Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С БИБЛИОТЕКОЙ'

ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С БИБЛИОТЕКОЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ / НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕКИ И ОБЩЕСТВА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврик Ольга Львовна, Курмышева Лидия Константиновна

В статье рассматривается потенциал библиотеки как возможного активного участника взаимодействия науки и общества. Ситуацию, в которой сейчас находится библиотека, можно охарактеризовать как поиск своей новый ниши в пространстве читателя. Цель статьи - проанализировать возможности библиотек для развития коммуникаций науки и общества. В первой части статьи представлены история вопроса и анализ современного участия библиотек в коммуникации науки и общества, во-второй - анализ потенциала библиотек в этом процессе. Авторы приходят к выводу о том, что одним из условий рациональной коммуникации науки и общества могут стать библиотеки. Подчеркивается, что для этого библиотеки должны действовать не только в привычной системе документальных коммуникаций, но и в системе коммуникации данных, межличностных коммуникаций, т.е. расширять свою роль в обществе. Библиотека должна стать посредником в коммуникации не только «ученый - ученый» (наука - науке), но и «ученый - ненаучное сообщество» (наука - общество). Исследование показало, что при наличии разнообразных форм разовых и постоянных массовых мероприятий, которые носят научно-популярный характер, даже эта деятельность (популяризация науки) системной пока не стала. Практика участия библиотек в других гранях коммуникации науки и общества (повышение общественного понимания науки; вовлечение общественности в науку) пока вообще не просматривается. О слабом влиянии библиотек на развитие коммуникаций науки и общества свидетельствует и анализ их деятельности, представленной на их сайтах. Эта практика подтверждается не только анализом сайтов, но и публикаций: невелико их количество (31), и авторы обращаются к данной тематике в основном по одному разу. В завершение показано, как библиотека может решать новые задачи, используя свой потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лаврик Ольга Львовна, Курмышева Лидия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY: SCIENTIFIC KNOWLEDGE PROMOTION AND OTHER POINTS OF INTERSECTION

The article examines the potential of the library as a possible active participant in the interaction of science and society. The situation with the library nowadays can be described as the search for its new niche in the readers’ space. The purpose of the article is to analyze the possibilities of libraries for the development of communications between science and society. The first part of the article presents the history and analysis of the modern participation of libraries in the communication of science and society, the second part analyses the potential of libraries in this process. The authors come to the following conclusion: libraries can become one of the conditions for rational communication between science and society, which should act not only in the usual system of documentary communication, but also in the system of data communication, interpersonal communication. Libraries should expand their role in the society: to be an intermediary and serve not only “scientist to scientist” communication, but also “scientist to the society” communication. The study showed that various forms both one-time and repetitive mass events of a popular scientific nature have not yet become systemic. The practice of libraries’ participation in other facets of communication between science and society (increasing public understanding of science; involving the public in science) is not yet visible at all. The weak influence of libraries on the development of communications between science and society is also evidenced by the analysis of their activities presented on their websites. This practice is confirmed not only by the analysis of websites, but also by publications: their number is not large (31), and by the way, the authors tackle this topic only once. The paper suggests solving of the above-mentioned problems using huge potential of the libraries.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С БИБЛИОТЕКОЙ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Б01: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.2-291-311 УДК 021:001.92:316.77

ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С БИБЛИОТЕКОЙ

Лаврик Ольга Львовна,

доктор педагогических наук, профессор,

зав. лабораторией информационно-системного анализа,

главный научный сотрудник Государственной публичной

научно-технической библиотеки СО РАН,

Россия, 630102, г. Новосибирск,ул. Восход, 15

ОЯСГО: 0000-0001-8859-8921

[email protected]

Курмышева Лидия Константиновна,

младший научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН, Россия, 630102, г. Новосибирск,ул. Восход, 15 ОЯСГО: 0000-0002-8452-2361 [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается потенциал библиотеки как возможного активного участника взаимодействия науки и общества. Ситуацию, в которой сейчас находится библиотека, можно охарактеризовать как поиск своей новый ниши в пространстве читателя.

Цель статьи — проанализировать возможности библиотек для развития коммуникаций науки и общества. В первой части статьи представлены история вопроса и анализ современного участия библиотек в коммуникации науки и общества, во-второй — анализ потенциала библиотек в этом процессе. Авторы приходят к выводу о том, что одним из условий рациональной коммуникации науки и общества могут стать библиотеки. Подчеркивается, что для этого библиотеки должны действовать не только в привычной системе документальных коммуникаций, но и в системе коммуникации данных, межличностных коммуникаций, т. е. расширять свою роль в обществе. Библиотека должна стать посредником в коммуникации не только «ученый — ученый» (наука — науке), но и «ученый — ненаучное сообщество» (наука — обществу). Исследование показало, что при наличии разнообразных форм разовых и постоянных массовых мероприятий, которые носят научно-популярный характер, даже эта деятельность (популяризация науки) системной пока не стала. Практика участия библиотек в других гранях коммуникации науки и общества (повышение общественного понимания науки, вовлечение общественности в науку) пока вообще не просма-

тривается. О слабом влиянии библиотек на развитие коммуникаций науки и общества свидетельствует и анализ их деятельности, представленной на их сайтах. Эта практика подтверждается анализом не только сайтов, но и публикаций: невелико их количество (31), и авторы обращаются к данной тематике в основном по одному разу. В завершение показано, как библиотека может решать новые задачи, используя свой потенциал.

Ключевые слова: наука, общество, коммуникационные каналы, научная библиотека, формы взаимодействия библиотеки и общества, популяризация, научная грамотность, формирование научного мировоззрения, информатизация библиотечных процессов.

Библиографическое описание для цитирования:

Лаврик О Л., Курмышева Л.К. Продвижение научных знаний и точки пересечения с библиотекой // Идеи и идеалы. - 2023. - Т. 15, № 1, ч. 2. - С. 291-311. - DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.2-291-311.

Введение

Для крупных научных библиотек и информационных институтов вопросы информационного обеспечения науки или поддержки научных исследований всегда были приоритетной задачей их исследований и практической деятельности [2]. Но в последнее десятилетие на повестке дня очень остро встали вопросы коммуникации общества и науки ввиду резкого падения положительного отношения к ученым как страте общества и к научным результатам [11]. Исследователи отмечают снижение общего уровня научной грамотности1 населения [6], хотя по сравнению с 1990-ми годами у граждан России наблюдается ее возрастание [13].

Причины ухудшения отношения к науке различны. Одна из них -в самих научных результатах и их распространении. В работе Taylor M., Perakakis P. [18] отмечено, что традиционная площадка для распространения научных идей через рецензируемые научные журналы монополизирована журналами с завышенными ценами. Издательские дома, захваченные крупным бизнесом, теперь осуществляют экономический контроль над доступом к знаниям и свободным научным дискурсом. Качество научных исследований стало определяться библиометрическими методами, а значимость научных результатов и карьера ученого стали зависеть от импакт-факторов журналов, где он публикуется, и его индекса Хирша.

Отношение общества к научным достижениям во многом определяется уровнем научной грамотности. Недаром же мы с большим интересом смотрели документальный фильм «Научные глупости». Значит, не всё так хорошо в базовых знаниях, полученных в рамках школьной программы как в нашей стране, так и за рубежом.

1 Под научной грамотностью в статье понимается знание человеком базовых научных фактов из школьной программы и способность к логическим рассуждениям.

Зачем нужны обществу научные знания? Я.В. Данилина выделяет следующие причины необходимости в научных знаниях: 1) рост скорости технологических изменений; 2) рост количества «обрабатываемой человеком разнородной информации»; 3) «цифровизация большей части производственных и бытовых процессов» [6]. Помимо этих причин, связанных с информатизацией, назовем и необходимость формирования научного мировоззрения, развития (в более широком смысле) научной грамотности.

Зададим следующие вопросы: как транслируются научные знания, что формирует отношение людей к науке и научным достижениям?

Здесь можно назвать много каналов. И прежде всего — художественная литература.

Давайте вспомним наиболее известные имена: Г. Уэллс, Ж. Верн, А. Толстой, А. Беляев, И. Ефремов, Р. Брэдбери. Но можно ли сказать, что романы «Машина времени», «20 000 лье под водой», «Аэлита», «Человек-амфибия», «Туманность Андромеды», «451 градус по Фаренгейту» формируют положительный образ науки? Вряд ли. Конечно, многие из них были социальными утопиями и социальным прогнозом, и научные достижения были скорее фоном для них. Тем не менее «задействованные» научные достижения, повторим, не формировали положительный образ науки. Это еще более верно в отношении писателей-фантастов начала XXI века. Можно только согласиться с А.Ф. Бритиковым, который пишет: «Отношения художественной фантастики с наукой не укладываются в простую "доводку" научной гипотезы: научно-фантастическая идея является и художественной условностью» [3, с. 8].

Другой очень популярный канал — кинофильмы. Но чего стоит «Аватар», где лук и стрелы побеждают современнейшие средства защиты и передвижения. Опять нет положительного образа науки. И здесь уже не важно, что именно изобретенные технические средства позволили героям фильма попасть на другую планету.

В любимом многими поколениями кинофильме «Человек-амфибия» по роману А. Беляева показана реальная теперь идея пересадки органов. Фильм люби м, мы сострадаем героям, а вот к пересадке органов относимся сейчас по-разному. С одной стороны, мы понимаем всю важность этой технологии для продления жизни человека, с другой — морально-этические нормы заставляют задуматься в каждом конкретном случае.

В целом можно сказать, что эти каналы вряд ли формируют положительное отношение к науке. Пожалуй, исключением можно считать кинофильм М. Ромма «Девять дней одного года» с блестящей работой в главных ролях И. Смоктуновского и А. Баталова, в котором в ходе экспериментов физик Гусев получает опасную для жизни дозу радиации, но во имя научной истины не останавливается и продолжает научные эксперименты.

Традиционных каналов распространения научных знаний, таких как музеи и выставки, научно-популярные издания, дни открытых дверей в научных учреждениях и вузах2, явно недостаточно. Недаром в XXI веке стали бурно развиваться такие каналы, как новостная информация, специальные телевизионные программы3, фестивали и дни науки, различные интернет-форматы (блоги, сайты, порталы и т. д.).

Мы перечислили активно развивающиеся современные каналы коммуникации общества (ненаучного сообщества) и науки. Каков потенциал библиотек в решении этих вопросов? Библиотеки всегда реагировали на магистральные государственные проекты [12], одним из которых сейчас является «Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности» [14]. Как сейчас решается библиотеками эта проблема на практике? Отметим, что «если познание законов общественного развития не является больше самоцелью общественных наук» [1, с. 143], то нашей задачей может стать разработка «условий рациональной коммуникации» [1, с. 143]. Итак, каковы же возможности библиотек для развития коммуникаций науки и общества4?

1. Участие библиотек во взаимодействии науки и общества: анализ документопотока и сайтов библиотек России

Для изучения вопроса об участии библиотек в практике и разработке теории взаимодействия (коммуникации) науки и общества был проведен анализ документальных потоков по данным РИНЦ за 2001—2021 годы (табл. 1—3). Он показал следующее. Поиск информации по запросам «взаимодействие науки и общества» и «отношение общества к науке» (табл. 1 и 2) и контент-анализ полученных документов на пересечение с рубрикой «Культура. Культурология»5 не выдал документов в нужном аспекте. По первому запросу превалировали следующие: образование и экономика, государство и право, социология; по второму — образование, государство и право, экономика и философия, с выходом на третье место истории (дважды) и социологии. И только третий запрос (табл. 3) выдал большее количество документов, отнесенных к рубрике «Культура. Культурология», но не вывел эту рубрику на 1-е место, которое оказалось занято историей. Более того, содержательный анализ этого потока документов показал, что он практически не содержит документов, релевантных теме «Библиотека как посредник в распространении

2 Система образования, роль школ и вузов в формировании научной грамотности и распространении знаний здесь не рассматриваются.

3 Старшее поколение помнит ТВ-программу «Очевидное-невероятное». Сегодня научно-популярных программ стало гораздо больше.

4 Под обществом здесь будем понимать человеческую общность, но без профессиональных научных сообществ.

5 Использованы рубрика ГРНТИ «Культура. Культурология», поскольку к ней относят публикации в области библиотечного дела и библиотековедения.

научных знаний в обществе» в нужном аспекте — «Библиотека как канал для распространения научных знаний в обществе, коммуникации науки и общества». Причинами, по нашему мнению, могут быть отсутствие публикаций, новизна заявленной тематики и даже неправильно (плохо) сформулированный запрос.

Такой же отрицательный результат дал поиск по всем трем запросам на сайте www.rosrid.ru (содержит регистрационные карты НИР, информационные карты и диссертации). Это свидетельствует о том, что ни одна научная федеральная библиотека или информационный институт специально не выделяет эту проблему как научно-исследовательскую.

Ввиду скудости данных, полученных по трем означенным запросам, был проведен еще один уточняющий поиск в РИНЦ (табл. 1), проведены контент-анализ результатов и поиск по ассоциации с выявленными по теме документами. Это позволило получить всего 31 публикацию по теме за период с 1991 года по ноябрь 2022 года, а также определить организации и авторов, теоретически и практически рассматривающих коммуникацию науки и общества через библиотеки (табл. 2). Причем с 1991 по 2011 год публикаций по теме не было, т. е. библиотеки этими вопросами вообще не занималась. Первая публикация по указанной теме в современной России зафиксирована в 2012 году [15].

Таблица 1

Результаты поиска в РИНЦ по запросу «библиотека_наука_популяризация»

за 1991-2021 годы

Год Количество публикаций (по рубрике «Культура») Рейтинг тематики Количество доку по руб ментов по видам изданий зике «Культура»

Сборники Дис-серта-ции Статьи Учебники, монографии Прочее

2022 43 (9) Культура Образование История - - 9 - -

2021 82 (13) Образование История Культура - - 12 1 -

2020 89 (18) Культура Образование История 1 - 16 1 -

2019 97 (16) Образование Культура История 1 - 15 - -

О^ч НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Продолжение табл. 1

Год Количество публикаций (по рубрике «Культура») Рейтинг тематики Количество доку по руб ментов по видам изданий зике «Культура»

Сборники Дис-серта-ции Статьи Учебники, монографии Прочее

2018 219 (27) Образование Экономика Культура 5 - 17 5 -

2017 95 (11) Образование Языкознание Культура - - 11 - -

2016 71 (10) Культура История Образование 1 1 7 1 -

2015 190 (11) Образование Экономика Психология - - 10 1 -

2014 323 (29) Связь История Культура 2 1 24 2

2013 94 (29) Культура История Образование - 2 27 - -

2012 160 (13) Экономика Строительство История 3 1 9 - 1

2011 81 (27) Культура История Образование - - 26 1 1

2010 50 (15) Культура История Образование 1 - 13 1 1

2009 36 (12) Культура История Образование 1 - 11 - -

2008 16 (5) Культура История Образование - 1 4 - -

2007 19 (4) История Культура Образование - - 3 1 1

Окончание табл. 1

Количество документов по видам изданий

Количество по руб зике «Культура»

Год публикаций (по рубрике «Культура») Рейтинг тематики Сборники Дис-серта-ции Статьи Учебники, монографии Прочее

2006 21 (5) История Культура Образование - 1 4 - -

2005 29 (2) История Образование Экономика - 1 1 - -

2004 24 (3) История Культура Экономика - - 3 - -

2003 6 (0) История

Образование - - - - -

Философия

2002 11 (0) История

Образование — - - - -

Биология

2001 5 (0) Образование Философия Экономика - - - - -

2000 1 (0) История - - - - -

1999 2 (0) История - - - - -

1998 3 (0) Философия Социология - - - - -

1997 2 (0) История Литература - - - - -

1996 1 (0) История - - - - -

1995 4 (1) История Культура Образование - - 1 - -

1994 2 (1) Информатика Культура - - 1 - -

1993 3 (1) История Литература Образование - - 1 - -

1992 6 (1) История Культура Литература - 1 - - -

1991 — — - - - - -

Таблица 2

Рейтинг отечественных авторов и организаций, занимающихся теоретическими и практическими вопросами коммуникации науки и общества через

библиотеки

Рейтинг Количество доку-ментов Год первой публикации по теме Авторы Организации Аспект (теоретический/ практический)

1 8 2015 Павличенко (Плавко) И.А. Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова Теоретический

2 3 2022 Плешакова М.А. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) Теоретический

3-7 2 2015 Варганова Г.В. Санкт-Петербургский государственный институт культуры Теоретический

3-7 2 2012 Некрасова С.В. Орловский государственный институт культуры Практический

3-7 2 2022 Калюжная Т.А. ГПНТБ СО РАН Теоретический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-7 2 2022 Курмышева Л.К. ГПНТБ СО РАН Теоретический

3-7 2 2022 Лаврик О.Л. ГПНТБ СО РАН Теоретический

8 и выше 1 2022 Юдина И.Г. ГПНТБ СО РАН Теоретический

Информационный и контент-анализ 31 публикации показал, что наличие одной публикации присутствует у очень многих авторов. Они аффилированы в Российской государственной библиотеке, ГПНТБ РФ, Национальной библиотеке Белорусского национального технического университета, Тульского государственного педагогического университета, При-

волжского государственного университета коммуникаций и информатики и др. Все они написаны между 2016—2021 годом. Можно уверенно сказать, что это было разовое обращение к тематике.

Обратное можно сказать о тех организациях и авторах, которые показаны в табл. 2. Активно этой темой стали заниматься в ГПНТБ СО РАН с 2022 года. Также приступили к анализу практики в Орловском государственном институте культуры. Проведено одно диссертационное исследование А.И. Павличенко [9] под руководством Г.В. Варгановой.

О слабом влиянии библиотек на развитие коммуникаций науки и общества (развитие информационной грамотности, научного мировоззрения, продвижения научных результатов, популяризации науки, научного сознания в целом) свидетельствует и анализ их деятельности, представленной на их сайтах (статистика по источникам сбора данных приведена в табл. 3.) Эта деятельность ведется на постоянной либо временной основе в 26 (25,5 %) учреждениях из 102 проанализированных. Результаты проведенного анализа приведены в табл. 4.

Таблица 3

Статистика анализа сайтов ведущих российских библиотек по развитию коммуникаций науки и общества

Типы библиотек Всего в России Просмотрено сайтов библиотек Из них

сайт работает сайт не работает

Национальные общероссийские 3 3 (100 %) 3 (100 %) 0

Федеральные 12 12 (100 %) 12 (100 %) 0

Национальные республиканские 24 24 (100 %) 17 (71 %) 7 (29 %)

Краевые 10 10 (100 %) 9 (90 %) 1 (10 %)

Областные и центральные 53 53 (100 %) 36 (68 %) 17 (32 %)

Таблица 4

Деятельность библиотек России по коммуникации науки и общества

Тип библиотеки Библиотека Разовые мероприятия Постоянные мероприятия

Национальные общероссийские Российская национальная библиотека - Видеолектории

Т^А НАУЧНЫЙ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛ................................................................................................................................................

Продолжение табл. 4

Тип библиотеки Библиотека Разовые мероприятия Постоянные мероприятия

Республиканские Луганская областная универсальная научная библиотека имени М. Горького - «Лекции на чердаке»

Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской - Клуб инноваторов «Изобретатель»

Национальная библиотека Чувашской Республики Лекция о древней поэзии народов «Песни мудрости народов Поволжья: параллели» Кинопоказы в рамках фестиваля актуального научного кино Урок «Мудрые науки без назидания и скуки». Цикл технических штудий: «Мария Склодов-ская-Кюри - феномен XX века»; «Творческое наследие Н.И. Лобачевского» и т. д. Кружок робототехники и программирования КиКЬт.с1иЬ

Краевые Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова - Просветительский проект «Энергия знаний»

Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края - «Гуманитарный лекторий»

Коми-Пермяцкая центральная национальная библиотека им. М.П. Лихачева Квизбук «Зов космоса» Квест-игра «Путь к звездам» -

Пермская государственная ордена «Знак Почета» краевая универсальная библиотека им. А.М. Горького. - Центр науки библиотеки им. Горького, или Коммуникативная площадка научного сообщества. Интерактивный клуб «Наука онлайн»

Областные Архангельская областная научная ордена «Знак Почета» библиотека имени Н.А. Добролюбова. Лекция «Фарфоровые путешествия» Фарфор в будуаре (12+) -

Астраханская областная научная библиотека имени Н.К. Крупской Интеллектуальная игра «Литературный крокодил» в рамках проекта «Пушкинская карта» -

Продолжение табл. 4

Тип библиотеки Библиотека Разовые мероприятия Постоянные мероприятия

Белгородская государственная универсальная научная библиотека Лекция «Лжеистория: кто виноват и что делать?» Школа финансовой грамотности «Сам себе финансист»

Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева - Программа «Экологический резонанс»

Владимирская областная универсальная научная библиотека имени М. Горького Лекция «Дорога в космос нам открыта» -

Воронежская универсальная научная библиотека имени И. С. Никитина - Образовательный проект «НИИкитинка: игровая лаборатория знаний»

Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена Лекция на различные темы (история, сельское хозяйство и т. д.) -

Магаданская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина - Публичные лекции

Новосибирская государственная областная научная библиотека - Цикл лекций «Этническая история России в зеркале языка» для старшеклассников. Просветительский проект общества «Знание» познакомит молодежь с героями современной России

Пензенская областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова - Клуб интеллектуальных игр «БЛИК»

Донская государственная публичная библиотека - Популярный лекторий на различные темы

Самарская областная универсальная научная библиотека - «Гедонизм в истории философии». Лекция философской школы «Симпозион»

7lf\ НАУЧНЫЙ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ iXhf ЖУРНАЛ................................................................................................................................................

Окончание табл. 4

Тип библиотеки Библиотека Разовые мероприятия Постоянные мероприятия

Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А.Т. Твардовского Познавательный урок «По страницам Конвенции о правах ребенка» -

Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина - Просветительский курс «Родительский интенсив» для родителей детей — дошкольников и школьников младшего возраста

Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького «Тверской княжеский дом: история подвигов и трагедий» в рамках цикла лекций «Исторические беседы». Форум для школьников, желающих активно участвовать и побеждать в олимпиадах —

Челябинская областная универсальная научная библиотека - Проект «Публичные лекции в библиотеке»

Ярославская область Областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова - Проект «Юношам, обдумывающим житье...»

Центральная Ханты-Мансийский автономный округ, Государственная библиотека Югры - Школа программирования и дизайна Coddy. Кросс-медиапроект «Wow-stories»

Как видим (табл. 4), в некоторых библиотеках проводятся самые разнообразные разовые и постоянные массовые мероприятия научно-популярного характера: школы и курсы, клубы и форумы, уроки и кружки, лекции и кинопоказы. Реализуются проекты и программы, организуются коммуникативные площадки, проводятся интеллектуальные игры, в том числе

квесты. Но системной эта деятельность не стала: постоянные мероприятия вошли в календарь небольшого количества библиотек.

Хотя авторы вынуждены и оговориться. ГПНТБ СО РАН, например, из года в год проводит фестивали науки, но информация о них на сайте появляется только перед мероприятием. Поэтому возможно, что в табл. 4 представлена информация не о всех библиотеках.

То же самое - отсутствие системной деятельности - можно сказать и о рекомендательной библиографической деятельности библиотек по указанной тематике [17].

2. Анализ потенциала библиотек для развития коммуникаций

науки и общества

Итак, чем может быть полезна библиотека для продвижения в общество технологических изменений, в том числе цифровизации большей части производственных и бытовых процессов (1), формирования научного мировоззрения (2), развития (в более широком смысле) научной грамотности (3), просто популяризации знаний (4)?

За последнее столетие наука и общество выработали следующие направления взаимодействия: популяризация науки; повышение общественного понимания науки (за счет привлечения людей к участию в научных мероприятиях); вовлечение общественности в науку. Получается, что библиотека должна способствовать решению поставленных задач, используя выработанные человечеством способы взаимодействия, опираясь при этом на привычные для нее формы работы с читателями-пользователями.

Как показало изучение документопотока и сайтов библиотек, вряд ли удастся проанализировать и обобщить имеющийся отечественный современный опыт, поэтому можно дать лишь прогноз того, как библиотека могла бы решать новые задачи, используя свой потенциал.

Задача 1. Продвижение в общество технологических изменений, в том числе цифровизации большей части производственных и бытовых процессов

Представляется, что решение этой задачи во многом будет определяться уровнем информатизации самих библиотек. Хорошо, что большинство крупных библиотек имеют сайты, электронные каталоги, интерактивные формы общения, единые читательские билеты, используют сканеры для считывания штрих-кодов и т. п. И читатели-пользователи или учатся здесь (доверяя библиотекам), или хотят пользоваться возможностями библиотек. Но если они знакомы с продвинутыми информационными технологиями, то поневоле дают им (библиотекам) технологическую оценку. И если библиотеки не используют роботы, технологии дополненной ре-

альности, визуализации и др., то они вряд ли смогут способствовать решению этой задачи. Более того, скорее оттолкнут от себя продвинутых читателей-пользователей. Таким образом, библиотеки наряду с традиционными и ставшими привычными электронными методами обслуживания читателей просто обязаны внедрять новые информационно-коммуникативные формы и методы работы.

С одной стороны, библиотеки «заточены» на решение этой задачи. Исторически они всегда играли роль хранителя и распространителя знаний. Многие формы массовых мероприятий могут способствовать решению этой задачи. И принцип научности, который присутствует и при комплектовании фондов библиотек, и при подготовке информационных ресурсов, пока никто не отменял.

Но здесь мы сталкиваемся с рядом вопросов.

1. Рассчитан ли состав фондов массовых (районных и сельских) библиотек, число которых является подавляющим, на решение этой задачи? Очевидно , нет.

2. Способствуют ли организационные принципы действующей модели библиотеки, в отличие от тех, которые были в СССР [12], решению этой задачи? Тоже нет.

3. Могут ли научные (например, вузовские и ряд федеральных) библиотеки решить эту задачу? Вряд ли. Далеко не все читатели (даже если посмотреть географически) посещают федеральные библиотеки и библиотеки РАН6.

4. Отражают ли каталоги (в том числе электронные) научно-популярные издания? Нет.

5. Есть ли в библиотеках мероприятия или специальные информационные ресурсы, которые, помимо продвижения научно-популярных знаний, могли бы иными способами способствовать формированию научного мировоззрения? Есть, но далеко не везде.

6 Федеральные библиотеки (Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Библиотека Российской академии наук, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, Государственная библиотека киноискусства имени С.М. Эйзенштейна, Государственная публичная историческая библиотека России, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Научная библиотека Российской академии художеств, Политехническая библиотека (при Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Политехнический музей»), Российская государственная библиотека для молодежи, Российская государственная библиотека для слепых, Российская государственная библиотека искусств, Российская государственная детская библиотека) и крупнейшие библиотеки РАН находятся только в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке и Новосибирске.

Задача 2. Формирование научного мировоззрения

6. Могут ли сотрудники библиотек, которые не имеют научного образования, решать эти задачи? Вряд ли ...

И здесь мы сталкиваемся с тем, что изданий (хотя бы научно-популярных), которые способствовали бы формированию научного мировоззрения, практически нет. Поэтому библиотекам фактически нечего «предложить почитать» для решения этой задачи. И даже если бы они были, то из-за финансовых ограничений вряд ли фонды массовых библиотек могут быть пополнены этой литературой.

Фактически нет баз данных (БД) или других библиографических пособий, которые бы отражали этот поток литературы. Очевидно, библиотекам необходимо обратить на это внимание и на основе содержательного принципа формировать и выставки литературы, и списки новых поступлений, и другие массовые формы информирования в любом формате.

Другой путь формирования научного мировоззрения - это вовлечение общественности в науку. Термин «гражданская наука»7 теперь широко известен. Многие люди могли бы и хотели бы принять участие в научных исследованиях в качестве добровольных помощников. Но как узнать о таких научных проектах? Существует ряд сайтов, где представлены проекты гражданской науки. Например, проект «Люди науки» [7]; сайт «Петербургская школа "Гражданская наука"», но он не полон, и им трудно пользоваться. Библиотеки могли бы взять на себя работу по созданию необходимого информационного ресурса, но для этого нужно налаживать связи с учеными, которым нужны добровольцы, и собирать необходимую информацию о проекте. Вряд ли есть документы, которыми могут для этих целей воспользоваться библиотеки. Выход за рамки документальных коммуникаций - только так библиотеки смогут стать связующим звеном (посредником) между учеными (наукой) и читателями-пользователями (обществом).

Задача 3. Развитие научной грамотности

Решение этой задачи очень тесно связано с первыми двумя. Но здесь мы хотели бы обратить внимание на аспект, связанный с возрастными группами пользователей. Если за школьников и студентов «волноваться» не нужно, то как быть со зрелым и старшим поколениями? Ведь именно они идут в библиотеки с различными целями. Помните сакраментальный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?» Люди (и, главное, ученые-астрономы), живущие сейчас и жившие в 1950-х годах, отвечают на этот вопрос по-разному. Все ли члены общества (не ученые), учившиеся в эти далекие годы, знают

7 Гражданская наука - это концепция, в рамках которой к исследованиям привлекаются добровольцы, а веб-краудсорсинг и волонтерство дают им возможность поучаствовать в серьезных исследовательских проектах и программах [4].

о новых методах исследования, о космических беспилотных путешествиях, которые позволят ответить на этот вопрос? Вряд ли они вообще задумываются об этом. Хорошо, если они услышали об этом по радио или телевидению. Но и библиотека могла бы оперативно отреагировать на подобные научные сообщения и подать их в форме, приемлемой для людей этих возрастных групп. Вряд ли они посетят фестивали науки (массовое мероприятие), но посмотреть выставку или послушать лекцию - могли бы.

Конечно же, участники этих старших возрастных групп могли бы и участвовать добровольцами в научных проектах. Мы говорили о необходимости создания информационного ресурса. Но этот аспект - возраст добровольца - может оказаться не менее важным для организаторов проекта, чем территориальный для ряда проектов.

Задача 4. Популяризация знаний. Это новая старая задача. И здесь библиотеки могут использовать весь имеющийся арсенал форм обслуживания и разнообразных услуг - от выдачи научно-популярных изданий (важно, чтобы они были) до музеев науки8 с приглашенными лекторами. Все перечисленные формы массовых мероприятий как раз и предназначены для популяризации знаний. Они есть, но сейчас в целях популяризации знаний используются мало. Более того, необходимо развивать их, и не только в сторону приспособления новых для библиотек форм (например, квесты или научно-популярный туризм), но и расширять и усиливать «старые»: например, постоянно сотрудничать с различными научными обществами («Знание», «Научно-географическое», «Менделеевское» и т. д., причем во многих библиотеках лекции читают ученые), чтобы библиотеки стали их «опорными пунктами» для продвижения знаний.

Заключение

Вопрос повышения научной грамотности - далеко не праздный. От ее уровня зависят темпы развития общества, его вектор.

Библиотеки исторически играли роль хранителя знаний. Сейчас, чтобы быть в курсе научных достижений и «понимать науку», читатели-пользователи чаще всего обращаются к интернет-ресурсам и только потом -в библиотеку. Тем не менее ее актуальной задачей должно стать формирование научного сознания с использованием выработанных человечеством способов и форм взаимодействия и опорой при этом на привычные для нее формы работы.

Наше исследование свидетельствует, что библиотеки используют разнообразные формы разовых и постоянных массовых мероприятий науч-

8 Например, почему бы в библиотеке не организовать «Музей документальных коммуникаций». В ГПНТБ СО РАН, например, существует «Музей книги», «Музей истории изобретений».

но-популярного характера, но эта деятельность (популяризация науки) системной пока не стала. Практика участия библиотек в других гранях коммуникации науки и общества (повышение общественного понимания науки, вовлечение общественности в науку) пока вообще не просматривается. О слабом влиянии библиотек на развитие коммуникаций науки и общества свидетельствует анализ их деятельности, представленной на их сайтах. Эта практика подтверждается анализом не только сайтов, но и публикаций: их количество невелико (31), авторы обращаются к данной тематике в основном по одному разу.

Одним из условий рациональной коммуникации науки и общества могут стать библиотеки. Для решения задачи по развитию научного сознания им придется не только участвовать в популяризации науки, но и содействовать пониманию общественностью науки и научных процессов, повышать общественное понимание науки (за счет привлечения людей к участию в научных мероприятиях); вовлекать общественность в науку, т. е. действовать не только в привычной системе документальных коммуникаций, но и в системе коммуникации данных, межличностных коммуникаций, тем самым расширять свою роль в обществе: быть посредником и служить не только коммуникации «ученый — ученый» (наука — науке), но «ученый — ненаучное сообщество» (наука — обществу).

Литература

1. Безвесельная З.В. Роль общественных наук в современном мире // Концеп-туал: сборник научных трудов кафедры Философии и истории. — Москва, 2016. — Вып. 2. - С. 141-144.

2. Библиотеки и поддержка научных исследований / науч. ред. О.Л. Лаврик. — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. — 436 с.

3. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. — Л.: Наука, 1970. — 448 с.

4. Волкова А.В. Потенциал «гражданской науки» в общественно-политическом развитии // Социально-политические исследования. — 2019. — № 1. — С. 41—50.

5. Циолковский К.Э. Гений среди людей. 1918. — URL: www.tsiolkovsky.org/wp-content/uploads/2021/08/25-tsiolkovsky-genij-sredi-lyudej.pdf (дата обращения: 22.02.2023).

6. ДанилинаЯ.В. Популяризация науки как элемент инновационных коммуникаций // Научно-техническая информация. Серия 1. — 2022. — № 2. — С. 1—9.

7. Люди науки. Каталог проектов. — URL: https://citizen-science.ru/projects/ (дата обращения: 22.02.2023).

8. Павличенко ИА. Популяризация научного знания в публичных библиотеках зарубежных стран // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 42. — С. 60—65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Павличенко И .А. Публичная библиотека как институт формирования научной грамотности населения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. — СПб.,

2022. - 25 с.

10. Петербургская школа «гражданская наука». — URL: https://гражданскаянау-ка.рф/ (дата обращения: 22.02.2023).

11. Плешкевич ЕА. Методология отечественного библиотековедения: очерки истории и теории. — Саратов: Техно-Декор, 2022. — 324 с.

12. Плешкевич ЕА. Государство-ориентированная советская модель библиотечного обеспечения коммуникации науки и общества // Библиосфера. — 2023. — № 1. — С. 3—8.

13. Полякова В.В., Стрельцова ЕА. Научная грамотность и заблуждения населения / ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. — 22.06.2022. — URL: https://issek.hse.ru/ news/663241006.html (дата обращения: 22.02.2023).

14. Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности: утв. Минэкономразвития России 24 июня 2017 г. № 1325-р. — URL: https://legalacts.ru/doc/programma-populjarizatsii-nauchnoi-nauchno-tekhnicheskoi-i-innovatsionnoi-dejatelnosti-utv-minekonomrazvitija/ (дата обращения: 22.02.2023).

15. Соколова И.С. Популяризация естествознания в эпоху постмодерна: библиотека, университет, музей, «научное» кафе, театр // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2012. — № 5 (66). — С. 33—37.

16. Научные сообщества: роль журналов и мегажурналов открытого доступа в научной коммуникации / С. Уакелинг, В. Спези, Д. Фрай, К. Крисер, С. Пин-филд, П. Уиллетт // Библиосфера. — 2019. — № 1. — С. 3—9. — DOI: 10.20913/18153186-2019-1-3-9.

17. Юкляевская А.В. Анализ современной практики создания рекомендательных библиографических ресурсов в библиотеках России // Библиосфера. —

2023. — № 1.

18. Taylor M., Perakakis P. The siege of science // Ethics in Science and Environmental Politics. — 2008. — Vol. 8, N 1. — P. 17—40.

Статья поступила в редакцию 13.12.2022. Статья прошла рецензирование 27.12.2022.

Olga LLavrik, Lidiya Kurmysheva. Scientific Knowledge Promotion IDEAS AND IDEALS DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.2-291-311

LIBRARY: SCIENTIFIC KNOWLEDGE PROMOTION AND OTHER POINTS OF INTERSECTION

Lavrik, Olga,

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chief Researcher

State Public Scientific Technological Library SB RAS, 15 Voskhod Street, Novosibirsk, 630200, Russian Federation ORCID: 0000-0001-8859-8921 [email protected]

Kurmysheva, Lidiya,

Junior Researcher

State Public Scientific Technological Library SB RAS, 15 Voskhod Street, Novosibirsk, 630200, Russian Federation ORCID: 0000-0002-8452-2361 [email protected]

Abstract

The article examines the potential of the library as a possible active participant in the interaction of science and society. The situation with the library nowadays can be described as the search for its new niche in the readers' space. The purpose of the article is to analyze the possibilities of libraries for the development of communications between science and society. The first part of the article presents the history and analysis of the modern participation of libraries in the communication of science and society, the second part analyses the potential of libraries in this process. The authors come to the following conclusion: libraries can become one of the conditions for rational communication between science and society, which should act not only in the usual system of documentary communication, but also in the system of data communication, interpersonal communication. Libraries should expand their role in the society: to be an intermediary and serve not only "scientist to scientist" communication, but also "scientist to the society" communication. The study showed that various forms both one-time and repetitive mass events of a popular scientific nature have not yet become systemic. The practice of libraries' participation in other facets of communication between science and society (increasing public understanding of science; involving the public in science) is not yet visible at all. The weak influence of libraries on the development of communications between science and society is also evidenced by the analysis of their activities presented on their websites. This practice is confirmed not only by the analysis of websites, but also by publications: their number is not large (31), and by the way, the authors tackle this topic only once. The paper suggests solving of the above-mentioned problems using huge potential of the libraries.

Keywords: science, society, communication channels, scientific library, forms of interaction between library and society, popularization, scientific literacy, formation of scientific worldview, informatization of library processes.

SCIENTIFIC /JOURNAL

Bibliographic description for citation:

Lavrik O., Kurmysheva L. Library: Scientific Knowledge Promotion and Other Points of Intersection. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 1, pt. 2, pp. 291—311. DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.2-291-311.

1. Bezvesel'naya Z.V Rol' obshchestvennykh nauk v sovremennom mire [The role of the social sciences in the modern world]. Kontseptual [Conceptual]. Collection of scientific papers of the Department of Philosophy and History. Moscow, 2016, iss. 2, pp. 141-144.

2. Lavrik O.L., ed. Biblioteki i podderzhka nauchnykh issledovanii [Libraries and research support]. St. Petersburg, Publishing Press Association, 2022. 436 p.

3. Britikov A.F. Russkii sovetskii nauchno-fantasticheskii roman [Russian Soviet science fiction novel]. Leningrad, Nauka Publ., 1970. 448 p.

4. Volkova A.V Potentsial «grazhdanskoi nauki» v obshchestvenno-politicheskom razvitii [Potential of «civil science» in social and political development]. Sotsial'no-politicheskie issledovaniya = Social and Political Research, 2019, no. 1, pp. 41-50.

5. Tsiolkovskii K.E. Genii sredi lyudei [Genius among people]. 1918. (In Russian). Available at: www.tsiolkovsky.org/wp-content/uploads/2021/08/25-tsiolkovsky-genij-sredi-lyudej.pdf (accessed 22.02.2023).

6. Danilina Ya.V Populyarizatsiya nauki kak element innovatsionnykh kommunikat-sii [Science popularization as an element of innovative communications]. Nauchno-tekh-nicheskaya informatsiya. Seriya 1 = Scientific and Technical Information Processing, 2022, no. 2, pp. 1-9. (In Russian).

7. Lyudi nauki. Katalogproektov [People of science. Project catalog]. (In Russian). Available at: https://citizen-science.ru/projects/ (accessed 22.02.2023).

8. Pavlichenko I.A. Populyarizatsiya nauchnogo znaniya v publichnykh bibliotekakh zarubezhnykh stran [Popularization of scientific knowledge in public libraries in foreign countries]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2018, no. 42, pp. 60-65.

9. Pavlichenko I.A. Publichnaya biblioteka kak institut formirovaniya nauchnoigramotnosti naseleniya. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Public library as an institution for the formation of scientific literacy of the population. Authors abstract of PhD in Pedagogy diss.]. St. Petersburg, 2022. 25 p.

10. Peterburgskaya shkola «grazhdanskaya nauka» [Petersburg School of Civil Science]. Available at: https://rpa»AaHCKaflHayKa.p^/ (accessed 22.02.2023).

11. Pleshkevich E.A. Metodologiya otechestvennogo bibliotekovedeniya: ocherki istorii i teorii [Methodology of Russian library science: Essays on history and theory]. Saratov, Tekh-no-Dekor Publ., 2022. 324 p.

12. Pleshkevich E.A. Gosudarstvo-orientirovannaya sovetskaya model' bibliotech-nogo obespecheniya kommunikatsii nauki i obshchestva [State-oriented Soviet model of library support for the communication of science and society]. Bibliosfera, 2023, no. 1, pp. 3-8. (In Russian).

References

13. Polyakova V.V., Strel'tsova E.A. Nauchnaya gramotnost' i %ablu%hdeniya naseleniya [Scientific literacy and misconceptions of the population]. ISSEC HSE, 22.06.2022. Available at: https://issek.hse.ru/news/663241006.html (accessed 22.02.2023).

14. Programma populyari%atsii nauchnoi, nauchno-tekhnicheskoi i innovatsionnoi deyatel'nosti [Program for popularization of scientific, scientific-technical and innovative activities]. Approved. Ministry of Economic Development of Russia dated June 24, 2017 No. 1325-r. Available at: https://legalacts.ru/doc/programma-populjarizatsii-nauch-noi-nauchno-tekhnicheskoi-i-innovatsionnoi-dejatelnosti-utv-minekonomrazvitija/ (accessed 22.02.2023).

15. Sokolova I.S. Populyarizatsiya estestvoznaniya v epokhu postmoderna: bibliote-ka, universitet, muzei, «nauchnoe» kafe, teatr [Popularization of natural science in postmodernism: library, university, museum, "science" cafe, theater]. Gumanitarnye isotsial'no-ekonomicheskie nauki = Humanities and Socio-economic sciences, 2012, no. 5 (66), pp. 33—37.

16. Wakeling S., Spezi V., Fry J., Creaser C., Pinfield S., Willett P. Nauchnye soob-shchestva: rol' zhurnalov i megazhurnalov otkrytogo dostupa v nauchnoi kommuni-katsii [Academic communities: The role of journals and open-access mega-journals in scholarly communication]. Bibhosfera, 2019, no. 1, pp. 3-9. DOI: 10.20913/1815-31862019-1-3-9. (In Russian).

17. Yuklyaevskaya A.V. Analiz sovremennoi praktiki sozdaniya rekomendatel'nykh bibliograficheskikh resursov v bibliotekakh Rossii [Analysis of the modern practice of creating recommendatory bibliographic resources in Russian libraries]. Bibliosfera, 2023, no. 1. (In Russian).

18. Taylor M., Perakakis P. The siege of science. Ethics in Science and Environmental Politics, 2008, vol. 8, no. 1, pp. 17-40.

The article was received on 13.12.2022. The article was reviewed on 27.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.