Научная статья на тему 'Служба практической психологии в системе образования Барнаула, проблемы и перспективы развития'

Служба практической психологии в системе образования Барнаула, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ШКОЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ / SERVICE OF PSYCHOLOGY / DEVELOPMENT OF SERVICE OF PSYCHOLOGY IN THE SYSTEM OF EDUCATION / EDUCATION OF SPECIALISTS / SCHOOL PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слажнева Татьяна Павловна

В статье рассматриваются проблемы развития психологической службы в системе образования г. Барнаула

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слажнева Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service of practical psychology in an education system of barnaul, a problems and prospects of development

The author analyses questions asked and problems of the service of practical psychology in education.

Текст научной работы на тему «Служба практической психологии в системе образования Барнаула, проблемы и перспективы развития»

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА АЛТАЕ

СЛУЖБА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ БАРНАУЛА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Т.П. Слажнева (Барнаул)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития психологической службы в системе образования г. Барнаула Ключевые слова: психологическая служба, развитие психологической службы образования, подготовка кадров, школьные психологи.

Система комплексной (психолого-педагогической и медико-социальной) помощи детям и подросткам существует в сфере образования Барнаула свыше десяти лет. За эти годы она стала неотъемлемой частью городской системы образования, обеспечивающей комплексную и многопрофильную психологическую помощь в обучении, развитии и воспитании обучающихся и воспитанников и способствующей повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Сегодня служба практической психологии является сформированной структурой, в которую входят:

- педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов;

- муниципальное образовательное учреждение «Городской психолого-педагогический центр», обеспечивающий методическое сопровождение психологических служб города и оказывающий психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям и подросткам;

- районные центры психологической помощи;

- методические объединения педагогов-психологов.

Педагоги-психологи введены в штатное расписание

образовательных учреждений всех типов. Координирует работу всех служб координационный совет, созданный при городском психолого-педагогическом центре.

Основной задачей координационного совета психологических служб города является создание единого информационно-методического пространства, организация взаимодействия методических и учебно-воспитательных образовательных учреждений в решении проблем образования. На совете вырабатываются общие методические рекомендации для работы педагогов-психологов, рассматриваются теоретические и актуальные практические проблемы работы специалистов, координируются планы. Так, координационным советом рассмотрен и рекомендован психологам города пакет психологических методик, психологические карты и другие документы, необходимые в работе психолога. Организован смотр кабинетов психологии в образовательных структурах, ведется мониторинг деятельности психологических служб города.

Координационный совет не остается в стороне от конкретных проблем в работе психолога. Долгое время в нашем городе была проблема подготовки материалов

на МПК. Координационный совет дал поручение городскому психолого-педагогическому центру разработать диагностический пакет документов. С учетом рекомендаций Министерства образования нами был разработан простой и удобный в использовании диагностический комплекс, включающий в себя все необходимые документы, проведены обучающие семинары для специалистов учреждений образования.

Развитие психологической службы во многом зависит оттого места, которое ей отводится управленцами в системе образования. Вопросы деятельности службы отражаются в перспективных и текущих планах работы городского и районных комитетов образования, в качестве целевых проектов или специальных разделов в целевых комплексных программах развития образования («Программа мер по сохранению здоровья школьников», «Программа мер по улучшению воспитательной работы с подростками», «Дети Барнаула» и др.). С развитием службы комитеты по образованию стали больше внимания уделять условиям работы психологов. Во всех районах проведены смотры кабинетов психологии, организуются методические выставки. Все это способствует росту творческой активности психологов, их профессионализма, активизирует работу администраций образовательных учреждений по созданию нормальных условий для работы специалистов.

На сегодня мы вправе говорить о том, что у нас заложены основы психологической службы, накоплен значительный опыт, имеется большой кадровый потенциал, достаточно развита система подготовки и переподготовки психологов-практиков для учреждений образования. Произошли изменения в качественном составе кадров педагогов-психологов. Если в 1999 г. базовое образование имело 47% психологов, то в 2004 г. базовое психологическое образование имеет 62% психологов. Однако по-прежнему острыми остаются проблемы, связанные с развитием и становлением службы в системе образования г. Барнаула. Чтобы оптимально оценить процесс развития службы практической психологии, в городе создана эффективная система мониторинга ее развития.

В настоящее время в учреждениях образования г. Барнаула работает 290 психологов. Большинство из них (око-

№19

Сибирский психологический журнал

2004 г.

ло 60%) молодые специалисты, нуждающиеся в практической и методической помощи, которую и предоставляет им городской психолого-педагогический центр.

Оценка эффективности профессиональной деятельности показала недостаточное использование ресурса и неудовлетворительную готовность психологов к психопрофилактической работе. Прежде всего это касается проблемы психического и психологического здоровья, формы и методы решения которой в настоящее время уже не являются оптимальными сложившейся образовательной ситуации, так как не достигают конечной цели. Объектами для работы здесь выступают расписание и психологическая перегрузка школьников, формирование психологической культуры здорового образа жизни и др.

В коррекционно-развивающей работе психологов приоритеты традиционно отданы коррекции общения, поведения и личностного развития (тому, что лучше всего получается на уровне навыков практической работы). Вместе с тем актуальные для современной социально-образовательной ситуации проблемы саморегуляции и преодоления эмоционально-стрессовых ситуаций имеют востребованность в школе и, по мнению самих же психологов, наиболее результативны. Однако психологи к ним наименее подготовлены, вследствие чего реже всего используют их в своей деятельности. Это не единственное методическое упущение в подготовке психологов. Согласно данным мониторинга, популярность методов коррекции и предупреждения асоциального, аддиктивного поведения у подростков сочетается с их недостаточной результативностью. Психологам необходима помощь и обеспечение более оптимальными кор-рекционными программами.

Психологами города показан достаточно компетентный уровень в оценке качества работы с учащимися. Большинство функциональных задач решается успешно и не вызывает затруднений, однако статус и роль психолога в системе школьной психологической службы все

еще не обеспечивает доступность и доверие со стороны главного клиента - ученика. Процент обращаемости к школьному психологу по инициативе самого ребенка остается низким.

Оценка профессиональных знаний, умений и навыков позволяет отметить сформированность и удовлетворительный уровень базового функционала деятельности школьных психологов. Наиболее успешно решаемый круг задач связан с проблемами готовности детей к школе, выявления среди учащихся групп риска, оказания помощи в школьной адаптации, осуществлением профкон-сультаций. Однако школа предъявляет к психологу большие требования, постоянно расширяя границы в области его компетенции, что, в свою очередь, требует соответствующей работы по повышению квалификации кадров и увеличения сети центров либо консультационных пунктов, способных обеспечить интеграцию специалистов различного профиля, комплексный подход в решении возникающих проблем.

Анализ деятельности школьных психологических служб также показал, что психологам не всегда удается справляться с эффектом завышенных ожиданий у учителей и интегрироваться в педагогический коллектив. Отмечается также низкий институционный статус по сравнению с личным и профессиональным авторитетом, слабой остается поддержка администраций образовательных учреждений.

Практические психологи, сталкиваясь с многочисленными проблемами в своей деятельности, основной выход видят в повышении квалификации, оснащении необходимым психологическим инструментарием и методической поддержке со стороны более опытных специалистов и преподавателей.

На наш взгляд, все эти задачи должны найти отражение в комплексной программе развития психологической службы в системе образования Алтайского края, которая разрабатывается в данный момент по итогам работы 1 съезда практических психологов Алтайского края.

SERVICE OF PRACTICAL PSYCHOLOGY IN AN EDUCATION SYSTEM OF BARNAUL, A PROBLEMS AND PROSPECTS OF

DEVELOPMENT

T P Slazhneva (Barnaul)

Summary. The author analyses questions asked and problems of the service of practical psychology in education.

Key words: Service of psychology, development of service of psychology in the system of education, education of specialists, school psychologists

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.