ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В.П. Гепфнер, А.И. Мурзин, Л.А.Тюрина
Gepfner V.P., Murzin A.I., Tyur'im L.A. Patriotic education of the future officers: the problems and ways of their decision. The article reveals scientific-theoretical views of the Russian patriotism. It is noted that the analysis of the basic contents of patriotism interpretation shows the spectrality, variety of this phenomenon, ambiguity of approaches to definition of its substantial elements and intrinsic components, complexity of its manifestation in reality. The author emphasizes, that patriotism represents the original base of a public and state building, an ideological support of its viability, one of the basic conditions of effective functioning of the system of social and state institutes.
Мировая история, опыт локальных войн конца XX - начала XXI в. убедительно доказывают, что значительная часть российской молодежи, населения страны стала негативно относиться к понятиям гражданского долга, ответственности, общественной деятельности, защиты Отечества. Среди причин создавшегося положения следует выделить сложность и противоречивость протекающих в России социально-экономических, политических и духовных процессов становления новой государственности и динамичного гражданского общества; глубокую социальную дифференциацию, девальвацию духовных ценностей; отсутствие единого понятийного аппарата теории патриотического воспитания молодежи.
Анализ современной ситуации позволил выявить ряд серьезных проблем в сфере патриотического воспитания молодежи. В целях определения наиболее эффективных путей их решения представляется целесообразным эти проблемы классифицировать по трем группам:
- проблемы, связанные с недостаточной разработкой концептуальных основ современной теории российского патриотизма;
- проблемы, обусловленные практикой функционирования государственной системы патриотического воспитания, общим уровнем и содержанием патриотического сознания граждан Российской Федерации;
- проблемы, являющиеся следствием несовершенства системы воспитательной работы с молодежью.
Среди проблем первой группы особого внимания заслуживают те, которые носят мировоззренческий, методологический характер и непосредственно влияют на опреде-
ление целей, задач, принципов и направлений патриотического воспитания молодежи, на созидательное понимание патриотизма как духовного общественного феномена и формирование нравственных качеств личности. Рассмотрим обозначенный круг проблем.
Во-первых, проблема органичного соединения в современном российском патриотизме традиций, идей и ценностей патриотизма, господствовавших на различных этапах российской истории: персонифицированный, личностный патриотизм, основанный на личной преданности своему князю, дружине, роду, племени; религиозный патриотизм с момента принятия христианства на Руси (889 г.), становления других основных конфессий на территории России; державный (государственный) патриотизм, особо окрепший в период петровских реформ; национальный (этнический) патриотизм, связанный с ростом национального самосознания народов России, питающий национальную идеологию, мотивирующий объединительные усилия, к примеру, славян, мусульман и др.; классовый патриотизм, сопряженный с интернациональным братством по классовому признаку, получивший наибольшее воплощение в советском социалистическом патриотизме; официальный патриотизм, соединяющий идеологию, государственный строй и многонациональный народ в единое целое (например, доктрина графа С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность», развитая в концепциях Л.А. Тихомирова, К.Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева); либерально-просвещенный патриотизм
М.М. Сперанского, К.Д. Кавелина, Б.К. Чичерина, Т.Н. Грановского, не допускающий «слепой» любви к Отечеству, а требующий
становления «истинного» самодержавия и прогрессивного, правового, гуманного государства, защищающего права и свободы личности; «нормальный» патриотизм И. А. Ильина, без надрыва и экзальтированности, как неотъемлемая часть правосознания гражданина, отдающего предпочтение Родине перед всемирной, общечеловеческой общиной в деле любви и служения [1].
Во-вторых, проблема сведения патриотизма как онтологически крайне сложного, противоречивого социокультурного явления, как многозначной структуры к достаточно ясной и достижимой духовной конструкции, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром личности в процессе социализации и целенаправленного патриотического воспитания молодежи [2].
Далеко не все дефиниции патриотизма, существующие в современной нормативной, научной и популярной литературе, отвечают данному требованию. Например, Концепция патриотического воспитания молодежи патриотизм определяет как «олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и несовместимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству», и как «фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования» [3]. Возникают вопросы: так что же надо воспитывать - любовь к Отечеству или ее всевозможные олицетворения? Как патриотическое сознание может лежать в фундаменте государственной системы? Патриотическое воспитание - это воспитание жертвенного служения Родине или четкого добросовестного выполнения гражданского долга и важнейших конституционных обязанностей?
Поэтому сначала целесообразно разобраться с самим понятием «патриотизм». Тем более что многие его употребляют, зачастую даже не задумываясь всерьез о сущности и содержании патриотизма как явления. Владимир Даль трактовал патриотизм как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, -
«любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь практически ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, определяя патриотизм как любовь к родине и сопровождая его высказыванием В. И. Ленина: «Одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». Более современные трактовки патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.
Остановимся на трех бесспорных основных компонентах, выделяемых учеными в понятии «патриотизм».
Первый. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма (зиждущегося на более высоких уровнях сознания) широта их эмоций совпадает с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими его уровнями, граничащими с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
Второй. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра -благожелательность по отношению ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т. е. осознание общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».
Третий. Направленность на конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее обустройства, на по-
мощь и взаимовыручку своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания опрятности, порядка проживания и упрочения дружеских отношений с соседями в подъезде, доме, дворе до достойного развития своего города, района, края, Отчизны в целом).
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории, улучшение условий проживания на ней - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем более весомы его каждодневные деяния на благо данной территории и ее обитателей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истине его патриотизм.
Патриотизм как одна из основных составляющих русской национальной идеи является неотъемлемым компонентом отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства. Его сущность трактовалась различными мыслителями прежде всего в плане духовного выражения и реально-действенного проявления [3].
В свете сказанного представляется вполне оправданным согласиться с определением патриотизма, данным доктором философских наук В.И. Лутовиновым: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активнодеятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей
неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу
личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине» [4].
В третьих, проблема выбора такого образца (парадигмы) представления патриотизма в теории и практике воспитательной работы с молодежью, который в наибольшей степени будет способствовать воспитанию российского патриота XXI в., а не воспроизводить религиозно, национально, политически или идеологически ограниченные варианты патриотизма предыдущих столетий.
Из-за минимизации этнического, классового, конфессионального, политико-идеологического в российской государственной патриотической идее она не становится ущемленной, а, напротив, выходит на качественно новый уровень трактовки и понимания. Современный этап развития мировой цивилизации предполагает не отказ от принципов патриотического мышления и поведения, а диалектический, глубоко научный их пересмотр, выявление связей с глобальными императивами (ограничениями-предписаниями) экологического, демографического, международно-правового, военно-политического, информационно-образовательного характера.
Мировой и отечественный опыт свидетельствует о важной роли литературы в осознании того, что патриотизм представляет собой высшее нравственное чувство защитника своей Родины. Это объясняется следующими ее особенностями: литература -явление полифункциональное, каждое художественное произведение и каждый литературный образ играют и просветительскую, и коммуникативную, и гедонистическую роль, что обеспечивает ей чрезвычайно сильное комплексное, воспитательное влияние на личность; в художественно-образной, относительно простой по восприятию форме она охватывает мир во всей его целостности, полноте и многообразии, что обусловливает широкие возможности для культурного развития личности на основе чтения лучших литературных произведений; воздействуя на эмоционально-чувственный мир человека, литература затрагивает самые интимные и глубокие стороны его личности (совесть, внутренние эмоциональные переживания и
ценностные установки), делает процесс воспитания глубоко индивидуальным; как никакая другая форма общественного сознания, она способна формировать и развивать творческие способности человека, вызывать у него чувство глубокого сопереживания.
На свойства литературы, позволяющие успешно использовать ее для патриотического воспитания молодежи, неоднократно указывали многие выдающиеся полководцы. Так, А.В. Суворов постоянно указывал офицерам на то, что «в уставах порядки писаны, а времен и случаев нет», обстановка же на войне всегда капризна («его величество случай неуловим...»), поэтому необходимо непрерывное самообразование с помощью чтения. Об этом же заботился и Наполеон. Он подчеркивал: «Читайте и изучайте походы великих полководцев и образуйтесь по ним, вот единственное средство проникнуть в тайны военного искусства». На чрезвычайно высокую роль литературы в патриотическом воспитании неоднократно обращали внимание в своих произведениях М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе, Б.М. Шапошников, С.К. Тимошенко и другие выдающиеся военные педагоги и военачальники.
Однако данное эффективное средство патриотического воспитания используется сегодня явно недостаточно. Ситуация усугубляется из-за неуклонного снижения уровня общего культурного развития юношей призывного возраста. За последние пять лет резко упал уровень начитанности и владения родным языком поступающих в военные вузы. Качественно-количественный анализ работ, представляемых абитуриентами, свидетельствует о неуклонном росте количества допущенных ошибок; учащении случаев неумения раскрыть тему, нелогичности ее изложения, косноязычии, низкой культуре выражения мысли; явном предпочтении свободных тем, не требующих обязательной опоры на знание произведений; нежелании многих абитуриентов писать сочинения по военно-патриотической тематике, слабом знании ими военно-патриотической литературы. Анализ читательских билетов сегодняшних военнослужащих также говорит об узости их интересов (зарубежная фантастика, зарубежные детективы, зарубежная и отечественная бульварная литература) и нелюбви к чтению.
В связи с этим к проблемам второй группы относятся общегосударственные, общеобразовательные и социокультурные проблемы формирования современного российского гражданина-патриота. Только
сформировав личность гражданина - патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивациями деятельности, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач патриотического воспитания молодых людей. Среди проблем данной группы на первый план, по-нашему мнению, выходят следующие: во-первых, несогласованность деятельности органов государственной власти, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных организаций по решению комплекса проблем патриотического воспитания; во-вторых, слабая, неэффективная нормативно-правовая база патриотического воспитания граждан Российской Федерации; в-третьих, устаревшее учебно-методическое обеспечение патриотического воспитания, отсутствие новых образовательных и социально-культурных технологий и рекомендаций в этой области; в-четвертых, неконструктивная, а подчас просто разрушительная деятельность СМИ по созданию образа России, по отношению к необходимости утверждения общенациональной идеи, противодействия искажению и фальсификации истории нашего Отечества, восстановления чувства гордости россиян за свою страну, ее прошлое, настоящее и будущее; в-пятых, сохраняющиеся кризисные явления в общественном, массовом сознании населения современной России, во многом обусловленные формальным, не обоснованным с научных, системных позиций переходом к совершенно иным ценностям жизни, проникновением в жизнь общества обветшалых, низкопробных западных идеалов, политической апатии и индивидуализма, стратегии личного успеха и утилитарного отношения к Отечеству, государству, его структурам.
С мировоззренческо-идеологической
точки зрения Россия есть хранительница древней духовной традиции, фундаментальными ценностями которой являются соборность (коллективизм), державность (государственная самодостаточность) и стремление к воплощению высших идеалов справедливости. Сегодня же патриотическая идея в Рос-
сии усиленно эксплуатируется, используется многими политиками и почти всеми политическими партиями и движениями в качестве своеобразной козырной карты, с помощью которой можно быстро нажить политический капитал. Патриотизм вместо объединяющей силы во многих случаях становится заложником этнических и социальных конфликтов, мощным оружием предвыборной борьбы и идеологического противоборства. Это отпугивает рядовых граждан от патриотических ценностей, формирует у молодежи неприятие любого патриотического воспитания.
В качестве возможных направлений деятельности в целях решения перечисленных проблем можно предложить следующие.
Первое. В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» следует воссоздать и всесторонне развивать стройную систему патриотического воспитания молодежи, способную обеспечить консолидацию общества, поддержание общественной и экономической стабильности, упрочение дружбы народов Российской Федерации. Для этого необходимо упорядочить деятельность органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программно-целевых методов и единой государственной политики.
Второе. Мобилизовать творческий потенциал деятелей науки, культуры, образования на решение проблем и всестороннее теоретическое обоснование методов формирования современного патриотизма. В этой связи надо критически переосмыслить и взять все лучшее из опыта патриотического воспитания граждан дореволюционной России, Советского Союза, зарубежных стран; активно противодействовать попыткам искажения и фальсификации истории нашего Отечества; разработать современные учебнометодические пособия, новые образовательные технологии и рекомендации в области патриотического воспитания молодежи.
Третье. Используя информационнопросветительные технологии, возможности образовательных учреждений, учреждений социально-культурной сферы, формировать
положительный образ России, патриотические чувства и сознание граждан на основе общенациональной идеи, исторических ценностей, чувства гордости россиян за свою страну, веры в ее великое будущее, понимания роли России в судьбах мира.
Четвертое. Во всех без исключения образовательных учреждениях проводить работу по воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и способных активно защищать государственные интересы страны.
Пятое. В интересах достижения объективности освещения отечественной истории, качественного проведения патриотического воспитания организовать систему информационного обеспечения субъектов и объектов воспитания, включая разработку рекомендаций по освещению исторической и патриотической тематики.
Третья группа проблем непосредственно связана с качеством подготовки специалистов, отвечающих за патриотическое воспитание молодежи.
Азбучная истина - воспитывать достойного гражданина-патриота может только гражданин-патриот, т. е. человек, обладающий высоким личным достоинством, пользующийся уважением общества. На сегодняшний день совершенно недостаточно таких воспитателей.
Патриотизм должен быть не только идеологией современного российского молодого поколения, но и методологией, сутью всех социально-культурных и образовательных технологий. Как известно, эффективность зависит от двух основных факторов: состояния объективных и субъективных условий и их учета в процессе воспитательной деятельности; внутренней слаженности, организованности основных компонентов в системе патриотического воспитания (субъекты, объекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства и др.) Практика воспитательной работы показывает, что при всей важности количественных показателей решающую роль в определении эффективности патриотического воспитания молодежи играют качественные критерии.
Итак, при определении основных направлений коренного улучшения патриоти-
ческого воспитания в современных условиях следует учитывать необходимость преодоления деформированных и негативных сторон патриотического воспитания как социально значимой деятельности, испытывающей воздействие самых различных, в том числе весьма неблагоприятных и даже противодействующих, факторов. Патриотическое воспитание молодежи должно осуществляться на основе не только дифференцированного, но и индивидуального подхода, т. е. в интересах каждой личности, развития у нее индивидуально проявляемых качеств гражданина и патриота России. Субъекты патриотического воспитания должны располагать всеми необходимыми средствами и эффективно использовать качественно новые методы и формы в своей деятельности.
Важное значение в патриотическом воспитании молодых людей имеют: формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений, показ достижений соотечественников в области мировой культуры, науки и искусства; привитие любви и бережного отношения к родному языку; приобщение к народным традициям и ритуалам; глубокое изучение природных, геогра-
фических, демографических, социальных, политических, геополитических и других особенностей Российского государства;
разъяснение смысла и содержания основных государственных символов России - ее герба, флага и гимна; изучение славных страниц военной истории России, ратных подвигов ее народа, биографий выдающихся полководцев и военачальников, внесших наиболее весомый вклад в славные победы российского оружия; привитие уважения к истории и национальным традициям народов и народностей, населяющих российское многонациональное государство и др.
1. Азаров В.М. // Военно-теоретический журнал. 2004. № 1. С. 56.
2. Антология чешской и словацкой философии. М., 1982. С. 236.
3. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. М., 1998. С. 6.
4. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи -будущее России. М., 1999.
Поступила в редакцию 19.01.2007 г.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Н.А. Долгова
Dolgova N.A. Psychological and pedagogical requirements to the preparation level of a graduating senior of pedagogical college. The article is devoted to consideration of problems concerning a totality of professionally meaningful personal qualities, competences, that determine the formation process of a competitive specialist. The generalized model of a present day professionally-qualified, competitive, graduating senior of pedagogical college is presented.
Существование цивилизации все более зависит от тех особенностей и качеств личности, которые формируются образованием как социальным институтом. Возникает необходимость определения психологопедагогических требований к уровню подготовки выпускника с учетом приоритетных направлений развития системы образования и задач Болонского процесса.
Проблемами профессиональной подготовки педагогов занимаются Е.А. Климова,
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, И.П. Подласый, В. А. Сластенин и др.
Основываясь на исследованиях ученых и результатах нашего исследования, процесс успешной профессиональной подготовки компетентного современного педагога можно представить в виде двух взаимосвязанных частей:
1) предрасположенность к педагогической деятельности: мотивация (профессио-