Научная статья на тему 'Служба безопасности Украины − специально уполномоченный орган государственной власти по вопросам обеспечения государственной безопасности'

Служба безопасности Украины − специально уполномоченный орган государственной власти по вопросам обеспечения государственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / STATE SECURITY / SECURITY SERVICE / PROVIDING OF STATE SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазонов В. В.

Статья посвящена исследованию концептуальных подходов к выяснению роли и места Службы безопасности Украины в системе сектора безопасности, по результатам которого определяются её правовой статус, задачи, полномочия и компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY SERVICE OF UKRAINE IS THE SPECIALLY AUTHORIZED PUBLIC AUTHORITY ON THE QUESTIONS OF PROVIDING OF STATE SECURITY

The article is devoted to research of conceptual approaches to determination of role and place of security Service of Ukraine in the system of sector of safety, which its legal status, tasks, plenary powers and jurisdiction, concerns on results.

Текст научной работы на тему «Служба безопасности Украины − специально уполномоченный орган государственной власти по вопросам обеспечения государственной безопасности»

УДК 342.95:351

В. В. Сазонов,

соискатель

при кафедре административного права Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ - СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Украина продолжает шагать по пути развития демократического правового государства с необходимым уровнем безопасности в соответствии с международными нормами и стандартами. Это требует реформирования законодательства о государственной безопасности организационно-служебной структуры и функционального назначения субъектов ее обеспечения. В последнее время наблюдается повышенная актуализация исследований проблем государственной безопасности и ее обеспечение. Среди ученых, занимающихся ими, можно выделить работы В. В. Белевцевой, С.Г. Гордиенко, В. В. Ласточкина, В. А. Липкана, И. Ф. Коржа, В. Я. Настюка, О.В. Опалева, В. Г. Пилипчука и проч.

Важное значение в выяснении места и роли Службы Ураины (далее - СБУ) безопасности в системе обеспечения государственной безопасности имеет в первую очередь Основной Закон Украины -Конституция. Согласно ст. 17 этого правового акта обеспечение государственной безопасности и защита государственной границы Украины возлагаются на соответствующие воинские формирования и правоохранительные органы государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом. Дело обеспечения государственной безопасности Закон «О Службе безопасности Украины» возлагает на СБУ Украины [3, с. 47-65].

Учитывая это, считаем целесообразным рассмотреть особенности законодательного регулирования задач, полномочий и организации оперативно-розыскной деятельности органов СБ Украины как главного субъекта обеспечение государственной безопасности и других субъектов.

Относительно СБУ эти вопросы в основном были урегулированы Законами Украины «О Службе безопасности Украины» и «Об оперативно-розыскной деятельности», принятыми в 1992 г. [3, с. 65-83]. Поэтому обратим внимание именно на них как на первичную правовую основу обеспечения государственной безопасности этими органами.

Анализ новейшей истории органов государственной безопасности Украины свидетельствует, что созданная в сентябре 1991 г. Служба национальной безопасности Украины (СНБ) не имела специального правового акта по организации ее деятельности. Как показывают результаты исследования, она должна руководствоваться законодательством в сфере национальной безопасности, решениями коллегии СНБ Украины и соответствующими приказами Председателя СНБ, а также (в части, что не противоречило Конституции и законам Украины) правовыми актами СССР в сфере обеспечения государственной безопасности.

Специальный Закон «О Службе безопасности Украины» был принят Верховной Радой 25 марта 1992 г. одним из первых среди стран - участниц СНГ и остается действующим с незначительными изменениями и дополнениями. По данному Закону СБУ был предоставлен правовой статус государственного правоохранительного органа специального назначения, обеспечивающего государственную безопасность Украины.

К основным задачам СБ названным Законом отнесено:

- защита (в пределах ее компетенции) государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украина, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц;

- предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, против терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и против иных противоправных действий, непосредственно создающих угрозу жизненно важным интересам Украины.

Как показали результаты изучения практики, несмотря на лаконичное, всестороннее и достаточно четкое определение задач органов СБ Украины, формулировки по борьбе с организованной преступностью в сфере управления и экономики оставили возможность ее расширенного толкования, что приводило к определенному дублированию функций других правоохранительных органов.

На Службу СБУ действующим законодательством возложены задачи, аналогичные тем, которые возлагаются на соответствующие службы в странах - членах ЕС и НАТО [1, с. 25]:

1) сбор и анализ информации с целью предотвращения и раскрытия тайно организованной деятельности в таких сферах, как шпионаж (в том числе в сферах экономики, научных и научно -технических достижений), терроризм, политический, этнический и расовый экстремизм, организованная преступность, наркобизнес, изготовление фальшивых денег и отмывание средств, распространение оружия массового уничтожения, незаконная торговля оружием, нелегальная миграция, все виды контрабанды, активное создание радиоэлектронных помех, хакерство, распространение детской порнографии и т.д.;

2) проверка и изучение биографических сведений кандидатов на высокие государственные должности и на их окружение;

Другим ключевым фактором правового регулирования деятельности любой спецслужбы и правоохранительного органа является определение их полномочий, в частности, прав и обязанностей. На СБУ законодателем были возложены следующие обязанности:

1) выполнять информационно-аналитическую работу в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления Украины внутренней и внешней деятельности, разрешения проблем обороны, социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и других, связанных с национальной безопасностью страны;

2) осуществлять меры контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и иных государственных учреждений, а также мероприятия, связанные с охраной государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, с безопасностью граждан Украины за границей;

3) выявлять, пресекать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено законодательством к компетенции СБУ, проводить дознание и следствие по этим делам; разыскивать лиц, скрывающихся в связи с совершением указанных преступлений;

4) принимать контрразведывательные меры в целях преду-преждения, выявления, пресечения и раскрытия любых форм разведывательно-подрывной деятельности против Украины;

5) обеспечивать защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности государства от противоправных посягательств со стороны отдельных лиц или их объединений;

6) осуществлять контрразведывательное обеспечение оборонного комплекса, Вооруженных Сил Украины, иных военных формирований, дислоцированных на ее территории, энергетики, транспорта, связи, а также важных объектов других отраслей хозяйства;

7) участвовать в разработке и принятии мер по защите государственных тайн Украины, в порядке, предусмотренном законодательством, содействовать предприятиям, учреждениям, организациям и предпринимателям в сохранении коммерческой тайны, разглашение которой может нанести ущерб жизненно важным интересам страны;

8) осуществлять в соответствии с законодательством профилактику правонарушений в сфере государственной безопасности;

9) обеспечивать в пределах определенной законодательством компетенции защиту личной безопасности граждан и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, в случае поступления от них, членов их семей или близких родственников заявления, а также защиту руководителя соответствующего государственного органа в случае его обращения или получения оперативной и иной информации о наличии угрозы их жизни, здоровью, жилью или имуществу; участвовать в реабилитации и восстановлении прав незаконно репрессированных лиц;

10) способствовать Государственной пограничной службе в охране государственных границ Украины;

11) содействовать обеспечению режима военного и чрезвычайного положения в случае их объявления, а также ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;

12) оказывать имеющимися силами и средствами, в том числе и техническими, помощь органам внутренних дел, другим правоохранительным органам в борьбе с преступностью;

13) участвовать в разработке мероприятий и разрешении вопросов относительно въезда в Украину и выезда за ее пределы, пребывания на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, а также относительно пограничного режима и таможенных правил;

14) обеспечивать засекреченной и шифрованной связью государственные органы Украины и должностных лиц в соответствии с перечнем, установленном Кабинетом Министров Украины;

15) проводить научные исследования и опытно-конструкторские работы, внедрять их результаты в практику деятельности СБУ;

16) выполнять по поручению Верховной Рады или Президента Украина иные задачи, направленные непосредственно на обеспечение внутренней и внешней безопасности государства.

Приведенные обязанности СБ Украины несколько уточнены Законами Украины «О контрразведывательной деятельности» [3, с. 85-93], «О борьбе с терроризмом» [3, с. 10-31] и «О государственной тайне» [2, с. 187-211]. В частности, СБ предоставлен правовой статус специально уполномоченного органа государственной власти в сфере контрразведывательной деятельности и обеспечения охраны государственной тайны, а также главного государственного органа в борьбе с терроризмом. Для реализации этих обязанностей органам СБУ были предоставлены и соответствующие права:

I) требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих выполнению полномочий СБУ, проверять в связи с этим документы, удостоверяющие их личность, а также проводить обследование лиц, досмотр их вещей и транспортных средств, если есть угроза бегства подозреваемого или уничтожения либо сокрытия им вещественных доказательств преступной деятельности;

2) представлять органам государственного управления обязательные к рассмотрению предложения по вопросам национальной безопасности Украины, в частности, о прекращении деятельности, связанной с государственными тайнами, которая выполняется с нарушением установленных правил;

3) получать на письменный запрос руководителя соответствующего органа СБУ от министерств, государственных комитетов, других ведомств, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, граждан и их объединений данные и сведения, необходимые для обеспечения государственной безопасности страны, а также пользоваться с этой целью служебной документацией и отчетностью. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и в объеме, установленными Законом Украины «О банках и банковской деятельности»;

4) в порядке, согласованном с администрацией предприятий, учреждений и организаций, а также с командованием воинских частей, входить на их территории и в служебные помещения;

5) использовать с последующим возмещением расходов и убытков транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, воинским частям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда к месту происшествия в целях пресечения преступлений, преследования и задержания лиц, подозреваемых в их совершении, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

6) исключительно при непосредственном пресечении преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции СБУ, преследовать лиц, подозреваемых в их совершении, заходить в жилые, служебные, производственные и иные помещения, на территории и земельные участки с целью их осмотра с последующим уведомлением прокурора в течение 24 час.;

7) проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, определенном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»;

8) осуществлять сотрудничество с гражданами Украины и другими лицами, в том числе на договорной основе, следуя при этом условия добровольности и конфиденциальности этих отношений;

9) пользоваться на договорных началах служебными помещениями предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилыми и другими помещениями граждан;

10) направлять военнослужащих СБУ для работы на штатных должностях в другие учреждения, предприятия и организации на период выполнения конкретных задач в интересах разведки, контрразведки, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью. В отдельных случаях в порядке, определенном коллегией СБУ, допускается направление на работу таких военнослужащих в учреждения, предприятия и организации по инициативе их руководителей;

II) в интересах разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности создавать информационные системы и вести оперативный учет в объеме и порядке, которые определяются задачами, возложенными на СБУ этим Законом;

12) морально и материально поощрять сотрудников СБУ и иных лиц за заслуги в обеспечении государственной безопасности; представлять их в установленном порядке к государственным наградам;

13) вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта независимо от наличия мест и поселяться в гостиницах при предъявлении удостоверения;

14) пользоваться бесплатным проездом всеми видами транспорта городского пассажирского (кроме такси), железнодорожного и водного пригородного сообщения, в автобусах пригородных маршрутов, а также попутным транспортом;

15) в соответствии с действующим законодательства при наличии опасности для жизни и здоровья выдавать лицам, взятым под защиту, оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.

Существующие проблемы, задачи и полномочия разведывательных, контрразведывательных и спецподразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ были дополнительно урегулированы Законами Украины «О организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» (199З г.) [2, с. 260-277], «О разведывательных органах Украины» (2001 г.) [З, с. 9З-109], «О контрразведывательной деятельности» (2002 г.) [2, с. 229-2З7] и др.

Следовательно, четкое определение компетенции и полномочий главных субъектов обеспечения государственной безопасности Украины от глобальных вызовов и угроз, которое должно получить соответствующее закрепление на законодательном уровне, будет способствовать оптимизации системы обеспечения государственной безопасности, формированию задач, функций и полномочий ее органов в соответствии с требованиями построения социального, демократического и правового Украинские государства. Считаем, что эта проблема должна рассматриваться в контексте реализации реформирования судебной системы Украины и Концепции реформирования Службы безопасности Украины, а также ряда других законодательных актов по вопросам национальной и государственной безопасности. Но это задача следующих публикаций автора.

Список литературы: 1. Деятельность спецслужб и демократический контроль: профессиональный взгляд // Бюл. № 3. -Женева / Киев: Geneva centre the democratic control of armed forces (DCAF). - 2005. - С. 25. 2. Оперативно-розшукова діяльність: Нормативно-правове регулювання / Ю.Я. Кондратьєв, О.М. Джужа, Д.Й. Никифорчук, В.В. Матвійчук. - К.: КНТ, 2005. - 552 с. 3. Правові основи боротьби з тероризмом: Зб. документів. - К.: СБ України, 2006. - 519 с.

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ - СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сазонов В.В.

Статья посвящена исследованию концептуальных подходов к выяснению роли и места Службы безопасности Украины в системе сектора безопасности, по результатам которого определяются её правовой статус, задачи, полномочия и компетенция.

Ключевые слова: государственная безопасность, служба безопасности, обеспечение государственной

безопасности.

SECURITY SERVICE OF UKRAINE IS THE SPECIALLY AUTHORIZED PUBLIC AUTHORITY ON THE

QUESTIONS

OF PROVIDING OF STATE SECURITY

Sazonov V.V.

The article is devoted to research of conceptual approaches to determination of role and place of security Service of Ukraine in the system of sector of safety, which its legal status, tasks, plenary powers and jurisdiction, concerns on results.

Key words: state security, security service, providing of state security.

Поступила в редакцию 22.06. 2011 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.