Научная статья на тему 'Смена политической элиты как необходимый фактор экономического развития страны'

Смена политической элиты как необходимый фактор экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3135
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ / THE CHARACTERISTICS OF THE POLITICAL ELITE / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ / THE MECHANISM OF FORMATION OF THE POLITICAL ELITE / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ЗАКРЫТОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ / THE CLOSENESS OF THE POLITICAL ELITE / НЕОБХОДИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ / СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ / FREE ELECTIONS / ЭКОНОМИКА / ECONOM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев Александр Александрович

В статье представлены характеристика и особенности формирования современной российской политической элиты. Основное внимание концентрируется на наиболее значимых существующих проблемах в исследуемой теме закрытости и консервации политической элиты. Автор проводит важную параллель зависимости экономики от политики и делает вывод отсутствие ротации политической элиты создает опасность стагнации экономики страны. Подробно анализируется необходимость обновления политической элиты новым поколением политиков, используя механизм свободных выборов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING OF POLITICAL ELITE AS A NECESSARY FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

The article explores the status of modern Russian political elite. It presents the characteristics and peculiarities of the formation of the modern Russian political elite. For Russia characterized by the growing role of the elite in the political system, the main attention is focused on the most important existing problems closeness and preservation of the political elite. The author draws an important parallel of dependence of the economy from politics and makes a conclusion lack of rotation of the political elite poses a threat of stagnation to the economy. Examines the necessity of renewing the political elite with a new generation of politicians, using the mechanism of free elections

Текст научной работы на тему «Смена политической элиты как необходимый фактор экономического развития страны»

■ ■ ■ СМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Автор: ТИМОФЕЕВ А.А.

ТИМОФЕЕВ Александр Александрович - соискатель ученой степени кандидата политических наук Института социально-политических исследований РАН. Адрес: 119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д.6, к.1. Е-mail : 4111030@mail.ru

Аннотация. В статье представлены характеристика и особенности формирования современной российской политической элиты. Основное внимание концентрируется на наиболее значимых существующих проблемах в исследуемой теме - закрытости и консервации политической элиты. Автор проводит важную параллель зависимости экономики от политики и делает вывод - отсутствие ротации политической элиты создает опасность стагнации экономики страны. Подробно анализируется необходимость обновления политической элиты новым поколением политиков, используя механизм свободных выборов. DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-6-140-153

Ключевые слова: политическая элита, характеристика политической элиты, механизм формирования политической элиты, демократия, закрытость политической элиты, необходимость обновления ,свободные выборы, экономика

Каждое утро газель просыпается с мыслью о том, что если она не сможет убежать ото льва, то станет чьим-то завтраком. А каждое утро лев просыпается с мыслью о том, что если не сможет догнать самую медленную газель, останется голодным. Газель вы или лев, проснувшись утром, вам лучше бежать.

(Африканская пословица)

Согласно результатам исследования Института социологии РАН, модель российской демократии носит элитистский характер [1]. Следовательно, в современных условиях важно и актуально всестороннее и системное исследование политической элиты России. В системе изучения политических элит вопрос об особенностях формирования политической элиты является ключевым. Социальная представительность и качественный состав политической элиты во многом зависят от механизма формирования (рекрутирования) политической элиты.

Механизм рекрутирования политической элиты - это принципы выдвижения в ее состав новобранцев, которые неизбежно разнятся в зависимости от общественного строя и исторической эпохи. К таким принципам можно отнести кровное родство, наследование, владение собственностью, личную преданность, старшинство или выслугу лет и протекционизм [2].

Прежде всего, нужно проиллюстрировать, как применяются на практике системы рекрутирования политической элиты в России. Эффективность данной системы обеспечивается такими факторами, как широта ее социальной базы, круга лиц, осуществляющих отбор элиты и механизм отбора кадров.

Можно выделить наиболее распространенные системы формирования политической элиты:

1. Антрепренерская (предпринимательская) система - отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества с учетом его личностных качеств и способности нравится людям. Данная система характеризуется демократизмом, открытостью, ограниченным числом фильтров. Изобретательность, остроумие, активность являются главными критериями при отборе на руководящие посты.

2. Система гильдии - она предполагает медленное, постепенное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партий с учетом множества требований: уровня образования, партийного стажа, опыта работы с людьми. Система гильдий закрыта и ориентирована на узкий круг руководящих работников. Склонность к воспроизводству одного типа руководителей вызвана отсутствием конкуренции. Это обрекает элиту на постепенное вымирание или превращение в замкнутую касту. Однако предсказуемость в политике снижает возможность раскола внутри элиты, что является преимуществом данной системы.

3. Номенклатурная система - она основана на исключительно государственной собственности, директивном планировании, административном управлении. Ее чертами является всевластие, предельная замкнутость, корпоративная солидарность, закрытая система привилегий и строгая иерархия. Эта система близка к элите закрытого типа. Назначение руководителей практически любого уровня происходило с согласия соответствующих партийных органов, и кандидат последовательно продвигался по служебной лестнице. Такая система исключает конфликты внутри элиты и обеспечивает преемственность политического курса [3].

Механизм формирования политической элиты в России представляет собой симбиоз систем рекрутирования, где все больше схожих черт с советской номенклатурой, но с определенной спецификой (адаптирование под себя демократических институтов).

Специфической чертой российской действительности является неопределенность критериев, по которым происходит отбор в высшие социальные слои. Как показывает история последних двадцати лет, нельзя выделить набор специфических компетенций или качеств, которые определяют успешность инкорпорации в ту или иную элитную группу. Нет и такого образования, получив которое, кандидат может рассчитывать на гарантированное вхождение в элиту. Связи и случай тут решают больше, чем интеллект, знания и умения. Можно считать, что элита сама выбирает кандидатов для инкорпорации. Исключение составляют выборы, которые, хотя бы теоретически, являются входной дверью для всех желающих.

Рассматривая недалекое прошлое, очевидно, что во время ельцинского периода были разрушены советские механизмы рекрутинга, а новые не возникли. В 1990-е годы это сводилось к следующему: поедем на дачу к Б. Ельцину, будем всю ночь пить, сидеть и вспоминать, с кем мы учились, а кто просто хороший парень. То есть процесс был совершенно случайный: кого-то припомнили - он получил назначение [4].

На сегодняшний день ситуация практически не изменилась, так за-всектором социологии власти и гражданского общества Института социологии РАН А. Дука отмечает, что никакой продуманной и внятной схемы рекрутирования людей в российскую политическую элиту не существует [5]. Причем это касается и среднего управленца [6]. Дефицит ярких незаурядных личностей в Государственной Думе ФС РФ - это наиболее наглядное свидетельство того, что каналы рекрутирования новых людей в сферу обслуживания и принятия государственных решений имеют предельно слабую пропускную способность. Между тем, парламент всегда был площадкой для неординарных политиков, смелых и хариз-матичных ораторов.

Соответственно, такая же ситуация и с движением по карьерной лестнице на государственной службе.

Единой системы продвижения наиболее толковых и ярких людей наверх нет, социальный лифт в российской политике почти всегда персональный, на «ручном управлении».

В целом, современная политическая элита формируется из представителей узкого привилегированного слоя и воспроизводится на своей собственной основе. Обновление ее состава происходит за счет неформальных каналов формирования - через родственников, знакомых, земляков, сослуживцев. Таким образом, в России отсутствуют открытые механизмы формирования политической элиты.

Можно констатировать и то, что сегодня в Российской Федерации полноценной системы обновления политической элиты не существует. Особенно это касается высшего эшелона, где ротация носит характер не регулярный, а ситуативный: освободилось место - ищут замену.

При этом причины назначения человека очень часто непонятны и завуалированы, раскладываются внутриэлитные «пасьянсы», кто-то кого-то в чьих-то интересах лоббирует.

В связи с этим, образовалась замкнутость российской политической элиты, ее необновляемость. Высшие политические чиновники уже на протяжении 20 лет плавно перетекают с одной должности на другую.

Высокая эффективность системы рекрутирования обеспечивается такими факторами, как широта ее социальной базы, круга лиц, осуществляющих отбор элиты, процедуры, механизма отбора. Проблема формирования элиты, из-за ее закрытости особенно актуальна в настоящее время.

Закрытая элита, формируется из представителей узкого привилегированного слоя, воспроизводится на своей основе. Российская элита имеет все признаки закрытости. История и политическая практика России говорит о том, что для нее характерна традиционная закрытая модель рекрутирования, допускающая только временную открытость в периоды социальных катаклизмов [7].

На сегодняшний день социальная закрытость политических элит России стала доминирующей тенденцией, препятствующей осуществлению социально-политических перемен в стране [8]."Формирование элиты у нас носит закрытый характер", "элита довольно замкнутая каста" [9]. Как отмечает И.Хакамада "сейчас независимым политикам вообще нет места" [10]. Как результат - "нулевые годы не дали новых политиков, это мертвая зона..." [ 11].

По основным характеристикам, российская политическая элита все больше становится похожей на советскую номенклатуру. Она адаптировала под себя демократические институты и порядки, превратилась в новый класс чиновников и собственников, который продолжает оказывать огромное влияние на государственную политику.

Таким образом, можно отметить реставраторские тенденции трансформации политической элиты. Произошел "реванш номенклатуры, застой и коррупция" [12].

Интересно мнение Л. Гудкова - силовые структуры, оставшиеся от советского режима, сегодня сами являются держателями власти. Избавившись от контролирующих партийных органов и подчинив парламент исполнительной власти, они получили неограниченные возможности для обеспечения своих частных, кланово-групповых интересов [13].

Между тем, как отмечает Е.Гайдар, «вся история Советского Союза -наглядное свидетельство того, какую цену приходится платить за устранение оппозиции и инакомыслия. Речь идет не только о потере человеческих ресурсов, но и о том, что при отсутствии эффективных демократических механизмов с течением времени в социально-политической и экономической структуре возникают склеротические элементы, исчезает гибкость, способность к адаптации» [14].

В качестве доказательств он приводит целый ряд красноречивых примеров из советского прошлого: в 1953 году по письму Берии правительство СССР приостанавливает финансирование длинного перечня крупномасштабных инвестиционных проектов, на которые уже были затрачены крупные средства (начатых по указанию И. Сталина) и не имеющих какого бы то не было экономического обоснования. Приемники Н. Хрущева будут долго смеяться над его кампаниями, направленными на то, чтобы догнать США за несколько лет по производству мяса и в массовых масштабах насадить кукурузу в СССР. Но все это происходило после того, как инициаторы этих проектов уходили или были устранены от власти. До этого обсуждение, полемика были невозможны. Это одна из форм платы общества за выбор социалистической модели устройства.

Следует отметить, что отсутствие горизонтальной (через другие ветви власти) и вертикальной (через независимые СМИ и общественные организации) подотчетности исполнительной власти блокирует возможность стратегического развития страны. И единственное, на что способна власть в такой композиции, — воспроизводство самой себя и удержание статус-кво.

Очевидно, что без создания конкурентного и прозрачного механизма формирования и функционирования политической элиты не будет реальной политики, партийной системы, развитых институтов гражданского общества, а без этого невозможно на сегодняшний день представить стабильное экономическое развитие страны.Россия потеряет конкурентоспособность.

Замкнутость политической элиты также несет в себе риски социальных взрывов. Люди чувствуют себя отчужденными от власти, если понимают, что система такова, что тебе ничего не светит, каким бы талантливым ты ни был, растет напряженность и риск социальных взрывов.

«Социальные лифты необходимы, они являются неотъемлемым условием и политической соревновательности, и легитимности». Есть ощущение усталости, старения власти, ее осень, президент устал, устало и окружение [15]. Российские элиты много лет живут и старятся вместе с президентом. Риторику стариков вынуждена перенимать молодежь.

Заслуживает внимание мнение декана экономического факультета МГУ Александра Аузана - «начинает пахнуть застоем. Застой же имеет запах - я уже второй раз в жизни этот запах чувствую в стране» [16].

Именно, закрытие венецианской элиты от притока свежей крови, путем принятия в 1286 году нового регламента выборов в Большой Совет города, известного как «Закрытие» (La Serrata) стало началом конца Венеции и один из богатейших городов мира своего времени с передовыми экономическими институтами, такими как комменда (commenda) - зачаточный тип акционерного общества и политическими институтами - ежегодные выборы в Большой совет города, превратилась из лидера эко-

номики в музей. «Венецианцы, которые когда-то открывали новые торговые пути и развивали передовые экономические институты, сегодня пекут пиццу, делают мороженое и выдувают поделки из разноцветного стекла на потребу ордам иностранных туристов» [17].

По убеждению Г. Павловского актуальным становится вопрос поэтапной смены правящей элиты, так как "эта сделала все, что могла и это уже глубоко уставшие люди вчерашнего дня" [18].

Национальная элита формулирует, транслирует, объясняет, мотивирует, побуждает и организовывает. И что мы видим и слышим сейчас в этой риторике "стариков" - "стабильность, стабильность, стабильность.". Экономический рост 2000-х замедлился, потом остановился, а затем и вовсе ушел в минус. Страна отбросила даже само слово модернизация. Сегодня у страны одна цель - 1% рост (который связывают в основном с ростом нефтяных котировок) и возможный возврат к уровню жизни 2012 года в 2018 году. И это все на фоне роста экономик ведущих стран, которые и так кратно превосходят российскую и гораздо более диверсифицированы, даже экономики стран Персидского залива уже менее зависят от цены на нефть и имеют больший запас прочности, чем российская. И только смена поколения элит способно обеспечить экономический рост страны [19].

Необходимо также прекратить целенаправленный негативный отбор политических фигур, реанимировать открытые площадки для дебатов, особенно выборы. Глеб Павловский делает прогноз, что 2017 г. - станет годом реанимации политики.

Отрицательная политическая селекция, когда в основе назначения на должность первостепенным фактором является не профессионализм, а лояльность[20, 21] очень опасное явление.

Так, А. Амальрик был одним из немногих, кто точно предсказал не только неизбежность крушения советского режима, но и его время. Основанием его выводов было точное представление о негативном отборе кадров в рамках социалистической системы, когда приоритет при выдвижении на руководящие должности отдавался лояльности начальству [22].

Несколько десятилетий назад занялись одомашниванием лис. Для размножения отбирались только те особи, которые обладали смирным характером. К размножению не допускались особи с нежелательными чертами характера. Так вывели домашних лис. Все они оказались очень дружелюбны к людям и неагрессивны. По характеру и поведению эти лисы ничем не отличались от собак. Они перестали быть лисами, они стали собаками. Позже обнаружили, что такие лисы не обладают выраженной индивидуальностью и менее сообразительны - это были очень удобные для людей звери, но они лишились своей дикой природной красоты, грации и силы. «Вычистив» из лис те качества, которые не нрави-

лись, вместе с ними потеряли и то, что делало этих животных непохожими на других... [23].

Здесь выход только один - резкое обновление и омоложение политической элиты, и запуск социальных лифтов, так как прежние группы выработались, коррумпировались и тянут назад или к топтанию на месте [24].

Перемены - естественный двигатель истории, они придают ему заряд энергии, открывают путь наверх пассионарным личностям, они приводят к смене поколений, задающих тон общественному развитию в каждой конкретной стране [25]. Следует помнить, элиты эффективно защищаются от нововведений, если это угрожает их собственной власти. А технологические инновации приносят человеческому обществу процветание и в тоже самое время они ведут к замене старого новым, в том числе это касается и политических элит.

Боязнь созидательных разрушений вот главная причина отсутствия устойчивого экономического роста. То, что элиты от созидательного разрушения теряют гораздо больше, «означает не только то, что они не будут вводить инновации, но и то, что они всеми силами будут сопротивляться таким инновациям» [17]. Для внедрения наиболее радикальных технологий общество нуждается в новых людях с новыми идеями и эти люди неизбежно несут созидательное разрушение и им очень часто на протяжении истории противостоит политическая и экономическая элита страны.

С точки зрения политической элиты нет никакой необходимости вводить более полезные для благосостояния граждан или экономического роста институты, если действующие гораздо лучше служат интересам самой политической элиты. К примеру, ее несменяемости и как следствие монетизации своей должности посредством ввода барьеров для новых игроков в том или ином бизнесе, проведение непрозрачных аукционов и так далее. Экономические барьеры являются следствием барьеров политических. Все это негативно влияет на экономику страны и жизнь граждан, но позитивно отражается на благосостоянии самих представителей политической элиты.

Особенную значимость приобретает качество человеческого капитала в политической элите, в частности, вливание, циркуляция креативных людей в политическую элиту. Для объективной трактовки процессов социальной динамики Вильфредо Парето и сформулировал теорию «циркуляции элит».

Генезис элиты связан с появлением внутри общества пассионарной группы, которая первоначально не имеет власти, не допускается к ней существующей правящей элитой, хотя и стремится к власти. Она является базовой основой новой элитной группы, выступающей в рамках старой политической системы в качестве контрэлиты. Важно, что сохранение равновесия любой социальной системы постоянно требует смены одной элиты на другую.

Четыре взаимосвязанных переменных определяют развитие общества: интересы, «остатки», «производные» и социальная гетерогенность, под которой Парето понимает соперничество элит и борьбу масс с элитой. Революции, по его анализу, «происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты.в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые не обладают остатками, необходимыми для удержания власти, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих остатками, необходимы ми для выполнения функции управления» [26] .

Равновесие общества определяется гармонией «остатков» первого и второго класса в элите.

Только реально конкурентные выборы способны вплеснуть в жизнь новых амбициозных пассионарных людей, которые смогут двигать страну дальше. Толкать ее по пути развития, чтобы страна окончательно не погрузилась в летаргический сон, из которого она может и не проснуться. Это связано с тем, что сегодня скоростное развитие технологий стремительно меняет общество, бизнес и жизнь каждого человека. И если Россия, по мнению, Г.Грефа на сегодняшний день превратилась в страну-дауншифтера и не сможет «быстро бежать в сторону изменений», то ее ждет «технологическое порабощение» [27].

Мировое неравенство резко выросло после английской промышленной революции. Часть стран переняла инновации, и они начали быстро вырываться в лидеры мирового экономического и политического порядка, другая часть не восприняла новшества и именно реакция стран на беспрецедентную волну новых технологий определила их дальнейшую судьбу — прозябание и бедность, либо доминирование и экономическое процветание. Представляется, что сейчас происходит схожий этап в мировой истории - резкое развитие интернета, новых информационных технологий, которые выступают драйверами экономического роста во многих развитых и быстро развивающихся странах. И в ближайшем будущем (процессы развиваются гораздо быстрее, чем в 18-19 веке) произойдет еще более резкое разделение стран на богатые и процветающие и бедные, стагнирующие. И именно отношение государства к новым технологиям, способность создать максимально комфортные условия для креативных людей определит их будущее.

Качество человеческого капитала будет определять, если уже не определяет все. Необходимо понимание того факта, что сегодня люди, человеческий капитал являются главным ресурсом страны. Между тем, страна лишается штучных людей. Как отмечает руководитель сектора социальной мобильности Института социологии РАН Михаил Черныш в этом есть особенность нынешней российской ситуации — уезжают специалисты с высокой квалификацией, которые легко находят себе применение в других странах, а приезжают мигранты из Средней Азии с

низкой квалификацией [28]. Все это неизбежно ведет к деградации человеческого капитала, и как следствие к деградации страны, выпадение ее из инновационной мировой гонки и превращение ее в отсталую, бесперспективную.

В стране еще бытует популярный миф, что возможна авторитарная модернизация, этот подход опирается на «истории успеха» авторитарных реформ - от Южной Кореи 1960-1980-х гг. до Чили при Пиночете. Но, во-первых, данные «истории успеха» крайне редки, и, как отмечает Дани Родрик, на одного успешного реформатора вроде Ли Куан Ю приходится множество клептократов наподобие Мобуту в Конго, доводящих свои страны до полного упадка [29]. Как справедливо отмечают авторы, рассчитывать на успешную реализацию курса реформ в рамках электорального авторитаризма, опирающегося на бюрократию, нет никаких оснований. Неотразимый шарм авторитарного роста - дефектен. «...Россия и некоторые другие авторитарные режимы, переживающие в настоящий момент определенный экономический рост, через некоторое время упрутся в потолок этого роста и не преодолеют его, пока не трансформируют свои политические институты в более инклюзивном направлении.» [17, с.159].

Отсутствие конкурентных политических институтов неминуемо ведет к экономическому спаду. А в случае отсутствия политической конкуренции - не может быть в стране и успешной конкурентной экономики.

Между экономическими и политическими институтами существует сильная синергия. Экстрактивные (то есть направленные на то, чтобы выжать максимальный доход из эксплуатации одной части общества и направить его на обогащение другой) политические институты концентрируют власть в руках политической элиты, она же в свою очередь конструирует экстрактивные экономические институты, которые не накладывают ограничений на саму элиту и препятствуют появлению новых игроков и, соответственно, позволяют ей присваивать максимально возможный при данных исторических обстоятельствах доход, к примеру, от природной ренты. Инклюзивные политические институты, распределяя власть среди широкого круга лиц, будут неизбежно разрушать такие экономические институты, которые создают барьеры для входа новых игроков на рынок и таким образом ограничивают круг бенефициаров рыночной экономики узким кругом политической элиты страны и приближенных к ней персон.

Великобритания стала одной из ведущих держав в мире потому, что в 1688 году в ней произошла революция, которая изменила политический строй страны и как следствие и экономику государства. Революция ограничила власть короля и передала парламенту часть его полномочий для формирования новых экономических институтов, которые стимулировали инвестиции, инновации, внутреннюю и международную

торговлю, защищали право собственности граждан, в том числе на изобретения, развивали инфраструктуру страны, особенно систему дорог Политические права граждан были использованы ими для того, чтобы расширить свои экономические возможности.

Следует отметить, что политическая революция не всегда приносит изменения к лучшему, российская история лучший тому пример.

Изменение политического режима — вот где ключ к выходу из бедности и, в конечном итоге, ключ к процветанию страны. Свободные выборы в 90-ые годы привели во власть целую плеяду талантливых, креативных людей; были и негодные губернаторы, но не так уж и часто ошибался народ. А если где и ошибался, то надо дать народу право учиться на ошибках [30].

Иного выхода нет - без пассионарных людей нового поколения в политической элите не будет изменений - без изменений Россия безнадежно отстанет в своем экономическом развитии и будет технологически порабощена.

Время сна ушло безвозвратно.

Список литературы:

1. Кононенко В.А. Состояние современной российской политической элиты. - Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 205.

2. Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии. - Полис. Политические исследования. 2000. № 3. С. 100.

3. ПинчукС.Д. Личность и политика: учебное пособие. Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-т. 2004. 86 с.

4. Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М., 2005., 384 с.

5. Дука А.В. 2013. Политически гибкие и морально всеядные. Огонек. 2013. № 24 (5284). С.16-17.

6. БелузаА. 2008. Госслужба по призыву.- Известия. С.15. Доступ: http://izvestia. ru/news/339871 (проверено 28.10.2016).

7. Пляйс Я.А. Демократия. Власть. Элиты: Демократия vs элитократия . М., 2010. 216 с.

8. Пономарева Е.Г. Современная Россия: политические отношения и политические институты. М., 2006, 302 с.

9. ПонаринЭ.Д. 2013. От демократов до автократов. - Московские новости. Приложение "Большая политика". 2013. №135. С. В 8.

10. Хакамада И.М. Роль политических партий - озвучивать и разъяснять решения исполнительной власти. - Коммерсант. 2014. № 171. С.4.

11. Перцев А. 2014. Прошлые не прошли. - Коммерсант. № 149. С.3.

12. ОрешкинД.Б. Гибридный реванш. - The New Time / Новое время. 2015. № 19. С.42-43.

13. Волков Д. Настроения российских элит после крыма.Доступ: http://glavpost. com/post/11nov2015/Conflicts/63295-denis-volkov-nastroeniya-rossiyskih-elit-posle-kryma.html (проверено 26.10.2016)

14. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Изд-во АСТ : CORPUS, 2015. 736 с.

15. Миронов Н.. Власть устала, но не уходит. - Московский комсомолец. 2015. № 26998. С. 3.

16. АузанА.А. В России начинается когнитивный диссонанс.- Ведомости. 2016. № 4092. Доступ: http://www.vedomosti.ru/economics/characters/2016/06/08/644671-rossii-nachinaetsya-kognitivnii-dissonans (проверено 27.10.2016).

17. Аджемоглу Д., Робинсон А.Д. 2015. Почему одни страны богатые ,а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М.: Изд-во АСТ, 720 с.

18. ПавловскийГ.О. 2016. 2016 год будет переходным к новому состоянию страны. - Московский комсомолец. № 27066 . С.6.

19. ТравинД.Я. 2016. История чудес. - Ведомости. № 3993. С.6.

20. «Место человека в российской власти определяется не его достижениями, а лояльностью к вышестоящей власти и назначением сверху» .2012. Номенклатура и элита.Россия-2020: сценарий развития.( под редакцией М.Липман и Н.Петрова). Московский центр Карнеги.- М.:Изд-во РОССПЭН. 485с

21. Аналитический центр Юрия Левады Левада центр.2015.Аналитика. Настроения российских элит после Крыма. Доступ : http://www.levada.ru/2015/11/11/ nastroeniya-rossijskih-elit-posle-kryma/ ( проверено 28.10.2016)

22. Амальрик А.А. 1980. Will the Soviet Union Survive Until 1984? . London. Harper Collins.

23. Лапин А. Трактат о любви. Доступ : http://www.liveinternet.ru/users/846849/ post10263482/ ( проверено 28.10.2016)

24. Караганов С.А. Стратегия XXI: Стратегия просвещенного консерватизма. 2014. - Ведомости. № 3539. С.7.

25. Иноземцев В.Л. 2014. Общество любителей консервации. Когда мы успели постареть? - Московский комсомолец. № 26476. С. 3. Доступ : http://www. mk.ru/specprojects/free-theme/article/2014/03/13/998136-obschestvo-lyubiteley-konservatsii.html ( проверено 27.10.2016).

26. Антология мировой политической мысли. Том 2 - Зарубежная политическая мысль : XX век. (Отв. ред.: Алексеева Т.А., Ред.-сост.: Ашин Г.К., Морозова Е.Г). 1997. М.: Мысль, 830 с.

27. Греф Г. Выступление на сессии «Будущее невозможного» Гайдаровского форума в РАНХиГС.- Официальный сайт РИА-Новости.15 января 2016г. Доступ : http:// ria.ru/economy/20160115/1360222849.html#ixzz4BdGdZz9H ( проверено 27.10.2016).

28. ЧернышМ. Страна лишается штучных людей.- Московские новости, Приложение «Большая политика». 2013. № 143 (582). Доступ: http://www.mn.ru/society/ sociology/87853 ( проверено 17.10.2016).

29. Гельман В., Стародубцев А. Стратегия: Неудачные реформы. - Ведомости. 2014. № 3743. С.6. Доступ: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/12/23/ neudachnye-reformy. ( проверено 29.10.2016)

30. Ясин Е.Г. Нынешний элите возврат к авторитаризму невыгоден. - Московские новости. 2012. № 299.Доступ: http://www.mn.ru/friday/82050 (проверено 28.10.2016).

■ ■ ■ CHANGING OF POLITICAL ELITE AS A NECESSARY FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Author: TIMOFEEV A.A.

TIMOFEEV Aleksandr Aleksandrovich, the competitor for a scientific degree of candidate of political Sciences, the Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address: Ul. Fotievoi, d.6, k.1,Moskow, Russian Federation,119333. E-mail: 4111030@mail.ru

Abstract

The article explores the status of modern Russian political elite. It presents the characteristics and peculiarities of the formation of the modern Russian political elite. For Russia characterized by the growing role of the elite in the political system, the main attention is focused on the most important existing problems -closeness and preservation of the political elite. The author draws an important parallel of dependence of the economy from politics and makes a conclusion -lack of rotation of the political elite poses a threat of stagnation to the economy. Examines the necessity of renewing the political elite with a new generation of politicians, using the mechanism of free elections.

Key words; the political elite, the characteristics of the political elite, the mechanism of formation of the political elite, democracy, the closeness of the political elite, free elections, the economy

References

1. Kononenko V.A. 2013. Sostojanie sovremennoj rossijskoj politicheskoj jelity. -Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. № 4. S. 205. [Kononenko V. A. 2013. The state of contemporary Russian political elite. - Humanitarian, socio-economic and social Sciences. No. 4. P. 205].

2. Gaman-Golutvina O.V. 2000. Opredelenie osnovnyh ponjatij jelitologii. - Polis. Politicheskie issledovanija. № 3. S. 100. [Gaman-Golutvina O. V. 2000. The definition of the basic concepts of lithologie. - Polis. Political studies. No. 3. p. 100].

3.PinchukS.D. 2004. Lichnost' i politika: uchebnoe posobie. Vladivostok: Izd-vo Mor. gos. un-t. 86 s. [Pinchuk, S. D. 2004. Personality and politics: textbook. Vladivostok: publishing house of Moore.state. Univ. of Illinois 86 p].

4. Kryshtanovskaja O.V. 2005. Anatomija rossijskoj jelity. M.: Zaharov, 384 s. [Kryshtanovskaia, O. V. 2005. Anatomy of the Russian elite. M.: Zakharov, 384 p].

5. DukaA.V. 2013. Politicheski gibkie i moral'no vsejadnye .- Ogonek. -№ 24 (5284). S.16-17. Dostup: http://www.kommersant.ru/doc/2211335 (provereno 28.10.2016). [Duka A.V. 2013. Politically and morally flexible omnivores .- Light. - No. 24 (5284). P. 16-17. Access: http://www.kommersant.ru/doc/2211335 (tested 28.10.2016) ].

6. BeluzaA. 2008. Gossluzhba po prizyvu.- Izvestiya. S.15. Dostup: http://izvestia.ru/ news/339871 (provereno 28.10.2016). [Belusa A. 2008. The state service for the call.-Izvestiya. S. 15. Access: http://izvestia.ru/news/339871 (tested 28.10.2016) ].

kommyhmkoflornq - communicology

7. Pljajs Ja.A. 2010. Demokratija. Vlast'. Jelity: Demokratija vs jelitokratija . M.:Izd-vo ROSSPJeN, 216 s. [ Pleis, J. A. 2010. Democracy. Power. Elites: Democracy vs elitokratiya. M.:Publishing house ROSSPEN, 216 p.].

8. Ponomareva E.G. 2006. Sovremennaja Rossija: politicheskie otnoshenija i politicheskie instituty. M.:MGIMO-Universitet , 302 s.

[Ponomareva E. G. 2006. Modern Russia: political relations and political institutions. M.:MGIMO-University , 302 p].

9. Ponarin E.D. 2013. Ot demokratov do avtokratov. - Moskovskie novosti. Prilozhenie "Bol'shaja politika" №135. S. V8. [ Ponarin E. D. 2013. From Democrats to autocrats. - The Moscow news. The application of "Big politics" No. 135. P. B8].

10. Hakamada I.M. 2014. Rol' politicheskih partij - ozvuchivat' i raz#jasnjat' reshenija ispolnitel'noj vlasti. - Kommersant. № 171. S.4.

[Khakamada I. M. 2014. The role of political parties is to articulate and clarify Executive decisions. - Kommersant. No. 171. P.4].

11.PertsevA. 2014. Proshlye ne proshli. - Kommersant. № 149. S.3.

[Pertsev A. 2014. The past has not passed. - Kommersant. No. 149. P.3].

12.Oreshkin D.B. 2015. Gibridnyj revansh. - The New Time / Novoye vremya. № 19. S.42-43. [Oreshkin D. B. 2015. Hybrid revenge. - The New Time. No. 19. P. 42-43].

13.Volkov D. Nastroenija rossijskih jelit posle kryma.Dostup: http://glavpost.com/ post/11nov2015/Conflicts/63295-denis-volkov-nastroeniya-rossiyskih-elit-posle-kryma. html (provereno 26.10.2016) [ Volkov D. the Mood of the Russian elite after the Crimea. Access: http://glavpost.com/post/11nov2015/Conflicts/63295-denis-volkov-nastroeniya-rossiyskih-elit-posle-kryma.html (tested 26.10.2016)].

14.GaidarE.T. 2015. Dolgoe vremja. Rossija v mire: ocherki jekonomicheskoj istorii. M.: Izd-vo AST : CORPUS, 736 s. [Yegor Gaidar 2015. A long time. Russia in the world: essays of economic history. Moscow, 736 p.].

15. MironovN. 2015. Vlast' ustala, no ne uhodit. - Moskovskij komsomolec. № 26998. S. 3. [Mironov N. 2015. Power tired but not out. - Moskovsky Komsomolets. No. 26998. P.3].

16.Auzan A.A. 2016. V Rossii nachinaetsja kognitivnyj dissonans.- Vedomosti. №4092. Dostup: http://www.vedomosti.ru/economics/characters/2016/06/08/644671-rossii-nachinaetsya-kognitivnii-dissonans (provereno 27.10.2016). [Auzan A.A. 2016. In cognitive dissonance. Vedomosti. No. 4092. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/ characters/2016/06/08/644671-rossii-nachinaetsya-kognitivnii-dissonans (tested 27.10.2016)].

17. Adzhemoglu D., Robinson A.D. 2015. Pochemu odni strany bogatye ,a drugie bednye. Proishozhdenie vlasti, procvetanija i nishhety. M.: Izd-vo AST, 720 s. [Agemoglu, D., Robinson, A. D. 2015. Why are some countries rich and others poor. The origins of power, prosperity and poverty. Moscow, 720 p.].

18.Pavlovskij G.O. 2016 god budet perehodnym k novomu sostojaniju strany. -Moskovskiy komsomolets. № 27066. S.6. [G. O. Pavlovsky. 2016 will be a transition to a new state of the country. - Moskovsky Komsomolets. No. 27066. P.6].

19.TravinD.Y. 2016. Istorija chudes. - Vedomosti. № 3993. S.6 [Travin D.Y 2016. The history of miracles. - Vedomosti. No. 3993. P.6 ].

20. «Mesto cheloveka v rossijskoj vlasti opredeljaetsja ne ego dostizhenijami, a lojal'nost'ju k vyshestojashhej vlasti i naznacheniem sverhu» .2012. Nomenklatura i jelita. Rossija-2020: scenarij razvitija. (pod redakciey M.Lipman i N.Petrova). Moskovskij centr Karnegi.- M.:Izd-vo ROSSPJeN. 485s

["The place of man in the Russian government is not determined by his accomplishments and loyalty to a higher authority and appointment from above."2012. Item and the elite.

Russia-2020: scenarios of developments edited by M. Lipman and N. Petrova). Carnegie Moscow centre. M.:Publishing house ROSSPEN. 485 p].

21.Analiticheskij centr Yuriya Levady. Levada Centr. 2015. Analitika. Nastroeniya rossijskih elit posle Kryma. Dostup : http://www.levada.ru/2015/11/11/nastroeniya-rossijskih-elit-posle-kryma/.

22.Amal'rikA.A. 1980. Will the Soviet Union Survive Until 1984? London. Harper Collins.

23. Lapin A. Traktat o lyubvi. Dostup : http://www.liveinternet.ru/users/846849/ post10263482/ ( provereno 28.10.2016)

24.KaraganovS.A. Strategija XXI: Strategija prosveshhennogo konservatizma. 2014. -Vedomosti. № 3539. S.7. [Karaganov, S. A., Strategy XXI: the Strategy of enlightened conservatism. 2014. - Vedomosti. No. 3539. P.7].

25.InozemcevV.L. 2014. Obshhestvo ljubitelej konservacii. Kogda my uspeli postaret'? -Moskovskij komsomolec. № 26476. S. 3. Dostup : http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2014/03/13/998136-obschestvo-lyubiteley-konservatsii.html ( provereno 27.10.2016). [Inozemtsev V. L. 2014. The society of lovers of conservation. When did we get old? - Moskovsky Komsomolets. No. 26476. P. 3. Access : http://www.mk.ru/specprojects/ free-theme/article/2014/03/13/998136-obschestvo-lyubiteley-konservatsii.html.].

26.Antologija mirovoj politicheskoj mysli. Tom 2 - Zarubezhnaja politicheskaja mysl': XX vek. (Otv. red.: Alekseeva T.A., Red.-sost.: Ashin G.K., Morozova E.G). 1997. M.: Mysl', 830 s. [Anthology of world political thought. Volume 2 - Foreign political thought : the twentieth century. (Resp. edit: Alekseeva T. A., Ed.-comp.: Ashin G. K., Morozova E. G). 1997. M.: Thought, 830 p]

27.Gref G. Vystuplenie na sessii "Budushhee nevozmozhnogo" Gajdarovskogo foruma v RANHiGS.- Oficial'nyj sajt RIA-Novosti.15 janvarja 2016g. Dostup : http://ria. ru/economy/20160115/1360222849.html#ixzz4BdGdZz9H (provereno 27.10.2016). [Gref G. Speech at the session "the Future of the impossible" of the Gaidar forum at Ranepa.- Official site of RIA-Novosti.January 15, 2016. Access : http://ria.ru/ economy/20160115/1360222849.html#ixzz4BdGdZz9H].

28.Chernysh M. 2013. Strana lishaetsja shtuchnyh ljudej.- Moskovskie novosti, Prilozhenie «Bol'shaja politika» № 143 (582). Dostup :http://www.mn.ru/society/ sociology/87853 ( provereno 17.10.2016). [ Chernysh, M. 2013. The country loses a piece. Moscow news, the App "Big politics" No. 143 (582). Access :http://www.mn.ru/society/ sociology/87853 ( tested 17.10.2016) ].

29. Gel'man V., StarodubtsevA. 2014. Strategija: Neudachnye reformy. - Vedomosti. № 3743. S.6. Dostup: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/12/23/ neudachnye-reformy. ( provereno 29.10.2016) [Gelman V., Starodubtsev A. 2014. Strategy: a Failed reform. Vedomosti No. 3743. P. 6. Access: http://www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2014/12/23/neudachnye-reformy].

30.YasinE.G. 2012. Nyneshnij jelite vozvrat k avtoritarizmu nevygoden. - Moskovskie novosti. № 299.Dostup: http://www.mn.ru/friday/82050 (provereno 28.10.2016). [Yasin E.G. 2012. For the contemporary elite a return to authoritarianism is not profitable. -Moscow news, no. 299. URL: http://www.mn.ru/friday/82050].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.