■ ■ ■ СМИ И ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ
Автор: БОГОВА Х1.
БОГОВА Христина - доктор философии, преподаватель по дисциплинам «Европейские коммуникационные практики», «Убеждающая коммуникация», «Организация и управление общественных процессов» в Университете библиотековедения и информационных технологий, София, Болгария. Е-таН: [email protected]
Аннотация. Сегодня средства массовой информации формируют новый уровень отношений между странами, создавая глобальную инфраструктуру и проникая практически во все сферы международной жизни. Современный мир подчиняется негласному правилу: реальное событие существует только тогда, когда оно рассказано средствами массовой информации и представлено соответствующим образом широкой аудитории. Независимо от того, что дипломатия является относительно консервативной областью, эти серьезные СМИ и глобальные изменения не могут ее обойти. Именно им - СМИ - принадлежит одна из основных ролей в международных отношениях - их отражение. В настоящей статье рассматривается, как СМИ отражают внешнюю политику Болгарии, какое значение имели они на национальном и международном уровне в период 2010- 2016 гг.
Ключевые слова: внешняя политика, СМИ, международные отношения, общество, Республика Болгария.
Для цитирования: Богова Х. СМИ и отражение внешней политики республики Болгария. - Коммуникология. Том 5.№1.С.156-163 РО! 10.21453/2311-3065-2017-5-1-156-163
Проблема взаимосвязи, сотрудничества и напряжения между органами власти и средствами массовой информации на сегодняшний день является одной из основных проблем. Изучение специфики политической власти является не только актуальной темой, но и должно рассматриваться с научно-практической точки зрения.
Демократический потенциал СМИ
В настоящее время власть является сложным, многогранным феноменом, проявляющимся в различных организационных формах, методах и спосо-
1 Христина Богова защитила кандидатскую диссертацию в области политических наук в Дипломатической академии в Москве. Она работала директором Дирекции «Связи с общественностью и протокол» в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия с 2005 по 2014 г. и парламентарным секретарем в Министерстве образования. Преподаватель по дисциплинам «Европейские коммуникационные практики», «Убеждающая коммуникация», «Организация и управление общественных процессов» в Университете библиотековедения и информационных технологий (София, Болгария).
бах ее осуществления, системах отношений, целях и т.д. Средства массовой информации являются основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, в первую очередь за счет наиболее полного информирования граждан обо всех важных процессах и явлениях, происходящих в обществе: о позициях и действиях власти, их усилиях, предпринятых для решения вопросов и проблем, волнующих граждан, о различных видах интеграции общества. Для того, чтобы информированность была полной, они должны представлять различные точки зрения общественных групп и сил.
Представление различных точек зрения, которые должны стать доступными для аудитории, служить для того, чтобы увидеть отдельную позицию в пределах других точек зрения, чтобы отнести интересы к интересам других групп в целях обсуждения, согласования и восприятия позиции того или иного вопроса или проблемы. Средства массовой информации (СМИ) не связывают свои взгляды с решением проблемы, а обеспечивают диалог, отмечая вместе с этим и свою собственную позицию (при необходимости). Они проявляют терпимость к другим точкам зрения и не претендуют на роль арбитра, так как их целью является обеспечение конструктивного взаимодействия между различными политическими силами, их работа направлена на достижение общего интереса и практического решения проблем.
Другим компонентом демократического потенциала СМИ является возможность делать публично доступными все значимые факты, когда есть нарушение правовых норм, правил общественной морали, антисоциальных действий, рассматриваемых не только как преступные элементы. Они рассматриваются в бизнесе, в структурах власти и в различных социальных институтах.
СМИ в роли непарламентской оппозиции
В отношении структур власти, критики их действий, которые не вписываются в рамки закона, общественной морали или когда просто не являются эффективными, СМИ проявляются в роли непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществах эта оппозиционная роль не оценивается достаточно высоко. Критика СМИ в этих случаях направлена на действия власти на различных уровнях. Основная коллизия выражается в том, что в будущем институт гражданского общества будет призван способствовать формированию и интеграции этого общества, защищать его интересы перед властью и бизнесом.
Революция в области глобальной информационной технологии изменила формирование внешней политики многих стран. Сегодняшний мир, перенасыщенный СМИ, не отменяет необходимость в сильном политическом руководстве. Эта необходимость даже усиливается. СМИ не могут заменить и конфиденциальную дипломатию. Быстрая передача информации и мощности СМИ, которые имеют множество готовых вопросов к властям, означа-
ет, что официальные лица обязаны принимать решения и публично высказываться по политическим вопросам быстрее, чем они хотели бы. Попросить СМИ и общественность подождать является возможным, но в этих случаях официальные лица выглядят неподготовленными или нерешительными. Недостатки времени вместе с «информационными войнами» противников могут привести к ряду ошибок.
Одним из наиболее интересных явлений информационного века является демократизация доступа к средствам массовой информации, о чем свидетельствует увеличивающаяся численность групп, способных влиять на внешнюю политику. Политики и дипломаты делят свою политическую арену с неправительственными организациями, в том числе с правозащитными организациями, аморфными коалициями, создаваемыми по различному поводу.
СМИ и международные коммуникации
СМИ не формирует внешнюю политику. Но в век информации последняя не может формироваться без СМИ. На современном этапе развития
общества СМИ играют весьма важную роль во внешней политике и особенно в формировании общественного мнения во время вооруженных конфликтов. Сегодня в каждой стране любое действие во внешней политике обеспечивается информационной подготовкой.
Сейчас ясно, что в международной системе текут параллельные процессы преемственности и перемены, при которых существующая государственно-центричная парадигма должна интегрировать позицию новых актеров на международной сцене. Новая роль гражданского и корпоративного фактора является предпосылкой не только изменения структуры системы, но, что еще более важно - новой динамики, которую необходимо отследить и объяснить взаимодействия между старыми и новыми субъектами системы. Конечно же, можно утверждать, что существующий международный режим по-прежнему жизненный и международная политика продолжает означать отношения в первую очередь между странами. Статус-кво, однако, должен реагировать на новые импульсы, которые идут от новых актеров на международной сцене. Пока нет никаких доказательств в пользу гипотезы о том, что вопросные импульсы приведут к революционной перемене в системе, к смене международного режима, т. е. к системе, в которой международная политика будет определяться субъектами равноценными, или даже странами более высокого уровня.
Очевидно, что теория международных отношений не предлагает самые подходящие инструменты для выяснения роли средств массовой информации в международной системе. Она по-прежнему помогает понять, что средства массовой информации транснационального охвата являются негосударственными субъектами и как таковые имеют второстепенную позицию в системе по сравнению с национальными государствами. Для выяс-
нения специфики СМИ как субъекта, использующего символические ресурсы, а также механизмов взаимодействия между СМИ и странами в международной политике, необходима более комплексная модель. Такой является предложенная «модель взаимодействия СМИ - международная политика».
Необходимость в более серьезном общественном участии во внешней политике является объектом и самостоятельных исследований, таких как «Public Participation in Foreign Policy». Оно основывается на том, что даже если допустить, что общество плохо информировано, и в результате этого его взгляды являются неструктурированными и легко изменчивыми (утверждение, которое опровергается исследованиями общественного мнения), то это было бы скорее упреком к способу, которым общественное участие структурируется в современных демократиях, чем аргументом против самого общественного участия. Исследование исходит из различных теоретических аргументов против общественного участия в проведении внешней политики (из-за предполагаемой неспособности общества оценить национальный интерес), основываясь на идее, что национальный интерес - это то, что существует независимо от социального контекста, в котором люди говорят о национальных целях и приоритетах. Эмпирические исследования показали, что лидеры часто расходятся между собой по вопросу о том, каковыми являются национальные интересы их страны. Поэтому конструирование внешней политики можно рассматривать как политический и соревновательный процесс, при котором политика оформляется путем взаимодействия граждан с лицами, принимающими решения. Это требует повторно взглянуть на идею «общественного участия». Конечной целью общественного участия является демократизация внешней политики.
Отражение в СМИ внешней политики Болгарии
Опираясь на эти теоретические положения, я дам краткую характеристику того, как СМИ, национальные и зарубежные, отражают внешнюю политику нашей страны. В начале рассматриваемого периода (2010-2016гг.), согласно интервью с министром иностранных дел Николаем Младеновым (Deutsche Welle, 25.06.2012 г.), наша внешняя политика должна быть сосредоточена в трех направлениях:
- Страны Западных Балкан постепенно должны стать частью Европейского союза и НАТО, выполнив все критерии для этого - внутриполитические проблемы, двусторонние и региональные споры и т.д.;
- Черноморский регион, Кавказ и Центральная Азия;
- Восточное Средиземноморье и Ближний Восток.
Возвращаясь к первому приоритету - Балканам, ролью Болгарии в качестве члена ЕС и НАТО является помощь в преодолении препятствий для их присоединения к ЕС, т.к. к настоящему моменту они не привлекают внимание Брюсселя. Одной из причин отсутствия интереса к расширению ЕС явля-
ется финансовый кризис и сложное применение Лиссабонского договора, а также то, что во многих странах Западных Балкан реформы задерживаются.
Основной причиной является популизм и националистические настроения, которые не помогают ходу реформ в этих странах. Состоявшаяся встреча между ЕС и Западными Балканами в Сараево в июне 2012 г. оказалась очень важной, так как впервые за одним столом собрались Сербия, Косово и остальные страны региона.
Черноморский регион всегда был объектом болгарской внешней политики:
1. Чем лучше отношения между НАТО, ЕС и Россией, тем лучше наш контекст;
2. Прекращение русофильства и русофобства и определение нашего интереса как страны; создание хороших торгово-экономических отношений с Россией;
3. Тенденция во внешней политике в отношении стран Ближнего Востока связана с экономическим интересом к странам этого региона.
По словам министра иностранных дел Кристияна Вигенина (2013-2014 гг.), одним из основных приоритетов в международном плане остается членство Болгарии в ЕС и НАТО для реализации болгарского национального интереса. Региональное сотрудничество и проведение активной политики в Юго-Восточной Европе и Черноморском регионе правительство Болгарии считает своим существенным приоритетом. Усиление роли нашей страны в региональном плане включает в себя активную работу в отношении Западных Балкан и Черноморского региона. Региональная связь является основной задачей и политической философией. Наша политика в Черноморском регионе основана на необходимости активизации нашей работы в ЕС: политика соседства, «восточное партнерство» и Черноморская синергия.
Расширение двусторонних отношений, максимальное использование возможностей региональных и секторных форматов особенно важны для Болгарии в отношении стран Черноморского региона, для их развития путем тесного взаимодействия с европейскими и евроатлантическими интеграционными процессами. В настоящее время основное внимание уделяется реализации экономических программ и инфраструктурных проектов регионального и общеевропейского значения. Другим приоритетом, по словам Вигенина, являются поддерживание конструктивных и взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами и факторами международной сцены, продление стратегических союзных отношений с США. Отношения с Вашингтоном занимают традиционно очень важное место во внешней политике Болгарии. Наряду с евроатлантической ориентацией нашей страны, продолжение традиционных и взаимовыгодных отношений с Россией также важно, особенно в экономическом плане. Наша страна заинтересована в поддержании дружественных, стабильных и предсказуемых отношений с Москвой, с акцентом на области экономики и энергетики, а также на активное участие в создании стратегического партнерства между ЕС и Россией. Интерес нашей страны
к активизации отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона и со странами БРИКС соответствует современным тенденциям и обуславливается их постоянно растущим значением в мировой экономике, политике и финансах (БНР, КРОСС, Агентство Фокус, Агентство Блиц, Сегодня БГ и т.д.).
Позиция министра иностранных дел Болгарии Даниела Митова относительно международной политики, высказанная в блиц-интервью с Кристиной Баксановой - БТВ, связана с национальным интересом страны в качестве константы, позволяющей сохранять равновесие в переменчивых процессах международных отношений. Болгарская дипломатическая служба участвует активно в интеграции и объединении Европы. Она находит себя в ценностном консенсусе в отношении евроатлантических ценностей. Болгария является частью Европы, которая признана как один из столпов свободного и демократического мира. На встрече министров иностранных дел стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, связанной с восстановлением диалога по вопросам разоружения, Болгария поддержала тезис о восстановлении доверия между Россией и Западной Европой.
Особенно актуальным является вопрос формирования европейской и международной политики после избрания генерала Румена Радева президентом Болгарии, на основе национальных интересов, оставаясь активным членом ЕС и НАТО.
Германские СМИ (в частности, «Дойче велле») определяют выборы как «проверка политического статус-кво». СМИ определяют Радева прорусски настроенным и, конечно же, отличным от антирусского президента Росена Плевнелиева. Агентство «Рейтер» отметило, что Радев ведет свою предвыборную кампанию с сильной антимигрантской риторикой и аргументом, что в интересах страны необходимо найти баланс между требованиями ее членства в ЕС и улучшением отношений с Россией.
Агентство «Асошиэйтед пресс» отметило, что Радев, который является «новичком» в политике, привлек многих болгар, которым надоели коррумпированные политики. Новый президент столкнется с возможным увеличением притока мигрантов из соседней Турции и растущим напряжением между Россией и Западом.
Выводы и ожидания - обзор СМИ об отношениях Болгарии и России
о данным агентства «Франс пресс», новый болгарский президент-русофил является бывшим командиром ВВС Болгарии, не имеющим никакого политического опыта, а по мнению критиков он может попытаться вернуть самую бедную страну ЕС снова в орбиту Москвы.
Российское информационное агентство «ТАСС» подчеркнуло слова Румена Радева в его первом телевизионном интервью после выборов о том, что в Болгарии демократия победила апатию и страх. Были приведены основные моменты из биографии Радева и его заявлений накануне выборов о том,
что он намерен вести сбалансированную внешнюю политику, чтобы Болгария могла активно участвовать в формировании европейской и международной политики, основанной на национальных интересах, оставаясь активным членом ЕС и НАТО.
Иранский телевизионный канал «Press TV» передал о победе Радева в президентских выборах при поддержке оппозиционных социалистов. Он заявил, что будет поддерживать членство страны в НАТО, но считает, что «быть про-европейским не означает быть против России».
Венгерский информационный портал «444» сообщил, что президентские выборы в Болгарии были выиграны поддерживающим Россию генералом Радевым. В своей предвыборной кампании, направленной против мигрантов, Радев заявил, что во имя национальных интересов Болгарии необходимо найти баланс между ЕС и Россией.
Вопрос в том, куда будет направлен взгляд Радева после его вступления в должность - на Россию или на Европу, и сдержит ли он свое обещание отстаивать болгарские интересы?
«Франс пресс» процитировало опасения западных наблюдателей о том, что успех Радева «может наклонить экс-коммунистическую Болгарию, которая давно идет по ниточке между Москвой и Брюсселем, к российской орбите».
Издание «Политико» также прогнозирует, что «вероятно, Болгария повернет обратно к орбите Москвы». Американский «Нью-Йорк Таймс» акцентирует на намерении Радева «исправить отношения с Москвой и ускорить отмену международных санкций против России, наложенных из-за возвращения Крыма в Россию».
Нам предстоит еще ответить на вопрос о том, куда будет направлена внешняя политика Болгарии: на ЕС и на НАТО в качестве стратегического решения без альтернативы или на создание баланса между Востоком и Западом.
Источники
1. Алмънд, Г., С. Верба. Гражданската култура. София, 1998. (На болг.).
2. Гарванова, М. Трансформация в ценностите на съвременния българин. София : За бук-вите - О писменехь, 2013 г. (На болг.).
3. Рус-Мол Щефан, Инджов Иво. Въведение в журналистиката. София : Изток -Запад, 2012. (На болг.).
4. Знеполски Ивайло Новата преса и преходът. Трудното конституиране на четвъртата власт. София : Дружество «Гражданин», 1997 г. (На болг.).
5. Инджов Иво. Медиите - между свободата, политиката и бизнеса. София : Институт за модерна политика, 2011 г. (На болг.).
6. Кийн, Джон. Медиите и Демокрацията. София : ЛИК", 1999 г. (На болг.).
7. ПанаринИ.Н. Информационная война и мировая политика. М., 2006.
8. Панарин И.Н. Информационно-политические технологии. М., 2003.
9. Collins, R., Kristina Murroni. New Media, New Policy. London, 1996.
10. Collins. R. Media and Identity in Contemporary Europe. Bristol. 2002.
■ ■ ■ MEDIA AND REFLECTION OF THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF BULGARIA
Author: BOGOVA H1.
BOGOVA Hristina, Doctor of philosophy, Lecturer on European communication practice, Persuasive communication, Organization and management of social processes at the University of Library Studies and information technologies, Sofia, Bulgaria. E-mail: [email protected]
Abstract. Today the mass media are forming a new level of relations between the countries, creating a global infrastructure and penetrating almost all spheres of international life. The modern world obeys unwritten rule: the actual event is only real when it is told by the media and presented appropriately to a wide audience. Regardless of the fact that diplomacy is a relatively conservative area, the major media and global change cannot circumvent it. It is they - the media are supposed to play a fundamental role in international relations reflection. This article discusses how the media reflect the foreign policy of Bulgaria, what value they had at the national and international level in the period 2010 - 2016 years.
Key words: foreign policy, mass media, international relations, society, Republic of Bulgaria
For citation: Bogova H. Mass media and reflection of the foreign policy of the republic of Bulgaria. - Communicology. Volume 5. No. 1. P.156-163 DOI 10.21453/2311-3065-20175-1-156-163
References
1. Alynd, G., S. Verba. Civil culture. Sofia, 1998. (In Bulgarian).
2. Parvanova, M. Transformation of values in modern Bulgarian. Sophia : letters On pismeneh, 2013. (In Bulgarian).
3. Blonde-Mol Stefan, Ingov Ivo. Introduction to journalism. Sofia : East -West, 2012. (In Bulgarian).
4. Ivaylo Znepolski New press and the transition. Hard constituirse the fourth power. Sophia : «Citizen», 1997. (In Bulgarian).
5. Ingov Ivo. Media between freedom, politics and business. Sofia : Institute of modern politics, 2011. (In Bulgarian).
6. Keane, John. The media and Democracy. Sophia : TEAK", 1999. (In Bulgarian).
7. Panarin I.N. Informatsionnaya voina I mirovaya politika. M., 2006. [Panarin I.N. Information war and world politics. Moscow. 2006]. (In Russ.).
8. Panarin I.N. Informatsionno-politicheskiye tekhnologii. M., 2003. [Panarin I.N. Information-political technologies. Moscow. 2003]. (In Russ.).
9. Collins, R., Kristina Murroni., New Media, New Policy. London, 1996.
10. Collins. R. Media and Identity in Contemporary Europe. Bristol. 2002.
1 Hristina Bogova has defended her dissertation in political science at the Diplomatic Academy in Moscow. She worked as the Director of the Directorate Public Relations and Protocol at Ministry of agriculture and food from 2005 to 2014, and parliamentary Secretary in the Ministry of education.