Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В ТИТАНОВОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В ТИТАНОВОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
871
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
титан / рынок титана / авиастроение / сферы применения / прогнозы восстановления потребления / titanium / titanium market / aircraft construction / application areas / forecasts of consumption recovery

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Валентинович Александров, Сергей Викторович Леднов, Елена Александровна Давыдкина

По итогам 2020 г. сокращение объемов потребления титановой продукции в мире превысило 25 %. Динамика восстановления спроса на титановый прокат выглядит пессимистично из-за наличия избыточных складских запасов по всей цепочке поставок. Восстановление потребления титана в аэрокосмической промышленности до уровней 2018–2019 гг., по оценкам аналитиков, может произойти не ранее 2024–2025 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of the Affrains in the Titanium Industry and Development Prospects

At the end of 2020, the reduction in the world consumption volume of titanium products exceeded 25 %. The dynamics of the recovery in demand for titanium rolled products looks pessimistic due to the presence of excess stocks throughout the supply chain. According to analysts, the titanium consumption in the aerospace industry up to the level of 2018−2019 may be recovered no earlier than in 2024−2025.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В ТИТАНОВОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 669.295

DOI: 10.24412/0321-4664-2021-2-76-81

СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В ТИТАНОВОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Андрей Валентинович Александров1, канд.техн.наук, Сергей Викторович Леднов2, Елена Александровна Давыдкина3

Межгосударственная ассоциация «Титан», Москва, Россия, isat91@mail.ru 2Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», Верхняя Салда, Россия 3 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия

Аннотация. По итогам 2020 г. сокращение объемов потребления титановой продукции в мире превысило 25 %. Динамика восстановления спроса на титановый прокат выглядит пессимистично из-за наличия избыточных складских запасов по всей цепочке поставок. Восстановление потребления титана в аэрокосмической промышленности до уровней 2018-2019 гг., по оценкам аналитиков, может произойти не ранее 2024-2025 гг.

Ключевые слова: титан, рынок титана, авиастроение, сферы применения, прогнозы восстановления потребления

State of the Affrains in the Titanium Industry and Development Prospects. Cand. of Sci. (Eng.) Andrey V. Aleksandrov1, Sergey V. Lednov2, Elena A. Davydkina3

11nterstate Association «Titan», Moscow, Russia, isat91@mail.ru

2 VSMPO-AVISMA Corporation, Verkhnyaya Salda, Russia

3 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia

Abstract. At the end of 2020, the reduction in the world consumption volume of titanium products exceeded 25 %. The dynamics of the recovery in demand for titanium rolled products looks pessimistic due to the presence of excess stocks throughout the supply chain. According to analysts, the titanium consumption in the aerospace industry up to the level of 2018-2019 may be recovered no earlier than in 2024-2025.

Key words: titanium, titanium market, aircraft construction, application areas, forecasts of consumption recovery

Специализация титановой промышленности России

Основной специализацией титановой промышленности России на мировом титановом рынке является производство проката из качественных сплавов ответственного назначения. Более 90 % всей производимой в стране титановой продукции это легированные сплавы. Около 70 % идет на экспорт. Не менее 85 % выпускаемой продукции предназначена для аэрокосмической промышленности. Нужно от-

метить, что это весьма почетная позиция на рынке титана. К поставкам для гражданского авиастроения допущены только наиболее надежные производители, обладающие наивысшим уровнем технологии и эффективной системой качества.

Крупнейшим отечественным производителем титановой продукции является ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Ее партнеры на авиакосмическом рынке - это ведущие авиа-и двигателестроительные компании: Boeing, Airbus, Embraer, UTC Aerospace Systems,

Rolls-Royce, SAFRAN и др. Продукция из титановых сплавов Корпорации используется в таких самых современных проектах, как Boeing Dreamliner 787, Airbus А350 и других ведущих авиационных программах.

Такой рынок является премиальным. В этой сфере потребления наиболее высокие цены и долгосрочные контракты. В прошедшие шесть лет с 2013 по 2019 гг. особенно проявилась тенденция сильного разделения в ценообразовании на титановом рынке между прокатом из технически чистого титана и сплавов.

В ответственных сферах применения, таких как авиастроение, прерогативой является качество по стабильным ценам. В общетехнических сферах применения в условиях конкуренции с нержавеющими сталями во главу угла встала цена. Нужно отметить, что развитие техники и технологии в металлургии предоставило широкие возможности в сокращении себестоимости производства титанового проката. Крупные металлургические компании стали занимать важное место в рынке титана благодаря современному высокопроизводительному оборудованию, производя прокат из технически чистого титана наряду с прокатом из нержавеющих сталей. Была построена целая серия печей для выплавки титановых слябов массой более 10 т методом электронно-лучевой плавки. Из таких слябов, последующей горячей и холодной прокаткой получают плоский прокат ценой, способной конкурировать с нержавеющими сталями. Такое сокращение издержек позволило увеличить объемы потребления титана в общетехнических сферах применения.

Влияние пандемии на целевой сегмент рынка

Введенный в абсолютном большинстве стран карантин с закрытием границ привел к резкому сокращению пассажиропотока. По итогам 2020 г. пассажиропоток сократился не менее чем на 40 % к значениям 2019 г. В результате одной из наиболее пострадавших отраслей промышленности оказалось авиастроение. Резко упали или отложены большое число заказов на новые самолеты. В первую очередь сократились международные пере-

возки, а это повлекло за собой сокращение заказов на широкофюзеляжные самолеты. Число заказов на широкофюзеляжные самолеты сократилось в 2020 г. на 50 %, в то время как на узкофюзеляжные лишь на 35 %. До конца 2020 г. картина с заказами на новые самолеты не изменилась. Скорее усугубилась. Пока авиакомпании лишь генерируют убытки.

В случае постепенного восстановления пассажиропотока (до значений 2019 г.) в течение 3 лет спрос на новые самолеты в этот период упадет на 25 % от первоначальных планов, которые были до развития пандемии COVID-19.

Титановая промышленность является наиболее зависимой от состояния авиастроительной отрасли по сравнению с производителями других видов материалов.

Анализ ситуации в авиастроении показывает, что максимальный спад в производстве авиационной техники (самолетостроение и двига-телестроение) ожидается в 2021 г

Airbus и Boeing соперничают десятилетиями. Но сейчас их соревнование свелось к тому, кто сможет с меньшими потерями выйти из ситуации с беспрецедентным снижением объема воздушных перевозок, из-за которого авиакомпании остались без средств на приобретение новых самолетов. Air France-KLM, Air Canada, Delta Airlines, United Airlines, Norwegian Air - одна за другой отказываются принимать заказанные ими лайнеры.

Ситуация сложная. Если Airbus и Boeing не нажмут на авиакомпании, чтобы те исполняли свои обязательства по контрактам и покупали самолеты (даже если они им сейчас не нужны), то могут остаться без средств на поддержку производства. Но если перегнут палку, то авиакомпании могут подать заявки о банкротстве, что лишит авиапроизводителей не только нынешних, но и будущих контрактов. То есть Airbus и Boeing, с одной стороны, нужно в отсутствие новых заказов сокращать производство и издержки, с другой - держать и свои заводы, и предприятия поставщиков на уровне загрузки, достаточном для быстрого возврата к прежнему объему, когда пандемия наконец завершится. Для каждого авиапроизводителя главное сейчас - не отдать конкуренту свою долю в будущих заказах, которые в среднесрочной перспективе когда-нибудь появятся.

В обеих компаниях в общей сложности работает 300 тыс. человек, а производственный цикл одного самолета занимает в среднем год, так что ситуация приносит им огромные убытки. Но даже с учетом снижения объемов производства (у Airbus на 35 %, у Boeing на 40 %) пока не ясно, востребует ли рынок выпускаемые самолеты.

Airbus поддерживает выпуск на уровне 51 самолета в месяц, несмотря на то что за все первое полугодие 2020 г. поставил всего 74 единицы (по сравнению с 227 за первое полугодие 2019 г.). Boeing за тот же период поставил 20 самолетов (90 за первое полугодие 2019 г.) и намерен выпускать 31 самолет модели 737 Max каждый месяц начиная с 2022 г. плюс восемь широкофюзеляжных моделей 777 и 787 в месяц в следующем году. При этом для 737 Max практически весь 2020 г. действовал запрет на полеты, введенный в марте 2019 г. после двух катастроф подряд, - разрешение на возобновление полетов модели получено только в ноябре. Соответственно, около 450 новеньких 737 Max уже давно ждут отправки заказчикам. Плюс, по данным агентства Cirium, у Boeing простаивает 35 готовых широкофюзеляжных моделей 747, 777 и 787. У Airbus на конец II квартала скопилось 145 готовых самолетов. Итого 630 лишних лайнеров.

Проблемы Airbus и Boeing могут сыграть на руку китайской госкомпании COMAC. Ее модель C919 была разработана как конкурент Airbus 320neo и Boeing 737 Max. А совместно с российской ОАК китайская компания разрабатывает семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов CR929. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, Китай должен был уже в этом году превзойти США по объему пассажирских авиаперевозок. С учетом нынешнего политического конфликта между странами аналитики говорят о возможности перехода китайских авиакомпаний на самолеты отечественного производства.

Boeing представил финансовый отчет за III квартал 2020 г. Сравнивать цифры с прошлогодними (как это принято в подобном случае) практически бессмысленно, ничего нового мы не узнаем: из-за кризиса любые значения текущего года будут выглядеть ужасно.

Гораздо полезнее будет сравнить результаты с предыдущими кварталами.

Производитель в III квартале поставил 28 самолетов, что на 8 единиц больше, чем во II квартале, тогда как по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года цифра оказалась на 67 % ниже. Во II квартале результаты оказались на 71 % ниже прошлогодних.

По сравнению с началом года выручка увеличилась на 2 млрд долл., что крайне позитивно в контексте кризиса, но по сравнению с прошлогодними значениями все еще примерно на 50 % ниже. Операционный убыток сократился почти в 2 раза по сравнению с предыдущим кварталом - до 1,369 млрд долл., но до прошлогодних значений все также далеко.

Boeing активно работает над антикризисными мерами, подстраивает производственные мощности под современные реалии, что позволило увеличить выручку. Компания несет повышенные расходы, связанные с доработкой 787 моделей, в то время как объемы выпуска новой продукции будут оставаться низкими еще долгие годы. Судя по прогнозам компании, спрос на уже готовую продукцию в 2021 и даже 2022 г. вряд ли существенно увеличится.

Boeing полностью остановил сборочную линию по выпуску самолетов B787 в Эверетте (Everett, Washington), оставив сборку этой модели в Северном Чарльстоне (North Charleston, Sough Carolina) из-за снижения ежемесячного выпуска «Дримлайнеров» с 14 до 8.

Сокращение объемов потребления

В четвертом квартале 2019 г. титановый рынок был преисполнен оптимизма. Рост потребления титана, стимулируемый стабильно растущим производством самолетов, в 2020 г. ожидался на уровне 10 %. Вместо этого по итогам 2020 г. сокращение объемов потребления титановой продукции в мире составило более 25 %.

Сокращение потребления титана в сегменте аэрокосмической промышленности в 2020 г. превысило 28 %. Более того, в 2021 г. потребность относительно 2020 г. еще сократится на 32 %, и только в 2022 г. прогнозируется относительное восстановление - рост потребления по отношению к 2021 г. на 23 %.

Как уже было сказано выше, Airbus и Boeing вынужденно продолжают, хотя и сократили до возможного минимума, производство самолетов при отсутствии заказов на них. Более того, в 2020 г. количество полученных заказов почти на 800 единиц меньше, чем количество отказов на поставку ранее заказанных самолетов. Из-за этого и продолжающегося сокращения спроса на титан в 2021 г., не смотря на прогнозируемый выход из пандемии, восстановление потребления титана в аэрокосмической промышленности до уровней 2018-2019 гг., по оценкам аналитиков, может произойти не ранее 2024-2025 гг.

Отдельной проблемой является наличие значительных запасов титана у производителей гражданских самолетов. По экспертным оценкам, у авиастроителей в производственном цикле в виде готовой продукции, незавершенного производства и сырьевых материалов находится 42-47 тыс. т титана, что соизмеримо с годовыми объемами закупок, в том числе 23-25 тыс. т - не востребованные существующими объемами производства самолетов. Несомненно, такая ситуация будет оказывать важное влияние на динамику восстановления спроса.

С учетом наличия избыточных запасов титана на складах реальное сокращение новых закупок титана составило около 43 % в 2020 г.

Нужно отметить большое сокращение поставок авиационных двигателей. Это важная проблема, поскольку при производстве двигателей используется большая доля плоского проката производства ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Так, например, компания Safran сообщает, что количество поставленных двигателей для новых самолетов по итогам 9 месяцев 2020 г. снизилось на 53 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 622 вместо 1316. Для самолетов, находящихся в эксплуатации, из-за большого количества простаивающих машин, сокращение поставок двигателей еще больше - 62 % (123 вместо 327).

При довольно значительном сокращении спроса на титан в 2020 г. также имеет место некоторое снижение цен на титановую продукцию для аэрокосмического рынка потребления. Так, в течение 2020 г. уровень цен на сортовой прокат снизился на 2 %, на плоский прокат на 5 %. Приблизительно такой же уро-

вень снижения цен на плоский прокат для индустриальных сфер потребления.

Положение в альтернативных областях применения титана

В индустриальном рынке на долю плоского титанового проката приходится около 60 % потребления, за ними следуют трубы и прутки. Химическая промышленность представляет собой крупнейший промышленный сектор для использования титана. При сегментации по странам Китай является крупнейшим производителем и потребителем титана для промышленных рынков, за ним следуют Европа, Северная Америка и Япония.

Причем многочисленные китайские производители, за последние 10-15 лет построившие с мощной государственной поддержкой новейшие современные плавильные и прокатные комплексы, полностью обеспечивают растущую внутреннюю потребность и начинают поставлять как полуфабрикаты, так и готовое оборудование из титана в Южную Корею, Индию, Европу и Россию за счет коротких сроков поставки и низких цен.

Прогноз развития индустриального рынка титана в 2019 г. выглядел достаточно оптимистичным, предполагая общий рост потребности к 2024 г. на 8-10 %.

Индустриальные области применения титана, такие как морская техника, химическая промышленность, энергетика, опреснение, теплообменники, нефтегазовая промышленность и другие, в меньшей степени, чем авиакосмическая промышленность, пострадали от пандемии короновируса, что отмечалось докладчиками во время конференции Titanium Virtual 2020, в октябре 2020 г.

Основные проекты в этих отраслях не отменены, хотя в отдельных случаях сталкиваются с проблемами в финансировании из-за общей экономической ситуации. Переносятся сроки реализации крупных проектов по добыче и переработке нефти на шельфе, нет ни одного утвержденного проекта по опреснению воды по технологии выпаривания. А такие проекты являются крупными потребителями плоского проката и сварных титановых труб, изготовляемых из холоднокатаных рулонов.

Сокращение спроса на титан в индустриальном сегменте в 2020 г. составило около 5 %, практически вернулось к уровню 2018 г., а в дальнейшем по оптимистичному сценарию планируется постепенный рост на 2 % в 2021 г. и на 5 % в 2022 г. Однако нет никаких гарантий, что данный сценарий будет преобладающим.

Реакция отрасли на эскалацию кризиса

Все сказанное выше мы рассматривали в разрезе ситуации на рынке титана. Текущий кризис для производителей титановой продукции связан, в первую очередь, с проблемами в сферах потребления. В связи с этим наиболее важным фактором влияния на динамику восстановления рынка будет то, как пандемия коронавируса скажется на экономике в целом, насколько пострадает финансовый сектор.

Рынок титана реагирует на сложившуюся ситуацию. Активируются механизмы ценового саморегулирования, а также, что характерно для периодов спада, закрываются и реформируются производственные мощности, изменяя устоявшиеся экономические связи.

Предприятия титановой промышленности США полностью прекратили выпуск губчатого титана - основного исходного материала для получения сплавов, в том числе авиакосмического назначения, и перейти на закупки губки в других странах для обеспечения плавильного производства и сохранения лидирующего положения в мире (33 % мирового рынка).

В качестве основных поставщиков рассматриваются Япония, Казахстан и Россия, имеющие сертифицированные для авиакосмоса технологии. Отказ американцев от производства губчатого титана связан с высокой себестоимостью из-за специфики технологии и резкого падения спроса на титан со стороны авиастроителей в условиях пандемии. Последняя из американских фирм, производящих губчатый титан - Timet, из-за падения продаж на 80 % в октябре 2020 г. приступила к массовому сокращению персонала на заводах в г. Хендерсон (штат Невада), а также на плавильном заводе в г. Моргантаун (штат Пенсильвания), на заводе по производству плоского проката в г. Торонто (штат Огайо).

Владельцы фирмы проигнорировали февральскую просьбу президента Трампа о сохранении производства [1].

Другой титановый гигант США - компания ATI, законсервировала завод по производству губчатого титана в г. Роули (штат Юта) еще в 2016 г., не выдержав конкуренции с дешевым импортным сырьем. Затем ATI закрыла производство в штате Орегон и не смогла вывести на коммерческий выпуск завод в Солт-Лейк-Сити (штат Юта) [2]. Складывающаяся у американских производителей губчатого титана, слитков и проката ситуация может спровоцировать их обращение к администрации и Конгрессу США, как это уже бывало не раз, с предложением или даже требованием ограничить внешние закупки титановых полуфабрикатов, чтобы реанимировать загрузку собственных мощностей.

Остановили производство губчатого титана несколько компаний в Китае. Например, Citic Jinzhou Metals приостановила производство губки на неопределенный срок. Это уже не первый случай. В первую очередь в Китае вынуждены выводить из эксплуатации мощности производители губчатого титана низкого сорта.

Преодоление последствий кризиса

При том, что отдельные титановые производства выводятся из эксплуатации в период кризиса, нельзя забывать, что за рубежом имеются значительные резервные мощности по производству плоского проката из титана индустриального назначения. Практически все основные производители плоского проката из нержавеющих сталей, не смотря на то, что они являются представителями черной металлургии, имеют опыт и все технические возможности для производства плоского проката из титановых сплавов. Нужно отметить, что эти производственные мощности достаточно современные и способны производить листовой прокат высочайшего качества с высокой производительностью и относительно низкой себестоимостью. Все эти компании имеют долю титанового проката от 5 до 40 % объема производства, и значительное снижение мирового титанового рынка в плоском прокате сказывается на них в меньшей степени, чем, к примеру, на прокатном производстве Корпорации

ВСМПО-АВИСМА. С одной стороны, ВСМПО-АВИСМА - единственный на постсоветском пространстве производитель плоского проката титановых сплавов, с другой - прокатный комплекс Корпорации ориентирован только на прокатку титана, и при падении спроса на плоский титановый прокат оказался в сложном положении из-за недостаточной загрузки производственных мощностей.

Развитие индустриального применения титана находится в чувствительной зависимости от цен на сырье. Нельзя забывать, что существует определенный баланс металлического титана как сырья не только для производства титановой продукции, но и для черной металлургии как легирующего материала. При производстве деталей для ответственных сфер применения образуется особенно много ломов в виде обрези и особенно стружки. Значительное сокращение производства в авиакосмической промышленности безусловно окажет заметное влияние на формирование дефицита на рынке титанового лома. Что с высокой степенью вероятности может привести к повышению цены на губчатый титан, которым всегда рынок вынужден компенсировать недостаток предложения на рынке ломов.

Цены на губчатый титан в течение 2020 г., не смотря на падение спроса на титан, немного выросли, приблизительно на 3 % [3]. Это связано с ростом цен на пигментную двуокись титана, у которой с металлическим титаном общее сырье. Цены на титановые лома в течение года показали значительную волатильность, и пока нельзя говорить об устойчивой тенденции.

Существует вероятность, что восстановление рынка может быть более динамичным, относительно текущих прогнозов. Ситуация с пандемией постепенно будет терять свою остроту. Более того, мы знаем, что находимся на этапе значительной эволюции авиационной техники. Современные гражданские самолеты получают двигатели нового поколения, существенно более экономичные. В ведущих авиакомпаниях активно шел процесс обновления парка новыми моделями самолетов. Такие значительные новшества можно отложить лишь ненадолго. К обновлению парка авиационной техники подталкивает крайне популярный в настоящее время тренд на защиту окружающей среды, минимизацию выбросов в атмосферу. Авиастроители по всему миру с удовольствием разыгрывают эту карту, делают на этом упор в своей маркетинговой политике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. JEFFERSON COUNTY, Ohio NEWS.

2. Roskill International Service.

3. Argus Media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.