Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2012. Вып. 1 (7). С. 171-201
Служба Преждеосвященная1 Н. Бовыкин
В основу публикации положена рукопись Епарх. певч. 1 (содержит 11 партий-поголосников). Рукописи в К листа, в кожаных переплетах. На корешках всех партий вытиснено название «Обиход», название каждой партии («Дышкантъ в», «Алтъ г» и т. д.), а также инициалы создателя рукописи Николая Ивашева «Н» и «И», разделенные рисунком растения.
Порядковый номер службы Бовыкина — 272. Данный комплект рукописей содержит полностью два песнопения службы:
Д 1: л. 166 об. — 167 об.
Д 2: л. 164 об. — 165 об.
Д 3: л. 154 об. — 155.
А 1: л. 162 об. — 163 об.
А 2: л. 162 об. — 163 об.
А 3: л. 153 об. — 154.
Т 1: л. 172 об. — 174.
Т 2: л. 177 об. — 178 об.
Т 3: л. 166 об. — 167.
Б 1: л. 177 об. — 178 об.
Б 2: л. 165-166.
В Син. певч. 902 в партиях третьего дисканта и второго баса отсутствует окончание второго концерта, «Вкусите и видите». Партия третьего баса, утраченная в комплекте Епарх. певч. 1, восстановлена по Син. певч. 90 (порядковый номер службы — 181, л. 209-210 об.).
В Епарх. певч. 1 в нотном тексте название службы, фамилия и имя композитора отсутствуют. Эти данные имеются в реестре в партиях третьего тенора
1 Повторяя публикацию соч. Н. Бовыкина, вследствие неудовлетворительного качества нотной графики при первом издании, редакция Вестника ПСТГУ (Серия V) «Вопросы истории и теории христианского искусства» и Издательство ПСТГУ приносят читателям свои извинения и напоминают о том, что научная статья публикатора Н. Ю. Плотниковой, посвященная деятельности и творчеству композитора, помещена в Вып. 1 (4). 2011 (с. 182-195)
2 Болгарское издание концерта «Ныне силы небесныя» (София, 1971) было основано на Син. певч. 90.
(л. 3) и первого баса (л. 3). Служба называется «Преждеосвященная». В партиях Д 2 (л. 165), А 2 (л. 163), Т 1 (л. 173), Т 2 (л. 178), Т 3 (л. 167) и Б 1 (л. 178) второй концерт имеет пометку «Причастен». В Син. певч. 90 название службы, фамилия и имя композитора присутствуют в реестре в партиях второго тенора и первого баса (л. II об.), название службы — в некоторых партиях, например, в партии второго тенора, л. 218 об.
Все песнопения в рукописях записаны квадратной киевской нотацией. В нашей публикации начертание нот, знаков альтерации соответствуют современной нотной графике.
В рукописях используются ключи До (цефаутные: сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый и теноровый), Соль (гесольутный, или скрипичный) и Фа (эффаутный, басовый). Партии первого и второго дискантов записаны в скрипичном ключе, третьего дисканта — в сопрановом ключе, первого и второго альтов — в меццо-сопрановом ключе, третьего альта — в альтовом ключе, всех теноров — в теноровом ключе, всех басов — в басовом ключе.
Отсутствующие в первоисточниках тактовые черты проставлены в соответствии с указанными размерами. Лиги, обозначающие распевы текста, не проставляются. В эпизодах тутти текст подписывается только у первых партий каждой группы голосов.
Редактирование знаков альтерации теснейшим образом связано с пониманием гармонической организации службы. Концерт «Ныне силы небесныя» написан в ре миноре, но, согласно барочной традиции, знак при ключе отсутствует, си-бемоль везде появляется как случайный. Концерт «Вкусите и видите» начинается и заканчивается в ля миноре, но большая часть его разделов написана в ре миноре или фа мажоре, также со «случайными» бемолями.
Знаки альтерации, присутствующие в первоисточнике, сохранены. В том случае если они ошибочны или нежелательны, они ставятся у ноты в круглых скобках. В большинстве случаев мы заключали в скобки мажорную терцию минорного лада, довольно часто применяемую композитором как в заключительных аккордах построений, так и в начальных. (Столь частое использование
т. н. пикардийской терции в середине построений, в особенности в сопоставлении с минорной тоникой и с тоникой или доминантой параллельного лада, вносит ненужную на наш взгляд ладовую пестроту. Исполнители сочинений могут выбирать любой из вариантов.) Если же необходимый знак, проставленный в одной партии, отсутствует в других, мы проставляем его над нотой как желательный. В данной публикации действие знака, поставленного сверху, сохраняется до конца такта.
Церковнославянский шрифт заменен современным, орфография и пунктуация текста также соответствуют нормам русского языка.
Публикация и комментарий Н. Ю. Плотниковой
и i" г/ргг Г-Г1 бес - ны L¿ Г" гггГГ Гг i* i»f - я сна - -ftp-1*- 1Г9- Г Гг г ми не -*fftU > i»- 1Г р- F г г г г ВИ - ДИ - МО слу г hi j = - жат, а I
à 1 CJÍM Lbr'f * Г : г Р J J »J 4
ê i
§ i
ê è
ê l
$
$ Г--i* Р г-ted —^—V—Й-^-V-^—V—
бес - ны - и I - - я с на 1 1 LLlê ми не UH =f=== ВИ - ДИ - МО слу - жат,
гJ г Ч LT f Р Г г Г Г j
[Т1Г г г г «г Г Ргаг г Г *г 1 г г Р Р л Р Р ш Г' 1
§ ны - не 1 г г —I—I— си - лы не ■ 1 и 1 бес-ны - я —Р-Р- -1—!-1— с на - мн % ГтГг г Г не - ви Г г ■ ДИ - МО Г г слу Г Р р ж ат,
§1 1 1, г ] ] л Г Г г ггп и й 1 Г 0 Рм J -1-1— 1 г 1 1 1 г г 1 р 1 1
У г г 1 1 ] -ё-J * * г I I ГГ Г г 111 Н^Н 1 1 " Г Ь ГТПГ г 1 гд I 1 1 1
$ - - ны - не 1 1 1 Г ^ - си - лы не ■ ё ё ё бес-ны - я 1 1 1 <7 # с на - ми 1 1 | * ё • * Г не - ви 1 | г ■ д 9 ё *- И - МО —•—J—*— слу I 1 1 ж ат,
1 | | J Ф* —1—1—\- J & ё —1-1— J —1-ь- —J J —1-
1 г ГГ # Р *ФР . J «1 ^ ^ Фг -^ ??-^ Г 1* л Р Р Р А
ны - не а,, г си - лы не - ~Г—Р~~Р— —1—1—и бес-ны - я —Р-Р-Р~~ 1 г с на - ми # —Iе—р—г— 1 г не - ви 1* Г 1* ■ д И - МО 9-Р~р~ [II] г— слу т Р т ж ат,
а,, г м г г Г Г г 1и 1 г м г г Г 1 г 1 1 =щ Г Г ГГГГ 1
г г г Ф=М= гг. л ё Г ' п Р Р \ Г
ны - не си - лы не - I I, 1 1 Г бес-ны - я Г | , г Г с на - ми г г не - ви ■ д И - МО слу 1 ж ат,
I I П^Н 11, 1 ^ * пП, Ы г г г 1 1 1 1 1
г л).
не - ви - 1 р Г Fl д И - МО г г г г слу - —Г-f~F~ жат:
$ г г 1 j г У • л Р f "Г 1 щ tit* f г
ê - Г 1 j J i г Г Г Г "Г г 1
V _ 1 j i д И - МО слу - J )п U1- жат:
$ - J 1 1 i J J J —1-
J t г r t J ' J- -rri- —J'ttr Г-rf--
не - ви 1 r f д 1 И - МО ? 1 г г слу -(• л ß жат: Р' * 4 "Р Г се бо вхо дит, се бо вхо-дит, —> tti* i* г—г—
¥ í 1 j P 1 : , п г г г I г се бо вхо-дит
*>f Г Г 1 ' "f ri.
не - ви - f Г ДИ - МО —1- слу - Г" жат:
' г Г И/ Г г [ г hmd Г" Г" рм 1 хг ^ се бо вхо N Г Г дит, вхо-дит
[Цгптгп со - - - вер h¿ Г Г Г ? r—5—m шен - на, со-вер —«-ö-rj о r-^M-Q- ■ шен - на —f до - рн НИ-5- /к tti* С сит 9 Г (• ни- - ся.
fe i 1 i i Г'Т à f г ь P P p - "- /1* 0 f ' г #
§ i \*T Í И со - вер Hmi J I M г f г шен - на =н
i JM- со - вер lililí шен - на до - рн у П. m но - сит & I П J i - ся.
Ш ¿ J J J M —lililí V J J -л-1-1-
Ь t Ы J J J J J -ёи-я-^г- р f Г г » А ° " гг №= /U f Г — Г tip
со - вер b P P P 1 i 1 i- шен - на -1—1— до - рн ЧМ-- 1 1 /i¿ tí сит » - ся.
Í- г 1 Г г г r b * "i i /1* ß m ß J
§ г 1 гJ í г ГГ г Г Г Г Г м Г 1 Г ГГ гJ
—1—!—1—1—1—1— со - - - вер t Г Г г г - ■ шен - на до - рн -Щ—-1— но - сит -fr—1-h - ся.
''Иг J J J J J J о ° —НпН-в- -J- й
Iii Г г f 1 Г [фр-Гп N. г ГГГ r г^-
ê ал - ли - a f г 1 луй ß ff г я, —1-1— ал - ли - "Л9-f— -1—*-¥- луй-я, ал-ли Ь <M u 1 1— - луй - я.
§г f a ï j Г г 1 1. I Г г J г Г r pP
§ г J UK- П J [Ш I I д! 1 I J r r P I I к h
§Г JJ ал - ли - 1 J 1 луй I я, I я d ал - ли - гт П J j j j » луй-я, ал-ли I I Л - луй - я.
ê J- J 1 j 1 - I в» I —1-h J J J'*1 I 1 у К
ê J- J UP г Г Г » f a -J-r~ J J JU 1» 1» ft p <h Г Г f г it r
f 1 ' r ал - ли -1 f r, Г1II f— луй Я, I —I-1— ал - ли - J J Г Г P ^ луй-я, ал-ли Г' 1 1 1 LT луй - A tt* г Г r— я.
—=—wf- [XJJLLT л). I rJ d I r г г p p - - - h "Г г 1 г /Ц tu --9-
fr ц [> n I» ff f Г" л). I Г Г PJ —Г Г ff I* И' "Г г г '
ал - ли - луй I я, г r ал - ли - 1 1 p р луй-я, ал-ли г Г Г * луй - я.
щ 1 1 ri. I г Г M 1 k р —1—1—
Иу J J If r J J J'P
а . =
§ =
§ = ь ь | 1
вку - - - си - те, вку - си - те, вку ■ > и И 1 к 1, си - те, и гп гп ] ви - ди - те, я - ко
1 - = £ 1 л J «1 * J' / * * *JJ*JJ—
ь г г ) 1—1 И 1
т-^ вку - - - си - те, вку - си -к!-J ^ J ^ * те и [ р J ^ J ^ д ви - ди - те, я - ко
*