Научная статья на тему 'СМИ Италии'

СМИ Италии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
390
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ Италии»

СМИ ИТАЛИИ

Итоги 2004 г., отмеченного обилием событий, памятных дат и шумных кампаний, весьма противоречивы. Политическим событием года, к которому было приковано внимание итальянцев и в которое были вовлечены все без исключения СМИ, стали выборы в Европарламент, объединенные с административными на уровне провинций и коммун. Эти выборы рассматривались прежде всего как серьезная проба сил лидеров, их коалиций и партий в перспективе парламентских выборов 2006 г. (в основном "Дома свобод" Берлускони и "Объединения оливы" Проди). Арсенал средств воздействия на избирателей у всех партий был внушительным: от мобильной связи до традиционных уличных плакатов. Так, поголовно "мобилизованные" итальянцы получили от правительства SMS с напоминанием о сроках голосования, что, естественно, вызвало возмущение оппозиции и дальнейшие разбирательства по этому поводу. Однако "организационными" мотивами дело не ограничилось, поскольку как левые, так и правые кандидаты рассылали в виде SMS откровенную политическую рекламу. Эти выборы показали, что и мобильная телефония может быть весьма эффективным средством в предвыборной борьбе.

Что касается Интернета, то виртуальное пространство уже достаточно хорошо освоено всеми политическими партиями, использующими поистине неограниченные возможности Сети: от партийных порталов и форумов до откровенно скандальных сайтов, сбрасывающих разного рода дезинформацию и компромат на соперников. Но в центре внимания, как всегда, было телевидение, деятельность которого в ходе кампании регламентировалась нормами par conditio1. Весьма динамичной была наглядная агитация: она оперативно реагировала на события, как это было в случае с освобождением заложников в Ираке, и менялась по ходу кампании, как это было с имиджем Берлускони.

На фоне почти повсеместного европейского равнодушия к выборам итальянцы показали пример политической активности: 12 и 13 июня к урнам пришли 73,1% голосующих. Результаты голосования оказались не столь однозначными, как виделось многим. Но самым впечатляющим фактом стал урон, который понесла партия Берлускони "Forza Italia" (2001 г. — 29,4% и 2004 г. — 21,0%) и который был воспринят весьма болезненно и лидером партии, и союзниками по коалиции. Потеря 4 млн голосов избирателей не только подтвердила уязвимость социальной политики правительства Берлускони и его внешнеполитических акций, но и поставила под сомнение перспективность модели его персонализированной партии, сочетающей в себе черты "партии-предприятия" (partito-impresa) и "партии-медиа" (partito-media), а также эффективность средств ее политической коммуникации.

1 Délibéra AgCom N 60/04/CSP "Disposition di attuazione délia disciplina in materia di comunicazione politica e di parita di accesso ai mezzi di informazione relative aile campagne per le elezioni comunali e provinciali fissate nei mesi di maggio e giugno 2004".

На протяжении всего года, а особенно в предвыборной борьбе, в оппозиционной прессе настойчиво высказывалось беспокойство по поводу конфликта интересов премьера. Эта проблема, как известно, давно вышла за рамки Италии и стала предметом обсуждения на европейском уровне. В Докладе специальной комисии Европейского парламента5 и в последующей Резолюции о риске подавления свободы выражения и информации в иЕ, и, в частности, в Италии6, тема конфликта интересов была доминирующей. Формально она была снята с повестки дня и закрыта принятием после выборов закона 215 от 20 июля 2004 г.7 Последний вызвал много нареканий и дискуссий, поскольку просто легализовал существующую ситуацию.

Другим важным событием стало принятие закона Гаспарри5, который выводит итальянское законодательство в сфере коммуникаций на новый уровень не только в национальном, но и европейском контексте. На это обращал внимание в своем ежегодном Отчете гарант по коммуникациям профессор Кели6. По его мнению, для европейского сообщества принципиально важной стала разработка в 2003 г. пяти директив по электронной коммуникации, а для Италии — двух системных законов: объемного Кодекса электронных коммуникаций (221 статья)7, принятого в 2003 г. с учетом европейских директив и определившего сферу компетенции министерства коммуникаций, и вышеупомянутый закон Гаспарри, в котором радиотелевизионная система рассматривается с учетом развития новейших технологий, решений конституционного суда, пожеланий президента Чампи.

На сегодняшний день телевидение в Италии сохраняет свои лидирующие позиции на медийном рынке по всем позициям: от аудитории до рекламных инвестиций. И все это за счет двух трехканальных телегигантов — Раи и Медиасет, не имеющих равных себе конкурентов. Многолетнее соперничество между ними стало неотъемлемой частью итальянской телевизионной жизни и привело почти к равновесию, которое незначительно нарушается то в пользу Раи, то в пользу Медиасет. В 2004 г. по некоторым позициям Раи опередило Медиасет, хотя и ненамного.

5

Parlamento Europeo. 5 apr. 2004. Relazione sui rischi de violazione nell'UE e particolarmente in Italia della liberta di espressione e di informazione (articolo 11, par.2 della Carta dei diritti fondamentali).

3

Risoluzione del Parlamento Europeo. 22 apr. 2004.

4 Legge 20 luglio 2004, n 215 "Norme in materia di risoluzione dei conflitti di interessi". Gazzetta Ufficiale, n 193 del 18 agosto 2004.

5 Legge 3 maggio 2004, n 112 "Norme di principio in materia di assetto del sistema radiotelevisivo e della Rai-Radiotelevisione Spa, nonche delega al Governo per l'emanazione del testo unico della radiotelevisione" // Gazzetta Ufficiale, n 104 del 5 maggio 2004-Supplemento Ordinario n 82.

9 Autorita per le Garanzie nelle Comunicazione. Relazione annuale sull'attivita svolta e sui programmi di lavoro. Roma, 2004. 9 luglio.

Codice delle Comunicazione elettroniche. 1 agosto 2003 // Gazzetta Ufficiale. n 214 del 15 sett. 2003.

На фоне борьбы телегигантов привлекает внимание опыт альтернативного, так называемого тактического ТВ, например Telestreet или Candida-TV. Наследуя опыт альтернативного радио и ТВ 70-х годов, оно выражает протестный дух социально активной части "левой" и радикальной молодежи, особенно на базе антиглобализма.

Приоритетное положение ТВ на медийном рынке и перспективы его развития с опорой на закон Гаспарри — предмет серьезной озабоченности владельцев печатных СМИ. Наиболее ярко об этом свидетельствует позиция Итальянской федерации издателей газет (Fieg). Весьма осторожно ситуацию в печати в 2004 г. можно назвать обнадеживающей, поскольку был приостановлен спад совокупного тиража ежедневных газет, который продолжался в 2001—2003 гг. Что касается отдельных изданий, то их тиражи колебались в пределах, не нарушающих уже существовавшую иерархию. Впереди "Коррьере делла сера" и "Репуббли-ка", со значительным отрывом от них следовали "Стампа", "Мессаджеро" и "Джорнале". Это первая пятерка информационных национальных газет, имеющих тираж свыше 300 тыс. экз. Даже популярная "Гадзетта делло спорт" ни в обычных выпусках, ни в выпуске в понедельник не смогла обогнать "Корсеру" и "Репубблику". Уступает им также и влиятельная в деловых кругах "Соле-240ре". Обращает на себя внимание большое количество невостребованных экземпляров газет, так называемая "resa", которая является столь же характерной чертой итальянских газет, как и низкий уровень подписки. Журнальный сектор в Италии в отличие от газетного весьма представителен. Вот несколько цифр: всего издается около 4,5 тыс. периодических изданий с ежегодным тиражом 1,5 млрд экз. Правда, его "львиная доля" (1 млрд экз.) приходится на 241 издание, среди которых 67 еженедельников и 171 ежемесячник. За последние десять лет тираж увеличился на 20 млн экз., а читатели составили 34 млн человек.

Более динамичны в своем развитии были новые СМИ. И хотя считается, что у итальянцев с освоением новейших технологий не все обстоит благополучно (DVD, домашние кинотеатры, спутниковое ТВ), прогресс в этой сфере все-таки налицо. По данным Nielsen/Net Ratings, в Италии растет количество пользователей Интернета в основном за счет домашних подключений. 42% домов имеют выход в Сеть, что ставит Италию по этому показателю на третье место в Европе после Германии и Англии. За год число домашних пользователей увеличилось на 15%. Меняется привычный образ пользователя, который ассоциировался с мужчиной 18—49 лет (такими еще недавно были 63% пользователей). За последние два года их ряды пополнили женщины (+40%), дети (+102%), пожилые люди (+122%). Увеличилось число пользователей со средним образованием (+38%), домохозяек (+148%) и пенсионеров (+112%). Таким образом, Интернет демократизируется, его аудитория стареет и молодеет одновременно. Похоже, что он может стать таким же неотъемлемым членом итальянской семьи, как и телевидение.

Н.В. Урина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.