Научная статья на тему 'RESSENTIMENT КАК МОРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

RESSENTIMENT КАК МОРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / РЕАКТИВНАЯ МОРАЛЬ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цапикова Ю.С.

Статья посвящена проблеме понимания и толкованияпонятия « ressentiment», с помощью которого Ф.Ницше описывал психологический источник возникновения реактивной морали и соответствующих им «стадных» ценностей. Рассматриваются некоторые симптомы доминирования реактивых ценностей в современном обществе и современной массовой культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESSENTIMENT AS THE MORAL CHARACTERISTIC OF THE MODERN SOCIETY

The article is devoted to the problem of understanding and interpretation of the concept of "ressentiment", with which F. Nietzsche described the psychological source of reactive morality and the corresponding "gregarious" values. Some symptoms of the dominance of reagent values in modern society and modern mass culture are considered.

Текст научной работы на тему «RESSENTIMENT КАК МОРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

3.Олейник П.П. Управление доступом в современных приложениях // Информация и безопасность. 2015. №18 (3). С. 366-371.

4.Шмакова А.И. Дискреционная и мандатная модель управления доступа. Оценка безопасности компьютерных систем // Новые информационные технологии в научных исследованиях. 2016. С. 305-306.

УДК 124.5+ 261.4

Цапикова Ю. С. crnудент 2 курс, лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Россия, г. Саратов. Научный руководитель: Чебан А. Г.

ассистент кафедры RESSENTIMENT КАК МОРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Аннотация. Статья посвящена проблеме понимания и толкованияпонятия «ressentiment», с помощью которого Ф.Ницше описывал психологический источник возникновения реактивной морали и соответствующих им «стадных» ценностей. Рассматриваются некоторые симптомы доминирования реактивых ценностей в современном обществе и современной массовой культуре.

Ключевые слова: мораль, ressentiment, реактивная мораль, инициативная мораль, ценности.

Tsapikova Y. S. student 2nd course, medical faculty of the Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky Russia, Saratov Scientific supervisor:Cheban A. G.,

assistent

RESSENTIMENT AS THE MORAL CHARACTERISTIC OF THE

MODERN SOCIETY Abstract. The article is devoted to the problem of understanding and interpretation of the concept of "ressentiment", with which F. Nietzsche described the psychological source of reactive morality and the corresponding "gregarious" values. Some symptoms of the dominance of reagent values in modern society and modern mass culture are considered.

Keywords: morality, ressentiment, reactive morality, initiative morality, values.

«Среди сделанных в новейшее время немногочисленных открытий в области происхождения моральных оценок открытие Фридрихом Ницше ресентимента как их источника — самое глубокое, несмотря на всю ошибочность его специального тезиса о том, что христианская мораль, а в особенности христианская любовь, — утонченнейший цветок

ресентимента».[4]

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть некоторые проблемы теории и философской психологии морали, которые задаются обсуждением такой ценностно-нормативной категории

как «справедливость» в одном из центральных этических произведен™ Фридриха Ницше - В его В известном полемическом сочинении «К генеалогии морали». Данное сочинение наполнено очевидными недоговоренностями и противоречиями, но, несмотря на свою противоречивость I и даже I благодаря ей, I оно I сохраняет I мощный эвристический потенциал, который даже сейчас воздействует на этическую теорию.

«К генеалогии морали» ("Zur Genealogie der Moral") — сочинение, написанное в 1887 году, занимает особое 1место 1в творчестве I Ницше. Несомненно, I вместе I с другой работой I этого Впериода — "По I ту сторону добра и зла" (для которой оно и было написано в качестве разъясняющего введения).

В данной работе Ницше впервые ввел понятие «ressentiment». Ницше продолжает и уточняет — в сравнении с «По ту сторону добра и зла»— содержательную определение антитезы «добро — зло». Это определение существует наряду с антитезой «хорошее — плохое»[1] и в связи с двумя фундаментальными видами морали — морали господ и морали рабов. Ressentiment является характеризующей чертой морали рабов.

На основе «К генеалогии морали» может создаться впечатление, что Ницше предлагает историческое разделение, неоднократные указания на именно историческую смену типов морали. Рассуждения о «восстании рабов», в результате которого «преобладающая мораль» уступает место плебейской морали, постоянные, хотя и неявные, исторически сословные приписывания рабской и аристократической морали, — все это как будто подтверждаете достоверность I такого впечатления. Все-таки выделение Ницше морали господ и морали рабов носит главным образом типологический смысл, лишь в иллюстративном плане исторический. Ницше разводит мораль господ и мораль рабов по ряду оснований . Одним из них является аксиологическая антитеза «внутреннего» и «внешнего»[2]. Таким I образом, мораль I господ I исходит из самой себя, I аристократ утверждаетсебя, изнутри себя творит ценности; мораль рабов ориентируется на другого, плебей подчиняется и подлаживается, он самореализуется в отрицании. Отсюда следует, что мораль господ инициативна (активна), а мораль рабовреактивна. Ressentiment, по Ницше, деятельно проявляет себя в «восстании рабов»: «Восстание рабов в морали начинается с того, что

ressentiment сам становится творческим и порождает ценности...» — этими словами, I собственно, I и вводится I понятие «ressentiment». Восстание рабов заключается в возобладании новой морали — в утверждении нового способа оценивания. Это изменение касается большей частью того, как и каким в оценке предстает другой, внешнее. Ressentiment обнаруживается прежде I всего I в «повороте оценивающего I взгляда»: I взгляд с необходимостью обращается «вовне, вместо обращения к самому себе»; «мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается... ».

Не I смог I Ницше I не применить I свое !учение !по отношению I к христианству. М.Шелер, I высоко |оценивал сделанное Ницше открытие феномена морали рабов, но раскритиковал его учение о ressentiment, по которому I христианство I является I чистейшим его продуктом. Шелер убедительно показал, что выводы Ницше относительно ressentiment в отношении к христианству были обусловлены его пониманием христианства как только морального учения. Между тем как понимание духа христианства можно достичь лишь при принятии фундаментального для христианства представления о Царстве Божьем — фундаментальном как в доктринально-догматическом, так и в практически духовном, а значит, и в нравственном отношениях. С оценкой Шелера введенного Ницше понятия ressentiment трудно не согласиться.

Анализирую современный социум, можно заметить, что люди постепенно утрачивают способность разграничивать истину и ложь, добро и зло, и это приводит к искажению позитивных ценностей, создавая почву для формирования негативных эмоций: злобы, зависти, ненависти, мести, которые формируют ressentiment. М. Шелер описывает механизм формирования рессентиментного типа личности: «По мере того, как игнорирование позитивных ценностей пробуждает тягу к ним, человек все глубже погружается, минуя переходные ценности и ценности-средства, в противоположные этим позитивным ценностям, зло. Постепенно оно занимает все большее пространство в сфере его ценностного внимания. В человеке зарождается нечто такое, что пробуждает желание хулить, ниспровергать, унижать, и он цепляется за любой феномен. Так. рессентиментный тип непроизвольно обесценивает бытие и мир» [4, с. 60]. Современный мир в системе рыночных отношений ориентируется на фальсифицированную систему ценностей, имеющую направленность на успех любой ценой, что формирует фальшивые идеалы. Современное общество в своем развитии ориентируется на нездоровую конкуренцию. Такая система ориентирует на жизнь по чужим законам, на приспособленчество, что способствует формированию рессентиментного сознания.Даже самый поверхностный анализ информационных потоков СМИ, какой бы государственной и национальной принадлежности они не были, раскрывает их главную стратегию манипулирования массовым сознанием - создание образа внешнего врага, перед лицом которого

консолидируются и мобилизуются различные социальные множества. Речь идет не только о пресловутых информационных войнах, развернувшихся по всему современному миру. Даже такое явление массовой культуры как реклама предполагает реактивность, т.е. действие-реакцию (зачастую предсказуемую) ее зрителя и потребителя; в данном действии в принципе не может быть чего либо активного, инициативного и созидательного.В таком социальном пространстве остается все меньше места для подлинной свободной инициативы [5, с. 124]. Это лишь малая часть наиболее явных симптомов того, что современный глобальный социум поддерживается не активными, но исключительно реактивными силами. Доминирующим субъектом становится не человек инициирующий, но человек реагирующий, в котором торжествуетгеББепйте^.

Использованные источники:

1.Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990.

2.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990.

3.Апресян Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали. М., 2011.

4.Шелер М. Ресентимент в структуре моралей /Пер. с нем. А.Н.Малинкина. СПб., 1999.

5.К онтологии господства: коллективная монография. - Москва: Издательский дом «Юность», 2007. - 151 с.

УДК 141.4+17.037

Цапикова Ю. С. студент 2 курс, лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Россия, г. Саратов. Научный руководитель: Чебан А. Г.

ассистент кафедры «СМЕРТЬ БОГА» КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ НИГИЛИЗМА В

ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ Аннотация. Статья посвящена проблеме понимания и толкования известного тезиса Ф. Ницше о «смерти Бога». Данный тезис рассматривается как метафора такого исторического и духовного состояния человечества, которое, с одной стороны, является причиной нигилизма, с другой - путем к его преодолению.

Ключевые слова: нигилизм, «смерть Бога», эгалитаризм, индивидуализм, перспективизм, иерархическая мораль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.