)УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
Соловьев А. А.
Внесудебное урегулирование споров в области спорта: опыт Франции
ВНЕСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ СПОРТА: ОПЫТ ФРАНЦИИ
Статья посвящена французскому опыту правовой регламентации процедур внесудебного урегулирования споров в области спорта. Автор анализирует положения Спортивного кодекса Франции, посвященные полномочиям Французского национального олимпийского и спортивного комитета, который отвечает за урегулирование большинства конфликтов между спортсменами и спортивными организациями, а также приводит сравнительно-правовой анализ отдельных положений данного Кодекса и Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Ключевые слова: зарубежный опыт, Спортивный кодекс Франции, внесудебное урегулирование споров, медиация, Французский национальный олимпийский и спортивный комитет, коллегия посредников.
A. A. SOLOV'YOV,
Doctor of Science (Law), Federal Judge, Chairman of Judicial Bench, Commercial Tribunal of Moscow Region, Professor of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Professor of the M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University
ALTERNATIVE SPORTS DISPUTES RESOLUTION IN FRANCE
The article deals with the legal regimentation of sports disputes resolution in France. The author analyzes the articles of the Sports Code dedicated to the competence of the National Olympic and sports committee of France — the national body for the resolution of most conflicts between athletes and national sports organizations. The author also gives a comparative analysis of several postulates of the Sports Code of France and the Russian Federal law of July 27 2010193-FZ On alternative procedure of dispute resolution with participation of mediator (mediation procedure).
Keywords: international experience, Sports Code of the French Republic, alternative dispute resolution, mediation, National Olympic and Sports Committee of France, mediators board.
171
Андрей
Александрович СОЛОВЬЕВ,
доктор
юридических наук, профессор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области
Эффективное использование внесудебных процедур урегулирования споров в различных сферах общественной жизни несомненно актуально в любой правовой системе, поскольку способно сократить нагрузку на судей, упростить разрешение споров своими силами и снизить уровень конфликтности в обществе. © А. А. Соловьев, 2015
196 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
я ^Ж î
^^^^ I
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
К сожалению, в нашей стране, несмотря на более чем четырехлетний опыт применения Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1 (далее — Закон о медиации), подобные институты так и не стали действенной альтернативой судебному разбирательству.
Представляется, что существенную пользу отечественной правотворческой и правоприменительной практике может принести изучение зарубежного опыта в первую очередь в тех областях, в которых достаточно силен элемент «неправовой» регламентации общественных отношений. Показательным примером могут служить отношения в сфере спорта, где одним из важнейших регуляторов является lex sportiva — сложноструктури-рованно и когерентно взаимодействующий комплекс систем материальных и процессуальных неправовых норм, включающих в себя общие (на международном и национальном уровнях) и специальные ( сгруппированные по видам спорта) части, который состоит:
— из системы актов «мягкого международного права» в области спорта — документов международных (глобальных и региональных) неправительственных (негосударственных некоммерческих) организаций в области спорта, их соглашений с межгосударственными организациями, государствами и между собой, политических и рекомендательных документов глобальных или региональных международных конференций по спорту;
— комплексов документов национальной ( в рамках конкретных стран) неправовой спортивной регламентации — актов и корпоративных норм саморегулируемых и иных организаций в области спорта и спортивных объединений (регламентов, кодексов, правил, соглашений, уставов), а также обычаев (неписанных правил);
— норм нравственности (включая систему «Фэйр Плей»)2.
В настоящей статье остановимся на опыте Франции — государства, в котором процедуры внесудебного урегулирования споров путем обращения к посреднику получили широкое закрепление в ряде нормативных правовых актов.
Применительно к проблемам урегулирования споров в области спорта весьма показательными, на наш взгляд, являются нормы Спортивного кодекса Франции3, регламентирующие выполнение посреднических функций Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом4.
Вопросы выполнения Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом посреднических функций регулируются в разд. 2 «Посреднические функции» гл. 1 «Французский национальный олимпийский и спортивный комитет» ч. IV «Представительные и посреднические органы» кн. I «Организация физкультурной и спортивной деятельности» Регламентарной части — Декреты Спортивного кодекса Франции5 (да-
1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СПС «КонсультантПлюс».
2 Соловьев А. А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте : монография / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011. С. 99—100.
3 Code du sport // URL: http://www.legifrance.gouv. fr/affichCode.do?dateTexte=20150125&cidTexte= LEGITEXT 000006071318&fastReqId=957611063&fastPos=1&oldAction=rechCodeArticle.
4 Кроме того, значительный интерес представляют положения Гражданского процессуального кодекса Франции, в актуальной редакции которого содержится ряд норм, посвященных судебному примирению сторон, в том числе с использованием двух различных институтов — судебного посредничества и медиации.
5 Спортивный кодекс Франции. Регламентарная часть—Декреты. Книги I и II / пер. с фр. и вступ. ст. А. А. Соловьева ; предисл. А. Т. Сихарулидзе ; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2010.
в
ШШЖ соловьев А.А. Л о-7
УНИВЕРСИТЕТА Внесудебное урегулирование споров в области спорта: |уу
имени о.Е.кугафина(мгюА) опыт Франции
лее — Спортивный кодекс). При этом данным функциям посвящено 20 статей — примерно столько же, сколько содержит российский Закон о медиации.
Статьей 1_.141-4 Законодательной части Спортивного кодекса предусмотрено, что Французский национальный олимпийский и спортивный комитет отвечает за урегулирование всех споров между спортсменами, спортивными ассоциациями, обществами и признанными спортивными федерациями, за исключением конфликтов, связанных с допингом6.
Таким образом, Спортивный кодекс предполагает возможность более широкого использования внесудебных процедур в рассматриваемой сфере, нежели в России, где Закон о медиации применим лишь к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также к спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.
Согласно ст. Р.141-5 Спортивного кодекса обращение во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет с целью урегулирования спора является обязательным предварительным условием для предъявления любого иска в суд в случаях, когда спор возник по причине принятия спортивной федерацией (выполняющей отдельные государственные полномочия или в рамках осуществления уставной деятельности) решения — как подлежащего, так и не подлежащего обжалованию в рамках административной процедуры. Таким образом, рассматриваемым Кодексом регламентирована неизвестная российскому законодательству о медиации императивная (обязательная) процедура обращения к посреднику.
Статьей Р.141-6 Спортивного кодекса предусмотрен крайне интересный институт автоматического приостановления при обращении к посреднику исполнения индивидуального правового акта (решения), в результате принятия которого возник спор. Президент коллегии посредников может отменить это приостановление, лишь если оспариваемый акт (решение) направлен на пресечение актов насилия. Приостановление действия оспариваемого акта (решения) заканчивается с момента получения сторонами уведомления о мерах по урегулированию спора, указанного в ст. Р.141-23 Кодекса.
Процедура факультативного (необязательного) урегулирования спора, предусмотренная ст. Р.141-19 Спортивного кодекса, не влечет приостановления действия оспариваемого акта (решения).
В соответствии с положениями ст. Р.141-7 Спортивного кодекса президент коллегии посредников отклоняет заявления о рассмотрении споров путем обращения к посреднику, не указанные в ст. 1_.141-4 Спортивного кодекса, а также заявления, которые, по его мнению, явно лишены оснований.
Если заявление принято к производству, президент коллегии посредников назначает посредника и уведомляет об этом стороны спора.
В течение месяца после обращения посредник, выслушав заинтересованные стороны и изучив необходимые материалы, предлагает меры для урегулирования спора. Эти меры считаются согласованными сторонами спора, если посредник и стороны не получили уведомления о несогласии с ним в течение месяца с момента получения сторонами предложений посредника.
Статьями Р.141-8 и Р.141-9 Спортивного кодекса установлены гарантии последующей судебной защиты прав лиц, обратившихся для урегулирования спора к посред- ^
нику. В частности, когда оспариваемое решение подлежит обжалованию в судебном ^
*
6 Спортивный кодекс Франции. Законодательная часть / пер. с фр. и вступ. ст. А. А. Соловьева ; Ы
предисл. С. В. Алексеева ; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России.
М., 2009. ОПЫТ!
ш
198 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
я ^Ж ^
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
порядке, обращение во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет с целью урегулирования спора приостанавливает течение срока на обжалование, если он не был пропущен на момент такого обращения.
Приостановление течения срока заканчивается:
— в случае вынесения решения об отказе в принятии заявления в порядке, установленном ст. Р.141-16 Спортивного кодекса, — с момента извещения стороны об этом;
— с момента получения стороной спора извещения о несогласии с мерами по урегулированию спора, предусмотренного ст. Р.141-23 Спортивного кодекса.
Состав, порядок формирования коллегии посредников, а также правовой статус ее президента установлен статьями Р.141-10—Р.141-14 Спортивного кодекса.
Коллегия посредников состоит не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. В ее состав входят признанные специалисты, обладающие познаниями в вопросах организации спортивной деятельности и в области права. Эти лица назначаются во время проведения Олимпиады Правлением Французского национального олимпийского и спортивного комитета по предложению его комитета по этике (ст. Р.141-10).
Функции посредников выполняются на добровольных началах. Вместе с тем посредники имеют право на возмещение командировочных расходов Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом при предоставлении подтверждающих документов (ст. Р.141-11).
Собранное по инициативе старшего по возрасту члена заседание коллегии посредников выбирает из своих членов президента и вице-президента, оказывающего содействие президенту. Они избираются тайным голосованием во время проведения Олимпиады.
Решения на заседании коллегии посредников принимаются в случае, если на нем присутствует не менее половины членов коллегии. При отсутствии кворума заседание созывается снова в течение двух недель. В этом случае решения могут приниматься независимо от наличия кворума. При равенстве голосов право решающего голоса принадлежит старшему по возрасту члену коллегии посредников (ст. Р.141-12).
Президент коллегии посредников, помимо полномочий, которые ему предоставлены в соответствии со ст. Р.141-7 Спортивного кодекса, обязан координировать деятельность посредников, следить за распределением дел и составлять годовой отчет о деятельности коллегии. Этот отчет предоставляется для сведения членам коллегии посредников, а затем направляется во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет (ст. Р.141-13). Президент коллегии посредников может делегировать членам коллегии полномочия, которыми он обладает (ст. Р.141-25).
При нарушении посредником обязательства по сохранению профессиональной тайны или любом другом поведении, несовместимым с исполнением его функций, Правление Французского национального олимпийского и спортивного комитета принимает решение об официальной отставке этого посредника после предоставления ему возможности дать свои пояснения комитету по этике (ст. Р.141-14).
Следует отметить, что Закон о медиации не предусматривает возможности принудительного прекращения полномочий медиатора, в том числе за нарушение им требований законодательства.
Спортивный кодекс содержит процессуальные нормы, подробно регламентирующие порядок обращения к посреднику (ст. Р.141-15—Р.141-21), слушания дела по урегулированию спора, а также правовые последствия процедуры урегулирования (ст. Р.141-22—Р.141-24).
Заявление о рассмотрении спора путем обращения к посреднику (об урегулировании спора) направляется президенту коллегии посредников заказным письмом с
в
ШШЖ соловьев А.А.
УНИВЕРСИТЕТА Внесудебное урегулирование споров в области спорта:
имени о.Е.кугафина(мгюА) опыт Франции
уведомлением о вручении. В нем должны содержаться имя и адрес стороны, которая ходатайствует об использовании процедуры урегулирования. В заявлении об урегулировании спора должны быть подробно изложены обстоятельств дела, а также выводы и ссылки на конкретные доказательства. Если в заявлении оспаривается решение, то к нему должна быть приложена его копия, в противном случае в принятии заявления к производству может быть отказано. Заявитель должен иметь прямой и личный интерес к разрешению спора. Если заявителем является юридическое лицо, заявление об урегулировании спора должно быть подписано лицом, имеющим право действовать от его имени (ст. Р.141-15).
Президент коллегии посредников осуществляет предварительное рассмотрение заявления об урегулировании спора. Он выносит мотивированное решение об отказе в принятии заявления к производству (о чем незамедлительно уведомляет заявителя), если:
1) рассмотрение спора не относится к компетенции коллегии посредников, установленной Кодексом;
2) заявление подано с явными нарушениями ст. Р.141-15 Кодекса, которые в дальнейшем не могут быть устранены;
3) заявление явно лишено оснований (ст. Р141-16).
Если заявление об урегулировании спора имеет явные недостатки, которые могут быть устранены, президент коллегии посредников предлагает заявителю принять меры к их устранению и устанавливает срок для этого. В случае отказа от устранения недостатков заявления либо их неустранения в установленный срок президент коллегии посредников принимает решение об отказе в принятии заявления к производству (ст. Р.141-17).
После принятия заявления об урегулировании спора к производству президент коллегии посредников назначает одного или нескольких посредников, которым поручается рассмотрение дела (статья Р.141-18).
Если заявление об урегулировании спора было подано после истечения срока на такое обращение, президент коллегии посредников, на рассмотрении у которого находится соответствующее заявление, вправе предложить другой стороне спора принять участие в процедуре факультативного (необязательного) урегулирования спора. Тогда стороны должны в письменном виде сообщить президенту коллегии посредников о своем решении воспользоваться процедурой факультативного (необязательного) урегулирования спора или отклонить ее. Данные положения применяются также в тех случаях, когда урегулирование спора путем обращения к посреднику не является обязательным предварительным условием для обращения с иском в суд (ст. Р.141-19).
Имена и фамилии посредников доводятся до сведения сторон спора. При этом каждая из сторон вправе заявить мотивированный отвод назначенным посредникам в течение трех дней после получения указанных сведений по одной из следующих причин:
1) родственные или супружеские отношения посредника с представителем одной из сторон;
2) наличие общих или противоположных интересов у посредника и одной из сторон;
3) наличие у посредника личной заинтересованности в результатах разрешения спора. ^
По итогам рассмотрения заявления об отводе президент коллегии посредников ^
выносит мотивированное постановление. Если отвод заявлен президенту коллегии посредников, соответствующее постановление выносится вице-президентом. В случае Ы удовлетворения заявления об отводе посредников замена производится в порядке, ^ предусмотренном для их назначения (ст. Р.141-20). опыт
Ш
200 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ "Ш^ШШШаь
I-^ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
После назначения посредники определяют дату рассмотрения спора и сообщают об этом сторонам.
Процедура урегулирования осуществляется с соблюдением принципа состязательности.
Посредники вправе производить любые действия, направленные на исследование обстоятельств дела, в том числе осмотр объектов.
Извещения направляются сторонам спора заказным письмом с уведомлением о вручении, а в случаях, не терпящих отлагательства, по решению президента коллегии посредников или посредника — с применением любых других средств доставки (ст. М41-21).
Слушание дела по урегулированию спора проходит в помещении Французского национального олимпийского и спортивного комитета, если посредник не примет иного решения. Оно не является публичным.
Стороны могут принимать участие в заседании самостоятельно либо воспользоваться услугами представителей. Они вправе обеспечить участие в заседании за свой счет свидетелей и экспертов.
Посредники руководят разбирательством. Они могут пригласить принять участие в слушании дела представителя правовой службы Французского национального олимпийского и спортивного комитета.
Во время слушания дела стороны, а также их представители участвуют в прениях. Руководствуясь принципом состязательности, во время слушания дела они могут приводить новые доводы.
При достижении соглашения (в том числе частичного) между сторонами оно вносится в протокол заседания, скрепляется подписями посредников и представителей и передается сторонам, которые подтверждают его получение. Если соглашение между сторонами во время слушания дела не достигнуто, посредники немедленно и любым способом уведомляют их о предложенных посредниками мерах по урегулированию спора (ст. Р.141-22). Меры по урегулированию спора, предложенные посредниками, считаются принятыми сторонами и должны быть исполнены немедленно после получения соответствующего уведомления. Вместе с тем стороны могут не согласиться с данными мерами, представив возражения в течение месяца с момента получения уведомления. Эти возражения могут быть приняты во внимание, лишь если о них были уведомлены как посредники, так и другие стороны спора. Соответствующие уведомления должны быть направлены заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. Р.141-23).
В случае обращения в суд сведения о предложенных мерах по урегулированию спора передаются президентом коллегии посредников в компетентный судебный орган.
По итогам процедуры факультативного (необязательного) урегулирования спора либо подписывается соглашение между сторонами, либо констатируется недостижение соглашения. Любое из этих решений отражается в протоколе, составленном под контролем посредников (ст. Р.141-24).
Представляется, что рассмотренные выше положения Спортивного кодекса Франции, регламентирующие порядок проведения внесудебного урегулирования споров, не только представляют теоретический интерес, но и могут найти практическое применение при разработке аналогичных процедур в рамках российского законодательства о медиации.