УДК 669.1. 339.542.22 О.Н. Зуева, Л.А. Донскова
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Рассматриваются вопросы логистической интеграции при участии Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе в секторе металлургической промышленности по производству титановой продукции. Раскрыты тенденции развития титановой отрасли, в том числе в авиастроении, и рассмотрены факторы, сдерживающие развитие титановой промышленности в РФ. Приведены основные принципы Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, включающие недискриминацию, транспарентность, устранение излишних препятствий в торговле, гармонизацию, взаимное признание результатов оценки соответствия. Проведен обзор национальных и международных документов, регламентирующих производство титановой продукции. На основании сравнительной характеристики национальных и международных стандартов сделан вывод о более жестких требованиях российского законодательства по химическому составу титановой продукции. Предложены рекомендации по гармонизации требований международного и национального законодательства в области технического регулирования изделий из титановых сплавов. Разработана методика идентификации изделий из титановых сплавов при экспортном контроле, которая включает такие разделы, как термины и определения, перечень нормативно-технической документации и специализированной литературы, общие положения, в том числе определение цели, критериев, объекта и субъекта идентификационной экспертизы, условия и этапы проведения идентификации.
Ключевые слова: металлургическая промышленность, титановые сплавы, логистика, гармонизация, стандарты, технические барьеры, идентификация, методика.
Металлургическая промышленность является базовой отраслью экономики России. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост ВВП и других макроэкономических показателей [1]. Металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации России в современном международном разделении труда. На сегодняшний день по производству (отгрузкам) титанового проката Россия занимает второе место в мире. Однако, несмотря на адаптацию металлургической промышленности к рыночным условиям, ее технико-технологический уровень и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать полностью удовлетворительными.
Титановые сплавы являются одним из основных конструкционных материалов, применяемых в настоящее время в разных отраслях промышленности. Широкое их использование связано с присущими титану и его сплавам комплексу свойств - высокая удельная прочность, коррозионная стойкость во многих агрессивных средах, немагнитность, хорошая жаропрочность при температурах эксплуатации до 500-600 °С [2].
В связи с вышеизложенным главной целью развития титановой промышленности России на период до 2020 г. является обеспечение растущего спроса на титановую продукцию в необходимой номенклатуре, качестве и объемах поставок металлопотребляющим отраслям на внутренний рынок с учетом перспектив их развития на рынок стран СНГ и мировой рынок на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения, конкурентоспособности продукции, импортозамещения и сырьевого обеспечения.
Основные тенденции развития титановой отрасли России в последние годы соответствуют в определенной степени общемировым. Важнейшие из них:
- рост объемов производства и потребления титановой продукции;
- повышение качественных характеристик продукции и совершенствование ее сортамента;
- значительная доля продукции, поставляемая на экспорт;
- наличие импортных поставок;
- ресурсосбережение и снижение негативного экологического воздействия на фоне повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды [3].
Помимо этого, в российской титановой промышленности сохраняется тенденция диверсификации бизнеса с созданием крупных вертикально- и горизонтально-интегрированных структур с поставщиками сырья.
Рост внутреннего потребления титановой продукции связан в основном с развитием предприятий авиастроения. Этому способствует расширение предприятиями номенклатуры и создание новых видов продукции вследствие проведения мероприятий по повышению технического и технологического уровня производства.
Прогнозируемое развитие авиастроения обуславливает существенное увеличение спроса на титановые полуфабрикаты, прежде всего в секторе машиностроения и металлообработки. Это будет сопровождаться увеличением спроса на высокотехнологичные виды титановой продукции, в том числе для поставок на экспорт крупным самолетостроительным зарубежным компаниям Boeing и Airbus, и продукции кузнечно-штамповочного производства для реализации проекта создания региональных самолетов типа Superjet 100, программ Ильюшина, Туполева и других.
Авиастроение - наиболее крупный и активно развивающийся сектор спроса на титановую продукцию. Его доля в структуре потребления титана составляет 49-52 %. К 2020 г. предполагается более чем двукратное увеличение объемов потребления титановой продукции для авиастроения - до 9800 т [4]. Постоянно возрастающие показатели пассажирооборота воздушного транспорта обуславливают создание благоприятной среды для инвестиций, снабжения данной отрасли высококачественными изделиями из титановых сплавов. В целом спрос российского рынка на высокотехнологичную прокатную титановую продукцию возрастет к 2020 г. до 20 тыс. т, с учетом экспортных поставок - до 58 тыс. т.
В тоже время в данной отрасли отмечаются и негативные тенденции. Это высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов на ряде предприятий; неконкурентность отдельных видов используемого рудного сырья и ограниченность ряда видов сырьевых ресурсов; нарушение ранее действовавшего механизма воспроизводства рудно-сырьевой базы металлургической промышленности; недостаточная железорудная база цветной металлургической промышленности Урала и Западной Сибири.
К внешним факторам, сдерживающим развитие титановой промышленности России, относятся следующие: недостаточная востребованность металлопродукции на внутреннем рынке вследствие его низкой емкости (рис.1); высокие объемы российского импорта машин, оборудования, механизмов; низкая восприимчивость внешних рынков к российской титановой продукции высоких переделов; резкое усиление влияния КНР и других стран азиатского региона на мировые рынки металлопродукции [1]. Вследствие изложенного основной системной проблемой титановой промышленности, ограничивающей ее развитие, является недостаточный внутренний спрос на титановую продукцию и неполное соответствие технического уровня производства обеспечению перспективного выпуска конкурентоспособной продукции, что не отвечает целям и задачам высокоэффективного развития отрасли и экономики страны в целом.
170 60 50
к
о 40
10
о
2005 2006 2007 2008 2011 2015 2020 Рис. 1. Динамика производства/потребления титанового проката, тыс. тонн [1; 3]
Одним из основных потребителей на рынке титана является аэрокосмический сектор - около 60 тыс. т проката, по данным 2012 г. В новом поколении больших пассажирских самолетов A380 и A350 от Airbus и Boeing B787 используется больше армированных полимеров из углеродного волокна (carbon fibre reinforced polymers, CFRP) на единицу продукции.
Однако применение титана для промышленных нужд является более чувствительным к цене, чем в случае с аэрокосмической отраслью, а также присутствует жесткая конкуренция со стороны производителей других металлов и сплавов. Эта чувствительность к цене более очевидна в Европе и
Северной Америке, чем в Китае, на который в настоящее время приходится половина всего промышленного спроса в мире [3].
В связи с вступлением РФ в ВТО был принят комплекс обязательств, охватывающий широкий перечень конкретных вопросов экономической и внешнеэкономической политики России, реализации её национального суверенитета в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и, в особенности, внешней торговли. Но эти обязательства обсуждались и вырабатывались в ходе длительного переговорного процесса с десятками государств до создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который в настоящее время является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью и учрежденный Договором о Евразийском экономическом союзе.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В настоящее время важнейшие решения в этих областях принимают национальные органы ЕАЭС, в частности Совет глав государств и Совет глав правительств государств - членов ЕАЭС. Валовой внутренний продукт в ЕАЭС в 2014 г. составил 2,2 трлн долл. Промышленное производство в 2014 г. - 1,3 трлн долл. США. Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 г. - 877,6 млрд долл. США (3,7 % мирового экспорта, 2,3 % мирового импорта) [5]. В рамках ЕАЭС осуществляют свою деятельность несколько основных предприятий по производству изделий из титановых сплавов, крупнейшие из которых представлены в табл. 1 [6].
Таблица 1
Характеристика основных предприятий по производству титановой продукции в ЕАЭС
№ п/п Наименование организации Месторасположение Специализация производственной деятельности
1 ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» Россия, Свердловская обл., г. Верхняя Салда Производство изделий из титановых сплавов широкого профиля
2 ОАО «АВИСМА», титано-магниевый комбинат Россия, Пермский край, г. Березники Производство изделий из титановых сплавов широкого профиля
3 ЗАО «МАТЭКС», промышленный центр Россия, г. Москва Производство изделий из титановых сплавов широкого профиля
4 ОАО «Соликамский магниевый завод» Россия, г. Соликамск Продукция редкометалльная на основе титана
5 ООО «Тугоплавкие металлы» Россия, Свердловская обл., г. Екатеринбург Производство изделий из титановых сплавов
6 ЗАО «Зубцовский машиностроительный завод» Россия, г. Зубцов Производство изделий из титановых сплавов
7 АООТ «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» Казахстан, г. Усть-Каменогорск Производство губчатого титана
На сегодняшний день российские титановые предприятия занимают наибольший сектор производства изделий из титановых сплавов в рамках ЕАЭС. Производство титанового проката в России сосредоточено на Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении (ВСМПО). Основными видами деятельности являются производство полуфабрикатов из титана и титановых сплавов, производство ферротитана. Номенклатура продукции предприятия включает прутки, трубы, профили, плиты, листы, ленту, фольгу, поковки, штамповки. Партнерами ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» на мировом рынке являются более 300 компаний в 48 странах мира. Корпорация обеспечивает до 35 % всех потребностей в титане компании Boeing, 65 % потребности концерна EADS, 90 % потребности компании Goodrich, 100% потребности фирмы Embraer.
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» обеспечивает до 25 % мирового спроса и более 95 % спроса российской промышленности на титановую продукцию. Более 70 % титановой продукции ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» поставляет зарубежным заказчикам, 30 % идет на внутренний рынок. Основное сырье - титановую губку - ВСМПО приобретает главным образом у ОАО «АВИСМА титано-магниевый комбинат», расположенного в 350 км от него [7].
При наличии объективной потребности в титане и его сплавах рост потребления на внутреннем рынке сдерживается высокой коммерческой стоимостью титановых полуфабрикатов. Потребление титанового проката на внутреннем рынке частично сохранили предприятия авиационной промышленности, продолжающие выпускать экспортную военную технику и авиадвигатели. Сократилось потребление титанового проката предприятиями судостроения, а также в металлургии, энергетике и других отраслях. В настоящее время до 70 % титановой продукции поставляется на экспорт, и только 30 % - на внутренний рынок РФ.
Возможности дальнейшего роста производства титановой продукции тесно связаны с объемом производства губчатого титана - основного сырья для изготовления слитков и полуфабрикатов. В настоящее время производство губчатого титана отстает от выпуска необходимых объемов полуфабрикатов, что требует его развития за счет ввода новых мощностей, в том числе расширения сырьевой базы (руды). Наиболее важными направлениями в развитии титанового рынка в России являются:
- создание крупногабаритных полуфабрикатов из титановых теплостойких малоактивируемых сплавов на базе слитков массой до 18 т - для корпусных конструкций ядерных реакторов (новое направление в атомной энергетике);
- создание титановых полуфабрикатов на основе глубокой переработки слитков с обеспечением минимальных затрат при производстве и, как следствие, снижением коммерческой цены на полуфабрикаты;
- создание титановых материалов для техники нефтегазодобывающих платформ высокой автономности;
- создание титановых материалов для оборудования глубокой переработки нефти с повышенным извлечением продуктов высокого качества (например, из одной тонны нефти за рубежом получают до 450 кг бензина, а в РФ - всего 150 кг);
- создание сплавов с повышенными характеристиками теплопроводности для трубных систем теплообменного и парогенерирующего оборудования;
- создание биметаллических материалов, в том числе труб большого диаметра, листов и плит шириной не менее 3500 мм и длиной 8000-9000 мм, а также биметаллических переходных конструкций «титан-сталь»;
- создание титановых материалов со специальными характеристиками (высокой теплопроводности, жаропрочности) на основе наноразмерных технологий;
- создание высокопрочных и износостойких покрытий титановых сплавов на основе нанотех-нологий, специального поверхностного микролегирования, напыления, оксидирования и т. д. [3; 7-9].
Если раньше качество продукции основывалось на трех «китах»: стандартизация, сертификация, метрология, то в настоящее время фундамент качества образуют четыре составляющие: техническое регулирование, стандартизация, подтверждение соответствия, метрология.
В России в 2003 г. вступил в силу закон «О техническом регулировании», который ввел новые документы - технические регламенты, основными целями которых являются защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения [10].
Создание Таможенного союза также сопровождалось изменениями в законодательстве. В 2010 г. подписано Соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», по которому были введены технические регламенты Таможенного союза.
В связи с вступлением России в ВТО в 2011 г. был подписан Договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Основная цель ВТО - устанавливать правила международной торговли, бороться с дискриминацией, обеспечивать максимальную свободу и здоровую конкуренцию в международной торговле. В настоящее время ВТО - центральное звено регулирования международной торговли. Объективная потребность создания учреждения для многостороннего регулирования международной торговли резко возросла, так как участниками торговли стали более 200 стран. Появились проблемы, которые могут быть урегулированы только на многосторонней основе. Например, Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает разработку, принятие и применение технических регламентов, стандартов, процедур оценки соответствия [11]. При этом основными принципами являются:
1) Недискриминация - члены ВТО обеспечивают её применительно к техническим регламентам и стандартам, чтобы товарам, импортируемым с территории любого члена, предоставлялся режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется подобным товарам национального происхождения и подобным товарам, происходящим из любой другой страны.
2) Транспарентность - данный принцип включает в себя следующие требования: направление нотификаций, предоставление достаточного периода времени для направления заинтересованными лицами комментариев, размещение информации в СМИ о планируемых к принятию и действующих мерах, предоставление достаточного переходного периода с момента принятия меры до ее вступления в силу.
3) Устранение (невведение) излишних препятствий в торговле - члены ВТО обеспечивают его, чтобы технические регламенты, стандарты, процедуры оценки соответствия не разрабатывались, не принимались или не применялись таким образом, чтобы создавать излишние препятствия или приводить к их созданию в международной торговле. С этой целью технические регламенты не оказывают на торговлю более ограничивающее воздействие, чем это необходимо для достижения законных целей, с учетом рисков, которые возникали бы, когда такие цели не достигаются.
4) Гармонизация - в том случае, если возникает потребность в технических регламентах и существуют соответствующие международные стандарты или завершается их разработка, члены используют их или их соответствующие разделы в качестве основы для своих технических регламентов, за исключением случаев, когда подобные международные стандарты или их соответствующие разделы являются неэффективными или неподходящими средствами для достижения поставленных законных целей.
5) Взаимное признание результатов оценки соответствия - члены ВТО по возможности, обеспечивают его, чтобы результаты процедур оценки соответствия признавались другими членами, даже когда подобные процедуры отличаются от их собственных, при условии, что они удостоверяются, что данные процедуры обеспечивают такую же уверенность в соответствии применяемым техническим регламентам или стандартам, как и их собственные процедуры.
Необходимость ориентации на международные стандарты ИСО и гармонизации национальных стандартов ГОСТ Р направлена на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и международных рынках, так как продукция, стандартизованная по международным стандартам, соответствует необходимым уровням качества, надежности и безопасности [12].
Осуществление технического регулирования изделий из титановых сплавов обеспечивается Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41 [13]. Данный технический регламент устанавливает на таможенной территории ЕАЭС единые обязательные для применения и исполнения требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением, впервые выпускаемому в обращение и предназначенному для применения на таможенной территории ЕАЭС, обеспечивающие свободное перемещение оборудования, а также требования к маркировке оборудования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Подтверждение соответствия, применяемое для товарной позиции 8108 «Титан и изделия из него, включая отходы и лом» включает в себя следующие особенности:
- для перемещения данной группы товаров через таможенную границу стран - участниц Таможенного союза товар подлежит санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
- требуется подтверждение соответствия требованиям технического регламента;
- при усиленном контроле к данной товарной позиции требуется перечень сведений, подтверждающих классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), и документов, содержащих данные сведения;
- необходима дополнительная информация о стоимости товара - индикативные цены, среднестатистическая стоимость, индекс таможенной стоимости и т. п.
В настоящее время в целях обеспечения высокого качества изделий из титановых сплавов действуют следующие базовые национальные стандарты, регламентирующие химические показатели элементов, преднамеренно добавляемых или неотъемлемо включаемых в изделия из титановых сплавов: ОСТ 190013-81 «Сплавы титановые. Марки» и ГОСТ 19807-91 «Титан и сплавы титановые деформируемые. Марки». Данные национальные стандарты самодостаточны и полностью регламентируют производство изделий из титановых сплавов, изготавливаемых на территории РФ и ЕАЭС, а также экспортируемых на территории иностранных государств.
Тем не менее, в своей деятельности российские крупные предприятия также ориентируются на требования международных отраслевых стандартов, регламентирующих химические показатели элементов для изделий из титановых сплавов. К ним относится, во-первых, немецкое законодательство, в частности, стандарт DIN 17850:1990 «Titanium; chemical composition», который определяет и регламентирует содержание химических примесей в изделиях из титановых сплавов [14], во-вторых, серия стандартов ASTM International (American Society for Testing and Materials) американской международной добровольной организации, разрабатывающей и издающей стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг. Сегодня ASTM поддерживает около 12000 стандартов. Членами данной организации являются 32 тыс. представителей производителей, пользователей, непосредственных потребителей, правительств и академий более 100 стран мира [15]. В области регулирования титановой продукции действует Спецификация ASTM B 348-13 «American Society for Testing and Materials», которая распространяется на прутки и заготовки из отожженного титана и титановых сплавов. При этом отраслевые международные спецификации, такие как MDS, ANSI/NACE ссылаются на содержание национального стандарта ГОСТ 19807-91 «Титан и сплавы титановые деформируемые. Марки», в частности к требованиям химического состава изделий из титанового сплава ВТ-01 [16].
Стоит отметить тот факт, что международные и национальные стандарты в равной степени предъявляют высокие требования к химическим показателям изделий из титановых сплавов; данное обстоятельство в целом характерно для высокотехнологичного и современного производства. Тем не менее, допустимые нормы содержания и группы примесей в титановых сплавах, указанных в ГОСТ 19807-91 и ASTM B 348-13, достаточно различаются. При этом применяются равнозначные методики и подходы к определению различных групп примесей в титановых сплавах, общие принципы проведения контроля качества готовой продукции из титана, требования к упаковке, маркировке и хранению [15; 16].
По мнению авторов, на основании сравнительной характеристики национальных и международных документов можно сделать вывод, что показатели национальных стандартов РФ обеспечивают более жесткие требования по химическому составу титановой продукции [13-15]. В связи с этим назрела потребность гармонизации требований международного и национального законодательства в области технического регулирования изделий из титановых сплавов, в частности необходимо разработать и принять комплекс международной нормативной и технической документации на изделия из титановых сплавов для авиационной промышленности с учётом требований современного производства российских и зарубежных предприятий, а также содействовать развитию дочерних аккредитованных технических и научных центров, находящихся в ведомстве предприятий по производству изделий из титановых сплавов.
Упрощение процедур международной торговли обретает все большее значение для конкурентоспособности стран и их потенциала в области развития национальных экономик в условиях логистической интеграции. Развитие логистической инфраструктуры требует внедрения и использования информационных технологий практически во всех сферах деятельности. Без их надлежащего использования невозможна реализация таких мер упрощения торговли, как информатизация таможенных служб, слежение за грузами и система «одного окна» в трансграничных перевозках.
К числу сложных и важных задач, в том числе для таможенных органов в системе движения продукции от производителя к потребителю в условиях логистической интеграции и глобализации экономики, относится внедрение современных технологий, в том числе совершенствование методов осуществления контроля, важнейшей составной частью которого выступает идентификация.
Повышение объективности идентификации является важной задачей для многих групп товаров, в том числе для изделий из титановых сплавов. Это трудоемкий и сложный процесс, требующий специальных знаний, опыта, оборудования, основное назначение которого - предотвращение случаев недостоверного декларирования и ввоза фальсифицированной продукции.
Цели идентификации при использовании в различных областях существенно различаются. В данном случае идентификация направлена на обеспечение отождествления представленных образцов изделий с конкретным наименованием, сортом, маркой, типом, а также с товарной партией, подтверждение соответствия ассортиментной принадлежности продукции информации, указанной на маркировке или в товаросопроводительных документах, то есть ее подлинности, установление соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям, в том числе для целей таможенного контроля, формирования ассортимента.
Основными задачами, направленными на достижение указанных целей, являются: определение основных понятий, терминов, порядка проведения идентификации, разработка основополагающих
критериев и показателей идентификации, пригодных для однородных групп товаров, и введение их в стандарты и технические документы.
В процессе сравнения международных и национальных технических документов на изделия из титановых сплавов для более углублённого изучения ассортимента разработана методика идентификации изделий из титановых сплавов при экспортном контроле. Проблематика процедуры идентификации изделий из титановых сплавов обусловлена необходимостью освоения обширного теоретического кластера в области товароведения и экспертизы товаров, таможенного дела, материаловедения. Проблема заключается в сложности сопоставления объекта исследования с соответствующей позицией ТН ВЭД ЕАЭС и другими национальными и международными классификаторами для последующего применения к ним мер тарифного регулирования. Методика также предусматривает определение классификационного кода и ставок импортных таможенных пошлин, применяемых к изделиям из титановых сплавов для авиационной промышленности, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Данная методика может применяться не только для установления кода ТН ВЭД ЕАЭС, но и для дальнейшего расчета в системе таможенных платежей при взимании таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов.
Методика включает следующие основные разделы: термины и определения, перечень нормативно-технической документации и специализированной литературы, общие положения, в том числе определение цели, критериев, объекта и субъекта идентификационной экспертизы, условий проведения экспертизы. При этом выделено три этапа проведения идентификации: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап идентификационной экспертизы предусматривает изучение представленных документов, в том числе разрешительных (сертификаты соответствия, лицензии), оценку содержащейся в них информации, позволяющей идентифицировать количество, ассортиментную принадлежность, наименование и местонахождение изготовителя и поставщика товаров, наличие внешнеэкономического классификационного кода.
Проведение основного этапа осуществляется после выбора метода идентификационной экспертизы для определения вида изделия из титановых сплавов и присвоения ему классификационного кода, при этом эксперт руководствуется основными понятиями и трактовками, представленными в методике. Это касается определения, классификации, основных параметров таких изделий из титановых сплавов, как слитков, биллет, слябов, крупных штамповок, дисков, раскатных колец, профилей, бесшовных труб, прутков катаных, лопаток, горячекатаных листов и плит, холоднокатаных листов, штрипсов, лент, фольги, сварных труб.
Заключительный этап идентификации объекта включает осмотр изделия в приспособленных для этой цели помещениях, в результате которого дается характеристика по следующим основным признакам: наименование (вид) изделия, назначение изделия, условия эксплуатации, применяемые материалы, размерные признаки, наличие и комплектность нормативных документов, отнесение изделия к определенной классификационной группировке и определение таможенной пошлины в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, к основным направлениям развития международного и национального законодательства в условиях современной логистической интеграции при увеличении товаропотоков изделий из титановых сплавов относятся исследования в области идентификации товаров, участие в разработке и обсуждении проектов Технических регламентов Таможенного и Евразийского экономического Союза, правильная интерпретация кодов ТН ВЭД ЕАЭС, проведение экспертиз по вопросам идентификации товаров для целей экспортного контроля и многие другие. Внедрение данных предложений, на наш взгляд, позволит предотвратить возникновение преград на пути свободного перемещения товаров через государственные границы и постепенно устранить технические барьеры в международной торговле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мировой рынок титана - Мировые товарные рынки. URL: http://www.cmmarket.ru.
2. Илларионов А.Г., Попов А.А. Технологические и эксплуатационные свойства титановых сплавов: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 137 с.
3. Об утверждении стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года: Приказ Минпромторга Российской Федерации. 2009. № 150.
4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
5. Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org.
6. Черешнев В.А., Татаркин А.И., Федоров М.В. Россия в ВТО: год после вступления / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова. М.: Экономика, 2014. 600 с. (Близкая и такая неразгаданная экономика; т. II).
7. Архивные данные ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». URL: http://www.vsmpo.ru.
8. Мировой рынок диоксида титана. Состояние, тенденции, прогнозы. Комментарии и оценка экспертов. URL: http://www.yaregaruda.ru.
9. Физические и механические свойства титана, получение титана и титановой губки. URL: http://www.mazprom.ru
10. О техническом регулировании (ФЗ от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ).
11. URL: http://www.wto.ru.
12. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012. № 216р.
13. О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением // Технический регламент Таможенного союза от 2 июля 2013 года № 41. URL: http://www.tsouz.ru.
14. Titanium; chemical composition. DIN 17850:1990. URL: http://www.infostore.saiglobal.com.
15. Standard Specification for Titanium and Titanium Alloy Bars and Billets. ASTM B348-13. URL: http://www.astm.org.
16. Титан и сплавы титановые. ГОСТ 19807-91. URL: http://www.metotech.ru.
Поступила в редакцию 11.01.16
O.N. Zueva, L.A. Donskova
THE HARMONIZATION OF INTERNATIONAL AND NATIONAL REQUIREMENTS IN THE SPHERE OF TECHNICAL REGULATION OF PRODUCTS FROM TITANIUM ALLOYS IN TERMS OF LOGISTICS INTEGRATION
The paper discusses issues of logistic integration with the participation of the Russian Federation in the Eurasian Economic Union in the sector of metallurgical industry for the production of titanium products. The authors disclose the development trend of the titanium industry, including in the aircraft industry, and consider the factors hindering the development of titanium industry in Russia. The basic principles of the WTO Agreement on technical barriers to trade are listed, including non-discrimination, transparency, elimination of unnecessary obstacles to trade, harmonization and mutual recognition of conformity assessment results. The paper contains a review of national and international documents that regulate the production of titanium products. Based on the comparative characteristics of national and international standards, it is concluded that the requirements of the Russian legislation on the chemical composition of titanium products are more stringent. Recommendations on the harmonization of the requirements of international and national legislation in the sphere of technical regulation of products from titanium alloys have been offered. A technique for identifying products made of titanium alloys under export control has been developed, which includes such topics as terms and definitions, a list of normative and technical documentation and specialized literature, general provisions, including the definition of objectives, criteria, subject and object of identification examination, conditions and stages of identification.
Keywords: metallurgical industry, titanium alloys, logistics, harmonization, standards, technical barriers, identification, method.
Зуева Ольга Николаевна,
доктор экономических наук, доцент,
заведующая кафедрой «Товароведения и экспертизы»
E-mail: [email protected]
Донскова Людмила Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор кафедры «Товароведения и экспертизы» E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45
Zueva O.N.,
Doctor of Economics, Associate Professor, Head of Commodity Science & Examination Dept. E-mail: [email protected]
Donskova L.A.,
Candidate of Agriculture, Professor of Commerce and Trade Economics Dept. E-mail: [email protected]
Urals State University of Economics 8 Marta/Narodnoy Voli st., 62/45, Ekaterinburg, Russia, 620144