Научная статья на тему '"СМЕРТЬ БОГА" КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ НИГИЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ'

"СМЕРТЬ БОГА" КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ НИГИЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
575
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГИЛИЗМ / "СМЕРТЬ БОГА" / ЭГАЛИТАРИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цапикова Ю.С.

Статья посвящена проблеме понимания и толкования известного тезиса Ф. Ницше о «смерти Бога». Данный тезис рассматривается как метафора такого исторического и духовного состояния человечества, которое, с одной стороны, является причиной нигилизма, с другой - путем к его преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE DEATH OF GOD" - A KEY FOR UNDERSTANDING NIHILISM IN PHILOSOPHY OF F. NIETZSCHE

The article is devoted to the problem of understanding and interpretation of the famous thesis of F. Nietzsche "the death of God." This thesis is regarded as a metaphor for such a historical and spiritual state of mankind, which, on the one hand, is the cause of nihilism, on the other - the way to overcome it.

Текст научной работы на тему «"СМЕРТЬ БОГА" КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ НИГИЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ»

консолидируются и мобилизуются различные социальные множества. Речь идет не только о пресловутых информационных войнах, развернувшихся по всему современному миру. Даже такое явление массовой культуры как реклама предполагает реактивность, т.е. действие-реакцию (зачастую предсказуемую) ее зрителя и потребителя; в данном действии в принципе не может быть чего либо активного, инициативного и созидательного.В таком социальном пространстве остается все меньше места для подлинной свободной инициативы [5, с. 124]. Это лишь малая часть наиболее явных симптомов того, что современный глобальный социум поддерживается не активными, но исключительно реактивными силами. Доминирующим субъектом становится не человек инициирующий, но человек реагирующий, в котором торжествуетгеББепйте^.

Использованные источники:

1.Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990.

2.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990.

3.Апресян Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали. М., 2011.

4.Шелер М. Ресентимент в структуре моралей /Пер. с нем. А.Н.Малинкина. СПб., 1999.

5.К онтологии господства: коллективная монография. - Москва: Издательский дом «Юность», 2007. - 151 с.

УДК 141.4+17.037

Цапикова Ю. С. студент 2 курс, лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Россия, г. Саратов. Научный руководитель: Чебан А. Г.

ассистент кафедры «СМЕРТЬ БОГА» КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ НИГИЛИЗМА В

ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ Аннотация. Статья посвящена проблеме понимания и толкования известного тезиса Ф. Ницше о «смерти Бога». Данный тезис рассматривается как метафора такого исторического и духовного состояния человечества, которое, с одной стороны, является причиной нигилизма, с другой - путем к его преодолению.

Ключевые слова: нигилизм, «смерть Бога», эгалитаризм, индивидуализм, перспективизм, иерархическая мораль.

Tsapikova Y. S. student 2nd course, medical faculty of the Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky Russia, Saratov Scientific supervisor: Cheban A. G.

assistent

«THE DEATH OF GOD» - A KEY FOR UNDERSTANDING NIHILISM IN PHILOSOPHY OF F. NIETZSCHE.

Abstract. The article is devoted to the problem of understanding and interpretation of the famous thesis of F. Nietzsche "the death of God." This thesis is regarded as a metaphor for such a historical and spiritual state of mankind, which, on the one hand, is the cause of nihilism, on the other - the way to overcome it.

Keywords: nihilism, "death of God", egalitarianism, individualism, perspectiveism, hierarchical morality.

«Вокруг героя все становится трагедией, вокруг полубога все становится драмой сатиров, а вокруг Бога все становится - как? быть

может, "миром"?» Фридрих Ницше[2]

Изучая произведения Фридриха Ницше каждый рано или поздно столкнется со знаменитым положением его философии - «Бог мертв». В данной статье предпринимается попытка понимания и толкования данного тезиса.

В 1882 году Ницше опубликовал свой труд «Веселая наука» (нем. «DiefrohHcheWissenschaft»), название было выбрано автором не сразу и имело занятный смысл. В английском терминов «gaisaber» пользовались провансальские трубадуры для обозначения своего поэтического искусства.Идея «Весёлой науки» возникла у философа летом 1881 года в Зильс-им-Энгадине после внимательного знакомства с трудами Спинозы.

Мышлению Ницше сопутствовал нигилизм. Нигилизм отбросил всякое лицедейство, напускное приличие и благородство, «бросил свою тень на всю Европу».Ницше чувствовал и понимал в состоянии нигилизма суть движения истории. Вот как именуется историческое движение, распознанное им,— оно властно проникает уже и в предшествующие века и определяет нынешний век. Свое истолкование этого Ницше сводит в короткую фразу: «Бог мертв»(нем. Gottisttot). Именно в «Веселой науке» появляется этот известный афоризм. Тезис Ницше о смерти Бога - это своего рода метафора, в которой раскрывается смысл состояния нигилизма и выявляются причины, его породившие.

Мы не должны спешить судить о смысле этих слов, но должны попытаться мыслить их так, как они были задуманы. Отложим в сторону любые поспешные мнения, которые, как только эти «страшные» слова произнесены, торопятся поскорее занять главенствующую позицию.

По мнению Ницше, Бог изначально никогда не существовал. Мы люди, по предположениям Ницше, находим существование Бога как недоказуемым, так и нежелательным. Следовательно, он скорее предполагает, нежели констатирует недоказуемость веры в Бога, даже когда объясняет ее нежелательность. Ницше не представляет аргументы в пользу своего неверия; он не видит в этом нужды. Он видит атеизм не как вывод, который нужно предоставить, но как постулат, который нужно развивать. Другими словами, он приводит доводы не за атеизм, а скорее отталкиваясь от него; неверие является для него отправной точкой, а не конечным пунктом. Когда он во всеуслышание провозгласил смерть Бога, к примеру, он сделал это не с целью показать - он даже не пытался этого показать - что Бог не существует. Скорее он считал это данностью, ведь, по его мнению, критики второй половины 19-го века, такие же как и он сам, не могли больше серьезно воспринимать веру в Бога. Он заявлял, что подобная вера «стала невероятной».

Бог не умирает один. Когда Он умирает, смысл, нравственность и разум умирают вместе с Ним.

Во-первых, если Бога не существует, то жизнь не имеет смысла. Когда нет автора, нет и самой истории. Кроме того, если Бога не существует, нравственность оказывается необъективной и моральное суждение становится всего лишь толкованием, не имеющим под собой ничего, кроме личных предпочтений.

Во-вторых, Ницше показывает искусственную природу нравственности, приглашая нас поразмышлять о хищных птицах и овцах, на которых первые охотятся. Когда птицы кормятся овцами, их действия не являются с точки зрения нравственности ни плохими, ни хорошими. Птицы просто действуют в соответствии с их природой; нравственность не имеет к этому никакого отношения.

Итак, пока «осуждение» птиц овцами никого не удивляет - кроме, возможно, самих птиц - их суждение не имеет ничего общего с моралью, а скорее является их вполне понятным желанием не становиться кормом для птиц. Конечно, как указывает Ницше, птицы видят ситуацию по-другому. Но ни в одном, ни в другом случае нельзя применить нравственные категории -и если это действует в отношении птиц и овец, то это также действует и в отношении нас. Моральные суждения выражают наши собственные предпочтения; они не отражают объективной реальности.

И наконец, смерть Бога показывает важность разума. Когда дело касается происхождения человека, то неуправляемые эволюционные процессы оказываются лучшим доводом атеистов. Учитывая тот факт, что эволюция отбирает сильнейших для выживания, интеллектуальные способности, появляющиеся в результате данных процессов, должны хорошо приспосабливаться к выживанию. Но, по заявлению Ницше, нет никакой обязательной связи между выживанием и истиной; насколько нам известно, он обращает наше внимание на то, что натуралистической

вселенной будет являться та, в которой познание истины будет скорее препятствовать, нежели способствовать выживанию. По его собственному мнению, тогда у атеиста нет никаких причин доверять своему собственному разуму.

Для Ницше смерть Бога ведет к концу смысла, нравственности и разума - что означает, что он видит потенциальные последствия своего неверия более ясно, чем другие его современники-атеисты, такие как Карл Маркс и Зигмунд Фрейд. Хотя, примечательно, что Ницше видит эти возможные последствия как освободительные, а не деструктивные. Ни Бог, ни смысл, ни нравственность, ни разум не сдерживают нас, восклицает он. Мы свободны жить так, как нам нравится, и делать с нашими жизнями то, что удовлетворяет нас.

Только в таком радикально человекоцентричном виде Ницше провозглашает жизнь.

Не стоит считать слова "Бог мертв" формулой конфликта, потому что "спор с христианством отнюдь не обязательно должен повлечь за собой борьбу с христианским духом". К. Ясперс считал, что Ницше вновь адресовал историческому христианству "старый, в значительной мере оправданный упрек, раздававшийся со всех сторон, в том числе с XIII века с Дальнего Востока: христиане не исполняют того, чему учат, не делают сами того, что заповедано их священными книгами".

М. Хайдеггер, немецкий философ, комментировал идеи Ницше согласно своим исканиям Бытия: "Бог - наименование сферы идей, идеалов... Слова "Бог мертв" означают: сверхчувственный мир лишился своей действенной силы. Он не подает уже жизнь. Пришел конец метафизике... не остается вовсе ничего, чего бы держался, на что мог бы опереться и чем мог бы направляться человек". [3]

Слова «Бог мертв» означают: сверхчувственный мир лишился своей действенной силы - он не дарует уже жизни. Пришел конец метафизике — для Ницше это вся западная философия.

Почему же вера в Бога нежелательна? Потому что смерть Бога так или иначе позволяет нам самим стать богами. Идея Бога подавляет волю к власти, то есть стремление личности к росту и самосовершенствованию. Мораль, основанная на идее Бога, приводит в конечном счете к торжеству эгалитаризма и демократических идеалов в обществе. Для Ницше демократия и эгалитаризм - это торжество стадных ценностей и деградации человека, ведь демократический индивидуализм основан на ненависти к великим и выдающимся творческим личностям, на отрицании различий и требовании равенства [4, с. 84]. А.Рено в книге «Эра индивида» обращает внимание на то, что Ницше уже во второй половине XIX века образно описал существенные черты такого эгалитаристского индивидуализма наших дней: нарциссизм, исключительная забота о самих себе, культ независимости, приоритет индивида перед обществом и т.п. [5, с. 261]. Ницше же видит путь к преодолению состоянию нигилизма не в

эгалитаристском индивидуализме, но в перспективизме и иерархической морали[4, с. 85]. Идея Бога подавляет тягу к великому и стремление к самопреодолению, она требует равенства всех перед Богом или другими людьми. В противовес этому Ф. Ницше утверждает аристократизм, героизм, любовь к дальнему, стремление к созиданию и дарящей добродетели, к бесконечному утверждению самого себя в форме праздника и траты, а не экономии и порядка. «Смерть Бога» дает возможность человеку самому начать творить и дарить, а не желать и брать.

Использованные источники:

1.Ницше Ф. Весёлая наука. М.: Издательство «Азбука-классика», 2011.

2.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Издательский дом «Азбука», 2015, С. 150.

3.Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 143-176.

4.К онтологии господства: коллективная монография. М.: Издательский дом «Юность», 2007. - 151 с.

5.Рено А. Эра индивида. СПб., 2002.

УДК 004.65

Царев И.В. студент 1 курс Богородцев Я.И. студент 1 курс Смирнов А.Ю. студент 1 курс

факультет «Информационные системы и технологии» ФГБОУ ВО Поволжский государственный университет

телекоммуникаций и информатики

России, г. Самара

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. СИСТЕМА UNIX И LINUX. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ Аннотация: данная статья посвящена операционным системам. Изучены такие системы как UNIX и LINUX. Рассмотрены основные этапы развития и возможности данных операционных систем.

Ключевые слова: операционная система, ОС, UNIX, LINUX возможности ОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.