СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС
И.О. Алексеева, учитель МАОУ «Средняя школа №76» (Россия, г. Красноярск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-114-117
Аннотация. Коснувшиеся ФГОС ООО и СОО 3++ изменения за 2021-2023 гг. определили требования к вариативности индивидуальных планов и учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов. Целью выполненного исследования является анализ существующих моделей смешанного обучения. Уточнены возможности моделей смешанного обучения для изучения дисциплины «Английский язык».
Ключевые слова: стандарт, предметные компетенции, смешанное обучение, качество образования, ФГОС, метакомпетенции.
Преобладание в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий делает более интенсивным использование традиционных форм и методов школьного обучения. Современной темп жизни вынуждает людей искать новые способы получения образования с минимальными временными затратами. Этому способствует распространение цифровых технологий в образовании. Поэтому постепенно приходит понимание того, что традиционное школьное классно-урочное образование в условиях дефицита времени становится роскошью. Поэтому возрастают повышенные требования к эффективности организации инновационных форм образования. Их реализация требует изменения принципов организации процесса школьного образования, обеспечивающих динамичное персонализованное обучение, организацию и реализацию которого с учетом индивидуальных потребностей учащегося законодатель разрешает посредством использования электронных и дистанционных образовательных технологий. В свою очередь сказанное повышает значимость технической грамотности и мотивации к самостоятельному поиску знаний. К слову, ФГОС НОО и ООО определяет необходимость применения информационно-компьютерных технологий и актуализирует важность способности учащихся к самообразованию и саморазвитию. Наблюдается перераспределение учебной деятельности в сторону увеличе-
ния доли практической результативной и исследовательской работы.
По этим причинам перспективной является технология смешанного обучения, основу которой составляет концепция, интегрирующая в себе традиционные технологии с электронным и дистанционным обучением, использование которых дает новые дидактические возможности. Применение в школе подобных технологий позволяет проектировать индивидуальные траектории учебной деятельности (уровень соответствия его компетентности, уровень сложности материала), способствует развитию метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, непрерывно стимулирует активность учащихся. При таком подходе ученики становятся субъектами образовательного процесса во время самостоятельного выбора интересных областей из учебных дисциплин, выполняя самостоятельные и групповые проекты. Соответственно, реализация на практике смешанного обучения в полной мере отвечает требованиям ФГОС ООО 3 ++.
Анализ сущности концепта «смешанное обучение» не позволяет выделить единой его трактовки, но в то же время позволяет выделить его принципиальные инвариантные характеристики: персонализация, обучение, основанное на мастерстве, среда высоких ожиданий и личная ответственность. Следует признать, эти принципы находят отражение в ФГОС ООО 3++, но на практике без использования техноло-
гий, подобных смешанному обучению, их реализовать сложно. В важную роль в реализации этой технологии играет применение проектной практико-ориентированной работы, преимущественно коллективной. Ключевым ресурсом для реализации смешанного обучения является «Якласс». Частью образовательной среды выступают персональные мобильные устройства [1].
Следует признать, наиболее полно и удачно термин «смешанное обучение» определяют S. Heather и M.B. Horn, определяя его как формальные учебные программы, во время реализации которых обучение учащихся происходит в форматах онлайн, в электронном формате, а также посредством контроля сроков, хода и темпа обучения, как очно, так и вне дома. В смешанном обучении используются разные модальности, обеспечивающие интегрированный опыт обучения [5].
В то же время можно констатировать, что ее реализация все-таки имеет географические особенности. Анализ российского регионального практического опыта использования технологии смешанного обучения на уровне общего среднего образования показывает, что данная технология в большей степени является управленческой, и учитывает разнообразные формы педагогического сопровождения учащихся: планирование обучения, поддержку усвоения дидактического материала, поддержку использования полученных знаний на практике, контроль за ходом выполнения учебной работы, оценка эффективности, руководство рефлексией учебного процесса, либо ее экспертиза [2].
Смешанное обучение как технология представлена значительным числом моделей ее реализации («Новый профиль», «Межшкольная группа», «Индивидуальный учебный план» и мн. др. - их более 40). Необходимо признать, особенное значение смешанное обучение имеет для обучения учащихся средней школы дисциплине «Английский язык».
Большее распространение получили модель «Смена рабочих зон (ротация станций)». Предполагает переход учеников от станции к станции по фиксированному расписанию. Ее реализация позволя-
ет учащимся проявить ответственность и самостоятельность, дифференцированный подход и навыки групповой работы. Ее можно использовать уже в конце первого класса. Позволяет делить класс по усвоению конкретной темы урока. Во время проектирования урока целесообразно установить, какую часть дидактического материала учащиеся будут изучать очно с преподавателем, изучать самостоятельно в онлайн-среде и какая будет применена для дистанционной работы и проектной работы. При этом важно учитывать, чтобы материал для самостоятельного обучения был интересным. Использование модели «Смена рабочих зон» позволяет повысить мотивацию учащихся, обеспечивает индивидуализацию обучения, снижает утомляемость учащихся и улучшает коммуникативные навыки учащихся [3]. Смена рабочих зон зависит от уровня сформирован-ности навыков учащихся. Также для работы выдаются маршрутные листы каждой группе. Так, например, при изучении английского языка в группе с низким уровнем знания языка целесообразно организовать работу с преподавателем для восстановления пробелов в знаниях. После этого можно начинать работу в онлайн-платформе, где преподаватель разместил дидактические материалы (диалоги с картинками, видеодиалоги, комиксы и др.) для оттачивания таких компетенций, как аудирование, чтение. После такой деятельности происходит деятельность в зоне групповой работы для закрепления приобретенных навыков. Если в группе отмечается достаточный уровень сформирован-ности, то педагог организовывает работу в форме сотрудничества для отработки таких компетенций, как говорение с собеседниками с одинаковым уровнем компетенций. После этого группа работает в зоне с преподавателем, где излагает свою позицию и выясняет мнение собеседника. Далее в онлайн-зоне группа закрепляет полученные компетенции (аудирование) через просмотр отрывков из фильма. В группе учащихся с высоким уровнем подготовки работа сразу начинается с онлайн-зоны на основе специально разработанного задания - онлайн-общения с англоязыч-
ными преподавателями-тьюторами на тему, озвученную на занятии. После этого группа переходит в зону сотрудничества и в зону преподавателя с целью закрепления компетенций.
Другой известной моделью смешанного обучения является модель «перевернутый класс». Ее особенностью реализации является просмотр учащимися дома коротких видеолекций (как домашнее задание) и выполнение с преподавателем в аудиторное время практических заданий, то есть фактически решение домашних заданий происходит в классе. В качестве домашнего задания выступает просмотр скринка-стов (либо видеороликов), озвучиваемых учителем. Принято считать, что использование модели «перевёрнутый класс» в большей степени подходит для дистанционного обучения [4]. В таких случаях у педагога появляется возможность оптимизировать рутинные процессы, и применять готовые видеоуроки, записанные на цифровой платформе. Но при этом педагог обязан настроить учащихся на выполнение работы, обращаться с наводящими вопросами, помогать разбирать задания. Использование такой модели позволяет экономить ученое время, обеспечивает разноуровневое обучение, благоприятствует формированию метапредметных компетенций, обеспечивает индивидуальный темп усвоения учащимися материала. Данная модель рекомендуется, если у учащихся не наблюдаются выраженные отличия в уровне учебной мотивации, регулятивных УУД, ИКТ-компетентности. У данной модели есть и недостатки: она плохо подходит для работы с учащимися с низким уровнем дисциплины и сознательности. К примеру, для организации урока по дисциплине «Английский язык» алгоритм реализации технологии имеет следующий вид:
1) Pre-Vodcasting;
2) работа в классе с целеполаганием;
3) рефлексия после проверки результатов домашнего задания с обсуждением вопросов учеников;
4) закрепление по лексическому материалу, и введение новых слов в речь;
5) совершенствование компетенций, связанных с аудированием;
6) оценка итогов и получение домашнего задания.
Модель «автономной группы» используется в ситуациях, когда у отдельных обучающихся наблюдаются выраженные отличия в уровне учебной мотивации, регулятивных УУД, ИКТ-компетентности. Применение такой модели предполагает деление учащихся на подгруппы, где: во-первых, обучение происходит онлайн, а общение с учителем происходит в индивидуальной, групповой и консультационной форме; во-вторых, время, отведенное на онлайн-обучение, тратится на отработку либо поддержку навыков.
Для работы со старшеклассниками целесообразно использовать модели группы «личный выбор», если у них высоко развиты учебная мотивация, регулятивные УУД, ИКТ-компетентность и метапред-метные навыки. Реализация модели учитывает ответственность учащегося за результаты своей образовательной деятельности, организация которой строится на применение дистанционных образовательных ресурсов. Реализацию таких моделей отличают принципы формирования учебных групп для параллели одной школы:
1) фиксированный список курсов для дистанционного изучения в режиме онлайн;
2) разный набор курсов для дистанционного обучения;
3) организация межшкольных групп разного возраста для дистанционного обучения конкретного курса.
Такие модели повышают возможности малокомплектных школ, где не хватает педагогических кадров.
Подведение итогов статьи позволяет сделать вывод о том, что благодаря применению различных моделей технологии смешанного обучения у преподавателей образовательных организаций среднего уровня образования появляется возможность проектировать и реализовывать индивидуальный учебный план, а также программы, позволяющие изучать отдельные учебные предметы на углубленном уровне. Это положение касается и изучения в об-
разовательных организациях среднего об- тивности и дифференцированного подхода разования дисциплины «Английский к каждому ученику и группе, а также росту язык»: использование смешанного обуче- функциональной грамотности учащихся и ния отвечает требованиям ФГОС ООО и формированию у них предметных компе-СОО 3++, способствует повышению каче- тенций и метакомпетенций. ства образования за счет большей вариа-
Библиографический список
1. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Основы технологии «Перевернутого обучения» в вузах / А.Е. Воробьев, А.К. Мурзаева // Вестник Бурятского государственного университета. -2018. - №1. - С. 18-31.
2. Наталия Любомирская Смешанное обучение: зарубежный и российский опыт // Материалы международной конференции «Экосистема современного образования». YouTube. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=BdAYL0waVPY (дата обращения: 7.10.2023).
3. Рекомендации по реализации смешанного обучения в школе / А. Мангутова, Н. Кулик / Методические рекомендации. - М.: Yaklass, 2021. - 23 с.
4. Тимофеева О.М., Соловьева К.В. Модель «Перевернутый класс» как компонент технологии смешанного обучения английскому языку в средней школе / О.М. Тимофеева, К.В. Соловьева // Поволжский педагогический вестник. - 2022. - №1. - С. 95-104.
5. Staker, Heather and Michael B. Horn. «Classifying K-12 Blended Learning». 2012.
BLENDED LEARNING AS A UNIVERSAL MEANS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
I.O. Alekseeva, teacher MAOU «Secondary school № 76» (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. The changes that affected FSDS BGE and SGE 3+ + for 2021-2023 determined the requirements for the variability of individual plans and curricula for in-depth study of individual subjects. The purpose of the article is to analyze existing models of blended learning. The possibilities of mixed learning models for studying the discipline «English» have been clarified.
Keywords: standard, subject competencies, blended learning, quality of education, FSDS, me-ta-competencies.