Научная статья на тему 'Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России'

Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
706
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / АБИТУРИЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / PATRIOTISM / MOTHERLAND / FATHERLAND / APPLICANT / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коляго Пётр Владимирович

В статье рассматриваются вопросы создания условий, способствующих формированию у российской молодежи, в том числе у курсантов, поступающих в образовательные организации МВД России, патриотических чувств и готовности к самоотверженному служению Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service to the Fatherland and patriotism in the system of values of applicants entering the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

The article discusses the questions of creation of conditions conducive to the formation of Russian youth, including cadets, entering the educational organization of the Ministry of the Interior of Russia, patriotic feelings and readiness for selfless service to the Motherland.

Текст научной работы на тему «Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России»

Коляго Пётр Владимирович

кандидат педагогических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +79649323653)

Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России

В статье рассматриваются вопросы создания условий, способствующих формированию у российской молодежи, в том числе у курсантов, поступающих в образовательные организации МВД России, патриотических чувств и готовности к самоотверженному служению Родине.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, Отечество, абитуриенты, образовательные организации МВД России.

P.V. Kolyago, Candidate of Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, tel.: +79649323653.

Service to the Fatherland and patriotism in the system of values of applicants entering the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

The article discusses the questions of creation of conditions conducive to the formation of Russian youth, including cadets, entering the educational organization of the Ministry of the Interior of Russia, patriotic feelings and readiness for selfless service to the Motherland.

Key words: patriotism, Motherland, Fatherland, applicant, educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia.

Самоотверженное служение Отечеству и патриотизм являются важнейшими источниками жизнедеятельности нации, народа, государства, личности. Роль служения Отечеству и патриотизма в истории Российского государства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, а также в утверждении идеи национальной гордости и достоинства, обеспечении национальной безопасности невозможно переоценить.

Необходимо отметить, что о непосредственном выражении патриотизма однозначно судить совсем непросто. Прежде следует ответить на ряд непростых вопросов. Является ли патриотизм результатом научного поиска, продуктом духовного подвижничества или исторических свершений в жизни государства и его народа? Не вызывает сомнения факт, что предпосылки зарождения и развития патриотических идей всегда разнонаправленные, но, тем не менее, взаимосвязанные. Вышеизложенное подтверждается пересечением смыслов, которые соответствуют вовсе не тождественным словам-символам, являющимся фундаментальными, основопола-

гающими для российского и национального культурного самосознания: «братство», «совесть», «правда», «истина», «общее дело» и т.д. [1, с. 45].

Не менее значимым является поиск ответа на вопрос об адекватности развития государственной патриотической идеи, а также о том, соответствует ли это развитие изменениям, происходящим в общественном сознании, в поведении граждан государства, структуре органов внутренних дел [2, с. 12]. На наш взгляд, в связи с отставанием Российской Федерации в общецивилизационном процессе, сложностями трансформационных изменений всех сторон общественной жизни государственно-патриотическая идея должна стать определяющим принципом функционирования различных сфер жизнедеятельности общества -индивидуально-личностной, социально-групповой, общественно-государственной. Бесспорно, развиваясь на культурно-исторических традициях, государственная патриотическая идея может быть (и, кроме того, должна быть) актуальной, соответствовать требованиям современности, отражать потребности общества,

187

в том числе связанные с необходимостью укрепления авторитета и могущества государства в сфере международных отношений, с охраной общественного порядка, патриотическим воспитанием молодежи, в том числе абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России.

Методологические принципы научного осмысления готовности служению Отечеству и патриотизма (рассматриваемых в качестве фактора формирования духовного потенциала населения страны, ее молодежи, в том числе абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России) в совокупности позволяют комплексно подойти к изучению феномена патриотизма [3, с. 2].

Междисциплинарный подход к рассмотрению какого-либо явления заключается в описании любой системы на базе знаний из различных научных дисциплин. В этом случае совмещается процессы дифференциации и интеграции знаний. Суть дифференциаций состоит в том, что для анализа определенных свойств, качеств и сторон системы, являющихся ее целостными характеристиками, используются принципы, приемы, методы, средства конкретной научной дисциплины, на основании чего становится возможным ее познание. Результаты, основанные на использовании принципов, приемов, методов и средств отдельных дисциплин, позволяют получить разрозненные сведения о системном объекте, отражая особенности рассматриваемого явления или процесса с точки зрения каждой из отраслей научного знания.

Интеграционный процесс состоит в том, что на основе объединения и обобщения всей имеющейся информации об изучаемом процессе или явлении конструируется целостная научная картина, что позволяет создать интегратив-ный образ системы. Данные обобщения могут достигать различных уровней, самый высокий из которых - философский.

Важно отметить, что готовность к самоотверженному служению интересам общества, государства и патриотизм необходимо рассматривать в трех аспектах:

в качестве существующих реально идей, чувств, взглядов, а также социально значимых качеств, присущих личности;

как отражение в сознании человека социальной действительности;

в качестве отношения к миру сквозь призму духовно и материально значимых ориентиров,

как духовно-преобразующее отношение к окружающей индивида действительности.

На основании вышеизложенного готовность к служению народу и патриотизм определяются нами как системные социальные качества личности абитуриента или курсанта образовательных организаций МВД России.

Патриотизм имеет двойственную сущность: анализируемое чувство имеет природно-био-логическую основу и социально-политический источник. Политический смысл патриотизма зависит от интересов социальной системы.

Такие основополагающие важнейшие морально-политические качества личности, как готовность служению Отечеству, его народу и закону, патриотизм, в настоящее время становятся все более востребованными среди молодого поколения. Влияние государственно-патриотической идеологии на молодежное сознание, особенно на сознание абитуриентов и учащихся младших курсов образовательных организаций МВД России, возросло.

Механизм социального формирования готовности служению Отечеству, его народу и закону, а также развития патриотизма выступает в качестве комплексной системы взаимодействующих социальных институтов, учреждений, организаций, совокупности приемов и технологий, позволяющих реализовать социальную цель, а именно развить у представителей молодежи социально значимые качества. Анализируемый социальный механизм формирования и развития патриотизма функционирует в рамках идеологического процесса, реализуется путем использования конкретных социальных технологий. Он имеет следующие уровни функционирования и реализации: государственный - потребность государства и общества в формировании патриотического сознания у абитуриентов и курсантов образовательных организаций системы МВД России, реализуемая посредством целенаправленной государственной политики, основывается на приоритетных общегосударственных ценностях и общенациональной идее; корпоративный - общегосударственная цель, достигаемая через развитие профессионально значимых качеств и поддержание системы ценностей социально-группового уровня, таких как профессиональная честь, субординация и т.д.; личностный - именно личность посредством свободного выбора определяет профессиональную среду в качестве средства реализа-

188

ции своих потребностей (включая потребность в социальном пространстве), разделяя ее ценностную основу.

Проведенные Российской академией наук социологические исследования, целью которых было определение отношения граждан Российской Федерации к реформам 90-х гг. ХХ в., а также к жизни на современном этапе, показали достаточно определенные и предсказуемые результаты. Граждане России гордятся событиями, отдаленными во времени: победой в Великой Отечественной войне, быстрым восстановлением хозяйства и культурного достояния страны после войны, великой русской культурой, достижениями российских ученых прошлых лет. В то же время у жителей Российской Федерации вызывает чувство стыда эпоха «лихих девяностых». Отрицательное отношение к этому периоду связано не только с экономической обстановкой в стране. Гораздо большие потери были в нравственной и духовной сферах жизни. Подобные негативные явления характерны для всех стран в переходные периоды их развития, это обусловлено тем, что одна система ценностей исчерпала себя (либо насильственно свергалась и уничтожалась), а другая еще не сформировалась. Кроме того, чем быстрее и жестче вводились подобные изменения, тем сильнее и болезненнее были потери в области общественной нравственности.

К сожалению, только с недавнего времени руководство страны пришло к выводу о том, что нельзя возрождать Россию, не вернув ее народу чувств патриотизма и гордости за свою Родину, его национального достоинства, веры в будущее и уверенности в нем, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Ситуация, характерная для современной России, является индикатором того, что проблема целенаправленного государственного патриотического воспитания населения страны, особенно ее молодежи, в том числе абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России, становится актуальнее с каждым днем. В качестве основных причин, актуализирующих данную проблему, можно назвать следующие.

1. Произошли коренные изменения в традиционной системе ценностей, что обусловливает ликвидацию функционировавшего ранее механизма социализации поколений, снижение значимости для молодежи понятий «долг», «честь», «служение Отечеству», «патриотизм», «самоотверженность», вытесняемых

такими ценностями, как «деньги», «богатство», «престиж», «выгода», «успех любой ценой» и т.п. Отмечается устойчивая тенденция снижения престижа службы в полиции.

2. Стремительно растет уровень бездуховности в российском обществе, что находит свое отражение, в частности, в девальвации духовных ценностей, в агрессивном невежестве, в резком снижении интереса к российской культуре, искусству и т.д. Духовная деградация общества проявляется также в том, что прежние духовные ценности - «служение народу», «защита Отечества» - воспринимаются как что-то неинтересное, скучное, не имеющее значения для большинства граждан нашей страны.

3. Большая часть населения Российской Федерации, особенно молодежь, не готова к подобным сменам ориентиров в развитии государства. Реакцией на состояние общественной жизни в настоящее время выступают правовой нигилизм, социальная апатия, цинизм, агрессивность, антипатриотические настроения, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, в том числе к полиции. В сложившейся ситуации, безусловно, возникает вопрос формирования и эффективного функционирования системы государственно-патриотического воспитания, особенно молодежи, в том числе абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России, формирования у них личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества.

4. Объективные и субъективные процессы, происходящие на данном этапе развития Российского государства, существенно обострили национальный вопрос. Так, чувство патриотизма часто перерождается в национализм, национальную и конфессиональную нетерпимость, сепаратизм и даже экстремизм. Утрачивается понимание истинного значения интернационализма и патриотизма.

В динамике формирования патриотического сознания является доминирующим комплекс противоречий, который невозможно не учитывать при организации и осуществлении воспитательной работы с населением страны, молодежью, абитуриентами. Данные противоречия находят свое развитие в трех основных направлениях:

противоречия общесоциального плана, связанные с характером развития всей системы общественных отношений;

189

противоречия функционирования и развития отдельных социальных слоев, групп российского общества;

внутриличностные противоречия, которые определяются диалектикой экзистенциальных противоречий.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости безотлагательного решения на государственном уровне проблем, связанных с воспитанием готовности служению Отечеству, народу, а также чувства патриотизма как основы консолидации российского общества и укрепления государства. Следовательно, необходима единая государственная политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации и соответствующая государственная система па-

триотического воспитания, особенно молодежи и абитуриентов, поступающих в образовательные организации системы МВД России. Данная система должна быть создана с учетом всех социальных слоев и возрастных группах населения, определять основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российской молодежи к службе в органах внутренних дел, т.к. служение России, ее народу, создание условий, способствующих формированию патриотических чувств и готовности к самоотверженному служению Родине - главная цель системы государственно-патриотического воспитания молодежи, в том числе абитуриентов, поступающих в образовательные организации МВД России.

1. Магомадов Л.А. Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников органов внутренних дел:дис. канд. ... филос. наук. Краснодар, 2006.

2. Калмыков В. В. Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей допризывной молодежи современной России: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2009.

3. Сутормина В.А., Украинский С.В. Квопро-су о профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел. Краснодар, 2016.

1. Magomadov L.A. Social and philosophical analysis of patriotism as the spiritual basis of the personality of employees of law enforcement agencies: diss. ... Candidate of Philosophy. Krasnodar, 2006.

2. Kalmykov V.V. Serving the Fatherland and patriotism in the system of values of the pre-conscription youth of modern Russia: auth. abstr.... Candidate of Philosophy. Krasnodar, 2009.

3. Sutormina V.A., Ukrainsky S.V On the issue of professional deformation of employees of law enforcement agencies. Krasnodar, 2016.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Жеребцов А. Н. Административные процедуры: понятие, сущность, проблемы осуществления и нормативно-правового регулирования / А. Н. Жеребцов, Е. А. Чабан. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2017. - 164 с.

Анализируются понятие и сущность административных процедур, их место в системе современного административного процесса. Раскрывается содержание принципов осуществления административных процедур, выделяются их виды. Особое место в работе уделяется вопросам осуществления административных процедур и административного усмотрения в деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти, проблемам осуществления административно-надзорных процедур и государственного контроля и надзора за их осуществлением.

Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.