Научная статья на тему 'СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ АВИАЦИОННОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ COVID 19 НА ПРИМЕРЕ ПАО «КОРПОРАЦИЯ ВСМПО-АВИСМА»'

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ АВИАЦИОННОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ COVID 19 НА ПРИМЕРЕ ПАО «КОРПОРАЦИЯ ВСМПО-АВИСМА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ТИТАН / АВИАПЕРЕВОЗКИ / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / РОСТ / МЕДИЦИНА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОСТАВЩИК / ECO-FRIENDLY ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова А.А., Белых Ю.

Вследствие пандемии, а также нестабильной геополитической обстановки, произошло сокращение авиаперевозок и производства самолетов, которое напрямую влияет на компании занимающиеся производством титановой продукции и их технико-экономические показатели. Прогнозировать изменение спроса в ближайшей перспективе можно по-разному. С целью минимизации риска стоит внести коррективы в стратегию развития предприятий, работающих в аэрокосмической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE PRIORITIES OF STRATEGIC PLANNING OF AVIATION METALLURGY COMPANIES UNDER THE INFLUENCE OF COVID-19 ON THE EXAMPLE OF PJSC VSMPO-AVISMA CORPORATION

Due to the pandemic, as well as the unstable geopolitical situation, there was a reduction in air transportation and aircraft production, which directly affects companies engaged in the production of titanium products and their technical and economic indicators. There are different ways to forecast changes in demand in the near future. In order to minimize the risk, it is worth making adjustments to the development strategy of enterprises operating in the aerospace industry.

Текст научной работы на тему «СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ АВИАЦИОННОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ COVID 19 НА ПРИМЕРЕ ПАО «КОРПОРАЦИЯ ВСМПО-АВИСМА»»

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ АВИАЦИОННОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОУГО 19 НА ПРИМЕРЕ ПАО «КОРПОРАЦИЯ ВСМПО-АВИСМА»

А.А. Полякова, старший преподаватель Ю. Белых, бакалавр

Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-3-21-25

Аннотация. Вследствие пандемии, а также нестабильной геополитической обстановки, произошло сокращение авиаперевозок и производства самолетов, которое напрямую влияет на компании занимающиеся производством титановой продукции и их технико-экономические показатели. Прогнозировать изменение спроса в ближайшей перспективе можно по-разному. С целью минимизации риска стоит внести коррективы в стратегию развития предприятий, работающих в аэрокосмической отрасли.

Ключевые слова: пандемия, титан, авиаперевозки, факторы внешней среды, рост, медицина, стратегический поставщик, eco-friendly производство.

В титановой индустрии в течение 2020 г. наблюдалось снижение уровня потребления титановой продукции более, чем на 25%. Резкое снижение спроса является результатом пандемии COVID-19, которая привела к сокращению числа перелетов по всему миру на 48% к 2019 г. [1]. Вследствие этого, а также нестабильной геополитической обстановки, произошло сокращение производства самолетов, которое напрямую влияет на компании, занимающиеся производством титановой продукции и их технико-экономические показатели. Например, крупнейший концерн Airbus в 2020 г. сократил продажи самолетов до 341 с 1023 по сравнению с 2019 г., а компания Boeing - до 98 самолетов [2].

ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» -российская металлургическая компания, существующая на рынке более 80 лет, которая является крупнейшим в мире производителем и экспортером титановой продукции в 48 стран мира. Компания интегрирована в мировую авиакосмическую промышленность, где является основным стратегическим поставщиком изделий из титана. Порядка 30% производимого корпорацией титана идет на промышленное производство, 40% - на авиастроение, 20% - на двигателестроение и 10% - на производство ракет.

«Корпорация ВСМПО-Ависма» поставляет титан и алюминий (и изделия из них) для других отраслей хозяйства, а также выпускает товары народного потребления, но их доля не превышает 30% от общего объема производства. Помимо этого, компания является одной из трёх российских компаний, имеющих международную аккредитацию «Nadcap» для производителей в аэрокосмической и военной промышленности.

Влияние пандемии СОУГО-19 отразилось и на ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», у которой за период 2020 г. наблюдалось снижение объемов реализации титановой продукции на 21% по сравнению с 2019 г. и составил 25,5 тыс. тонн [3]. В основном компания занимается производством и реализацией продукции для аэрокосмической промышленности. Так как из-за пандемии СОУГО-19 произошло падение пассажирооборота во всем мире, то и спрос на титановую продукцию крупных партнеров, производящих самолеты, тоже упал.

В результате такого падения продаж, корпорации «ВСМПО-Ависма» также пришлось сокращать свои производственные планы с 39 000 т до 26 500 т.

Конкурентов «ВСМПО-Ависма» на рынке производства титановых полуфабрикатов в России практически нет, хотя

существует ряд предприятий, основной или второстепенной деятельностью которых является производство титановой продукции. На мировом же рынке индустриальной промышленности конкуренция идет с японскими и американскими компаниями [4]. Однако низкая себестоимость продукции «ВСМПО-Ависма» по сравнению с зарубежными, позволяет корпора-

Среди конкурентов компанию выделяет высокая дивидендная доходность - 9,7% в руб., что объясняется выплатой практически 100% прибыли. Но по показателю рентабельности у «ВСМПО-Ависма» наблюдается отставание от среднерыночного уровня. Что касается конкурентов, то они имеют доходность не выше 2,3%, кроме Furukawa Metal Thailand PCL.

Сильные стороны корпорации проявляются в следующих конкурентных преимуществах:

1. Занимает положение вертикально интегрированного производителя титановой продукции;

2. Имеет статус поставщика титановых изделий широкого ассортимента, в том числе крупнейших в мире титановых штамповок;

3. Инвестирует в расширение и развитие производственных мощностей, делая ставку на создание производства продукции с глубокой степенью переработки.

Для более полного понимания внешней среды функционирования были проанализированы факторы ее влияния на ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма».

ции удерживать ведущие позиции на этом рынке [4].

Сравнительный анализ компаний, деятельность которых связана с производством продукции из титана, был проведен с помощью мультипликаторов. Данный анализ показывает, что корпорация «ВСМПО-Ависма» занимает хорошую конкурентную позиции на рынке.

По результатам анализа можно сказать, что наибольшее позитивное влияние оказывают такие факторы внешней среды, как экономическая и природно-климатическая составляющая.

Предприятия находится в достаточно комфортном месте по добыче ископаемых, как с точки зрения климата, так и территориального расположения, а поддержка со стороны государства положительно сказывается на развитии отрасли. Россия в целом занимает 2-е место по запасам титанового сырья, что позволяет компании производить более 90% российского титана. При этом «ВСМПО-Ависма» участвует в различных национальных проектах, выполняет государственные заказы, т.к. власть понимает важность поддержки титановой отрасли промышленности. При этом компания защищена от санкций больше других за счет того, что занимает треть всего мирового рынка авиационного титана [5].

Если говорить о негативном влиянии, то наибольшее отрицательное влияние оказывают политико-правовая и опять же экономическая среда. Политическая нестабильность как в целом по миру, так в

Таблица. Основные конкуренты в сравнении с корпорацией «ВСМПО-Ависма»

Компании P/E EV/EBITDA ROE,% EPS/P Дивидендная доходность, %

ВСМПО-Ависма 12,6 5,7 8,8 8,6 9,7

Nile Ltd 6,4 4,7 9,9 11,7 1,6

Furukawa Metal Thailand PCL 7,5 5,7 10,0 11,9 6,7

Arconic Inc 17,3 8,6 14,4 8,4 0,3

Boryszew SA 17,0 9,1 4,6 7,5 0,0

Allegheny Technologies Inc 18,7 9,3 9,8 7,6 2,3

Aneka Tambang Tbk PT 24,8 9,9 4,1 4,8 1,5

Molibdenos у Metales SA 21,0 10,4 11,5 6,1 2,3

Gravita India Ltd 26,9 10,5 8,0 2,8 1,2

Среднее по отрасли 16,9 8,2 9,0 7,7 2,8

частности и государства, а также текущая ситуация с COVID-19 и напряженные внешнеэкономические отношения (санкции, таможенный контроль) негативно сказываются на объемах продаж, а соответственно финансовых показателях предприятия.

Корпорация глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и для многих компаний является стратегическим поставщиком изделий из титана. В числе ведущих партнеров стоят такие мировые авиа- и двигателестроительные компании, как Boing, Airbus, Rolls-Royce plc, Safran Aicraft Engines и т.д. Таким образом, компания участвует в программах по созданию новых самолетов и их модернизации, а также в машиностроении. Поэтому можно считать, что ПАО «Корпорации ВСМПО-Ависма» работает на достаточно узком сегменте потребителей, что сказывается на результатах деятельности в сегодняшних условиях пандемии.

Так, в 2020 г. выручка компании снизилась с 90 128 млн. руб. до 78 119 млн. руб., а прибыль в 2020 г. составила 6 526 млн. руб., что в 3,2 раза ниже, чем в 2019 г. Безусловно, на снижение этих показателей повлияли в основном внешние факторы, но адаптация к внешней среде есть условие выживаемости любой социально - экономической системы.

В связи с тем, что мы сейчас живем с некой долей неопределенности, которая подкрепляется сложившейся ситуацией с пандемией COVID-19, перспективы авиационной металлургии, а также спрос на титановую продукцию можно прогнозировать по-разному.

В 2009 г. «ВСМПО-Ависма» уже переживала кризис и фактически сейчас находится на уровне производства 2015 г.

Промышленные отрасли, в том числе производство титановой продукции, не так сильно страдает в настоящее время, как сфера услуг. Поэтому вариант выхода на прежний уровень производственных мощностей и шанс на восстановление спроса можно будет ожидать в течение следующих двух лет [6].

Но при этом стоит понимать, что пандемия COVID-19 может затянуться, что

повлияет на аэрокосмический рынок и экономику в целом негативно. Поэтому спрос на новые самолеты в течение следующих пяти лет упадает примерно на 50%, согласно прогнозам консалтинговой компании, Archery Strategy Consulting [7]. Таким образом, производство новых самолетов к 2026 г. не превысят 8000 шт., как это оценивалось ими же ранее.

Нейтральным же вариантом можно считать, что пандемия COVID-19 уйдет уже к началу 2023 г., поэтому восстановить прежний спрос на авиакосмическую продукцию будет возможным минимум за три года.

В настоящих условиях неопределенности прогнозов развития экономики, с целью минимизации риска стоит внести коррективы в стратегию развития предприятий, работающих в аэрокосмической отрасли.

В связи со сложившейся ситуацией, спрос на авиакосмическую продукцию упал, но спрос не упал на продукцию для медицины, а даже увеличился. Ежегодные темпы прироста оцениваются в 2-3%, в медицине применение продукции из титана только увеличивается [8]. Свойства титана, такие как высокая степень стойкости к коррозии, его не токсичность, а также совместимость на биологическом уровне с тканями человеческого тела, позволяет широко его применять для изготовления спинных имплантов, протезов, суставов, а также изготавливать скальпели, пластинчатые щипцы, титановую нить и много другое.

К тому же, рост спроса на титан для производства вышеперечисленной продукции происходит еще за счет того, что с каждым годом увеличивается число людей в возрасте 65 лет и старше, которые хотят вести активный образ жизни, а также растет популярность экстремальных и травмоопасных видов спорта и способов досуга.

Исходя из вышеописанных тенденций, компании «ВСМПО-Ависма» можно рекомендовать расширить стратегические приоритеты за счет усиления своих позиции на производстве продукции, которая может применяться в медицинских целях.

Это позволит в период распространения расширения номенклатуры штамповок с вируса, пока происходит снижение спроса предварительной механической обработ-на авиа-продукцию, увеличить выручку и кой для основных партнеров Boing, Airbus, вернуться к показателям за период до пан- Embraer и Comac. Стоит отметить, что та-демии - 2018-2019 гг., за счет роста произ- кое производство позволит не только водственных мощностей для медицинско- нарастить добавленную стоимость продук-го сегмента. та и увеличить выручку с продаж, но и во-

При этом ни в коем случае не ослаблять влечь в повторное производство стружку свои конкурентные позиции на авиацион- от механической обработки, что позволит ном рынке. Можно рекомендовать корпо- корпорации приблизиться к компаниям с рации развиваться в направлении усиления eco-friendly производством. положения на авиационном рынке, за счет

Библиографический список

1. Влияние новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на гражданскую авиацию: Анализ экономического влияния. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://favt.gov.ru/public/materials//c/d/d/1/7/cdd17ba627d18851bd9b4bf81394151c.pdf

2. Титан - главная жертва пандемии в российской металлургии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riarating.ru/macroeconomics/20201222/630193095.html

3. ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» опубликовала консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2020 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vsmpo.ru/ru/news/181/PAO_Korporacija_VSMPOAVISMA_opublikovala_konsoli dirovannuju_finansovuju_otchetnost_po_MSFO_za_2020_god

4. Дмитриев А. ВСМПО-Ависма. Разбор эмитента. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/ZNehc (дата обращения 10.12.2021)

5. Компанищенко Н. Обзор «ВСМПО-Ависма»: производитель титана с 10% дивидендной доходностью. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journal.tinkoff. ru/news/review-vsmo/

6. Луткова О. Численность работников «ВСМПО-Ависмы» за ковидный год снизилась на 2 тыс. человек. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.znak.com/2021-02-18/chislennost_rabotnikov_vsmpo_avismy_za_kovidnyy_god_snizilas_na_2_tys_chelovek

7. Трифонова П. «ВСМПО-Ависма» на треть сократит производство титана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/04/18/828381-proizvodstvo-titana

8. Годовой отчет по результатам работы за 2020 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vsmpo.ru/doc_e/otchet/2020/god2020.pdf

CHANGING THE PRIORITIES OF STRATEGIC PLANNING OF AVIATION METALLURGY COMPANIES UNDER THE INFLUENCE OF COVID-19 ON THE EXAMPLE OF PJSC VSMPO-AVISMA CORPORATION

A.A. Polyakova, Senior Lecturer Y. Belykh, bachelor

Perm State National Research University (Russia, Perm)

Abstract. Due to the pandemic, as well as the unstable geopolitical situation, there was a reduction in air transportation and aircraft production, which directly affects companies engaged in the production of titanium products and their technical and economic indicators. There are different ways to forecast changes in demand in the near future. In order to minimize the risk, it is worth making adjustments to the development strategy of enterprises operating in the aerospace industry.

Keywords: pandemic, titanium, air transportation, environmental factors, growth, medicine, strategic supplier, eco-friendly production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.