Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотические ценности / патриотическое сознание / студенческая среда / молодежь / patriotism / patriotic values / patriotic consciousness / student environment / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пихтелёв Алексей Михайлович

Автор рассматривает проблему развития патриотизма в современном обществе на примере студентов современных вузов. В статье предлагается уточнение содержания терминов: «патриотизм», «патриотические ценности» и «патриотическое сознание». Проводится анализ различных теоретических подходов к исследованию патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM AMONG STUDENTS OF MODERN UNIVERSITIES

The author examines the problem of the development of patriotism in modern society by the example of students of modern universities. The article suggests clarifying the content of the terms «patriotism», «patriotic values» and «patriotic consciousness». The analysis of various theoretical approaches to the study of patriotism is carried out.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ»

DOI: 10.17805Лг^у.2022.2.7 СОЦИОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТЕДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ

А. М. Пихтелёв

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация: Автор рассматривает проблему развития патриотизма в современном обществе на примере студентов современных вузов. В статье предлагается уточнение содержания терминов: «патриотизм», «патриотические ценности» и «патриотическое сознание». Проводится анализ различных теоретических подходов к исследованию патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм; патриотические ценности; патриотическое сознание; студенческая среда; молодежь

FORMATION OF PATRIOTISM AMONG STUDENTS OF MODERN UNIVERSITIES

A. M. Pikhtelev Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation

Abstract: The author examines the problem of the development ofpatriotism in modern society by the example of students of modern universities. The article suggests clarifying the content of the terms «patriotism», «patriotic values» and «patriotic consciousness». The analysis of various theoretical approaches to the study of patriotism is carried out.

Keywords: patriotism; patriotic values; patriotic consciousness; student environment; youth

В данной работе делается акцент на ценности, составляющие основу патриотизма, способные объединить российское общество, а также сформировать готовность последнего к деструктивным процессам как внутри страны, так и за ее пределами.

Сегодня Россия переживает довольно сложный период, вызванный рядом социально-экономических и политических факторов. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, продолжающимися санкциями западных стран, агрессивной политикой со стороны государств-членов НАТО, а также их попытками изменить традиционные ценностные ориентации российского общества. А это, в свою очередь, является внешней угрозой для нашей страны, препятствовать которой способен социум, объединенный патриотизмом (Чушокова, 2018). Деструктивные процессы, направленные на социально-экономическую и культурную сферы общества, в конечном итоге приводят к трансформации ценностных ориентаций в социальной среде и снижению уровня патриотизма (Головань, 2020). Данное обстоятельство подтверждает также исследование, проведенное С.Н. Шевченко и Е.В. Крикуном, которое констатирует факт трансформации ценностей российского общества, связанные с возрастанием в российском социуме

числа граждан, неуважительно относящихся к государству, способных проявлять агрессию и эгоизм (Шевченко, 2017; Крикун, 2016). Особенно последнее ярко выражено в студенческой среде современных вузов (Низова, Рыбакова, 2016). Следовательно, вопросы развития патриотизма, патриотических ценностей и осознанности данного процесса современными студентами - один из важных векторов в подготовке их к будущей самостоятельной жизнедеятельности в обществе.

В этой связи, вопросы, связанные с патриотизмом и его ценностными компонентами, в складывающихся условиях, приобретают все большую актуальность и требуют научного обоснования. Нами предпринята попытка определения сущности и содержания понятий «патриотизм», «патриотические ценности», а также «патриотическое сознание», что позволит правильно определить концептуальные подходы к формированию патриотизма у студентов современных вузов.

В ходе проведенного анализа теоретических подходов к исследованию феномена «патриотизм» следует отметить, что у исследователей не сложилось единства его понимания из-за многообразия своего проявления (Головань, 2020). Традиционно патриотизм связывают с чувствами любви к Родине, служения на ее благо и уважении к историческому прошлому, традициям, достижениям в науке и т.д. Как показывает история зарождения патриотизма, первые упоминания о нем основывались на примерах героизма, особенно ярко он проявлялся в годы Великой Отечественной войны, когда наш народ доказал всему миру, что способен объединиться в условиях нарастающих угроз и обладает невиданной стойкостью и мужеством. Долг современного поколения помнить о подвигах, совершенных в то тяжелое время. Осознание исторического опыта современной студенческой молодежью создает основу для формирования ее патриотического сознания. В этой связи, абсолютно верно отмечено Ф.Х. Киргуевой, С.Э. Гизоевым, что знание истории проявления героизма и отваги своего народа пробуждает в человеке гордость и уважительное отношение (Киргуева, Гизоев, 2018). Патриотизм - социальная категория, основанная на уважительном отношении к своему народу и государству, его традициям, достижениям, патриотизм также представляет собой социальное действие, направленное, во-первых, на защиту своего общества и государства, во-вторых, на развитие благосостояния страны.

При рассмотрении категории «патриотические ценности» мы обратились к теоретическим изысканиям понятия «ценность». Так, например, Ю.Г. Гусев под ценностями понимает целенаправленную активную деятельность человека, основывающуюся на нормах, правилах, историческом опыте. Ценности выражают «смысл культуры отдельного этноса и всего человечества» (Гусев, 2014).

В «Большом энциклопедическом словаре» ценности дается следующее определение - «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; крите-

рий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» (Большой энциклопедический словарь, Электр. ресурс). Поти теми же словами дает определение ценности «Словарь по культурологии» (Словарь по культурологии: Электр. ресурс). А вот, к примеру, в «Социологическом словаре» ценности - это «особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений» (Социологический словарь: Электр. ресурс). По мнению П.С. Гуревича ценность - это основа культурной составляющей человека, где наряду с нормами и идеалами, ценностям отводится главное действие (Гуревич, 2003). В этой связи Г.В. Палаткиной и др., конкретизируется, что под ценностями следует понимать то, что индивиду дорого и ради чего он готов жертвовать собой (Палаткина, Шаронов, Джангазиева, 2019). Таким образом анализ специализированных научных и справочных источников по вопросах патриотизма и «ценности» позволят предположить, что под патриотическими ценностями следует понимать осознанное поведение человека в патриотической деятельности, основывающееся на нормах, правилах, принципах, морали и нравственности, проявляющееся в отношении к своему Отечеству, народу, а также культуре своей страны.

В научных трудах сущность патриотического сознания раскрывается, как компонент общего сознания личности, который представляет собой способность осознания значимости своей Родины и выражается в готовности защищать ее. В этой связи А.И. Мурзин под патриотическим сознанием понимает действующую силу патриотического поведения, выступающую в роли регулятора между субъектом и объектом патриотизма (Мурзин, 2016). Справедливости ради отметим, что без развития у современной студенческой молодежи патриотического сознания, затруднительно будет говорить о сильной и защищенной стране. Именно патриотическое сознание и уровень его сформированности оказывает решающее влияние на развитие патриотизма и патриотических ценностей, как индивида, так и общества в целом.

По мнению В.С. Хоптяной патриотическое сознание является потенциальным источником активности человека и выступает ориентиром в его деятельности (Хоптяная, 2017). Автор конкретизирует, что патриотическое сознание реализуется на следующих уровнях: 1) логико-когнитивном; 2) ценностно-смысловом; 3) эмоционально-регулятивном. На первом уровне формируются знания истории национального героизма, традиций Отечества и его достижений. На втором уровне формируется чувство любви к Отечеству, которое изначально закладывается в семье на любви к близким. На третьем уровне формируются ценности, которые являются главными жизненными приоритетами личности. В общем, под патриотическим сознанием по В.С. Хоптяной следует понимать приобретенные индивидом знания, фиксируемые как ценности, выступающие ориентирами патрио-

тического поведения в обществе. Как резюмирует Н.В. Адаева, патриотическое поведение - это внешнее выражение «внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей» (Адаева, 2012). И как правильно замечено, патриотическое поведение направлено на развитие экономического и политического потенциалов своей страны (Там же). В этой связи С.Н. Шевченко конкретизирует, что вектором патриотического поведения является - совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, формирующие патриотическое сознание, направленное на развитие и защиту Отечества (Шевченко, 2017). По мнению исследователя, основу патриотического сознания составляют такие важные компоненты, как «чувство любви к Родине, знание ее истории, традиций и обычаев» (Там же).

Понятная структура патриотического сознания представлена в исследовании Л.Н. Котруца, Автор называет такие его компоненты, как мотивационный (состоит из эмоционально-отношенческих, нравственно-нормативных и социально-личностных мотивов), аксиологический (включает ценности «Родина» и «патриотизм»), интеллектуальный (включает когнитивно-содержательный и мыслительно-операциональный элементы), эмоциональный (сопровождается позитивными и негативными эмоциями, связанными с отношением актора к Родине) и поведенческий (волевой, деятельностный и потенциальный элементы) (Котруца, 2007). По мнению исследователя, основополагающим компонентом патриотического сознания является мотивационный, при этом он утверждает, что в зрелой личности духовные потребности детерминируют с мотивами патриотического поведения (Там же).

И.А. Ильин выделяет следующие средства формирования патриотического сознания: «язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, территория, хозяйство» (Ильин, 1993). Соответствующие средства были дополнены Т.А. Чикаевой, к которым отнесы «философия, законодательство, пространственно-предметную среда, игры, труд, повседневное поведение значимых лиц» (Чикаева, 2019). И как утверждает исследователь, данные средства патриотического сознания могут совершенствоваться и дополняться.

Патриотическое сознание находится в зависимости от истории изменений культурной, социальной и политической сред. В этой связи М.Ю. Узгорок говорит о том, что, в результате развития общества происходит обогащение патриотического сознания, выражающееся в формировании любви к родной стране, народу, гражданственности (Узгорок, 2021). И, как правильно замечено Л.И. Конча, для развития патриотизма и патриотических ценностей в студенческой среде необходимо использовать опыт духовно-нравственного воспитания личности, направленный на формирование готовности студентов служить на благосостояние Отечества, а также «мужественно защищать его в минуты опасности» (Конча, 2010).

Подводя общий итог, следует заметить, что развитие патриотизма у студентов современных вузов, позволит создать условия для поступательного движения

в будущее, в котором образование будет являться фактором обеспечения мира и стабильности, через формирование патриотических ценностей в студенческой среде, основывающихся на принципах толерантности и согласия. Последнее позволит решить такие важные задачи, как:

- воспитание будущих защитников Отечества, готовых защищать свое общество и страну от любых угроз;

- формирование чувства гордости и уважения к героическим делам старшего поколения;

- осознанность принадлежности к народу, имеющему славные боевые и трудовые традиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адаева Н.В. (2012) К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. - № 1 (30). - С. 130-134.

Большой энциклопедический словарь // Словари [Электронный ресурс] URL: https:// 1slovar.ru/d/big_enc_dict/27747/ (дата обращения: 22.11.2021).

Головань С.А. (2020) Формирование патриотических ценностей в сознании современной молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - С. 30-34.

Гуревич П.С. (2003) Культурология. Учебник для вузов. - М.: Проект. - 336 с.

Гусев Ю.Г. (2014) Формирование и развитие патриотических ценностей у кадет // Обучение и воспитание: методики и практика. - С. 113-121.

Ильин И.А. (1993) Собрание сочинений. - М.: Русская книга. - Т. 1. - 400 с.

Киргуева Ф.Х., Гизоев С.Э. (2018) Роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма молодежи // Мир науки, культуры, образования. - № 5 (72). -С.274-276.

Конча Л.И. (2010) О духовной сущности патриотизма // Информационный ресурс «Русская народная линия». Выступление на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» [Электронный ресурс] URL: https://ruskline.ru/analitika/2010/05/28/ o_duhovnoj_suwnosti_patriotizma (дата обращения: 21.11.2021).

Котруца Л.Н. (2007) Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 3: Педагогика и психология. - № 3. - С. 176-183.

Крикун Е.В. (2016) Тема бунтарства в молодежной среде // Материалы международной студенческой научной конференции Белгородского ГАУ- Белгород: ГАУ. -С. 198-199.

Мурзин А.И. (2016) Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность // Аналитика культурологии. - № 1 (34). - С. 32-36.

Низова Л.М., Рыбакова А.П. (2016) Патриотизм в студенческой среде // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - С. 70-74.

Палаткина Г.В., Шаронов А.А., Джангазиева А.С. (2019) Сущность и структу-

ра патриотических ценностей подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, Т. 21, № 64, 2019. - С. 14-19.

Словарь по культурологии // GUFO.ME [Электронный ресурс] URL: https:// gufo.me/dict/culturology/ (дата обращения: 22.11.2021).

Социологический словарь // GUFO.ME [Электронный ресурс] URL: https:// gufo.me/dict/social/ (дата обращения: 22.11.2021).

Узгорок М.Ю. (2021) Сущность и социокультурная значимость патриотического сознания // Труды БГТУ Серия 6: История, философия. - № 1. - С. 151-154.

Хоптяная В.С. (2017) Проблема формирования патриотического сознания и поведения молодежи // Булгаковские чтения. - № 11. - С. 189-194.

Чикаева Т.А. (2019) Формирование патриотического сознания личности // Манускрипт. - Т. 12. - Выпуск 3. - С. 97-100.

Чушокова З.Р. (2018) Патриотизм в контексте единения современного российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - Выпуск 3 (224). - С. 140-144.

Шевченко С.Н. (2017) Формирование патриотического сознания студентов аграрного вуза в условиях современного общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т 6. - № 4 (21). - С. 254-258.

Пихтелёв Алексей Михайлович - заместитель начальника научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела - начальник научно-исследовательского отделения Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат социологических наук. Адрес: 410012, Россия, г. Саратов, ул. Московская, д. 158. Тел.: +7 (964) 998-18-86. Эл. адрес: pikhtelev.a@bk.ru

Pikhtelev Alexey Mikhailovich - Deputy Head of the Research and Editorial and Publishing Department - Head of the Research Department of the Saratov Military Order of Zhukov of the Red Banner Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Candidate of Sociological Sciences. Address: 158 Moskovskaya str., Saratov, 410012, Russia. Tel.: +7 (964) 998-18-86. Email: pikhtelev.a@bk.ru

Для цитирования:

Пихтелёв А.М. Формирование патриотизма у студентов современных вузов. 2022. №2. С. 61-66. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.2.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.