Научная статья на тему 'Конкретизированные требования к организации патриотического воспитания молодежи'

Конкретизированные требования к организации патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ОТЕЧЕСТВО / FATHERLAND / ANALYZE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилина Светлана Николаевна

В статье на основе анализа руководящих документов конкретизированы основные требования к организации патриотического воспитания современной молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкретизированные требования к организации патриотического воспитания молодежи»

Литература

1. Коробкин, В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д., 2007.

2. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М., 2008.

3. ФГОС ВПО (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"). -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070903/

УДК 37.035

С. Н. Томилина

Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова

КОНКРЕТИЗИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье на основе анализа руководящих документов конкретизированы основные требования к организации патриотического воспитания современной молодежи.

Анализ, воспитание, государство, молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество.

The main requirements for the organization of patriotic education of today's youth are made specific on the basis of the analysis of the guidelines.

Analyze, education, state, youth, patriotism, patriotic education, fatherland.

Введение.

В настоящее время существенно возросла актуальность и общественная значимость проблемы патриотизма, что вызвано внутренними факторами и внешними угрозами. К внутренним факторам относятся: расслоение нашего общества по признаку богатства, высокий уровень коррупции, возрождение кое-где национализма, увлечение части молодежи наркотиками, активизация религиозного экстремизма, девальвация отечественных ценностей, таких как любовь к Отечеству, честность, законопослушность, уважительное отношение к старшим и др. [1], [4].

Среди внешних угроз наиболее явные - это международный терроризм и стремление ряда западных государств к ослаблению России, снижению ее авторитета на международной арене, превращению в региональную державу.

В этой обстановке активизация патриотического воспитания населения и в первую очередь молодежи - один из надежных путей противостояния любым внешним и внутренним угрозам. По мнению В. И. Лутовинова [5] национальные интересы России требуют, чтобы социальные государственные институты оказывали большее воздействие на функционирование системы патриотического воспитания, помогали молодежи лучше ориентироваться в проблемах и тенденциях развития общества, вооружали их умением отличать истинные ценности от мнимых и ложных, достойные цели - от недостойных. На это ориентирует и Президент РФ В. В. Путин [7], руководящие документы [1]-[4], [6], [8], [9], относящиеся к сфере патриотического воспитания. Следовательно, вузы, общественные организации обязаны активизировать воспитательный процесс направленный на формирование патриотов России.

Основная часть.

Каковы основные требования к организации патриотического воспитания современной молодежи? Такие требования изложены в действующих нормативно-правовых документах, относящихся к сфере патриотического воспитания (ПВ). К важнейшим документам, регламентирующим вопросы патриотического воспитания, относятся: Федеральные законы РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указы Президента РФ № 561 от 15 апреля 1996 г. «О знамени Победы», от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020», Концепция патриотического воспитания граждан РФ и последующие Государственные программы патриотического воспитания, Национальная доктрина образования в Российской Федерации и др. [1], [2], [3], [4], [6], [8], [9].

Анализ вышеприведенных документов показывают важность для государства и общества феномена патриотизма, который:

- призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа;

- должен способствовать формированию в России единого гражданского общества;

- является нравственной основой жизнеспособности государства;

- выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству;

- составляет цементирующую основу существования и развития любых наций и государственности;

- проявляется в поступках и в деятельности человека.

Согласно Концепции патриотического воспитания граждан РФ [4], принятых Государственных программ [1], [2], [3] цель патриотического воспитания россиян - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Технология ПВ направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы, сохранении ее суверенитета. В своем Послании Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 г. Президент России В. В. Путин сказал: «Если для ряда европейских стран национальная гордость -давно забытое понятие, а суверенитет - слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет - абсолютно необходимое условие ее существования» [7].

Роль государства в деле организации и реализации патриотического воспитания заключается в обеспечении единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственной системы воспитания граждан-патриотов, способной консолидировать и координировать эту многоплановую работу. Такая роль и деятельность позволяет:

- объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,

- скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества,

- консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [8], как в центре, так и в регионах.

Основным инструментом реализации Стратегии национальной безопасности РФ в области ГПВ и действующих Концепций патриотического воспитания является реализация Государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" [1] - [3], разрабатываемые на пятилетний период.

Рассмотрим некоторые ключевые положения государственных программ, которые раскрывают сущность патриотического воспитания.

Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [1] раскрывает содержание проблемы патриотического воспитания и обосновывает необходимость ее решения программными методами. Программа дает развернутое определение понятию «патриотическое воспитание», формулируя его как систематическую и целенаправленную деятель-

ность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В Программе акцентируется, что в современных реалиях основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

Создание системы патриотического воспитания предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии со стратегией национальной безопасности РФ.

Системой государственных мер предусматривается формирование у граждан РФ духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы.

Следующая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [2] определила систему конкретных мер по совершенствованию процесса ПВ:

- продолжение и расширение работы по ПВ на всех уровнях деятельности институтов государственной власти;

- определение приоритетных направлений работы по ПВ;

- обогащение содержания патриотического воспитания;

- развитие форм и методов ПВ на основе новых информационных технологий;

- усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

- разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;

- воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

- обеспечение взаимодействия субъектов РФ в патриотической работе;

- повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

- совершенствование системы управления ПВ;

- проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан РФ;

- совершенствование системы подготовки специалистов в области ПВ;

- повышение эффективности работы по ПВ путем нормативно-правового регулирования процессов патриотического воспитания.

Их реализация позволила перейти к новой -третьей - программе воспитания патриотов. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [3] является продолжением предшествующих государственных программ, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Новая программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы ПВ граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Особый интерес для рассматриваемого вопроса имеет Национальная доктрина образования в Российской Федерации [6] и Федеральный Закон РФ «Об образовании» [9]. Так, Национальная доктрина образования в Российской Федерации [6] среди основных целей и задач отечественного образования выделяет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью, бережно относящихся к историческому и культурному наследию народов России.

Статья 3 Федерального Закона РФ «Об образовании» [9] в качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определяет гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

Наравне с этим закон устанавливает, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Следовательно, государство перед вузами ставит задачу обучить и воспитать будущего профессионала, обладающего развитыми качествами патриота Отечества, достойно выполняющего свой профессиональный и патриотический долг.

Выводы.

Вышеприведенный анализ позволяет констатировать:

1. Нормативно-правовая база патриотизма является верным ориентиром, надежной теоретической и методологической основой для организации патриотического воспитания, повышения активности молодежи к выполнению конституционных, гражданских и профессиональных обязанностей.

2. К основным конкретизированным требованиям организации патриотического воспитания современной молодежи следует отнести:

- проведение патриотического воспитания молодежи на системной основе, означающее, что повсеместно должна быть создана стройная и эффективная система патриотического воспитания юношей и девушек;

- обеспечение планового характера воспитательно-патриотической деятельности, подразумевающий наличие целевой программы, перспективного и ежемесячного плана воспитательной работы с молодежью;

- осуществление всей патриотической работы на основе действующих нормативно-правовых документов, относящихся к патриотическому воспитанию граждан РФ;

- проведение воспитательно-патриотической работы в тесной связи с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями;

- активное и постоянное участие в воспитание патриотов всего руководящего состава на местах;

- осуществление непрерывного воспитательно-патриотического воздействия на молодежь. Разовыми мероприятиями патриота не воспитаешь;

- действенный и адресный характер каждого патриотического мероприятия, исключение бездушия и формализма в ПВ;

- постоянный поиск новых направлений, форм и методов патриотического воспитания молодежи;

- регулярный анализ проделанной работы и корректура программы и планов воспитательной работы.

Таким образом, анализ действующей нормативно-правовой базы патриотического воспитания позволил конкретизировать требования к организации воспитательно-патриотической работы с молодежью, что позволяет целенаправленно наладить воспитательную деятельность с юношами и девушками, воспитать настоящих патриотов Отечества.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2006 годы». - URL: http://www. zakonprost. ru/content/ base/ part/ 496740 (дата обращения 21.01.2015)

2. Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». - URL: http://www. zakonprost. ru/content/base/ part/ 496740 (дата обращения 21.01.2015)

3. Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - URL: http://

archives. ru/programs/patriot_2015. shtml (дата обращения 04. 01. 2015)

4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - URL: http://www. rosvoencentr-rf. ru

5. Лутовинов, В. И. Научные основы и новая стратегия возрождения военно-патриотического воспитания молодежи / В. И. Лутовинов // Право и безопасность. - 2010. -№3. - URL: http://dpr. ru/pravo/pravo_32_20. htm

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 4. 10. 2000 г. № 751. - URL: http://zakonbase. ru/zakony

7. Путин, В. В. Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. - URL: http://medassociation. ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2015-god-4 / (Дата обращения 29. 01. 2015)

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12. 05. 2009 г. №537. - URL: http://www. zakonprost. ru/content/ base/134726 (Дата обращения 14.01.2015)

9. Федеральный закон РФ «Об образовании». - URL: http://zakonbase. ru/zakony/ob-obrazovanii/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.