60-, 5040 302010-
Села и поселки
Небольшой город
Крупный город
2-й 5-й 9-й 2-й 5-й 9-й Класс
--•■-- Мальчики —□—
2-й 5-й 9-й
Девочки
Рис. 2. Частота (в %) выявления четвертого СПП в зависимости от пола, возраста и места проживания школьников. По оси абсцисс - класс.
ми питания населения: худшее социально-экономическое положение населения, проживающего в селах и поселках [7-8], обусловливает выбор более дешевых пищевых продуктов и, соответственно, снижение потребления дорогостоящих. Эти данные согласуются с результатами исследования фактического питания школьников Ленинградской области в зависимости от материального положения семьи [1]. У 24,4% детей в малообеспеченных семьях и лишь у 9% детей из богатых семей выявили недостаточное потребление мясных, рыбных и молочных продуктов, что свидетельствует о снижении в их рационе питания белков и жиров при увеличении поступления в организм углеводов. Помимо уровня урбанизации СПП школьников связано с возрастно-половыми особенностями. Девочки менее привержены к высококалорийным продуктам, однако это характерно лишь для крупного города (рис. 1). Кроме того, для девочек в целом характерна более высокая приверженность к четвертому СПП, что также зависит от уровня урбанизации и возраста (рис. 2). В селах, поселках и небольших городах данная тенденция характерна для школьниц
младших и средних классов, у девятиклассников половые различия приверженности к четвертому СПП отсутствуют. В крупном городе данная тенденция меняется на противоположную: среди второклассников и пятиклассников половые различия приверженности к четвертому СПП отсутствуют, в то время как среди девятиклассников они имеются. Возрастная динамика СПП характеризуется преимущественным увеличением приверженности к первому СПП и снижением к четвертому.
Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о достаточно выраженных различиях СПП школьников в зависимости от уровня урбанизации: с увеличением последнего СПП школьников изменяется в положительную сторону за счет снижения потребления высококалорийных продуктов питания и увеличения потребления биологически ценных продуктов.
■
ЛИТЕРАТУРА
■
1. Леонова И. А., Хомич М. М. Гигиеническая оценка питания детей школьного возраста в семьях с различным материальным положением. Вопросы детской диетологии. 2008; 5: 43-46.
2. Михалюк Н. С. Возрастные особенности питания детей. Вопросы питания. 2005; 2: 33-35.
3. Шевченко И. Ю. Формирование нарушений здоровья подростков под влиянием факторов питания. Российский педиатрический журнал. 2008; 1: 20-25.
4. СухановаН. Н. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз. Российский педиатрический журнал. 1999; 2: 36-41.
5. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Макеев Н. И., Антонова Е. В. Условия формирования здоровьесберегающего поведения подростков 15-17 лет. Российский педиатрический журнал. 2010; 1: 44-47.
6. Карамышева Т. Н. Некоторые аспекты отношения школьников к спортивной деятельности. В кн.: Материалы Международной науч.-практ. конф. "Современные проблемы физической культуры и спорта". т. 1. СПб.; 2008. 176-178.
7. Схапцежук А. Ц. Проблемы российского села: социологический анализ. Вестник РУДН: Серия "Социология". 2007; 3: 30-35.
8. Филиппов Н. Н., Илюхина С. В. Социально-экономическое исследование уровня жизни и развития социальной сферы села Свердловской области. Аграрный вестник Урала. 2007; 6: 8-10.
Поступила 23.07.12
Сведения об авторах:
Куракин Михаил Сергеевич, канд. техн. наук, доцент каф. технологии и организации общественного питания Кемеровского технологического института пищевой промышленности, e-mail: [email protected]; Максимова Елена Витальевна, ассистент каф. гигиены труда и гигиены питания кемеровской государственной медицинской академии, e-mail: [email protected]
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 616-036.88-053.2:312.2(470.57)
Л. Р. Гатиятуллина, В. А. Малиевский, Г. М. Забирова, Г. И. Сафуанова, Н. Ш. Гафарова смертность детей младшего школьного возраста в республике
Башкортостан
Башкирский государственный медицинский университет, Минздравсоцразвития, 450000, Уфа, ул. Ленина, 3
Представлены результаты анализа смертности детей 8-12 лет в Республике Башкортостан за период 20002010 гг. Смертность детей данной возрастной группы снизилась в 2,1 раза. В структуре причин смерти наибольший удельный вес (57,1%) имели травмы, отравления и другие внешние воздействия. Основным направлением региональной политики в области снижения детской смертности является совершенствование межведомственной координации мероприятий, направленных в первую очередь на создание безопасной среды обитания, повышение образованности детей в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: смертность детей, причины, травмы, безопасность жизнедеятельности
L. R. Gatiyatullina, V. A. Malievsky, G. M. Zabirova, G. I. Safuanova, N. Sh. Gafarova
MORTALITY OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Federal State Budgetary Educational Institution Of Higher Professional Education "Bashkir State Medical University" The Ministry Of Health And Social Development Of The Russian Federation, 3, Lenina Str., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450000
The data of analysis of the mortality of children aged 8-12 years in the Republic of Bashkortostan in the period 20002010 are presented. Mortality of children in this age group has declined by 2.1 times. In the structure of causes of death the biggest specific weight (57.1%) is consisted of injuries, poisonings and other external influences. The main direction of regional policies in reducing child mortality is to improve interagency coordination of measures aimed primarily at creating a safe environment, enhancement of erudition of children in the area of safety of activities of daily living.
Keywords: child mortality, causes, trauma, life safety of activities of daily living
Определение путей снижения смертности детского населения чрезвычайно актуально по нескольким причинам [1]. На фоне сложившегося в стране кризисного демографического развития, когда депопуляция населения имеет устойчивый характер, проблема смертности детей приобретает государственное, стратегическое для выживания народонаселения страны значение (демографическое значение). Потери в детском возрасте сказываются на средней продолжительности предстоящей жизни и продолжительности пребывания в трудоспособном возрасте, а следовательно, на объемах общественного производства. В этом заключается социальное и экономическое значение потерь детских жизней. Смертность детей также во многом зависит от организации, уровня и качества медицинской помощи, оказываемой матери и ребенку. в этом состоит медицинское значение обсуждаемой проблемы [2, 3].
В XXI веке снижение уровня смертности детского населения России приобрело устойчивую, более выраженную тенденцию. Если в 1999 г. по сравнению с 1989 г.
показатель смертности детей в возрасте 7-14 лет уменьшился с 162,2 до 160,3 на 100 тыс. населения, т. е. всего на 1,2%, то в 2008 г. по сравнению с 1999 г. - с 160,3 до 97,6 на 100 тыс. населения, т. е. на 39,1% [1, 2]. Показатель смертности детей 7-14 лет в течение 2000-х годов имеет позитивную тенденцию к снижению на 8,1% (с 131,9 на 100 тыс. в 1999 г. до 121,2 в 2005 г.); среднегодовой темп снижения показателя составил за эти 6 лет 1% [4]. Несмотря на наблюдающееся уменьшение, уровень детской смертности в россии существенно превышает таковой в европейских странах [5].
Наиболее пристальное внимание ученых и организаторов здравоохранения уделяется изучению младенческой смертности. Комплексные социально-гигиенические исследования смертности детей в школьном возрасте не проводились [1]. По мнению В. Э. Па-хальян, дети младшего школьного возраста наиболее уязвимы с точки зрения как психологии ("кризис семи лет"), так и медицины (повышается риск возникновения психосоматической патологии и нервно-психических
Таблица 1
Причины смерти детей 8-12 лет в Республике Башкортостан
Причины смерти (класс МКБ) Число детей Удельный вес, % Мальчики (n = 605) Девочки (n = 308) Р
абс. % абс. %
Инфекционные и паразитарные заболевания (I) 20 2,2 11 1,8 9 2,9 > 0,05
Новообразования (II) 132 14,4 82 13,5 50 16,2 > 0,05
Болезни крови, кроветворных органов (III) 4 0,4 2 0,3 2 0,6 > 0,05
Болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ (IV) 8 0,8 5 0,8 3 0,9 > 0,05
Болезни нервной системы (VI класс) 95 10,4 67 11,0 28 9,0 > 0,05
Болезни системы кровообращения (IX) 21 2,3 10 1,6 11 3,5 > 0,05
Болезни органов дыхания (X) 30 3,2 17 2,8 13 4,2 > 0,05
Болезни органов пищеварения (XI ) 5 0,5 2 0,3 3 0,9 > 0,05
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XII) 2 0,2 1 0,1 1 0,3 > 0,05
Болезни мочеполовой системы (XIV) 4 0,4 4 0,6 - - > 0,05
Врожденные аномалии (XVII) 44 4,8 23 3,8 21 6,8 0,032
Симптомы, признаки, отклонения от нормы, неклассифицированные в других рубриках (XVIII) 25 2,7 14 2,3 11 3,5 > 0,05
Травмы, отравления и другие воздействия внешних причин (XIV) 521 57,0 366 60,4 155 50,3 0,002
Внешние причины заболеваемости и смертности (XV) 1 0,1 1 0,1 - - > 0,05
Итого... 913 100,0 605 66,2 308 33,7 100,0
Таблица 2
Динамика структуры смертности детей 8-12 лет в Республике Башкортостан (2000-2010 гг.)
Причины (класс МКБ) 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Новообразования (II)
Количество умерших, абс. 21 20 6 15 10 10 11 9 12 12 6
На 100 тыс. 7,3 7,5 2,4 6,3 4,3 4,4 4,9 4,1 5,7 5,7 2,9
% умерших 14,2 15,3 6,3 16,3 13,9 14,9 14,7 16,7 19,4 18,2 12,0
Болезни нервной системы (VI класс)
Количество умерших, абс. 13 13 10 7 6 7 10 8 6 6 9
На 100 тыс. 4,5 4,9 4,0 2,9 2,6 3,1 4,4 3,6 2,8 2,8 4,3
% умерших 8,8 9,9 10,4 7,6 8,3 10,4 13,3 14,8 9,7 9,1 18,0
Травмы, отравления и другие воздействия внешних причин (XIV)
Количество умерших, абс. 88 75 61 59 43 42 41 23 33 31 25
На 100 тыс. 30,8 28,2 24,4 24,8 18,6 18,6 18,1 10,5 15,6 14,6 11,9
% умерших 59,5 57,3 63,5 64,1 59,7 62,7 54,7 42,6 53,2 46,7 50,0
Прочие
Количество умерших, абс. 26 23 19 11 13 8 13 14 11 17 10
На 100 тыс. 9,1 8,7 7,6 4,6 5,6 3,5 5,7 6,4 5,2 8,0 4,8
% умерших 17,6 17,6 19,8 12,0 18,1 11,9 17,3 25,9 17,7 25,8 20,0
Всего. 148 131 96 92 72 67 75 54 62 66 50
срывов). Объективная кризисная ситуация развития в этом возрасте сопровождается сложным комплексом собственных переживаний ребенка [6]. По данным О. В. Хухлаева, И. В. Дубровина и других исследователей, переход детей в возрасте от 8 до 12 лет к более взрослой жизни происходит достаточно тяжело: у многи интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность, зачастую возникают акцентуации, в ряде случаев - невротические, неврозоподобные и психосоматические расстройства [5, 7, 8].
Как показывают статистика и специальные исследования, дифференциация параметров здоровья детей, в том числе смертности, на различных территориях РФ достаточно велика, что может быть обусловлено их социальными, климатогеографическими, этнокультурными и социально-экономическими особенностями [1]. Это свидетельствует о необходимости регионального подхода к проведению политики в области охраны здоровья детей [9], что определило цель нашей работы - установить динамику и структуру смертности детей младшего школьного возраста в Республике Башкортостан.
В исследовании использованы ежегодные данные Башкортостанстата о количестве умерших детей за период с 2000 по 2010 г. При определении причин смерти использовали отчетные данные Министерства здравоохранения республики. Вся полученная информация обработана статистически.
Установлено, что в Республике Башкортостан умерли 913 детей в возрасте 8-12 лет. Уровень детской смертности снизился более чем в 2 раза: с 51,7 в 2000 г. до 23,8 на 100 тыс. детей соответствующего возраста в 2010 г. Однако темпы ее снижения су-
щественно уменьшаются. Если за период с 2000 по 2004 г. показатель смертности уменьшился на 39,8% (с 51,7 до 31,1 на 100 тыс. детей), то за период с 2005 по 2010 г. - всего на 19,6% (с 29,6 до 23,8 на 100 тыс. детей), причем в последние годы данная динамика не является устойчивой.
Анализ возрастной структуры умерших детей выявил тенденцию к нарастанию удельного веса детей более старшего возраста. В возрасте 8 лет умерли 168 (18,4%) детей, 9 лет - 175 (19,2%) детей, 10 лет - 180 (19,7%), 11 лет - 186 (20,4%), 12 лет - 204 (22,3%). Удельный вес мальчиков был в 2 раза больше, чем девочек, - соответственно 66,3% (605 детей) и 33,7% (308 детей). В структуре причин смерти наибольший удельный вес (521 ребенок, 57,1%) составили травмы, отравления и другие причины внешних воздействий. Значительно реже встречались новообразования (132 ребенка, 14,5%) и болезни нервной системы (95 детей, 10,4%). В пределах 2-5% колебался удельный вес врожденных аномалий развития (44 ребенка, 4,8%), болезней органов дыхания (30 детей, 3,3%) и системы кровообращения (21 ребенок, 2,3%). Количество детей, умерших от других причин, не превышало 10 человек. Установлены некоторые различия в структуре смертности в зависимости от пола умерших детей (табл. 1). Обнаружено, что в обеих группах основной причиной смерти явились травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, однако среди мальчиков их удельный вес оказался более высоким, чем среди девочек (соответственно 366 (60,5%) детей и 155 (50,3%) детей, р = 0,002). Среди девочек по сравнению с мальчиками в 2 раза выше оказался удельный вес врожденных аномалий и хромосомных абер-
раций (соответственно 21 (6,8%) девочка и 23 (3,8%) мальчика, р = 0,032).
В структуре причин смерти от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин наибольший удельный вес имели травмы - 186 (35,5%) детей и утопление - 159 (30,5%) детей. Асфиксия как причина смерти установлена у 74 (14,2%) детей. От других поражений погибло 102 (19,6%) ребенка. Установлены существенные различия в структуре причин смерти от внешних воздействий. Почти у половины девочек (64 ребенка, 41,2%) основной причиной послужило утопление, что в 1,6 раза больше, чем у мальчиков (95 детей, 25,8%). У мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек, встречались асфиксия (соответственно 63 ребенка, 17,2%, и 11 детей, 7%) и другие поражения (соответственно 84 ребенка, 23%, и 18 детей, 11,6%).
По нашему мнению, одной из причин преобладания травм и внешних воздействий в структуре смертности являются особенности психофизиологического развития детей данной возрастной группы. Уровень травматизма зависит от психофизиологических и поведенческих факторов (отсутствие координации движений, устойчивого равновесия, опыта критического отношения к поступкам, гипердинамика, любопытство, недостаточный опыт и др.
В структуре смертности от новообразований (132 ребенка) наибольший удельный вес имели опухоли центральной нервной системы (головного и спинного мозга) (54 ребенка, 40,1%), крови и лимфатической системы (52 ребенка, 39,4%). Значительно реже встречались опухоли внутренних органов (17 детей, 12,9%) и костно-хрящевые опухоли (9 детей, 6,8%).
Среди заболеваний нервной системы, приведших к смерти (95 детей), почти половину случаев составил детский церебральный паралич (42 ребенка, 44,2%). Реже встречались эпилепсия (14 детей, 14,7%) и инфекционные поражения (менингоэнцефалиты) (11 детей, 11,6%). Другие заболевания отмечались почти у 1/3 детей (18 детей, 18,9%).
Проведен анализ наиболее частых причин и структуры смертности детей младшего школьного возраста (травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин, новообразования, болезни нервной системы), на долю которых приходилось 82% всех случаев смерти на протяжении 2000-2010 гг. (табл. 2). Смертность от внешних, так называемых неестественных причин (несчастные случаи, отравления, травмы, насильственные причины смерти) снизилась в 2,6 раза (с 30,8 до 11,9 на 100 тыс. детей), однако их удельный вес снизился незначительно (с 59,5 до 50%). В 2,5 раза сократилась смертность от новообразований (с 7,3 до 2,9 на 100 тыс. детей). Существенная динамика смертности от болезней нервной системы не отмечена.
Смертность от таких управляемых причин, как инфекционные болезни, болезни органов дыхания и кровообращения, носит спорадический характер (1-3 случая ежегодно).
По мнению В. Ю. Альбицкого, травмы, отравления и утопления, а также болезни органов дыхания и инфекционные болезни считаются предотвратимыми на современном уровне развития [10]. Однако если
смертность от инфекционных заболеваний и болезней органов дыхания зависит от работы служб здравоохранения, то смертность от травм можно считать в высокой степени социально обусловленной. По мнению данного автора, недостаточная изученность этиологии болезней нервной системы, новообразований, врожденных аномалий развития обусловливает определенные трудности в предотвращении смертности от этих причин. Таким образом, возможности системы здравоохранения в снижении смертности детей младшего школьного возраста ограничены.
Выводы
1. За период с 2000 по 2011 г. в Республике Башкортостан смертность детей младшего школьного возраста снизилась в 2,1 раза.
2. В структуре причин смерти наибольший удельный вес (57,1%) имели травмы, отравления и другие причины внешних воздействий, среди которых преобладали травмы и утопления.
3. Гендерные особенности смертности детей младшего школьного возраста характеризуются преобладанием мальчиков (в 2 раза по сравнению с девочками), а также более высокой частотой среди них таких причин смерти, как травмы и асфиксия.
4. Основным направлением региональной политики в области снижения детской смертности является совершенствование межведомственной координации мероприятий законодательной и исполнительной власти, органов здравоохранения, образования, внутренних дел, направленных в первую очередь на создание безопасной среды обитания, повышение образованности детей в области безопасности жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Смертность детского населения России. М.: Союз педиатров России; 2009. 392 с.
2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Ильин А. Г. О резервах снижения смертности детского населения России. Вопросы современной педиатрии. 2006; 5 (5): 5-7.
3. Никольская Л. А. Охрана здоровья матери и ребенка в Республике Татарстан. Казанский медицинский журнал. 2003; 84 (1): 1-4.
4. Суханова Л. П., Скляр М. С. Детская и перинатальная смертность в России: тенденции, структура, факторы риска. Информационно-аналитический вестник "Социальные аспекты здоровья населения". 27.01.08. http://vestnik.mednet.ru.
5. World Health Statistics 2009. Geneva: WHO; 2009.
6. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер; 2009. 294 с.
7. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.- М.: Академия, 2005. - 168 с.
8. Хухлаева О. В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.; 2009. 42 с.
9. Старобудов В. И., Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Иванова А. Е. Детская смертность как объект изучения социальной медицинской географии. Российский педиатрический журнал. 2005; 5: 4-6.
10. Иванова А. Е. Будущее российской смертности. Социальная и демографическая политика. 2006; 1: 65-81.
Поступила 25.06.12