Научная статья на тему 'Современное состояние рынка титаносодержащего сырья в мире и России'

Современное состояние рынка титаносодержащего сырья в мире и России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1361
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка титаносодержащего сырья в мире и России»

УДК 339.13 Ю.А. Архипова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТИТАНОСОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ В МИРЕ И РОССИИ

Гитан - один из наиболее распространенных элементов как по своему содержанию в земной коре, так и по количеству минералов. Известно более 60 минералов, в состав которых входит титан. Металлохимические свойства и коррозионная стойкость его в агрессивных средах создают ценность этого металла.

Применяют титан в самых различных отраслях промышленности. Особенно востребован он в авиакосмической промышленности и в военно-промышленном комплексе. Развитие титановой промышленности способствует повышению уровня научнотехнического и экономического развития государства, а также укреплению его мощи и обороноспособности.

В структуре потребления титановых концентратов выделяют два основных направления: производство пигментного диоксида титана и применение титана в металлургии (см. рис. 1).

Производство пигментного диоксида титана является наиболее масштабной областью его применения. По уровню потребления этого вещества на душу населения можно судить о качестве жизни населения. По данным экспертов компании «DuPont Титановые технологии» в 2005 г. потребление диоксида титана на душу населения в России составляет 0,5 кг в год, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 2,5-3 кг.

Применение титана в металлургии имеет своей целью производство титановой губки, которая в свою очередь используется для получения металлического титана, его сплавов и проката. Структура потребления титана в мире показана на рис. 2.

Наибольшие запасы титаносодержащего сырья в Австралии, ЮАР, Индии, Китае, Украине, но более всего в России. Несмотря на то, что Китай обладает запасами руд титана в

Рис. 1. Структура потребления титановых концентратов

размере 38,85 % от общего мирового запаса, качество титаносодержащей руды не удовлетворяет потребительский спрос для производства ТЮ2. Между тем Китай является четвертой в мире страной по развитию титановой промышленности после США, России и Японии.

Основу минерально-сырьевой базы России составляют 20 месторождений (11 коренных и девять россыпных), сравнительно равномерно размещенных по территории страны. На долю запасов руд коренных месторождений приходится 40,1 %, россыпных - 59,9 %. Качество руд россыпных месторождений России в целом близко к качеству руд аналогичных зарубежных месторождений и уступает по содержанию в них рудных минералов Австралии и Индии. Качество руд коренных месторождений по содержанию в них диоксида титана уступает качеству руд аналогичных эксплуатируемых месторождений мира.

1

2

3

4

■ Лакокрасочная промышленность

■ Производство пластмасс

□ Производство ламинированной бумаги

□ Прочее

Рис. 2. Структура потребления титана е мире

1

15% 2

1

2

3

■ Авиакосмическая промышленность

□ ВПК

■ Прочее (энергетика, металлургия и др.)

Единственным месторождением, качество руд которого сопоставимо с качеством зарубежных аналогов, является Куранахское (14,2 % диоксида титана в руде) в Амурской области, запасы которого составляют лишь 0,2 % от суммы запасов промышленных категорий России.

В структуре производства титановых концентратов первое место в мире занимает Австралия - 32 % общего объема мирового производства, затем идут ЮАР - 21,3 %, Канада - 15,6 % и Норвегия - 10,8 %. Эти страны поставляют на мировой рынок до 80 % первичного титанового сырья. Экспорт титановых концентратов направлен главным образом в промышленно развитые страны. Лидерами являются: Германия, Великобритания, Франция, а также Япония - соответственно 17,6; 7,2; 5,6; и 12,0 %.

Потребление титана: США - 29 %, Европа - 24 %, Китай - 15 %, Япония - 12 %, Россия - 6 % и другие страны. Спрос на титан в США, России и Европе идет, в основном со стороны авиакосмического сектора, а основные потребители титана в Японии и Китае -промышленный сектор.

Ситуация на мировом рынке титанового сырья подвержена постоянным колебаниям. Рынок титана является одним из сложных рынков металлов в мире. Сложности эти обуславливаются многочисленными макро- и микрофакторами. Прежде всего, следует отметить критическое падение потребления титана в первой половине 90-х годов во всем мире. Изменение военно-политической ситуации после распада СССР сказалось на рынке титана коренным образом: не только в России, но и в США пришлось пересматривать военный бюджет. В результате в США строительство военных самолетов и двигателей с использованием титана уменьшилось примерно на 50 % по сравнению с периодом «холодной» войны. Европейским производителям военной авиационной техники не осталось ничего другого, как последовать примеру США. Другой важнейший фактор влияния на потребление титана - общий экономический спад, как в России, так и на Западе. Общий спад потребления титана, постоянно растущие внутренние цены на сырье, электроэнергию, услуги и т.д. свели реальное потребление продукта к ничтожному уровню. Как и для большинства российских предприятий, большой проблемой стали налоговые платежи.

1400

1200

1000

800

б00

400

200

0

□ Бразилия

і—□

і—n

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

50 60 б0 б5

90 100 100 110

310 310 400 370

300 300 370 370

1200 1090 1130 1300

□ Малайзия 2

□ США 3

□ Индия 4

□ Австралия5

Рис. S. Структура производства ильменита в западных странах (тыс. тонн, по содержанию ТІО2).

С середины 90-х годов мировой спрос на титан и титановые сплавы начал устойчиво расти. В 1996 году общий объем мирового рынка горнорудной продукции титанового сырья составил 8GG млн. долл. США. Далее с 2001 года началось резкое повышение спроса на сырье, тем не менее увеличение мировых поставок в 2GG4 г. было относительно умеренным, вследствие чего на данном рынке возник дефицит поставок. Это относилось в первую очередь к богатым диоксидом титана хлоридным сырьевым материалам и ильмениту сульфатного сорта.

В условиях растущего спроса на титановые минералы (2001-2GG4 гг.) ряд мировых продуцентов стали повышать выпуск данного сырья (рис. 3).

В 2GG4 г., канадская фирма QIT-Fer et Titane Inc., интегрированная в состав компании Rio Tinto, увеличила годовое производство концентрированного титанового шлака на 95 тыс. тонн. Крупнейший мировой продуцент титанового сырья американская компания Iluka Resourcec Ltd. открыла новый рудник в шт. Джорджия, откуда транспортируется концентрат на сепараторный завод в шт. Флорида, а также дополнительно разрабатывает месторождения в Западной Австралии.

В 2GG5 г., по данным компании Tronok, из 4,4 млн. т произведенного диоксида титана 23 % приходилось на крупнейшего производителя DuPont (США), 14% - Lyondell (Millenium), 13 % -

1

Тгопох, по 11 % - Hunstman Tioxide и Kronos. В 2005 г. 35 % произведенного в мире диоксида титана было потреблено предприятиями Европы, 34 % - Америки и 31 % - странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этот период отмечался значительный спрос на титаносодержащее сырье для производства диоксида титана, но при этом цены на это сырье выросли не значительно. По оценкам западных аналитиков, уровень спроса на диоксид титана характеризуется синусоидальной динамикой.

В 2006 г. в мире было выпущено 93,2 тыс. т титановой продукции, из которой 13,879 тыс. т - в Китае, что на 36,9 % больше, чем в 2005 г.

Из выпущенной в Китае титановой продукции 38,6 % использовалось в химической промышленности, 9,7 % - в авиакосмической промышленности, 2,1 % - в судостроении, 2 % - в металлургической промышленности, 2,5 % - в порошковой металлургии, 0,5 % - в фармацевтической промышленности, 4,3 % - в соляной промышленности, 0,6 % - в морских сооружениях, 23,5 % - в спортивной и развлекательной индустрии и 16,2 % - в других отраслях.

По статистическим данным стоимость выпущенного в Китае титанового оборудования в 2006 г. снизилась на 8,6 % по сравнению с предыдущим годом в связи с ростом цен на губчатый титан и на титановую продукцию, что ограничило спрос на оборудование для химической, соляной и металлургической промышленности.

Импорт титановой продукции в Китай в 2006 г. составил 4,682 тыс. т, а экспорт 4,610 тыс. т. По сравнению с 2005 г. китайский импорт титановой продукции снизился на 17,9 %, а экспорт вырос на 83,4 %. Аналитики считают, что титановая промышленность Китая будет быстро развиваться в ближайшие годы, в связи с благоприятной ситуацией на рынке титана и внутри страны и в мире.

В отношении России необходимо сказать, что выпуск титановых концентратов и пигментного диоксида титана, потреблявшихся в СССР до 1991 года, осуществлялся на Украине. Производство титановой губки и металлического титана было в основном сосредоточено в пределах России и составляло более 60 % общемирового производства. Выпуск этих материалов по объему превосходил США, Японию, Францию и Германию вместе взятых.

В постсоветское время Россия, оказавшись наследницей мощной перерабатывающей промышленности, одновременно лишилась

горнодобывающей промышленности, попав тем самым в полную зависимость импортных поставок.

Несмотря на это, выделяемые в качестве активных и перспективно оцененных запасы позволяют нашей стране решить вопрос обеспечения внутренних потребностей. В условиях самоустранения государства от решения вопросов обеспечения отечественной промышленности собственным сырьем и регулирования спроса на продукцию его переработки внутри страны, в случае начала разработки месторождений титана частными предприятиями получаемая ими продукция будет экспортироваться.

По оценкам компании «DuPont Титановые технологии», на сегодняшний день российские предприятия производят 715 тыс. тонн диоксида титана в год. Современные внутренние потребности в ильменитовом концентрате составляют 120-140 тыс. т/год. Но даже эта продукция уже долгое время остается невостребованной на внутреннем рынке и практически вся поступает на экспорт. Предприятия, ориентированные на выпуск пигментного диоксида титана, в России отсутствуют, а потребность в пигменте удовлетворяется полностью за счет импорта.

Крупнейшим производителем титана является Корпорация ВСМПО - АВИСМА, которая глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком изделий из титана. Партнеры корпорации - ведущие мировые авиастроительные компании: Boeing, Airbus, SNECMA, General Electric, Rolls Royce, Pratt&Whitney и др. Всего - более 300 фирм в 48 странах мира.

ВСМПО поставляет на экспорт 70 % своей титановой продукции, 30 % идет на внутренний рынок. Основные российские потребители титана - авиастроительные заводы, а также работающие в кооперации с ними мотостроительные.

Несмотря на тенденцию повышения мирового спроса и производства титанового сырья, вопрос освоения минерально-сырьевой базы титана России остается практически на том же уровне. Ни одно из месторождений, на освоение которых в разное время были выданы лицензии, так и не достигло эксплуатационной стадии. Отсутствие добывающей промышленности титана - это специфическая и исторически сложившаяся проблема.

Такие предприятия как Березниковский ТМК, Чепецкий механический завод, предприятия, выпускающие керамику, плавленые

огнеупоры, сварочные электроды и др. вынуждены экспортировать титановое сырье. При этом постоянно возникают проблемы с поставками ильменитовых и рутиловых концентратов с Украины. Эти виды продукции, несмотря на рост объемов производства, пользуются постоянным спросом на мировом рынке.

В этих условиях приобретают инвестиционную привлекательность дальневосточные месторождения, а именно: Большой Сейим и Куранахское в Амурской области, которая является наиболее перспективной титановой провинцией страны. Первоочередным к разработке намечено детально разведанное Кура-нахское месторождение ильменит-титано-магнетитовых руд с запасами руды 24,7 млн. т. Месторождение будет отрабатываться британской компанией Aricom, являющейся дочерней компанией Peter Hambro Mining plc., которая уже подписала контракт на поставку титаномагнетитового и ильменитового концентратов с еще не разрабатываемого месторождения. Покупателем концентратов выступила China National Gold Corporation. По данным Aricom plc. начать добычу железной и титановой руды планируется в четвертом квартале 2007 года. С месторождения будет поставляться 290 тыс. т/год ильменитового концентрата для производства губчатого титана и пигментного диоксида титана. А также планируется производить около 900 тыс. т/год титаномагнетитового концентрата, содержащего 62 % железа, для экспорта в Китай.

Что касается магнетит-ильменитового месторождения Большой Сейим, его будут совместно разрабатывать компании Aricom и российская «Интеррос». Для реализации этого проекта будет создана холдинговая компания, которой будет принадлежать ООО «Уралмайнинг», владеющее лицензией на разработку месторождения Большой Сейим; 51 % в холдинговой компании получит аффилированная с «Интерросом» компания Timia Trading Ltd., 49 % — Aricom.

Кроме этих двух месторождений, которые уже готовятся к отработке, на Дальнем Востоке имеется ряд титаносодержащих крупных объектов, которые требуют более детального геологического изучения, а также геофизического изучения территории. В сложившихся условиях в мире и России появляется возможность преодоления технологических трудностей в освоении дальневосточного титанового сырья.

1. Ануфриенко А. Диоксид титана: сырьевая база, производство, потребление // Снабженец. - 2006. - № 49, декабрь.

2.. Применение сплавов металлов в технологиях переработки минерального сырья /Авдюков В.И. и др. // VI конгресс обогатителей стран СНГ. - М., 2007. -т.1. - С. 169-170.

3. web-сайт ИАЦ «Минерал»

4. web-сайт: www.vedomosti.ru

5. web-сайт: www.metalinfo.ru

6. web-сайт: www.aricom.ru

7. м?еЬ-сайт: www.titanmet.ru Н5Н=Д

— Коротко об авторах ----------------------------------

Архипова Ю.А. - научный сотрудник, Институт горного дела

ДВО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.