Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 132-136 Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 132-136
https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-132-136, EDN: IENZJJ
Научная статья УДК 316.485:796-057.875
Служба медиации в студенческом спортивном клубе
Н. В. Самсонова^, Д. И. Воронин
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Россия, 236041, г. Калининград, ул. Александра Невского, д. 14
Самсонова Надежда Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор Высшей школы физической культуры и спорта, [email protected], https://orcid.org/0000-002-2734-3666
Воронин Денис Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, директор Высшей школы физической культуры и спорта, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-4525-5758
Аннотация. Воспитательная работа в студенческом спорте направлена на развитие у студентов компетенций личной и коллективной ответственности за качество самореализации в жизнедеятельности. Интеграция стандартов профессиональной, образовательной и спортивной деятельности в части целеполагания обеспечивает достижение личностных результатов участников студенческих спортивных клубов. Защита прав студентов-спортсменов в службе медиации (примирения) реализует воспитательные и регулирующие функции, обосновывает ее необходимость. Отношение к медиации как способу урегулирования споров по вопросам реализации прав студентов-спортсменов обосновывает целесообразность службы медиации. Анкетирование участников и сотрудников студенческого клуба Высшей школы физической культуры и спорта Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (N = 61) доказало актуальность проблемы защиты прав студентов-спортсменов на участие в соревнованиях и включение в спортивные команды (83,7%); наличие дефицитов компетенций в этике спорта (78,7%); готовность урегулировать в службе медиации конфликт с руководителями спортивного клуба и спортивной команды по вопросу спортивных санкций за проступок (73,8%); принятие медиации как способа выработки и заключения взаимовыгодного решения (93,4%); вероятность договороспособности в урегулировании конфликтов на основе общего интереса в честной, справедливой игре (95,1%); уравновешенность как ведущее качество спортивного медиатора (93,4%). Данные анкетирования определяют рекомендации к организации службы медиации в спортивном студенческом клубе: структура воспитательной работы клуба; гуманитарный сервис правовой защиты и психологической поддержки участников и сотрудников клуба; стандартизация документационного, нормативно-правового, методического обеспечения деятельности клуба; регламентация дружеского урегулирования споров по вопросам реализации прав студентов-спортсменов.
Ключевые слова: студенческий спортивный клуб, права и обязанности спортсменов, спортивный конфликт, спортивная медиация, служба медиации
Для цитирования: Самсонова Н. В., Воронин Д. И. Служба медиации в студенческом спортивном клубе // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 132-136. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-132-136, EDN: IENZJJ
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Mediation service at the Student Sports Club
N. V. SamsonovaH, D. I. Voronin
Immanuel Kant Baltic Federal University, 14 Alexandra Nevskogo St., Kaliningrad 236041, Russia
Nadezhda V. Samsonova, [email protected], https://orcid.org/0 0 0 0-002-2734-3666 Denis I. Voronin, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4525-5758
Abstract. Educational work in student sports is aimed at developing students' competencies of personal and collective responsibility for the quality of self-realization in life. Integration of standards of professional, educational and sports activities in terms of goal setting ensures the achievement of personal results of participants of student sports clubs. The protection ofthe rights of student-athletes in the mediation (reconciliation) service implements educational and regulatory functions and justifies its necessity. The attitude to mediation as a way of settling disputes on the implementation ofthe
© Самсонова Н. В., Воронин Д. И, 2022
rights of student-athletes justifies the expediency of the mediation service. The survey of participants and staff of the student club of the Higher School of Physical Culture and Sports of the Immanuel Kant Baltic Federal University (N = = 61) proved the relevance of the problem of protecting the rights of student-athletes to participate in competitions and be admitted to sports teams (83.7%); the presence of competence deficits in sports ethics (78.7%); willingness to resolve a conflict with the leaders of a sports club and a sports team in the mediation service on the issue of sports sanctions for misconduct (73.8%); acceptance of mediation as a way to develop and conclude a mutually beneficial solution (93.4%); the likelihood of contractual capacity in conflict resolution based on a common interest in honest, fair play (95.1%); balance as an essential personality trait of the sports mediator (93.4%). The survey data determine the recommendations for the organization of mediation services in the sports student club: the structure of the educational work of the club; humanitarian service of legal protection and psychological support of the club members and employees; standardization of documentation, regulatory and methodological support of the club's activities; regulation of friendly dispute resolution on the implementation ofthe rights of student-athletes.
Keywords: student sports club, rights and responsibilities of athletes, sports conflict, sports mediation, mediation service For citation: Samsonova N. V., Voronin D. I. Mediation service at the Student Sports Club. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 2, pp. 132-136 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2022-1-2-132-136, EDN: IENZJJ This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)
Введение
Современный этап развития студенческого спорта характеризуется обращением к традициям воспитательной работы, где индивидуальные успехи спортсмена оцениваются как личностный вклад в цивилизационную роль нашей страны, Российской Федерации. Тенденциями в развитии спортивного воспитания выступают обновление форм воспитательной работы, создание социально-воспитательной среды для личностного и ценностного роста обучающихся, учет событийного ряда личностного и профессионального развития [1, с. 145].
Гражданское и патриотическое воспитание студентов выбраны в качестве объектов воспитательной работы студенческих спортивных клубов [2, 3]. В качестве педагогических целей в рамках гражданского и патриотического воспитания определены личностные качества студентов-спортсменов: ответственность и дисциплинированность, стремление к справедливости и миру.
Вместе с тем спортивный клуб, созданный в качестве структурного подразделения образовательной организации высшего образования, должен стать ресурсом для формирования более широкого круга компетенций. На наш взгляд, педагогические цели образовательного, учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности участников студенческого спортивного клуба должны учитывать образовательные и профессиональные стандарты обучающихся в части универсальных компетенций, трудовых действий и трудовых умений. Именно в данной логике физкультур-но-спортивная работа с обучающимися может
рассматриваться как действенный ресурс воспитательной политики современных образовательных организаций высшего образования.
В определении педагогических целей важно учитывать объективную возможность сопряжения видов деятельности студенческого спортивного клуба и содержания формируемой компетенции. Так, универсальная компетенция в основной образовательной программе направления 49.03.01 «Физическая культура» -способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК 3) - предполагает умения урегулировать любые социальные конфликты примирительными технологиями, в том числе медиацией, в результате которой стороны конфликта вырабатывают медиативное соглашение, учитывающее интересы всех участников конфликта.
Медиация в физической культуре и спорте существует уже более 10 лет. Решением Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения от 26 апреля 2011 г. утверждены Рекомендации «круглого стола» на тему «Практика разрешения споров в области физической культуры и спорта» (14 апреля 2011 г.). Физкультурно-спортивным организациям, спортсменам и тренерам, иным субъектам физической культуры и спорта рекомендовано использовать альтернативную процедуру урегулирования споров с участием посредника (процедуру медиации).
На региональном уровне реализация данной рекомендации получила свое развитие в решении Правительства Калининградской области о создании Служб медиации (примирения) во всех учреждениях спорта [4]. Внедрению службы медиации (примирения) в образовательные организации планируется
придать законодательный статус. Соответствующие изменения в Закон об образовании в Российской Федерации уже подготовлены и представлены дополнением закона статьей 45.1 «Использование восстановительных и примирительных технологий в образовательной организации» [5].
Спортивная медиация является и практикой, и учебной дисциплиной, программа которой реализована в Центре дополнительного образования в области физической культуры и спорта Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта [6]. Служба медиации (примирения) активно и успешно работает в детско-юношеской спортивной школе г. Сочи [7].
Служба медиации в студенческом спортивном клубе, таким образом, может выполнить воспитательную (развитие гражданской позиции мирного урегулирования спортивных споров) и регулирующую (конструктивные отношения между субъектами физической культуры и спорта; личная и коллективная ответственность в урегулировании спортивного конфликта) роли в его устойчивом развитии.
Цель исследования, представленного в данной статье, заключается в обосновании необходимости и целесообразности организации службы медиации (примирения) в структуре студенческого спортивного клуба. Гипотеза исследования состоит в том, что успешность внедрения данной структуры в гуманитарные сервисы студенческого спортивного клуба зависит от отношения к защите прав спортсменов в конфликтах различного содержания, а также отношения к возможностям медиации в разрешении конфликтов между участниками и сотрудниками клуба.
Материалы и методы
Участники исследования. Участники и сотрудники студенческого спортивного клуба Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, 61 человек.
Методика. Анкета «Отношение участников студенческого спортивного клуба к медиации как способу урегулирования конфликтов по вопросам реализации прав и обязанностей спортсменов» разработана авторами. Участники и сотрудники студенческого спортивного клуба были информированы о том, что Высшая школа физической культуры и спорта Балтийского федерального университета им. И. Канта изучает проблему необходимости внедрения
в структуру студенческого спортивного клуба службы медиации - гуманитарного сервиса примирительной процедуры урегулирования конфликтов с помощью независимого лица -медиатора. Предлагалось высказать свое мнение (положительное «да» или отрицательное «нет») относительно востребованности данной структуры для мирного разрешения конфликтов между участниками и сотрудниками спортивного клуба. Для руководителей Высшей школы физической культуры и спорта важно получить обобщенное мнение о состоянии правовой защищенности студентов-участников спортивного клуба, готовности урегулировать споры способом медиации и, следовательно, целесообразности организации службы медиации. Результаты анкетирования приведены в таблице.
Результаты и их обсуждение
Анкетирование участников и сотрудников студенческого клуба Высшей школы физической культуры и спорта Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта N = 61) доказало актуальность проблемы защиты прав студентов-спортсменов на участие в соревнованиях и включение в спортивные команды (80,3%); наличие дефицитов компетенций в этике спорта (78,7%); готовность урегулировать в службе медиации конфликт с руководителями спортивного клуба и спортивной команды по вопросу спортивных санкций за проступок (73,8%); принятие медиации как способа выработки и заключения взаимовыгодного решения (93,4%); вероятность договороспособности в урегулировании конфликтов на основе общего интереса в честной, справедливой игре (95,1%); уравновешенность как ведущее качество спортивного медиатора (93,4%).
Выводы
Данные анкетирования определяют рекомендации к организации службы медиации в спортивном студенческом клубе. Служба медиации (примирения) может рассматриваться как структура воспитательной работы клуба и гуманитарный сервис правовой защиты, психологической поддержки участников и сотрудников клуба. Внедрение службы медиации в структуру студенческого спортивного клуба предполагает со стороны руководства клуба разработку и утверждение документаци-онного, нормативно-правового, методического
Отношение участников студенческого спортивного клуба к медиации как способу урегулирования конфликтов по вопросам реализации прав и обязанностей спортсменов (N = 61), %
The attitude of the participants of the student sports club to mediation as a way of resolving conflicts on the implementation of the rights and obligations of athletes (N = 61), %
Служба медиации в студенческом спортивном клубе: статус и содержание деятельности Да Нет
1. Какие нарушаемые права спортсменов оспариваются в конфликтах?
выбор вида спорта 57,7 42,3
участие в соревнованиях, включение в состав спортивных команд 80,3 19,7
получение спортивных разрядов, званий 65,6 34,4
заключение трудовых договоров 47,5 52,5
защита прав и интересов в международных спортивных организациях 73,8 26,2
2. Какие нарушаемые обязанности спортсменов оспариваются в конфликтах?
соблюдать требования безопасности 68,9 31,1
соблюдать антидопинговые правила 72,1 27,9
соблюдать этические норы в области спорта 78,7 21,3
соблюдать регламенты мероприятий и соревнований 77,0 23,0
3. Какие виды конфликтов предпочтительно урегулировать в службе медиации?
нарушение регламентов и правил игры 63,9 36,1
спортивные санкции за проступок 73,8 26,2
причинение вреда здоровью 60,7 39,3
физическое и психическое насилие, травля 57,7 42,3
4. В чем состоят преимущества медиации в отличие от дисциплинарной комиссии?
отсутствие наказания 65,6 34,4
взаимоприемлемое решение 93,4 6,6
налаживание отношений 90,2 9,8
быстрое разбирательство 78,7 21,3
5. Какие общие интересы участников конфликта - основа для примирения?
спортивные результаты команды 80,3 19,7
реализация потенциала спортсмена 86,9 13,1
реализация правил «чистой игры» 95,1 4,9
соблюдение условий договора 90,2 9,8
6. Какие компетенции предпочтительнее при выборе спортивного медиатора?
юридическое образование 73,8 26,2
культура речи 91,8 8,2
уравновешенность 93,4 6,3
оптимизм 75,4 24,6
образование в сфере физической культуры и спорта 82 18
обеспечения деятельности клуба. Регламентация дружественного урегулирования споров по вопросам реализации прав студентов-спортсменов позволит снизить вероятность влияния факторов неопределенности на их до-говороспособность в ходе медиативной встречи.
Список литературы
1. Ольховский Р. М., Ермакова М. А., Воронин Д. И., Еремина Е. А. Физическое воспитание как приоритетная
составляющая работы с обучающимися // Культура физическая и здоровье. 2021. № 1. С. 144-148. https://doi.org/ 10.47438/1999- 3455_2021_1_144
2. Приказ Министерства Высшего образования РФ «Об утверждении Порядка осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами)» от 23 марта 2020 г. № 462. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc= 102118584&backlink= 1 & nd=102722017 (дата обращения: 09.03.2022).
3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении концепции развития студенческого
спорта в Российской Федерации на период по 2025 года» от 21 ноября 2017 № 1007. URL: https://minsport.gov.ru/ 2017/doc/order1017_211117KoncepStudentSport_2025.pdf (дата обращения: 09.03.2022).
4. Службы медиации будут созданы при учреждениях спорта. URL: https://gov39.ru/75let/news.php7ELEMENT_ ID=149721 (дата обращения: 09.03.2022).
5. В Российских школах захотели создать «службы примирения». URL: https://lenta.ru/news/2021/12/20/sluzhbi/ (дата обращения: 09.03.2022).
6. Бережная Г. С., Самсонова Н. В., Ковачев Д. А. Образовательная программа формирования компетентности в спортивной медиации руководителей спортивных федераций // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 14-15.
7. Самсонова Н. В., Шведова Д. С. Роль службы медиации в социализации спортсменов детско-юношеских спортивных школ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=25962 (дата обращения: 09.03.2022).
References
1. Olkhovskiy R. M., Ermakova M. A., Voronin D. I., Erem-ina E. A. Physical education as a priority component of educational work with students. Physical Culture and Health, 2021, no. 1, pp. 144-148 (in Russian). https://doi.org/10. 47438/1999-3455_2021_1_144
2. Order of the Ministry of Higher Education of the Russian Federation "On approval of the Procedure for Carrying out the activities of student Sports clubs (including those in the form of public associations that are not Legal entities)" No. 462 dated March 23, 2020 (in Russian). Available at: http://pravo. gov. ru/proxy / ips/ ?docbody = &prevDoc = 102118584&backlink=1&nd= 102722017 (accessed 09 March 2022).
3. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation "On approval of the concept of development of student sports development in the Russian Federation for the period up to 2025" No. 1007 dated November 21, 2017 (in Russian). Available at: https://minsport.gov.ru/2017/doc/order1017_ 211117KoncepStudentSport_2025.pdf (accessed 09 March 2022).
4. Mediation services will be created at sports institutions (in Russian). Available at: https://gov39.ru/75let/news.php? ELEMENT_ID=149721 (accessed 09 March 2022).
5. "Reconciliation services" to be introduced at Russian (in Russian). Available at: https://lenta.ru/news/2021/12/20/ sluzhbi/ (accessed 09 March 2022).
6. Berezhnaya G. S., Samsonova N. V., Kovachev D. A. Program of formation of competence in sports mediation of heads of sports federations. World of Science, Culture, Education, 2019, no. 1 (74), pp. 14-15 (in Russian).
7. Samsonova N. V., Shvedova D. S. The role of the mediation service in the socialization of athletes of the youth sports school. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 6 (in Russian). Available at: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=25962 (accessed 09 March 2022).
Поступила в редакцию 21.03.2022; одобрена после рецензирования 29.03.2022; принята к публикации 11.06.2022 The article was submitted 21.03.2022; approved after reviewing29.03.2022; accepted for publication 11.06.2022