Научная статья на тему 'Смешение жанров в рассказе А. П. Гайдара «Дым в лесу» и одноимённом фильме Ю. Чулюкина и Е. Карелова'

Смешение жанров в рассказе А. П. Гайдара «Дым в лесу» и одноимённом фильме Ю. Чулюкина и Е. Карелова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
382
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРОВОЕ СМЕШЕНИЕ / ДЕТЕКТИВНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФОЛЬКЛОРНО-СКАЗОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / GENERIC MIXTURE / DETECTIVE AND ADVENTURE LITERATURE / FOLKLORE AND FANTASTIC ELEMENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минаева В. Ю.

В статье анализируется смешение жанров детективно-приключенческой литературы и философскопритчевого рассказа, раскрывающих становление личности и её взросление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIX OF GENRES IN THE STORY A.P. GAIDAR''S «SMOKE IN THE FOREST»

The article considers the generic mixture of detective and adventure literature and a philosophic and parable story that reveal the personal formation and maturing.

Текст научной работы на тему «Смешение жанров в рассказе А. П. Гайдара «Дым в лесу» и одноимённом фильме Ю. Чулюкина и Е. Карелова»

Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (3), с. 268-270

УДК 82-32+79.43

СМЕШЕНИЕ ЖАНРОВ В РАССКАЗЕ А.П. ГАЙДАРА «ДЫМ В ЛЕСУ» И ОДНОИМЁННОМ ФИЛЬМЕ Ю. ЧУЛЮКИНА И Е. КАРЕЛОВА

© 2014 г. В.Ю. Минаева

Алтайская государственная педагогическая академия toru92@mail.ru

Поступила в редакцию 16.07.2014

В статье анализируется смешение жанров детективно-приключенческой литературы и философско-притчевого рассказа, раскрывающих становление личности и её взросление.

Ключевые слова: жанровое смешение, детективно-приключенческая литература, фольклорно-ска-зочные элементы.

Жанровое смешение в литературе, кино и изобразительном искусстве - явление, изучаемое литературоведами, кинематографистами и искусствоведами. Понимание смешения «высоких» и «низких» жанров в системе конкретного текста помогает осознать сущность произведения искусства. При использовании различных жанровых элементов в континууме одного текста создаётся многогранность произведения, по-разному раскрывающая образы и сюжетные ситуации и пр.

Под жанровым смешением, иными словами жанровой контаминацией (от лат. «соПать пайо» - соприкосновение, смешение), понимается объединение в одном художественном произведении элементов двух или более жанров, при котором «жанровые признаки» одного из них остаются доминирующими [1].

Так, в рассказе А.П. Гайдара «Дым в лесу» (1939) и фильме Ю. Чулюкина и Е. Карелова «Дым в лесу» (1955) наблюдается смешение элементов жанров детективно-приключенческой литературы и философско-притчевого рассказа, раскрывающего момент становления личности, её взросление.

По мнению исследователей, творчество А. П. Гайдара правомерно считается явлением как детской, так и «взрослой» литературы [2]. Каждое произведение писателя синтезирует художественные средства детской литературы и так называемую «взрослую» проблематику, «детскую сказочность» и подтекст [3].

Философско-притчевая основа рассказа «Дым в лесу» раскрывается во многом благодаря варьированию фольклорно-мифологических элементов. Согласно сказочной поэтике, герой оказывается в другом, чужом, сказочном пространстве, на что указывает ряд пейзажных деталей и дальнейшее развитие сюжета.

Володя (так зовут главного героя рассказа) выступает в роли рассказчика. Заблудившись в лесу, в поисках дороги домой он проделывает длинный путь, который является и трудным, и опасным для мальчика. Солнце сменяется луной. Страх и боязнь ребёнка встретить чужих и злобных людей или какого-либо зверя (зелёные глаза волка, мохнатая морда медведя) - это всё страхи мальчика, которые сменяются сном о доме, где мама сидит за своими чертежами и время от времени поглядывает на часы, ожидая сына. Мальчик просыпается и направляется к оврагу, потом через ручей и невысокий лиственный лес он добирается до болота, которое необходимо перейти. После болота - чаща, а следом - маленькая полянка, на которой и происходит встреча с Василием Семёновичем, тем самым лётчиком, которого все ищут. Образ лётчика Федосеева функционально близок образу Бабы Яги - фольклорно-сказочной героине, живущей в самой чаще леса. Встреча сказочного героя с Бабой Ягой, согласно исследованиям В. Я. Проппа, ведёт к его инициации, взрослению [4]. Встреча героя рассказа Гайдара с лётчиком Федосеевым также происходит в самой глухой лесной чаще. Слова Федосеева: Гей, чудное видение, с каких небес по мою душу? <...> Фью, фью... [5, с. 161-162], - напоминают традиционные в фольклорной сказке слова Бабы Яги, обращённые к сказочному герою: Фу-фу-фу, Русский дух ко мне в лес зашёл! [4, с. 4749].

Помимо фольклорно-сказочных элементов, значимую роль в создании условного мира играет мифопоэтика чисел. Так, в тексте доминирует сакральное число три: 3 белогвардейца, 3 собаки (Ветер, Лютта и Брутик), 3 резких удара о железо гаечным ключом, с трёх сторон

Смешение жанров в рассказе А.П. Гайдара «Дым в лесу» и одноимённом фильме Ю. Чулюкина и Е. Карелова269

виден лес и пр. А в кинофильме, снятом по рассказу Гайдара, ещё говорится, что три дня люди борются с пожаром. Это число соотносится с мифологическими представлениями об устройстве мира и фольклорной традицией утроения [6, с. 671-672].

Следующий аспект анализа смешения «высоких» и «низких» жанров - это выделение в рассказе «Дым в лесу» и одноимённом кинотексте жанровых особенностей детективно-приключенческой литературы, для которой характерны стремительность развития действия и острота фабульных (сюжетных) ситуаций. В рассказе и фильме показана быстрота происходящих событий, одна картинка сменяется другой, одно действие - другим. Всё началось с эпизода драки Володьки с мальчишкой во дворе. Потом - события, происходившие дома у Фени. Далее - дорога на аэродром. Затем - приключения в лесу, во время которых герой встречается с лётчиком и преодолевает трудный путь по возвращению домой. Значимая переправа через реку символизирует взросление героя. Дома ждёт его подарок от лётчика Федосеева - компас за храбрость, мужество, героизм и отвагу.

Одной из художественных особенностей детективно-приключенческой литературы является накал переживаний, который испытывает читатель на протяжении всего рассказа: страх и ужас мальчика, его боязнь не найти дороги домой, заблудившись в лесу; боязнь утонуть и не доплыть до берега, потеря верного друга - собаки Брутика.

Следующая черта, присущая этому жанру литературы, - мотив преследования. Мальчику всё время кажется, что кто-то его преследует: то глаза волка, то мохнатая морда медведя, то чужие и злобные люди [5, с. 160].

И одна из главных особенностей текстов детективно-приключенческой литературы - наличие тайн и загадок. На протяжении всего рассказа появляются разного рода вопросы, тайны, загадки, которые необходимо решить. Кто поджёг лес? Для чего они это сделали? Почему, когда мама Фени сказала, что она жена лётчика Федосеева, её пропустили на аэродром? Где находится сам лётчик Федосеев? Что с ним произошло? А также много других вопросов. Есть ещё одна тайна, связанная с заводом, о котором упоминается в конце рассказа: Что на этом заводе делают, этого мы не знаем. А если бы и знали, так не сказали бы никому, кроме одного товарища Ворошилова [5, с. 169].

В кинофильме Ю. Чулюкина и Е. Карелова убедительно представлено взросление героя, выводящее на уровень философского обобще-

ния. Наблюдая за игрой актёра, его манерами, движением, мы можем увидеть, как обычный мальчишка взрослеет, становится мужественным, ответственным.

Сначала Володька спасает девочку от хулигана, а потом остается присмотреть за Фе-ней по просьбе её мамы. В лесу и во время переправы через реку мальчик совершает настоящий подвиг: несмотря на то, что Володя плохо плавает, он осознаёт, что стоит ему на мгновение растеряться, испугаться глубины, хлебнуть глоток воды, - он пойдёт ко дну. Переправа через реку - это своего рода путь взросления мальчика, осознания долга, чести, отваги, мужества, героизма, ответственности перед Родиной и другими людьми. Размышления героя о игрушках, в частности о тяжёлом оловянном браунинге, говорят о многом. Володька понимает: теперь ему не до игры. Сейчас необходимо решать более серьёзные, важные, значимые вопросы: нужно как можно быстрее рассказать про то место, где находится лётчик Федосеев, которого никто не может найти, ведь ему необходима помощь.

В конце рассказа мальчик рассуждает, как настоящий взрослый мужчина, воин. Его слова о самом верном друге (о Брутике, который утонул) показывают, что мальчик стал мудрее и рассудительнее. Но что поделаешь: раз война, так война! [5, с. 168]. Важно отметить, что, в отличие от рассказа, в фильме собака остаётся живой.

О взрослении героя говорит надпись на компасе, который дарит на долгую память Владимиру Курнакову лётчик Федосеев [5, с. 168]. Автор называет своего героя полным именем, тем самым показывает уважение к мальчику, к тому, что Володька стал взрослым.

Стоит отметить ещё один жанр, вошедший в систему кинотекста, но отсутствующий в рассказе А. П. Гайдара - это песня, которая звучит дважды в начале и конце фильма, тем самым показывая завершённость событий. В ней есть такие слова: «К труду и обороне будьте готовы, пионеры Советской страны!» В данном случае стоит вести разговор о наличии в кинотексте «высокого» жанра патриотической песни, призыва к тому, чтобы быть сильным, смелым, мужественным, отважным и ответственным человеком.

Таким образом, рассказ А.П. Гайдара «Дым в лесу» и снятый по его мотивам одноимённый фильм Ю. Чулюкина и Е. Карелова наполнены философской проблематикой взросления героя-

270

В.Ю. Минаева

мальчика. Детективно-приключенческая основа произведений, варьирование в них фольклорно-мифологических элементов помогают приблизиться к пониманию философской проблематики.

В одной из своих работ Ю.М. Лотман отмечал, что одновременная включенность художественного текста во многие взаимно пересекающиеся внетекстовые структуры, одновременное вхождение каждого элемента текста во многие сегменты внутритекстовой структуры делает художественное произведение носителем чрезвычайно сложно соотносящихся между собой значений [7].

Таким образом, как показало наше исследование жанрового смешения в рассказе А.П. Гайдара «Дым в лесу» и созданного по его мотивам одноимённого фильма Ю. Чулюкина и Е. Карелова, анализ произведения в аспекте синтеза жанров позволяет выявить в художественном тексте различные смыслы, обусловленные разными концептуальными построениями.

Список литературы

1. Шарифова С.Ш. Влияние жанрового смешение на эволюцию жанров, виды жанрового смешения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=14932531 (дата обращения: 12.03.2014).

2. Плешкова О.И. Опыт филолого-историче-ского и методического комментария рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек» // Начальная школа. 2007. № 6. С. 47-52.

3. Плешкова О.И. Фольклорно-мифологические элементы в рассказе А.П. Гайдара «Чук и Гек» // Культура и текст - 2005: сборник научных трудов международной конференции: В 3 т. Т. 1. / Под ред. Г.П. Козубовской. СПб.: Самара; Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. С.70-76.

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2002. 336 с.

5. Гайдар А.П. Дым в лесу // Гайдар А.П. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. / Сост. и ред. Т.А. Гайдара. М.: Правда, 1986. С.149-170.

6. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Ме-летинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. 736 с.

7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.ru/book/lotman_yuriy/struktura_hudogestv ennogo_teksta.html (дата обращения: 12.03.2014).

MIX OF GENRES IN THE STORY A.P. GAIDAR'S «SMOKE IN THE FOREST» AND FILM «SMOKE IN THE FOREST» BY Y. CHULYUKIN AND E. KARELOV

V.Y. Minayeva

The article considers the generic mixture of detective and adventure literature and a philosophic and parable story that reveal the personal formation and maturing.

Keywords: generic mixture, detective and adventure literature, folklore and fantastic elements.

References

1. Sharifova S.Sh. Vlijanie zhanrovogo smeshe-nie na jevoljuciju zhanrov, vidy zhanrovogo smeshenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: //elibrary. ru/item. asp?id= 14932531 (data obrashhenija: 12.03.2014).

2. Pleshkova O.I. Opyt filologo-istoricheskogo i metodicheskogo kommentarija rasskaza A.P. Gajdara «Chuk i Gek» // Nachal'naja shkola. 2007. № 6. S. 4752.

3. Pleshkova O.I. Fol'klorno-mifologicheskie jelementy v rasskaze A.P. Gajdara «Chuk i Gek» // Kul'tura i tekst - 2005: sbornik nauchnyh trudov

mezhdunarodnoj konfe-rencii: V 3 t. T. 1. / Pod red. G.P. Kozubovskoj. SPb.: Samara; Barnaul: Izd-vo BGPU, 2005. S.70-76.

4. Propp V.Ja. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. M.: Labirint, 2002. 336 s.

5. Gajdar A.P. Dym v lesu // Gajdar A.P. Sobranie sochinenij: v 3 t. T. 2. / Sost. i red. T.A. Gajdara. M.: Pravda, 1986. S.149-170.

6. Mifologicheskij slovar' / Gl. red. E.M. Me-letinskij. M.: Sov. jenciklopedija, 1991. 736 s.

7. Lotman Ju.M. Struktura hudozhestvennogo teksta [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://royallib.ru/book/lotman_yuriy/struktura_hudogestv ennogo_teksta.html (data obrashhenija: 12.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.