Научная статья на тему 'Служение отечеству и ответственность за его судьбу – традиционная ценность многонационального народа России'

Служение отечеству и ответственность за его судьбу – традиционная ценность многонационального народа России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2274
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / служить / служение Отечеству / русское Просвещение / национальные герои / spiritual and moral values / serve / service to the Fatherland / Russian Enlightenment / national heroes

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова М.Е., Резепова Н.В.

Общероссийской гражданской идентичности лежат традиционные российские духовно-нравственные ценности, выступающие в качестве нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России. Совокупность этих ценностей следует рассматривать как самостоятельную мировоззренческую основу современной идеологии России. В связи с этим существует необходимость теоретического осмысления каждой из этих ценностей. В статье анализируется понимание ценности «служение» в российской национальной культуре. Выявлена роль представления о героях, а также специфического круга пословиц и поговорок в формировании представления о служении. Показана роль русского Просвещения в осмыслении служения как особого отношения к Отечеству. Осмысливается современное понимание служения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Serving the fatherland and responsibility for its destiny is a traditional value of the multinational people of Russia

The all-Russian civil identity is based on traditional Russian spiritual and moral values, which represent moral guidelines and form the perspective on life on the part of Russian citizens. The totality of these values should be considered as an independent perspective on life, which underlies the modern ideology of Russian civilization. Thus, there is a need for a theoretical basis which will facilitate the understanding of each of these values. The article analyzes the development of the understanding of the value of “service” in the national culture of Russia. The specific role of heroes, as well as a specific circle of proverbs and sayings in fostering the idea of service, was revealed. The role of the Russian Enlightenment with regard to the understanding “service” as a special attitude towards the Fatherland is revealed. Apart from that, the article analyzes the understanding of service in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Служение отечеству и ответственность за его судьбу – традиционная ценность многонационального народа России»

Иванова М.Е.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2.

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.

Резепова Н.В.

Доцент кафедры иностранных языков №2 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», доцент кафедры русского и иностранного языков ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет кинематографии

имени С.А. Герасимова (ВГИК)».

Служение отечеству и ответственность за его судьбу - традиционная ценность многонационального народа России

Введение. Последние месяцы 2022 года были отмечены знаковыми событиями для духовной жизни народов России. 9 ноября 2022 г. Указом Президента Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Такие ценности определены как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны» [27].

Актуальность реализации такой политики подтверждается, что называется, «от противного»: целым рядом негативных комментариев по поводу президентского Указа. Так, для Ю. Федотовой перечисленные ценности - «это набор слов, в которые каждый вкладывает своё значение». А далее она перечисляет «пункты», которые ее «настораживают»: ««крепкая семья» не повлечет ли запрет абортов и разводов? Контрацепции? Ценность «служение Отечеству» будет ли подразумевать какую-нибудь обязательную военную подготовку в школе и прочую политинформацию — в объёме еще большем, чем она есть?» [29].

С Ю. Федотовой можно согласиться в том, что «от поколения к поколению многое меняется». Но из этой посылки сделан вывод о сомнительно-

сти президентского Указа: Ю. Федотова надеется, что «Основы государственной политики...» останутся «рамочным» документом [29]. Однако «рамочность» документа требует другого вывода: следует рассмотреть историю развития указанных ценностей; следует выявить, в частности, факторы изменения их содержания, понять современное действие этих факторов. В настоящей статье попытка подобного исследования осуществлена в отношении ценности «служение Отечеству и ответственность за его судьбу».

Цель исследования - проанализировать развитие представлений о служении Отечеству в истории России и выявить их современное значение для развития Российского государства.

Методика. Ведущий метод - компаративный анализ источников, раскрывающих представления о служении Отечеству в развитии национальной культуры. Использованы исследовательские публикации российских и зарубежных авторов, художественная и мемуарная литература. Проведен лингвистический анализ понятий, сопряженных с термином «служения» на основе авторитетных словарей русского языка и публикаций известных лингвистов.

Результаты исследования. Показательно, что в «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ценность «служение Отечеству» представлена в непосредственном сопряжении с ценностями патриотизма и гражданственности [27]. Два ключевых термина содержится в названии этой ценности и содержание каждого термина весьма значимо. Рассмотрим, как в общественном сознании понимается «служение».

На одном из сайтов Интернета прозвучала просьба показать различие между службой и служением. Добровольных помощников оказалось немало, а их ответы позволяют выявить распространённые представления об этих понятиях: «Служба - материально, служение - духовно и несуетно. Служба — это работа, занимаемая должность. Служение - выполнять работу для кого-нибудь, подчиняясь приказаниям, выполнять работу не для своей, а для чьей -то пользы. Буква Закона и Дух Закона - служба и служение (Стоит специально отметить эту довольно удачную аналогию!)» [19].

Разброс мнений достаточно широк. Но действительно ли служение тождественно службе? И каков нравственный смысл служения? Многие однокоренные слова в русском языке воспринимаются с негативным смыслом: слуга, прислуга, обслуга, службист, служака, выслуживаться,

услуживать, прислуживать, служивый, выслужиться... Для повседневного сознания само собой разумеется, что служба - для людей в погонах и священнослужителей, а на работе - работают. Применительно к церкви и социальным работникам говорят еще о «социальном служении».

Понятие «ходить в должность» появляется в русском языке со второй половины XIX в. Изменяющаяся взаимосвязь понятий «служба» — «должность» — «работа» в обыденном лексиконе характеризует актуальный отклик русского языка на процесс усложнения трудовой деятельности и на отношение к этой деятельности широких масс. В советский период каждый из отмеченных терминов выражал классовый смысл субъектов деятельности: дворянская служба — чиновничья должность — пролетарская работа [17]. В повседневной практике в качестве приемлемых терминов остались: «работник», «работаю», «работа», а «служение» оказалось на периферии языкового пространства. Характерно, что и в словаре Д.Н. Ушакова, и в первых изданиях словаря русского языка С.И. Ожегова слово «служение» отсутствует.

Высокий смысл служения сохранялся в военном обиходе: «Служу трудовому народу!» - давали клятву красноармейцы. «Служу Советскому Союзу!» - заявляли военнослужащие Советской Армии и Военно-Морского Флота. Однако высокое значение может получить и слово «работа». Лейтенант полиции Магомед Нурбагандов в 2016 г. расстрелян боевиками, которые принуждали его призвать своих коллег уйти с работы. Однако Магомед призвал: «Работайте, братья!», т.е. продолжайте служение Родине! Посмертно М. Нурбагандов удостоен звания Героя Российской Федерации.

История языка документально закрепляется в словарях. «Служение» происходит от «служить». Обратимся к «Толковому словарю современного русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова: служить - «1. Делать что-нибудь, исполнять какую-нибудь работу для кого-нибудь, подчиняясь чьим-нибудь указаниям, приказаниям. 2. Работать, делать что-нибудь для чьей-нибудь пользы, быть полезным в чем-нибудь» [28, с. 632]. В современных изданиях словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой раскрывается глубокий смысл служения: «Служение — работа на пользу чего-нибудь (высокого стиля), не предполагающая обязательности (как армейская служба), регулярности (как церковная служба), односторонности воздействий (как социальная помощь)» [23]. «Малый академический словарь» слово «служение» обозначает как устаревшее, но связывает его высокий смысл [20] с особым значением понятия «служить»: «Работать, трудиться

во имя чего-либо, на благо кого-, чего-либо» [22].

Поскольку русская культура - во многом культура христианская, обратимся к «Библейской энциклопедии Брокгауза»: «В Царстве Божьем велик тот, кто служит: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26), «начальствующий, как служащий» (Лк. 22:26). Мерилом духовной зрелости служит самоотверженное С. ближнему, а не блестящая проповедь, одаренность или образованность. Цену этому С. знает лишь Бог, ни у кого, кроме Него, оно не находит признания (Рим. 8:36; 2Кор. 6:3-10). Люди должны служить друг другу любовью (Гал. 5:13)» [22]. Как видим, различные словари убеждают, что «служение» - не просто исполнение службы, а деятельность, отличающаяся особыми качествами, направленная на высокие ценности и идеалы, на службу народу и Отечеству.

Однако массовое сознание не вдается в лингвистические тонкости, с которыми пытаются разобраться словари, и избрало другой путь. Хотя слово «служение» отсутствовало в повседневном языке, идеал служения как высшей ценности, значимой для страны и народа, формировался в национальной культуре с глубокой древности. Наглядным образцом такого служения для русского национального сознания всегда выступали герои - через их деятельность характеризовался смысл служения. В образе героя нашло отражение содержание тех ценностей, которые приобрели значимость в национальной культуре. Героический образ всегда тесно связан со служением на том поприще, которое героем избрано [подробнее см.: 25, с. 13].

Вначале герои предстают в мифологических - эпических образах. В образах эпических героев языческой Руси: Микулы Селяниновича, Воль-ги Святославича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и др. - нашли отражение специфические черты древнерусского общества, в котором не было сословного разделения статуса служения. Для Руси любое добросовестное служение было важно: и боярское, и княжеское, и служение воинское, и служение простого крестьянина, который кормил и воинов, и бояр, и князей. И княжеское служение - важнейшее. Показательно поучение собственным детям князя Владимира Мономаха. Он предостерегал их от лени, требовал не забывать того хорошего, что они умеют, и говорил о необходимости учиться тому, чего не умеют. При этом приводил в пример собственного отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» [17].

Становление христианства на Руси привело к появлению новых героев - религиозных. Идеализированные образы представителей разных социальных слоев: как монахов, так и правителей, как мучеников и святых, так и военачальников - составили пантеон героев Русской православной церкви. В их числе Александр Невский, ставший ангелом-хранителем для Руси в 13 веке; святой Сергий, игумен Радонежского монастыря, благословивший схимонахов Ослябю и Пересвета на битву с Мамаем на Куликовом поле; Федор Ушаков. русский флотоводец, знаменитый на всём Востоке как непобедимый «Ушак-паша»; Иоанн Кронштадтский, духовный писатель и проповедник, и многие другие.

Отечественная война 1812 года явила множество новых героев. Так, генерал Н.Н. Раевский, который поднял русских воинов в атаку со словами: «Вперед, ребята, за Царя и за отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». В результате был решен исход битвы около деревни Салтыковка [14].

В годы первой мировой войны полным георгиевским кавалером стал будущий Маршал Советского Союза С.М. Будённый.

В советское время легендарные герои приобретают новые черты. Появились обобщенные герои труда, герои пятилетки, герои науки и производства. Герои Велимирой Отечественной войны навсегда стали частью культурного кода российской нации.

Безусловно, на первом месте в отечественной культуре - герои-воины разных исторических эпох, без которых вообще невозможно существование ни Киевской Руси, ни Московского царства, ни Российской империи, ни Советского Союза, ни Российской Федерации: военный и политический деятель XVII века Дмитрий Пожарский; генералиссимус, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, не проигравший ни одного сражения Александр Суворов; генерал-фельдмаршал, командующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов; четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», Маршал Советского Союза Георгий Жуков, которого даже в западной историографии называют одним из наиболее выдающихся полководцев Второй мировой войны и др.

Таким образом, в русской национальной культуре долгое время не было самостоятельного бытия термина «служение», хотя содержание самого социального явления усвоено весьма глубоко через понятие «герой». Был и другой путь: в такой сокровищнице русской культуры, как пословицы и поговорки, с понятием «служить» тесно связаны бескоры-

стие, труд, нестяжательство, терпение, усердие, скромность. У Вл. Даля: «Где ни жить - не миновать служить. За Богом молитва, за царем служба не пропадает. На службу не набивайся, а от службы не отрекайся! Дружба дружбой, а служба службой. Которая служба нужнее, та и честнее. Пошел на службу - терпи и нужду! Верно служу - ни по чем не тужу» [5]. В первую очередь речь идет о воинской службе, но в национальном сознании эти идеи понимаются более широко: любая служба - как воинская, так и гражданская, как государственная, так и церковная - требует от человека усердного труда, безоглядной самоотдачи.

Обсуждение результатов. По мнению большинства исследователей, активное функционирование термина «служение» в языке, равно как и осмысление служения в качестве особого отношения к Отечеству связано с имперским периодом развития России [2; 4; 5; 31; 32 и др.]. Во времена Петра Великого важнейшим сословием стало дворянство, за которым Петр закрепил обязанность служить Отечеству: «не служащий не есть дворянин»; родовитость при прохождении службы во внимание не принималась, а Петр «награждал не породу, а заслуги» [24, с. 148]. В деятельность по служению Отечеству вовлечены люди разного происхождения. За преданность «государеву делу» Петр отмечал сподвижников из «низших сословий»: Н.Д. Демидова, А.Д. Мен-шикова, П.П. Шафирова, П.И. Ягужинского и др.

Сам император выступал «образцом служения». Перед Полтавским сражением Петр утверждал, что «ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния нашего» [18]. По оценкам исследователей, Петр воспринимал себя, прежде всего, с точки зрения собственной службы государственной идее, которая приобретала для него «почти религиозное значение грандиозной, непрерывной литургии в храме Государства» [8, с. 20]. Такой же службы Петр требовал и от подданных: «Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем» [13].

Эпоха русского Просвещения создала «культ служения», понимаемого как высоконравственная служба «сына Отечества». Так, М.В. Ломоносов не мыслил свою жизнь без активного служения Отечеству, ясно понимая свое дарование. Он выступал за то, что во главе угла должна быть «общая польза» и верой и правдой служил своей Родине [7].

При Екатерине II дворяне получили «вольность» оставлять службу, в русской публицистике XVIII в., как специально отмечал Ю.М. Лотман, сформировалась традиция «отождествления государственной службы и общественного служения» [9, с. 50]. Известный просветитель И.И. Нови-

ков видел «собственную пользу» в гражданском отношении к Отечеству: «Всякий в государстве ли, в земле ли какой или во граде живущий человек долженствует своему отечеству и каждому сочлену служить и быть полезен» [11]. При этом не только верные слуги царя, но и декабристы свою деятельность рассматривали как служение. Так, Н.М. Карамзин, считая для русского дворянина главным правом право «быть помещиком», а главной должностью - «быть добрым помещиком», считал эту должность служением Отечеству: «кто исполняет ее, тот служит отечеству как верный сын» [6, с. 296]. С другой стороны, И.И. Пущин свое вступлении в тайное общество характеризует как «новое служение отечеству» [цит. по: 9, с. 51].

Отгремела Отечественная война 1812 г., победа в которой была одержана благодаря служению российских патриотов, но уже через 12 лет А.С. Пушкин пишет горькие строки стихотворения «Зачем ты послан был, и кто тебя послал?..» (1824). Он пишет о безумцах, которым «поверили народы», когда те заявили: «нет свободы». В речах этих безумцев «Добро и зло, все стало тенью - Все было предано презренью, Как ветру предан дольный прах» [16]. При этом российские литературные гении настаивали на необходимости служения:

«Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил, и сердцем я спокоен» [10].

Н.А. Некрасов дословно цитирует Пушкина, характеризуя себя как преемника пушкинской традиции служения народу и Отечеству. «Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как исполнение долга, служение» [26], - пишет Л.Н. Толстой в «Круге чтения» под датой 20 октября.

Таким образом на протяжении российской истории углублялось понимание «служения» как традиционной ценности национальной культуры. Однако служение может происходить на разных уровнях. Можно служить науке, можно служить искусству, можно служить конкретным людям.

Заключение. В основе общероссийской гражданской идентичности лежат традиционные духовно-нравственные ценности в качестве нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение российских граждан. Совокупность этих ценностей - самостоятельная мировоззренческая основа современной идеологии Российской цивилизации.

Ценность «служение Отечеству» непосредственно сопрягается с ценностями патриотизма и гражданственности. В общественном мнении, в словарях русского языка представлен широкий спектр представлений о значении слова «служить», однако его высокое значение связывается со служением.

В истории национальной культуры практический смысл служения непосредственно связан с деятельностью героев - каждого на своем поприще. Народное представление о службе и служении нашло образное выражение также в пословицах и поговорках.

Осмысление служения в качестве особого отношения к Отечеству связано с имперским периодом развития России и получило обстоятельное развитие в эпоху русского Просвещения. На необходимости служения настаивали российские литературные гении.

В сложной ситуации современной эпохи речь идет не просто о служении, а о служении Отчизне. При таком понимании служение тесно связано с понятиями «Родина», «семья», «патриотизм», «гражданственность».

Список литературы:

1. В России слишком много богатств для одной страны» - в чешской прессе сравнили слова Олбрайт и Геббельса // URL: https://topwar.ru/177485-v-rossii-slishkom-mnogo-bogatstv-dlja-odnoj-strany-v-cheshskoj-presse-sravnili-slova-olbrajt-i-gebbelsa.html

2. Голованова Е.И. «Служить бы рад...» Русская речь. 2011. №6. С. 31-37.

3. Давыдова Т.С. Служба и служение в русских литературных представлениях первой половины XVIII века // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 1. № 2. С. 7-12.

4. Давыдова Т.С. Формирование представлений о службе и служении в русской поэзии первой половины XVIII в. // Наука и школа. 2011. № 3. С. 130-132.

5. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа: М.: ЭксмоПресс, 2000. // URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_ book/?art=173141

6. Карамзин Н.М. Письмо о сельском жителе // Избранные сочинения в 2 т. Т. 2. М.; Л.: Художественная литература, 1964. 591 с.

7. Ломоносов М.В. Письмо Теплову Г.Н., 30 января 1761 г. // URL: https://lomonosov300.ru/148035.htm

8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 2008. 412 с.

9. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.: Просвещение, 1983. 416 с.

10. Некрасов Николай. Элегия. // URL: https://www.culture.ru/poems/39560/elegiya

11. Новиков Н.И. Статьи по истории и философии // Избранные сочинения. М.; Л., 1951. // URL: http://az.lib.ru/n/nowikow_n_i/ text_0130.shtml

12. О фонде «Подари жизнь» // URL: https://podari-zhizn.ru/ru/who-we/istoriya

13. Петр I о задачах монарха. // URL: http://russiahistory.ru/petr-i-o-zadachah-monarha/

14. Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года // URL: https://runivers.ru/gal/gallery-all.

php?SECTI0N_ID=7590&ELEMENT_ID=577861

15. «Поучение» Владимира Мономаха ModermStudy. // URL: http://www.modernstudy.ru/pdds-2399-3.html

16. Пушкин А.С. Зачем ты послан был и кто тебя послал? = Культура.РФ // URL: https://www.culture.ru/poems/5882/zachem-ty-poslan-byl-i-kto-tebya-poslal

17. Работать или служить. Как правильно? // Православное Закамье. // URL: https://www.pravchelny.ru/eparhianews/?ID=8339

18. Речь Петра Первого накануне Полтавской битвы // URL: https://histrf.ru/read/articles/riech-pietra-i-nakanunie-poltavskoi-bitvy

19. Служба и служение - одно и то же? В чем разница? // URL: https://otvet.mail.ru/question/9133114

20. Служение // Малый академический словарь. // URL: https://gufo.me/dict/mas/служение

21. Служение // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/ biblejskaja-entsiklopedija-brokgauza/3805

22. Служить // Малый академический словарь // URL: https://gufo.me/dict/mas/служить

23. Служить // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. // URL: https://gufo.me/search?term=служить

24. Таланин В.И. Русские сословия. История и современность. Запорожье: [б. и.], 2006. 533 с.

25. Таскаева А.В., Питина А.С. Героическая лингвистика. Монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2020. 179 с.

26. Толстой Л.Н. Круг чтения. 20 ОКТЯБРЯ (Служение) // URL: https://dslov.ru/txt/344/t344_412.htm

27. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. // URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1584202/

28. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с.

29. Федотова Ю. Президентский указ может иметь вполне серьезные отсроченные последствия // URL: https://msk1.ru/text/ world/2022/11/12/71808764/

30. Чебанюк Т.А. Концепт «служение» в культуре русского просвещения // Личность. Культура. Общество. 2014. Том XVI. Вып. 2 (№ 83-84). С. 151-158.

31. Шуткина Ж.А., Воронова А.А., Бурова Е.А. Культурно-исторический анализ понятия служения // Тенденции развития науки и образования. 2019. №51-2. С. 56-58.

Bibliography

1. There is too much wealth in Russia for one country "- the words of Albright and Goebbels were compared in the Czech press // URL: https://topwar.ru/177485-v-rossii-slishkom-mnogo-bogatstv-dlja-odnoj-strany- v-cheshskoj-presse-sravnili-slova-olbrajt-i-gebbelsa. html

2. Golovanova E.I. "I would be glad to serve ..." Russian speech. 2011. №6. Р. 31-37.

3. Davydova T.S. Service and service in Russian literary representations of the first half of the 18th century // Bulletin of the Leningrad State University. un-ta im. A.S. Pushkin. 2011. V. 1. № 2. S. 7-12.

4. Davydova T.S. Formation of ideas about service and service in Russian poetry in the first half of the 18th century. // Science and school. 2011. № 3. P. 130-132.

5. Dal V.I. Proverbs and sayings of the Russian people: M.: EksmoPress, 2000. // URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=173141

6. Karamzin N.M. Letter about a villager // Selected works in 2 vols. T. 2. M .; L.: Fiction, 1964. 591 p.

7. Lomonosov M.V. Letter to Teplov G.N., January 30, 1761 // URL: https://lomonosov300.ru/148035.htm

8. Lotman Yu. M. Conversations about Russian culture: Life and traditions of the Russian nobility (XVIII - early XIX century). St. Petersburg: Art-SPB, 2008. 412 p.

9. Lotman Yu.M. Roman A.S. Pushkin "Eugene Onegin". A comment. L.: Prosveshchenie, 1983. 416 p.

10. Nekrasov Nikolay. Elegy. // URL: https://www.culture.ru/poems/39560/elegiya

11. Novikov N.I. Articles on history and philosophy // Selected works. M.; L., 1951. // URL: http://az.lib.ru/nZnowikow_n_i/text_0130. shtml

12. About the Podari Zhizn Foundation // URL: https://podari-zhizn.ru/ru/who-we/istoriya

13. Peter I on the tasks of the monarch. // URL: http://russiahistory.ru/petr-i-o-zadachah-monarha/

14. The feat of the soldiers of General N.N. Raevsky near Saltanovka on July 11, 1812 // URL: https://runivers.ru/gal/gallery-all.

php?SECTI0N_ID=7590&ELEMENT_ID=577861

15. "Instruction" by Vladimir Monomakh ModermStudy. // URL: http://www.modernstudy.ru/pdds-2399-3.html

16. Pushkin A.S. Why were you sent and who sent you? = Culture.RF // URL: https://www.culture.ru/poems/5882/zachem-ty-poslan-byl-i-kto-tebya-poslal

17. Work or serve. How right? // Orthodox Zakamye. // URL: https://www.pravchelny.ru/eparhianews/?ID=8339

18. Speech of Peter the Great on the eve of the Battle of Poltava // URL: https://histrf.ru/read/articles/riech-pietra-i-nakanunie-pol-tavskoi-bitvy

19. Service and service - the same thing? What is the difference? // URL: https://answer.mail.ru/question/9133114

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Service // Small Academic Dictionary. // URL: https://gufo.me/dict/mas/serving

21. Ministry // Rineker F., Mayer G. Brockhaus Bible Encyclopedia // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/biblejskaja-en-tsiklopedija-brokgauza/3805

22. Serve // Small Academic Dictionary // URL: https://gufo.me/dict/mas/serve

23. Serve // Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. // URL: https://gufo.me/search?term=serve

24. Talanin V.I. Russian estates. History and modernity. Zaporozhye: [b. i.], 2006. 533 p.

25. Taskaeva A.V., Pitina A.S. Heroic Linguistics. Monograph. Chelyabinsk: Chelyab publishing house. state un-ta, 2020. 179 p.

26. Tolstoy L.N. Reading circle. OCTOBER 20 (Service) // URL: https://dslov.ru/txt/344/t344_412.htm

27. Decree of the President of the Russian Federation "On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values" dated November 9, 2022 // URL: https://www.garant.ru/hotlaw/fed-eral/1584202/

28. Ushakov D.N. Explanatory dictionary of the modern Russian language. M.: Adelant, 2014. 800 p.

29. Fedotova Yu. A presidential decree may have quite serious delayed consequences // URL: https://msk1.ru/text/ world/2022/11/12/71808764/

30. Chebanyuk T.A. The concept of "service" in the culture of Russian education // Personality. Culture. Society. 2014. Volume XVI. Issue. 2 (№83-84). Р. 151-158.

31. Shutkina Zh.A., Voronova A.A., Burova E.A. Cultural and historical analysis of the concept of service // Trends in the development of science and education. 2019. № 51-2. Р. 56-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.