Рассмотрены общие характеристики и состояние добычи ильме-нитовых и рутиловых руд, производства титановой губки и металлического титана в России и в мире в 1990-х-2000-х гг. Очерчен круг проблем, стоящих перед отечественной титановой промышленностью. Проанализированы потребности в металлическом титане со стороны российской оборонной отрасли и возможности их удовлетворения отечественной титановой промышленностью.
Ключевые слова: металлический титан, ильменитовые и рутиловые руды, авиакосмическая промышленность, оборонная промышленность
Рынки металлического титана и российский авиапром
А. В. СОКОЛОВ,
кандидат экономических наук,
Институт экономики и организации промышленного
производства СО РАН,
Новосибирск
E-mail: [email protected]
Сырьевая база титановой промышленности
Титан содержится как в собственно титановых рудах, так и в поликомпонентных рудах и концентратах, включающих также железо, кремний, алюминий, ванадий, цирконий, ниобий, скандий, редкоземельные и ряд других элементов. Основные мировые запасы титана сосредоточены в поликомпонентных рудах, но существующие технологии позволяют наладить производство данного металла только из титановых, в число которых входят рутил, ильменит, перовс-кит, лопарит, сфен. Наибольшее практическое значение имеют рутиловые руды, содержащие более 91% TiO2, и ильменитовые (42-70%).
Все месторождения можно разделить на коренные и россыпные. Последние, хотя и составляют менее 20% ресурсов титана, получили более широкое промышленное применение и в большей мере вовлечены в коммерческую эксплуатацию. © ЭКО 2010 г.
Самыми значительными объемами мировых запасов и резервной базы ильменита обладает Китай (рис. 1). На долю четырех крупнейших по данному показателю стран - Китая, Индии, ЮАР и Австралии - приходится 68,6% запасов и резервной базы. Мировые запасы и резервная база рутила характеризуются большей по сравнению с ильменитом степенью концентрации: на долю мирового лидера - Австралии -приходится 40,1%, а на долю тройки лидеров, которая включает также ЮАР и Индию, - 85,2% (рис. 2). При сохранении объемов добычи на уровне 2008 г. мировых запасов ильменита хватит на 125 лет, а запасов в сумме с резервной базой -на 365 лет; по рутилу - 74 года и 214 лет (данные приведены без учета запасов, резервной базы и объемов добычи ильменита и рутила в США).
США - 3,2 Австралия - 13,6
Украина -
0,9
Вьетнам - 0,8
-Другие страны
Бразилия
Канада
Китай
4,7
Индия
10,5
ЮАР - 13,8 Норвегия
-Мозамбик - 1, 14,4
Рис. 1. Структура мировых запасов и резервной базы ильменита (по содержанию ТЮ2) в 2008 г., %'
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, с 1994 г. по 2008 г. объем добычи ильменита в мире (по содержанию ТЮ2) вырос в 1,7 раза. Тройкой стран-лидеров с 1990-х годов остаются Австралия, ЮАР и Канада. В ЮАР объем добычи рос за тот период с темпом, равным мировому, а вот темпы роста в Австралии и Канаде несколько отставали от мирового (рост в 1,2 и 1,5 раза, соответственно). Отметим высокий темп роста добычи ильменита в Китае -в 7,1 раза. Объем добычи ильменита в США в 2000-е годы составлял примерно 300 тыс. т в год (в 2008 г. - около 200 тыс. т).
1 Источник приведенных в статье таблиц и рисунков: USGS minerals information: titanium (U. S. Geological Survey). URL: http://ninerals.usgs. gov/minerals/pubs/commodity/titanium
Объемы добычи ильменита в мире (без учета США) в 1994-
Таблица 1
-2008 гг., тыс. т (по содержанию ТЮ2)
Регион 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего в мире (без учета США) 3160 3520 3620 3660 3860 3800 4000 4300 4100 4600 4300 4500 5100 5420 5440
В том числе:
Австралия 1010 1130 1150 1270 1355 1140 1230 1150 1170 1170 1110 1180 1330 1400 1250
Бразилия 50 56 58 54 н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 82 130 130 130 127 130
Канада* 611 652 760 680 760 760 760 950 720 765 735 731 791 816 900
Китай 78 80 83 85 н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. 400 400 450 500 550 550
Индия 162 162 162 162 162 204 205 232 248 270 281 297 313 378 378
Мозамбик - - - - - - - - - - - - - 14 133
Норвегия** 315 374 338 338 266 266 275 338 338 360 381 381 380 377 380
ЮАР* 632 842 842 842 935 935 935 960 978 1080 865 867 1050 1100 1090
Украина 75 100 53 133 133 225 242 252 281 290 217 218 273 290 302
Вьетнам - - - - - - - - - 97 98 95 230 254 215
* Шлак.
** Ильменит и шлак.
Австрал:
США -
Сьерра-Леоне - 4,6
Мозамбик - 0,8
Бразилия - 2,8
Рис. 2. Структура мировых запасов и резервной базы рутила (по содержанию ТЮ2) в 2008 г., %
Из стран бывшего СССР в данном списке присутствует только Украина, с середины 1990-х годов неуклонно повышавшая объемы добычи (исключение составляет лишь 1996 г.); за рассматриваемый период этот показатель вырос в 4 раза.
В добыче рутила абсолютный лидер - Австралия (табл. 2), на ее долю приходится более половины мировой добычи (без учета США). Единственная постсоветская страна в этом списке - Украина (так же, как и в добыче ильменита) - находится на четвертом месте.
Основная проблема для отечественной титановой промышленности состоит в том, что руды, которыми обладает Россия, качеством хуже зарубежных, и при имеющихся технологиях их переработка и добыча нерентабельны. Россыпные месторождения сравнимы по содержанию ТЮ2 с зарубежными аналогами, но сильно уступают им по таким показателям, как географическое положение, горнотехнические условия разработки, технологические свойства рудных песков.
Отличительной особенностью минерально-сырьевой базы титана в нашей стране является полное отсутствие рутиловых месторождений, при этом эксплуатируются месторождения, не имеющие аналогов за рубежом (лопаритовых руд, лейкоксено-вых песчаников, фосфатно-титановых россыпей и др.)2. Государственным балансом запасов полезных ископаемых
2 Карпузов А. Ф., Лебедев А. В., Житников В. А., Коровкин В. А. Минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2008. - № 4. - С. 70-71.
Регион 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего в мире (без учета США) 440 294 395 395 406 370 390 410 390 380 340 351 415 564 608
Объемы добычи рутила в мире (без учета США) в 1994—2008 гг., тыс. т (по содержанию ТЮ2)
В том числе:
Австралия 212 190 171 171 225 181 225 225 207 164 154 163 207 297 309
Бразилия 2 2 2 2 н. д. н. д. н. д. н. д. н. д. 2 3 3 3 3 3
Индия 13 13 13 13 13 15 16 16 17 17 18 18 18 20 20
Мозамбик - - - - - - - - - - - - - - 3
Сьерра-Леоне 131 - - - н. д. н. д. н. д. н. д. н. д. - - - 13 79 95
ЮАР 73 84 108 108 112 122 94 110 94 143 105 105 117 108 121
Украина 3 3 95 95 48 45 56 56 67 57 57 57 57 57 57
на 01.01.2007 г. учтено 25 месторождений титана3; из них к числу перспективных для промышленного освоения относят четыре - Ярегское, Куранахское, Гремяха-Вырмес, Центральное. По сути, единственная возможность обретения Россией собственной сырьевой базы руд для титановой промышленности заключается в разработке и использовании новых технологий, позволяющих осуществлять рентабельную отработку руд имеющихся месторождений.
Таким образом, в потреблении сырья для одного из стратегических производств - титановой промышленности, в настоящий момент Россия полностью зависит от импортных поставок, на которые могут влиять различные (в том числе и внеэкономические) факторы.
Производство титановой губки
Основными продуктами производства титановых руд являются титановый пигмент (применяемый в производстве лакокрасочных материалов, пластмасс, бумаги, химических волокон и др.) и титановая губка - промежуточный продукт в производстве металлического титана.
На производство металлического титана в мире уходит примерно 4-5% годовой выработки титанового сырья: в западных странах используются рутил и синтетический рутил, в России и Китае - ильменит4.
Среди мировых производителей титановой губки абсолютным лидером по состоянию на 2008 г. является Китай (рис. 3) -более трети мировых мощностей. Россия занимает третье место (36 тыс. т), незначительно уступая Японии (40 тыс. т). На долю трех постсоветских стран (Россия, Украина, Казахстан) в сумме приходятся мощности, обеспечивающие производство 72 тыс. т губки в год.
Отметим, что Китай совершил огромный рывок и выбился в мировые лидеры всего за несколько последних лет: объемы
3 Быховский Л. З., Калиш Е. А., Тигунов Л. П. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских месторождений титана / Международная конференция « Т1-2007 в СНГ». Украина, г. Ялта, 15 - 18 апреля 2007 года: сб. науч. тр. - Киев, 2007. - С. 348-355.
4 Парфенов О. Г., Пашков Г. Л. Проблемы современной металлургии титана. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - С. 40.
Казахстан - 26 (12,2)
Япония - 40 (18,8)
Украина - 10 (4,7;
РФ - 36 (16,9) -
США - 23,1 (10,8)
Китай - 78 (36,6)
Рис. 3. Структура мировых производственных мощностей по выпуску титановой губки в 2008 г., тыс. т (%)
производства титановой губки в 2008 г. превысили аналогичный показатель 2001 г. в 22 раза.
Как показано на рис. 4, в 1995-2003 гг. динамика производства титановой губки в России соответствовала мировой, хотя с 2001 г. уровень выпуска губки в России (по отношению к уровню 1994 г.) был стабильно ниже аналогичного показателя для мирового производства. Разрыв между ростом выпуска в России и в мире начинает возрастать с 2004 г.: в итоге к 2008 г. выпуск титановой губки в мире по отношению к уровню 2003 г. вырос в 2,54 раза, а в России - в 1,56 раза. Тенденция объясняется опережающими (по сравнению с Россией) темпами роста выпуска титановой губки Китаем, Казахстаном и Украиной (табл. 3).
В России единственным производителем титановой губки является ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», - результат слияния в 1998 г. Верхне-Салдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО) и Березниковского титано-магниевого комбината. С конца 2006 г. крупнейшим акционером «ВСМПО-АВИСМА» (66% акций) является государство (сначала «Рособоронэкспорт», затем - «Ростехноло-гии»). По оценкам, перед началом мирового кризиса производство «ВСМПО-АВИСМА» удовлетворяло около четверти мировых потребностей в титане. Руководство компании планировало повысить долю на мировом рынке до 35%5. Сегодня «ВСМПО-АВИСМА» является единственным поставщиком титана для производства отечественной авиатехники.
5 Викторов А. Уральские металлурги намерены занять треть мирового рынка титана //Независимое военное обозрение. - 2008. - № 23. - С. 8-9.
Объемы производства титановой губки в мире в 1994-2008 гг., тыс. т
Страна 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
США н.д.
Китай 2,0 2,0 2,0 2,0 2,5 2,5 1,9 2,5 3,3 4,1 4,8 9,5 18,0 45,2 55,0
Япония 14,4 16,7 21,1 21,1 24,2 18,9 18,8 24,9 25,2 18,9 23,1 30,8 37,8 38,9 39,0
Казахстан 5,0 5,0 10,0 10,0 10,0 9,0 8,4 14,0 14,0 12,5 16,5 19,0 23,0 25,4 26,0
Россия 12,0 16,0 18,0 18,0 22,0 14,0 20,0 23,0 23,0 23,0 23,0 29,0 32,0 34,2 36,0
Украина - - - - 1,2 4,0 4,0 6,1 6,1 6,8 7,5 8,1 10,0 9,2 10,0
Всего страны бывшего СССР 17,0 21,0 28,0 28,0 33,2 27,0 32,4 43,1 43,1 42,3 47,0 56,1 65,0 68,8 72,0
Всего в мире (без учета США) 33,0 39,7 51,0 51,0 60,0 48,0 54,0 71,0 72,0 65,3 75,0 96,0 121,0 153,0 166,0
Россия-"- Всего страны бывшего СССР Всего в мире (без США)
Рис. 4. Динамика производства титановой губки в РФ, странах бывшего СССР (Россия + Украина + Казахстан) и в мире в целом (без учета США), (1994 г. = 100%)
Отметим, что рост спроса на металлический титан экстраполируется экспертами и на ближайшие 15 лет. Так, японская компания «Sumitomo Titanium» в 2007 г. (перед началом кризиса) прогнозировала рост спроса на титановую губку, используемую в производстве проката, с 130 тыс. т в 2006 г. до 229 тыс. т в 2013 г. (76,2% за период, или в среднем 7,3% в год). Прогноз базировался на ожидании 12%-го ежегодного роста спроса на титановый прокат в авиакосмической промышленности и 6%-го роста спроса - со стороны военной промышленности и основных промышленных и потребительских рынков6. Близкие оценки давали специалисты ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»7. Понятно, что мировой кризис вносит коррективы в данные прогнозы, но в целом производство металлического титана, скорее всего, выйдет на близкие данным оценкам среднегодовые темпы выпуска после преодоления мирового спада экономики и рецессии.
В табл. 4 приведены данные о ценах на титановую губку в США в 1993-2007 гг. Для 2000-2002 гг. указаны среднегодовые значения, а для остальных лет - интервалы, в которых изменялись цены. Некоторые эксперты8 связывают рост цен на титан в 2000-е гг. с отсутствием видимого прогресса в технологиях переработки титанового сырья: при неизменной технологии и ухудшающемся его качестве растут издержки производства. Резкие скачки цен определяются соотношением спроса и предложения (имеющихся производственных мощностей). Рост цен на титановую губку в 2004-2006 гг. вызван опережающим ростом спроса на нее; впоследствии (с введением в строй новых производственных мощностей в ряде стран, в первую очередь, в Китае) ее цена снизилась.
Приведенная статистика касается оптовых цен на титановую губку, тогда как ее большая часть в мире заказывается по долгосрочным договорам и конфиденциальным ценам, которые могут существенно отличаться от оптовых9. Отметим
6 Ситуация на мировом и японском рынках титана // БИКИ. - 2007. -№ 28. - С. 14-15; Ситуация на мировом и японском рынках титана //БИКИ. -2007. - № 114. - С. 15.
7 Саммит для титанов //Эксперт - 2007. - № 13. - С. 97.
8 Парфенов О. Г, Пашков Г. Л. Проблемы современной металлургии титана. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. С. 15.
9 Тигунов Л.П., Быховский Л.З., Зубков Л.Б. Титановые руды России: состояние и перспективы освоения // Минеральное сырье. Сер. геол.-экон. № 17. - М.: Изд-во ВИМС, 2005. - С. 27.
Цены на титановую губку в США в 1993—2007 гг., дол./кг (в текущих ценах)
Год Цена Год Цена Год Цена
1993 7,7-8,8 1998 9,4-9,9 2003 6,0-8,7
1994 8,3-9,4 1999 8,2-10,6 2004 7,8-14,2
1995 9,4-9,9 2000 8,7 2005 7,6-26,9
1996 9,4-9,9 2001 7,9 2006 12,9-28,3
1997 9,4-9,9 2002 8,0 2007 14,0-15,6
также, что «ВСМПО-АВИСМА» вынужденно поддерживает экспортные цены на 10-12% ниже цен местных поставщиков при одинаковом уровне качества и сервиса10, чтобы обеспечить российской корпорации некоторое конкурентное преимущество перед местными производителями титана в споре за контракты на поставку титановой губки и готовых изделий из титана для производства продукции гражданского назначения (при выпуске продукции военного назначения страны, обладающие собственным производством титана, иностранных производителей на рынок не допускают).
Основные направления применения металлического титана
Одним из основных направлений применения титана в мире была и остается авиакосмическая промышленность (в конце 2000-х годов - около 60% как в мировой, так и в российской структуре потребления11). Современные гражданские самолеты содержат 9-10% титана по массе, военные истребители - от 35 до 50%12. Из титана и его сплавов изготавливают широкую номенклатуру деталей - диски, лопатки, направляющие аппараты, обтекатели, трубопроводы, крепеж и т.д. Как материал титан
10 Ледер О. О, Строшков А. Н. ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»: состояние и перспективы развития / Т1-2005 в СНГ. Международная конференция. Украина, г. Киев, 22-25 мая 2005 года: сб. науч. тр. - Киев, 2005. - С. 10-11.
11 Рубанов И. Рубаха на вырост //Эксперт. - 2008. - № 12. - С. 110-116.
12 Александров А. В. Особенности развития современного рынка титана / Международная конференция «Т1-2007 в СНГ». Украина, г. Ялта, 15-18 апреля 2007 года: сб. науч. тр. - Киев, 2007. С. 7-10.
обладает следующими преимуществами в авиастроении: меньшим весом; способностью выдерживать более высокую рабочую температуру; коррозионной устойчивостью; гальванической совместимостью с композиционными материалами с полимерной матрицей; преимуществом по пространным ограничениям13. Титан применяется и в других отраслях (табл. 5).
Таблица 5
Основные направления применения титана (кроме авиакосмической промышленности)
Отрасль промышленности Область применения
Судостроение Корпуса подводных лодок, обшивка, детали судов, трубы, турбины, катера
Танкостроение Танковая броня, легковесные снаряды, лафеты орудий
Нефтехимическая, газовая Буровое оборудование: буровые вышки, морские платформы, трубы, нефтепроводы, насосы и др.
Энергетика Теплообменники, лопатки турбин, детали электрогенераторов, термоядерные реакторы, испарители, трубопроводы
Электронная Маски для напыления
Химическая, пищевая, целлюлозно-бумажная, текстильная Обессоливатели, теплообменники, автоклавы, трубопроводы, аноды электролизеров, насосы, баки
Металлургия черная, цветная, гальванотехника Раскислители, лигатура, детали оборудования (ванны, скрубберы), насосы, катоды для электролиза и рафинирования цветных, редких и благородных металлов
Автомобильная, металлообрабатывающая, типографская Детали двигателей и других узлов, режущий инструмент, детали печатных машин, клапаны, пружины, болты, выхлопные системы
Силикатная Металлокерамика, стекла
Медицина Аппаратура, инструменты, протезы, имплантаты
Потребительские товары Спортинвентарь, часы, браслеты, бижутерия, СВЧ-печи, оправы очков и другие
Архитектура Детали для отделки зданий, ангары, кровля
Источник: Червоный И. Ф, Тэлин В. В., Пожуев В. И., Иващенко В. И., Листопад Д. А. Титан и области его применения / Международная конференция <«Л-2007 в СНГ». Украина, г. Ялта, 15-18 апреля 2007 года: сб. науч. тр. - Киев, 2007. - С. 348-355.
13 Александров А. В. Особенности развития современного рынка титана / Международная конференция <<Л-2007 в СНГ». Украина, г. Ялта, 15-18 апреля 2007 года: сб. науч. тр. - Киев, 2007. С. 7-10.
Выпуск высокочистого титана, используемого в авиакосмической промышленности, осуществляется только в четырех странах: США (компании «TIMET» и «ATI»), России («ВСМПО-АВИСМА»), Казахстане («UKTMK») и Японии («Toho Titanium» и «Osaka Titanium Technologies»)14.
Прошлое и настоящее отечественной авиакосмической промышленности
В советское время наша страна была одной из пяти держав, абсолютно самодостаточных в области авиастроения (имеющих весь набор необходимых условий для производства всех типов современной авиационной и космической техники). Отечественное авиастроение имело хорошие позиции на всех четырех сегментах рынка: внутреннем и внешнем рынках военной продукции и внутреннем и внешнем рынках продукции гражданской. В 1990-е годы закупки вооружений и военной техники российскими Вооруженными силами упали почти до нуля. Хотя российская военная авиатехника оставалась востребованной на внешнем рынке, объемы госзаказа в то время были чрезвычайно низкими (оснащение российской армии современной техникой практически не происходило, а принятый и утвержденный государством госзаказ не выполнялся в нужные сроки и в планируемом объеме).
Отметим, что за 1990-е годы объемы экспорта отечественных вооружений и военной техники также сильно снизились: если в середине 1980-х годов, по оценкам, его объем оценивался примерно в 20 млрд дол. в год в текущих ценах, то в 1992-1999 гг. - уже 1,7-3,5 млрд дол. в год (1,7 млрд дол. -в 1994 г.)15. Поставки авиатехники в объеме российского экспорта данного вида составляли в 1995 г. - 55%16, в 2001 г. - 76%17, но все равно снизились по сравнению с советским временем.
14 Ситуация на мировом рынке титана //БИКИ. - 2008 - № 110-111. -С. 14-15.
15 Bureau of Public Affairs, U. S. Department of State. URL: http://www. state. gov/documents/ organization /6313. pdf
16 Царская торговля //Эксперт. - 1997. - № 8.
17 Телеинформационная сеть ТС-ВПК. URL: http://ia.vpk.ru/vpkrus/ otrasli/page_3_3.htm
В 1990-е годы в России на рынке пассажирских авиаперевозок появилось множество крупных и мелких компаний, которые роднил один признак - незаинтересованность в приобретении новой авиатехники отечественного производства. Крупные фирмы комплектовали свой парк в основном продукцией зарубежных производителей (в первую очередь, фирмы «Boeing»), мелкие авиаперевозчики предпочитали отечественную авиатехнику, но не имели возможности приобретать новую.
Экспортные поставки отечественной гражданской авиатехники в 1990-е годы также резко пошли вниз. Страны соцлагеря и третьего мира, приобретавшие отечественную продукцию, после развала СССР переориентировались на продукцию западных стран. Сказанное относится, в первую очередь, к пассажирскому самолетостроению - продукция отечественного вертолетостроения продолжала оставаться конкурентоспособной, но емкость этого рынка сравнительно (с рынком пассажирского самолетостроения) невелика.
Во многом в связи с сокращением платежеспособного спроса на продукцию отечественного авиастроения резко уменьшился и внутренний спрос на титановую губку (в начале 1990-х годов заказы ВСМПО снизились, по разным оценкам, в 30-40 раз18). Условием выживания отрасли в тот период оказались экспортные поставки - с одной стороны, использование титана в производстве авиатехники по экспортным контрактам, с другой - экспорт непосредственно титановой губки. Первый экспортный контракт был заключен ВСМПО в 1993 г. с компанией «Boeing». В последние годы на экспорт шло около 3/4 произведенной «ВСМПО-АВИСМА» продукции; в числе крупнейших потребителей отечественного титана были компании «Boeing» (доля российского титана - 30-40%), Airbus (55-60%), «Embraer» - 90%, «Goodrich» (крупнейший в мире производитель шасси - 90%)19. В рамках сотрудничества «ВСМПО-АВИС-МА» и «Boeing» создано совместное предприятие «Ural Boeing
18 О такой роли можно только мечтать // Эксперт. - 2008. - № 29. -С. 74-75; Ледер О. О, Строшков А. Н. ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»: состояние и перспективы развития / Т1-2005 в СНГ. Международная конференция. Украина, г. Киев, 22-25 мая 2005 года: сб. науч. тр. - Киев, 2005. - С. 10-11.
19 Лидер титанового рынка //Эксперт. - 2008. - № 25. - С. 92-93.
Manufacturing» (UBM) Верхняя Салда (первичная механическая обработка титановых штамповок для использования и производства самолета Boeing-787 Dreamliner).
Начиная с 1998 г. российский оборонно-промышленный комплекс постепенно восстанавливает былые позиции -в 2007 г. производство продукции выросло по сравнению с нижней точкой падения (1997 г.) в 3,5 раза. В выпуске промышленной продукции по итогам 2007 г. лидером оказалось авиастроение - 36,5% от общего объема выпуска всех отраслей; оно же лидировало и по видам промышленной продукции -военной и гражданской (40,9 и 29,7%, соответственно)20.
И все же российские заводы произвели в 2007 г. лишь 8 магистральных самолетов, а российская армия не закупила ни одной новой боевой машины21. Российские авиаперевозчики в 2007 г. приобрели 30 авиалайнеров иностранного производства и лишь 1 - отечественного22.
Правда, ситуация несколько улучшилась за два последних года. Например, за первые 7 месяцев 2009 г. отечественным авиапромом выпущено 24 самолета (из них 7 средне- и даль-немагистральных) и 62 вертолета (при том, что производство продукции снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 4%)23.
Перспективы авиастроения зависят от титановой промышленности
В рамках Стратегии развития авиационной промышленности РФ до 2015 г. и в ходе выполнения федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники РФ на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» предусматривается как выведение на рынок известных образцов авиатехники
20 Военно-промышленный комплекс России. Структурные показатели 2000-2007 гг. - М., ТС-ВПК, 2008.
21 Лидерство или смерть //Эксперт. - 2008. - № 10. - С. 21.
22 Хазбиев А. Выбор цели //Эксперт. - 2008. - № 10. - С. 22-27.
23 О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-августе 2009 года. URL: http: //www.minprom.gov.ru/activity/avia/ stat/15
(это самолет-амфибия Бе-200, среднемагистральный самолет Ту-204, дальнемагистральный Ил-96 и ближнемагистральный Ту-334), так и создание ряда прорывных образцов (региональный самолет Sukhoi SuperJet 100, ближне-среднемагистраль-ный самолет МС-21, вертолеты Ми-38 и Ка-62)24. В области военной авиации к первоочередной задаче причислено создание истребителей нового поколения.
Накануне мирового кризиса глава Минпромэнерго ставил перед отечественным авиапромом цель «...за 10 лет увеличить объем авиастроительного бизнеса в России в три раза, с 2-2,5 млрд дол. до 7-8 млрд дол.», захватить 15-20% мирового авиарынка - прежде всего, за счет пассажирских и транспортных самолетов25. В планах Генштаба ВС РФ к 2012 г. российская армия должна иметь 30% новых образцов вооружений и военной техники, а к 2020 г. - от 70% и выше26. Российская авиатехника по-прежнему пользуется спросом у зарубежных заказчиков - в 2008 г. общий объем экспорта вырос до 8 млрд дол.27 В 2009 г. Индия озвучила планы закупить 50 многофункциональных истребителей Су-30МКИ и 16 корабельных истребителей МиГ-29К/ МиГ-29КУБ на общую сумму около 3,6 млрд дол.28
Таким образом, можно констатировать, что в планах России - прорыв на мировом и внутреннем рынках авиапродукции. Насколько они выполнимы и в какой степени их скорректирует мировой кризис, можно только гадать. А вот на вопрос:
24 Благодаря тем мерам, которые государство приняло в упреждающем порядке, запланированные цели стратегии развития авиационной промышленности будут достигнуты, несмотря на кризис. Директор Департамента авиационной промышленности Владимир Бабкин об итогах 2008 года и планах на 2009 год. URL: http://www.minprom.gov.ru/special/ 13/12
25 Цитируется по: Хазбиев А. Выбор цели //Эксперт. - 2008. - № 10. -С. 22-27.
26 Титенко И. Спасение - прорыв в области высоких технологий // Независимое военное обозрение. - 2009. - № 36. - С. 8.
27 Военно-промышленный комплекс России. Структурные показатели 2000-2007 гг. - М.: ТС-ВПК, 2008.
28 Литовкин В. Успех с намеком на неприятность //Независимое военное обозрение. - 2009. - № 36. - С. 15.
«Насколько к осуществлению подобных планов готова отечественная титановая промышленность?» - постараемся ответить.
Проблем здесь хватает. Во-первых, стране нужен резерв мощностей, способных обеспечить рост производства титановой губки и металлического титана до уровня, необходимого для выпуска современной военной и гражданской авиатехники в количествах, обеспечивающих внутренние потребности в ней. Причем без резкого сокращения объема экспортных поставок титановой губки и металлического титана. Позиция руководства корпорации «ВСМПО-АВИСМА» за последние несколько лет менялась. Если в середине 2000-х годов заявлялось, что обеспечение растущего внутреннего спроса на титановую губку и изделия из титана фактически при имеющихся производственных мощностях невозможно без сокращения экспорта, то в конце десятилетия основной проблемой называют отсутствие у отечественных авиапроизводителей четко проработанной на несколько ближайших лет структуры заказов (зарубежные покупатели дают расклад по строительству самолетов по месяцам на ближайшие 3-4 года).
Во-вторых, необходимо ликвидировать зависимость России от экспортных поставок титанового сырья - хотя бы в части производства, имеющего стратегическое значение (военная авиация). Определенные шаги в этом направлении корпорация «ВСМПО-АВИСМА» предпринимает: она приобрела у администрации Тамбовской области горнопромышленную компанию «Титан», которая владеет правами на освоение северной части восточного участка месторождения «Центральное» с запасами в 1,3 млн т диоксида титана29.
Но все же основным направлением улучшения ситуации для России остается разработка новых технологий переработки руд, в первую очередь - поликомпонентных.
29 Мясников В. Из производителей сырья - в машиностроители // Независимое военное обозрение. - 2008. - № 33. - С. 8-9.