Научная статья на тему 'СМИ Италии'

СМИ Италии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ Италии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 5

Н.В. Урина

СМИ ИТАЛИИ

Год был отмечен многими важными событиями, в освещение которых были вовлечены все СМИ. Одним из главных стала смена ватиканского понтифика. Уход из жизни Иоанна Павла II, работа конклава и избрание нового папы римского Бенедикта XVI — эти темы долго были в центре внимания всех итальянских СМИ — и светских, и церковных. То, о чем и как повествовали они в эти дни, дает повод для выводов о медиатизации религии и церкви, об особенностях этого процесса и в то же время общих чертах с тем, что наблюдается в мире политики. Все, что связано с Ватиканом, в Италии приобретает особое звучание не только в силу исторической традиции, но и современных проблем, в которых религиозный фактор играет немаловажную роль. Позиция итальянского епископата по тем или иным вопросам еще способна оказывать влияние на общественное мнение страны, хотя, конечно, в меньшей мере, чем это было полвека назад. Подтвердил влияние, в частности, июньский референдум, в ходе которого итальянцы должны были высказаться за отмену некоторых статей закона, принятого в феврале 2004 г.1 и посвященного нормам в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. Итальянский епископат, исходя из христианского принципа неприкосновенности человеческой жизни, выступил против пересмотра статей закона и призвал католиков игнорировать референдум. Поэтому его провал вызвал широкое обсуждение в прессе, которое вышло за рамки медицинских вопросов. Однако постепенно ватиканские проблемы отошли на второй план, уступив место внутриполитическим и экономическим.

Состояние итальянской экономики, как всегда, давало немало поводов для дискуссий в СМИ. Часто стимулировал их английский еженедельник "Экономист", который пристально следит за ситуацией в Италии и порой сильно драматизирует ее. Однако как ни была высока значимость тех или иных вопросов, все они вписывались в контекст предвыборной борьбы, размах которой превзошел все ожидания. Средствам информации, "разобранным по интересам" противоборствующими левыми и правыми политическими силами, была отведена весьма существенная роль. Страницы газет и журналов, экраны телевизоров и интернет-сайты захлестнула волна политически ангажированной информации. С

1 Legge 19 febbraio 2004. N 40 "Norme in materia di procreazione medicalmente assistita".

одной стороны, в СМИ шло обсуждение серьезных проблем, как, например, о двухпартийное™, биполярности и поляризованном плюрализме или о судьбах демократии в современном мире. С другой стороны, в них шла ожесточенная словесная война, порой выходящая за рамки принятых правил и направленная на дискредитацию соперника. Она была фоном для всех событий, будь то апрельский правительственный кризис, экономические скандалы, формирование предвыборных блоков или смена руководства РАИ.

Среди важнейших событий прошедшего года, которые будоражили общественное мнение, были и те, что непосредственно связаны со СМИ. Особенно горячим выдалось лето 2005 г. Причинами этого стали, во-первых, ситуация, сложившаяся вокруг газеты "Коррьере делла сера", и, во-вторых, смена руководства РАИ.

Что касается "Коррьере делла сера", то речь шла о попытке амбициозного владельца недвижимостью Стефано Рикуччи войти в круг финансово-промышленной элиты, в частности на медийном рынке. Сообщения о том, что Рикуччи, за которым якобы стоит Берлускони, покупает 15% акций издательской группы "Риццоли-Корсера", вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Объединенные пактом согласия акционеры, редакционный комитет и сочувствующая пресса задействовали все резервы, чтобы взбудоражить общественное мнение. Однако горячая тема затем потонула в водовороте банковских скандалов и финансовых махинаций, в которых оказался замешанным Рикуччи. До конца года она так и не получила своего завершения, и вопрос об акционерном участии Рикуччи в группе "Корсера" оставался открытым, хотя уже многое говорило о том, что за стремительным взлетом предпринимателя с сильно подмоченной репутацией может последовать его падение.

Вторая тема жаркого лета — это РАИ с целым набором острых и трудноразрешимых проблем. Новый порядок избрания руководства РАИ, прописанный в законе 2004 г.2, может усилить влияние партий на РАИ, поскольку из семи членов административного совета, которые избираются парламентской комиссией, четыре представляют партии правящего большинства и три — оппозиционные. В прессе этот совет сразу назвали "parlamentino politico" (маленьким парламентом) и вспомнили пресловутую практику "lottizzazione" (распределения руководящих постов в соответствии с партийной принадлежностью, а не профессиональными качествами), бытовавшую на РАИ в 70—80-е годы. Процедура, занявшая много времени и державшая в напряжении политические и журналистские круги, походила на циничный политический

Legge 3 maggio 2004. N 112 "Norme di principio in materia di assetto del sistema radiotelevisivo e delle RAI — Radiotelevisione italiana Spa, nonché delega al Governo per l'emanazione del testo unico delle radiotelevisione".

торг, или дерби без правил. Это была "схватка над пропастью" правящего большинства и оппозиции. В результате генеральным директором стал представитель правого блока Альфредо Меоччи, а президентом — Клаудио Петруччоли от левых. К сожалению, в Италии РАИ — разменная карта в политической борьбе, которая разыгрывалась и в течение всего 2005 г.

Сам же телевизионный рынок не претерпевал заметных изменений. Его характеризовали те же тенденции, что и в 2004 г. На нем превалировали бесплатные эфирные каналы, как национальные (их 11), так и местные (более 500). Сохранялась и самая примечательная черта итальянского телеэфира, а именно его бипо-лярность. Два гиганта в лице РАИ и Медиасет в 2005 г. имели долю чуть больше 85%3. С одной стороны, они являются конкурентами в борьбе за зрителя, а с другой — не хотят многополярности и одинаково болезненно реагируют на появление соперников даже в сфере платного ТВ. Подобная ситуация делает их "заклятыми друзьями", но не отменяет рейтинговой гонки. Правда, разрыв между лидером РАИ (43,25%) и преследователем Медиасет (41,93%) чуть меньше, чем вся эфирная доля третьего участника — канала "Ла Сетте" (2,71%). Так что "телеразрыв" в Италии существует, но это разрыв между РАИ и Медиасет, с одной стороны, и всеми остальными каналами — с другой.

В сфере печати в 2005 г. было относительное спокойствие. Представляя ежегодный отчет Национальной федерации издателей газет, ее президент Борис Бьянкери обратил внимание присутствовавших на позитивное в целом развитие печати в 2002— 2005 гг. Несмотря на интенсивное развитие новых СМИ и не совсем благоприятную экономическую ситуацию, печать, по его мнению, подтверждает способность к конкуренции на рынке. Об этом свидетельствуют стабильность в продаже газет, увеличение продажи журналов, рост индексов чтения как газет, так и журналов, увеличение доходов от рекламы. Всякое положительное движение в секторе печати в Италии воспринимается как успех, поскольку предельно малый разовый тираж ежедневных газет4, минимальное распространение по подписке и большой остаток непроданных экземпляров остаются пока непреодолимыми препятствиями.

Двадцатку ежедневных газет, имеющих тираж свыше 100 тыс. экз., по-прежнему возглавляла "Коррьере делла сера" (843 тыс.), за которой почти вплотную шла "Репубблика" (791 тыс.). Они лидеры на газетном рынке, которым уступает по тиражу даже популярная "Гадзетта делло спорт". Журнальный сектор всегда был в Италии более успешным и благополучным, чем газетный. В многоликом отряде еженедельников наибольший тираж отмечен у

3 По данным AGB Nielsen Media Research (2005).

4 La stampa in Italia 2002—2005. Fieg. 2006.

"Сорризи э канцони ТВ" (более 1,5 млн экз.), а "Фамилья Кристиана", которая раньше первенствовала, теперь имеет тираж вдвое меньший, чем "Сорризи", и занимает лишь пятое место. Это достаточно символичная смена лидера: место семейного католического журнала занял еженедельник телепрограмм. По-прежнему популярны иллюстрированные еженедельники "Оджи" (902 тыс.) и "Дженте" (701 тыс.), продолжается конкуренция между информационными еженедельниками "Панорама" (718 тыс.) и "Эспрес-со" (563 тыс.).

Несмотря на относительную стабильность в печати, она продолжает испытывать трудности, во многом связанные с дефицитом рекламы, львиную долю которой поглощает телевидение. На долю печати приходится 35,8% рекламных инвестиций, а на долю ТВ — 56%. Несмотря на то что в 2005 г. рекламные инвестиции в печать возросли на 3,5%, а в телевидение — на 2,7%, разрыв остался прежним5. По сравнению с 2004 г. существенно возросли рекламные инвестиции в Интернет (+18%). Интерес рекламодателей к нему вызван не только увеличением количества пользователей, но и расширением их социальной и возрастной базы, а также все большим женским присутствием в Сети.

Темпы освоения итальянцами Интернета не самые высокие, но последовательные. Больше всего пользователей у домашнего Интернета (22,9 млн человек) и меньше всего в сфере образования и общественных служб (5,4 млн). В целом хотя и неравномерно, но прогрессирует оснащенность итальянских семей информационно-коммуникационными технологиями. По данным доклада Federcomin-Anie, в 2005 г. 98% итальянских семей имели телевизор (в среднем 1,9 приемника на семью), 87 — мобильные телефоны (2,2 аппарата на семью), 52% — компьютер (1,2 компьютера на семью), 42% были активными пользователями Интернета, 28 — имели спутниковую антенну, 16 — пользовались платным ТВ и 10% были подключены к широкополосному кабелю6.

Италия, традиционно считающаяся телевизионной страной, теперь приобретает черты страны "мобильной": в 2005 г. она заняла первое место в Европе по концентрации сотовых телефонов — 109,42 на 100 жителей, уступив только Гонконгу (114,53) в мировом масштабе. Мобильные телефоны, которые в Италии ласково называют "телефонини", стали неотъемлемой частью жизни современного итальянца, особенно молодого.

2005 год не выявил в сфере СМИ принципиально важных новых тенденций. В какой-то мере это было затишье перед бурей — парламентскими выборами, которые стали основным событием 2006 г.

5 По данным отчета Nielsen Media Research — AdEx (2005).

6 Federcomin-Anie. L'Italia dell'e-Family. Rapporta 2005. P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.