Научная статья на тему 'Служба практической психологии в техническом вузе'

Служба практической психологии в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЛУЖБА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / КАЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PRACTICAL PSYCHOLOGY DEPARTMENT / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIALLY-PERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков Виктор Васильевич, Федоров И. В., Абдулаева В. М., Федосеева А. М.

В статье описана деятельность службы практической психологии технического вуза, раскрыта ее роль в повышении качества профессиональной подготовки студентов. Обоснованы и содержательно раскрыты ее функции и основные направления работы. Представлены результаты функционирования службы в научно-исследовательской, информационно-просветительской и практической деятельности МАДИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушаков Виктор Васильевич, Федоров И. В., Абдулаева В. М., Федосеева А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical psychology department at technical university

The role of the Practical Psychology Department in students' professional training and in ensuring of psychologically safe environment at the technical university is shown. The basic directions of this Department activity and its functions are described. The main scientific researches and practical activity results of the Practical Psychology Department are presented.

Текст научной работы на тему «Служба практической психологии в техническом вузе»

учный руководитель ИПР ВПО (проф. В.М. Жураковский) были удостоены Премии Президента РФ в области образования за разработку и внедрение научно-методического обеспечения совершенствования инженерного образования и создание системы подготовки и повышения квалификации преподавателей технических вузов.

Университет является соучредителем Международной ассоциации автомобильного и дорожного образования (МААДО), в состав которой входят 242 вуза России, Монголии, США, Китая, Индии (Президент МААДО - ректор МАДИ).

Наличие педагогического опыта, научной и материальной базы позволяет университету на современном, соответствующем международным

стандартам уровне проводить большой объем работы по подготовке и повышению квалификации преподавателей вузов страны и решить целый спектр проблем подготовки специалистов нового поколения для автомобильно-дорожного комплекса страны.

В настоящее время МАДИ объединяет 202 высших учебных заведения России в составе Учебно-методического объединения по транспорту и транспортно-технологическим комплексам и является научным и координирующим методическим центром, определяющим направления совершенствования содержания, методологии и практики преподавания дисциплин в соответствии с развитием автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

IVANOVA. MADI AS A CENTRE OF SCIENTIFIC RESEARCH AND INNOVATIONS The article represents a review of MADI achievements in the fields of scientific research and innovations.

Keywords: science, innovations, research, education, achievements.

В.В. УШАКОВ, профессор, проректор

И.В. ФЕДОРОВ, профессор, зав. кафедрой В.М. АБДУЛАЕВА, доцент А.М. ФЕДОСЕЕВА, доцент

Служба практической психологии в техническом вузе

В статье описана деятельность службы практической психологии технического вуза, раскрыта ее роль в повышении качества профессиональной подготовки студентов. Обоснованы и содержательно раскрыты ее функции и основные направления работы. Представлены результаты функционирования службы в научно-исследовательской, информационно-просветительской и практической деятельности МАДИ.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, психологическое сопровождение, служба практической психологии, технический вуз, качество, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, социально-личностная компетентность.

Одной из первоочередных задач отечественной высшей школы является методически обоснованный переход образовательной системы от предметно-дисциплинарного подхода (при одновремен-

ном сохранении его достоинств и важности) кличностно-ориентированному, позволяющему выявить и развить индивидуально-творческие способности участников образовательного процесса.

Эта общемировая тенденция отражена в Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии »: «Студентоцентрирован-ное обучение требует расширения прав и возможностей учащихся, новых подходов к преподаванию и обучению, эффективных структур поддержки и руководства, а также учебных программ, более четко сфокусированных на учащемся на всех трех циклах» [1, с. 159]. Личностная (социально-личностная) компетентность рассматривается при этом как необходимая составляющая общекультурной и профессиональной компетентности. Она обнаруживает себя при решении различных профессиональных задач и интегрирует такие составляющие, как личностные качества специалиста, обеспечивающие эффективность решения профессиональных задач; способность строить продуктивное взаимодействие с коллегами и клиентами, работодателями и руководителями в организации; умение работать в команде и организовывать работу производственной группы; умение убеждать и мотивировать коллег и подчиненных; владение различными стратегиями эффективного общения; способность к самопознанию, самоконтролю; умение управлять своим психологическим состоянием и работоспособностью.

Студентоцентрированное обучение актуализирует значение психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Результаты работы подобных служб, осуществляющих психологическое сопровождение в университетах Европы и США, позволяют утверждать, что их деятельность положительно влияет на развитие психологической(личностной)со-ставляющей профессиональной ком-

петентности и в конечном счете содействует повышению качества профессиональной подготовки студентов.

Опыт организации служб психолого-педагогической поддержки студентов в высших учебных заведениях России сравнительно небольшой - с 1980 гг., когда в ведущих вузах страны начали появляться подобные структуры. Сегодня психологические службы (ихназыва-ют по-разному: службами психолого-социальной помощи, социально-психологическими службами, службами психологического обеспечения и т.п.) работают уже в десятках вузов нашей страны. Службы психологической помощи создаются преимущественно в университетах и педагогических высших учебных заведениях, то есть в учреждениях, где ведется подготовка психологов и/или социальных работников.

Задача создания такого рода структуры в техническом вузе с обеспечением профессионально грамотного подхода к организации ее деятельности, пожалуй, не менее актуальна. Так, по данным проведенного нами в 2008 г.

исследования, около 90% преподавателей российских и зарубежных технических вузов считают целесообразным не только повышать свою квалификацию в области профессиональных знаний, но и серьезно заниматься специальной педагогической и психологической подготовкой [2].

Ученый совет МАДИ, сознавая важность обеспечения системного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как действенного инструмента в решении задачи повышения качества профессиональной подготовки специалистов, в январе 2008 г. принял решение создать в университете службу практической психологии - одну из первых в технических вузах России служб психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Служба практической психологии (СПП) является структурным подразделением университета и работает в тесном взаимодействии с администрацией вуза, Институтом проблем развития высшего профессионального образования, центром и кафедрой инженерной педагогики, студенческим профкомом, центром трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-Профи », лечебно-профилактическим центром.

Одной из самых важных задач службы практической психологии является оказание психолого-педагогической поддержки студентам, профессорско-преподавательскому составу и другим участникам учебно-воспитательного процесса. Формирование личностной компетентности как важной составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста - приоритетная задача в деятельности СПП. Формируемые психологические умения помогают будущим специалистам справиться с трудными задачами усвоения знаний, со сложными ситуациями соци-

ального взаимодействия, что в итоге способствует повышению качества их профессиональной подготовки. Поэтому в структуре разноплановой деятельности СПП выделены направления психологического сопровождения не только самого образовательного процесса, но и субъектов этого процесса: студента, студенческой (профессиональной) группы, преподавателя и куратора студенческой группы, образовательной среды в целом.

В процессе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса служба практической психологии выполняет научно-исследовательскую, информационно-просветительскую и практическую функции [3].

Научно-исследовательская функция. Реализуется в комплексе психологических исследований, ориентированных на выявление актуальных направлений работы, поиск эффективных психологических средств воздействия на «проблемные» контингенты участников образовательного процесса в вузе, на разработку научно обоснованной системы сопровождения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов.

Службой практической психологии МАДИ ведутся несколько тем научных исследований в рамках аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы». Так, в процессе работы над проектом «Разработка комплекта научно-методического и организационно-нормативного обеспечения формирования и функционирования системы психолого-социальной поддержки и адресной профилактики асоциальных явлений в технических вузах России» в 2008 г. было проведено три исследования:

1) «Личностные особенности сту-

дентов, значимые для их успешного обучения»;

2) «Потребности и предпочтения участников образовательного пространства МАДИ в различных видах и формах психолого-социальной поддержки»;

3) «Распространенность среди студентов МАДИ асоциального поведения, психологических и социальных проблем».

Первое исследование показало, что условный «личностный профиль студента МАДИ» характеризуется адекватным уровнем самооценки, стремлением к открытости и общительности, средним или выше среднего уровнем интеллектуального развития. Вместе с тем значительная доля студентов (45%) склонна к повышенной агрессивности, враждебности, грубости; у 25% диагностируется выраженное недоверие к окружающим людям, подозрительность и враждебность; у 35% отмечается высокий уровень тревожности. Исследование выявило также, что у многих студентов существуют проблемы с организацией своего досуга (пассивность, отсутствие увлечений, скука). Обстановка в семьях подавляющего большинства студентов субъективно оценивается как благоприятная, однако около 14% опрошенных переживают семейные проблемы; примерно 8% имеют семьи с нарушенными внутрисемейными отношениями.

Интервьюирование, проведенное с руководством МАДИ, и анкетный опрос профессорско-преподавательского состава, студентов и выпускников университета позволили определить запрос на психологические услуги службы практической психологии [4]. Все участники опроса отметили необходимость и полезность психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе. По мнению респондентов, СПП МАДИ может

помочь формированию более благоприятного социально-психологического климата в коллективе, оздоровить взаимоотношения студентов и др.

Основными формами деятельности службы, как считают студенты и преподаватели, должен быть развивающий тренинг и индивидуальные психологические консультации. Образовательные и досуговые проекты менее приоритетны, однако их предложение службой также желательно. Могут быть востребованы и такие формы до-суговой работы, как психологический клуб, «развлекательные» демонстрационные тренинги, кабинет психологической разгрузки сотрудников и преподавателей и пр.

Результаты третьего исследования свидетельствуют о распространенности среди студентов девиантного поведения, психологических и социальных проблем, поэтому их профилактика определена в качестве приоритетных направлений работы СПП МАДИ [5].

В 2009 г. в рамках реализации проекта «Разработка модели и комплекта

организационного и методического обеспечения системы психолого-педагогической поддержки студентов технических вузов с целью эффективного освоения программ профессиональной подготовки и успешной адаптации на рынке труда» СПП МАДИ проведено исследование эффективности освоения образовательных программ студентами технического вуза.

В ходе исследования были выявлены общие факторы успеваемости и мотивации деятельности студентов: «внешняя отрицательная мотивация»; «внешняя положительная мотивация»; «внутренняя мотивация профессиональной деятельности»; «ориентация на соответствие своих способностей профессиональной деятельности»; «ответственность за результат».

Количественный анализ результатов проведенного исследования показал, что успеваемость студентов МАДИ значимо отличается от первого к последнему курсу. При этом самый низкий балл успеваемости зафиксирован на втором курсе, далее успеваемость становится выше. Качественный анализ результатов привел к выводу о том, что успеваемость зависит от внутренней мотивации к учебно-профессиональной деятельности студентов и от личностного самоопределения молодого человека в профессии, что напрямую связано со сформированностью психологической компетентности студента. Учебно-профессиональная деятельность в процессе освоения учебных дисциплин от первого к старшим курсам все больше начинает восприниматься студентами как возможность получить общественное признание своих способностей, личностных профессионально важных качеств и компетенций.

Таким образом, у студентов-старшекурсников учебная деятельность оказывается включенной в контекст

жизненных целевых и смысловых ори-ентаций. На первом месте по значимости у студентов стоит внутренняя мотивация профессиональной деятельности (стремление к самореализации в профессии), на втором - внешняя положительная мотивация (материальное вознаграждение, похвала, карьерный рост и т.д.) и на последнем - внешняя отрицательная (порицания, страх наказания и т.д.). Такое сочетание типов мотивации наиболее оптимально для эффективной учебно-профессиональной деятельности студентов.

Одной из целей проекта «Психологический анализ патологических эффектов экономических и социокультурных трансформаций в современной России» является мониторинг образовательной среды для выявления особенностей отношения студентов к представителям других культур и поиск путей снижения межнациональной напряженности. Результаты исследования показали, что отношение студентов к представителям других культур зависит от сформированности индивидуальной системы ценностей и других особенностей, которые могут быть результатом развития «субъектности» как свойства зрелой личности.

В рамках научно-исследовательской функции СПП МАДИ осуществляет регулярный мониторинг образовательной среды, что дает важную информацию для реализации информационно-просветительской и практической функций службы практической психологии.

Информационно-просветительская функция. Направлена на повышение психологической компетентности студентов и преподавателей вуза. Она реализуется через различные формы работы: проведение лекций, семинаров, круглых столов, конференций, конкурсов, специальных курсов, тре-нинговых занятий; реализацию социально-психологических проектов со

студентами в рамках воспитательной деятельности вуза; пропаганду психологических знаний в СМИ, на стендах, сайте университета и пр. Повышение уровня знаний студентов и преподавателей о психологических аспектах социального взаимодействия, закономерностях умственной деятельности позволяет им более эффективно решать учебно-профессиональные задачи, что в итоге приводит к повышению качества подготовки.

В университете регулярно проводятся мероприятия по следующим тематическим направлениям:

■ сопровождение преподавателя и куратора студенческой группы, которое включает в себя программы СПП МАДИ, направленные на помощь профессорско-преподавательскому составу в постоянном повышении психолого-педагогической культуры и мастерства;

■ пропаганда здорового образа жизни: предупреждение и коррекция ад-диктивного и в целом девиантного (асоциального) поведения студентов, профилактика алкоголизма и наркомании в студенческой среде;

■ адаптация молодого специалиста на рынке труда: формирование навыков самоопределения в профессиональной деятельности и выборе специализации, прохождение собеседования при приеме на работу, эмоциональная саморегуляция в трудных ситуациях, адаптация к новому профессиональному коллективу и условиям работы).

В университете организован действующий на постоянной основе «Психологический киноклуб». Целями клуба являются: сопровождение личностного становления студентов; культурная адаптация иностранных студентов; активи-

зация межгруппового общения, формирование умения обсуждать разные точки зрения и отстаивать свою позицию; развитие творческого потенциала; обучение культуре проведения досуга. На каждом заседании клуба предусматривается совместный просмотр и обсуждение фильмов (например, таких, как «Беспечный ездок» Д. Хоппера и П. Фонды, «Лифт на эшафот» Л. Малля и др.).

Практическая функция. Реализуется через несколько вложенных функций.

Диагностическая функция осуществляется в виде:

■ исследования способностей, склонностей студентов к основным типам профессиональной деятельности;

■ выявления симптомов психических перегрузок и невротических срывов у преподавателей и т.п.

Таким образом, диагностическая функция СПП состоит, во-первых, в оказании студентам помощи в их дальнейшем самоопределении и, во-вторых, - в выявлении негативных состояний в среде профессорско-преподавательского состава. Это позволяет обнаружить трудности в профессио-

нальной подготовке будущих специалистов и далее организовать целенаправленную работу по их коррекции в рамках социально-психологической функции службы практической психологии, что в конечном счете служит реализации терминальной задачи -повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Социально-психологическая функция предполагает:

■ создание благоприятного психологического климата в учебных группах, среди проживающих в общежитии, оптимизация межличностных отношений студентов между собой и с преподавателями, а также социально-психологических процессов в разных группах и коллективах вуза;

■ повышение психологической компетентности студентов в области личностного и профессионального развития (общение, преодоление конфликтов и кризисных ситуаций, построение межличностных отношений, когнитивное развитие, преодоление затруднений в учебной деятельности и др.).

Повышение психологической компетентности студентов и оптимизация отношений в студенческих группах позволяют создать благоприятные условия для усвоения обучающимися содержания профессиональной подготовки, более эффективного овладения ими учебно-профессиональными навыками в ходе профессиональной подготовки в университете.

Сотрудники и волонтеры СПП МАДИ ежегодно проводят семинары и тренинги различной тематической направленности (тренинги знакомства и навыков эффективного общения для первокурсников; тренинги повышения сплочённости студенческих групп; тренинги по саморегуляции негативных эмоциональных состояний: страха, стресса, апатии, депрессии, чувства

вины, обиды и др.; тренинги, направленные на развитие творческого мышления; тренинги развития лидерских качеств; тренинги по выработке навыков самопрезентации при устройстве на работу и др.).

Одним из важнейших направлений деятельности службы практической психологии является профилактика различного рода зависимостей - как химических (алкоголь, наркотики, курение и др.), так и нехимических (Интернет, компьютерная и игровая зависимости и др.). В рамках службы функционирует ежемесячный Дискуссионный психологический клуб под руководством опытного психиатра-нарколога. Целью заседаний клуба служит просвещение студентов по вопросам зависимостей, а также оказание им психологической поддержки в ситуации созависимости (т.е. в случаях, когда близкие студента страдают алкоголизмом, наркоманией и другими зависимостями).

Консультационная функция включает индивидуальное консультирование студентов, преподавателей и сотрудников университета по таким направлениям, как вопросы межличностных и партнерских отношений; проблемы профессионального самоопределения; разрешение трудных жизненных и конфликтных ситуаций; учебные трудности (неуспеваемость, утомляемость, низкая мотивация и др.), проблемы во взаимоотношениях с близкими и многие другие. Индивидуальное психологическое консультирование студентов, преподавателей и сотрудников проводится в специально организованном кабинете. Эта функция очень важна, так как получение психологической помощи студентами, их родителями и преподавателями выступает условием продуктивного переживания жизненных трудностей, что, в конечном счете, сказывается на эф-

фективности образовательного процесса в целом.

Социально-диспечерская функция реализуется в том случае, если в ходе психологического сопровождения возникает необходимость направления студентов к специалисту, не входящему в состав СПП: юристу, медицинскому работнику, психотерапевту, председателю студенческого профкома, декану или иному сотруднику администрации университета. Своевременное обнаружение студентов и сотрудников, нуждающихся в специальной помощи смежных специалистов, позволяет предупредить трудные ситуации в социальном пространстве МАДИ. Сегодня уже очевидно, что психологическая безопасность образовательной среды является важным условием повышения качества освоения студентами программ профессиональной подготовки.

В заключение отметим, что проводимая СПП МАДИ научно-исследовательская, информационно-просветительская и практическая деятельность позволяет наметить перспективы дальнейшего совершенствования как форм и методов психологического сопровождения студентов и сотрудников в образовательной среде университета, так и учебно-воспитательного процесса вуза в целом.

Опыт, накопленный в процессе создания и функционирования СПП МАДИ и отраженный в методическом пособии «Служба практической психологии в техническом университете »,

может служить основой для разработки моделей аналогичных служб психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в других инженерных вузах России.

Литература

1. Болонский процесс 2020 — Европейское

пространство высшего образования в новом десятилетии: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Левен 28-29 апреля 2009 г. // Высшее образование в России. 2009. №7. С. 156-162.

2. Федоров И.В, Ипполитова Г.К, Минина О.Г., Лезина О.В. Инженерное образование в современном мире // Аккредитация в образовании. 2009. №34. С. 50-54.

3. Ушаков В.В, Федоров И.В, Абдулаева

B.М., Федосеева А.М. Роль службы практической психологии в формировании психологической культуры студентов вуза // Инженерная педагогика: Сб. статей. Вып. 12. Т. 2 / Центр инженерной педагогики МАДИ. М., 2010. С. 210-224.

4. Елшанский С.П., Абдулаева В.М, Федоров И.В. Потребности участников образовательного пространства технического вуза в различных видах и формах психологической помощи // Вестник университета. Сер. «Социология и управление персоналом». 2008. № 8 (46).

C. 46-49.

5. Елшанский С.П., Абдулаева В.М, Федоров И.В. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза // Вопросы психологии. 2009. №3. С. 27-36.

USHAKOV V., FEDOROV I, ABDULAEVA V., FEDOSEEVA A. PRACTICAL PSYCHOLOGY DEPARTMENT AT TECHNICAL UNIVERSITY

The role of the Practical Psychology Department in students' professional training and in ensuring of psychologically safe environment at the technical university is shown. The basic directions of this Department activity and its functions are described. The main scientific researches and practical activity results of the Practical Psychology Department are presented.

Keywords: Practical Psychology Department, psychological support, educational process, socially-personal competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.