Научная статья на тему 'Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России'

Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рекомендательные библиографические ресурсы / рекомендательная библиографическая деятельность / библиотеки / популяризация науки / продвижение научных знаний / selected bibliographic resources / selected bibliographic activity / libraries / popularization of science / promotion of scientific knowledge

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юкляевская Анна Вячеславовна

Цель статьи – показать результаты исследования рекомендательных библиографических ресурсов в библиотеках России для популяризации науки, продвижения научных знаний, формирования научного мировоззрения и развития научной грамотности. Были рассмотрены рекомендательные библиографические ресурсы на 87 сайтах библиотек. Выявлено 750 рекомендательных библиографических ресурсов, из них 280 (27 %) нацелено на распространение современных научных знаний. В большинстве – это непополняемые ресурсы. Установлено, что в процессе продвижения научных знаний библиотеки активнее всего используют обзоры; электронные тематические коллекции, подборки, выставки и рекомендательные списки; реже – рекомендательные библиографические указатели, путеводители, дайджесты, картотеки и библиографические справочники. Почти не используются такие традиционные виды рекомендательных пособий, как памятки, библиографические очерки, популярные библиографические энциклопедии, буклеты, альманахи. Сделан вывод, что в деятельности библиотек по распространению научных знаний рекомендательные библиографические ресурсы пока не занимают достойного места, несмотря на их решающую роль в целенаправленном и систематически организуемом самообразовательном чтении, открывающем широкие возможности для формирования научного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Юкляевская Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selected Bibliographic Resources for the Promotion of Scientific Knowledge on the Websites of Libraries in Russia

The purpose of the article is to show the results of a study of selected bibliographic resources in Russian libraries for the popularization of science, the promotion of scientific knowledge, the formation of a scientific worldview and the development of scientific literacy. Selected bibliographic resources on 87 library sites were considered. 750 selected bibliographic resources were identified, of which 280 (27 %) are aimed at disseminating modern scientific knowledge. Most of these are non-renewable resources. It has been established that in the process of promoting scientific knowledge, libraries most actively use reviews; electronic thematic collections, selections, exhibitions and selected lists; less often – selected bibliographic indexes, guidebooks, digests, card indexes and bibliographic reference books. Such traditional types of advisory aids as memos, bibliographic essays, popular bibliographic encyclopedias, booklets, and almanacs are almost never used. It is concluded that in the activities of libraries for the dissemination of scientific knowledge, selected bibliographic resources do not yet occupy a worthy place despite their decisive role in purposeful and systematically organized self-educational reading, which opens up wide opportunities for the formation of scientific worldview.

Текст научной работы на тему «Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России»

БИБЛИОТЕЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Научная статья

УДК 019.922:004.378.1(470) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-65-72

Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России

А. В. Юкляевская

Юкляевская Анна

Вячеславовна,

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200, Россия, младший научный сотрудник отдела научной библиографии, аспирант

ORCID: 0000-0001-9837-9423 e-mail: YuklyaevskayaA@spsl.nsc.ru

Аннотация. Цель статьи - показать результаты исследования рекомендательных библиографических ресурсов в библиотеках России для популяризации науки, продвижения научных знаний, формирования научного мировоззрения и развития научной грамотности. Были рассмотрены рекомендательные библиографические ресурсы на 87 сайтах библиотек. Выявлено 750 рекомендательных библиографических ресурсов, из них 280 (27 %) нацелено на распространение современных научных знаний. В большинстве - это непополняемые ресурсы. Установлено, что в процессе продвижения научных знаний библиотеки активнее всего используют обзоры; электронные тематические коллекции, подборки, выставки и рекомендательные списки; реже - рекомендательные библиографические указатели, путеводители, дайджесты, картотеки и библиографические справочники. Почти не используются такие традиционные виды рекомендательных пособий, как памятки, библиографические очерки, популярные библиографические энциклопедии, буклеты, альманахи. Сделан вывод, что в деятельности библиотек по распространению научных знаний рекомендательные библиографические ресурсы пока не занимают достойного места, несмотря на их решающую роль в целенаправленном и систематически организуемом самообразовательном чтении, открывающем широкие возможности для формирования научного мировоззрения.

Ключевые слова: рекомендательные библиографические ресурсы, рекомендательная библиографическая деятельность, библиотеки, популяризация науки, продвижение научных знаний Для цитирования: Юкляевская А. В. Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России // Библиосфера. 2023. № 1. С. 65-72. https://doi. 0^/10.20913/1815-3186-2023-1-65-72.

Статья поступила в редакцию 05.12.2022 Получена после доработки 24.01.2023 Принята для публикации 01.02.2023

© А. В. Юкляевская, 2023

СЕ ©

с

CL 1_ О х С ш

X

ш

СЕ

с

X IT ш I-

о

X

с ш

X

ш

65

Selected Bibliographic Resources for the Promotion of Scientific Knowledge on the Websites of Libraries in Russia

Anna V. Yuklyaevskaya

Yuklyaevskaya Anna Viacheslavovna,

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Voskhod str., 15, Novosibirsk, 630200, Russia,

Junior Researcher, Postgraduate Student, Department of Scientific Bibliography

ORCID: 0000-0001-9837-9423 e-mail: YuklyaevskayaA@spsl.nsc.ru

Received 05.12.2022 Revised 24.01.2023 Accepted 01.02.2023

Abstract. The purpose of the article is to show the results of a study of selected bibliographic resources in Russian libraries for the popularization of science, the promotion of scientific knowledge, the formation of a scientific worldview and the development of scientific literacy. Selected bibliographic resources on 87 library sites were considered. 750 selected bibliographic resources were identified, of which 280 (27 %) are aimed at disseminating modern scientific knowledge. Most of these are non-renewable resources. It has been established that in the process of promoting scientific knowledge, libraries most actively use reviews; electronic thematic collections, selections, exhibitions and selected lists; less often - selected bibliographic indexes, guidebooks, digests, card indexes and bibliographic reference books. Such traditional types of advisory aids as memos, bibliographic essays, popular bibliographic encyclopedias, booklets, and almanacs are almost never used. It is concluded that in the activities of libraries for the dissemination of scientific knowledge, selected bibliographic resources do not yet occupy a worthy place despite their decisive role in purposeful and systematically organized self-educational reading, which opens up wide opportunities for the formation of scientific worldview.

Keywords: selected bibliographic resources, selected bibliographic activity, libraries, popularization of science, promotion of scientific knowledge Citation: Yuklyaevskaya A. V. Selected Bibliographic Resources for the Promotion of Scientific Knowledge on the Websites of Libraries in Russia. Bibliosphere. 2023. № 1. P. 65-72. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-65-72.

x

CL <

GC О

о

_J

99

m

>

GC <

GC CG

Введение

В процессе формирования системы научного знания большим потенциалом обладают рекомендательные библиографические ресурсы, влияющие на читательскую деятельность и формирующие мотивы для выбора книг. Рекомендательные библиографические ресурсы - неоднократно становились объектом изучения (Г. Л. Левин (2018), Е. В. Губина (2021), М. Е. Бабичева (2011), О. В. Решетникова (2019), В. В. Брежнева (2020)). В библиографоведческих исследованиях получил распространение взгляд на библиографические ресурсы как на определенным образом организованную, упорядоченную библиографическую информацию, создаваемую для удовлетворения библиографических потребностей (Левин, 2018). Такой подход нашел отражение в ст. 9 ГОСТ Р 7.0.76-2022 «Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения»1, введенном в действие с 1 сентября 2022 г., в соответствии с которым «Библиографический ресурс - информационный ресурс, основу которого составляет

1 ГОСТ Р 7.0.76-2022 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения. Москва : Стан-дартинформ, 2022. IV, 23 с.

библиографическая информация». Это определение взято нами за основу.

Цель исследования - изучение рекомендательных библиографических ресурсов библиотек для популяризации науки, продвижения научных знаний, формирования научного мировоззрения и развития информационной грамотности на 87 веб-сайтах федеральных, национальных, республиканских, краевых и областных научных библиотек Российской Федерации.

Для того чтобы установить, в какой степени российские библиотеки используют потенциал рекомендательных библиографических ресурсов в процессе распространения научных знаний, ставились и решались следующие задачи:

• выявление видов рекомендательных библиографических ресурсов, представленных на сайтах библиотек;

• выделение видов рекомендательных библиографических ресурсов для продвижения научных знаний на сайтах библиотек;

• установление особенностей создаваемых ресурсов;

• раскрытие возможностей дополнительных сервисов, сопровождающих рекомендательные библиографические ресурсы, ориентированные на распространение научных знаний среди широкой читательской аудитории.

Отбор объектов (рекомендательные библиографические ресурсы, нацеленные на распространение научных знаний) производился по следующим критериям:

• достоверность и соответствие научным представлениям информации, содержащейся в ресурсе;

• соответствие целевому назначению - распространение научных знаний;

• адресат - широкая аудитория пользователей.

В соответствии с критерием достоверности не рассматривались ресурсы с антинаучной информацией (НЛО, экстрасенсорика, хиромантия и т. д.). Учитывалась библиографическая продукция, направленная на формирование представлений и расширение знаний читателей о деятельности ученых или о научных проблемах. Сведения о целевом назначении и адресате брались из аннотаций и вступительных статей от составителей ресурсов.

Исследование проводилось с применением метода контент-анализа, позволившего выявить содержание объекта изучения, сравнить содержание и форму нескольких объектов, представить результаты в виде таблиц и диаграмм. Полученные данные проанализированы при помощи программы Microsoft Ехсе1.

Рекомендательные библиографические ресурсы на библиотечных сайтах: общая характеристика

В феврале - октябре 2022 г. было изучено 87 сайтов российских библиотек - федеральных и субъектов РФ (национальных республиканских, краевых, областных), распределенных в соответствии с административно-территориальным делением:

• федеральных - 16 (19 %), национальных -16 (19 %),

• республиканских и краевых - 8 (9 %),

• областных - 47 (53 %).

Изучались следующие параметры:

• виды представленных на сайтах рекомендательных библиографических ресурсов, включая ресурсы по пропаганде современной науки;

• форма представления ресурсов на веб-сайтах (только электронная версия/наличие и электронной, и печатной версий);

• пополняемость / непополняемость рекомендательных библиографических ресурсов;

• реализация целевого назначения рекомендательных библиографических ресурсов по распространению научных знаний в различных вариантах: дать общее представление, повысить уровень осведомленности, заставить задуматься над отдельными вопросами, осознать ответственность и т. д.;

• наличие / отсутствие в ресурсах дополнительных сервисов, реализуемых с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

Рекомендательные библиографические ресурсы обнаружены на 58 (66,6 %) сайтах. Полагаем, что отсутствие на веб-сайтах этих ресурсов не всегда означает, что та или иная библиотека не занимается рекомендательной деятельностью. Рекомендательные пособия являются частью фонда и могут быть доступны локально.

Всего выявлено 750 рекомендательных библиографических ресурсов:

• непополняемых 589 (79 %), из них

представлены только в электронной

форме 481 (64 %),

имеют и электронную, и печатную версии 108 (14 %);

• пополняемых - 161 (21 %).

Из обновляемых ресурсов представлено

• в электронном виде 142 (19 %),

• электронном и печатном виде 19 (3 %).

Рекомендательные библиографические

ресурсы представлены в основном электронными версиями, не имеющими печатного аналога.

Как правило, рекомендательные библиографические ресурсы расположены в рубриках «Ресурсы» или «Издания библиотеки». Внутри рубрик разделение по годам или по видам проводится в редких случаях, в основном представлен сплошной перечень. Тем не менее на некоторых веб-сайтах ресурсы, созданные библиотекой, сгруппированы по годам. Например, на сайте Курской областной универсальной библиотеки им. Н. Н. Асеева размещены полные тексты библиографических изданий (включая рекомендательные) по годам, с 2003 по 2022 г.

Виды рекомендательных библиографических ресурсов на библиотечных сайтах

Изучение библиотечных сайтов показало, что виды используемых рекомендательных библиографических ресурсов разнообразны. К ним относятся:

• рекомендательные списки - 250 (33 %);

• электронные тематические коллекции, подборки, выставки - 182 (24 %);

• обзоры - 138 (18 %);

• рекомендательные библиографические указатели - 63 (8 %);

• памятки - 41 (6 %);

• путеводители - 20 (3 %);

• дайджесты - 11 (1 %);

• альманахи - 9 (1 %);

• библиографические справочники - 7 (1 %);

• биобиблиографические очерки - 6 (1 %);

• буклеты - 6 (1 %);

• картотеки - 6 (1 %);

ее ©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

CL 1_ О х

С

ш

X

ш

се <

х :т ш I-О х с ш

X

ш

>-

X

о. <

ОС

и

О ^

99

т >-

ос с ос т

• закладки - 5 (1 %);

• библиографические популярные энциклопедии - 3 (0,5 %);

• базы данных - 2 (0,5 %);

• каталоги книг - 1 (0 %).

Можно судить о видах рекомендательных библиографических ресурсов, которые реже всего (1 % и менее) используются библиотеками в процессе распространения научных знаний.

Из 750 выявленных рекомендательных библиографических ресурсов лишь 280 (27 % от общего количества) нацелено на распространение современных научных знаний. При этом число непополняемых ресурсов, популяризирующих науку, составило 245, а пополняемых лишь 35.

Рекомендательные библиографические ресурсы, направленные на распространение научных знаний, распределяются по видам следующим образом:

• обзоры - 103 (37 %);

• электронные тематические коллекции, подборки, выставки - 74 (26 %);

• рекомендательные списки - 55 (20 %);

• рекомендательные библиографические указатели - 10 (4 %);

• путеводители - 9 (3 %);

• дайджесты - 7 (2 %);

• картотеки - 5 (2 %);

• библиографические справочники - 5 (2 %);

• памятки - 4 (1 %);

• биобиблиографические очерки - 3 (1 %);

• библиографические популярные энциклопедии - 2 (1 %);

• буклеты - 1 (0,3 %);

• альманахи - 1 (0,3 %);

• базы данных - 1 (0,3 %);

• другие - 4 %.

Следует отметить, что в процессе продвижения научных знаний библиотеки активнее всего используют обзоры, электронные тематические коллекции, подборки и выставки, а также рекомендательные списки. Редко используются рекомендательные библиографические указатели, путеводители, дайджесты, картотеки и библиографические справочники. Почти не используются памятки, биобиблиографические очерки, популярные библиографические энциклопедии, буклеты, альманахи, базы данных.

Особенности рекомендательных библиографических ресурсов для распространения научных знаний

Рекомендательные библиографические обзоры (включают также видео- и аудиооб-зоры) в большинстве своем непополняемые -97 ресурсов, пополняемых только 6. Примером пополняемого рекомендательного ресурса

служит библиографический обзор новых научных и научно-популярных книг, изданных по программам Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований, размещенный на сайте Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова. Он пополняется ежеквартально начиная с 2019 г. и адресован не только специалистам, но и широкой аудитории читателей, увлекающихся научно-популярной литературой.

Помимо обзоров книжных изданий, встречаются обзоры веб-ресурсов, например, в 2019 г. сотрудниками Российской государственной библиотеки (РГБ) О. В. Решетниковой и Е. В. Губи-ной подготовлен ежегодно обновляемый обзор интернет-ресурсов в виде электронного издания «Психология для всех» (Психология..., 2019), а в 2004 г. С. В. Бушуев, В. Е. Лойко и Т. Н. Малышева составили обзор веб-ресурсов, посвященных истории России (История., 2004).

В отдельных случаях обзоры сопровождаются рекомендациями и постами-приглашениями к обсуждению книг, причем зарегистрированные читатели могут комментировать книги (формы для комментариев есть на сайтах), составлять рейтинги и влиять на них, участвуя в голосовании.

Библиотеки, создающие обзоры, иногда сообщают об их целевом назначении. Например, цель обзора «Экологическое сознание» на сайте Национальной научной библиотеки РСО-Ала-ния (Владикавказ) состоит в том, чтобы повысить экологическую ответственность читателей. Видеообзоры нередко выкладываются на официальных страницах библиотек в социальных сетях («ВКонтакте») или на канале YouTube.

В видеообзорах чаще представлены обложка и аннотация, библиографическое описание приводится не всегда, при этом аннотации могут быть расширенными. Реже пользователям предоставляется возможность читать книги онлайн. Обзоры представлены на библиотечных сайтах и как самостоятельные ресурсы, и как элементы интернет-проектов. Примером тому служит проект Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края «Наука Красноярского края в лицах и трудах ученых», включающий подрубрику «Популярно о науке» с видеообзорами, объединенными в цикл «По страницам научных биографий», размещенными на официальной странице библиотеки в социальной сети «ВКонтакте».

Библиотеками создаются и аудиообзоры книг, например, на сайте Челябинской областной универсальной библиотеки есть краеведческий под-каст «От верблюда», где размещены рекомендации ученых по книгам об истории и географии Южного Урала. Некоторые информационные

ресурсы в виде обзора содержат дополнительные опции «Забронировать», «Поделиться», «Подписаться на рассылку», а также имеют выход на электронный каталог библиотеки, на социальные сети.

Тематические коллекции и подборки книг, сайтов, виртуальные выставки - 74 ресурса, из них 64 непополняемых и 10 пополняемых.

На сайте Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино (Москва) в рубрике «Библиотека рекомендует» размещено 5 непопол-няемых электронных тематических коллекций о роботах (28 книг), об окружающей среде (27 книг), по истории астрономии в XVI-XVIII вв. (12 книг), по междисциплинарным исследованиям (19 книг), по истории математики в XVI-XVIII вв. (22 книги). Издания представлены обложками, библиографическими описаниями с рекомендательными аннотациями, сведениями о том, в каком подразделении библиотеки доступны. Дополнительная опция «перейти в каталог» позволяет посмотреть полное библиографическое описание, а также заказать книгу.

Тематические коллекции создаются библиотеками как самостоятельно, так и в рамках совместных проектов, при этом функции по отбору и научной экспертизе выполняет библиотека. Например, серия «Книги Политеха», созданная в процессе выполнения просветительского проекта библиотеки Политехнического музея (Москва) и издательств «Corpus», «Альпина нон-фикшн», «Бомбора». Эта серия включает пополняемые тематические коллекции «Земля и Вселенная», «Идеи и технологии», «Цифры и алгоритмы», «Человек и жизнь», «Материя и материалы».

Цели создания тематических коллекций, подборок и виртуальных выставок варьируются. Так, на сайте Ульяновской областной научной библиотеки им. В. И. Ленина размещена выставка «XX век. Знаменитые конструкторы авиации», цель которой - дать читателям / пользователям представление об ученых, которые внесли весомый вклад в становление отечественной авиации. Кроме библиографической информации, этот ресурс включает изображения, аналитическую статью об истории воздухоплавания и авиации и формировании советской школы самолетостроения, биографии знаменитых авиаконструкторов, интернет-ресурсы. Цель выставки «Загадки Древнего мира и Средневековья» более обширная: просвещение читателей, содействие сохранению и повышению интереса к изучению культурно-исторического наследия, продвижение чтения книг, а целевой аудиторией названы удаленные пользователи.

Литература, представленная в тематических коллекциях, подборках, на выставках, отобрана и рекомендована в основном библиотекарями.

Например, Курганская областная универсальная научная библиотека им. А. К. Югова в разделе сайта «Юговка рекомендует» создает подборки «Пять книг, обязательных к прочтению» по экологии, климатологии, глобальному потеплению климата, истории техники, искусству, открытиям, по русскому языку, а также о флоре и фауне. Отбором книг занимаются библиотекари.

Этот вид ресурсов нередко сопровождается дополнительными сервисами, такими как переход с библиографического описания в каталог с возможностью заказа. Подтверждение тому -электронная тематическая подборка «10 книг об Англии» на сайте Национальной библиотеки Ямало-Ненецкого автономного округа (Салехард).

Рекомендательные списки литературы - 55 всего, из них 50 непополняемых, 5 - пополняемых.

Составляются в основном библиографами на основе фондов определенной библиотеки. В некоторых случаях в этот вид пособия включаются обзорные статьи и приложения, содержащие дополнительные сведения. Например, на сайте Липецкой областной универсальной научной библиотеки размещен рекомендательный список, посвященный исследователю и путешественнику Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (Исследователь..., 2022), содержащий библиографическую информацию о произведениях исследователя, о его жизни и творчестве, журнальных статьях, справочных изданиях, а также обзорную статью о жизни и творческой деятельности путешественника, приложение с картой маршрутов экспедиций.

Рекомендательные списки литературы могут быть представлены в качестве отдельного ресурса или в виде дополнения к информационным статьям в видеообзорах, коллекциях, подборках, виртуальных выставках. В первом случае эти ресурсы сгруппированы по годам (архивы), например, на сайте Государственной национальной библиотеки Кабардино-Балкарской Республики им. Т. К. Мальбахова (Нальчик) находится архив рекомендательных списков литературы с 2010 по 2020 г.

Этот вид библиографических ресурсов может быть размещен и в отдельных блогах или рубриках на сайтах библиотек. Так, Национальная библиотека Удмуртской Республики (Ижевск) ведет блог «Интеллектуальный кофе», куда в 2020 г. добавлен список «Самые популярные книги про иммунитет и здоровье», при этом составители ссылаются на рейтинги представленных изданий в рекомендательном книжном сервисе «Readrate». Иногда рекомендательные списки литературы аннотированы и иллюстрированы, аннотации в них могут быть расширенными,

ее ©

с

CL |_

О X

с ш

ш

се <

X

:т ш I-О х с ш

X

ш

рекомендательными или справочными. Государственная научная библиотека Кузбасса имени В. Д. Федорова (Кемерово) с 2020 г. по настоящее время ведет рубрику «Я читаю», где отдельно выделен жанр научно-популярной литературы. Перечень пополняется ежемесячно, в том числе книгами - лауреатами премии «Просветитель», при этом каждое издание сопровождается изображением обложки, информационной статьей, сведениями о дате размещения, количестве просмотров и тегами.

Целевое назначение создания рекомендательных библиографических списков варьируется. Это может быть

• расширение знаний читателей по определенной теме, например, список, посвященный 155-летию физика и изобретателя А. С. Попова «И понеслось над миром слово.» (2014), созданный в Белгородской государственной научной библиотеке;

• содействие глубокому пониманию широкой читательской аудиторией той или иной научной проблемы (рекомендательный список литературы за 2013-2020 гг. «Вселенная воды» на сайте Кировской областной библиотеки им. А. И. Герцена направлен на формирование понимания ценности водных ресурсов для каждого человека и важности их сохранения);

• ориентирование в информационном потоке и предоставление пользователям качественных источников информации по определенной теме, например, рекомендательный список литературы об Александре Невском на сайте Национальной библиотеки им. Н. Г. Доможакова Республики Хакасия (Абакан) (Александр Невский., 2021);

• ознакомление с авторитетной книжной серией, в которой выпускаются качественные издания (список книг серии «New Science» и «Pop Science», рекомендованный отделом абонемента Кировской областной библиотеки им. А. И. Герцена).

Не утратили актуальности рекомендательные библиографические указатели. Всего выявлено 63 ресурса, из них 10 направлены на распространение научных знаний (9 непополняемых и 1 пополняемый).

Следует отметить, что при создании реко-^ мендательных указателей составители четко ££ обозначают критерии отбора библиографируете мых объектов. Так, на сайте РГБ представлены О 16 выпусков указателя лучших книг «Психология m для всех» с 2004 по 2012 г. В выпуске 1 (2004) обо-m значено, что околопсихологическая (как быстро ос стать богатым и привлекательным, как подчи-[е нить себе других и т. п.) и оккультная литература 5 не рассматривалась. Ресурс представляет читателям только те издания, которые несут в себе достоверную научную информацию. Этой цели 70 подчинена структура указателя - группировка

литературы в соответствии с основными разделами психологической науки.

Созданы указатели, направленные на достижение двойной цели: не только развлечь пользователей, но и заставить задуматься над актуальной научной проблемой. На сайте Калужской областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского есть рекомендательный указатель фильмов в помощь экологическому просвещению «Зеленое кино» (Зеленое кино., 2016), в котором критериями отбора кинокартин послужили общность тематики - экология и охрана окружающей среды, интересный сюжет, яркий визуальный ряд и хорошая музыка.

Рекомендательные библиографические указатели для всестороннего освещения научной темы включают информацию о документах разного характера. Подтверждением служит указатель «Отечественная космонавтика: история и современность» (Отечественная космонавтика., 2021) на сайте Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, включающий 109 библиографических записей. Его цель - представить документы по истории отечественной космической программы. Для достижения цели из фонда библиотеки отобраны документы научного, научно-популярного, учебного, справочного характера за 1948-2020 гг. Записи сгруппированы по следующим тематическим рубрикам: «Советская и российская космическая отрасль: по страницам истории», «Отечественная космонавтика: современный этап» и «Герои космической эры».

Такие виды рекомендательных библиографических ресурсов, как путеводители, дайджесты, картотеки, библиографические справочники, памятки, биобиблиографические очерки, библиографические популярные энциклопедии, буклеты, альманахи, базы данных при продвижении научных знаний библиотеками используются редко.

Современные информационно-коммуникационные технологии и рекомендательные библиографические ресурсы

Изучение показало, что при создании всех видов рекомендательных библиографических ресурсов библиотеки используют современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие включать дополнительные сервисы в ресурсы, представленные на библиотечных вебсайтах. К таким возможностям относятся:

1) регулярная пополняемость актуальной информацией;

2) связь с электронным каталогом библиотеки с возможностью забронировать или заказать издание;

3) возможность расширенного поиска («Найти документы со всеми словами»);

4) тематическая связь отдельного издания с подборкой или коллекцией, или их группой;

5) наличие рекомендаций и постов-приглашений к обсуждению книг;

6) возможность оставлять комментарии, отзывы, влиять на рейтинг книги, а также получать информацию о количестве просмотров рекомендательного библиографического ресурса;

7) скачивание;

8) переход в социальные сети и на сайты рекомендательных книжных сервисов (например, Goodreads).

Заключение

Рекомендательные библиографические ресурсы, создаваемые современными библиотеками с целью продвижения научных знаний, малочисленны и составляют лишь 27 % от общего числа выявленных рекомендательных библиографических ресурсов, представленных на библиотечных сайтах. Эти ресурсы, хотя и разнообразны по видам, но в большинстве своем не пополняются, систематическая работа с ними не прослеживается. В настоящее время доведение достоверной научной информации до широкой читательской аудитории производится в основном с помощью рекомендательных обзоров, электронных тематических коллекций, подборок, выставок, списков литературы и в меньшей степени - указателей. Такие виды рекомендательных библиографиче-

ских ресурсов, как закладки, буклеты, популярные библиографические энциклопедии, биобиблиографические очерки в настоящее время почти не используются.

Многие из видов ресурсов создаются с применением современных коммуникационных технологий, значительно расширяющих функциональные возможности рекомендательной библиографии. Цель библиографических ресурсов может варьироваться в зависимости от вида, а также внутри одного и того же вида.

Библиотеки имеют большой опыт создания рекомендательной библиографической продукции, тем не менее в деятельности библиотек по распространению научных знаний еще не занимают должного места рекомендательные библиографические ресурсы как эффективные средства, определяющие содержание чтения, его системность, устойчивые познавательные интересы. Потенциал рекомендательной библиографии с точки зрения просвещения, продвижения чтения для получения знаний и расширения читательского кругозора реализуется не в полной мере. Представляется, что одним из возможных способов решения этой проблемы может быть использование рекомендательных сервисных технологий при создании таких ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом», № 122040600059-7.

Список источников / References

Александр Невский. Его роль в истории России : рек. список лит. / сост. И. В. Михайленко. Абакан, 2021. 34 с. [Mikhailenko IV (comp) (2021) Aleksandr Nevskij. Ego rol' v istorii Rossii: rekomendatel'nyj spisok literatury. Abakan. (In Russ.)].

Бабичева М. Е. Рекомендательные библиографические ресурсы нового поколения (из опыта НИО библиографии РГБ) // Румянцевские чтения - 2011 : материалы Междунар. науч. конф., Москва, 19-21 апр. 2011 г. Москва, 2011. Вып. 1. С. 29-34 [Babicheva ME (2011) Selected bibliographic resourses of a new generarion (on the experience of RSL). Rumyancevskie chteniya - 2011: materialy Mezhdunar. nauch. konf., Moskva, 19-21 apr. 2011 g. Moscow, iss. 1, pp. 29-34. (In Russ.)].

Брежнева В. В. Рекомендательная библиография -новые векторы развития в цифровой среде // Библиография. 2020. № 6. С. 3-14 [Brezhneva VV (2020) Selected bibliography - new vectors in the digital environment. Bibliografiya 6: 3-14. (In Russ.)].

Губина Е. В. От рекомендательно-библиографических пособий советского периода к современным

популярным библиографическим интернет-ресурсам // Румянцевские чтения - 2021 : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21-23 апр. 2021 г. Москва, 2021. Ч. 1. С. 210-216 [Gubina EV (2021) From selected bibliographic guide of the Soviet period to the modern popular bibliographic Internet-resources. Rumyancevskie chteniya - 2021: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 21-23 apr. 2021 g. Moscow, pt. 1, pp. 210-216. (In Russ.)].

Зеленое кино : рек. указ. фильмов в помощь экол. просвещению / сост. С. П. Кузнецова. Калуга, 2016. 114 с. [Kuznetsova SP (comp) (2016) Zelenoe kino: rekomendatel'nyj ukazatel' fil'mov v pomoshch' ekologicheskomu prosveshcheniyu. Kaluga. (In Russ.)].

И понеслось над миром слово... (к 155-летию А. С. Попова) : рек. список лит. / сост. Л. Лобова. Белгород : БИЦ БГУНБ, 2014. 52 с. [Lobova L (comp) (2014) I poneslos' nad mirom slovo... (k 155-letiyu A. S. Popova): rekomendatel'nyj spisok literatury. Belgorod: BGUNB. (In Russ.)].

Исследователь, путешественник Владимир Клавдие-вич Арсеньев : рек. список лит. / сост. И. А. Буева. Липецк, 2022. 14 с. [Bueva IA (comp) (2022)

Issledovatel', puteshestvennik Vladimir Klavdievich Arsen'ev: rekomendatel'nyj spisok literatury. Lipetsk. (In Russ.)].

История России в Рунете : обновляемый обзор веб-ресурсов / авт.-сост.: C. B. Бушуев, В. Е. Лойко, Т. Н. Малышева. Москва, 2004 [Bushuev SV, Lojko VE and Malysheva TN (comps) (2004) Istoriya Rossii v Runete: obnovlyaemyj obzor veb-resursov. Moscow. (In Russ.)]. URL: https://www.rsl.ru/ru/ nauka/editions/bibliography-editions, (дата обращения = accessed 04.05.2022).

Левин Г. Л. Библиографическая продукция онлайн: вопросы теории и практика РГБ и РНБ // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 5. С. 501-512 [Levin GL (2018) Bibliographic production on-line: questions and practice voprosy teorii i praktika in RSL and NLR. Bibliotekovedenie 67(5): 501-512. (In Russ.)]. DOI: 10.25281/0869-608X-2018-67-5-501-512.

Отечественная космонавтика: история и современность : библиогр. рек. указ. / сост. В. А. Гриценко. Донецк, 2021. 16 с. [Gritsenko VA (comp)

(2021) Otechestvennaya kosmonavtika: istoriya i sovremennost': bibliograficheskij rekomendatel'nyj ukazatel'. Donetsk. (In Russ.)]. URL: http://forum.lib-dpr.ru/viewtopic.php?f=20&t=83&sid=13ca1b0474ed 07d29c352462b7c9559a (дата обращения = accessed 14.06.2022).

Психология для всех. Ресурсы Интернета : ежегодно обновляемый обзор / подгот. О. В. Решетникова, Е. В. Губина, 2019 [Reshetnikova OV and Gubina EV (comps) (2019) Psihologiya dlya vsekh. Resursy Interneta: ezhegodno obnovlyaemyj obzor. (In Russ.)]. URL: https://www.rsl.ru/ru/nauka/ editions/bibliography-editions/ (дата обращения = accessed 22.06.2022)].

Решетникова О. В. Особенности представления ресурсов популярной (рекомендательной) библиографии на сайтах краевых и республиканских библиотек // Библиография. 2019. № 1. С. 64-78 [Reshetnikova OV (2019) Peculiarities of popular (selected) resources presentation in the sites of regional and republic libraries. Bibliografiya 1: 64-78. (In Russ.)].

x

CL <

DC

и о

_J

99

m

>

DC <

DC

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.