Лепешкина Оксана Ивановна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: [email protected])
Смертная казнь в России в контексте мировой тенденции к отмене
В настоящее время в мире наблюдается устойчивая тенденция к отказу от применения смертной казни: по состоянию на конец 2013 г. из 198 государств смертная казнь была законодательно отменена в 108 государствах. Отмена смертной казни в современной России обусловлена исторической тенденцией к сужению пределов применения этой меры уголовного наказания, смягчением общественной поддержки этого наказания и построением правового государства с признанием приоритета прав человека. Пожизненное лишение свободы является адекватной альтернативой смертной казни и не влечет таких негативных последствий.
Ключевые слова: смертная казнь, право на жизнь, пожизненное лишение свободы, Россия.
O.I. Lepeshkina, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law of the North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: [email protected]
Capital punishment in Russia is in the context of a worldwide tendency to abolition
Presently there is an established tendency observed worldwide to repudiation of capital punishment: by the end of 2013 108 from 198 states have abolished the death penalty de jure. The abolition of capital punishment in contemporary Russia is conditioned by the historical tendency to restriction of limits of enforcement of this criminal penalty, decrease of supporters of this penalty in the population and by formation of jural state with official recognition of priority of human rights. Life imprisonment is an adequate alternative to capital punishment and not has such negative results.
Key words: capital punishment, death penalty, right to live, life imprisonment, Russia.
В настоящее время в мире наблюдается устойчивая тенденция к отказу от применения смертной казни, отражающая приверженность многих государств основополагающим гуманистическим ценностям. Данная тенденция отчетливо обозначилась в 90-е гг. XX в. и сохраняется в начале XXI в. Так, по данным Р. Худа, если в 1965-1988 гг. ежегодно в среднем одно государство отменяло смертную казнь, то в 1989-2000 гг. такое решение принималось тремя государствами [1, р. 333].
По данным девятого пятилетнего обзора ООН «Смертная казнь и применение мер, гарантирующих защиту прав тех, кому грозит смертная казнь» за 2009-2013 гг., по состоянию на 31 декабря 2013 г. из 198 государств смертная казнь была законодательно отменена уже в 108 государствах (в 101 - за все преступления, в 7 - за преступления, совершенные в мирное время), в 51 хотя и сохранялась
в законодательстве, но в течение 10 лет на практике не применялась; применялась смертная казнь в 39 странах [2, с. 20]. Данный обзор подтверждает наличие в мире тенденции к отмене смертной казни, причем значительно увеличилось число государств, полностью отменивших это наказание. В ряду государств, применяющих смертную казнь, как указано в обзоре ООН, лидирующее положение по числу казней занимали следующие пять: Китай -1000, Иран - 540, Ирак - 170, Саудовская Аравия - 78, КНДР - 40.
Результаты сравнительно-правового исследования [3] показали, что отмена смертной казни в зарубежных странах происходила, как правило, в результате установления моратория на применение этой меры наказания. В ряде государств (Венгрия, Литва, Украина, ЮАР) решающую роль в этом процессе сыграли решения органов судебного конституционного контроля, признавших законодательство, предусматри-
138
вающее смертную казнь, не соответствующим положениям Основного закона страны о неотъемлемом характере основного права на жизнь и запрете жестоких наказаний. Так, по крайней мере, за преступления, совершенные в мирное время, смертная казнь отменена в странах Европы, а также в ЮАР, Израиле и Турции. В нескольких странах смертная казнь была отменена еще в XIX - начале XX в.
Смертную казнь законодательно отменили семь государств - участников Содружества Независимых Государств: Молдова (в 1995 г.), Азербайджан (в 1998 г.), Украина и Туркменистан (в 1999 г.), Армения (в 2003 г.), Кыргызстан (в 2007 г.) и Узбекистан (в 2008 г.). В Казахстане в 2003 г. [4], в Таджикистане в 2004 г. [5] был установлен мораторий на применение смертной казни.
Вместо смертной казни (по данным последнего пятилетнего обзора ООН) в большинстве государств предусмотрено пожизненное лишение свободы. В 30 странах установлено лишение свободы на срок от 20 (Кот-д'Ивуар, Испания) до 140 лет (Мексика). В большинстве стран в отношении таких осужденных допускается возможность условно-досрочного освобождения, для осужденных к пожизненному лишению свободы минимальный срок отбытия наказания составляет от 8 лет (Вануату) до 40 лет (Ирландия) [2, с. 74-76].
Единственной страной в СНГ и в целом в Европе, где применяется смертная казнь, является Республика Беларусь. Вместе с тем, по данным пятилетних обзоров ООН, показатель числа казней в Республике Беларусь в расчете на 1 млн человек сократился с 3,20 в 1994-1998 гг. до 0,15 в 2009-2013 гг. [2, с. 25]. Кроме того, ранее Конституционный Суд Республики Беларусь в заключении от 11 марта 2004 г. № З-171/2004 «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни», в частности, постановил: «...2. Считать, что часть третья статьи 24 Конституции Республики Беларусь, установившая возможность применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания лишь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания.» [6, с. 297-298].
В США в начале XXI в. также наблюдается тенденция к отказу от смертной казни [7]. Так, из 53 самостоятельных правовых систем (по данным Информационного центра по смертной казни в США) смертная казнь законодательно отменена в округе Колумбия (в 1981 г.), в «свободно присоединившемся государстве» Пуэрто-Рико (в 1929 г.), а также в 19 штатах, причем в семи из них - с начала 2000-х гг.: Нью-Джерси и Нью-Йорк (в 2007 г.), Нью-Мексико (в 2009 г.), Иллинойс (в 2011 г.), Коннектикут (в 2012 г.), Мэриленд (в 2013 г.), Небраска (в 2015 г.). В четырех штатах губернаторами объявлен мораторий на применение смертной казни: Орегон (в 2011 г.), Колорадо (в 2013 г.), Вашингтон (в 2014 г.) и Пенсильвания (в 2015 г.) [8].
С 2000 г. в США происходит сокращение практики применения смертной казни, как назначения, так и исполнения: средний показатель числа казней в США (на 1 млн человек) сократился с 0,20 в 1994-1998 гг. до 0,14 в 2009-2013 гг. [2, с. 25]. С 1977 по 2015 г. (после отмены в 1976 г. моратория) в США было казнено 1422 человека, а число казненных в год не превышало 98 человек, сколько их составило в 1999 г. С начала 2000-х гг. число приведенных в исполнение приговоров к смертной казни сократилось с максимума - 85 в 2000 г. до 28 -в 2015 г. [8].
В федеральной юрисдикции в период с 1977 по 2015 г. было казнено трое осужденных (двое -в 2001 г., один - в 2003 г.). По приговорам военных судов в США было казнено 160 человек в период с 1930 по 1961 г. [9].
Практика применения смертной казни в США существенно различается по регионам, и значительная часть казней приходится на Юг страны, прежде всего штат Техас. По четырем регионам страны, которые выделяются в статистике США, практика применения смертной казни в рассматриваемый период (1977-2015 гг.) выглядит следующим образом. Из 1419 казненных только в штатах большинство было казнено на Юге страны - 1153 (81,3%) (в Техасе - 531, в Оклахоме - 112, в Виргинии - 111, во Флориде - 91), на Средний Запад пришлось 177 казней (12,5%) (в Миссури - 86), на Запад -85 (6,0%) (в Аризоне - 37), на Северо-Восток -4 казни (0,3%) (в Пенсильвании - 3) [8]. Таким образом, из 31 штата, в котором сохраняется смертная казнь, в основном применяют эту меру наказания пять: Техас, Оклахома, Виргиния, Флорида и Миссури. Наибольшее количе-
139
ство - 531 человек (37,4%) - было казнено в штате Техас.
Следует отметить, что столь широкое применение смертной казни в этом регионе не может объясняться только уровнем убийств. Так, В.Е. Квашис, сравнив показатели уровня убийств в регионах, пришел к выводу, что «хотя число убийств на Юге страны менее, чем в два раза превышает число убийств на Западе, доля смертных приговоров, вынесенных на Юге (65,0%) почти в 4 раза больше; (на Западе она составляет 17,4%, а на Среднем Западе и на Северо-Востоке страны, соответственно, 11,3% и 6,3%)» [10, с. 234-235].
По мнению В.Е. Квашиса, в США разное отношение властей и населения штатов к высшей мере наказания, а не состояние и динамика убийств определяют масштабы и динамику смертных приговоров [10, с. 292].
Рассматривая состояние смертной казни в США, следует указать на то, что с середины 1990-х гг. происходит ослабление общественной поддержки американцами этого наказания. По данным ежегодного опроса, проведенного Институтом Гэллапа в 2015 г., на вопрос об отношении «за» или «против» применения смертной казни за убийство 61% респондентов ответили «за», 37% - «против», 2% затруднились ответить [11]. Опрос показал существенное уменьшение числа сторонников этого наказания по сравнению с максимумом (80%) в 1994 г. за весь период исследования начиная с 1937 г.
В заключение мирового обзора следует указать на то, что общемировая тенденция к отмене смертной казни проявилась также в отказе от ее применения за международные преступления. В Уставе Международного Уголовного Суда от 17 июля 1998 г. в качестве наиболее строгого вида наказания предусмотрено пожизненное лишение свободы (п. «а» ст. 47) [12, с. 250].
Полагаем, что Россия также находится на пути к отмене смертной казни. Проведенный нами историко-правовой обзор показал, что установление смертной казни в Древнерусском государстве и ее последующее распространение было обусловлено влиянием византийского права и русской церкви. Первоначально смертная казнь предусматривалась только за имущественные преступления. Так, в «Повести временных лет» упоминается о введении в 996 г. смертной казни за разбой [13, с. 86-87]. В по-
следующем сфера применения смертной казни была существенно расширена, а также появились ее квалифицированные виды. Однако в основном в дооктябрьский период истории России смертная казнь применялась за государственные преступления. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. смертная казнь была отменена [14].
Широко применялась смертная казнь -«высшая мера наказания» - в Советском государстве, в том числе с нарушением принципов законности, запрета придания обратной силы более строгому закону. Известно, что Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1961 г. «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях» [15] (вводилась смертная казнь) была придана обратная сила в отношении «валютчиков» Рокотова, Файбишенко и Яковлева, которые были расстреляны. На основании постановления Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1964 г. «О неприменении в виде исключения ч. II ст. 22 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик к Нейланду А.В.» Нейланд был приговорен к смертной казни за убийство при отягчающих обстоятельствах, совершенное им в 14-летнем возрасте [16], и казнен. В этот период смертная казнь служила, прежде всего, защите политического режима. За убийство смертная казнь была введена только в 1954 г. [17]. Тем не менее, хотя на непродолжительное время, в советский период смертная казнь отменялась: в 1917 г. [18] - на фронте, в 1920 [19] и 1947 [20] гг. - за преступления, совершенные в мирное время.
Отмена смертной казни в современной России обусловлена построением правового государства с признанием приоритета прав человека перед интересами общества и государства.
В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 1 мая 2016 г. № 139-ФЗ) [21] смертная казнь сохраняется в системе наказаний (п. «н» ст. 44). Однако в настоящее время, как известно, применяться смертная казнь в России не может. Последний смертный приговор в нашей стране был приведен в исполнение 2 сентября 1996 г. [22, с. 158-159].
Запрет на назначение смертной казни был установлен Конституционным Судом РФ в постановлении от 2 февраля 1999 г. № 3-П: «до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей
140
территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» (п. 5) [23].
Запрет на вынесение смертных приговоров до введения судов присяжных на всей территории России был подтвержден Конституционным Судом РФ в постановлении от 6 апреля 2006 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда» [24].
19 ноября 2009 г. Конституционный Суд РФ по ходатайству Пленума Верховного Суда РФ вынес определение № 1344-О-Р о разъяснении пункта 5 резолютивной части постановления от 2 февраля 1999 г. № 3-П [25]. Конституционный Суд РФ определил, что «положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность приме-
нения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей» (п. 1).
Как верно отмечают Л.Г. Берлявский и Н.А. Тарабан, это определение «стало неотъемлемой частью постановления Конституционного Суда от 2 февраля 1999 г. и должно применяться в нормативном единстве с ним» [26].
Российская Федерация, подписав 16 апреля 1997 г. Протокол № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. [27], в рамках интеграционного процесса в Европейское сообщество, приняла на себя и международно-правовое обязательство отменить это наказание. Данный Протокол направлен на отмену смертной казни в мирное время: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (ст. 1) [28, с. 555]. Протокол № 6 допускает возможность оговорки о применении смертной казни за преступления, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны, но приведение в исполнение таких приговоров во время войны или иного чрезвычайного положения запрещено (ст. 3).
Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с поправ. от 21 июля 2014 г.) [29] «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15) и «должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством» (п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П) [30].
В соответствии с основным принципом международного права - принципом добросовестного соблюдения договоров (pacta sunt servanda), который распространяется на международные договоры и до вступления их в силу, «государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если: а) оно подписало договор... под условием ратификации, до тех пор, пока оно не выразит ясно своего намерения не становиться участником этого договора.» [31, с. 57]. Данное правило закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (ст. 18), участником которой является Россия, как государство-правопреемник СССР, и было имплементировано во внутреннее законодательство (ч. 2 ст. 31 Фе-
141
дерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изм. от 12 марта 2014 г.)) [32]. Таким образом, Россия еще до вступления для нее Протокола № 6 в силу обязана воздержи -ваться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, т.е. смертная казнь применяться не может.
В литературе высказано предложение о необходимости проверки Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод на соответствие Конституции РФ для «...эффективной защиты национальной правовой системы» [33, с. 26].
Однако полагаем, как это показал и опыт зарубежных стран, положения Уголовного кодекса РФ о смертной казни, в случае их проверки Конституционным Судом РФ, могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ. Конституция РФ, провозгласив Россию демократическим правовым государством, закрепила положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а основные права и свободы человека признала прирожденными и неотчуждаемыми (ст. 2, 17, ч. 2). Согласно ст. 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.». Таким образом, основные права человека, как указывает С.С. Алексеев, «приобрели прямое юридическое действие и заняли (точнее, начали занимать) центральное место во всей юридической системе современного гражданского общества» [34, с. 613]. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь». Право на жизнь - это абсолютное право, которое, в отличие от других, не может быть ограничено.
Смертная казнь - это архаичный вид наказания, который противоречит общечеловеческим этическим требованиям и представляет собой пример неправа. Применение смертной казни неизбежно сопряжено с негативными социальными последствиями, а исполнение этой меры необратимо.
Как показывают результаты криминологических исследований, применение смертной казни статистически значимого общепредупредительного эффекта не имеет. Так, В.А. Никонов при сопоставлении показателей удельного веса смертной казни и уровня убийств за период 1986-1992 гг. пришел к выводу об отсутствии корреляции между переменными, из чего
следует, что в числе факторов, обусловливающих уровень убийств, смертная казнь не играет никакой роли [35, с. 119].
Сравнив показатели уровня убийств до установления в России моратория на применение смертной казни и после, В.Е. Квашис пришел к выводу, что после введения моратория на смертную казнь (фактически с 1997 г.) динамика убийств не изменилась к худшему, наоборот, «число убийств уже в первые три года сократилось, а затем этот показатель стабилизировался и оставался практически таким же в течение 10 лет» [10, с. 541].
Количество зарегистрированных убийств (с покушениями), по данным МВД России, снизилось с 29285 в 1997 г. до 11496 в 2015 г. [36].
Указанные обстоятельства все в большей мере осознаются населением страны. Так, опрос, проведенный ВЦИОМ в 2010 г., показал, что 51% респондентов считает, что никто не в праве лишать человека жизни, даже если человек совершил тяжкое преступление; 59% были скорее согласны с тем, что велика вероятность судебной ошибки наказания невиновного, поэтому смертная казнь приносит обществу больше вреда, чем пользы [37]. За применение смертной казни высказались тогда 44% опрошенных, 29% считали возможным сохранить нынешнее положение, когда наложен мораторий на смертную казнь, 18% выступали за законодательную отмену смертной казни, 10% затруднились ответить.
Опросы, проведенные Левада-Центром с 2002 по 2013 г., показывают, что число сторонников смертной казни в России постепенно сокращается, в основном за счет увеличения числа тех, кто согласен с существующим положением - неприменением смертной казни. С таким положением были согласны 23% опрошенных в 2013 г. (12% - в 2002 г.). За отмену смертной казни высказались 11% в 2013 г. (12% -в 2002 г.). Доля сторонников смертной казни составила по позициям: следует восстановить в прежних пределах - 38% в 201 3 г. (49% - в 2002 г.); расширить применение смертной казни - 16% в 2013 г. (19% - в 2002 г.) [38].
Считаем, что в России, которая стремится стать подлинно правовым государством, смертная казнь должна быть отменена. В связи с этим предлагаем ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Второй факультативный протокол от 15 декабря 1989 г. (также
142
направлен на отмену смертной казни в мирное время) к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и исключить из Уголовного кодекса РФ положения о наказании в виде смертной казни.
Вместо смертной казни в качестве исключительной меры наказания, применяемой только за особо тяжкие преступления, представляющие исключительную опасность, предлагаем установить пожизненное лишение свободы. Кроме того, в ст. 57 («Пожизненное лишение свободы») УК РФ указан неполный и несистемно изложенный (как это принято в Особенной части УК РФ) перечень преступлений, за кото-
1. Hood R. Capital punishment: a global perspective // Punishment and Society. 2001. Vol. 3. № 3. P. 331-354.
2. Доклад Генерального секретаря «Смертная казнь и применение мер, гарантирующих защиту прав тех, кому грозит смертная казнь» / Организация Объединенных Наций Е/2015/49. Экономический и Социальный Совет, основная сессия 2015 года. URL: http:// www.un.org (дата обращения: 08.07.2015).
3. Лепешкина О. И. Смертная казнь: опыт комплексного исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2010.
4. О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь: указ Президента РК от 17 дек. 2003 г. № 1251. URL: http://www. adilet.zan.kz/(дата обращения: 08.07.2015).
5. Официальный сайт Президента Республики Таджикистан: URL: http://www.prezident. tj/ (дата обращения: 08.07.2015).
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь (по сост. на 15 сент. 2004 г). Минск, 2004.
7. Лепешкина О. И. Смертная казнь в США: тенденция к отмене // Рос. юрид. журнал. 2015. № 1. С. 78-85.
8. URL: http://www.deathpenaltyinfo.org/(дата обращения: 16.01.2016).
9. Snell T.L. Prisoners executed under civil authority in the United States, by year, region, and jurisdiction 1977-2013. URL: http://www.ojp. usdoj.gov/bjs (дата обращения: 16.01.2016).
10. Квашис В.Е. Смертная казнь: мировые тенденции, проблемы и перспективы. М., 2008.
11. Dugan A. Solid majority continue to support death penalty. URL: http://www.gallup.com (date of access: 06.02.2016).
12. Российский ежегодник международного права. 1995. СПб., 1996.
рые предусмотрено данное наказание, а именно нет состава диверсии (ч. 3 ст. 281). В связи с чем предлагаем ч. 1 ст. 57 УК РФ изложить в следующей редакции: «1. Пожизненное лишение свободы как исключительная мера наказания устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства».
1. Hood R. Capital punishment: a global perspective // Punishment and Society. 2001. Vol. 3. № 3. P. 331-354.
2. Report of the General Secretary «Capital punishment and implementation of the safeguards guaranteeing protection of the rights of those facing the death penalty» / United Nations E/2015/49. Economic and Social Council, main session of 2015. URL: http://www.un.org (date of access: 08.07.2015).
3. Lepeshkina O.I. Capital punishment: the experience of the complex research. 2nd ed., rev. and suppl. St. Petersburg, 2010.
4. On introduction in Kazakhstan of a moratorium on the death penalty: decree of the President of the Republic of Kazakhstan d.d. Dec. 17, 2003 № 1251. URL: http://www.adilet.zan.kz/ (date of access: 08.07.2015).
5. Official site of the President of the Republic of Tajikistan: URL: http://www.prezident.tj/(date of access: 08.07.2015).
6. Criminal code of the Republic of Belarus (as amended on Sept. 15, 2004). Minsk, 2004.
7. Lepeshkina O.I. Capital punishment in the USA: tendency to the abolition // Russian law journal. 2015. № 1. P. 78-85.
8. URL: http://www.deathpenaltyinfo.org/ (date of access: 16.01.2016).
9. Snell T.L. Prisoners executed under civil authority in the United States, by year, region, and jurisdiction 1977-2013. URL: http://www.ojp. usdoj.gov/bjs (date of access: 16.01.2016).
10. Kvashis V.E. The death penalty: a global trends, problems and perspective. Moscow, 2008.
11. Dugan A. Solid majority continue to support death penalty. URL: http://www.gallup.com (date of access: 06.02.2016).
143
13. Повесть временных лет / под ред. В. П. Адриановой-Перетц: в 2 т. М.; Л. 1950. Т. 1.
14. Об отмене смертной казни: постановление Временного правительства от 12 марта 1917 г. // СУ. 1917. № 66. Ст. 375.
15. Ведомости ВС СССР. 1961. № 27. Ст. 291.
16. Архив Санкт-Петербургского городского суда за 1964 г. Уголовное дело № 2-34.
17. Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство: указ Президиума Верховного Совета СССРотЗОапр. 1954г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 11. Ст. 221.
18. Об отмене смертной казни: декрет Всероссийского съезда Советов от 26 окт. 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 10.
19. Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела): декрет ВЦИК и СНК от 17 янв.1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 4-5. Ст. 22.
20. Об отмене смертной казни: указ Президиума Верховного Совета СССР от
26 мая 1947 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 17.
21. Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
22. Всероссийская конференция по проблемам отмены смертной казни. Москва, 3-4 июня 1999 года. М., 2000.
23. Собр. законодательства РФ. 1999. № 6. Ст. 867.
24. Рос. газ. 2006. 12 апр.
25. Там же. 2009. 27 нояб.
26. Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Право на жизнь и проблема смертной казни: конституционно-правовые аспекты // Юрид. мир. 2013. № 1. С. 19-24.
27. О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.: распоряжение Президента РФ от
27 февр. 1997 г. № 53-рп // Рос. газ. 1997. 4 марта.
28. Международные акты о правах человека: сб. документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 1998.
29. Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
30. Там же. 1995. № 33. Ст. 3424.
12. Russian year-book of International Law.
1995. St. Petersburg, 1996.
13. Tale of bygone years / ed. by V.P. Adrianova-Peretts: in 2 vol. Moscow; Leningrad, 1950. Vol. 1.
14. On abolition of the death penalty: resolution of the Provisional government d.d March 12,1917// Coll. of statutes. 1917. № 66. Art. 375.
15. Bull of the Supreme Soviet of the USSR. 1961. № 27. Art. 291.
16. Archive of the St. Petersburg city court in 1964. Criminal case № 2-34.
17. On strengthening of criminal responsibility for murder: decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR d.d. Apr. 30, 1954 // Bull. of the Supreme Soviet of USSR. 1954. № 11. Art. 221.
18. On abolition of the death penalty: decree of the All-Russian Congress of Soviets d.d. Oct. 26, 1917 // Coll. of statutes of the RSFSR. 1917. № 1. Art. 10.
19. On the abolition of capital punishment (execution): decree of the all-Russian Central Executive Committee and the Council of People's Commissars d.d. Jan 17, 1920 // Coll. of statutes of the RSFSR. 1920. № 4-5. Art. 22.
20. On abolition of the death penalty: decree of the All-Russian Congress of Soviets d.d. May 26, 1947 // Bull. of the Supreme Soviet of the USSR. 1947. № 17.
21. Coll. of legislation of the Russian Federation.
1996. № 25. Art. 2954.
22. Russian conference on the problems of the death penalty abolition. Moscow, June 3-4, 1999. Moscow, 2000.
23. Coll. of legislation of the Russian Federation 1999. № 6. Art. 867.
24. Rus. newsp. 2006. Apr. 12.
25. Ibid. 2009. Nov. 27.
26. Berlyavskiy L.G., Taraban N.A. The right to life and the problem of the death penalty: the constitutional-legal aspects // Legal world. 2013. № 1. P. 19-24.
27. On signing of the Protocol № 6 (about abolition of the death penalty) d.d. April 28, 1983 to Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms d.d. November 4, 1950 //Rus. newsp. 1997. March 4.
28. International documents on human rights: coll. of documents / comp. V.A. Kartashkin, E.A. Lukasheva. Moscow, 1998.
29. Coll. of legislation of the Russian Federation 2014. № 31. Art. 4398.
30. Ibid. 1995. № 33. Art. 3424.
144
31. Венская конвенция о праве международных договоров: коммент. / сост. А.Н. Та-лалаев. М., 1997.
32. Собр. законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
33. Виноградова П.А. Правовая природа моратория на смертную казнь // Уголовное право. 2015. № 1. С. 22-27.
34. Алексеев С. С. Право: Азбука. Теория. Философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.
35. Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания: теорет.-метод. иссл. М.; Тюмень, 1994.
36. URL: http://www.mvd.ru (дата обращения: 15.04.2016).
37. Казнить нельзя помиловать: где поставить запятую? URL: http://www.wciom.ru (дата обращения: 06.02.2016).
38. Борьба с преступностью и смертная казнь. URL: http://www.levada.ru (дата обращения: 06.02.2016).
31. The Vienna Convention on the Law of Treaties: commentary / comp. A.N. Talalaev. Moscow, 1997.
32. Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 29. Art. 2757.
33. Vinogradova P.A. The legal nature of moratorium on capital punishment // Criminal law. 2015. № 1. P. 22-27.
34. Alekseev S.S. Law: Alphabet. Theory. Philosophy: the experience of the complex research. Moscow, 1999.
35. Nikonov V.A. The effect of the common prevention of the criminal punishment: theoretical and methodological research. Moscow, 1994.
36. URL: http://www.mvd.ru (date of access: 15.04.2016).
37. Not to put to death to pardon: where is the point? URL: http://www.wciom.ru (date of access: 06.02.2016).
38. War is to crimes and the capital punishment. URL: http://www.levada.ru (date of access: 06.02.2016).
145