при помощи автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и социальных медиа «Медиалогия». Исследованы российские СМИ (газеты, телевизионные и новостные порталы, информационные агентства и агре-гаторы) с целью выявления объектов (организаций, персон, брендов/названий проектов) из области коммуникации науки и общества, которые послужили информационными поводами. Поиск проводился по нескольким ключевым словам: «наука для граждан», «гражданская наука», «научное волонтерство», «научная грамотность».

В результате была сформирована подборка из 404 релевантных сообщений (из них 339 оригинальных и 65 перепечаток). Это были интервью с известными людьми, результаты эксклюзивного исследования, репортажи с места событий или другая информация. Под оригинальными сообщениями подразумевается новая и уникальная информация, которая не была опубликована

1 БД «Медиалогия» - система мониторинга и анализа инфор-

мации в СМИ, используется для нахождения и выбора контента. Основана на поиске по объектам: людям, организациям, торго-

вым маркам и другим различным названиям, при этом «Медиалогия» рассматривается как поисковая база данных, позволяющая комплектовать источники СМИ (Агратин, 2017).

ранее. Кроме того, выбирались сообщения, которые привлекают внимание читателей и зрителей и могут повлиять на общественное мнение.

Наибольшее количество перепечаток с упоминанием о проектах гражданской науки зафиксировано в апреле 2022 г. и связано с сообщением из источника Gorodskoyportal.ru/peterburg: «Подать заявку в Школу проектов гражданской науки можно до 8 апреля». В сообщении речь идет о начале действия в Санкт-Петербурге на базе Университета ИТМО (Национальный исследовательский университет «Институт точной механики и оптики») первой в России целевой программы «Акселератор проектов гражданской науки» для методической и финансовой поддержки проектов этой отрасли.

Всего о проектах гражданской науки писали 69 федеральных СМИ, чаще всего они упоминали медийно-сервисный портал «Рамблер/новости» (news.rambler.ru), научно-информационный портал «Наука и техника (Поиск)» (poisknews.ru), новостной информационный блог «Фотопарацци. рф». Из 77 региональных СМИ о проектах гражданской науки чаще всего были упомянуты мультирегиональный агрегатор новостей «БезФормата Санкт-Петербург» (sanktpeterburg.bezformata. com), «БезФормата Подмосковье» (podmoskovye. bezformata.com) и сетевое издание «Умная Россия (Clever Russia)» (cleverrussia.ru). Наиболее влиятельным СМИ по МедиаИндексу за отчетный период стала «Российская газета» (rg.ru) - 2,57.

По количеству сообщений к наиболее активным относятся федеральное сетевое издание «Учительская газета», Москва (9 сообщений) и региональный новостной сайт ГПНТБ СО РАН «Новости сибирской науки», Новосибирск (7 сообщений). Можно выделить и другие продуктивные федеральные интернет-СМИ, освещающие проблемы гражданской науки: например, московские интернет-журнал «Директор школы», электронную газету «Завтра.га» и сетевой журнал «Педсовет».

В результате мониторинга был сформирован перечень объектов, послуживших наиболее заметными2 информационными поводами в области гражданской науки. Отметим, что самым заметным из 3343 стало сообщение «Шарлатаны обещают от всего исцелить» с мнениями ученых-медиков, социологов и других экспертов об острой необходимости повышать уровень ^ медицинской грамотности населения. Другие ^ значимые инфоповоды представлены в таблице. ^

с

--ш

2 Заметность сообщения - кумулятивный показатель, учи- ^ тывающий «рекламный эквивалент» публикации в зависимости q_ от номера полосы, объёма сообщения, а также тиража, посещае- X мости. Чем выше индекс заметности источника, тем чаще его ^ цитируют другие СМИ и тем он авторитетнее.

3 В это количество входят разные сообщения об одних и тех

же объектах. 53

Таблица. Перечень самых популярных инфоповодов в БД «Медиалогия» за период с 1 января 2019 по 11 апреля 2023 г.

Table. The most notable information occasions in the Medialogy database for the period from January 1, 2019 to April 11, 2023.

Число

пользователей,

Событие Количество сообщений увидевших контент (из открытых источников) Индекс заметности

«Шарлатаны обещают от всего исцелить» 2 5,6 млн 2,7

Стартовала общенациональная научно-просветительская программа «Всенаука» 2 1,3 млн 2,64

Один Китай, две академические системы 2 200 тыс. 2,51

Генератор нового 2 83,7 тыс. 2,5

Когда российская наука обгонит советскую? Колонка Сергея Малинковича 2 1,4 млн 2,25

35 % россиян считают, что Солнце вра-

щается вокруг Земли. Но разве в других 1 63,1 тыс. 1,63

странах лучше?

Председатель РИО Сергей Нарышкин: Кого учит история 2 2,5 млн 1,6

В ВятГУ готовят поколение ученых, гото-

вых работать в условиях быстро меняюще- 5 300 тыс. 1,34

гося мира

Русское поле экспериментов 1 63,4 тыс. 1,06

Культура браконьеров: как фанфикшен 1 400 тыс. 1,03

Какова экологическая грамотность и эко-культура на Южном Урале? 2 10,2 тыс. 0,89

Помощь на всех фронтах: как устроено волонтерство в Казахстане 1 38,6 тыс. 0,88

Просвещение всей страны 2 100 тыс. 0,73

В Ижевске учеников из города Камбарка посвятили в «юные менделеевцы» 1 68,2 тыс. 0,73

После просмотра содержания 334 сообщений информационные поводы в области гражданской науки были условно разделены нами на три группы:

1) информация о сайтах проектов научного волонтерства (например, Citizenscience.ru, ВОШС, SciStarter, Zooniverse и др.);

2) информация о сайтах коллективов, организаций, движений, реализующих проекты гражданской науки (например, Национальный исследовательский университет «Институт точной механики и оптики», Санкт-Петербург; Волонтерское общественное движение «Волонтеры-медики»; Российское общество «Знание»; Федеральное агентство лесного хозяйства и др.);

3) названия наиболее продуктивных и влиятельных СМИ, освещающих процесс коммуникации науки и общества (перечислены выше).

Эти данные могут быть использованы для создания РБР (списков, обзоров, информационных бюллетеней, дайджестов, баз данных, путеводителей), не только направленных на популяризацию научных знаний, но и повышающих осведомленность общества о развитии науки и стимулирующих рост научной грамотности. Кроме того, сами сообщения из СМИ могут послужить объектами библиографического описания. На рисунках 1, 2 показаны варианты представления информации в РБР (базе данных и дайджесте) об одном и том же сообщении из СМИ.

Как видим, актуализируются практические аспекты применения ГОСТ Р 7.0.108-2022 4,

4 ГОСТ Р 7.0.108-2022. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографические ссылки на электронные документы, размещенные в информационно-телекоммуникационных сетях. Общие требования к составлению и оформлению. Москва : Стандартинформ, 2022. 15 с.

Ученые просят добровольцев найти отличия на снимках кометы Чургомова - Герасименко / М. Борисов - Текст: непосредственным Я Газета.ги : электронная газета - 2022 - 5 мая Кл.слова [ненормированные): гращанская наука — гражданские научные проекты - добровольцы в науке - научное волонтерство — научные данные

Аннотация: Речь идёт о гражданском научном проекте "Rosetta Zoo", призывающем добровольцев принять участие в космической игре "Найди отличия" для просмотра фотографий и изучения кометы 67Р/Чурюмова

Рис. 1. Пример библиографической записи на информационное сообщение из СМИ в базе данных

(«ИРБИС 64+»)

Fig. 1. An example of a bibliographic entry for the information message from the media in the «IRBIS 64+» database

Газета.Ru, Москва, 5 мая 2022 17:23

^ААААААААААААЛ '

Ученые просят добровольцев найти отличия на снимках кометы Чурюмова -

Герасименко

Автор: Борисов Максим

Европейское космическое агентство совместно с платформой Zooniverse объявили о запуске инициативы под названием Rosette Zoo - гражданского научного проекта, призывающего добровольцев принять участие в космической игре '"Найди отличия", сообщает портал ESA .

Zooníveree^ прежде неоднократно выступала инициатором различных проектов из области так называемой гражданской науки, когда к обработке научных данных привлекаются сторонние волонтеры. На этот раз им предлагается просматривать фотографии, полученные миссией ESA Ro^etta, что изучала комету 67Р/Чурюмова - Герасименко. Ученым требуется понять, как менялась поверхность кометы по мере ее ^виженлд во-ípyr Солнца - и в этот,', им способен помочь любой желающий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межпланетная ста-иия Rosetta провела более двух лет оядом с кометой в период с 2014 и 2016 "од; в это время комета продолжала сближа~ься с Солнцем, оказавшись а конце концов в перигелии -ближайшей к Солнцу точке своей орбиты. После максимального сбллже-ия с Солнцем - на отметке в 186 млн км - комета вновь стала удаляться. Rosetta при этом о-<азь валась свидетелем многих изменений в ландшафтах кометы Б7Р - от впечатляющего падения крупных ска/ и образования новых пэозалов до меняющихся узоров пыли и катящихся валунов. Ученее теперь хотят с помощью добровольцев отследить все эти изменения, L то б ь детально изуч ить те механизмы, посредством которых комета сбрась Бает свои внешние слои то мере _огсг -<ак солнечнь й свет нагоевае- лед и пыльг окружающие ядро. Добровольцам предлагается просматривать nao^i изображений примерно одного и того же регио-а в разное вре.у.я и выявлять измене- ия - о- круп но масштаб- ык переносов пыл и до отслеживания фрагментов кометы, ко_орые перемещались или £,аже исчезали. Иногда для з_ого потребуется в несколько раз увеличить или уменьшить масштаб или ювер-уть изображен ле, чтобы сопоставить _е ллл иные кадры.

tittps://wwj.eajeta.ni /sei епсе/news/2022/05/05/1763B736.shtrri I

Рис. 2. Пример представления информационного сообщения из СМИ в дайджесте, автоматически формируемом «Медиалогией» Fig. 2. An example of presenting the information message from the media in the digest automatically generated by «Medialogy»

а именно: обеспечение единообразия при составлении библиографических описаний на такие документы, качество и точность описаний для правильного индексирования в каталогах и базах данных, а также обеспечение обмена библиографическими данными. Кроме того, возникает вопрос о принципах создания РБР на основе сообщений из СМИ.

Принципы создания РБР на основе сообщений из СМИ

Традиционно процесс создания РБР предполагает соблюдение ряда дидактических принципов. Уже разработаны принципы создания РБР (Беленькая, 1969; Куликова, 1991; Рекомендательно-библиографическое., 1987; Тугов, 1979; Фомина, 1978; Шеломенцева, 1977), к ним относятся:

• систематичность и последовательность;

• литературно-педагогический анализ произведений;

• развивающее обучение;

• занимательность;

• доступность;

• наглядность;

• дифференцированный подход;

• интерактивность.

Какие же из них следует учитывать при создании РБР, предназначенных для понимая окружающего мира, принятия обоснованных решений, осведомленности о существующих идеях и концепциях?

Систематичность и последовательность означает системный подход к РБР, который должен обеспечить преемственность в представлении материала. Но эти принципы первоначально были определены для РБР, которые создаются для учащихся общеобразовательной школы, средних специальных учебных заведений и вузов (Рекомендательно-библиографическое., 1987). Насколько они важны и используются при

создании РБР для неспециалистов, то есть для широкой группы людей, уже получивших высшее или среднее профессиональное образование и просто интересующихся наукой, - этот аспект пока не исследован.

Полагаем, что эти же (перечисленные выше) принципы должны быть использованы и при создании РБР, предназначенных для понимая окружающего мира, поскольку, например, систематичность в организации чтения способствует последовательному усвоению научных знаний читателем. Это предполагает логическую обоснованность изучения рекомендуемых в ресурсе разделов (последующий раздел вытекает из предыдущего).

Принцип литературно-педагогического анализа произведений, представленных в РБР, был разработан Л. И. Беленькой (1969), М. Б. Шело-менцевой (1977). В основе его - одновременное рассмотрение произведения с точки зрения художественной и познавательной ценности, а также доступности и эффективности воспитательного воздействия на читателя. Отметим, что в отношении РБР на основе сообщений из СМИ применение этого принципа требует пояснений. Библиографом (библиотекарем) в процессе разбора и оценки сообщений из СМИ выделяются наиболее познавательные сведения и факты, и прежде всего те из них, которые смогут вызвать интерес аудитории своей новизной или сложностью, активизировать интеллектуальную деятельность читателя, повлиять на дальнейшее формирование и развитие его познавательных интересов. Мы полагаем, что принцип литературно-педагогического анализа также следует использовать при создании РБР, но, естественно, без учета художественного воздействия на аудиторию.

Принцип развивающей направленности контента, представленного в РБР, заключается в том, что РБР должны создаваться с учетом положений теории развивающего обучения (Выготский, 2010) и развивающего чтения (Кузнецова, 2018; Плюснина, Третьякова, 2004) и опираться не на имеющиеся у читателя знания, а на его потенциальные возможности (Колесникова, 1982; Куликова, 1991). Конечная цель РБР для развития научного мировоззрения - активизация аналитико-синтетической деятельности читателя и формирование его

3 познавательных интересов. ос г-

О С развивающей направленностью связан

5 принцип занимательности. Затрагивая эмоцио-ос нальную сферу, занимательность не должна превращаться в самоцель, препятствовать форми-5 рованию познавательного интереса у читателя. Для создания РБР этот принцип необходим для поддержания интереса пользователей к источ-56 никам информации, представленным в ресурсе,

мотивации читателей на поиск новых сведений по интересующей их научной проблеме (Гольд-штейн, 1967; Ларикова, 1984).

Важным дидактическим принципом является наглядность. Требование наглядности связано с тем, что приблизительно 90 % информации человек воспринимает через зрительные каналы, поэтому наглядные образы позволяют более успешно и прочно усвоить изучаемый материал. А. М. Горбуновым и Н. Е. Добрыниной (1994) доказана необходимость объединения зрительного образа с библиографической информацией в РБР. М. Г. Вохрышева (2004) писала о качественном их оформлении современной графикой, рисунками, различными шрифтами.

Для понимания рекомендательного библиографического сообщения читателем требуется соблюдение принципа доступности. Под доступностью в рекомендательной библиографии подразумевается соответствие содержания, характера и объема чтения уровню подготовки читателей (Рекомендательно-библиографическое..., 1987). Этот принцип реализуется при отборе тем или аспектов темы для библиографирования, в методике составления рекомендательной библиографической характеристики источника информации. Полагаем, что доступность РБР на основе сообщений из СМИ связана с удобством и легкостью использования ресурсов, и здесь требуются дополнительные исследования, например, опросы различных групп пользователей в зависимости от образовательного уровня, возраста, сферы деятельности и т. д.

Как видим, принцип доступности изначально был связан с соответствием РБР уровню подготовки читателей. Но современный пользователь воспринимает термин «доступность» как возможность/невозможность получить доступ к нужной информации в режиме онлайн. Если принять во внимание такое понимание доступности, то РБР, предназначенные для понимания окружающего мира, обязательно должны быть представлены в электронном формате.

Принцип доступности (в первоначальном понимании) РБР реализуется в изложении материала. Он тесно связан с дифференцированным подходом - принципом дифференциации - к соответствующим группам читателей. В отношении РБР, основанного на сообщениях из СМИ, реализация дифференцированного подхода связана с удовлетворением потребностей конкретной аудитории в наиболее полезной и релевантной для нее информации.

Полагаем, что к вышеперечисленным принципам следует добавить принцип интерактивности. Интерактивность как принцип и как свойство образования изучен А. Беллом и Дж. Ланкастером и описан в работе И. Х. Гамеля (1820).

Позже об этом принципе писали С. Т. Шацкий (Опыт., 1976), Т. В. Белых (2022), Т. Н. Добрынина (2014), Е. Н. Ноздрякова (2016). В отношении РБР в целом данный принцип не рассматривался. Отметим, что С. С. Тубников и Ю. М. Тугов (1991) писали о рекомендательном пособии как «базе и средстве общения» читателя и библиотекаря. В. И. Терешин (1993) выделил три направления влияния рекомендательной библиографии при обмене информацией:

1) книга - читатели и библиотекарь;

2)библиотекарь - читатель;

3)читатель - читатель.

При этом термин «интерактивность» не употреблялся, так как еще не вошел в терминологический оборот, соответственно времени (конец 1980-х гг.).

Есть основания считать интерактивность базовым принципом разработки современных РБР для развития научного мировоззрения в контексте коммуникации науки и общества. Поскольку цель РБР - вовлечь аудиторию в процесс взаимодействия науки с обществом, то требование интерактивности такого ресурса должно стать первостепенным. Интерактивность играет ключевую роль в привлечении внимания аудитории и вовлечении ее в обсуждение научных тем, поэтому ресурсы, при помощи которых пользователи могут не только получать информацию, но и лично участвовать в проведении научных исследований через проекты гражданской науки, будут лучше стимулировать познавательную деятельность аудитории.

Интерактивность также способствует лучшему запоминанию и усвоению информации, повышает вовлеченность в процесс познания. С интерактивностью связано активное изучение нового материала, так как человек взаимодействует с изучаемым объектом, обучающей средой и другими субъектами (с обучающим и другими обучаемыми). Кроме того, интерактивные возможности позволяют создавать персонализированный подход к каждому пользователю, учитывая его интересы и потребности, и помогают сделать информацию более доступной и понятной для широкой аудитории. Принцип интерактивности может быть реализован через интерактивные, мультимедийные библиографические ресурсы для более глубокого погружения в изучаемую тему. Ранее автором установлено, что РБР, создаваемые библиотеками для распространения научных знаний, очень малочисленны и непополняемы (Юкляевская, 2023). Об их интерактивности речи не идет.

Интерактивность как принцип создания РБР для развития научного мировоззрения неразрывно связан со всеми вышеперечисленными принципами. В контексте цели РБР - вовлечь

аудиторию в процесс взаимодействия науки с обществом, интерактивность является важным элементом ресурса, который помогает сделать его более привлекательным, информативным и доступным для широкой аудитории.

Заключение

Создание РБР на основе сообщений из СМИ помогает повысить доступность информации, ее оценку, релевантность и актуальность, позволяет выявлять изменения в общественном мнении и следить за развитием событий в мире. РБР, распространяя научную информацию и повышая интерес широкой аудитории к науке, могут стимулировать общественность к обсуждению и анализу научных данных, участию в научных исследованиях или проектах. Такие ресурсы нужно создавать с учетом принципов систематичности и последовательности, литературно-педагогического анализа, развивающего обучения, занимательности, наглядности, доступности, дифференцированного подхода, интерактивности.

Отметим, что сообщения из СМИ могут существовать в интернет-пространстве непродолжительное время, поэтому для удержания связи ресурса с представленными в нем объектами целесообразно архивировать отдельные веб-страницы, на которых размещены эти сообщения.

Автор настоящего исследования видит перспективным использование СМИ как источника информации при создании РБР для развития научного мировоззрения и предлагает направить усилия для реализации этой задачи на следующие действия:

1) отслеживание динамики интереса общества к проектам гражданской науки, выявление областей знания и отдельных научных проблем, для решения которых гражданские ученые привлекаются наиболее часто;

2) регулярное пополнение РБР, отражающих состояние коммуникации науки и общества и способствующих вовлечению общественности в этот процесс посредством информирования о проектах научного волонтерства.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье.

Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом», № 122040600059-7

ш I-О х с ш

X

ш о.

ОС О

>-ОС

с

ОС

m

Список источников / References

Агратин Е. Особенности каталогизации источников в поисковых базах данных средств массовой информации // Информационные ресурсы России. 2017. № 1. С. 2-7 [Agratin E (2017) Features of cataloging sources in search databases of mass media. Informatsionnye resursy Rossii 1: 2-7. (In Russ.)].

Беленькая Л. И. Ребенок и книга. О читателе восьми -девяти лет. Москва : Книга, 1969. 167 с. [Belen'kaya LI (1969) A child and a book. About an eight- to nine-year-old reader. Moscow: Kniga. (In Russ.)].

Белоусова Т. И. Газета как информационно-библиографический ресурс раскрытия фондов // Румянцевские чтения - 2023 : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18-20 апр. 2023 г. Москва, 2023. С. 54-57 [Belousova TI (2023) Newspaper as an information and bibliographic resource for disclosing funds. Rumyantsevskie chteniya - 2023: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 18-20 apr. 2023 g. Moscow, pp. 54-57. (In Russ.)].

Белых Т. В. Психологические интерактивные развивающие программы в системе образования : учеб. пособие. Ч. 1. Москва : Перо, 2022. 82 с. [Belykh TV (2022) Psychological interactive development programs in the education system: textbook. Pt. 1. Moscow: Pero. (In Russ.)].

Вохрышева М. Г. «Информационные ресурсы», «библиографические ресурсы»: определения понятий и новые подходы // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2019. Ч. 2. С. 3-9 [Vokhrysheva MG (2019) "Information resources", "bibliographic resources": definitions of concepts and new approaches. Natsionalnoe kul'turnoe nasledieRossii: regionalnyi aspekt: materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf. Samara, pt. 2, pp. 3-9. (In Russ.)].

Вохрышева М. Г. Теория библиографии : учеб. пособие. Самара : Изд-во СГАКИ, 2004. 368 с. [Vokhrysheva MG (2004) Theory of bibliography: textbook. Samara: Izd-vo SGAKI. (In Russ.)].

Вохрышева М. Г. Широта охвата читательской аудитории как показатель эффективности различных средств пропаганды литературы // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 108-117 [Vokhrysheva MG (1973) The breadth of readership coverage as an indicator of the effectiveness of various means of promoting literature. Sovremennye problemy razvitiya rekomendatel'noj bibliografii. Moscow, pp. 108-117. (In Russ.)].

Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва : АСТ : Астрель, 2010. 671 с. [Vygotsky LS (2010) Pedagogical psychology. Moscow: AST, Astrel'. (In Russ.)].

Гамель И. Х. Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и других, в коем изложены начало и успехи сего способа в Англии,

во Франции и в других странах и подробно изъяснены правила и порядок употребления оного в училищах : сочинения. Санкт-Петербург, 1820. 352 с. [Gamel' IKh (1820) Description of the method of mutual teaching according to the systems of Bell, Lancaster and others, which sets out the beginning and successes of this method in England, France and other countries and explains in detail the rules and procedure for its use in schools: essays. Saint Petersburg. (In Russ.)].

Гольдштейн Д. А. О действенности рекомендательной библиографии для школьников // Рекомендательная библиография и руководство чтением : сб. ст. по теории и методике. Москва, 1967. С. 152-163 [Goldshtein DA (1967) On the effectiveness of advisory bibliography for schoolchildren. Rekomendatel'naya bibliografiya i rukovodstvo chteniem: sb. st. po teorii i metodike. Moscow, pp. 152-163. (In Russ.)].

Горбунов А. М., Добрынина Н. Е. Книжная иллюстрация во взаимодействии с информационным полем текста // Человек в мире искусства. Информационные аспекты : тез. докл. Междунар. науч. конф. Краснодар, 1994. Ч. 2. С. 232-235 [Gorbunov AM and Dobrynina NE (1994) Book illustration in interaction with the information field of the text. Chelovek v mire iskusstva. Informacionnye aspekty: tez. dokl. Mezhdunar. nauch. konf. Krasnodar, pt. 2, pp. 232-235. (In Russ.)].

Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования. 2-е изд. Новосибирск : НГПУУ 2014. 177 с. [Dobrynina TN (2014) Interactive learning in the higher education system. 2nd ed. Novosibirsk: NGPU. (In Russ.)].

Инькова Л. М. Массовая советская библиотека в системе пропаганды книги // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 118-130 [In'kova LM (1973) Mass Soviet library in the system of book propaganda. Sovremennye problemy razvitiya rekomendatel'noj bibliografii. Moscow, pp. 118-130. (In Russ.)].

Колегаева С. Д. О состоянии пропаганды книги на телевидении // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 147-153 [Kolegaeva SD (1973) On the state of book propaganda on TV. Sovremennye problemy razvitiya rekomendatel'noi bibliografii. Moscow, pp. 147-153. (In Russ.)].

Колесникова Н. С. Проблемы активизации чтения старшеклассников в целях профориентации // Влияние рекомендательного библиографического пособия на мотивацию выбора старшеклассниками научно-популярной книги в помощь профориентации : сб. науч. тр. Москва, 1982. С. 11-30 [Kolesnikova NS (1982) Problems of activating reading among senior pupils for career guidance. Vliyanie rekomendatel'nogo bibliograficheskogo posobiya na motivatsiyu vybora starsheklassnikami nauchno-populyarnoi knigi vpomoshch'proforientatsii: sb. nauch. tr. Moscow, pp. 11-30. (In Russ.)].

Кузнецова Т. Я. Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху // Вестник

Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6. С. 164-170 [Kuznetsova TYa (2018) Reading as a tool for personal socialization in the digital age. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 6: 164170. (In Russ.)].

Куликова А. П. Некоторые особенности рекомендательной библиографии в периодической печати // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 131-146 [Kulikova AP (1973) Some features of the advisory bibliography in the periodical press. Sovremennye problemy razvitiya rekomendatel'noj bibliografii. Moscow, pp. 131-146. (In Russ.)].

Куликова А. П. Новые подходы в библиографической пропаганде научно-технических знаний // Новые подходы к развитию системы рекомендательно-библиографических пособий : метод. рекомендации. Москва, 1991. С. 38-51 [Kulikova AP (1991) New approaches in the bibliographic promotion of scientific and technical knowledge. Novye podkhody k razvitiyu sistemy rekomendatel'no-bibliograficheskikh posobii: metod. rekomendatsii. Moscow, pp. 38-51. (In Russ.)].

Ларикова Л. А. Рекомендательная библиография научно-познавательной литературы как средство активизации чтения подростков : дис. ... канд. пед. наук. Ленинград, 1984. 177 с. [Larikova LA (1984) Advisory bibliography of scientific and educational literature as a means of activating reading among teenagers: Cand. ped. sci. diss. Leningrad. (In Russ.)].

Ноздрякова Е. В. Принцип интерактивности в образовании: ретроспективный обзор педагогической теории и практики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 3. С. 17-21 [Nozdryakova EV (2016) The principle of interactivity in education: a retrospective review of pedagogical theory and practice. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika 22 (3): 17-21. (In Russ.)].

Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого : сб. ст. / сост. Ю. В. Новикова. Москва : Педагогика, 1976. 120 с. [Novikova YuV (comp.) (1976) The experience of S. T. Shatsky's pedagogical activity: collection of articles. Moscow: Pedagogika. (In Russ.)].

Плюснина Е. М., Третьякова И. В. Целостно-ценностный подход в развивающем чтении : (метод. пособие). Санкт-Петербург, 2004. 67 с. [Plyusnina EM and Tret'yakova IV (2004) Holistic value-based approach in developing reading: (methodological manual). Saint Petersburg. (In Russ.)].

Рекомендательно-библиографическое пособие: составление и использование : метод. рекомендации / сост.: Н. А. Гришанина [и др.]. Москва, 1987. 113 с. [Grishanina NA [et al.] (comps) (1987) Advisory bibliographic manual: compilation and use: methodological recommendations. Moscow. (In Russ.)].

Терешин В. И. О библиотечной педагогике и руководстве чтением. Москва, 1993. 34 с. [Tereshin VI (1993) On library pedagogy and reading guidance. Moscow. (In Russ.)].

Трубников С. С., Тугов Ю. М. Система пособий рекомендательной библиографии. Современные проблемы и решения // Новые подходы к развитию системы рекомендательно-библиографических пособий : метод. рекомендации. Москва, 1991. С. 6-22 [Trubnikov SS and Tugov YuM (1991) The system of advisory bibliographic manuals. Modern problems and solutions. Novye podkhody k razvitiyu sistemy rekomendatel'no-bibliograficheskikh posobii: metod. rekomendatsii. Moscow, pp. 6-22. (In Russ.)].

Тугов Ю. М. Теоретические основы целостности рекомендательно-библиографического пособия // Рекомендательное библиографическое пособие: проблемы его целостности. Москва, 1979. С. 5-21 [Tugov YuM (1979) Theoretical foundations of the integrity of the advisory bibliographic manual. Rekomendatel'noe bibliograficheskoe posobie: problemy ego tselostnosti. Moscow, pp. 5-21. (In Russ.)].

Фомина Е. Н. Не сумма слагаемых, а диалектическое единство // Советская библиография. 1978. № 2. С. 21-24 [Fomina EN (1978) Not the sum of terms, but dialectical unity. Sovetskaya bibliografiya 2: 21-24. (In Russ.)].

Шеломенцева М. Б. Основы руководства чтением научно-познавательной литературы в детских библиотеках : учеб. пособие. Ленинград, 1977. 44 с. [Shelomentseva MB (1977) Fundamentals of guidance in reading scientific and educational literature in children's libraries: textbook. Leningrad. (In Russ.)].

Юкляевская А. В. Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России // Библио-сфера. 2023. № 1. С. 65-72 [Yuklyaevskaya AV (2023) Selected bibliographic resources for the promotion of scientific knowledge on the websites of libraries in Russia. Bibliosfera 1: 65-72. (In Russ.)]. DOI: https:// doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-65-72.

ш I— О x с ш

X

ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.