Научная статья на тему 'Смена руководства в КНР: новые вызовы и перспективы политической реформы'

Смена руководства в КНР: новые вызовы и перспективы политической реформы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА / POLITICAL REFORM / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ / COMMUNIST PARTY OF CHINA / СМЕНА РУКОВОДСТВА / CHANGE OF LEADERSHIP / XVIII СЪЕЗД КПК / XVIII CONGRESS OF CPC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизикова Виктория Александровна

Автор рассматривает особенности современного механизма передачи власти в КНР, размышляет о влиянии внешних и внутренних факторов на ход модернизации в Китае, а также пытается ответить на вопрос, каковы перспективы политических реформ в Китае на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сизикова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change of leadership in China: new challenges and prospects of the political reform

The author is analyzing the results of the latest 10 years of Chinese development and reforms, examines the specifics of the Chinese modern mechanism of the leadership change and reflects on the internal and external factors influencing on modernization in China. She tries to answer the question: what are new challenges and the perspectives of political reforms in China?

Текст научной работы на тему «Смена руководства в КНР: новые вызовы и перспективы политической реформы»

В.А. СИЗИКОВА кандидат политических наук, менеджер отдела по управлению рисками ООО «Фольксваген Банк РУС»*

Смена руководства в КНР: новые вызовы и перспективы политической реформы

В отличие от процесса смены власти в современной России в 2012 г., сопровождавшегося волной митингов и протестов оппозиции, в Китае, казалось бы, произошло невероятное - назначение преемника мирным и заранее спланированным способом, с сохранением курса страны, ее достижений, а значит, при отсутствии революционных потрясений, социальных волнений, перераспределения собственности и подписания законов о гарантиях предыдущим руководителям.

Это в очередной раз демонстрирует, насколько российская демократия и китайский социализм далеки друг от друга. На практике выходит, что современный Китай, до сих пор живущий по коммунистической, составленной по образцу советской, Конституции 1982 г. - страна вовсе не вождистского типа, как привыкли считать многие. И несмотря на то, что смена поколений в КНР - это процесс, сопровождающийся внутриполитическими трениями, тем не менее механизм продуман, сроки обозначены - максимум 10 лет (т.е. два срока по 5 лет), стратегическая линия определена (стратегия страны прописана до 2049 г.), возрастной ценз кандидатов также обозначен (лица старше 68 лет отправляются в отставку). Все это позволяет сделать вывод о том, что коммунистический Китай гораздо ближе к демократии, чем когда-либо в его многовековой истории.

Политический механизм КНР как республики социалистического типа характеризуется верховенством представительных органов над всеми другими, со строгим подчинением нижестоящих вышестоящим. За более чем полувековую историю существования КНР в стране сменилось лишь

* Сизикова Виктория Александровна, е-таП: sizikovav@mail.ru

пять партийно-государственных лидеров, отождествляемых с поколениями в руководстве. Первое поколение олицетворяет Мао Цзэдун, второе - Дэн Сяопин, третье - Цзян Цзэминь, четвертое - Ху Цзиньтао и последнее, пятое - Си Цзиньпин.

Интересен сам процесс передачи власти, свойственный только Китаю и разработанный Коммунистической партией Китая. Несмотря на в целом отработанный механизм, он также сопровождается некоторыми внутренними разногласиями, которые возникают как между старыми и новыми поколениями политиков, так и между различными группировками внутри нового руководства.

И Мао Цзэдун, и Дэн Сяопин до конца жизни являлись председателями Военного совета ЦК КПК - одного из наиболее могущественных органов в системе государственного управления Китая. По этому пути пошел и политический процесс смены третьего четвертым поколением китайских лидеров. Ху Цзиньтао, получившему руководящие посты в партии и государстве и занявшему пост председателя КНР, приходилось мириться с тем, что за Цзян Цзэминем сохранилось руководство Военным советом ЦК КПК и Центральным Военным советом КНР, что было утверждено, соответственно, решением депутатов съезда и сессии ВСНП1.

При этом высокопоставленные китайские чиновники каждый раз особо подчеркивают преемственность власти и организованный, предсказуемый характер ее передачи, что, по их мнению, лучше всего гарантирует поддержание политической стабильности в стране. Этот процесс растянут во времени и предполагает долговременное сосуществование двух центров руководства.

В то время, когда новый лидер уже имеет значительный объем полномочий, но еще не окружил себя сторонниками, старый

1 См.: Сумбатян Ю.Г. По пути модернизации - Народно-освободительная армия Китая на современном этапе // Военно-промышленный курьер, №24(41), 30 июня-6 июля 2004 г.

руководитель сохраняет за собой лишь часть прежних полномочий. При этом у него остается возможность влиять на политические решения через своих сторонников в партийной верхушке. Таким образом, взаимоотношения двух центров власти опираются не только на институциональные механизмы партийного и государственного администрирования, но и на личные взаимоотношения двух руководителей.

Вместе с тем вопрос о реформе современной политической системы Китая сохраняет свою актуальность, хотя существующий своеобразный механизм передачи власти уже не первый раз в истории Китая показывает свою эффективность.

В Китае регулярно по указанию ЦК КПК проводятся исследования общественного мнения с целью выяснения отношения различных групп населения к политике партии. Одно из таких исследований показало, что большинство опрошенных - представители различных социальных групп - выражает сильное недовольство коррумпированностью и произволом государственных и партийных руководителей, отсутствием в стране законности и правопорядка.

Большинство опрошенных (более 90%) считает, что для наведения порядка в стране необходимы проведение политических реформ, отмена привилегий для кадровых работников, установление действительно народного контроля над деятельностью партийных и государственных органов2.

Таким образом, в Китае повышается внимание к проблеме проведения политических преобразований, причем обновление политической системы должно проходить с акцентом именно на демократические ценности и идеалы. Компартия Китая, как считают демократически настроенные ученые и публицисты, должна выбрать

2 См.: Чжэнмин, 2000, № 5.

одно из двух решений: либо заменить нынешний режим демократическим, либо сохранить однопартийную диктатуру.

Китайский политолог Янь Цзяци, в 80-х гг. ведущий советник китайского правительства, ныне постоянно проживающий в Нью-Йорке, являясь одним из критиков современного китайского режима, считает, что характер Всекитайского собрания народных представителей уже изменился, и видит признаки демократизации в происходящем в последнее время освобождении депутатов от жесткого контроля. Например, голосование в Законодательном собрании Китая перестало быть единогласным, и сейчас достаточно часто можно увидеть ярко выраженное несогласие депутатов с предложениями, исходящими от руководства. Большинство партий КНР стремятся быть более независимыми, выступают за то, чтобы представители КПК не участвовали при обсуждении различных проблем, стараются открывать собственные СМИ и т.д.

Важность реформирования политической системы подчеркивали различные политические деятели КНР. Так, бывший премьер Госсовета КНР (в 1998-2003гг.) Чжу Жунцзи на встрече с представителями демократических партий в очередной раз напомнил о выдвигавшихся Дэн Сяопином предложениях об осуществлении реформы руководящих органов партии и государства, а также о введении правового правления. Дэн Сяопин говорил, что реализация этих предложений поможет избавиться от пороков существующей системы. Чжу Жунцзи призывал членов демократических партий отказаться от прославления действий КПК. Наоборот, отмечая наличие в существующей политической системе недостатков, таких как засилье формализма, пустословие и лицемерие, господство старых методов работы, оторванных от реальных условий жизни, он призвал представителей демократических партий, беспартийных деятелей, членов промышленно-торговой

ассоциации смелее критиковать деятельность правительства, не

о

скрывать своих обид, протестовать против ошибочных решений 3.

Безусловно, для того, чтобы оценка деятельности КПК была справедливой, необходимо, чтобы ее давали не сами представители КПК, как происходит сейчас, а другие демократические партии и народы Китая. Кроме того необходимо создавать и развивать независимые СМИ, так как это поможет осуществить более полный контроль над деятельностью правящей партии и при этом повысит уровень конкуренции, а значит, качество самих изданий.

Не противоречит Конституции Китая и намерение некоторых политических слоев привлечь не только представителей КПК, но и представителей альтернативных демократических партий для выдвижения на руководящие посты в китайские органы власти, что также будет способствовать продвижению Китая по пути демократических реформ.

Однако эти взгляды по-прежнему остаются теорией и, к сожалению, по словам известного исследователя Л.П. Делюсина, «затягивание с проведением реформы политической системы руководства страной мешает дальнейшему успеху экономических преобразований и тормозит движение страны по пути прогресса, не говоря уже об искоренении коррупции и бюрократии»4.

Все это означает, что демократические идеи все больше влияют на руководителей КНР и китайское общество в целом. И остановить этот процесс невозможно. Реформа политической системы КНР, начатая по инициативе Дэн Сяопина, продолжается. При всей противоречивости и непоследовательности хода реформы ее уже невозможно остановить.

Итак, китайской компартии удалось четко спланировать и реализовать первый этап передачи власти пятому поколению, который

3 См.: Чжэнмин, 2000, № 1.

4 ДелюсинЛ.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М., 2003, с. 206.

продлился с осени 2012 г. до весны 2013 г. Это произошло по аналогии с предыдущим опытом передачи власти от Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао, когда Ху Цзиньтао занимал оставленный Цзян Цзэминем пост генсека ЦК КПК и прежнюю должность заместителя председателя КНР, тогда как Цзян Цзэминь оставался председателем КНР. Весомость партийной власти нового руководителя уравновешивалась в этот период сопоставимой государственной и военной властью Цзян Цзэминя.

После марта 2003 г. Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках руководящие посты в партии и государстве, заняв также пост председателя КНР. Однако Цзян Цзэминь, оставив за собой руководство Военным советом ЦК КПК и Центральным Военным советом КНР, не ушел из власти окончательно, что давало ему возможность влиять на китайскую политику и в дальнейшем.

Летом 2003 г. Цзян Цзэминь обратился с письмом к членам ЦК, в котором выразил желание покинуть пост председателя ВС ЦК КПК на пленуме ЦК КПК осенью 2003 г. и оставить руководство государственным органом ЦВС КНР на съезде ВСНП весной 2004 г. Однако идея полного ухода Цзян Цзэминя от власти не нашла поддержки в Политбюро, а военные призвали его остаться на весь пятилетний срок полномочий. Они мотивировали свою просьбу необходимостью поддержания преемственности руководства, сложной международной ситуацией, незавершенностью начатой Цзян Цзэминем военной реформы и происками недружественных зарубежных сил, пытающихся создать раскол в китайской верхушке. В ходе голосования по вопросу о полной отставке Цзян Цзэминя из девяти членов ПК ПБ семь отвергли эту просьбу, один поддержал ее (Ло Гань) и один воздержался (Цзэн Цинхун)5.

Характеризуя Постоянный Комитет Политбюро, можно отметить, что при Ху Цзиньтао он был весьма однороден по возрасту и образованию. Все девять его членов - инженеры в возрасте 60 с небольшим лет,

5 См.: Дунсян, 2003, №7(215), с. 10-11.

закончившие вузы в конце 50-х - начале 60-х гг. Четверо из них, включая генсека, вышли из стен пекинского политехнического университета Цинхуа. Близки также их университетские специальности: радиоэлектроника, автоматика, энергетика. Выделяются лишь Ху Цзиньтао, который учился гидротехнике, и Вэнь Цзябао, изучавший геологию. За границей учился лишь Ло Гань, который изучал металлургию в бывшей ГДР.

Жизненный опыт и образование сближали членов китайского политического руководства. Никто из них не участвовал в революционных битвах, ведь к моменту образования КНР в 1949 г. им было в среднем по 10 лет. Это сняло вопрос о возможных претензиях на политическое лидерство на основании «революционных заслуг». Почти 98% состава ЦК имели высшее образование, что указывает на усиление технократической тенденции в партийном руководстве. Заметно и общее омоложение партийной верхушки: по данным на момент проведения XVI съезда, средний возраст членов обновленного состава ЦК КПК составлял 55,4 года.

Возможно, поэтому в ходе перераспределения государственных постов в марте 2003 г. голосованием депутатов ВСНП и НПКСК новому председателю КНР Ху Цзиньтао был выдан огромный кредит доверия -за него подали 2937 голосов (99,76%). А заместитель председателя КНР Цзэн Цинхун получил лишь 2778 голосов (87,54%), 177 депутатов проголосовали «против» и 190 воздержались.

В целом среди четвертого поколения руководителей не было явных противников, способных затормозить ход рыночных преобразований. Однако хотелось бы подробнее рассмотреть результаты правления Ху Цзиньтао за прошедшее десятилетие.

Как сказал на открытии XVIII съезда КПК осенью 2012 г. сам Ху Цзиньтао, Китай сейчас находится в состоянии «вступления в решающую стадию полного построения среднезажиточного общества»6.

Также нельзя не согласиться с председателем КНР в том, что та страна, которую мы видим сейчас - это уже «новый Китай, который день ото дня идет к своему процветанию и могуществу»7.

Что касается итогов десятилетнего правления Ху, отмеченных им самим, то он выделил: углубление реформ административно-управленческой системы, стимулирование реформ и развития на селе, усиление и улучшение партийного строительства в условиях новой ситуации, выполнение плана 11 -й пятилетки, составление программы 12-й пятилетки и начало ее реализации, стимулирование реформы культурной сферы и ее развития и т.д.

Помимо этого Ху Цзиньтао отметил: «Заметно повысился уровень

жизни народа. Непрерывно усиливалась динамика улучшения жизни

населения. В частности, продолжала шириться трудоустроенность в

городе и на селе. Довольно быстро росли доходы населения, ровно

возрастало семейное достояние, заметно улучшались условия

обеспечения одеждой, питанием, жильем, предметами обихода и

транспортом. Намного выросли нормы обеспечения прожиточного

минимума в городе и деревне, а равно и нормы помощи нуждающемуся

сельскому населению. Продолжали расти базовые пенсии по старости

~ 8

для пенсионеров предприятий»8.

Если говорить об экономике, то будучи на девятом месте в мире в 2002 г., экономика Китая стала второй крупнейшей экономикой мира, увеличив свой внутристрановый ВВП почти в шесть раз. В 2011 г. ВВП

6 Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК // Жэньминьжибао, 19.11.2012; http://russian.people.com.cn/31521/8023881 .html

7 Там же.

8 Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК // Жэньминьжибао, 19.11.2012; http://russian.people.com.cn/31521/8023881.html

Китая составил 47,3 трлн. юаней9. При этом показатель ВВП на душу населения, что более точно характеризует возросший уровень доходов рядовых граждан, вырос в 5 раз, составив более 5 тыс. долл. США (против 1000 долл. США в 2002 г.).

Увеличилась и средняя продолжительность жизни китайцев: по сравнению с 2002 г. этот показатель возрос в среднем на 2 года по стране и составил 73 года и три месяца, что превышает, например, среднюю продолжительность жизни населения России, несмотря на многомиллиардное население КНР.

Одной из наиболее серьезных внутриполитических задач было изменить соотношение городского и сельского населения. Пропорция в 2002 г. выглядела следующим образом: 38% городского населения против 62% бедствующего и необразованного по большей части сельского населения. По итогам десятилетнего управления страной поднялся уровень урбанизации и эта пропорция теперь составляет примерно 50 на 50 в процентном соотношении, что говорит о более гармоничном развитии города и деревни.

Золотовалютный запас КНР за последнее десятилетие также вырос в 10 раз, достигнув астрономической суммы в 3,3 трлн. долл.

Что касается привлечения иностранных инвестиций, то и эта задача удалась КПК во главе с Ху Цзиньтао: уровень инвестиций вырос с 5 млрд. долл. в год в 2002 г. до 21 млрд. долл. в 2012 г.

Количество Интернет-пользователей, характеризующее уровень информатизации населения, выросло с 45 млн. до потрясающей цифры - 538 млн. пользователей, что говорит о колоссальном прорыве в области информатизации и оснащения новыми технологиями населения страны в целом.

Одним из знаковых событий во время правления Ху Цзиньтао стало блестящее проведение китайской 0лимпиады-2008, когда Китай

9 Там же.

впервые в своей спортивной истории вышел на первое место по золотым медалям, опередив США и Россию. По общему количеству медалей Китай отстал от США всего на 10 медалей, набрав в общей сложности 100 медалей (США - 110, Россия - 72).

Также именно во время правления Ху Цзиньтао первый китайский космонавт полетел в космос. Происходили прорывы и в других областях: «Важный прорыв совершен в области пилотируемого космоплавания, зондирования Луны, глубоководных морских погружений с человеком, суперкомпьютеров, скоростных железных дорог и т.д. Надежно

развертывалось строительство в области экокультуры, целиком

10

продвигались экономия ресурсов и охрана окружающей среды»10, -отметил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК осенью 2012 г.

Ху Цзиньтао также подчеркнул: «Новый шаг вперед сделан в области строительства демократии и правопорядка. В частности, продолжала продвигаться реформа политической системы. Так, выборы депутатов собраний народных представителей стали производиться по одинаковой норме представительства для городского и сельского

Л Л

населения. Непрерывно развивалась низовая демократия»11.

Итак, осенью 2012 г. был объявлен официальный преемник Ху Цзиньтао - Си Цзиньпин, который в марте 2013 г. вступил в новую должность.

Что касается задач, которые перед новым преемником ставит КПК, то стоит обратить внимание на удвоение ВВП к 2020 г. для продолжения выполнения задачи построения «среднезажиточного общества».

Еще одной задачей на будущее десятилетие является выравнивание уровня доходов городского и сельского населения, поскольку разрыв в доходах в Китае по-прежнему остается

10

Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК // Жэньминьжибао, 19.11.2012; http://russian.people.com.cn/31521/8023881 .html

11 Там же.

катастрофическим. Более 150 млн. человек живут менее, чем на 1 доллар в день.

Открытым остается и вопрос о проведении политической реформы, о чем Ху Цзиньтао сказал на XVIII съезде КПК осенью 2012 г.: «Продвигая реформу политической системы, мы остаемся верны социализму с китайской спецификой, сохраним руководящую роль Компартии» (по сообщению РИА Новости).

Что касается основных проблем, с которыми столкнется новый лидер КНР, то главной из них можно считать коррупцию в государстве. Именно на эту проблему Ху Цзиньтао обратил внимание на открытии XVIII съезда: «Если мы не сможем успешно справиться с этой проблемой, это может оказаться фатальным для партии и даже привести к краху партии и падению государства. Поэтому мы должны прилагать неустанные усилия по борьбе с коррупцией» (сообщает агентство «Reuters»).

Одним из наиболее громких в последнее время в Китае стало «дело Бо Силая» и его жены, которая была приговорена к пожизненному заключению за причастность к убийству предпринимателя английского происхождения Нила Хэйвуда. Также широко известно в Китае дело экс-министра железных дорог Лю Чжицзюня, обвиняемого в растрате 120 млн. долл. при утверждении плана развития высокоскоростных железных дорог в КНР.

Кроме того, по сообщению Жэньминьжибао, в 2012 г. почти 161 тыс. человек были признаны виновными в коррупционной деятельности. Цитируя Цуй Шаопэна, генсека Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины, Жэньминьжибао пишет: «В 2012 году комиссии по проверке дисциплины на всех уровнях получили 1 миллион 306 тысяч 822 жалобы о нарушениях. Из них мы подтвердили 171 тысячу 436. Наказание понесли 160 тысяч 718 должностных лиц, из них: 134 тысячи 464 человека нарушили дисциплину партии и 38 тысяч 487 - государственную

дисциплину. Благодаря принятым мерам удалось избежать больших

19

экономических потерь в размере 7 млрд. 831 млн. юаней»12.

Назовем и другие задачи, поставленные Ху Цзиньтао перед следующим, пятым поколением руководителей КНР. Это: «Обеспечивать устойчивое развитие экономики. Притом за счет серьезных сдвигов в трансформации модели экономического развития и на основе заметного повышения его равномерности, гармоничности и устойчивости удваивать ВВП и среднедушевые доходы городского и сельского населения по сравнению с 2010 г. Намного увеличивая вклад научно-технического прогресса в рост экономики, вступать в число государств инновационного типа. Осуществлять в основном индустриализацию, значительно поднимать уровень информатизации, заметно повышать качество урбанизации, добиваться заметных результатов в модернизации аграрного сектора и строительстве новой социалистической деревни, создавать в основном механизм гармоничного развития регионов. Продолжать повышать уровень открытости внешнему миру, заметно усиливать международную конкурентоспособность»13.

Таким образом, новый руководитель страны Си Цзиньпин вынужден будет столкнуться с непростыми задачами. Хотя многие эксперты считают, что успешно проводимая Китаем политика «мягкой силы» является наиболее выигрышной в современной ситуации. Именно она может позволить Китаю в скором времени составить конкуренцию США в решении мировых проблем и противопоставить собственное их видение американскому мировому господству.

Сизикова В.А. Смена руководства в КНР: новые вызовы и перспективы политической реформы. Автор рассматривает особенности современного

12 Жэньминьжибао, 10.01.2013.

13

Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК // Жэньминьжибао, 19.11.2012; http://russian.people.com.cn/31521/8023881 .html

механизма передачи власти в КНР, размышляет о влиянии внешних и внутренних факторов на ход модернизации в Китае, а также пытается ответить на вопрос, каковы перспективы политических реформ в Китае на сегодняшний день.

Ключевые слова: Китай, политическая реформа, Коммунистическая партия Китая, смена руководства, XVIII съезд КПК.

Sizikova V.A. Change of leadership in China: new challenges and prospects of the political reform. The author is analyzing the results of the latest 10 years of Chinese development and reforms, examines the specifics of the Chinese modern mechanism of the leadership change and reflects on the internal and external factors influencing on modernization in China. She tries to answer the question: what are new challenges and the perspectives of political reforms in China?

Key words: China, political reform, Communist Party of China, change of leadership, XVIII congress of CPC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.